Программа интегрированного кружка краеведения и декоративно - прикладного творчества "Народная жемчужина"
календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме

Хисамутдинова Алсу Вазыховна

Данная программа разработана мной лично, ориентаруясь на предыдущие годы работы по данному направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Рабочая программа интегрированного кружка декоративно – прикладного творчества и краеведения "Народная жемчужина»

Пояснительная записка

Образование – богатство,

применение его – совершенство.

Арабская пословица.

Настоящая программа отражает опыт использования регионального компонента в обучении истории и литературы. Изучение истории села (своей малой Родины) является актуальным для учащихся, проживающих в сельской местности, так как более тесные социокультурные связи на селе.

Программа сочетает в себе социокультурный и личностно-ориентированный подходы. Очень важно, что через изучение топонимики, родословной ученик постигает мир и народную мудрость. Программа носит комплексный характер. Работая по ней, изучая окрестности села, учащиеся получают необходимые сведения и знания в области географии, топонимики, истории и традиций народной деревянной архитектуры, а так же практические умения и навыки и применение методов исследования. Программа может осуществлять межпредметные связи, использовать наиболее активные формы самостоятельной работы учащихся, но и стать основой для организации работы всей школы по нравственному и патриотическому воспитанию.

 В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Программа состоит из трёх разделов:

“Малая Родина – моя деревня”;

“Моя родословная”;

“Топонимика окрестностей села”.

Цель: восстановление прерванной связи времён, возвращение утраченной любви к родной земле, сохранение традиций и умений семьи и рода, развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.

Задачи:

обучающая: развить познавательный интерес к изучению истории села; обучить исследовательской деятельности; основным приемам декоративно – прикладного творчества, стимулировать развитие фантазии, образного мышления, пространственного воображения.

развивающая: развить умение обрабатывать материал, формировать ответственность за порученное дело;

воспитательная: формировать культуру общения с информантами, друзьями и педагогом; воспитать уважение к истории села,

Основным принципом в работе кружка является нравственное воспитание  школьников через музейные экспонаты. Есть у музейной “памятной книги” ценное качество: одна и та же страница прошлого может быть прочитана и первоклассником и старшеклассником, но по-разному.

Программа рассчитана на учащихся 5-7-х классов, так как это самый пытливый, самый активный школьный народ. Поэтому специфика работы кружка в разнообразии деятельности. Основными методами является словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация, иллюстрация, видеометод), практические (познавательные игры, инсценировки, погружение в прошлое) и исследовательский метод, который даёт детям первые элементарные сведения о приёмах и способах научного поиска, предусматривает творческое усвоение знаний, что важно в современной культурособразной школе. Все занятия, модифицируя, можно “приспособить” для детей любого возраста.

Первый раздел программы предусматривает изучение истории возникновения села. Второй раздел направлен на исследование и изучение минитопонимов окрестностей села. Третий раздел программы ориентирует на умение добывать сведения у информантов, обрабатывать собранный материал.

Формирование детей в кружок свободное, по желанию. Вид группы – профильный, состав группы постоянный.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Число обучающихся 15 человек, так как это самая оптимальная группа. Можно разбиться на несколько микрогрупп для работы по нескольким направлениям одновременно. Далее будет возможность сотрудничества в группах.

В связи с расширением кругозора учащихся вводятся следующие термины: информант, топонимика, деревянная архитектура, зодчество, резьба, интерьер, утварь, экспозиция, архив, родословие, родословное древо.

Основные знания, умения:

Ученик должен знать: историю села в разное время, деревянное зодчество и умельцев села, основные названия окрестностей, получить представление о ручной работе: вышивка, плетение, бисероплетение, папье – маше, рисование акрилом по стеклу, декорирование посуды, поделки из бумаги, глины, пластелина, селеного теста, декупаж, вязание, ковровая вышивка, работа с природным материалом ,плетение из газетных трубочек.

Должен уметь: составить вопросник, задавать вопросы информантам, записать информацию, обработать собранный материал, написать исследование и выступить с докладом.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

•        словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

•        наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

•        практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

•        объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

•        репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

Учебно-тематический план (2015-2016 учебный год)

Раздел № 1. “Малая Родина – моя деревня”

Тема занятия

Кол- во часов

дата

Ожидаемый результат

1-2

Моя малая Родина -  страна умельцев.

2

Осознание красоты окружающего мира

3-4

История возникновения нашего села. Беседа с учителем биологии Сафиуллиной В.Г. по материалу о селе и его первых жителях. Посещение школьного музея.  Памятные места нашего села. Рисунки  гуашью по виниловым дискам

2

Осознание красоты окружающего мира, рисунки учащихся

5-6

  Памятные места нашего села. «Гора Фаиз».

2

Рисунки по стеклу и винилу

7-8

  Памятные места нашего села. « Возвышенность Ак Яр.» Роспись камней , собранных с берега реки Чепкас.

2

Рисунки по стеклу и винилу

9-10

«Расщелина Салаха» Памятные места нашего села. Экскурсия

2

Экскурсия.

11-12

«Расщелина Салаха» Памятные места нашего села. Поделки из бисера. Основы бисероплетения.

2

Фиалка из бисера

13-14

«Расщелина Салаха» Памятные места нашего села. Поделки из бисера. Основы бисероплетения.

2

Фиалка из бисера

15-16

Беседа с жительницей села Айзатуллиной Равией. Знакомство с ее работами . Вышивка бисером. «Виды села Каменный Брод»

2

Экскурсия и беседа.  Знакомство с новым видом творчества.

17-18

Особенности вышивки бисером. Простейшие картины бисером.

2

  1. Мальчики рисуют эскизы
  2. Девочки вышивают.

19-20

Особенности вышивки бисером. Простейшие картины бисером.

2

1.        Мальчики рисуют эскизы

2.        Девочки вышивают.

21-22

Бисероплетение как вид прикладного искусства. Цветы из бисера. Украшение домов поделками из бисера.

2

Экскурсия и беседа.  Знакомство с новым видом творчества.

23-24

Бисероплетение как вид прикладного искусства. Цветы из бисера. Украшение домов поделками из бисера. Экскурсия . Беседа с жительницей нашего села Зинятулловой Г.А. Знакомство с ее работами и поделками из бисера.

2

Экскурсия и беседа.  Знакомство с новым видом творчества.

25-26

Видеоурок. «Картины из бисера. Народные умельцы». Беседа.

2

Расширение кругозора. Умение вести беседу, добывать знания самостоятельно.

27-28

Презентация

 « Интересные люди нашего села» Поисковая  работа.

2

Поиск материала. Экскурсии и беседы.

29-30

Презентация

 « Интересные люди нашего села» Поисковая  работа. Посещение сельской библиотеки.

2

Поиск материала. Экскурсии и беседы.

31-32

Подготовка презентации.

Художественно – эстетическое оформление.

2

Расширение кругозора. Умение вести беседу, добывать знания самостоятельно.

33-34

Знакомство с работами «народного» художника и мастера резьбы по дереву Нигматуллина И.Ф.

2

Расширение кругозора. Умение вести беседу, добывать знания самостоятельно.

35-36

Знакомство с работами «народного» художника и мастера резьбы по дереву Нигматуллина И.Ф.

Оформление школьного музея. Портреты казанских ханов.

2

Интервью с Нигматуллиным И.Ф. о его работах в школьном музее села Каменный Брод.

37-38

Знакомство с работами «народного» художника и мастера резьбы по дереву Нигматуллина И.Ф.

Оформление школьного музея. Портреты казанских ханов. Мальчики.

2

Подготовка электронного альбома с его работами.

 ( девочки)

39-40

Эссе. «Как влияет каждая личность на развитие села?» Роспись камней. Работа с мальчиками.

2

Эссе.

41-42

Конкурс фоторабот « Мое село»

2

фотоработы

43-44

Конкурс фоторабот « Мое село» презентация.

2

презентация

45-46

Анкетирование «Что тебе понравилось в работе кружка?»

2

анкета

Часть вторая «Моя родословная»

47-48

Что такое родословная? Для чего она нужна. Примеры родословной Казанских ханов. Экскурсия в школьную галерею портретов.

2

Опросник о родословной, иметь представление о генеалогическом дереве.

49-50

Знакомство с родословной семьи Айзатуллиных.

 (15 поколений семьи)

2

беседа

51-52

Рисуем родословную. Семья Имятовых.

 (12 поколений семьи)

2

Рисунок – схема родословной

53-54

Виды эстетического оформления работ. Поделки из бумаги и картона. Квиллинг.

2

Оформление  дерева.

55-56

Видеоурок  « Оформление генеалогического дерева»

2

Эстетическое восприятие.

57-58

Видеоурок «Керамика. Красота в росписи. Мастерство из поколения в поколение» . Виды росписи по керамике и стеклу. Краски для росписи.

2

Роспись тарелок

59-60

Выполнение посуды в технике папье – маше, виды росписи.

2

заготовки

61-62

Поднос в технике папье - маше

2

папье - маше

63-64

Роспись «Гжель»

2

Роспись тарелок

65-66

Роспись « Хохлома»

2

Роспись тарелок

67-68

Роспись «Камброд»

2

Роспись тарелок

69-70

Подготовка презентации по итогам работы в технике папье – маше.

2

презентация

71-72

Современное украшение жилища. Презентация.

Вязаные цветы. Бумажные цветы.

2

Фиалки горы Фаиз.

73-74

Беседа с жительницей села Айзатуллиной Танзилей. Вязаные фиалки, цветы из гофрированной бумаги.

2

Вязаные цветы.

Фиалки и земляника расщелины Салаха.

75-76

Техника вязания фиалок

2

Вязаные цветы

77-78

Вязаные глоксинии

2

Вязаные цветы

79-80

Мастер класс Зинятулловой Сирини

 ( выпускницы Камбродской СОШ) «Вязаная крючком роза»

2

Вязаные цветы

81-82

Современное украшение жилища. Презентация.

Цветы из бисера. Беседа с жительницей села Валеевой Гулией.

 ( заведующая сельской библиотекой) Цветы из гофрированной бумаги.

2

Цветы из бисера

83-84

Картины, вышитые бисером. Современное украшение жилища. Основы дизайна.

 ( Витражи) Акриловые краски и рисунки.

2

Акрил по стеклу

85-86

Современное украшение жилища. Знакомство с картинами  Хисамутдиновой Фирюзы Фиргатовны.  ( Акрил по стеклу)

2

Картины из бисера. Акрил по стеклу.

87-88

«Беседа с поваром». Вязаные огурцы в банке.

2

Вязание огурцов

89-90

Амигуруми.

2

Вязание огурцов

91-92

Вязаные овощи

2

Вязание огурцов

93-94

Вязаные фрукты

2

Вязание яблока и груши

95-96

Вязаные фрукты

2

Вязание яблока и груши

97-98

Картины из цветного песка

2

подсолнухи

99-100

  Картины лентами. «Шиповник».

2

Выполнение работы

101-102

  Картины лентами. «Шиповник». «Георгины»

2

Мальчики помогают делать рамки для картин

103-104

Выставка работ учащихся

2

105-106

Поделки из природного материала. Чудо скворечники. Занятия  для мальчиков

2

Скворечники ждут хозяев

107-108

Поделки из природного материала.  Осеннее дерево. Весеннее дерево.

2

Осеннее дерево – девочки, весеннее дерево – мальчики.

Часть  третья «Топонимика окрестностей села»

109-110

Беседа с учителем географии Хайрулловой Р.М. о  нашем селе.

2

Рисунки ребят

111-112

Посещения школьного музея. « Вода – водица». Аквариум в банке.

2

Аквариум и рыбки

(работы девочек)

113-114

Рыбы в нашей реке. Поделки из пластелина.

2

Аквариум и рыбки

(мальчики)

115-116

Знакомство с работами умельцев  ковровой вышивки.  Тканые ковры.

Хисамутдинова Сария  и  Шарапова Сания.

2

Пробуем вышивать ковры.

117-118

Глобус села Каменный Брод, выполненный в технике папье -маше

2

Глобус села Каменный Брод, выполненный в технике папье -маше

119-120

Глобус села Каменный Брод, выполненный в технике папье -маше

2

Глобус села Каменный Брод, выполненный в технике папье -маше

121-122

Карта села Каменный Брод.

2

Карта села Каменный Брод.

123-124

Анкетирование. Что мне понравилось на занятиях кружка?

2

Выявить предпочтения и симпатии ребят

125-126

Мир вышивки и лепки

2

Соленое тесто и пластелин –мальчики, вышивка – девочки.

127-128

Мир вышивки и лепки

2

Соленое тесто и пластелин –мальчики, вышивка – девочки.

129-130

Какой памятник я поставил  бы в нашем селе? Проект для парка.

2

Какой памятник я поставил  бы в нашем селе? Проект.

131-132

Проект фонтана и парка для села

2

Проект фонтана для села

133-134

Свободные занятия в понравившейся технике

2

Свободные занятия

135-136

Итоговые занятия.  Общая картина «Мое село»

2

Выставка работ.

Использованная литература:

  1. Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
  2. Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
  3. Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
  4. Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.
  5. Учительская газета, № 15, 2006 год.
  6. Учительская газета, № 21, 2006 год.
  7. Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
  8. Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
  9. Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.
  10. Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.

Декоративно – прикладное творчество.

1. Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.

 2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.

 3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002

 4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

 5. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.

6. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000

7. Книга серии «Основы художественного ремесла» Геннадия Федотова - Послушная глина. Москва «АСТ - ПРЕСС»1999 г.;

8. Книга серии «Золотая библиотека увлечений» Ирины Ханановой - Соленое тесто

Москва «АСТ - ПРЕСС» 2007г.;

1.        Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г.

2.        Иванова А.А. Ручное вышивание. «Культура и традиции», 2001 г.

10. Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,1984.

11. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения  Высшая  школа –1989.

13. Черутти Патриция Наве.  Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство.

14. Основы художественного ремесла. Москва АСТпресс 1999 г. Геннадий Федотов «Кожа».

15.Хафизова Н.А. Поделки из природного материала. Издательство АСТ Москва. 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество.Дизайн"

Рабочая программа кружка «Декоративно-прикладное творчество. Дизайн»...

Программа кружка декоративно-прикладного творчества"Казачий сувенир"

Программа дополнительного образования для классов казачьей направленности....

Программа кружка декоративно-прикладного творчества"Казачий сувенир"

Программа дополнительного образования для классов казачьей направленности....

Программа кружка по декоративно-прикладному исскуству "Выпиливание лобзиком из фанеры"

Человек всегда стремился украсить своё жилище и окружающие его предметы домашнего обихода резьбой. При отделке строений широко применялось ажурное выпиливание из тонких досок и фанеры. Дома с сохр...

Программа кружка декоративно-прикладного творчества

  Кружковая работа необходима каждому ребенку для того, чтобы он имел возможность удовлетворить свою склонность к излюбленному виду деятельности - вышивке, художественному конструированию,...