«Работа с вощиной в технологии мастер-класса»
учебно-методическое пособие по теме

     Данное методическое пособие рекомендовано педагогам дополнительного образования, реализующим программы художественно-эстетической направленности, учителям начальных классов и среднего звена. Новым направлением в творческой деятельности объединения «Кладовые природы», при создании цветочных композиций, стало использование такого интересного и необычного природного материала, как вощина. Автором данного методического пособия разработана технология изготовления цветов из вощины. В данной статье предлагается один из мастер - классов по созданию цветкового травянистого растения - рогоз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие

«Работа с вощиной в технологии мастер-класса»

Яковлева М.В.

педагог дополнительного    образования,

муниципальное казенное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей дом детского творчества

Малмыжского района Кировской области

Данное методическое пособие рекомендовано педагогам дополнительного образования, реализующим программы художественно-эстетической направленности, учителям начальных классов.

Пояснительная записка

Вощина – тонкие восковые листы с выдавленными 6-угольнвми  донышками пчелиных ячеек. Изготавливается на заводах по переработке воскового сырья. Закрепляется в рамке, которая вставляется в улей, что ускоряет постройку сотов пчёлами.[1]

Пчелиный воск – секрет восковых желёз медоносной пчелы. Это жироподобное вещество, которое выделяется специальными железами рабочих пчёл и используется для ремонта и строительства гнезда. [2]

Вощина – это природный материал животного происхождения, основа будущих пчелиных сот. Но вощину можно использовать как декоративный элемент в мыле ручной работы, а также изготавливать красивые свечи из вощины (это, то элементарное, где можно использовать вощину для создания предметов обихода).

На занятиях по работе с природным материалом использование вощины для изготовления цветов и композиций стало новым направлением в деятельности объединения «Кладовые природы». А какие изумительные цветочные композиции можно создавать из воска! Яркие, словно живые, рождаются всевозможные виды цветов. Сама вощина, её аромат вдохновляют на творчество. Но поистине настоящие шедевры получаются из качественной вощины.

Творить из вощины – одно удовольствие! Настенные и настольные цветочные композиции, подсвечники сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом, восковым ароматом и душевным теплом. Кроме того вощина является экологически чистым материалом, она эластична, из неё легко формировать образ цветка, но сам материал непрочен: легко рвётся и хрупок после окраски. Зато не пачкает рук во время работы. Технология окраски изделий из вощины наиболее доступна для детей. Поделки из вощины долговечны, но их хранение требует специальных условий: главное избегать прямых солнечных лучей, которые приводят к выгоранию неокрашенных изделий, размягчению и плавлению неокрашенной вощины.

Дети очень любят работать с данным природным материалом. Но он поддаётся не каждому. Всё дело в трудоёмкой и кропотливой технологии изготовления поделок из вощины. Автор программы рекомендует проводить работу с данным природным материалом в рамках работы с одарёнными детьми и наиболее приемлемой формой считает проведение мастер-классов по изготовлению цветочных композиций и сувениров.

      Что такое мастер-класс.

Мастер-класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определённую структуру. [3] Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идёт непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером подразумевается педагог, ведущий мастер-класс). [4]

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия.

         Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определённой познавательной и проблемной педагогической задачи.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь-то приём, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы - одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

Мастер-класс по работе с вощиной

тема: «Цветы из воска»

Цель: научить технологии работы с вощиной при создании цветкового травянистого растения – рогоз.

Оборудование: шаблоны деталей, листы вощины, соломинка, образцы готового изделия, резак, ножницы, линейка, шпажки, подкладная клеёнка.

Ход мастер-класса

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

Мастер: Занятия творческой работой в объединении «Кладовые природы» направлены на развитие особого умения, если так можно назвать, «умение цветовидения». Что это значит? (ответы детей)

Это способность увидеть образ цветка в каком-либо природном материале и умение воссоздать и воплотить этот образ в работе.

Из каких природных материалов мы изготавливали цветы?  (ответы детей)

Но сегодня перед вами лежит новый для вас природный материал – вощина. Попробуйте связать этот природный материал с темой «Искусство цветовидения» и сформулировать по этому поводу проблему. (ответы детей)

Мы изготавливали цветы из разнообразного природного материала, как растительного, так и животного происхождения, сейчас нам необходимо решить проблему: можно ли из воска изготавливать цветы.

III. Тема и цель мастер-класса.

Мастер: Предлагаю вашему вниманию тему мастер-класса «Цветы из воска». Целью нашей работы будет: освоение техники изготовления и создания образа цветкового травянистого растения.

IV. Решение проблемы.

Мастер: Хочу вам показать необычное цветковое растение - рогоз.

(демонстрируется его фотография)

Я думаю, что этот цветок всем знаком. Мы часто его встречаем на заболоченных местах нашей местности. Его строение довольно простое: длинный зелёный стебель с отходящими от него длинными листьями и соцветие – початок коричневого цвета, находящийся на стебле цветка. Это растение мы часто называем камышом, не зная, что камыш - это совершенно другое растение и имеет цветок другого вида.

Как вы думаете, почему предложено именно это растение? (имеет простое строение). Подумайте и скажите, каким образом можно будет изготовить этот цветок? (обсуждение педагога с детьми техники изготовления цветка: рогоз имеет соцветие початок, его можно получить, свернув лист вощины в трубочку)

Мастер: Действительно, техника изготовления этого цветка выполняется на основе скручивания вощины.

V. Практическая работа. 

Мастер: Предлагаю приступить к изготовлению цветка.

Для этого вам даны листы вощины и инструменты:  линейка, резак. Понадобится подкладная клеёнка. У каждого лежит шаблон трапециевидной формы, соломинка.

Этапы работы над изделием.

1. Заготовка элементов деталей выбранной работы.

2. Формирование из заготовок части цветка в соответствии с техникой его изготовления.

3. Соединение деталей цветка необходимым способом.

4. Окрашивание изделия.

5. Сушка изделия.

Мастер: Работа по изготовлению этого растения состоит из создания двух частей: стебля и самого початка. Оба эти элемента выполняются на основе скручивания листа вощины.

1. отрезаем от листа вощины полоску с помощью линейки и резака. Ширину полоски берём по ширине линейки. Эта деталь идёт на стебель. Для этого накладываем линейку на лист вощины так, чтобы длинная её сторона совпала с краем листа вощины. По другой стороне линейки делаем разрез с помощью резака.  Аналогичную деталь вырезаем для листа.  Чтобы изготовить початок,  берём шаблон трапециевидной формы, накладываем его на край листа вощины, вырезаем с помощью резака по контуру трафарета, не забывая о правилах техники безопасности.  

2. для того чтобы изготовить стебель растения, на полученную заготовку прямоугольной формы кладём соломину. Это делается для фиксирования стебля растения в устойчивом положении. Соломинку кладем так, чтобы один её край выступал за заготовку вощины. Накручиваем вощину на соломинку. Можно использовать  проволоку в качестве каркаса, если хотим  придать стеблю не только устойчивость, но и выгнутую форму. Если изделие будет использовано в плоскостной работе, то внутренний каркас необязателен. Что нужно сделать с другой прямоугольной заготовкой, чтобы из неё получился лист рогоза? (вырезать с помощью ножниц форму листа) Початок изготавливаем по принципу скручивания колбаски без каркаса. Полученную заготовку трапециевидной формы скручиваем, начиная от узкого основания к широкому.

3. соединяем стебель рогоза с початком и закрепляем початок на стебле с помощью сминания краёв к стеблю.  Для этого, первое, необходимо вставить стебель в початок со стороны, где соломинка выступает за край вощины, второе, сминая края початка, закрепляем обе детали друг к другу.  С другой стороны початка мы должны вставить отросток цветка в виде небольшого фитилька. Для этого возьмём половинку шпажки и небольшой кусочек вощины. Скрутим вощину на это основание. Закрепим початок с фитильком аналогично тому, как скрепляли со стеблем.  Вырезанный из вощины лист рогоза прикрепляем к растению, нижний край листовой пластинки обворачиваем вокруг стебля и приминаем.

4. полученный готовый рогоз, необходимо в последующем раскрасить соответственно цвету этого растения.

5.   высушиваем изделие.

VI. Представление результатов работы.

Мастер: - Получилось ли создать образ цветка?

           - Подумайте и скажите, как мы сейчас наши готовые цветы можем использовать?  (достаточно поместить наши цветы в вазу, декорированную в водной тематике, и получается оригинальная композиция, которую при желании можно дополнить ещё рядом некоторых предметов)

            - Как данную поделку можно модернизировать?  (превратить этот цветок в свечу, вложив вощёную нитку при скручивании початка; образуется тем самым фитиль, но окраска поделки уже должна отсутствовать, т.к. при горении не должно выходить никаких вредных веществ.)

Насладимся натуральным ароматом вощины!

Таким образом, работа с вощиной позволяет проявить творчество, выдумку и найти практическое применение создаваемых поделок.  

Список литературы:

  1. Прохоров А.М. Большая  Советская Энциклопедия. 3-е изд., Т 1.- М.: Советская энциклопедия, 1968.
  2. Медовик о пчёлах и пчеловодстве.

http://www.medovik.info/prod/vosk/ispolzovanie.php

  1. Прохоров А.М. Большая  Советская Энциклопедия. 3-е изд., Т 15.- М.: Советская энциклопедия, 1974.
  2. Мащуков А.В. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации.- Челябинск, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Цветы из вощины» Разработчик: педагог дополнительного образования МКОУ ДОД ДДТ Малмыжского района Кировской области Яковлева Марина Владимировна

Слайд 2

Цель мастер-класса научить технологии работы с вощиной при создании цветкового травянистого растения – рогоз.

Слайд 4

Этапы работы над изделием 1. Заготовка из вощины элементов деталей выбранной работы. 2. Формирование из заготовок материала части цветка в соответствии с техникой его изготовления. 3. Соединение деталей цветка необходимым способом. 4. Окрашивание изделия. 5. Сушка изделия.

Слайд 5

1. Заготовка из вощины элементов деталей выбранной работы.

Слайд 6

2. Формирование из заготовок материала части цветка в соответствии с техникой его изготовления.

Слайд 7

3. Соединение деталей цветка необходимым способом.

Слайд 8

4. Окрашивание изделия.

Слайд 9

Творческие работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые технологии. Мастер-класс.

Технология " квест" применяется как в учебной деятельности, так и во внекласной работе.Она помогает развитию творческих способностей учащихся.Флешмоб - "дитя" нового века, применяемая молодежью для бы...

Презентация к уроку технологии "Мастер-класс ДЕКОРИРОВАНИЕ НОВОГОДНИХ ЕЛОЧЕК-МАГНИТОВ ИЗ ФЕТРА"

Данный материал расскажет о том , как можно своими руками изготовить новогодний сувенир....

Выступление на РМО учителей технологии «Мастер-класс как эффективная форма обобщения, ретрансляции и диссеминации передового педагогического опыта»

Выступление на РМО учителей технологии «Мастер-класс как эффективная форма обобщения, ретрансляции и диссеминации передового педагогического опыта»...

«ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ» (МАСТЕР – КЛАСС)

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ «ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ  РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ  ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ  СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»...

Инновационные технологии на уроках технологии.Мастер -класс "Изготовление имбирных пряников декорированных глазурью"

Любой ребёнок, получая готовый фабричный расписной пряник, обязательно задает вопрос о том, кто разрисовывает пряники, втайне мечтая принять участие в этом деле и изобразить на прянике что-нибудь чуде...

Мастер-класс(из опыта работы)«Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

laquo;Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»Ход мастер класса: (слайд№1)1. Организационный момент  Добрый день уважаемые родители.-Вы наве...

Проектная работа: Национальные узоры в быту. Мастер-класс по созданию посуды с национальными рисунками татарского народа из папье-маше.

На сегодняшний день особенно актуальна морально-этическая проблема средиподрастающего поколения. Одним из важных факторов, влияющих на формирование личности,  является духовное наследие наших баб...