беседа
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) на тему

Хисамутдинова Алсу Вазыховна

беседа о увлечениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_ob_uvlecheniyah.docx16.89 КБ
Файл intervyu_na_kruzhke.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

1.Познакомить ребят с профессиями;

2.Объяснить учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии;

3.Прививать любовь к труду, стремление вырасти полезными своему  государству;

4.Развивать кругозор, мышление;

5.Воспитывать интерес к различным профессиям, уважение к людям труда

 

Предварительная подготовка: подбор и чтение книг о профессиях, пословиц и поговорок о труде, беседы с родителями об их профессиях.

Оформление класса: выставка книг о различных профессиях, репродукции картин, фотографии родителей на рабочем месте, плакат с цитатой: «Чтобы жить, надо уметь что-то делать».

Ход занятия:

Ι. Вводная беседа.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие посвящено самым различным профессиям. В мире существует тысячи профессий. Мы попробуем выяснить какая же профессия самая важная и нужная. К сожаленью, молодому поколению бывает крайне нелегко определиться  в начале пути и выбрать одну из них. И, конечно же, пока вы еще не сможете точно сказать, кем бы вы хотели стать после окончания школы, но, я думаю, что занятие поможет вам сориентироваться в выборе будущей профессии.

Любая профессия – это труд. Ваш труд – это учеба. Нехорошо, если из школы выходят ученики белоручками, неумейками. Учиться и трудиться надо в полную силу – только тогда можно рассчитывать на успех и уважение других. Цена хлеба, цена труда, цена знаний – эти истины каждый должен усвоить с малых лет. Ведь на этом держится вся наша жизнь, наш общественный строй. Красота земли, красота человека – эти понятия неразделимы.

 

Ребята, а какие пословицы вы знаете о труде? (ответы учеников)

Терпенье и труд все перетрут.

По труду и награда.

Дело мастера боится.

Как ты к работе, так и работа к тебе.

По работе и работника знают.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

К большому терпенью придет и уменье.

 

–А вы любите трудиться?

Что же нужно учитывать при выборе профессии?  (Ответы учеников)

Да, прежде всего интересы и склонности. Замечательно, если человеку нравится профессия, которую он однажды выбрал.

 

ΙΙ. Основная часть

Защита профессий

воспитатель:

Я, например, выбрала себе профессию воспитатель. Мне очень нравится моя профессия. И поэтому, хочу рассказать вам об этой профессии.

-А кем работают ваши родители? Какую пользу обществу приносит их деятельность?

Профессии наших родителей

Рассказы детей о профессиях своих родителей

-Какие профессии вам еще знакомы?

Какие предприятия есть в  городе Осинники? Специалисты  каких профессий на них трудятся?

Какая профессия вам нравится? Расскажите (рассказы детей)

 

Конкурс «Аукцион профессий»

Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:

Кисть, краски (художник)

Парик, костюм (актер)

Молоток, гвозди, рубанок (столяр)

Овощи, кастрюля (повар)

Расческа, ножницы (парикмахер)

Письма, газеты, сумка (почтальон)

Градусник, шприц (врач)

Ножницы, сантиметр, ткань (швея)

Кирпич, мастерок (строитель)

Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность.

 

Игра «Азбука профессий»

Класс делится на две команды, и весь алфавит соответственно на две части. Команды должны за 5 минут записать названия профессий на все выписанные им буквы алфавита (подсчитать очки).

 

Физминутка:

Трактор водит – тракторист.

Электричку - машинист

Стены выкрасил – маляр

Доску выстрогал – столяр

В доме свет провел – монтер

В шахте трудится – шахтер

В жаркой кузнице – кузнец

Кто все знает – молодец!

 

ΙΙΙ. Итог

Какая же профессия, о  которых  мы говорили сегодня, вам показалась самой нужной и важной? (дети отвечают)

-Вот видите, все профессии по-своему важны  и нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии.

«Прекрасных профессий

На свете не счесть,

И каждой профессии-

Слава и честь!

И каждому делу,

И каждой работе

На каждой бахче,

И на каждом заводе,

И в поле, и в море,

И в небе – по праву

Высокая честь

И народная слава!»

- Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.



Предварительный просмотр:

Цель: расширить знания учащихся об особенностях публицистического жанра “Интервью” и формирование языковой и коммуникативной компетенций.

Задачи.

Образовательные: познакомить со структурой интервью, с этапами подготовки и проведения интервью.

Развивающие: развивать умение самостоятельно усваивать новые знания на основе наблюдения языкового материала, делать выводы, чётко формулировать вопросы, а также навыки выделения главного в языковом материале.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к родному языку, создавать условия для мотивации к развитию интеллектуальных и творческих способностей, толерантности, уважения к собеседнику.

Оборудование: презентация, энциклопедические словари, дидактический материал.

Ход занятия

1. Обсуждение работ учащихся, занимающихся в кружке и опубликованных в СМИ.

А) Заметка “Минута славы”.

Б) Репортаж “Товарищеская встреча”.

2. Закрепление материала предыдущего занятия.

(Руководитель зачитывает определения, а дети фиксируют в своих записях жанры публицистического стиля) (Слайд 2. Презентация)

А) Заметка – краткое сообщение в печати.

Б) Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению).

В) статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Г) Хроника – отдел сообщений в газете.

Д) Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио или телевидению) беседа с каким-либо лицом. (Слайд 2)

(О последнем жанре речь на предыдущих занятиях не шла, поэтому дети могут не назвать его. В этом случае определение дает руководитель и объявляет тему очередного занятия). (Слайд 1)

2 Объявление темы занятия.

Итак, сегодня мы продолжаем знакомство с жанрами публицистики и нам предстоит познакомиться с особенностями “Интервью” (слайд 1), чтобы создать творческую работу в этом жанре и опубликовать её в школьной газете или городских СМИ.

Вопросы для обсуждения:

1) Какие синонимы можно подобрать к этому слову? (Беседа, диалог)

2) Подберите однокоренные слова к слову “интервью”. (Интервьюер, интервьюируемый, интервьюировать)

3) Сколько человек принимает участие в интервью? (Обычно два)

4) Найдите в журнале “Все о работе” интервью. В какой рубрике оно напечатано?

5) Какую цель преследовал корреспондент, опубликовав это интервью?

Вывод: Итак, интервью – это техника сбора информации, которое может быть передано в эфир как новость или войти в сообщение, репортаж, комментарий. Интервью может быть как вспомогательной частью журналистской работы над передачей, так и самостоятельным материалом. В такой передаче аудитории предлагается не результат работы, а ее процесс. Тогда интервью приобретает значимость информативной беседы. Интервью, будь оно в форме личной беседы либо по телефону, не проходит по разработанному сценарию, и вы должны быть готовы к неожиданным ответам, а также к тому, чтобы, ухватившись за новую мысль, задать уточняющие вопросы. Как мы уже говорили, интервью требует от репортера владения определенной техникой, хотя понятно, что удачное интервью – это намного больше, чем лишь умение задать хороший вопрос. (Слайд 3, 4, 5)

3. Работа с рассказом А. П. Чехова “Моя беседа с Эдисоном”. (Слайд 6)

А сейчас обратимся к рассказу А.П.Чехова. Я убеждена, что человек, решивший стать журналистом, должен обязательно читать произведения известного русского писателя. так как он был прекрасным стилистом., умел кратко сказать о важном и значимом для человека. Его рассказ – это своеобразное интервью героя с известным учёным.

А) Чтение рассказа. (Приложение 1)

Б) Вопросы для обсуждения предлагаются группам (их три). (Слайд 7)

1 группа. Удалось ли интервью? Почему?

(Прогнозируемые ответы. Герой плохо представлял себе, кто такой Эдисон, каковы его научные заслуги. Минимум сведений можно почерпнуть в энциклопедическом словаре, например:

Эдисон Томас Алва (1847–1931) – американский изобретатель, предприниматель. Работал в области электротехники и связи, запатентовал несколько изобретений, относящихся к телеграфии, прибор для механической записи и воспроизведении звуков (фонограф). Усовершенствовал электрическую лампу накаливания. Известен изобретениями в телефонии, кинотехнике, в области химии, горного дела, военной техники.

Неуважение к личности и заслугам Эдисона сквозит также и в формулировках вопросов, в иронично-снисходительном тоне беседы.

2 группа. С каким чувством расстались люди?

(Прогнозируемые ответы - они неудовлетворенны друг другом. Вряд ли Эдисона могло порадовать, что его изобретения “не вошли еще в программу… средне-учебных заведений, но …имя часто упоминается в газетных “смесях”, где обыкновенно помещались мелкие заметки на разные незначительные темы.

3 группа. Почему и над кем мы смеемся?

4 группа. Какие ошибки допустил журналист?

(Прогнозируемые ответы - Прежде всего над журналистом. Он не договорился заранее о встрече и не продумал ее ход: момент знакомства, последовательность и содержание вопросов, завершение беседы, т.е. показал себя непрофессионалом.

1) Какие ошибки допустил журналист?

Если таковы специальные корреспонденты, то, каково же “лицо “печатного издания или органа? Каким вы представляете его себе?

Вывод: Чтобы интервью удалось, к нему нужно тщательно готовиться.

4. Составление правил для начинающего журналиста.

Основа основ успешного интервью – тщательная подготовка репортера. Он должен хорошо ориентироваться в предмете разговора, знать о нем почти столько же, как и сам объект интервью. Быть подготовленным к интервью означает, что в какой-то степени репортер может предугадать, какие ответы вызовет тот или иной вопрос

В идеальных представлениях репортер, готовящийся к интервью, часами просиживает в библиотеке, читая книги, справочники, подборки из газет, архивные записи, успевая к тому же провести предварительные интервью и беседы для сбора информации. Но в реальной жизни с ее стрессами и гонками происходит все по-иному. Тем не менее, рядом с вами коллеги, которые уже, возможно, писали материал на эту тему, знают о человеке, с которым вам предстоит встретиться. Во всех редакциях сегодня есть доступ к Интернету, где можно найти очень много материалов по любой теме. Однако слишком активная подготовка может навредить. Журналист может оказать в плену собранного им материала. Чужое восприятие действительности или человека, о котором идет речь, нередко передается из одного портрета в другой. Одно из важнейших правил при работе с интервью – готовится к нему без всяких предубеждений.

Сейчас вам предстоит разработать правила, которым нужно следовать, готовясь к интервью. Вы должны будете учесть все ошибки, которые допустил герой рассказа А.П.Чехова.

Работа по группам: (слайд 7)

1 группа – перед интервью. (Слайд 8, Приложение 2)

Варианты, предложенные детьми:

1. Постараться узнать больше о собеседнике.

2. Продумать вопросы.

3. Подумать о месте интервью.

4. Уделить внимание своему внешнему виду.

2 группа – во время интервью. (Слайд 9, Приложение 3)

Варианты, предложенные детьми:

1. Чётко формулировать свои вопросы.

2. Не оказывать давление на собеседника.

3. Внимательно выслушивать его рассуждения.

4. Быть вежливым и тактичным, не навязывать своего мнения.

3 группа – после интервью. (Слайд 10. Приложение 4)

Варианты, предложенные детьми:

1. Анализ записей.

2. Отбор главного материала.

3. Корректирование материала.

4. Узнать мнение интервьюируемого о готовом интервью.

Узнать мнение узкого круга коллег о готовом интервью.

Подобрать дополнительные материалы (фото, картинки, иллюстрации).

5. Обсуждение разработанных правил и сопоставление их с вариантом учителя.

(Заслушиваются представители каждой группы, записываются правила на листочках и вывешиваются на доску, сравниваются с предложенными вариантами руководителя кружка. Комментирует правила замредактора газеты “Все о работе”).

6. Составление вопросов в группе в соответствии с данными рекомендациями

(Вопросы составлялись в группах а затем были заданы присутствующим на занятии гостям). Вопросы, составленные детьми, представлены в презентации – слайд 11)

7. Подводя итог занятию, использовали прием из технологии ТРКЧМ “Шесть шляп”.

Белая шляпа: О чём мы узнали сегодня?

Желтая шляпа: Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, но и объяснить, почему.

Зелёная шляпа: О чём можно было ещё поговорить?

Красная шляпа: Какие чувства вызвала тема занятия?

Черная шляпа: Что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло?

Синяя шляпа: Что дало это занятие каждому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа-призыв о правилах поведения школьников.

Беседа-призыв о правилах поведения школьников. Лекторская группа отряда ЮИД. Средний состав 10 лет. Юные Друзья и уважаемые взрослые! Мы  ЮИД  хотим  обратить ваше внимание на...

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ «В СЕМЬЕ РАСТЕТ ДЕВОЧКА»

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ «В СЕМЬЕ РАСТЕТ ДЕВОЧКА»...

Беседа с родителями "Как помочь ребёнку стать успешным?"

Успешный ребёнок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей - глав...

Беседы с родителями

Рекомендации родителям,беседы на родительских собраниях....

Беседы с родителями

Рекомендации родителям , беседы с родителями...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Урок- беседа по краеведению. Тема беседы: "Павловск – одна из загородных резиденций императорской фамилии."

Данный урок входит в цикл уроков-бесед по теме краеведение "Люби и знай свой край". Урок выстроен в логике мативации учащихся через личную заинтерисованость, при изучении  истории родного города ...