Приложение к тематическому плану занятий с учащимися 1В на 1 полугодие 2015-2016 гг
методическая разработка ( класс) на тему

Коротченкова Ольга Викторовна

Методические разработки по развитию коммуникативных компетенций младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к тематическому плану занятий 

с учащимися 1 «В» класса, разработанное педагогом дополнительного образования МБОУ «СОШ №59» г.Брянска Коротченковой О.В.

Задачи и задания тематических блоков

Название

Воспитательные задачи

Задания для учеников

«День комплиментов»

1. Ознакомить с правилами комплиментов.

2. Создать доброжелательную атмосферу общения

«Доброе слово и кошке приятно – гласит пословица. Постарайся сказать своим одноклассникам как можно больше комплиментов.

«День похвалы»

1. Развивать эмпатию.

2. Формировать дружеские отношения в классе.

3. Формировать потребность доставлять окружающим радость.

Каждый человек бывает достоин похвалы. Подумай, за что можно похвалить и похвали одноклассника, с которым у тебя не совсем хорошие отношения.

«День улыбок»

1. Создать доброжелательную атмосферу общения.

Постарайся начинать свое общение с одноклассниками с искренней улыбки.

«День прощения»

1. Формировать навыки бесконфликтного общения.

2. Формировать потребности доставлять окружающим радость.

Жить, затаив обиду на кого-то, очень плохо. Нужно уметь прощать людей. Если ты с кем-то в ссоре, или сегодня тебя кто-то обидел, постарайся искренне простить этого человека и обязательно скажи ему об этом.

Каждый тематический блок начинался с небольшой беседы на соответствующую тему. Так, в «Дне комплиментов» детям объяснялось значение этого слова, обсуждалось, как нужно делать комплименты. Каждый урок с включением тематического блока обязательно завершался рефлексией. Вместе с учениками, в зависимости от тематики, обсуждались вопросы:  

1. Трудно ли было говорить комплименты (улыбкой отвечать на грубость, прощать и т.д.)? Почему?

2. Как реагировали на твое поведение те, кого ты простил (у кого попросил прощения, кого похвалил и т.д.)?

3. Что ты при этом чувствовал? Было ли тебе приятно от того, что ты сделал что-то хорошее для другого человека?

4. Было ли тебе приятно, когда кто-то попросил у тебя прощения, (сделал комплимент и т.д.)? Почему?

5. Хочется ли тебе, чтобы эти ощущения повторились?

6. Как нужно строить свои взаимоотношения с окружающими, чтобы они относились к тебе хорошо?

Упражнения, этюды, игры, направленные на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Форма работы

Название упражнения, этюда, игры

Цели

Упражнения (включаются в начало хореограф.  занятия)

1. «Давайте поздороваемся».

2. «Березка»

3. «Сорви яблоки»

4. «Ласковые слова»

5. «Коробка переживаний» (Приложение 8).

Создать психологически непринужденную атмосферу, положительный настрой.

Физически и психологически подготовиться к занятию

Упражнения (в конце хореограф. занятия)

1. «Спасибо за приятный день».

2. «Комплименты».

3. «Прощание» (Приложение 8).

Закрепить положительный эмоциональный настрой.

Воспитать ощущение сплоченности, единства.

Психогимнасти-ческие этюды на выражение эмоций

1. «Новая кукла» (радость).

2. «Кот Васька» (стыд).

3. «Баба Яга и Аленушка» (гнев).

4. «Фокус» (удивление).

5. «Золушка» (печаль).

6. «Лисичка подслушивает» (интерес).

7. «Про Таню» (горе – радость).

8. «В лесу» (внимание – страх – радость). (Приложение 9).

Развивать различение эмоций человека.

Обучать мимическому и пластическому выражению эмоций.

Воспитывать раскованность, артистичность.

Система игр на развитие ком-муникативных

компетенций детей (4 типа)

1-й тип – игры без слов:

1. «Муравьи».

2. «Волны».

Организовать невербальное взаимодействие детей.

2-й тип – внимание к другому:

1. «Встаньте те, кто…»

2. «Передай движение».

3. «Передай настроение».

Развивать внимание к сверстникам.

3-й тип – согласованность действий:

1. «Змейка».

2. «На мостике».

Сблизить детей в общем переживании.

Развивать взаимодействие в движениях и речи.

4-й тип – взаимопомощь:

1. «Старенькая бабушка» (Приложение 10).

Развивать сопереживание, взаимодействие детей.

Упражнения для начала и окончания хореографического

занятия

«Давайте поздороваемся».

Цель: создать психологически непринужденную атмосферу.

Ход упражнения:

Педагог говорит о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им.

«Березка»

Цель: физически и психологически подготовиться к занятию.

Педагог: «Встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднимите руки вверх, спина при этом прямая, подбородок приподнят. Ноги, как корни дерева, врастают в землю, стопы вместе и прижаты к полу. Тянитесь всем телом вверх, как будто вы сильное дерево, которому не страшна никакая буря. Ваше тело стройное, красивое, сильное. По истечении 10 секунд руки плавно опускаются. Сделайте 2-3 спокойных вдоха и выдоха и повторите упражнение».

«Сорви яблоки»

Цель: физически и психологически подготовиться к занятию.

Педагог: «Представьте, что перед тобой растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотри на меня, я покажу, каким образом ты можешь их срывать. Видишь, вверху справа висит большое яблоко. Потянись правой рукой как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вдох. Теперь срывай яблоко. Нагнись и положи его на траву. Теперь медленно выдохни. То же делаем другой рукой».

«Ласковые слова»

Цель: создать положительный настрой в начале занятия.

Надо повернуться к соседу слева и сказать ему ласковое слово, а затем ждать, когда он другое ласковое слово скажет тебе. Ведущий начинает: «добрый» – «красивая» и т. д.

«Коробка переживаний»

Цель: создать положительный настрой в начале занятия.

Педагог: «Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания».

«Спасибо за приятный день»

Цель: закрепить положительный эмоциональный настрой.

Педагог: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба становятся в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ребенок, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний человек, замкните круг и завершите церемонию безмолвным троекратным крепким пожатием рук.

«Комплименты»

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

«Прощание»

Цель: процедура единого прощания объединяет детей, связывает все занятия в единую программу. В первый день детям предлагается выработать единый для всех дней ритуал прощания, который должен содержать в себе взаимодействие (всеобщее рукопожатие, похлопывание по плечу, встать в круг и, положив руки на плечи друг к другу, покачаться из стороны в сторону и т. п.).

Описание психогимнастических этюдов (Р. Р. Калинина)

«Новая кукла» (на выражение радости)

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой

«Кот Васька» (выражение стыда)

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался в кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

«Баба Яга и Аленушка» (на выражение гнева)

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет – сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

«Фокус» (удивление)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.

«Золушка» (печаль)

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

«Лисичка подслушивает» (выражение интереса)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

«Про Таню» (горе – радость)

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик (ГОРЕ).

«Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч!» (РАДОСТЬ).

«В лесу» (внимание – страх – радость)

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся – нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (ВНИМАНИЕ). Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток – а вдруг это волк или медведь? (СТРАХ). Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей – они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (РАДОСТЬ).

Описание игр на развитие коммуникативных компетенций детей

(Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова, Р. Р. Калинина)

Первый этап. «Игры без слов».

«Муравьи»

Педагог рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых иголок, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так – всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки устраивают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разговаривать они не умеют, поэтому они общаются жестами».

Педагог вместе с детьми ложится на пол и «спит», затем «просыпается»: протирает глаза, оглядывается вокруг, потягивается, поглаживает соседей, прохаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец и др.

«Волны»

Дети садятся в круг, а педагог предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море, потому что в море волны, и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.

Второй этап. «Внимание к другому».

«Встаньте те, кто…»

Цель: развитие внимания, наблюдательности, развитие внимания к сверстникам.

Педагог предлагает встать всем, кто:

  • любит бегать;
  • радуется хорошей погоде;
  • имеет младшую сестру;
  • любит дарить цветы и т. д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

Педагог: «Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т. д.

Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам – ему помогает класс.

«Передай движение»

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Педагог, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь движение (например: причесывается, моет руки, ловит бабочку и т. д.), затем будит своего соседа и показывает ему свое движение, тот будит следующего и показывает ему, и так – по кругу, пока все дети не проснутся, и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое движение и не передадут его по кругу.

«Передай настроение»

Правила игры те же, что и в предыдущей, только педагог должен придумать настроение (грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т. д.). Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано.

Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побывать ведущим, но не знает, какое настроение загадать, педагог  может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

Третий этап. «Согласованность действий».

Цель: сблизить детей в общем переживании, совершенствовать взаимодействие в движении, речи.  

«Змейка»

Дети стоят друг за другом. Педагог предлагает им поиграть в змейку: «Я буду головой, а вы – туловищем. У нас на пути будет много препятствий. Внимательно следите за мной и в точности повторяйте мои движения. Когда я буду обходить препятствия, обходите их точно за мной, когда я буду перепрыгивать через ямы, пусть каждый из вас, когда доползет до нее, перепрыгнет так же, как я. Готовы? Тогда поползли».

Когда дети освоились с упражнением, педагог переходит в хвост змейки, а ребенок, который был за ним, становится следующим ведущим. Затем по команде педагога его сменяет новый ведущий и так – до тех пор, пока все дети по очереди не побывают в роли ведущего.

«На мостике»

Перед началом игры создается воображаемая ситуация. Педагог разделяет всех детей на две группы, разводит их в разные стороны и предлагает представить, что они находятся по разные стороны горного ущелья, но им нужно обязательно перейти на другую сторону. Через ущелье перекинут тонкий мостик (на полу чертится полоска 30-40 см шириной, символизирующая мостик). По мостику могут идти только два человека с разных сторон (иначе мостик перевернется). Задача заключается в том, чтобы пойти одновременно навстречу друг другу и перейти на противоположную сторону, не заступив за черту (иначе упадешь в пропасть). Участники разбиваются на пары и осторожно проходят по мостику навстречу друг другу. Остальные следят за их движением и болеют. Тот, кто наступит за черту, выбывает из игры (падает в пропасть).

Успешное выполнение этой задачи возможно только в том случае, если кто-нибудь из пары уступит дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.

Четвертый этап. «Взаимопомощь».

Цель: развитие сопереживания и сорадования, взаимопомощи детей.

«Старенькая бабушка»

Педагог делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

Улицу рисуют мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по улице. Поводырю нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе методического объединения классных руководителей МБОУ Сухо-Сарматской СОШ за I полугодие 2015-2016 учебный год.

Отчет о работе методического объединения классных руководителей МБОУ Сухо-Сарматской СОШ за  I полугодие 2015-2016 учебный год....

Родительское собрание по итогам первого полугодия 2015-2016

презентация к родительскому собранию...

Календарь достижений в I полугодии 2015 - 2016 учебного года

Календарь профессиональных достижений учителя истории и обществознания...

Итоги участия в конкурсах разных уровней в 1 полугодии 2015-2016 учебного года.

В этой таблице подведены итоги участия учителя и его учеников в конкурсах разных уровней....

Анализ проверки планов воспитательной работы классных руководителей 1 – 11-х классов на I полугодие 2015 – 2016 уч. года

Анализ проверки планов воспитательной работыклассных руководителей 1 – 11-х классовна I полугодие 2015 – 2016  уч. года...

Тематический план занятий с учащимися 1В на 1 полугодие 2015-2016 гг

В течение полугода в начало занятий по программе включались специальные тематические блоки: «День комплиментов», «День похвалы», «День улыбок», «День прощения». Во время занятия дети должны были поста...

План индивидуальной работы с учащимися 6а класса на 2015-2016 учебный год

План индивидуальной работы с учащимися 6 класса гимназии на учебный год с целью осуществления социальной и педагогической помощи обучающимся...