Программа вокально инструментального ансамбля "ВИА-110" г.Уфа
рабочая программа ( класс) на тему

Хасанов Дамир Сабирович

Программа ансамбля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "ВИА-110"36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей Дом детского творчества «Дружный»

Советского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Утверждена на заседании  методического совета

Протокол № ___ от ____ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ДОД

ДДТ «Дружный»

________ Л.Б. Скворцова

« __» ________  2013 г.

Приказ  № ___  от ________  2013 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

по художественно-эстетическому воспитанию

«Музыка без границ»

Срок реализации программы 3 года

Возраст детей 12 – 16 лет

                                                            Автор – составитель программы:

                                                 Хасанов Дамир Сабирович

        педагог дополнительного образования

УФА – 2013 год

Пояснительная записка.

Модифицированная дополнительная образовательная программа «Музыка без границ», разработана на основе нескольких авторских программ (Брылин Б.А., Сигалева С.Ю.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.

Направленность программы художественно – эстетическая.

Актуальность. Одним из способов разумного использования свободного времени является любительское музицирование в самых разных жанрах – эстрадной музыке, рок-музыке, джазе. Обучающимися становятся в основном подростки.

Педагог объединения старается, учитывая возрастные особенности и физиологические создать вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) и должен предостеречь его участников от слепого подражания эстрадным звездам и модным группам, научить отличать высокохудожественные образцы от примитивных подделок. Поэтому так актуально в наше время дать возможность нашим детям приобщиться к музыкальному искусству. В этом свете становится значительной роль учреждений дополнительного образования, которые могут помочь ребенку в свободное от учебы время постичь азы музыкального искусства.

Новизна. Вокально-инструментальное творчество тесным образом связано с молодежной песней и отражает динамику современности. ВИА представляют собой живой и динамичный способ творческого музицирования, особенностью которого является совместное групповое пение, возможность индивидуальной и коллективной импровизации.

Основными жанрами ВИА считаются следующие:

  1. стабильность состава музыкальных инструментов – электрогитары, синтезаторы, ударные;
  2. сочетание пения и инструментального сопровождения тех же исполнителей;
  3. применение звукоусилительной аппаратуры и микрофонов;
  4. широта репертуара (эстрадные, джазовые произведения), включая собственные сочинения;
  5. зрелищность концертного выступления.

Овладев необходимыми умениями и навыками, научившись свободно владеть исполнительской техникой игры на музыкальных инструментах, учащиеся начинают более осознанно относиться к этому виду искусства.

Участники ВИА во время обучения должны углублять и расширять технические и музыкально-теоретические знания, закреплять и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки ансамблевой игры.

Целью программы является формирование музыкальной культуры и художественного вкуса ребенка, умеющего ценить и создавать духовные ценности.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

Обучающие:

  • дать обучающимся необходимый объем знаний, умений и навыков в области вокального пения;
  • сформировать представление о правильном пении;
  • повысить уровень знаний обучающимся в области музыкальной культуры;
  • сформировать у обучающихся практические умения и навыки (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовые пение).

Воспитательные:

  • воспитание чувства патриотизма, взаимопомощи, уважения друг к другу;
  • воспитать у детей эстетический вкус, умение работать в коллективе, ответственность за творческий результат.

Развивающие:

  • развить голос, музыкальный слух и память, чувство ритма, сценическую пластику;
  • развитие музыкального слуха, эстетических чувств;
  • развитие сознательного отношения к музыкальному искусству;
  • развитие способности слушать и слышать, чувствовать;

Контингент детей. Программа рассчитана на детей 12-17 лет, не имеющих специальной подготовки.

Срок реализации программы. Программа рассчитана на 3 года, 144 часа групповых и 72 часа мелкогрупповых занятий.

Форма и режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 академических часа в соответствии с СанПин 2.4.4.1251-03

Ожидаемые результаты:

К концу обучения полного курса обучающиеся должны знать:

1. основные аккорды;

2. музыкальную грамоту, различные жанры музыки;

3. критерии определения характера музыкального произведения;

4. основные правила техники безопасности.

должны уметь:

- правильно воспроизвести аккорды и применить их в музыкальных произведениях;

- овладеть правильной постановкой пальцев при игре на музыкальных инструментах;

 - овладеть техникой игры на инструментах;

- уметь играть в ансамбле из 3-5 человек.

Форма и методы контроля. По окончании обучения проводятся  следующие виды контроля:

Первичный,  который предназначен для оценки начального уровня знаний, с которым обучающиеся пришли заниматься в объединение; 

Промежуточный, проводимый после завершения первого полугодия и предназначен для закрепления знаний, навыков и умений по пройденным темам;

Итоговый, проводимый после завершения учебного года или всей учебной программы.

 Контроль осуществляется в следующих формах: прослушивания, наблюдения, беседы, диагностики, опроса, викторины,  выступления,   участия в мероприятиях, концертах, смотрах, конкурсах и фестивалях.

Формы проведения итогов реализации программы: организация концертов внутри объединения и учреждения, участие в районных, городских, республиканских вокальных конкурсах, мероприятиях.

Учебно-тематический план

1-ой год обучения

III группа

Тема

Итого

Теория

Практика

«Роль ВИА в мире музыки»

12

2

10

Тема №1.Вводное занятие. Беседа «ВИА. Жанры ВИА».

2

2

Тема №2. «Виды аккордов. Знакомство с аккордами».

6

6

Тема №3. «Техника постановки пальцев».

4

4

«Безопасность жизнедеятельности»

6

6

Тема №1. «Техника безопасности при работе с электроинструментами». Беседа. Инструктаж.

2

2

Тема №2. «Пожарная безопасность». Беседа. Инструктаж.

2

2

Тема №3. «Правила дорожного движения». Беседа. Инструктаж.

2

2

« Вокально-ансамблевая работа»

30

4

26

Тема №1. «Работа над вокалом. Постановка голоса».

12

2

10

Тема №2. «Пение учебно-тренировочного материала».

6

2

4

Тема № 3. «Пение произведений: эстрадная песня, джазовая песня».

12

12

«Слушание музыки»

6

6

«Игра на музыкальных инструментах»

84

12

72

Тема №1. «Акустическая гитара»

14

2

12

Тема №2. «Ударная установка».

14

2

12

Тема№3. «Бас-гитара».

14

2

12

Тема №4. «Ритм-гитара».

14

2

12

Тема №5. «Клавишные инструменты. Синтезатор».

14

2

12

Тема №6. «Соло-гитара».

14

2

12

«Групповые ансамблевые занятия»

6

6

Всего

144

30

114

Учебно-тематический план

2 год обучения

II-группа

Тема

Итого

Теория

Практика

«Безопасность жизнедеятельности»

6

6

Тема №1.»Техника безопасности при работе с электро-инструментами». Беседа. Инструктаж.

2

2

Тема №2. «Правила дорожного движения». Беседа. Инструктаж.

2

2

Тема №3. «Пожарная безопасность». Беседа. Инструктаж.

2

2

«Аккорды. Виды аккордов»

18

4

14

Тема №1. «Основные мажорные аккорды».

6

2

4

Тема №2. «Основные минорные аккорды».

6

2

4

Тема №3. «Применение аккордов при изучении песен».

6

6

« Вокально-ансамблевая работа»

38

2

36

Тема №1. «Работа над вокалом. Постановка голоса».

14

2

12

Тема №2. «Пение учебно-тренировочного материала».

8

8

Тема № 3. «Изучение эстрадной песни «Дождь».

Тема №4. «Изучение джазовой музыки. Песня «Черный кот».

8

8

8

8

«Слушание музыки»

6

6

«Игра на музыкальных инструментах»

84

12

72

Тема №1. «Акустическая гитара»

14

2

12

Тема №2. «Ударная установка».

14

2

12

Тема№3. «Бас-гитара».

14

2

12

Тема №4. «Ритм-гитара».

14

2

12

Тема №5. «Клавишные инструменты. Синтезатор».

14

2

12

Тема №6. «Соло-гитара».

14

2

12

«Групповые ансамблевые занятия»

6

6

Всего

144

30

114

Учебно-тематический план

3-ой год обучения

I группа

Тема

Итого

Теория

Практика

«Безопасность жизнедеятельности»

6

6

Тема №1.»Техника безопасности при работе с электро-инструментами». Беседа. Инструктаж.

2

2

Тема №2. «Правила дорожного движения». Беседа. Инструктаж.

2

2

Тема №3. «Пожарная безопасность». Беседа. Инструктаж.

2

2

«Усложненные аккорды»

18

4

14

Тема №1. «Изучение мажорных септаккордов».

6

2

4

Тема №2. «Изучение минорных септаккордов».

6

2

4

Тема №3. «Применение септаккордов в музыке».

6

6

«Слушание отечественной и зарубежной  музыки»

Тема №1. Прослушивание  рок музыки отечественных и зарубежных групп.

Тема №2. Прослушивание джаз-рок музыки.

Тема №3. Прослушивание хард-рок музыки

Тема №4. Анализ прослушанных треков».

20

6

6

6

2

20

6

6

6

2

Вокально-ансамблевая работа

46

8

38

Тема №1. «Работа над вокалом. Постановка голоса».

10

2

8

Тема №2. «Пение учебно-тренировочного материала».

6

6

Тема №3. «Разучивание песни «Осень» (муз.и сл.Ю.Шевчук)

Тема №4. «Разучивание песни «Марионетки» (гр.»Машина времени»)

Тема№5. Разучивание песни «Война» (гр. «Кино»)

10

10

10

2

2

2

8

8

8

«Групповые ансамблевые занятия»

Тема№1. «Разучивание песни «Трава у дома»(гр. «Земляне»)

Тема№2. «Разучивание песни «Любите девушки»(гр. «Браво»)

Тема№3. «Работа над песней «Сказочная тайга» (гр. «Агата Кристи»).

24

8

8

8

6

2

2

2

18

6

6

6

«Сценическое оформление номеров(Основы сценической игры).

16

2

14

«Подготовка к отчетному концерту»

14

14

Всего

144

46

98

Содержание программы

I год обучения

  1. Введение.

Роль ВИА в мире музыки.

Теория

Формы предстоящей работы: теория и практика.

Цели и задачи обучения.

Знакомство с творческим и репертуарным планом на этот учебный год.

Выяснение уровня подготовленности обучающихся исходя из курса общеобразовательной школы «Музыка».

Беседы: «ВИА. Жанры ВИА», «Роль и значение музыки в нашей жизни».

Практика

Общие сведения о гитаре, устройство и настройка гитары.

Рекомендации гитаристам: правильная посадка за инструментом, постановка рук на грифе и деке гитары.

Упражнения на координацию рук и пальцев.

Показ аккордов. Знакомство с аккордами на акустической гитаре.

  1. Безопасность жизнедеятельности

Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с электроинструментами, по пожарной безопасности и правилам дорожного движения.

  1. Вокально –ансамблевая игра

Теория

Знакомство с основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса. Основы певческого дыхания.

Знакомство с  упражнениями  на интервалы.

Практика

Упражнения на дыхание.

Пение упражнений на интервалы.

Пение одноголосия, формируя певческие навыки на упражнениях и попевках.

Разучивание и пение эстрадной песни.

  1. Слушание музыки

Знакомство с историей возникновения музыкальных жанров:

- классическая музыка;

-народная музыка;

- эстрадная музыка.

Определение темпа музыки в различных музыкальных жанрах.

Определение громкости звучания, характера музыки в различных произведениях.

  1. Игра на музыкальных инструментах.

Гитара

Теория

Устройство и настройка гитары.

Простые аккорды. Виды аккордов.

Практика.

Игра аккордов.

Простейший бой.

Ударные инструменты

Теория

Общие сведения, устройство, эксплуатация. Посадка за инструментом.

Малые ударные инструменты: бубен, трещотки.

Практика

Одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением.

Простые и сложные размеры.

Принцип игры на ударных инструментах.

Клавишные инструменты. Синтезатор.

Теория

Устройство и эксплуатация синтезатора.

Отличие синтезатора от фортепиано.

Практика

Буквенно-цифровое обозначение аккордов, построение и игра их на инструменте.

Обучение игре простой мелодии на синтезаторе.

6. Групповые ансамблевые занятия

Развитие музыкально- слуховой дисциплины в коллективе.

Исполнение простых мелодий в ансамбле.

Диагностика ЗУНов, зачет.

Содержание программы

2 года обучения.

1.Безопасность жизнедеятельности.

Инструктаж по правилам техники безопасности при работе с электроинструментами.

Беседа по правилам дорожного движения.

Инструктаж по пожарной безопасности.

2. Аккорды. Виды аккордов.

Теория.

Знакомство с мажорными и минорными аккордами.

Практика.

Построение и пение мажорного звукоряда, минорного звукоряда.

Определение на слух устойчивых ступеней звукоряда.

Применение мажорных и минорных аккордов при изучении песен.

3.Слушание музыки.

Теория.

Анализ прослушанных произведений различных жанров:

- эстрадная музыка;

- джазовая музыка.

4. Вокально-ансамблевая работа

Теория

Ознакомление с основами вокального искусства, основными певческими навыками. Основы певческого дыхания.

Понятие «атака звука» как начало пения.

Практика.

Упражнения на дыхание.

Пение одноголосия, формируя певческие навыки на упражнениях и попевках.

Приемы работы с медиатором.

Разучивание и исполнение эстрадной песни «Дождь».

Разучивание и исполнение джазовой песни «Черный кот».

5. Игра на музыкальных инструментах

Теория

Ударная установка.

Нотация для ударных инструментов. Посадка за инструментом. Малые ударные инструменты: маракасы, треугольник.

Практика

Простые и сложные размеры. Пунктирный ритм. Триоли.Синкопа. Дробь.

Принцип игры на ударных инструментах.

Бас-гитара. Ритм-гитара. Соло-гитара.

Теория.

Настройка гитары.

Термины: легато, стаккато.

Практика.

Общие рекомендации гитаристам: а) посадка гитариста; б) настройка гитары; в) игра перебором.

Приемы игры на гитаре: а) арпеджио; б) баррэ; в) перебор.

Игра на гитаре различными способами.

Уметь определять на слух легато, стаккато.

Клавишные инструменты

Теория

Роль и функция фортепиано в ансамбле.

Фортепиано в аккомпанементе.

Синтезатор и звукоизвлечение .

Практика

Игра мелодии с аккордовым аккомпанементом.

Аккомпанирование солисту-вокалисту, солирующему инструменту.

Буквенно-цифровое обозначение аккордов, построение и игра их на инструменте.

Соединение главных трезвучий и гармонизация мелодии.

6. Групповые ансамблевые занятия

Теория

Ансамбль как коллектив исполнителей (дуэт, трио, квартет)

Практика

Изучение песен в ансамблях различного состава.

Единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука.

Развитие музыкально-слуховой дисциплины.

Диагностика ЗУНов, зачет.

7. Сценическое оформление номеров.

Работа над собственной манерой исполнения.

Использование танцевальных движений.

Внешний вид и одежда выступающих.

Участие в конкурсах вокально-инструментальных ансамблей, выступление на концертах.

Содержание программы

3 года обучения.

  1. Безопасность жизнедеятельности

Проведение инструктажа по технике безопасности:

- правила поведения детей на занятиях, на мероприятиях;

-при работе с электроинструментами;

-по правилам дорожного движения;

- по пожарной безопасности.

  1. Усложненные аккорды

Теория

Знакомство с мажорными и минорными септаккордами.

Практика.

Запись ритмических диктантов. Чтение нотных примеров с тактированием. Сольфеджирование мелодий до 2-3 ключевых знаков с тактированием.

Мажорные и минорные септаккорды при изучении песен.

Применение септаккордов в музыке.

  1. Слушание отечественной и зарубежной музыки

Теория

Знакомство и прослушивание рок музыки отечественных и зарубежных групп.

Прослушивание джаз-рок музыки.

Прослушивание хард-рок музыки.

Танцевальные традиции и ритмы современной музыки.

Классическая музыка в обработке рок-музыкантов.

Анализ прослушанных треков.

  1. Вокально-ансамблевая работа

Теория

Артикуляция и артикуляционный аппарат.

Основные правила чистого интонирования.

Знакомство со звуковедением: нон легато.

Гигиена и охрана голоса.

Практика

Упражнения на дыхание.

Пение упражнений на интервалы и ритмически усложненных попевок, чередуя одноголосие и двухголосие.

Пение округлым звуком.

Исполнение упражнений, гамм штрихами легато, стаккато, глиссандо.

Разучивание и исполнение песен «Осень», «Марионетки», «Война».

  1. Групповые ансамблевые занятия

Теория

Определение темпа, ритма, их взаимодействие в создании музыкального образа.

Закрепление основных изученных понятий.

Привлекать обучающихся к выбору произведений для выступлений.

Практика.

Игра разными способами.

Создание аккомпанемента.

Пение под собственный аккомпанемент.

Разучивание песен «Трава у дома», «Любите, девушки», «Сказочная тайга».

Разучивание песен собственного сочинения.

  1. Сценическое оформление номеров.

Основы сценической игры.

Работа над манерой исполнения.

Работа над костюмами для выступления.

Постановка танцевальных движений.

Участие в конкурсах ВИА, на концертах по плану воспитательной работы ДДТ.

  1. Подготовка к отчетному концерту.

Диагностика ЗУНов, зачет.

Репетиции песен.

Выступление на отчетном концерте перед педагогами и родителями.

Вручение грамот для детей и благодарственных писем для родителей.

Методическое обеспечение программы.

      Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий:
- музыкальные инструменты (фортепиано), шумовые инструменты, музыкальный центр, CD

- методические, нотные пособия по вокалу, сборники музыкальных произведений.


   
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные, теоретические и практические.

     Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.

Формы и методы реализации программы:

  • индивидуальные занятия;
  • игровая деятельность;
  • концертная деятельность

  • конкурсы;
  • открытые занятия;
  • отчетные концерты

Средства реализации программы:

  • учебно-тематические планы;
  • методические указания и методическое обеспечение программы;
  • специальная литература

- разработка основной методической документации;

- разработка и использование новых методических приемов в тренировочном                      материале

- разработка и внедрение дидактического материала;

-подготовка и разработка сценариев:

* «Башкортостан – мой край родной», посвященный Дню Республики.

* тематическое мероприятие «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященное Дню Победы;

* открытое мероприятие «Семь «Я», посвященное Году  укрепления и благополучия семьи;

* открытое мероприятие «Знакомые незнакомцы»

- подготовка лекционного материала к занятиям:

  • «Отечественные и зарубежные рок-группы»

  • « Вгостях у Мажора и Минора»

  • « Слушания джаз-рок и хард-рок музыки»

  • « ВИА. Жанры ВИА»

  • «Ритм – средство выражения образности и содержательности музыки».

Список основной литературы.

1. Брылин Б.А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников. М.,2008.

2.Зиневич В., Борин В. Курс игры на ударных инструментах.  М., 2010.

3. Дмитриева Л.Г.,Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.,2008.

4. Спутник учителя музыки./Сост. Чебышева Т.В. М., 2008.

5. Струве Г. С. Школьный хор. М., 2010.

6. Тарасов Г.С. Психологические особенности музыкального обучения

 школьников.//Музыка в школе.2010.

7. К.В.Тарасова. Онтогенез музыкальных способностей. М. 2010.

Список дополнительной литературы.

  1. Школяр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей. М., 1999.

2. Школяр Л.В. Музыкальное образование школьников. М., 2001.

3. Вендрова Т. «Пластическое интонирование» музыки в методике Вероники Коэн. Искусство в школе. 1997. №1,2

4.Искусство в школе. Методические журнал. 2005 – 2009 гг..

5. Козырев Ю. Импровизация-путь к музыке для всех. Сост. Баренбойм Л.А. Вып. 2. М., 1985.

6. Музыка в школе. Методический журнал. 2005-2008 гг.

7. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.,1992.

8.Энциклопедический музыкальный словарь. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Вокально-инструментальный ансамбль"

Рабочая программа педагога дополнительного образования в детском доме "Вокально-инструментальный ансамбль"...

Дополнительная общеобразовательная программа вокально- инструментальный ансамбль "Лазурный берег"

Программа учебной дисциплины вокально-инструментального ансамбля (ВИА) "Лазурный берег" направлена на организацию внеурочной деятельности подростков 11-17 лет. Срок реализации...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокально – инструментальный ансамбль» объединение «Искорка»

Программа модифицированная, разработана на основе: Образовательной программы ВИА  педагога дополнительного образования   Микрюкова С.А. г. Санкт-Петербург, Образовательной п...

Программа «Вокально – инструментальный ансамбль «Грани»

Программа работы школьного объединения художественно-эстетической направленности "ВИА"...

Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся творческого объединения "ВИА" по дополнительной общеобразовательной программе "Вокально-инструментальный ансамбль"

Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся творческого объединения "ВИА"по дополнительной общеобразовательной программе "Вокально-инструментальный ансамбль"...