Дополнительная общеобразовательная программа вокально- инструментальный ансамбль "Лазурный берег"
рабочая программа по музыке (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Макаров Владимир Николаевич

     Программа учебной дисциплины вокально-инструментального ансамбля (ВИА) "Лазурный берег" направлена на организацию внеурочной деятельности подростков 11-17 лет. Срок реализации программы 4 года, она составлена с учётом особенностей работы данного объединения.

     Центральным вопросом работы является разработка практических занятий курса. Содержание программного материала отражает представление о инструментальной музыке, исполнительской деятельности и основах артистического мастерства, сценического выступления, коллективные творческие дела, концерты.

   Данная программа актуальна тем, что поддерживает талантливых детей в реализации их творческих замыслов и наполняет активно-деятельным, эмоциональным содержанием свободное время личности.

   Программа адаптирована и может быть предложена для применения в образовательной практике. Она легко воспроизводима в условиях городских и сельских учреждений дополнительного образования детей и рекомендуется к распространению.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детско-юношеский центр города Ейска

муниципального образования Ейский район

«СОГЛАСОВАНО»                                                   «УТВЕРЖДАЮ»

С педсоветом №___                                            Директор МОУ ДОД ДЮЦ

«___»_______ 2013 г.                                           ____________ Е.В. Горбик

                                                                                   «___» __________2013 г.

Программа учебной дисциплины

«Лазурный берег»

наименование объединения

вокально-инструментальный ансамбль

наименование учебной дисциплины

4 года  792 часа

срок реализации программы

Дополнительная общеобразовательная программа

вид программы

11-17 лет

возраст обучающихся

Макаров Владимир Николаевич

Ф.И.О.

Г. Ейск

2013 год

Пояснительная записка

Программа систематизирована в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 29. О8. 2013г. № 3108 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным образовательным программ»

Направленность, образовательная область и предмет изучения

Дополнительная общеобразовательная программа «ВИА» имеет художественную направленность и построена на единстве обучения теоретическим основам музыки и исполнительской техники.

 Новизна программы.

В последние годы повышается актуальность проблемы формирования у подрастающего поколения высокой эстетической культуры. Неотъемлемой частью ее реализации служит музыкальное воспитание. 

       Ансамбль – форма коллективной музыкальной деятельности. Сплачивает участников, повышает ответственность каждого за общее дело. Коллективная игра способствует всестороннему развитию обучающихся. Активное привлечение обучающихся к занятиям оказывает несомненную помощь в воспитании любого контингента детей, так как непосредственно способствует организации их досуга. Интерес детей к вокально–инструментальному ансамблю позволяет воспитывать «трудных» детей, особенно если они непосредственно заняты в данном коллективе, а концерты, в которых приходится участвовать, ставят всех детей перед необходимостью воспитания сознательной дисциплины и самодисциплины, а также точного выполнения конкретных задач. 

  1. Новизной в программе является и внедрение в процесс обучения компетентностного подхода, позволяющего педагогу выстроить профессиональную деятельность на основе принципов системности, научности, индивидуального подхода к ребенку, привить способность к осмыслению и самостоятельному освоению музыкального материала.

Актуальность программы обусловлена следующими позициями:

·  поддержкой талантливых детей в реализации их творческих замыслов;

·  развитием музыкально – исполнительских умений и навыков; 

·  организацией полноценного досуга детей. 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия оказывают влияние на эмоционально – эстетическое развитие личности ребенка,  способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Цель обучения:

       Формирование музыкальной компетентности воспитанников посредством вовлечения в вокально–инструментальную деятельность.  

 Задачи:

Обучающие:

·     познакомить детей с основами музыкальной грамотности, обучить основным    приемам коллективного исполнения.

·     обучать разнообразным технологическим приемам игры на инструментах;

·     совершенствовать исполнение музыкальных произведений разных стилей.

Воспитывающие:

·     формировать потребность в самостоятельном музыкальном творчестве, самовыражении средствами музыки.

·     воспитывать необходимые для жизни духовно–нравственные качества, нравственные установки;

·     расширять музыкальный кругозор;

·     сформировать умение коллективного взаимодействия при исполнении музыкальных произведений;

·     воспитывать сценическое поведение.

Развивающие:

·     развить музыкально–эстетический вкус, мастерство исполнения через средства музыкальной выразительности;

·     развивать психоэмоциональную сферу ребенка средствами музыкального воспитания;

·     развивать коммуникативные социальные компетенции;

·     развивать музыкальные, творческие, способности, внимание, память музыкальный слух, мышление, воображение, устойчивый глубокий интерес и любви к исполнительству.

  Отличительные особенности данной программы.

  Отличительные особенности данной общеобразовательной  программы заключаются в постепенном расширении и углублении знаний, в совершенствовании творческих умений и навыков детей от одного уровня к другому. Обучающиеся включены в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, творческую, познавательную, практическую и другие.

 Программа реализуется в условиях соблюдения следующих педагогических подходов:

·     индивидуальный подход: педагогический процесс проходит с учетом индивидуальных способностей воспитанников (темперамента, характера, склонностей, интересов и т.д.);

·     дифференцированный подход: определение конкретным детям задач в соответствии с их личностными характеристиками; постоянный анализ итогов работы; своевременное внесение корректив в методику работы с учетом особенностей каждого ребенка.

·     опора на положительное в личности и группе: изучение и знание лучших индивидуально – положительных и социально – психологических качеств детей; подход к ним с оптимизмом и глубокой  верой в силу воспитания; умелое использование положительного примера; побуждение детей к настойчивому  и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию; терпеливое их вовлечение в такие виды деятельности, которые позволяют им проявить себя с лучшей стороны и вызовут уверенность в себе.        

Возраст детей, продолжительность реализации образовательной программы.

В объединение принимаются учащиеся 11-17 лет, 1 год обучения два раза в неделю по два часа итого 144 часа в год, последующие 2,3,4 годы обучения два раза в неделю по 3 часа количество часов в год: 216 часов. Численность детей в группе – до 10 человек. Продолжительность реализации программы – 4 года, 792 часа.

 Форма и режим занятий.

       Основной формой работы является музыкальное занятие, которое строится на основе индивидуального подхода к ребенку и предполагает взаимодействие между преподавателем и обучающимися.  Формы работы - групповая, индивидуальная, в малых группах, которые включают в себя часы теории и практики. На индивидуальных занятиях разучиваются партии, проходит работа над трудными местами, получение необходимых теоретических знаний.  На групповых занятиях работа ведётся над      освоением темпа, формы, динамики, характером, образным содержанием исполняемых произведений. В малых группах, а это работа в паре с преподавателем, другим учащимся, отрабатываются ансамблевые моменты, трудные места.

 Ожидаемые результаты

Прогнозируемый результат 1 -го года обучения.

  обучающие должны ЗНАТЬ:

 

1. Понятия о средствах музыкальной выразительности.

2.      История, устройство инструмента, виды и функция инструмента в ансамбле: гитара, клавишные, ударные.

3.      Обозначение аккордов (ритмические рисунки для ударных инструментов)

4.      Понятия о стилях музыки, направлениях музыкального искусства.

5.      Гигиена слуха и голоса.

6.      Правила техники безопасности при игре в ансамбле.

7.      Самостоятельное исполнение 1-2 произведений разного характера.

УМЕТЬ:

1. Владеть определенными навыками игры на музыкальном инструменте (гитара, ударные, клавишные)

2. Знать и применять буквенные обозначения аккордовых позиций.

3. Уметь подобрать по слуху небольшой отрывок знакомого произведения.

4. Уметь настраивать инструмент (гитара).

5. Уметь исполнять 1-2 песни, самостоятельно аккомпанируя.

К концу  2 года обучения учащиеся должны знать:

- общие сведения об инструментах, посадке исполнителя, положение гитары, постановка правой руки, левой руки, извлечение звука. Строй гитары, позиции;

- основы вокального искусства, певческого навыка, гигиена и охрана голоса;

- основы певческого дыхания;

- понятие атаки звука;

- нотная запись звуков, октавы, регистры, ключи, расположение нот на нотоносце, в скрипичном и басовом ключах;

- краткий обзор о музыке на рубеже ХХI века;

- значение термина «ансамбль».

уметь:

- выполнять гимнастические упражнения для развития рук;

- изучение пьес и песен для ансамбля;

-соединение главных трезвучий и гармонизации мелодии;

-правильно вдыхать и выдыхать при игре;

-выполнять упражнения на развитие дыхания;

-пение нефорсированным звуком на удобных звуках (для мальчиков -мутантов в пределах до, ре - до, ре);

- чтение нот с тактированием;

- единовременно начать и окончить игру;

- исполнять на отчетном концерте 1 - 2 произведения в составе ансамбля.

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:

- современная гитара, ее устройство;

- техническая характеристика электрогитары;

-правила подключения электрогитары, пользования и хранения инструмента;

-инструменты ударной установки;

- нотная запись инструмента ударной установки;

- современные клавишные инструменты;

- место и роль клавишного электроинструмента в ансамбле, оркестре;

- навыки дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции;

- тональность, аккорды, септаккорды;

- краткий обзор о музыке на рубеже ХХI века;

- понятие «аккомпанемент»;

- понятие о характере музыки, динамических опенках, темпе, строении музыкального произведения.

уметь:

- освоить различных видов игры на гитаре; положение инструмента во время игры;

- сидеть за инструментом;

- солировать, аккомпанировать;

- применять знания в разучиваемых песнях и пьесах;

- четко, грамотно, эмоционально исполнять несколько песен и пьес в составе ВИА;

- исполнять песни в два, три голоса;

- петь гаммы в мажоре и миноре ровными длительностями и в усложненной ритмической фигурации;

- исполнять джазовые песни;

- подчинять индивидуальное исполнение ансамблевому звучанию в целом; исполнять пьесы и аккомпанировать солистам - вокалистам, вокальному ансамблю, хору;

- читать ноты с листа;

- выполнять упражнения на воспитание ритмичности (построение группы по кругу, шеренгой, «стайкой».

К концу четвёртого года обучения учащиеся должны знать:

- вокально-ансамблевые навыки; материал предыдущего года;

- новый материал;

- строение мелодии;

- фактура изложения (мелодичная, гармоническая, ритмическая);

- краткий обзор современных направлений эстрадной и джазовой музыки;

- современная музыка, музыка, отражающая современность;

- песни наших дней;

- творчество современных композиторов-песенников;

- краткий          обзор творчества     ведущих         исполнителей и вокально-инструментальных групп;

-функция и роль каждого инструмента в ансамбле; особенности сценического воображения.

уметь:

работать над качеством звука;

- петь двухголосные упражнения и попевки;

- петь под собственный аккомпанемент; импровизировать;

- разучивать песни и пьесы концертного репертуара.

Форма подведения итогов:

- контрольно-зачетные занятия;

- концертно-конкурсная деятельность;

- организация выступлений на уровне учреждения, города, района (социальные практики).

Формой проверки знаний, умений и навыков являются публичные выступления. Сначала в виде выступлений перед родителями и друзьями, затем в виде творческих отчетов и концертов. Хорошо подготовленные вокально-инструментальные ансамбли могут принимать участие в конкурсах, смотрах, фестивалях и сборных концертах.

Учебно-тематический план I год обучения 144 часа.

Содержание и виды занятий

Кол-во часов

Теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Индивидуальные занятия на инструменте. Шестиструнная гитара

16

4

12

3

Индивидуальные занятия на инструменте. Ударные инструменты

6

2

4

4

Индивидуальные занятия на инструменте. Клавишные инструменты

6

2

4

5.

Постановка голоса Основы приемов пения и личной гигиены голоса;

12

4

8

6

Постановка голоса Основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом

8

2

6

7

Постановка голоса

Особенности вокального пения в ансамбле; понятие атаки звука

8

2

6

8.

Основы музыкальной грамоты.  Самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений

14

6

8

9

Основы музыкальной грамоты. Исполнение песен в собственном стиле

14

6

8

10.

Творческие часы (включая беседы, слушание музыки)

10

2

8

11

Творческие часы. Творческие задания по темам учебно-воспитательного плана;

8

2

6

12.

Групповые занятия на инструментах. Ансамблевое исполнение музыкальных отрывков; 

14

4

10

13

Совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением

8

2

6

14

Отработка навыков исполнительского мастерства.

6

2

4

15.

Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты, мастер- классы).

12

-

12

ИТОГО:

144

34

110

Учебно - тематический план

2 год обучения 216 часов.

Содержание и виды работы

Количество часов

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

-

3

2.

Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.

2

4

6

3.

Особенности игры на электрогитаре.

3

12

15

4.

Синтезатор. Функция клавишных в ансамбле.

6

12

18

5.

Шестиструнная гитара.

9

15

24

6.

Ударные инструменты

3

      9

12

7.

Гитара. Буквенное – цифровое обозначение аккордов.

9

15

24

8.

 Клавишные. Изучение синтезатора.

6

12

18

9.

Электрогитара.

12

15

27

10.

Бас-гитара

3

9

12

11.

Ударные инструменты. Практическая игра

4

8

12

12

Основные певческие навыки

6

24

30

13.

Творческий отчёт.

9

9

14.

Итоговое занятие.

1

5

6

Итого                                                

68

199

216

Учебно-тематический план

3  год обучения.  216 часов

Содержание и виды занятий

 

Кол-во часов

теория

Практика

1.

Вводное занятие

3

3

-

2.

Основы музыкальной грамоты.

15

5

10

3

 Интервалы, аккорды

12

4

8

4

Электрогитара

27

6

21

5

Ударные инструменты

18

6

12

6

Клавишные инструменты

18

6

12

7

Постановка голоса

24

6

18

8

Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация). 

15

5

10

9

Функции каждого инструмента в ансамбле

6

2

4

10

Групповые занятия на инструментах.

18

6

12

11

Работа с репертуаром

18

6

12

12

Творческие часы (мастер- классы)

15

5

10

13

Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях)

18

6

12

14

Повторение пройденного материала

3

1

2

15

Основы техники безопасности. Подбор нового репертуара

6

2

4

ИТОГО:

216

72

144

 

 

 

Учебно-тематический план

4 год обучения 216 часов

Содержание и виды работы

кол-во часов

Теория

Практика

1.

 Вводное занятие

3

3

2

Стилевые особенности поп и рок музыки. Бас-гитара

2

4

6

3.

Джаз-роковая манера исполнения (стилизация).

5

10

15

4.

Приёмы импровизации. Ударные инструменты

5

10

15

5.

Применение клавишных инструментов в ВИА

6

12

18

6.

Вокальная работа с участниками ВИА

3

18

21

7.

Игра в ансамбле        

9

24

33

8.

Особая роль электрогитары в ВИА

4

20

24

9.

Бас-гитара

4

8

12

10.

Ударные инструменты

4

8

12

11.

Вокальная работа

6

12

18

12.

Подготовка к концертному выступлению

4

20

24

13.

Творческий отчёт.

9

9

14.

Итоговое занятие

1

5

6

Итого    

53

163

216

Содержание программы I год обучения.

  1. Вводное занятие

 Индивидуальные занятия на инструменте.

 2. Шестиструнная гитара.

Теоретические сведения:

 теоретические сведения  основ музыкальной грамоты;   знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство; настройка; положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук, звукоизвлечение,  строй; позиции аккордов, игра с медиатором и без него.

Практическая работа:

аккорды и способы их извлечения; приемы игры правой руки (баррэ, арпеджио, игра медиатором); упражнения в пределах 1-3 ладов; упражнения в пределах 3-9 ладов; подбор мелодии по слуху.

3. Ударные инструменты ( малый барабан, хетт, большой барабан).

Теоретические сведения:

знакомство с инструментом, устройство, уход за инструментом; основы музыкальной грамоты; нотация  для ударных инструментов. Посадка, постановка рук при игре.

Практические занятия:

упражнения для развития рук, координации движений при игре; упражнения для малого барабана (одиночные удары); упражнения для большого барабана и хетта (с ускорением);

ритмические рисунки с ускорением и пунктиром (триоли, форшлаг, синкопа); принципы игры на ударных инструментах; упражнения для подбора по слуху ритмических рисунков.

 4. Клавишные инструменты.

Теоретические сведения:

основы гармонии и музыкальной грамоты; устройство клавишных инструментов; приемы игры  на клавишных инструментах в ансамбле; уход и правила эксплуатации клавишных инструментов.

Практические занятия:

приемы игры одной, двумя руками; клавишные переключения;

упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на инструменте; упражнения для подбора по слуху.

5. 6. 7. Постановка голоса.

Теоретические сведения: 

основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом, слуховой контроль; понятие атаки звука; особенности вокального пения в ансамбле.

Практическая работа:

певческая установка; упражнения по развитию силы звука; упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном.

8.9. Основы музыкальной грамоты.

Теоретические сведения:

устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле;

подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечения и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха; «чтение» табулатуры.

Практические занятия:

упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий по табулатуре); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.

10. 11. Творческие часы:

диспуты, дискуссии, тренинговые занятия по сплочения коллектива; рефераты, творческие задания по темам учебно-воспитательного плана; беседы по манерам поведения на сцене и правилам исполнительского мастерства; концертные выступления в классах, на школьных тематических вечерах.

 12. 13. 14. Групповые занятия на инструментах.

Теоретические сведения:

основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.

Практические сведения:

ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.

6. Концертная деятельность (творческие отчеты)

Теоретические сведения:

основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене; понятие об ансамбле, принципы исполнительского мастерства;  рефераты, дискуссии, диспуты, беседы.

Практические занятия:

участие в мероприятиях ДЮЦ, праздниках, творческие встречи с другими группами  ВИА (творческий отчет).

2 год обучения

Основное содержание программы

1. Тема «Вводное занятие»

 - знакомство,

 - инструктаж по ТБ;

 - постановка певческой задачи;

 - расширение представлений о жанре «Эстрадное пение»;

2. Тема «Эстрадное творчество»

 - постановка певческой задачи;

 - расширение представлений о жанре «Эстрадное пение»;

 - понятие «манера исполнения

 - индивидуальное прослушивание.

3. Тема «Особенности игры на электрогитаре»

Теория: современная электрогитара, ее устройство, тембровые и динамические возможности. Особенности техники игры

 - слушание и анализ записей «плюсовок»;

 - подбор песенного репертуара;

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на   формирование вокальных  навыков в жанре эстрадного пения  (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого   певческого дыхания);

  - музыкальная грамота.

  1. Тема «Синтезатор. Функция клавишных в ансамбле»

- Теория: орган, электроорган и другие клавишные инструменты. Историко-теоретический обзор. Знакомство с устройством электропианино, синтезатора.

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, дикции);

- разучивание песенного репертуара

- музыкальная грамота.

5.  Тема «Шестиструнная гитара»

- Теория: знакомство с инструментом, общие сведения, устройство и настройка, посадка, положение гитары, постановка рук, извлечение звука. Игра на открытых струнах. Строй, позиция. Обозначение пальцев правой руки. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Ноты. Гаммы. Схема аккордов. Чтение аккордов. Чтение нот.

     Практика: аккорды и способы извлечения. Арпеджио (восходящее и нисходящее). Игра на закрытых струнах, смена позиции.

- знакомство с понятием - культура эстрадного мастерства;

- знакомство с понятием - образ песни;

-  выявление певческой наклонности обучающихся;

- индивидуальный подбор песенного репертуара;

-индивидуальная работа с обучающимися по составлению  исполнительского плана     песни;

- введение тренировочных занятий по формированию навыков  сценического мастерства (манера исполнения,  вокал, костюм,   пластика, поведение на сцене, общение со зрителем);

- индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического  образа       исполняемых песен;

- музыкальная грамота.

6.  Тема  «Ударные инструменты»

(малый барабан, альты, том, бас, хай-хет, тарелка).

Теория: сведения об инструменте, устройстве, уход за ним. Ритмы, их обозначение.

        Практика: упражнение для развития рук;

  - музыкальная грамота.

7.  Тема «Гитара. Буквенное – цифровое обозначение аккордов»

Теория: знакомство с инструментом, общие сведения, устройство и настройка, посадка, положение гитары, постановка рук, извлечение звука. Игра на открытых струнах. Строй, позиция. Обозначение пальцев правой руки. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Ноты. Гаммы. Схема аккордов. Чтение аккордов. Чтение нот.

Практика: аккорды и способы извлечения. Арпеджио (восходящее и нисходящее). Игра на закрытых струнах, смена позиции.

Игра от исходной открытой ноты на струне дальше по грифу. Разучивание простейших упражнений (одноголосно, двухголосно). Фразировка. Баррэ. Приемы игры: легато, стаккато, тремоло, арпеджиато. Динамические оттенки. Авторские песни. Знакомство с понятием – вокально - инструментальный эстрадный ансамбль (ВИА);

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на  развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и  разучивание песенного репертуара

 - музыкальная грамота.

8.  Тема «Клавишные. Изучение синтезатора»

  - Теория: орган, электроорган и другие клавишные инструменты. Историко-теоретический обзор. Знакомство с устройством электропианино, синтезатора.

Роль и функции, клавишных в ансамбле. Солирующие партии.

Аккомпанемент. Особенности ансамблевого исполнения, его отличие от сольных выступлений.

Ноты, гаммы. Аккорды, арпеджио (нотная грамота), ноты и буквы. Пультовая дека инструмента: тембры, регистры, звуковые эффекты.

Практика: извлечение звука на фортепиано; о специфике работы над игрой – исполнением: упражнения в положении «сидя» и «стоя» за инструментом. Свобода, правильное положение корпуса, постановка рук.

Понятие о штрихах, обозначениях  музыкальной выразительности и приемах игры.

Практические упражнения: чтение, игра, прослушивание и анализ работы. Исполнение: аккомпанирование солисту, другому инструменту (гитаре), группе. Начальные навыки ансамблевой игры;

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие);

           - индивидуальная  и групповая работа, направленная  на разучивание песенного репертуара со сменой солистов;

          - музыкальная грамота.

9.  Тема «Электрогитара и её  роль в эстрадном жанре»

Теория: современная электрогитара, ее устройство, тембровые и динамические возможности. Особенности техники игры. Технические характеристики электрогитары, темброблока, усилителей и колонок; правила подключения, использование, хранение. Игра медиатором.

Практика: освоение различных видов техники: аккордов, арпеджио, легато, глиссандо, вибрато, тремоло. Игра по буквенно-цифровым обозначениям. Исполнение различных ритмов.

  - музыкальная грамота.

10.  Тема «Бас-гитара»

-устройство, техническая и тембровая характеристика. Подключение, использование и хранение, роль в ансамбле.

-положение инструмента, постановка рук, игра пальцами и медиатором. Аппликатура и позиции. Положение большого пальца.

 -вокально-хоровые упражнения.

 -музыкальная грамота.

11.  Тема «Ударные инструменты

    Изготовление приспособления и использование его в работе. Аппликатура. Одиночные ударные «двойки», «двойки с ускорением». Простые размеры. Сложные размеры. Пунктирный ритм.

 - музыкальная грамота.

12..Тема  «Основные певческие навыки»

Формирование навыков, певческой установки, развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания. Индивидуальное певческое развитие. Развитие навыков ансамблевого исполнения

  - музыкальная грамота.

13.  Творческий отчёт

          14. Итоговое занятие

Содержание программы 3 года обучения.

1. Вводное занятие.

2. Основы музыкальной грамоты.

Теоретические сведения:

устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле;

подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечения и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха; «чтение» табулатуры.

Практические занятия: упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий по табулатуре); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.

  1. Интервал. Аккорд. Гармония как предмет.

Теория. Интервал как элемент гармонии; созвучность (согласие) и диссонантность (противоречие) ступеней лада. Трезвучие, септаккорд, нонаккорд – определения. Гармония как ладовая основа, фундамент, опора мелодии.

Практика. Интервалы в ладу, в новой интерпретации темы. Пение интервальных последовательностей, выявление их устойчивости, неустойчивости, тяготение к разрешению. Трезвучия и их роль (функция) в ладу. Трезвучия других ступеней.

  1. Электрогитара.

Теоретические сведения:

основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечение, принципы построения аккордов); правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение,  возможности электрогитары; игра медиатором; ритмические рисунки и солирующие партии электрогитары в табулатуре.

Практические сведения:

функции бас- гитары, ритм- гитары в ансамбле; виды игры на гитарах ( бас и ритм- гитарах);

аккордовые и гаммаобразные упражнения; солирующие партии инструментов в ансамбле; игра по табулатуре.

побор по слуху отрывков музыкальных композиций и фрагментов песен; импровизация и элементы джаза.

  1. Ударные инструменты.

Теоретические сведения:

устройство и расположение инструмента на концертных  выступлениях; возможности инструмента ( партии для малого , большого барабана, хетта); координация рук и ног;

правила эксплуатации инструмента.

Практические занятия:

игра совместно с инструментами ансамбля; солирующие партии ударных инструментов в музыкальных композициях; подбор по слуху ритмических рисунков; импровизация, создание собственного стиля игры на инструменте.

  1.  Клавишные инструменты.

Теоретические сведения:

роль клавишного инструмента  в ансамбле; возможности и обоснование приемов переключения; приемы игры в разных стилях; джазовые импровизации; основы ансамблевой игры.

Практические сведения:

исполнение простых по композиции песен, мелодий; создание собственного стиля игры (элементы импровизации, джаза); развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского мастерства.

  1. Постановка голоса.

Теоретические сведения:

гигиена голоса и слуха; интонирование и певческое дыхание, дикция при исполнении;

правила работы в ансамбле (с микрофоном); приемы двухголосия; джазовые импровизации.

Практические сведения:

работа над репертуаром; ансамблевая работа (пение дуэтом, трио, солирующие партии);

создание собственного стиля исполнения; работа с микрофоном.

  1.  Ансамблевая работа.

Теоретические сведения:

основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.

Практические сведения:

ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.

  1. Функции каждого инструмента в ансамбле.

Теоретические сведения:

Функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов;

соединение основных партий наизусть.

Практическая работа:

работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем.

  1. Групповые занятия на инструментах.

Теоретические сведения:

основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.

Практические сведения:

ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.

  1. Работа с репертуаром

Теоретические сведения:

функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов;

работа с монитором; аранжировка и импровизация; соединение основных партий наизусть и по табулатуре.

Практическая работа:

работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады; игра произведения по табулатуре (наизусть).

  1.  Творческие часы.

диспуты, дискуссии, тренинговые занятия по сплочения коллектива; рефераты, творческие задания по темам учебно-воспитательного плана; беседы по манерам поведения на сцене и правилам исполнительского мастерства; концертные выступления в классах, на школьных тематических вечерах.

  1. Концертные выступления.

Теоретические сведения:

основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение, баланс, настройка инструментов; хранение и использование аппаратуры .

Практическая работа:

участие в мероприятиях; проведение творческих часов; концертные выступления.

  1.  Основы техники безопасности

Теоретические сведения:

основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение, баланс, настройка инструментов; хранение и использование аппаратуры в условиях школы.

Практическая работа:

участие в школьных, поселковых  и городских культурных мероприятиях; проведение творческих часов,  совместно  с группами первого года обучения; творческие отчеты и вечера группы второго года обучения; концертные выступления; участие в мастер - классах.

Основное содержание программы 4 года обучения -  216 часов.

  1. Тема «Вводное занятие. Стилевые особенности поп и рок музыки. Бас-гитара»

- постановка певческой задачи;

- знакомство с поп и джазовой музыкой в контексте эстрадного жанра;

- индивидуальное прослушивание.

- джаз, рок, история возникновения;

- стилевые особенности жанров (манера исполнения,  манера

звуковедения, особенности ритма…);

-слушание образцов джазовой, рок, и поп музыки (оркестровые     композиции Д. Эллингтона, вокальные композиции Э. Фитцджеральд, Б. Смит, Л. Армстронга,  оркестровые композиции Поля Мориа);

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на

формирование джазовой манеры исполнения (стилизация).

Бас-гитара. Закрепление знаний I года обучения; настройка инструмента, тембры.

Основы музыкальной грамоты.

2. Тема «Джаз-роковая манера исполнения (стилизация). Гитара, электрогитара»

- знакомство с особенностями джаз и  манеры исполнения рока;

-слушание образцов стилизованного джаза (записи джазовых композиций исполнительниц  И.Отиевой, Л. Долиной);

 -подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных  особенностей обучающихся

       -пение учебно-тренировочного материала, направленного на  формирование джазовой манеры исполнения и песен в стиле рок.

Гитара, электрогитара.

Закрепление занятий I года обучения; ТБ, настройка, тембр.

Исполнение гамм, аккордов по буквенно-цифровому обозначению. Отработка техники: аккордов, арпеджио, легато, глиссандо, вибрато, тремоло. Исполнение различных ритмических рисунков.

Теория. Квинтовый круг тональностей.

3. Тема «Приёмы импровизации. Ударные»

- знакомство с понятием импровизация;

- слушание примеров вокальных импровизаций;

- пение учебно-тренировочного материала, направленного на

 формирование джазовой манеры исполнения (стилизация),

- развитие подвижности гортани и чёткости дикции;

- знакомство с приёмами создания ритмических и вокальных  импровизаций;

- создание, исполнение ритмических и вокальных мини-импровизаций  в

джазовом  стиле;

- индивидуальная работа с обучающимися по формированию и

 развитию вокальных навыков.

Устройство, правильная эксплуатация установки. Нотная запись ритмов.

Исполнение различных ритмов (по записи и на слух). Изучение ритмов народов мира

Теория Интервал. Аккорд. Трезвучие. Септаккорд

Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная  работа.

4. Тема  «Применение клавишных инструментов в ВИА»

Новые типы клавишных электромузыкальных инструментов.

Принципы эксплуатации, технические характеристики

Гаммы (до 5 знаков); аккорды, арпеджио, этюды

Игра по нотам; репертуар студии, партии «соло».

Упражнения по знакам-буквам: репертуар студии, партия аккомпанемента

Сочинение, импровизация. Упражнения по подбору аккомпанемента на основе вопросов теории. Упражнения по знакам-буквам: репертуар студии, партия аккомпанемента

 - пение учебно-тренировочного материала, направленного на  развитие чувства ритма, на работу с певческим дыханием, над  дикцией и орфоэпией.

Теория. Интервал. Аккорд. Трезвучие. Септаккорд.

5.  Тема «Вокальная работа с участниками ВИА»

Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким и округлым нефорсированным звуком. Выравнивание регистров.

Упражнение на артикуляцию. Вокально-ансамблевая работа, одновременное дыхание и атака звука. Правильная вокализация, единая подготовка.

- составление и исполнение поэтических текстов в заданном ритме.

Основы музыкальной грамоты.

6.  Тема «Игра в ансамбле

Роль каждого инструмента в группе. Соло и звуковой баланс между солистами и аккомпанементом

Дальнейшее развитие ансамблевых навыков. Чистота исполнения (строй), единство темпоритма. Звуковой баланс в аккомпанирующей группе и при работе с солистами.

 - Знакомство с понятием речитатив и выразительными  особенностями этого приёма исполнения.

Гармонизация мелодии.

- знакомство с понятием синкопа, синкопированный ритм;

 - выполнение учебно-тренировочного материала, направленного на

формирование джазовой манеры исполнения (стилизация) развитие ритмического слуха;

 - индивидуальная работа с обучающимися по формированию  певческих навыков стилизованного джазового исполнения;

 - разучивание песенного репертуара с элементами джазовой манеры исполнения.

7. Тема «Особая роль электрогитары в ВИА»

Исполнение гамм, аккордов по буквенно-цифровому обозначению. Отработка техники: аккордов, арпеджио, легато, глиссандо, вибрато, тремоло. Исполнение различных ритмических рисунков.

-  знакомство с понятием глиссандо;

- изучение технического приёма глиссандирования звука;

- слушание записей-примеров инструментального и вокального

глиссандирования;

 -пение учебно-тренировочного материала, направленного на
освоение техники глиссандирования звука.

-разучивание инструментальных и вокальных партий. Индивидуальная             работа  с солистами.

Основы музыкальной грамоты.

8. Тема «Бас-гитара»

Настройка инструмента, тембры. Различные приёмы игры. Различные виды басовых партий. Игра медиатором и пальцами.

Аббревиатура нотного письма. Основы музыкальной грамоты.

9. Тема «Ударные инструменты

Устройство, правильная эксплуатация ударной установки.

Нотная запись ритмов. Исполнение различных ритмов (по записи и на слух).

Изучение ритмов народов мира. Разучивание партий для ударных инструментов.

Основы музыкальной грамоты.

10. Тема «Вокальная работа»

Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким и округлым нефорсированным звуком. Выравнивание регистров.

Упражнение на артикуляцию. Вокально-ансамблевая работа, одновременное дыхание и атака звука. Правильная вокализация, единая подготовка. Разучивание вокальных и инструментальных партий.

11. Тема «Подготовка к концертному выступлению»

 -роль каждого инструмента в группе. Соло и звуковой баланс между солистами и аккомпанементом

Дальнейшее развитие ансамблевых навыков. Чистота исполнения (строй), единство темпоритма.

Звуковой баланс в аккомпанирующей группе и при работе с солистами.

Гармонизация мелодии.

-Знакомство с понятием речитатив и выразительными  особенностями этого приёма исполнения.

Аббревиатура нотного письма

12. Творческий отчёт (концерт)

13. Итоговое занятие

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-методический комплекс обеспечения программы составляют:

1.Учебно-методические пособия:

- специальная, методическая литература;

- нотная библиотека.

2.Дидактические материалы:

- аудиозаписи;

- видеозаписи;

- табулатура;

- клавиатура.

Учебная деятельность в ансамбле направлена на формирование и развитие предметных и ключевых компетенций.

Культурологическая - знание терминов, понятий, культурное взаимодействие с окружающим миром, наличие  духовных потребностей, создание ситуаций в которых обучающийся приобретает опыт саморегуляции и самоконтроля (проводятся занятия-беседы, викторины, посещение концертов, фестивалей).

Методы диагностики - педагогическое наблюдение, тесты.

Техническая - владение приёмами игры на инструменте, вокального исполнения, сценического мастерства (упражнения, творческие задания, сольфеджирование, слушание музыки).

Методы  диагностики – педагогическое наблюдение, обсуждение, викторины, поурочный контроль.

Информационная - знание компьютерной грамотности .

Метод диагностики - педагогическое наблюдение, коррекция.

Исполнительская -  умение держаться на сцене, контролировать процесс исполнения.

Методы  диагностики - педагогическое наблюдение, обсуждение.

Аналитическая -  умение анализировать свою собственную деятельность,  уметь видеть собственные недостатки и находить способ их преодоления).

Методы  диагностики - педагогическое наблюдение, коррекция.

Здоровьсберегающая – умение расслабиться, ориентация на здоровый образ жизни.

Методы  диагностики - педагогическое наблюдение, учет заболеваемости.

Воспитательная деятельность

Воспитательная деятельность направлении на становление у воспитанников ценностно-смысловой компетенции – отзывчивости, доброты,  толерантности, ответственности, гражданственности, патриотизма.

Методами  организации  воспитательной деятельности являются:

- беседы, посещение концертов с последующим обсуждением;

- участие в мероприятиях, концертах;

- стимулирование, поощрение;

- разучивание и слушание высокохудожественных произведений;

- совместное обсуждение поступков, ситуаций.

 Развивающая деятельность

Все виды деятельности в коллективе носят развивающий характер,

что способствует общему развитию ребёнка, его способностей, воображения, представлений, мышления, внимания.

Важным является нахождение своего места в социокультурном пространстве; овладение инструментом, сценическим и вокальным мастерством; быть самостоятельным, инициативным, творческим без комплексов человеком.

 Средства, необходимые для реализации программы:

 - информационно-методические (учебно-методические пособия, нотная литература, аудиозаписи, видеозаписи, дидактические материалы);

 - технические (звукоусилительная аппаратура ( усилитель, колонки, микшерский пульт, ревербератор, компрессор), микрофоны, электрогитары, синтезаторы звука, компьютер с программами обработки звука( миди-караоке-проигрывателями, программами изменения тональности, программами записи голоса и инструментального материала);

 - организационные (репетиционная комната, зрительный зал, возможность приобретения костюмов).

Способы проверки ЗУН:

- Тестовые задания воспитанников;

- Диагностика личности воспитанника;

- Тестирование;

- Контрольный опрос;

- Наблюдение;

- Конкурсы ВИА;

- Анкеты для воспитанников;

- Концертная деятельность;

- Личный творческий план воспитанника;

Литература для педагога

  1. Андреев А. Ритм-гитара. Пособие для начинающих гитаристов. М.: 2010 г.
  2. Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М.: 1991 г.
  3. В.Емельянов Развитие голоса. Координация и тренинг. Учебно-методическое пособие для учителей музыки и пения, хормейстеров и вокалистов. Санкт-Петербург:2000 г.
  4. Фролова Ю.В. Сольфеджио. Ростов-на-Дону. 2003 г.
  5. Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты. Выпуск I. М.: 1998 г.
  6. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: 2002 г.
  7. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: 2004 г.
  8. Энциклопедический музыкальный словарь. Автор-составитель К.А.Жабинский. Ростов-на-Дону. 2009 г.

Литература для учащихся

  1. Сто  великих композиторов. М.: 2007 г.
  2. Калинин В. Юный гитарист. М.: 2003 г.
  3. Тимонин М.Ю. Простой и понятный самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Бердск: 2011 г.
  4. Исаева И.О. Как стать звездой: уроки эстрадного пения. Ростов-на-Дону: 2009 г.
  5. Жученко А. Эндрю Ллойд Уэббер и его мюзиклы. Из истории музыки ХХ века. Санкт-Петербург: 2004 г.
  6. Калинин В. Юный гитарист. М.: 2003 г.
  7. Андреев А. Ритм-гитара. Пособие для начинающих гитаристов. М.: 2010 г.
  8. В лазури голубой. Песни на стихи Нины Цвиревой. Ейск: 2009 г.
  9. Начальный этап обучения игре на шестиструнной гитаре. Краснодар: 1993 г.
  10. Бердников А. Шестиструнная гитара для начинающих. Ростов-на-Дону: 2010 г.
  11. Тимонин М.Ю. Простой и понятный самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Бердск: 2011 г.
  12. Энциклопедический музыкальный словарь. Автор-составитель К.А.Жабинский. Ростов-на-Дону. 2009 г.
  13. Сто  великих композиторов. М.: 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокально – инструментальный ансамбль» объединение «Искорка»

Программа модифицированная, разработана на основе: Образовательной программы ВИА  педагога дополнительного образования   Микрюкова С.А. г. Санкт-Петербург, Образовательной п...

Дополнительная общеобразовательная программа "Вокальный ансамбль".

Музыкальная культура детей формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Наиболее эффективной формой музыкальной работы с детьми является концертная деятельность, которая оказывает эмоцион...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Вокально-инструментальный ансамбль»

Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе художественной   направленности «Вокально-инструментальный ансамбль»...

Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся творческого объединения "ВИА" по дополнительной общеобразовательной программе "Вокально-инструментальный ансамбль"

Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся творческого объединения "ВИА"по дополнительной общеобразовательной программе "Вокально-инструментальный ансамбль"...

Дополнительная общеобразовательная программа. «Вокальный ансамбль»

Художественная направленность данной программы обусловлена тем, что дети, наделенные способностью и тягой к творчеству, к развитию своих вокальных способностей,  могут  овладеть  ...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа Вокально-инструментального ансамбля

Вокально-инструментальный ансамбль - это объединение молодых людей, желающих узнать для себя новое о классической и современной музыке, о стилях и направлениях, о композиторах и музыкантах.Процесс обу...