Дополнительная общеобразовательная программа вокально- инструментальный ансамбль "Лазурный берег"
рабочая программа по музыке (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Программа учебной дисциплины вокально-инструментального ансамбля (ВИА) "Лазурный берег" направлена на организацию внеурочной деятельности подростков 11-17 лет. Срок реализации программы 4 года, она составлена с учётом особенностей работы данного объединения.
Центральным вопросом работы является разработка практических занятий курса. Содержание программного материала отражает представление о инструментальной музыке, исполнительской деятельности и основах артистического мастерства, сценического выступления, коллективные творческие дела, концерты.
Данная программа актуальна тем, что поддерживает талантливых детей в реализации их творческих замыслов и наполняет активно-деятельным, эмоциональным содержанием свободное время личности.
Программа адаптирована и может быть предложена для применения в образовательной практике. Она легко воспроизводима в условиях городских и сельских учреждений дополнительного образования детей и рекомендуется к распространению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
детско-юношеский центр города Ейска
муниципального образования Ейский район
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
С педсоветом №___ Директор МОУ ДОД ДЮЦ
«___»_______ 2013 г. ____________ Е.В. Горбик
«___» __________2013 г.
Программа учебной дисциплины
«Лазурный берег»
наименование объединения
вокально-инструментальный ансамбль
наименование учебной дисциплины
4 года 792 часа
срок реализации программы
Дополнительная общеобразовательная программа
вид программы
11-17 лет
возраст обучающихся
Макаров Владимир Николаевич
Ф.И.О.
Г. Ейск
2013 год
Пояснительная записка
Программа систематизирована в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 29. О8. 2013г. № 3108 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным образовательным программ»
Направленность, образовательная область и предмет изучения
Дополнительная общеобразовательная программа «ВИА» имеет художественную направленность и построена на единстве обучения теоретическим основам музыки и исполнительской техники.
Новизна программы.
В последние годы повышается актуальность проблемы формирования у подрастающего поколения высокой эстетической культуры. Неотъемлемой частью ее реализации служит музыкальное воспитание.
Ансамбль – форма коллективной музыкальной деятельности. Сплачивает участников, повышает ответственность каждого за общее дело. Коллективная игра способствует всестороннему развитию обучающихся. Активное привлечение обучающихся к занятиям оказывает несомненную помощь в воспитании любого контингента детей, так как непосредственно способствует организации их досуга. Интерес детей к вокально–инструментальному ансамблю позволяет воспитывать «трудных» детей, особенно если они непосредственно заняты в данном коллективе, а концерты, в которых приходится участвовать, ставят всех детей перед необходимостью воспитания сознательной дисциплины и самодисциплины, а также точного выполнения конкретных задач.
- Новизной в программе является и внедрение в процесс обучения компетентностного подхода, позволяющего педагогу выстроить профессиональную деятельность на основе принципов системности, научности, индивидуального подхода к ребенку, привить способность к осмыслению и самостоятельному освоению музыкального материала.
Актуальность программы обусловлена следующими позициями:
· поддержкой талантливых детей в реализации их творческих замыслов;
· развитием музыкально – исполнительских умений и навыков;
· организацией полноценного досуга детей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия оказывают влияние на эмоционально – эстетическое развитие личности ребенка, способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Цель обучения:
Формирование музыкальной компетентности воспитанников посредством вовлечения в вокально–инструментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
· познакомить детей с основами музыкальной грамотности, обучить основным приемам коллективного исполнения.
· обучать разнообразным технологическим приемам игры на инструментах;
· совершенствовать исполнение музыкальных произведений разных стилей.
Воспитывающие:
· формировать потребность в самостоятельном музыкальном творчестве, самовыражении средствами музыки.
· воспитывать необходимые для жизни духовно–нравственные качества, нравственные установки;
· расширять музыкальный кругозор;
· сформировать умение коллективного взаимодействия при исполнении музыкальных произведений;
· воспитывать сценическое поведение.
Развивающие:
· развить музыкально–эстетический вкус, мастерство исполнения через средства музыкальной выразительности;
· развивать психоэмоциональную сферу ребенка средствами музыкального воспитания;
· развивать коммуникативные социальные компетенции;
· развивать музыкальные, творческие, способности, внимание, память музыкальный слух, мышление, воображение, устойчивый глубокий интерес и любви к исполнительству.
Отличительные особенности данной программы.
Отличительные особенности данной общеобразовательной программы заключаются в постепенном расширении и углублении знаний, в совершенствовании творческих умений и навыков детей от одного уровня к другому. Обучающиеся включены в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, творческую, познавательную, практическую и другие.
Программа реализуется в условиях соблюдения следующих педагогических подходов:
· индивидуальный подход: педагогический процесс проходит с учетом индивидуальных способностей воспитанников (темперамента, характера, склонностей, интересов и т.д.);
· дифференцированный подход: определение конкретным детям задач в соответствии с их личностными характеристиками; постоянный анализ итогов работы; своевременное внесение корректив в методику работы с учетом особенностей каждого ребенка.
· опора на положительное в личности и группе: изучение и знание лучших индивидуально – положительных и социально – психологических качеств детей; подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания; умелое использование положительного примера; побуждение детей к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию; терпеливое их вовлечение в такие виды деятельности, которые позволяют им проявить себя с лучшей стороны и вызовут уверенность в себе.
Возраст детей, продолжительность реализации образовательной программы.
В объединение принимаются учащиеся 11-17 лет, 1 год обучения два раза в неделю по два часа итого 144 часа в год, последующие 2,3,4 годы обучения два раза в неделю по 3 часа количество часов в год: 216 часов. Численность детей в группе – до 10 человек. Продолжительность реализации программы – 4 года, 792 часа.
Форма и режим занятий.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое строится на основе индивидуального подхода к ребенку и предполагает взаимодействие между преподавателем и обучающимися. Формы работы - групповая, индивидуальная, в малых группах, которые включают в себя часы теории и практики. На индивидуальных занятиях разучиваются партии, проходит работа над трудными местами, получение необходимых теоретических знаний. На групповых занятиях работа ведётся над освоением темпа, формы, динамики, характером, образным содержанием исполняемых произведений. В малых группах, а это работа в паре с преподавателем, другим учащимся, отрабатываются ансамблевые моменты, трудные места.
Ожидаемые результаты
Прогнозируемый результат 1 -го года обучения.
обучающие должны ЗНАТЬ:
1. Понятия о средствах музыкальной выразительности.
2. История, устройство инструмента, виды и функция инструмента в ансамбле: гитара, клавишные, ударные.
3. Обозначение аккордов (ритмические рисунки для ударных инструментов)
4. Понятия о стилях музыки, направлениях музыкального искусства.
5. Гигиена слуха и голоса.
6. Правила техники безопасности при игре в ансамбле.
7. Самостоятельное исполнение 1-2 произведений разного характера.
УМЕТЬ:
1. Владеть определенными навыками игры на музыкальном инструменте (гитара, ударные, клавишные)
2. Знать и применять буквенные обозначения аккордовых позиций.
3. Уметь подобрать по слуху небольшой отрывок знакомого произведения.
4. Уметь настраивать инструмент (гитара).
5. Уметь исполнять 1-2 песни, самостоятельно аккомпанируя.
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
- общие сведения об инструментах, посадке исполнителя, положение гитары, постановка правой руки, левой руки, извлечение звука. Строй гитары, позиции;
- основы вокального искусства, певческого навыка, гигиена и охрана голоса;
- основы певческого дыхания;
- понятие атаки звука;
- нотная запись звуков, октавы, регистры, ключи, расположение нот на нотоносце, в скрипичном и басовом ключах;
- краткий обзор о музыке на рубеже ХХI века;
- значение термина «ансамбль».
уметь:
- выполнять гимнастические упражнения для развития рук;
- изучение пьес и песен для ансамбля;
-соединение главных трезвучий и гармонизации мелодии;
-правильно вдыхать и выдыхать при игре;
-выполнять упражнения на развитие дыхания;
-пение нефорсированным звуком на удобных звуках (для мальчиков -мутантов в пределах до, ре - до, ре);
- чтение нот с тактированием;
- единовременно начать и окончить игру;
- исполнять на отчетном концерте 1 - 2 произведения в составе ансамбля.
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
- современная гитара, ее устройство;
- техническая характеристика электрогитары;
-правила подключения электрогитары, пользования и хранения инструмента;
-инструменты ударной установки;
- нотная запись инструмента ударной установки;
- современные клавишные инструменты;
- место и роль клавишного электроинструмента в ансамбле, оркестре;
- навыки дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции;
- тональность, аккорды, септаккорды;
- краткий обзор о музыке на рубеже ХХI века;
- понятие «аккомпанемент»;
- понятие о характере музыки, динамических опенках, темпе, строении музыкального произведения.
уметь:
- освоить различных видов игры на гитаре; положение инструмента во время игры;
- сидеть за инструментом;
- солировать, аккомпанировать;
- применять знания в разучиваемых песнях и пьесах;
- четко, грамотно, эмоционально исполнять несколько песен и пьес в составе ВИА;
- исполнять песни в два, три голоса;
- петь гаммы в мажоре и миноре ровными длительностями и в усложненной ритмической фигурации;
- исполнять джазовые песни;
- подчинять индивидуальное исполнение ансамблевому звучанию в целом; исполнять пьесы и аккомпанировать солистам - вокалистам, вокальному ансамблю, хору;
- читать ноты с листа;
- выполнять упражнения на воспитание ритмичности (построение группы по кругу, шеренгой, «стайкой».
К концу четвёртого года обучения учащиеся должны знать:
- вокально-ансамблевые навыки; материал предыдущего года;
- новый материал;
- строение мелодии;
- фактура изложения (мелодичная, гармоническая, ритмическая);
- краткий обзор современных направлений эстрадной и джазовой музыки;
- современная музыка, музыка, отражающая современность;
- песни наших дней;
- творчество современных композиторов-песенников;
- краткий обзор творчества ведущих исполнителей и вокально-инструментальных групп;
-функция и роль каждого инструмента в ансамбле; особенности сценического воображения.
уметь:
работать над качеством звука;
- петь двухголосные упражнения и попевки;
- петь под собственный аккомпанемент; импровизировать;
- разучивать песни и пьесы концертного репертуара.
Форма подведения итогов:
- контрольно-зачетные занятия;
- концертно-конкурсная деятельность;
- организация выступлений на уровне учреждения, города, района (социальные практики).
Формой проверки знаний, умений и навыков являются публичные выступления. Сначала в виде выступлений перед родителями и друзьями, затем в виде творческих отчетов и концертов. Хорошо подготовленные вокально-инструментальные ансамбли могут принимать участие в конкурсах, смотрах, фестивалях и сборных концертах.
Учебно-тематический план I год обучения 144 часа.
№ | Содержание и виды занятий | Кол-во часов | Теория | практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Индивидуальные занятия на инструменте. Шестиструнная гитара | 16 | 4 | 12 |
3 | Индивидуальные занятия на инструменте. Ударные инструменты | 6 | 2 | 4 |
4 | Индивидуальные занятия на инструменте. Клавишные инструменты | 6 | 2 | 4 |
5. | Постановка голоса Основы приемов пения и личной гигиены голоса; | 12 | 4 | 8 |
6 | Постановка голоса Основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом | 8 | 2 | 6 |
7 | Постановка голоса Особенности вокального пения в ансамбле; понятие атаки звука | 8 | 2 | 6 |
8. | Основы музыкальной грамоты. Самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений | 14 | 6 | 8 |
9 | Основы музыкальной грамоты. Исполнение песен в собственном стиле | 14 | 6 | 8 |
10. | Творческие часы (включая беседы, слушание музыки) | 10 | 2 | 8 |
11 | Творческие часы. Творческие задания по темам учебно-воспитательного плана; | 8 | 2 | 6 |
12. | Групповые занятия на инструментах. Ансамблевое исполнение музыкальных отрывков; | 14 | 4 | 10 |
13 | Совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением | 8 | 2 | 6 |
14 | Отработка навыков исполнительского мастерства. | 6 | 2 | 4 |
15. | Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты, мастер- классы). | 12 | - | 12 |
ИТОГО: | 144 | 34 | 110 |
Учебно - тематический план
2 год обучения 216 часов.
№ | Содержание и виды работы | Количество часов | Общее кол-во часов | |
Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 3 | - | 3 |
2. | Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения. | 2 | 4 | 6 |
3. | Особенности игры на электрогитаре. | 3 | 12 | 15 |
4. | Синтезатор. Функция клавишных в ансамбле. | 6 | 12 | 18 |
5. | Шестиструнная гитара. | 9 | 15 | 24 |
6. | Ударные инструменты | 3 | 9 | 12 |
7. | Гитара. Буквенное – цифровое обозначение аккордов. | 9 | 15 | 24 |
8. | Клавишные. Изучение синтезатора. | 6 | 12 | 18 |
9. | Электрогитара. | 12 | 15 | 27 |
10. | Бас-гитара | 3 | 9 | 12 |
11. | Ударные инструменты. Практическая игра | 4 | 8 | 12 |
12 | Основные певческие навыки | 6 | 24 | 30 |
13. | Творческий отчёт. | 9 | 9 | |
14. | Итоговое занятие. | 1 | 5 | 6 |
Итого | 68 | 199 | 216 |
Учебно-тематический план
3 год обучения. 216 часов
№ | Содержание и виды занятий
| Кол-во часов | теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 3 | 3 | - |
2. | Основы музыкальной грамоты. | 15 | 5 | 10 |
3 | Интервалы, аккорды | 12 | 4 | 8 |
4 | Электрогитара | 27 | 6 | 21 |
5 | Ударные инструменты | 18 | 6 | 12 |
6 | Клавишные инструменты | 18 | 6 | 12 |
7 | Постановка голоса | 24 | 6 | 18 |
8 | Ансамбль (работа с репертуаром, импровизация). | 15 | 5 | 10 |
9 | Функции каждого инструмента в ансамбле | 6 | 2 | 4 |
10 | Групповые занятия на инструментах. | 18 | 6 | 12 |
11 | Работа с репертуаром | 18 | 6 | 12 |
12 | Творческие часы (мастер- классы) | 15 | 5 | 10 |
13 | Концертные выступления (репетиционные занятия, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях) | 18 | 6 | 12 |
14 | Повторение пройденного материала | 3 | 1 | 2 |
15 | Основы техники безопасности. Подбор нового репертуара | 6 | 2 | 4 |
ИТОГО: | 216 | 72 | 144 |
Учебно-тематический план
4 год обучения 216 часов
№ | Содержание и виды работы | кол-во часов | ||
Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 3 | 3 | |
2 | Стилевые особенности поп и рок музыки. Бас-гитара | 2 | 4 | 6 |
3. | Джаз-роковая манера исполнения (стилизация). | 5 | 10 | 15 |
4. | Приёмы импровизации. Ударные инструменты | 5 | 10 | 15 |
5. | Применение клавишных инструментов в ВИА | 6 | 12 | 18 |
6. | Вокальная работа с участниками ВИА | 3 | 18 | 21 |
7. | Игра в ансамбле | 9 | 24 | 33 |
8. | Особая роль электрогитары в ВИА | 4 | 20 | 24 |
9. | Бас-гитара | 4 | 8 | 12 |
10. | Ударные инструменты | 4 | 8 | 12 |
11. | Вокальная работа | 6 | 12 | 18 |
12. | Подготовка к концертному выступлению | 4 | 20 | 24 |
13. | Творческий отчёт. | 9 | 9 | |
14. | Итоговое занятие | 1 | 5 | 6 |
Итого | 53 | 163 | 216 |
Содержание программы I год обучения.
- Вводное занятие
Индивидуальные занятия на инструменте.
2. Шестиструнная гитара.
Теоретические сведения:
теоретические сведения основ музыкальной грамоты; знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство; настройка; положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук, звукоизвлечение, строй; позиции аккордов, игра с медиатором и без него.
Практическая работа:
аккорды и способы их извлечения; приемы игры правой руки (баррэ, арпеджио, игра медиатором); упражнения в пределах 1-3 ладов; упражнения в пределах 3-9 ладов; подбор мелодии по слуху.
3. Ударные инструменты ( малый барабан, хетт, большой барабан).
Теоретические сведения:
знакомство с инструментом, устройство, уход за инструментом; основы музыкальной грамоты; нотация для ударных инструментов. Посадка, постановка рук при игре.
Практические занятия:
упражнения для развития рук, координации движений при игре; упражнения для малого барабана (одиночные удары); упражнения для большого барабана и хетта (с ускорением);
ритмические рисунки с ускорением и пунктиром (триоли, форшлаг, синкопа); принципы игры на ударных инструментах; упражнения для подбора по слуху ритмических рисунков.
4. Клавишные инструменты.
Теоретические сведения:
основы гармонии и музыкальной грамоты; устройство клавишных инструментов; приемы игры на клавишных инструментах в ансамбле; уход и правила эксплуатации клавишных инструментов.
Практические занятия:
приемы игры одной, двумя руками; клавишные переключения;
упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на инструменте; упражнения для подбора по слуху.
5. 6. 7. Постановка голоса.
Теоретические сведения:
основы приемов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного исполнения; навыки интонирования и владение голосом, слуховой контроль; понятие атаки звука; особенности вокального пения в ансамбле.
Практическая работа:
певческая установка; упражнения по развитию силы звука; упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном.
8.9. Основы музыкальной грамоты.
Теоретические сведения:
устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле;
подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечения и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха; «чтение» табулатуры.
Практические занятия:
упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий по табулатуре); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.
10. 11. Творческие часы:
диспуты, дискуссии, тренинговые занятия по сплочения коллектива; рефераты, творческие задания по темам учебно-воспитательного плана; беседы по манерам поведения на сцене и правилам исполнительского мастерства; концертные выступления в классах, на школьных тематических вечерах.
12. 13. 14. Групповые занятия на инструментах.
Теоретические сведения:
основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.
Практические сведения:
ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.
6. Концертная деятельность (творческие отчеты)
Теоретические сведения:
основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене; понятие об ансамбле, принципы исполнительского мастерства; рефераты, дискуссии, диспуты, беседы.
Практические занятия:
участие в мероприятиях ДЮЦ, праздниках, творческие встречи с другими группами ВИА (творческий отчет).
2 год обучения
Основное содержание программы
1. Тема «Вводное занятие»
- знакомство,
- инструктаж по ТБ;
- постановка певческой задачи;
- расширение представлений о жанре «Эстрадное пение»;
2. Тема «Эстрадное творчество»
- постановка певческой задачи;
- расширение представлений о жанре «Эстрадное пение»;
- понятие «манера исполнения
- индивидуальное прослушивание.
3. Тема «Особенности игры на электрогитаре»
Теория: современная электрогитара, ее устройство, тембровые и динамические возможности. Особенности техники игры
- слушание и анализ записей «плюсовок»;
- подбор песенного репертуара;
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого дыхания);
- музыкальная грамота.
- Тема «Синтезатор. Функция клавишных в ансамбле»
- Теория: орган, электроорган и другие клавишные инструменты. Историко-теоретический обзор. Знакомство с устройством электропианино, синтезатора.
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, дикции);
- разучивание песенного репертуара
- музыкальная грамота.
5. Тема «Шестиструнная гитара»
- Теория: знакомство с инструментом, общие сведения, устройство и настройка, посадка, положение гитары, постановка рук, извлечение звука. Игра на открытых струнах. Строй, позиция. Обозначение пальцев правой руки. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Ноты. Гаммы. Схема аккордов. Чтение аккордов. Чтение нот.
Практика: аккорды и способы извлечения. Арпеджио (восходящее и нисходящее). Игра на закрытых струнах, смена позиции.
- знакомство с понятием - культура эстрадного мастерства;
- знакомство с понятием - образ песни;
- выявление певческой наклонности обучающихся;
- индивидуальный подбор песенного репертуара;
-индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни;
- введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем);
- индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен;
- музыкальная грамота.
6. Тема «Ударные инструменты»
(малый барабан, альты, том, бас, хай-хет, тарелка).
Теория: сведения об инструменте, устройстве, уход за ним. Ритмы, их обозначение.
Практика: упражнение для развития рук;
- музыкальная грамота.
7. Тема «Гитара. Буквенное – цифровое обозначение аккордов»
Теория: знакомство с инструментом, общие сведения, устройство и настройка, посадка, положение гитары, постановка рук, извлечение звука. Игра на открытых струнах. Строй, позиция. Обозначение пальцев правой руки. Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Ноты. Гаммы. Схема аккордов. Чтение аккордов. Чтение нот.
Практика: аккорды и способы извлечения. Арпеджио (восходящее и нисходящее). Игра на закрытых струнах, смена позиции.
Игра от исходной открытой ноты на струне дальше по грифу. Разучивание простейших упражнений (одноголосно, двухголосно). Фразировка. Баррэ. Приемы игры: легато, стаккато, тремоло, арпеджиато. Динамические оттенки. Авторские песни. Знакомство с понятием – вокально - инструментальный эстрадный ансамбль (ВИА);
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и разучивание песенного репертуара
- музыкальная грамота.
8. Тема «Клавишные. Изучение синтезатора»
- Теория: орган, электроорган и другие клавишные инструменты. Историко-теоретический обзор. Знакомство с устройством электропианино, синтезатора.
Роль и функции, клавишных в ансамбле. Солирующие партии.
Аккомпанемент. Особенности ансамблевого исполнения, его отличие от сольных выступлений.
Ноты, гаммы. Аккорды, арпеджио (нотная грамота), ноты и буквы. Пультовая дека инструмента: тембры, регистры, звуковые эффекты.
Практика: извлечение звука на фортепиано; о специфике работы над игрой – исполнением: упражнения в положении «сидя» и «стоя» за инструментом. Свобода, правильное положение корпуса, постановка рук.
Понятие о штрихах, обозначениях музыкальной выразительности и приемах игры.
Практические упражнения: чтение, игра, прослушивание и анализ работы. Исполнение: аккомпанирование солисту, другому инструменту (гитаре), группе. Начальные навыки ансамблевой игры;
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие);
- индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание песенного репертуара со сменой солистов;
- музыкальная грамота.
9. Тема «Электрогитара и её роль в эстрадном жанре»
Теория: современная электрогитара, ее устройство, тембровые и динамические возможности. Особенности техники игры. Технические характеристики электрогитары, темброблока, усилителей и колонок; правила подключения, использование, хранение. Игра медиатором.
Практика: освоение различных видов техники: аккордов, арпеджио, легато, глиссандо, вибрато, тремоло. Игра по буквенно-цифровым обозначениям. Исполнение различных ритмов.
- музыкальная грамота.
10. Тема «Бас-гитара»
-устройство, техническая и тембровая характеристика. Подключение, использование и хранение, роль в ансамбле.
-положение инструмента, постановка рук, игра пальцами и медиатором. Аппликатура и позиции. Положение большого пальца.
-вокально-хоровые упражнения.
-музыкальная грамота.
11. Тема «Ударные инструменты
Изготовление приспособления и использование его в работе. Аппликатура. Одиночные ударные «двойки», «двойки с ускорением». Простые размеры. Сложные размеры. Пунктирный ритм.
- музыкальная грамота.
12..Тема «Основные певческие навыки»
Формирование навыков, певческой установки, развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания. Индивидуальное певческое развитие. Развитие навыков ансамблевого исполнения
- музыкальная грамота.
13. Творческий отчёт
14. Итоговое занятие
Содержание программы 3 года обучения.
1. Вводное занятие.
2. Основы музыкальной грамоты.
Теоретические сведения:
устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого инструмента в ансамбле;
подчинение вокальной партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечения и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха; «чтение» табулатуры.
Практические занятия: упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий по табулатуре); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.
- Интервал. Аккорд. Гармония как предмет.
Теория. Интервал как элемент гармонии; созвучность (согласие) и диссонантность (противоречие) ступеней лада. Трезвучие, септаккорд, нонаккорд – определения. Гармония как ладовая основа, фундамент, опора мелодии.
Практика. Интервалы в ладу, в новой интерпретации темы. Пение интервальных последовательностей, выявление их устойчивости, неустойчивости, тяготение к разрешению. Трезвучия и их роль (функция) в ладу. Трезвучия других ступеней.
- Электрогитара.
Теоретические сведения:
основы музыкальной грамоты (приемы игры на гитаре, звукоизвлечение, принципы построения аккордов); правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение, возможности электрогитары; игра медиатором; ритмические рисунки и солирующие партии электрогитары в табулатуре.
Практические сведения:
функции бас- гитары, ритм- гитары в ансамбле; виды игры на гитарах ( бас и ритм- гитарах);
аккордовые и гаммаобразные упражнения; солирующие партии инструментов в ансамбле; игра по табулатуре.
побор по слуху отрывков музыкальных композиций и фрагментов песен; импровизация и элементы джаза.
- Ударные инструменты.
Теоретические сведения:
устройство и расположение инструмента на концертных выступлениях; возможности инструмента ( партии для малого , большого барабана, хетта); координация рук и ног;
правила эксплуатации инструмента.
Практические занятия:
игра совместно с инструментами ансамбля; солирующие партии ударных инструментов в музыкальных композициях; подбор по слуху ритмических рисунков; импровизация, создание собственного стиля игры на инструменте.
- Клавишные инструменты.
Теоретические сведения:
роль клавишного инструмента в ансамбле; возможности и обоснование приемов переключения; приемы игры в разных стилях; джазовые импровизации; основы ансамблевой игры.
Практические сведения:
исполнение простых по композиции песен, мелодий; создание собственного стиля игры (элементы импровизации, джаза); развитие навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского мастерства.
- Постановка голоса.
Теоретические сведения:
гигиена голоса и слуха; интонирование и певческое дыхание, дикция при исполнении;
правила работы в ансамбле (с микрофоном); приемы двухголосия; джазовые импровизации.
Практические сведения:
работа над репертуаром; ансамблевая работа (пение дуэтом, трио, солирующие партии);
создание собственного стиля исполнения; работа с микрофоном.
- Ансамблевая работа.
Теоретические сведения:
основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.
Практические сведения:
ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.
- Функции каждого инструмента в ансамбле.
Теоретические сведения:
Функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов;
соединение основных партий наизусть.
Практическая работа:
работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем.
- Групповые занятия на инструментах.
Теоретические сведения:
основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле; музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.
Практические сведения:
ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.
- Работа с репертуаром
Теоретические сведения:
функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка инструментов;
работа с монитором; аранжировка и импровизация; соединение основных партий наизусть и по табулатуре.
Практическая работа:
работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады; игра произведения по табулатуре (наизусть).
- Творческие часы.
диспуты, дискуссии, тренинговые занятия по сплочения коллектива; рефераты, творческие задания по темам учебно-воспитательного плана; беседы по манерам поведения на сцене и правилам исполнительского мастерства; концертные выступления в классах, на школьных тематических вечерах.
- Концертные выступления.
Теоретические сведения:
основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение, баланс, настройка инструментов; хранение и использование аппаратуры .
Практическая работа:
участие в мероприятиях; проведение творческих часов; концертные выступления.
- Основы техники безопасности
Теоретические сведения:
основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение, баланс, настройка инструментов; хранение и использование аппаратуры в условиях школы.
Практическая работа:
участие в школьных, поселковых и городских культурных мероприятиях; проведение творческих часов, совместно с группами первого года обучения; творческие отчеты и вечера группы второго года обучения; концертные выступления; участие в мастер - классах.
Основное содержание программы 4 года обучения - 216 часов.
- Тема «Вводное занятие. Стилевые особенности поп и рок музыки. Бас-гитара»
- постановка певческой задачи;
- знакомство с поп и джазовой музыкой в контексте эстрадного жанра;
- индивидуальное прослушивание.
- джаз, рок, история возникновения;
- стилевые особенности жанров (манера исполнения, манера
звуковедения, особенности ритма…);
-слушание образцов джазовой, рок, и поп музыки (оркестровые композиции Д. Эллингтона, вокальные композиции Э. Фитцджеральд, Б. Смит, Л. Армстронга, оркестровые композиции Поля Мориа);
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на
формирование джазовой манеры исполнения (стилизация).
Бас-гитара. Закрепление знаний I года обучения; настройка инструмента, тембры.
Основы музыкальной грамоты.
2. Тема «Джаз-роковая манера исполнения (стилизация). Гитара, электрогитара»
- знакомство с особенностями джаз и манеры исполнения рока;
-слушание образцов стилизованного джаза (записи джазовых композиций исполнительниц И.Отиевой, Л. Долиной);
-подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных особенностей обучающихся
-пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование джазовой манеры исполнения и песен в стиле рок.
Гитара, электрогитара.
Закрепление занятий I года обучения; ТБ, настройка, тембр.
Исполнение гамм, аккордов по буквенно-цифровому обозначению. Отработка техники: аккордов, арпеджио, легато, глиссандо, вибрато, тремоло. Исполнение различных ритмических рисунков.
Теория. Квинтовый круг тональностей.
3. Тема «Приёмы импровизации. Ударные»
- знакомство с понятием импровизация;
- слушание примеров вокальных импровизаций;
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на
формирование джазовой манеры исполнения (стилизация),
- развитие подвижности гортани и чёткости дикции;
- знакомство с приёмами создания ритмических и вокальных импровизаций;
- создание, исполнение ритмических и вокальных мини-импровизаций в
джазовом стиле;
- индивидуальная работа с обучающимися по формированию и
развитию вокальных навыков.
Устройство, правильная эксплуатация установки. Нотная запись ритмов.
Исполнение различных ритмов (по записи и на слух). Изучение ритмов народов мира
Теория Интервал. Аккорд. Трезвучие. Септаккорд
Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.
4. Тема «Применение клавишных инструментов в ВИА»
Новые типы клавишных электромузыкальных инструментов.
Принципы эксплуатации, технические характеристики
Гаммы (до 5 знаков); аккорды, арпеджио, этюды
Игра по нотам; репертуар студии, партии «соло».
Упражнения по знакам-буквам: репертуар студии, партия аккомпанемента
Сочинение, импровизация. Упражнения по подбору аккомпанемента на основе вопросов теории. Упражнения по знакам-буквам: репертуар студии, партия аккомпанемента
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие чувства ритма, на работу с певческим дыханием, над дикцией и орфоэпией.
Теория. Интервал. Аккорд. Трезвучие. Септаккорд.
5. Тема «Вокальная работа с участниками ВИА»
Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким и округлым нефорсированным звуком. Выравнивание регистров.
Упражнение на артикуляцию. Вокально-ансамблевая работа, одновременное дыхание и атака звука. Правильная вокализация, единая подготовка.
- составление и исполнение поэтических текстов в заданном ритме.
Основы музыкальной грамоты.
6. Тема «Игра в ансамбле
Роль каждого инструмента в группе. Соло и звуковой баланс между солистами и аккомпанементом
Дальнейшее развитие ансамблевых навыков. Чистота исполнения (строй), единство темпоритма. Звуковой баланс в аккомпанирующей группе и при работе с солистами.
- Знакомство с понятием речитатив и выразительными особенностями этого приёма исполнения.
Гармонизация мелодии.
- знакомство с понятием синкопа, синкопированный ритм;
- выполнение учебно-тренировочного материала, направленного на
формирование джазовой манеры исполнения (стилизация) развитие ритмического слуха;
- индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков стилизованного джазового исполнения;
- разучивание песенного репертуара с элементами джазовой манеры исполнения.
7. Тема «Особая роль электрогитары в ВИА»
Исполнение гамм, аккордов по буквенно-цифровому обозначению. Отработка техники: аккордов, арпеджио, легато, глиссандо, вибрато, тремоло. Исполнение различных ритмических рисунков.
- знакомство с понятием глиссандо;
- изучение технического приёма глиссандирования звука;
- слушание записей-примеров инструментального и вокального
глиссандирования;
-пение учебно-тренировочного материала, направленного на
освоение техники глиссандирования звука.
-разучивание инструментальных и вокальных партий. Индивидуальная работа с солистами.
Основы музыкальной грамоты.
8. Тема «Бас-гитара»
Настройка инструмента, тембры. Различные приёмы игры. Различные виды басовых партий. Игра медиатором и пальцами.
Аббревиатура нотного письма. Основы музыкальной грамоты.
9. Тема «Ударные инструменты
Устройство, правильная эксплуатация ударной установки.
Нотная запись ритмов. Исполнение различных ритмов (по записи и на слух).
Изучение ритмов народов мира. Разучивание партий для ударных инструментов.
Основы музыкальной грамоты.
10. Тема «Вокальная работа»
Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким и округлым нефорсированным звуком. Выравнивание регистров.
Упражнение на артикуляцию. Вокально-ансамблевая работа, одновременное дыхание и атака звука. Правильная вокализация, единая подготовка. Разучивание вокальных и инструментальных партий.
11. Тема «Подготовка к концертному выступлению»
-роль каждого инструмента в группе. Соло и звуковой баланс между солистами и аккомпанементом
Дальнейшее развитие ансамблевых навыков. Чистота исполнения (строй), единство темпоритма.
Звуковой баланс в аккомпанирующей группе и при работе с солистами.
Гармонизация мелодии.
-Знакомство с понятием речитатив и выразительными особенностями этого приёма исполнения.
Аббревиатура нотного письма
12. Творческий отчёт (концерт)
13. Итоговое занятие
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-методический комплекс обеспечения программы составляют:
1.Учебно-методические пособия:
- специальная, методическая литература;
- нотная библиотека.
2.Дидактические материалы:
- аудиозаписи;
- видеозаписи;
- табулатура;
- клавиатура.
Учебная деятельность в ансамбле направлена на формирование и развитие предметных и ключевых компетенций.
Культурологическая - знание терминов, понятий, культурное взаимодействие с окружающим миром, наличие духовных потребностей, создание ситуаций в которых обучающийся приобретает опыт саморегуляции и самоконтроля (проводятся занятия-беседы, викторины, посещение концертов, фестивалей).
Методы диагностики - педагогическое наблюдение, тесты.
Техническая - владение приёмами игры на инструменте, вокального исполнения, сценического мастерства (упражнения, творческие задания, сольфеджирование, слушание музыки).
Методы диагностики – педагогическое наблюдение, обсуждение, викторины, поурочный контроль.
Информационная - знание компьютерной грамотности .
Метод диагностики - педагогическое наблюдение, коррекция.
Исполнительская - умение держаться на сцене, контролировать процесс исполнения.
Методы диагностики - педагогическое наблюдение, обсуждение.
Аналитическая - умение анализировать свою собственную деятельность, уметь видеть собственные недостатки и находить способ их преодоления).
Методы диагностики - педагогическое наблюдение, коррекция.
Здоровьсберегающая – умение расслабиться, ориентация на здоровый образ жизни.
Методы диагностики - педагогическое наблюдение, учет заболеваемости.
Воспитательная деятельность
Воспитательная деятельность направлении на становление у воспитанников ценностно-смысловой компетенции – отзывчивости, доброты, толерантности, ответственности, гражданственности, патриотизма.
Методами организации воспитательной деятельности являются:
- беседы, посещение концертов с последующим обсуждением;
- участие в мероприятиях, концертах;
- стимулирование, поощрение;
- разучивание и слушание высокохудожественных произведений;
- совместное обсуждение поступков, ситуаций.
Развивающая деятельность
Все виды деятельности в коллективе носят развивающий характер,
что способствует общему развитию ребёнка, его способностей, воображения, представлений, мышления, внимания.
Важным является нахождение своего места в социокультурном пространстве; овладение инструментом, сценическим и вокальным мастерством; быть самостоятельным, инициативным, творческим без комплексов человеком.
Средства, необходимые для реализации программы:
- информационно-методические (учебно-методические пособия, нотная литература, аудиозаписи, видеозаписи, дидактические материалы);
- технические (звукоусилительная аппаратура ( усилитель, колонки, микшерский пульт, ревербератор, компрессор), микрофоны, электрогитары, синтезаторы звука, компьютер с программами обработки звука( миди-караоке-проигрывателями, программами изменения тональности, программами записи голоса и инструментального материала);
- организационные (репетиционная комната, зрительный зал, возможность приобретения костюмов).
Способы проверки ЗУН:
- Тестовые задания воспитанников;
- Диагностика личности воспитанника;
- Тестирование;
- Контрольный опрос;
- Наблюдение;
- Конкурсы ВИА;
- Анкеты для воспитанников;
- Концертная деятельность;
- Личный творческий план воспитанника;
Литература для педагога
- Андреев А. Ритм-гитара. Пособие для начинающих гитаристов. М.: 2010 г.
- Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М.: 1991 г.
- В.Емельянов Развитие голоса. Координация и тренинг. Учебно-методическое пособие для учителей музыки и пения, хормейстеров и вокалистов. Санкт-Петербург:2000 г.
- Фролова Ю.В. Сольфеджио. Ростов-на-Дону. 2003 г.
- Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты. Выпуск I. М.: 1998 г.
- Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 7 класс. М.: 2002 г.
- Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.: 2004 г.
- Энциклопедический музыкальный словарь. Автор-составитель К.А.Жабинский. Ростов-на-Дону. 2009 г.
Литература для учащихся
- Сто великих композиторов. М.: 2007 г.
- Калинин В. Юный гитарист. М.: 2003 г.
- Тимонин М.Ю. Простой и понятный самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Бердск: 2011 г.
- Исаева И.О. Как стать звездой: уроки эстрадного пения. Ростов-на-Дону: 2009 г.
- Жученко А. Эндрю Ллойд Уэббер и его мюзиклы. Из истории музыки ХХ века. Санкт-Петербург: 2004 г.
- Калинин В. Юный гитарист. М.: 2003 г.
- Андреев А. Ритм-гитара. Пособие для начинающих гитаристов. М.: 2010 г.
- В лазури голубой. Песни на стихи Нины Цвиревой. Ейск: 2009 г.
- Начальный этап обучения игре на шестиструнной гитаре. Краснодар: 1993 г.
- Бердников А. Шестиструнная гитара для начинающих. Ростов-на-Дону: 2010 г.
- Тимонин М.Ю. Простой и понятный самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Бердск: 2011 г.
- Энциклопедический музыкальный словарь. Автор-составитель К.А.Жабинский. Ростов-на-Дону. 2009 г.
- Сто великих композиторов. М.: 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокально – инструментальный ансамбль» объединение «Искорка»
Программа модифицированная, разработана на основе: Образовательной программы ВИА педагога дополнительного образования Микрюкова С.А. г. Санкт-Петербург, Образовательной п...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Вокально – инструментальный ансамбль»
программа «Вокально – инструментальный ансамбль»...

Дополнительная общеобразовательная программа "Вокальный ансамбль".
Музыкальная культура детей формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Наиболее эффективной формой музыкальной работы с детьми является концертная деятельность, которая оказывает эмоцион...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Вокально-инструментальный ансамбль»
Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Вокально-инструментальный ансамбль»...

Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся творческого объединения "ВИА" по дополнительной общеобразовательной программе "Вокально-инструментальный ансамбль"
Протоколы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся творческого объединения "ВИА"по дополнительной общеобразовательной программе "Вокально-инструментальный ансамбль"...

Дополнительная общеобразовательная программа. «Вокальный ансамбль»
Художественная направленность данной программы обусловлена тем, что дети, наделенные способностью и тягой к творчеству, к развитию своих вокальных способностей, могут овладеть ...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа Вокально-инструментального ансамбля
Вокально-инструментальный ансамбль - это объединение молодых людей, желающих узнать для себя новое о классической и современной музыке, о стилях и направлениях, о композиторах и музыкантах.Процесс обу...