Реализация практики инновационной деятельности в образовательном учреждении дополнительного образования
статья ( класс) на тему

Величко Ольга Андреевна

Современное общество не стоит на месте, оно находится в постоянном развитии, в положительной динамике к новым технологиям и формам работы.  Система образования – одна из самых ярких и передовых систем, которая принимает инновации и адаптирует их в работе. 
В России на сегодняшний день систему образования можно оценить как переходный период от давно привычного нам устоя работы к инновационной деятельности как в сфере общего и профессионального образования, так и в сфере дополнительного образования детей.
Современное образование может эффективно выполнять свои функции, существуя только в режиме развития, постоянного поиска, интеграции традиций и новаций. Инновационная деятельность – одно из главных направлений работы Дома детского творчества.
Согласно Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, дополнительное образование – это “мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Реализация практики инновационной деятельности в образовательном учреждении дополнительного образования

Докладчик: Величко О.А.,

методист МКОУ ДОД ДДТ

с. Перегрёбное

2012

Введение

Современное общество не стоит на месте, оно находится в постоянном развитии, в положительной динамике к новым технологиям и формам работы.  Система образования – одна из самых ярких и передовых систем, которая принимает инновации и адаптирует их в работе.  

В России на сегодняшний день систему образования можно оценить как переходный период от давно привычного нам устоя работы к инновационной деятельности как в сфере общего и профессионального образования, так и в сфере дополнительного образования детей.

Современное образование может эффективно выполнять свои функции, существуя только в режиме развития, постоянного поиска, интеграции традиций и новаций. Инновационная деятельность – одно из главных направлений работы Дома детского творчества.

Согласно Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, дополнительное образование – это “мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно”.

1. Внеурочная деятельность

Время диктует свои задачи, для решения которых недостаточно интегрировать только школьные предметы, интеграция двух систем – основного и дополнительного образования, несомненно, несет богатый потенциал для становления, как ученика, так и самого преподавателя.

По новым федеральным государственным образовательным стандартам основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное – осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования. Способствует этому введение новых ФГОС НОО.

Наша задача – обеспечить переход образовательного учреждения на новый стандарт согласно инициативе «Наша новая школа». Достигнуть этого возможно лишь при максимально широком использовании современных информационных технологий. Ведь стандарт – это требования не только к содержанию, но и к современным условиям обучения.

Особой популярностью среди обучающихся пользуется кружок «Компьютерный мир», программа которого разработана педагогом дополнительного образования Сивковой Еленой Алексеевной с учётом школьного курса «Информатика». Ребята с удовольствием укрепляют свои знания в программах: Microsoft Office Word и PowerPoint, Paint и др. При подготовке занятий учитываются индивидуальные возможности первоклассников, задания способствуют развитию памяти, логики, воображения и т.д. Елена Алексеевна  строит свои занятия с учётом рекомендаций учителей начальных классов. (Например, если ребёнок плохо читает, то ему предлагается поработать в программе по чтению).

Востребованными остаются объединения художественно-эстетической направленности: творческая мастерская «Колорит» (руководитель Непкина Светлана Александровна), творческая мастерская «Рукодельница» (руководитель Карева Людмила Николаевна), творческая мастерская «Северные узоры» (руководитель Алексеева Ольга Витальевна), кружок «Арт-студия» (руководитель Яманаева Елена Яманайевна). Работа с первоклассниками проводится таким образом, что ребята постоянно познают мир прекрасного, создавая красоту своими руками. Поделки из бисера, соломы и оленьего меха, а также красочные рисунки наполняют детский мир радостью и стремлением к совершенству.

42 первоклассника Перегрёбинской СОШ №1 и Перегрёбинской СОШ №2 смогли получить дополнительную подготовку в Доме детского творчества по 5 дополнительным образовательным программам в рамках реализации ФГОС НОО.

Итогом проведённой совместной работы за 2011-2012 учебный год стали отчётные мероприятия, на которых дети смогли показать достигнутые результаты.  

Механизмы интеграции общего и дополнительного образования обсуждались на III районном профессионально-педагогическом объединении по теме «Формирование творческой личности ребёнка через репродуктивную деятельность на занятиях объединений художественно-эстетической направленности», которое проходило в феврале 2012 года на базе МКОУ ДОД ДДТ с. Перегрёбное. Диссеминация опыта работы ДДТ по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО проходила  на совещании руководителей образовательных учреждений Октябрьского района, а также на заседании координационного совета по организации внеурочной деятельности. Эта работа получила положительную оценку и поэтому мы планируем дальнейшее сотрудничество со школами в новом учебном году.

2. Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Ступени мастерства»

Дом детского творчества постоянно работает в направлении повышения квалификации своего педагогического коллектива. С этой целью в 2010-2011 учебном году в Доме детского творчества прошёл первый этап конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Ступени мастерства». На суд жюри были представлены образовательные программы, серии открытых занятий, компьютерные презентации «Путь в профессию», портфолио ПДО. Победителем стала педагог дополнительного образования Лачугина Ольга Георгиевна, набравшая наибольшее количество баллов.

3. Творческие проекты в воспитательной работе

В этом году коллектив Дома детского творчества начал свою работу над разработкой и реализацией креативных проектов. Стоит отметить, что такая форма работы является инновационной для педагогов дополнительного образования.

Эффективность решения воспитательных задач отдельным педагогом значительно ниже возможных результатов командной работы. Поэтому были сформированы творческие группы по 2-3 человека, определён руководитель каждой группы.

Проанализировав проводимые ДДТ мероприятия, были определены следующие направления работы:

  • воспитание патриотического отношения  к своей стране («Патриот», руководитель Лачугин В.Н.);
  • формирование положительного отношения к здоровому образу жизни и соблюдению безопасности в различных ситуациях («Страна безопасности», руководитель Сивкова Е.А.);
  • сохранение культуры северных народов («Мой дом—ЮГРА», руководитель Алексеева О.В.);
  • сохранение русских народных  традиций («Народные праздники», руководитель Карева Л.Н.);
  • организация досуга детей в период Новогодних и Рождественских праздников («Новогодний серпантин», руководитель Непкина С.А.).

Таким образом, воспитательная работа состоит не из разрозненных, хоть и традиционных мероприятий, а имеет некую систему, которая позволяет поднять воспитательную работу на новый качественный уровень.

В специальных выпусках детской газеты «Креатив» освещалась проводимая работа. Эти выпуски назывались «Креативные проекты».

Каждый проект имеет чёткую структуру: цель, задачи, схему сетевого взаимодействия, план-сетку мероприятий, ожидаемые результаты,  дидактический и методический материал. Итогом реализации проектов стал анализ проведённой работы и второй этап конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Ступени мастерства». В новом учебном году планируется продолжить работу над творческими проектами.

4. Имидж-проект

Любое образовательное учреждение, будь то общеобразовательная школа, школа искусств, музыкальная школа или дом детского творчества – учреждение общественное, гуманитарное, которое должно много значить для сограждан, вызывать гордость от общения с ним и при воспоминании о нём.

С другой стороны, само учреждение должно с гордостью демонстрировать свои успехи, особенности жизни и то, чем оно может быть привлекательным для социума.

Следовательно, для образовательного учреждения важно осуществлять пиар, то есть работу, направленную на заполнение информационных пробелов с целью предоставления всем желающим яркой, транспарантной и полезной информации, в том числе и информации, направленной на продвижение собственных принципов, идей, способов и решений.

В Доме детского творчества села Перегрёбное был разработан специальный «Имидж-проект», который направлен на создание условий для эффективного повышения статуса нашего образовательного учреждения среди общественности.

Создание имиджа – это длительный процесс, который подразумевает постоянное распространение и обновление  информации о деятельности нашего образовательного учреждения, привлечение внимания к работе ДДТ.

Для Дома детского творчества села Перегрёбное приоритетными стали следующие формы создания положительного имиджа:

  • разработка сайта МКОУ ДОД «Дом детского творчества»;
  • подготовка и распространение детской газеты «Креатив», которая освещает все события, проходящие в Доме детского творчества;
  • организация партнёрских отношений с другими издательствами (местная газета «Перегрёбное», районная газета «Октябрьские вести», размещение статей на сайте Октябрьского района);
  • организация партнёрских отношений с местным телевидением (предоставление презентаций о мероприятиях, о кружках и т.д.);
  • проведение Дней открытых дверей и родительских собраний;
  • организация совместных праздников и походов с родителями;
  • проведение мастер-классов и открытых занятий с родителями;
  • организация выездных мероприятий в д. Чемаши и близлежащие поселения;
  • проведение выставок в КСК «Феерия»;
  • участие в общепоселковых мероприятиях;
  • подготовка публичных докладов для общественности посёлка;
  • создание тематических буклетов о деятельности Дома детского творчества;
  • монтаж фоторепортажей;
  • создание фотоархива мероприятий;
  • информирование Управление образования и молодёжной политики о деятельности МКОУ ДОД «Дом детского творчества»;
  • информирование жителей с.п. Перегрёбное о проведении мероприятий через объявления;
  • создание фотовитрины;
  • ведение книги отзывов;
  • создание журнала творческих биографий педагогов дополнительного образования;
  • создание книги лучших обучающихся в Доме детского творчества;
  • оформление стенда грамот и наград;
  • участие Дома детского творчества в конкурсах и акциях разного уровня (локальный, поселковый, районный, окружной, федеральный, международный);
  • выдвижение педагогов и сотрудников на награждения;
  • приём и проведение районных мероприятий.

Мониторинг профессионального мастерства каждого педагога, мониторинг успешности обучающихся и достижений педагогического и детского коллектива в целом позволяет оценить уровень развития учреждения, а значит, определить цели и задачи на будущее.

Таким образом, создание инноваций в дополнительном образовании детей, повышение профессионального мастерства чрезвычайно эффективно при интеграции основного и дополнительного  образования, которая является гарантом не только внедрения передового педагогического опыта в практическую деятельность, а в конечном итоге, социальной стабилизации общества. 



Предварительный просмотр:

Этапы организации внеурочной деятельности в Доме детского творчества по внедрению и реализации ФГОС НОО

  1. Организована рабочая группа по внедрению ФГОС, в состав которой вошли директор, заместитель директора по УВР, методисты, педагоги дополнительного образования с первой квалификационной категорией;
  2. Изучена нормативно-правовая база федерального и муниципального уровней, подготовлены нормативные документы ДДТ;
  3. Проведено методическое объединение педагогов дополнительного образования по теме «Проблемы организации внеурочной деятельности в ДДТ и пути их решения»;
  4. В доме детского творчества прошёл «День открытых дверей» дл первоклассников, в рамках которого была организована театрализованная встреча, проведены мастер-классы, игры и физкультминутки. Дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них реальность, поэтому они с особым интересом занимались в объединениях «Компьютерный мир», «Колорит», «Рукодельница», «Арт-студия». В конце дня каждый ребёнок выбрал для себя то объединение, в котором он хотел бы заниматься внеурочной деятельностью;
  5. Анкетирование родителей первоклассников было проведено или школами (Перегрёбинская СОШ №2), или Домом детского творчества;
  6. Анкетирование детей на выявление желания заниматься той или иной внеурочной деятельностью было проведено СОШ №2;
  7. Родительские собрания были проведены в школах;
  8. Родительское собрание прошло и в Доме детского творчества, где родители познакомились с презентациями объединений, послушали рассказ ПДО о себе, достижениях, образовательных программах и материалах, которые необходимы для обучения. Затем директор провела экскурсию по Дому детского творчества, на которой родители ознакомились с материально-технической базой кабинетов и условиями, в которых будут заниматься дети, а также с интересом посмотрели выставки детских работ. Родители также получили групповые и индивидуальные консультации. Все эти факторы повлияли на выбор родителями объединения для их ребёнка;
  9. Родители написали заявления в Дом детского творчества для обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе в объединении;
  10. Одновременно с этим проходила подготовка рабочих дополнительных программ педагогами дополнительного образования. в определении содержания программ ДДТ руководствовалось педагогической целесообразностью и ориентировалось на запросы и потребности обучающихся и их родителей. Содержание программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся. Программы, разработанные ОУ, рассчитаны на школьников определённой возрастной группы – первоклассников. Педагогам пришлось столкнуться с проблемами, которые по мере подготовки программ, были решены. Педагоги дополнительного образования творческих мастерских при подготовке программ учитывали следующие факторы:

- психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;

- развитие психических процессов личности ребёнка: речь, внимание, воображение, память, мышление;

- вид деятельности должен быть интересен для детей, поэтому педагогами объединений художественно-эстетического цикла были выбраны бисероплетение, нетрадиционные техники рисования, компьютерная графика, папье-маше, солёное тесто и др.;

- результаты деятельности детей должны быть наглядны;

- необходимость развивать моторику рук;

- использовать на занятиях игровые методы обучения, в том числе предусмотреть в календарно-тематическом плане игровые занятия в каникулярное время;

- количество часов за год обучения 33-66, в зависимости от того, сколько раз в неделю будут посещать кружок дети;

- учитывать, что у первоклассников в школе безотметочная система оценки знаний;

- запланировать выставки детских работ после каждого занятия, за полугодие, по итогам года.

11. На совместных совещаниях администраций и педагогов школ и ДДТ по теме «Организация внеурочной деятельности» были проработаны следующие вопросы:

- количество обучающихся в объединении, деление на группы;

- доставка и сопровождение детей в ДДТ;

- согласование расписания занятий;

- ведение документации.

12. Заключен договор о сотрудничестве ДДТ и СОШ;

13. Расписание занятий объединений ДДТ подготовлено в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами для учреждений дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.1251-03) и общеобразовательных школ (СанПиН 2.4.2.2821-10), т.е. 1-2 занятия в неделю в одном объединении, два занятия в день по 30 минут с 10-минутным перерывом;

14. Определён стимулирующий фонд для педагогов, ведущих занятия по ФГОС;

15. Прошла реализация внеурочной деятельности ФГОС НОО:

- количество объединений – 5 («Колорит», «Северные узоры», «Рукодельница», «Арт-студия», «Компьютерный мир»);

- у одного педагога занимаются от 2 до 6 групп, в каждой группе по 6-7 человек;

- количество детей – 40.

16. В конце учебного года прошли следующие мероприятия:

- совещание по итогам введения ФГОС НОО;

- родительское собрание;

- анкетирование детей, родителей, педагогов;

- презентации и выставки детских работ;

- методическое объединение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИНТЕГРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА» С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОРОДА НОВОМОСКОВСКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В работе дается система по работе учреждения дополнительного образования с общеобразовательными организациями по организации внеурочной деятельности на основе требований ФГОС....

Cтатья "Салют Победе!". Итоги реализации социального проекта. Журнал Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", "Практика школьного воспитания" №3, 2010 год.

Журнал Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", "Практика школьного воспитания" №3, 2010 год....

Диагностика качества воспитательной деятельности, осуществляемая образовательным учреждением дополнительного образования в ходе УВР

Выступление на педагогическом совете МОУ ДО "Ольховский ЦРТДЮ", посвященном "Внутренней экспертизе качества воспитательной деятельности, осуществляемой педагогом в рамках кружковой деятельности"...

Инновационная деятельность в образовательном учреждении дополнительного образования детей

Инновационная деятельность в образовательном учреждении дополнительного образования детей...

СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

О включении педагога дополнителного образования в инновационную деятельность...