Статья "Использование игровых приёмов при изучении азбуки оригами"
статья ( класс) на тему

Ткаченко Галина Глебовна

Включение в ход занятия игровых приёмов и ситуаций помогает провести это занятие интересно и увлекательно.В статье автор делится своим  педагогическим опытом использования игровых приёмов при изучении азбуки оригами с детьми младшего школьного возраста. К статье прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ДДТ «Союз» Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга

Статья

Использование игровых приёмов

при изучении «азбуки» оригами

Автор:

Ткаченко Галина Глебовна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2016

Пояснительная записка

Важным условием успешного развития детского творчества является умение педагога использовать в своей работе современные педагогические технологии. В толковом словаре технология определяется как совокупность способов воздействия на процессы развития, обучении и воспитания ребёнка. От выбранных методов, приёмов, способов воздействия на воспитанника во многом зависит качество обучения.

Современные педагогические технологии представляют собой сочетание   всего ценного, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике и достижений педагогической науки и практики настоящего времени.

Одной из уникальных форм обучения являются игровые технологии. Игра наряду с трудом и ученьем - это один из основных видов деятельности человека любого возраста. Отечественные педагоги -  Макаренко, К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н.Водовозова. Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, и др., изучающие влияние игры на общее развитие ребёнка, обращали внимание на то, что в игровой форме быстрее и легче усваиваются знания, закрепляются навыки. В.А. Сухомлинский говорил, что игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

Игра является ведущим видом деятельности  дошкольника. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать ее в свой процесс. У детей  младшего школьного возраста идёт плавный переход ведущего вида деятельности от игровой в учебную. Младшие школьники легко входят в образы и  с удовольствием вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Дети играют почти постоянно: с  игрушками, с предметами-заменителями, без предметов, обыгрывая какую- либо ситуацию, принимая на себя определённую роль.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает своими признаками:

  • четко поставленной целью обучения
  • и соответствующим ей педагогическим результатом, заранее спланированным.

 Значение игровых приемов обучения:

  • игровые технологии гарантируют Комфортный и результативный для детей и педагога процесс обучения. Играя, дети получают удовольствие;
  • у детей  создается бодрое рабочее настроение, активизируется мыслительная деятельность.

  • игровые приёмы способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче,
  • облегчают работу мышления и воображения, 
  • позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме,
  • дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения,
  • усиливают непроизвольное запоминание.
  • помогают снять чувство усталости, нервозность, напряжение, страх
  •  приучают к коллективным действиям, учат общению

Включение в ход  занятия игровых приемов и ситуаций  создает у детей бодрое  рабочее настроение, помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала.

Каждый  педагог в своей работе использует такие приёмы, которые позволяют ему провести занятие интересно и увлекательно.

Мне бы хотелось рассказать об игровых приемах, которые помогают мне на занятиях по оригами с детьми младшего школьного возраста при объяснении нового материала. Данный методический материал может быть использован педагогами дополнительного образования  и учителями на занятиях бумагопластикой.

Цель написания статьи:

              представить свой педагогический опыт использования игровых приёмов при изучении на занятиях «азбуки» оригами.

Задачи:

  • определить значение игровых приёмов в повышении уровня и качества современного образовательного процесса;
  • рассмотреть виды игровых приёмов, проиллюстрировав их примерами.

Существует международная «азбука» оригами – это система условных обозначений и базовых форм. Дети, занимающиеся оригами, изучают эту «азбуку» для того, чтобы свободно «читать» схемы, складывая по ним разнообразные изделия. В процессе такой работы детям приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали.

Освоение «азбуки» оригами происходит в группах первого года обучения, которые посещают семи-восьмилетние дети. При слабой еще координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения.

Также на качество изделия влияет и тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов.

Занятия проходят во второй половине дня. К этому времени  многие дети оказываются усталыми.  Иногда детям физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении всего занятия.

Избежать при объяснении нового материала однообразия и скуки, обеспечить живость и непосредственность детского восприятия и деятельности помогают разработанные мной игровые приёмы

  • обыгрывания предметов, действий, собственных пальцев;
  • «вхождения» в воображаемые обстоятельства.

Занимательность делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, вызывает увлеченность, захваченность деятельностью, эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка. При объяснении и показе способов складывания я демонстрирую слайды, благодаря которым усиливается интерес детей к выполнению задания.

Описание приёмов

В процессе складывания фигур ребёнку необходимо хорошо заглаживать линии сгибов и выполнять многие другие операции, характерные именно для работы в технике оригами.

Ребёнку необыкновенно интересно отправиться в опасное приключение с храбрым пальцем, который не просто заглаживает линии сгибов, а прокладывает в лесу тропу, идёт по канатной дороге, спускается по верёвочной лестнице!

Отважный палец поднимается на вершину горы (поиск прямого угла с последующим сгибанием к нему острых углов).

Палец ищет сокровища в тёмной пещере (выполняется расплющивание угла).

Озорник палец катается в лифте, на санках (прокладывание вертикальных и наклонных линий).

На поиски пропавшего пальца идут его братья. Вот тут-то и выясняется, кто – неуклюж, неповоротлив, а кто и очень слаб.

(Для развития мелкой моторики необходимо в процессе складывания «заставлять» работать все пальцы, причем – обеих рук).

Непросто выполнить, запомнить и воспроизвести в определённой последовательности следующие действия: проложить диагонали квадрата, найти середину и согнуть к середине четыре угла, заглаживая сгибы. А затем повторить то же самое два раза, переворачивая при этом заготовку на другую сторону. При выполнении этой работы многие допускают ошибки:

диагонали не «попадают» в углы, середина смещена в сторону, уголки «не хотят» встречаться, кто-то плохо заглаживает линии сгибов, у кого-то пропущены этапы складывания, а кто-то торопится и складывает небрежно.

Но наш квадрат – это лужайка с тропинками, и мы кладём в перекрёсток волшебное зёрнышко, способное накормить любое количество птиц, а вот и четыре голодных петушка прибежали! А следом за ними – курочки, затем и цыплята.

Опыт показывает, что дети охотно включаются в такую игру, работают старательно и с заданием справляются почти все.

             Конечно, подобные игровые приёмы используются на начальных этапах обучения. Овладев необходимыми умениями складывания, дети работают по схеме, по словесному объяснению задания. Но если у кого-то возникают затруднения, то достаточно сказать, например: «Едем на лифте», «Кладём зёрнышко» и т. п., то есть, используя опорные и ключевые слова. При этом у ребёнка возникает ассоциативный образ, который помогает ему правильно выполнить задание.

Литература

  1. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий. //  Педагогика: традиции и инновации: материалы международной заочной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I.  — Челябинск: //Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
  2. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников.-           // Начальная школа. 2004. № 11.
  3. Прутченков А. Игровая технология и ее педагогические возможности: // Школьный экономический журнал. 1997. № 1.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: - М.: Народное образование, 1998.
  5. Столяренко В.А. Педагогическая психология — Мн. ,2000.
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. -  М., 1999.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Современные педагогические технологии в учреждении дополнительного образования детей» Крамаренко М. Г. ,                    старший методист Куйбышевского ДДТ,  2012 г.

http://unionddt.ru/wp-content/uploads/2013/01/pedtehnologii.doc

  1. Игровые технологии. Хлебникова  О. А.,  2011 г.

http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/12/igrovye_tehnologii.docx


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к курсовой работе «Использование игровых приёмов п ри изучении «азбуки» оригами» Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» Городской центр развития дополнительного образования Курсы повышения квалификации «Современные подходы к деятельности педагога дополнительного образования по направлению Оригами» Автор: Ткаченко Галина Глебовна , педагог дополнительного образования руководитель объединения « Бумагопластика » ГБУДО ДДТ «Союз» Выборгского р-на Куратор: Технорядова Анна Михайловна , Руководитель ГУМО педагогов Оригами Санкт-Петербург 2016

Слайд 4

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский )

Слайд 20

Электронные образовательные ресурсы 1. Современные педагогические технологии в учреждении дополнительного образования детей Крамаренко М. Г., старший методист Куйбышевского ДДТ, 2012 г. http://unionddt.ru/wp-content/uploads/2013/01/pedtehnologii.doc 2. Игровые технологии. Хлебникова О. А., 2011 г. http :// n sportal . ru / sites / default / files /2011/12/ igrovye _ tehnologii . docx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подхода в обучении и воспитании глухих младших школьников»

«Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подходав обучении и воспитанииглухих младших школьников»...

Использование игровых приёмов на начальном этапе обучения в классе вокала

В работе даны примеры из практического материала  игровой методики обучения детей пению...

Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием.

Данный способ даёт больше эффекта при запоминании словарных слов, разнообразие, делает урок более интересным и привлекательным. Мнемонические приёмы, загадки, шуточные вопросы, кроссворды, шарады, реб...

План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»

Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...

Азбука оригами

Руководство для детей и педагогов, увлекающихся созданием фигурок в технике оригами....

Методическая разработка «Игровые приёмы в освоении образовательной программы по оригами»

Методическая разработка «Игровые приёмы в освоении образовательной программы по оригами»  представляет собой описание моего педагогического опыта применения игровых технологий в проце...