Статья "Использование игровых приёмов при изучении азбуки оригами"
статья ( класс) на тему
Включение в ход занятия игровых приёмов и ситуаций помогает провести это занятие интересно и увлекательно.В статье автор делится своим педагогическим опытом использования игровых приёмов при изучении азбуки оригами с детьми младшего школьного возраста. К статье прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.89 КБ |
![]() | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
ДДТ «Союз» Выборгского р-на г. Санкт-Петербурга
Статья
Использование игровых приёмов
при изучении «азбуки» оригами
Автор:
Ткаченко Галина Глебовна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
Важным условием успешного развития детского творчества является умение педагога использовать в своей работе современные педагогические технологии. В толковом словаре технология определяется как совокупность способов воздействия на процессы развития, обучении и воспитания ребёнка. От выбранных методов, приёмов, способов воздействия на воспитанника во многом зависит качество обучения.
Современные педагогические технологии представляют собой сочетание всего ценного, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике и достижений педагогической науки и практики настоящего времени.
Одной из уникальных форм обучения являются игровые технологии. Игра наряду с трудом и ученьем - это один из основных видов деятельности человека любого возраста. Отечественные педагоги - Макаренко, К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н.Водовозова. Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, и др., изучающие влияние игры на общее развитие ребёнка, обращали внимание на то, что в игровой форме быстрее и легче усваиваются знания, закрепляются навыки. В.А. Сухомлинский говорил, что игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать ее в свой процесс. У детей младшего школьного возраста идёт плавный переход ведущего вида деятельности от игровой в учебную. Младшие школьники легко входят в образы и с удовольствием вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Дети играют почти постоянно: с игрушками, с предметами-заменителями, без предметов, обыгрывая какую- либо ситуацию, принимая на себя определённую роль.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает своими признаками:
- четко поставленной целью обучения
- и соответствующим ей педагогическим результатом, заранее спланированным.
Значение игровых приемов обучения:
- игровые технологии гарантируют Комфортный и результативный для детей и педагога процесс обучения. Играя, дети получают удовольствие;
- у детей создается бодрое рабочее настроение, активизируется мыслительная деятельность.
- игровые приёмы способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче,
- облегчают работу мышления и воображения,
- позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме,
- дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения,
- усиливают непроизвольное запоминание.
- помогают снять чувство усталости, нервозность, напряжение, страх
- приучают к коллективным действиям, учат общению
Включение в ход занятия игровых приемов и ситуаций создает у детей бодрое рабочее настроение, помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала.
Каждый педагог в своей работе использует такие приёмы, которые позволяют ему провести занятие интересно и увлекательно.
Мне бы хотелось рассказать об игровых приемах, которые помогают мне на занятиях по оригами с детьми младшего школьного возраста при объяснении нового материала. Данный методический материал может быть использован педагогами дополнительного образования и учителями на занятиях бумагопластикой.
Цель написания статьи:
представить свой педагогический опыт использования игровых приёмов при изучении на занятиях «азбуки» оригами.
Задачи:
- определить значение игровых приёмов в повышении уровня и качества современного образовательного процесса;
- рассмотреть виды игровых приёмов, проиллюстрировав их примерами.
Существует международная «азбука» оригами – это система условных обозначений и базовых форм. Дети, занимающиеся оригами, изучают эту «азбуку» для того, чтобы свободно «читать» схемы, складывая по ним разнообразные изделия. В процессе такой работы детям приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали.
Освоение «азбуки» оригами происходит в группах первого года обучения, которые посещают семи-восьмилетние дети. При слабой еще координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения.
Также на качество изделия влияет и тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов.
Занятия проходят во второй половине дня. К этому времени многие дети оказываются усталыми. Иногда детям физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении всего занятия.
Избежать при объяснении нового материала однообразия и скуки, обеспечить живость и непосредственность детского восприятия и деятельности помогают разработанные мной игровые приёмы
- обыгрывания предметов, действий, собственных пальцев;
- «вхождения» в воображаемые обстоятельства.
Занимательность делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, вызывает увлеченность, захваченность деятельностью, эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка. При объяснении и показе способов складывания я демонстрирую слайды, благодаря которым усиливается интерес детей к выполнению задания.
Описание приёмов
В процессе складывания фигур ребёнку необходимо хорошо заглаживать линии сгибов и выполнять многие другие операции, характерные именно для работы в технике оригами.
Ребёнку необыкновенно интересно отправиться в опасное приключение с храбрым пальцем, который не просто заглаживает линии сгибов, а прокладывает в лесу тропу, идёт по канатной дороге, спускается по верёвочной лестнице!
Отважный палец поднимается на вершину горы (поиск прямого угла с последующим сгибанием к нему острых углов).
Палец ищет сокровища в тёмной пещере (выполняется расплющивание угла).
Озорник палец катается в лифте, на санках (прокладывание вертикальных и наклонных линий).
На поиски пропавшего пальца идут его братья. Вот тут-то и выясняется, кто – неуклюж, неповоротлив, а кто и очень слаб.
(Для развития мелкой моторики необходимо в процессе складывания «заставлять» работать все пальцы, причем – обеих рук).
Непросто выполнить, запомнить и воспроизвести в определённой последовательности следующие действия: проложить диагонали квадрата, найти середину и согнуть к середине четыре угла, заглаживая сгибы. А затем повторить то же самое два раза, переворачивая при этом заготовку на другую сторону. При выполнении этой работы многие допускают ошибки:
диагонали не «попадают» в углы, середина смещена в сторону, уголки «не хотят» встречаться, кто-то плохо заглаживает линии сгибов, у кого-то пропущены этапы складывания, а кто-то торопится и складывает небрежно.
Но наш квадрат – это лужайка с тропинками, и мы кладём в перекрёсток волшебное зёрнышко, способное накормить любое количество птиц, а вот и четыре голодных петушка прибежали! А следом за ними – курочки, затем и цыплята.
Опыт показывает, что дети охотно включаются в такую игру, работают старательно и с заданием справляются почти все.
Конечно, подобные игровые приёмы используются на начальных этапах обучения. Овладев необходимыми умениями складывания, дети работают по схеме, по словесному объяснению задания. Но если у кого-то возникают затруднения, то достаточно сказать, например: «Едем на лифте», «Кладём зёрнышко» и т. п., то есть, используя опорные и ключевые слова. При этом у ребёнка возникает ассоциативный образ, который помогает ему правильно выполнить задание.
Литература
- Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий. // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной заочной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: //Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
- Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников.- // Начальная школа. 2004. № 11.
- Прутченков А. Игровая технология и ее педагогические возможности: // Школьный экономический журнал. 1997. № 1.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: - М.: Народное образование, 1998.
- Столяренко В.А. Педагогическая психология — Мн. ,2000.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1999.
Электронные образовательные ресурсы
- Современные педагогические технологии в учреждении дополнительного образования детей» Крамаренко М. Г. , старший методист Куйбышевского ДДТ, 2012 г.
http://unionddt.ru/wp-content/uploads/2013/01/pedtehnologii.doc
- Игровые технологии. Хлебникова О. А., 2011 г.
http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/12/igrovye_tehnologii.docx
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский )
Электронные образовательные ресурсы 1. Современные педагогические технологии в учреждении дополнительного образования детей Крамаренко М. Г., старший методист Куйбышевского ДДТ, 2012 г. http://unionddt.ru/wp-content/uploads/2013/01/pedtehnologii.doc 2. Игровые технологии. Хлебникова О. А., 2011 г. http :// n sportal . ru / sites / default / files /2011/12/ igrovye _ tehnologii . docx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: «Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подхода в обучении и воспитании глухих младших школьников»
«Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подходав обучении и воспитанииглухих младших школьников»...
Использование игровых приёмов на начальном этапе обучения в классе вокала
В работе даны примеры из практического материала игровой методики обучения детей пению...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/26/picture-303070-1380208558.jpg)
Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием.
Данный способ даёт больше эффекта при запоминании словарных слов, разнообразие, делает урок более интересным и привлекательным. Мнемонические приёмы, загадки, шуточные вопросы, кроссворды, шарады, реб...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/17/picture-648656-1437148955.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена использованию игровых приемов на уроках французского языка...
План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»
Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/24/picture-793403-1464082011.jpg)
Азбука оригами
Руководство для детей и педагогов, увлекающихся созданием фигурок в технике оригами....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-48337-1442903915.jpg)
Методическая разработка «Игровые приёмы в освоении образовательной программы по оригами»
Методическая разработка «Игровые приёмы в освоении образовательной программы по оригами» представляет собой описание моего педагогического опыта применения игровых технологий в проце...