Играем сонату F-dur op37 №3 Й.Гайдна HOB:23 часть I
методическая разработка (6 класс) на тему

Сиротенко Татьяна Виктровна

В классе специального фортеиано сонаты Гайдна занимают значительное место. При знакомстве с понятием крупной формы, точнее, с произведениями венских классиков, его сонаты исполняются учениками  с удовольствием. За многие годы работы с сонатой Гайдна op.37№3 накопились некоторые наработки. Может это кому-то поможет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_sonatu_y.gaydna.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

Играем сонату Й.Гайдна F-dur op.13 №3 часть I  HOB:23

Отрывок из работы «Как правильно исполнять клавирные сонаты Й.Гайдна в классе «Фортепиано»

Сиротенко Т.В.

27.03.2016

                             

                                      Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение

  1. По большому счёту,  клавирные сонаты великого мастера, Й Гайдна, всегда играли с большим удовольствием. Этот жизнерадостный композитор своими произведениями  при исполнении  наполняет вас каким-то солнечным светом. Как научить ученика играть музыку Й.Гайдна так, как её задумал великий маэстро?

Что для этого потребуется?                                                                                                                                                  

Много книжек написано про Гайдна, много записей великих пианистов содержатся в музыкальных архивах. Как это всё объяснить своему ученику, который ещё понятие «стиль» до конца не осознал, потому что маленький, а сыграть надо в характере именно ХVIII века, не нашего ХIХ.                

Можно рассказать о великой Вене, каждый уголок которой пел и играл.

Музыка была неотъемлемой частью жизни каждого жителя. Гайдн формировался в окружении народно-бытовой музыки. Человек середины XVIII века чувствовал себя частичкой Божественного распорядка, коему он добровольно и беспрекословно подчинялся. В этом отношении музыка Й.Гайдна очень близка музыке И.Баха: оба  непоколебимо верили в Бога, оба творили «во славу Божию». Как донести это до ученика?

Надо самому преподавателю  первоначально во всём разобраться.

Попробую поработать над этой клавирной сонатой доступно именно ученику, а не учёному мужу, но при этом, не забывая о профессионализме.

  1. Разобрав сонату I часть, ученик приносит мне её на урок. С чего начать?

Я отправляюсь с ним в далёкую Вену, где живёт неунывающий Гайдн, и пытаюсь выяснить, что же такое произведение крупной формы.

Вся I часть разбирается на разделы и ученику объясняется термин «сонатное  аллегро». Конечно, и до Гайдна существовали клавирные сонаты в творчестве Фрескобальди и Д. Скарлатти.  Только Гайдн всё одел в костюм из 3-х частей: экспозиция (показ тем), разработка (развитие тем) и реприза (утверждение тем).  Что мы видим в нашей сонате: экспозиция – 1 такт по 47 такт; разработка – 47 такт по 86 такт; реприза – 86 такт по 128 такт. Ну и ну, подумает Уважаемый коллега, только счёта нам и не хватало, как будто больше заняться нечем. Иногда математика очень помогает. Главное, объясняю ученику, что за основу метроритма в этой сонате мы берём 32-ую, и основываясь на этой пульсации, пытаемся поиграть  отрывки: с 1 по 5 такты; с 13 по 21 такты; с 30 по 34 такты; с 45 по 47 такты; с 69 по 78 такты; с 86 по 90 такты и т.д. Поверьте, очень помогает объяснить ученику важность выдерживания единого темпа  от начала до конца.

Невозможно пройти мимо объяснения тонального плана, наличия тем в экспозиции и их дальнейшего развития.

Знакомясь с главной партией  (такты 1-13) выясняем  наличие 2-х элементов.  Вот здесь к месту будет сказано об артикуляции тем.

Первое проведение темы очень похоже на вопрос (1-3 такт) – ответ (3-5 такты).  Артикуляция выполняет  важнейшую функцию в создании музыкального образа. Тональность F-dur говорит о хорошем настроении главного героя, а подчеркнуть его забавность и неуклюжесть нам помогают артикуляционные знаки:

  1. Две ноты под лигой ( или парные лиги) – средство связывания звуков и расстановки артикуляционных акцентов. 1-я нота под лигой подчёркивается, последний звук под лигой укорачивается.

А как играть звук под клинышком? Думаю, его надо просто отставить от всех остальных и сыграть staccato. Смотрите, как всё просто: человек танцует с подскоком, а потом кружится вместе с  партнёршей (такты 3-5 ответ на вопрос).

И уже мы встречаемся с орнаментикой  Гайдна, в 4-ом такте пральтриллер  на ноте H. Надо помнить, что на ясность и изящество мелизматики  Гайдна оказало влияние французское рококо. Так вот о  пральтриллере:  первая нота на атаке, последняя связывается с последующим звуком. Только делается это легко и со вкусом, ведь сам Гайдн это сочинил.

Конечно, будет замечательно, если  мы проиграем ещё проведение 1-го элемента главной партии в разработке (такты 47-51) и в репризе (такты 86-90). Только проиграем уже осознанно, так уже  знакомы  с парными лигами, и с вертикальной черточкой (клинышком), и пральтриллером. Только теперь ещё запомним тональный план: тема в разработке звучит в С-dur.  А в репризе – F –dur.  Вот и разукрасили  в тональном плане главную  партию.

Гайдн не был бы самим собой, если бы не посмеялся над нами, придумав 2-е проведение темы. Казалось, повтори, что было раньше, так нет! Такты с 5 по 13 – это уже не подскоки главного героя, это уже просто перекатывание. Хорошо посмеялись! Осталось всё сыграть пальчиками и объединить при этом кистью руки короткие арпеджио. А что происходит в разработке с этим проведением темы?  В разработке эта тема перепрыгивает из одного регистра в другой (такты 51-54), всё смеётся и играет. Только вот в репризе всё возвращается в прежнее русло, утверждая основную тональность F-dur(такты 90-97).

На что ещё необходимо обратить внимание, так это на игру терций в правой руке (такт 12).  Кто-то играет по четыре звука на legato, кто-то по два на legato, остальные – staccato. Экспериментируйте!

Чем всегда интересны клавирные сонаты Й. Гайдна,  так это разнообразием  фактуры. Посмотрите, как элегантно выписана связующая партия (такты 13-21). Напомните ученику, что задача этой партии перевести нас в тональность Доминанты, т.е. в C-dur. Смотрите, как легко Гайдн это делает: прослушать ход нижних нот  в левой руке – и мы у цели!  C-dur   победил! А какая красота в звучании данной партии в разработке (такты 61-68)! Просто  выводишь нижние ноты в басу, выстраивая ход (d-d-d-d-e-e-e-e-e-e-e-e-f-f-f-f-f-f-fis-fis-g-g-gis-gis-a-a-cis-cis) на crescendo.  Зато в репризе Гайдн совершенно отказывается от этой партии, модулируя в основную тональность F-dur с помощью главной партии.

Настал черёд поговорить о технических трудностях этой сонаты. Й. Гайдн  не был пианистом, поэтому исполнительские приёмы в его сонате проще, чем у Моцарта. Тем не менее, есть над чем поработать.

Побочная партия  в экспозиции (такты 22-41) заставят поработать ученика, добиваясь филигранного исполнения  32-х. Главное: в побоч2-33; второй – такты 34-41.

В пассажах правой руки надо поделить всё на мотивы: нисходящий пассаж ровно по звуку, потом прослушать ход на разворотах.  Добиться четкости в 32-х  и при этом сыграть быстро поможет левая рука, она будет выполнять функцию организатора.  Очень красивый эпизод в As-dur  (такты 30-33),  так и хочется его высветить. Думаю, педаль нам поможет. Сама правая  педаль была изобретена в 1782 году. Поэтому пользоваться педалью в клавирных сонатах Гайдна надо с умом. Этот эпизод без педали будет обеднён.

Второй элемент побочной партии (такты 34-40) будет интересно слушаться, если ученик  высветит терции в потоке 32-х. В репризе эти два элемента побочной партии (такты 98-121)  проводятся в тональности F-dur  и требуют тех же пианистических приёмов, что и в экспозиции.

Осталось высветить заключительную партию. Она небольшая по размерам и полностью соответствует правилам композиции: в экспозиции  утверждает тональность Доминанты (такты 41-47), а в репризе - основную тональность (такты 122-128) Думаю, что про активный 5-ый палец в левой руке, исполняемый броском на октаву, поможет фиксации указанных тональностей. Ещё несколько слов об орнаментике Гайдна: в заключительной партии  встречается tr с нахшлагом. При её исполнении надо плавно перевести повторяющиеся звуки в последующую ноту.

Есть в этой сонате несколько мест, которые требуют тщательной проработки. Это такты 69-78 в разработке и такты 105-111 в репризе. Можно, конечно всё «запедалить»  и проблема решена. Но  как это соотнесётся с таким красивым  словом «стиль»? Повторюсь: педаль у Гайдна должна быть «прозрачной». Значит, «нагружаем» наши пальчики! Хорошее  пальцевое legato-и мы у цели! Педаль только аккуратная при слуховом контроле!

По поводу tr в левой руке в репризе (такты106-111). Tr классическая с нахшлагом, хорошо просчитанная. Вот вам и помощь математики!

Поговорим о темпе в этой сонате. Не стоит бояться быстрого темпа, Гайдн,  безусловно,  любил скорость. Только помните: быстрота не должна мешать качеству исполнения!

 Думаю, не лишним будет сказать о том, что инструмент во времена композитора был иным. Басы звучали чётче и звонче, что помогало пианисту отставлять правую и левую руки. Наш инструмент таким качеством похвастаться не может, наши басы гудят и сливаются. От исполнителя требуется хорошая активность кончиков пальцев и слуховой контроль!

Теперь немного о динамике.  Динамика – это сила.  Следует помнить:

  1. f Гайдна не соответствует нашему f;
  2. Гайдн чаще всего довольствовался лишь намёками на динамику. Все динамические оттенки проставили редакторы, поэтому к ним надо относиться аккуратно. Следует помнить о требовании, выдвигаемом к исполнителю времён Гайдна: «Далеко недостаточно соблюдать p и f только в тех местах, где они обозначены; каждый исполнитель должен уметь привносить продуманно их именно в те места, где они не стоят. Для достижения этого умения необходимо хорошее обучение и большой опыт». Кванц

Вот кажется и всё, что мне хотелось бы сказать. В заключение добавлю от себя: я не претендую на оригинальность. Кто-то, может быть, работает лучше и интереснее вашего покорного слуги. Но это мой опыт, проверенный временем.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа "Сонатная форма в фортепианном творчестве Й.Гайдна. Соната C-dur Hob/35"

Методическая работа предназначена для преподавателей по классу фортепиано в ДМШ, ДШИ. В работе характеризуется фортепианное творчество Й.Гайдна, его отличительные особенности....

020. Тема 5 Гайдн Соната D-Dur Урок 29

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

Играем сонату F-dur op37 №3 Й.Гайдна HOB:23 часть I

Из опыта работы в классе фортепиано. В помощь педагогам-практикам. Научная информация через призму работы с учеником. Как лучше сделать, чтобы было в стиле и доступно ребёнку...

Реферат "Стилистические особенности сонат Й.Гайдна и В.Моцарта"

Два гениальных музыканта 18-го века - Й.Гайдн и В.Моцарт - совершили настоящее чудо: начав с самых простых форм, пройдя путь, которым шли многие их современники, они совершили переход в иное качество,...

Зачётная лингвистическая игра по теме "Причастия и отглагольные прилагательные" (7 класс). Часть 1.

Зачётная лингвистическая игра по теме "Причастия и отглагольные прилагательные" (7 класс).По мотивам "Своя игра". Часть 1....

Зачётная лингвистическая игра по теме "Причастия и отглагольные прилагательные" (7 класс). Часть 2.

Зачётная лингвистическая игра по теме "Причастия и отглагольные прилагательные" (7 класс).По мотивам "Своя Игра".Часть 2....

Открытый урок на тему: «Работа над крупной формой на примере разбора сонаты Й. Гайдна Ре мажор №50, 1я часть»

развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано...