программа НИиХТ
рабочая программа на тему
Пилотная площадка. Проект программы "Внеурочная деятельность. Народное искусство и художественное творчество" (автор Банников В.Н.) составитель Гильманова Л.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.27 КБ |
![]() | 930.35 КБ |
![]() | 43.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Народное искусство и художественное творчество, связанное с ним, обладая в своем содержании социальным, ценностным и коллективным опытом, несет в себе богатейший духовно-нравственный потенциал. Родной язык, устное народное творчество, народные художественные промыслы и ремесла, бытовая художественная культура – непреходящие ценности, объединяющие в себе все виды и направления деятельности человека через игру к обучению и воспитанию, к труду как преобразующему творчеству.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
∙ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
∙ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008;
∙ Санитарно-эпидемиологические правила "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 года № 189;
∙ Устав муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 25». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы внеурочной деятельности В.Н.Банникова «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» (к учебно-методическому пособию «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс»). Программа рассчитана на обучающихся 1-2 классов.
Направленность программы: духовно-нравственная, художественно-эстетическая. Глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России раскрываются в различных декоративно-прикладных техниках. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. Сочетание традиций новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма – характерные черты творческого труда народных мастеров и художников.
Новизна программы и ее отличительная особенность. Программа реализуется в тесной интеграции с дисциплинами изобразительного искусства и технологии. Предполагает использование литературных, музыкальных источников, а также информационных, игровых технологий. Практические занятия способствуют накоплению у обучающихся более полных знаний об основах народного искусства и художественного творчества.
Актуальность программы. Многогранность проблемы всестороннего развития личности ребенка отражена в новых ФГОС и затрагивает вопросы обучения, воспитания, формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. В стране возрос интерес к традициям и истории народов России. Это связано, прежде всего, с глубинными изменениями, которые постепенно привели к снижению культурного и интеллектуального уровня нации преемственности художественного мастерства поколений, и, поэтому, срочно требует возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей.
В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству как основе духовно-нравственного образования и воспитания становится не только значимым, но и актуальным. Актуальным также становится применение разнообразных инновационных форм учебной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности обучающихся овладеть знаниями о видах расположении на территории России центров народных промыслов и ремесел; об их отличительных особенностях. Получить навыки в элементарных трудовых действиях, понять востребованность ручного ремесла. А главное, чтобы обучающиеся смогли увидеть, понять и оценить неповторимость и красоту изделий народных умельцев.
Цель работы: формирование целостного отношения к истории и культуре своей страны для постижения и понимания культуры других народов и мира.
Задачи: - расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;
- формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;
- развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.
Срок реализации программы: 2 года.
Программа построена на следующих принципах:
1. Соблюдение преемственной системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
2. Обеспечение устойчивого развития и прирастания воспитательных результатов;
3. Объединение разных видов внеурочной деятельности, направленное на единство трех уровней результатов (1 уровень – социальный опыт, 2 уровень – ценностный опыт, 3 уровень – коллективный опыт).
*Социальный опыт – это опыт нравственно-поведенческих ориентиров гражданского общества.
*Ценностный (творческий) опыт – это опыт самосознания, культурно-исторической памяти и патриотических убеждений, этнокультурной самоидентификации в творческом ряду ценностей: Человек-Природа-Дом-Отечество-Труд-Творчество.
* Коллективный (народный) опыт – это опыт «вечевого», «соборного» взаимодействия и поддержки, выражение коллективного опыта на основе «чувства всеобщего», «чувства вселенского».
Внеурочная деятельность организуется в многообразном видовом диапазоне, где виды деятельности могут быть интегрированы в рамках работы одной студии, научного общества, творческого коллектива и т.д. Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы разнообразные виды и направления:
1. Игровая (спортивно-игровая) деятельность;
2. Познавательно-проектная деятельность;
3. Проблемно-ценностное общение и взаимодействие;
4. Досугово-ценностное общение и взаимодействие;
5. Социально-преобразующая (общественно-полезная) деятельность;
6. Художественно-творческая (трудовая) деятельность;
7. Экологическая (эколого-творческая) деятельность;
8. Патриотическая (историко-творческая) деятельность;
9. Экспедиционно-музейная деятельность и т.д.
Предложенные виды деятельности полностью согласуются с основными направлениями внеурочной работы определенными Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования. Важным фактором организации внеурочной деятельности становятся подходы по формированию универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия необходимо рассматривать в следующей системе:
1. Личностные действия – личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.
2. Регулятивные действия – самоопределение, саморегуляция, смыслообразование, где целеполагание и планирование, с учетом коррекции и рисков выступают главенствующими действиями личности.
3. Познавательные действия – поиск, анализ, личностное открытие.
4. Коммуникативные действия – самоидентификация, социализация личности, принятие позиции сотрудничества и сотворчества в условиях Диалога.
Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:
1. Проектная деятельность (исследовательский, искусствоведческий, культурологический, педагогический, выставочный проект и т.д.).
2. Проблемно-поисковая деятельность.
3. Тренинг, мозговой штурм, творческая дискуссия.
4. Художественно-педагогическая драматургия.
5. Музейно-педагогическая драматургия.
6. Деятельность по собиранию и освоению народных традиций.
7.Деятельность по реконструкции (этнографическая, историческая, этнохудожественная, творческая, практическая реконструкция и т.д.).
В практической деятельности наиболее актуальными становятся следующие блоки традиционной художественной культуры:
1. Ценности народного искусства: родной язык (этимология, семиотика, топонимика и т.д.); устное народное творчество, обряды и праздники (земледельческий календарь, природный календарь и т.д.); народные художественные промыслы и ремесла; функции народного искусства.
2. Художественная эстетика народного искусства (эстетика народного искусства в изобразительном искусстве, театре, кино, литературе, архитектуре, экстерьере, интерьере, костюме, кухне и т.д.).
3. Единство, взаимосвязи и взаимовлияние этнокультурных явлений в народном искусстве. Развитие искусства разных народов России по законам единства.
4. Реконструкция этнокультурных явления народного искусства (экспедиционная деятельность по сбору фольклора, произведений бытового и декоративного творчества; реконструкция праздников и обрядов). Использование полифункциональности народного искусства в художественном творчестве позволяет обеспечить системное включение обучающегося в разнообразные формы индивидуально-коллективной деятельности, восстановить разрыв ценностных связей синкретизма народного искусства.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЛИЧНОСТНЫЕ, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
ПРЕДМЕТНЫЕ, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
ЛИЧНОСТНЫЕ результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. Смысловое чтение;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2. Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3. Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5. Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6. Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7. Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:
- для каждой категории детей предназначена программа, учитывающая степень предварительной подготовки и уровень базового образования;
- программа адресована среднему возрасту детей (7-9 лет);
- наполняемость групп-12-15 человек;
- предполагаемый состав групп – желательно разделение на группы мальчиков и девочек, возможен разновозрастный коллектив.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
- программа рассчитана на 2 года, с учетом реализации в дальнейшем, в соответствии с базовой программой внеурочной деятельности;
- образовательный процесс соответствует временным срокам, совпадает с графиком общего образования, разделен на 4 блока, в соответствии с четвертным этапам и уровням образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе 2 месяца;
- количество часов на каждый год - .
9.Формы и режим занятий:
Указывается количество занятий в неделю и их продолжительность, количество учебных часов в год.
Наполняемость учебной группы по годам обучения: по СанПиНу.
Формы организации обучающихся на занятии: групповая, фронтальная, индивидуальная. Возможные формы проведения занятий: семинар, круглый стол, мастер-класс, соревнование, экскурсия, сказка, поход, конкурс,…
10.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Ожидаемый (прогнозируемый) результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.
11.Способы определения результативности:
В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержания программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачетов, взаимозачетов, опросов, участия, участия воспитанников в мероприятиях.
- мониторинг, для отслеживания результативности можно использовать: педагогический мониторинг – контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение оценочной системы. Мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка, зачетные книжки, творческие дневники, оформление фото отчетов).
Тематическое планирование
С определением основных видов деятельности и его результатов
№ пп | Тематическое планирование | Основные характеристики деятельности | Прогнозируемый результат |
1 | Народный костюм-философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан». | 1.Беседа «Народные художественные промыслы России – неотъемлемая часть отечественной культуры». 2. Познакомить с русским фольклором. 3. Познакомить с элементами народного женского костюма XIX века. | 1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, вере, к истории, традициям ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,художественного вкуса и творческого воображения; |
2 | Народный костюм-философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан». Орнамент. | 1.Рассказать о видах геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения. 2.Научить пользоваться шаблонами. 3. Выделить цветовую гамму. 4. Объединить элементы костюма в целостный образ. Намечать орнаментальные полосы. 5.Разукрасить основные виды геометрических орнаментов, которыми можно декорировать сарафан и рукава рубахи. 6.Выполнить геометрический орнамент по образцу. 7.Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности; 2.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3.Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусствдекоративно-прикладных и дизайне; |
3 | Народный костюм-философия моих предков: «Сошьем Дуня сарафан». Вышивка крестом. | 1.Сообщение «Вышивка крестом» 2.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1.Научатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 4. Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств декоративно-прикладных, дизайне; |
4 | Народный костюм-философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан».Вышивка гладью или тамбурным швом. Композиция «Древо жизни» | 1.Сообщение «Вышивка тамбурным швом» 2.Пониматьпроизведения народного и декоративно-прикладного искусства разных народов, воплотивших образ-символ «Древо жизни» в рельефах , украшение в жизни людей, его функции в жизни общества 3. Участвовать в обсуждении особенностей изображения мотива «древожизни» 4.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 5. Выполнить композицию «древо жизни» согласно условиям творческого задания. 6.Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1.Научатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 4. Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусствдекоративно-прикладных, дизайне; |
5 | Рукотворная кукла в культуре народов России Кукла соломенная. Кукла из лыка | 1.Познакомить с рукотворными куклами из лыка и соломы в культуре разных народов России. 2. Познакомить с традициями технологии изготовления рукотворной куклы. 3. Познакомить с материалами изготовления кукол. | 1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, вере, к истории, традициям ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,художественного вкуса и творческого воображения; |
6 | Кукла соломенная | 1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 2.Изготовить куклу из соломы 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. 4.Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 2. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 3.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 5.Приобретение опыта работы различными художественными материалами . |
7 | Кукла из лыка | 1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 2.Изготовить куклу из лыка. 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. 4.Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 2. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 3.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 5.Приобретение опыта работы различными художественными материалами. |
8 | Проектная деятельность «Рукотворные куклы из лыка и соломы в культуре разных народов России» | Подготовить сообщение по теме: «Рукотворные куклы из лыка и соломы в культуре разных народов России» | 1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.2. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;3.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;4.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, художественного вкуса и творческого воображения; |
9 | Морозные кружева Вологодских коклюшек и Ивановских вырезанок. Вводный. | 1.Познакомить с морозными кружевами Вологодских коклюшек и Ивановских вырезанок. 2. Познакомить с традициями технологии изготовления морозных кружев Вологодских коклюшек и Ивановских вырезанок. 3. Познакомить с материалами изготовления морозных кружев и вырезанок. | 1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, вере, к истории, традициям ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, художественного вкуса и творческого воображения; |
10 | Морозные кружева Вологодских коклюшек | 1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 2.Изготовить кружевные узоры. 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. 4.Участвовать в подведении итогов творческой работы. 1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 2.Изготовить кружевные узоры. 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. 4.Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3.Приобретение опыта работы различными художественными материалами. |
11 | Морозные кружева Ивановских вырезанок. | 1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 2.Изготовить кружевные узоры из бумаги для оконных наличников. 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. 4.Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3.Приобретение опыта работы различными художественными материалами. |
12 | Проектная деятельность «Морозные кружева Вологодских коклюшек и Ивановских вырезанок». | Собрать фотоколлекцию орнаментов деревянного зодчества своего города. Рассказать о проделанной работе в классе. | 1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 4.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, художественного вкуса и творческого воображения; |
13 | Путешествие «Матрешки» по России. Вводный. | 1.Познакомить с народной игрушкой – матрешкой. 2. Познакомить с традициями технологии изготовления матрешек. 3. Познакомить с материалами изготовления матрешек. | 1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, вере, к истории, традициям ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, художественного вкуса и творческого воображения; |
14 | Путешествие «Матрешки» по России. Макошь и две её дочери (сестры) Доля и Недоля. | 1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 2.Изготовить шаблон матрешки. 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. 4.Участвовать в подведении итогов творческой работы. 1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 2.Изготовить шаблон матрешки. 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. 4.Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3.Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. |
15 | Путешествие «Матрешки» по России. Семеновская, Полхов-Майданская, Загорская, Башкирская, Удмуртская и другие матрешки. | 1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 2. Расписать белье матрешки в национальных костюмах разных народов России. 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. 4.Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3.Приобретение опыта работы различными художественными материалами. |
16 | Проектная деятельность. Путешествие«Матрешки» по России. | Подготовить вместе с родителями рассказ, слайд-презентацию о традиционном костюме своих предков – бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки | 1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 4.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, художественного вкуса и творческого воображения; |
17 | Календарные праздники на Руси Осенины. | ||
18 | Календарные праздники на Руси Коляда | ||
19 | Календарные праздники на Руси Масленица. День Жаворонка. | ||
20 | Календарные праздники на Руси Красная Горка, Сабантуй, Ивана Купала и другие | ||
21 | Проектная деятельность. Календарные праздники на Руси. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативное обеспечение Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации "; Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008; Санитарно-эпидемиологические правила "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утвержденные постановлением Главного гос. санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 года № 189; Устав МБОУ « СШ № 25». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения , на основе программы внеурочной деятельности В.Н.Банникова «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» (к учебно-методическому пособию «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс »).
Уровни результатов Единство трех уровней результатов Социальный опыт Ценностный опыт Коллективный опыт
Задачи: расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности; формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства; развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.
Направления: 1. Игровая (спортивно-игровая) деятельность; 2. Познавательно-проектная деятельность; 3 . Проблемно-ценностное общение и взаимодействие; 4. Досугово-ценностное общение и взаимодействие; 5. Социально-преобразующая (общественно-полезная) деятельность; 6. Художественно-творческая (трудовая) деятельность; 7. Экологическая (эколого-творческая) деятельность; 8. Патриотическая (историко-творческая) деятельность; 9. Экспедиционно-музейная деятельность и т.д.
Программа построена на следующих принципах: 1. Соблюдение преемственной системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы; 2. Обеспечение устойчивого развития и прирастания воспитательных результатов; 3 . Объединение разных видов внеурочной деятельности, направленное на единство трех уровней результатов (1 уровень – социальный опыт, 2 уровень – ценностный опыт, 3 уровень – коллективный опыт).
НОВИЗНА Расширение культурно-исторической деятельности Формирование социального опыта – опыта нравственно-поведенческих ориентиров гражданского общества Тесная междисциплинарная интеграция
АКТУАЛЬНОСТЬ
Учебно-методическое обеспечение
Организация деятельности
Тематическое планирование № Виды и направления деятельности Содержание темы Коли-чество часов 1 Художественное творчество 1). Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Росписи. 2). Кукла скрутка. Тряпичная кукла-скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России. 3). Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. Росписи. 4). Хлебушко – Батюшко . Каравай. Калач. Русская печка. 5 4 4 4 2 Экспедиция. Проект 1. Деревянное зодчество моего села, города, края. 2. Музеи моего села, города, края. 3. Народные мастера моего села, города, края. 4. Мой школьный историко-этнографический музей. 4 4 4 4 Итого: 33 ч.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты внеурочной деятельности:
Универсальные учебные действия Регулятивные УУД Познаватель-ные УУД Коммуникатив-ные УУД Личностные УУД Сравнение; Анализ; Систематизация ; Мыслительный эксперимент; Усвоение информации с помощью компьютера; Работа со справочной литературой; Работа с дополнительной литературой. Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. Умение выделять главное из прочитанного; Слушать и слышать собеседника, учителя; Задавать вопросы на понимание, обобщение. Самопознание ; Самооценка; Личная отвественность ; Адекватное реагирование на трудности. Принятие учебной цели; Выбор способов деятельности; Планирование организации контроля труда; Организация рабочего места; Выполнение правил гигиены учебного труда.
Индивидуальная карта развития обучающегося № Ф.И. Возраст Год обуч . Мотивация Самооценка Коммуникабельность ЗУН Творческая активность Доостижения Примечание 1 н.г. с.г. к.г. н.г. с.г. к.г. н.г. с.г . к.г. н.г . с.г. к.г. н.г. с.г. к.г. н.г. с.г. к.г. 2
Методическая школа «Истоки» 8 октября 2015г. Издательский до «Истоки» провел первое занятие в Межрегиональной методической школе «Истоки» для дошкольного образования. Вы может воспользоваться записью методического сопровождения занятия 1 по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=H3jBOuZhrdE&feature=youtu.be Адрес электронной почты: istoky1@yandex.ru olgaabramova56@mail.ru
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Народное искусство и художественное творчество, связанное с ним, обладая в своем содержании социальным, ценностным и коллективным опытом, несет в себе богатейший духовно-нравственный потенциал. Родной язык, устное народное творчество, народные художественные промыслы и ремесла, бытовая художественная культура – непреходящие ценности, объединяющие в себе все виды и направления деятельности человека через игру к обучению и воспитанию, к труду как преобразующему творчеству.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
∙ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
∙ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008;
∙ Санитарно-эпидемиологические правила "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 года № 189;
∙ Устав муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 25». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы внеурочной деятельности В.Н.Банникова «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс» (к учебно-методическому пособию «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс»). Программа рассчитана на обучающихся 1-2 классов.
Направленность программы: духовно-нравственная, художественно-эстетическая. Глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России раскрываются в различных декоративно-прикладных техниках. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. Сочетание традиций новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма – характерные черты творческого труда народных мастеров и художников.
Новизна программы и ее отличительная особенность. Программа реализуется в тесной интеграции с дисциплинами изобразительного искусства и технологии. Предполагает использование литературных, музыкальных источников, а также информационных, игровых технологий. Практические занятия способствуют накоплению у обучающихся более полных знаний об основах народного искусства и художественного творчества.
Актуальность программы. Многогранность проблемы всестороннего развития личности ребенка отражена в новых ФГОС и затрагивает вопросы обучения, воспитания, формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. В стране возрос интерес к традициям и истории народов России. Это связано, прежде всего, с глубинными изменениями, которые постепенно привели к снижению культурного и интеллектуального уровня нации преемственности художественного мастерства поколений, и, поэтому, срочно требует возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей.
В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству как основе духовно-нравственного образования и воспитания становится не только значимым, но и актуальным. Актуальным также становится применение разнообразных инновационных форм учебной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности обучающихся овладеть знаниями о видах расположении на территории России центров народных промыслов и ремесел; об их отличительных особенностях. Получить навыки в элементарных трудовых действиях, понять востребованность ручного ремесла. А главное, чтобы обучающиеся смогли увидеть, понять и оценить неповторимость и красоту изделий народных умельцев.
Цель работы: формирование целостного отношения к истории и культуре своей страны для постижения и понимания культуры других народов и мира.
Задачи: - расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения народного искусства, самоидентификация и самоэстетизация личности;
- формирование художественно-творческих действий межкультурного диалога и взаимодействия в условиях социально-творческого партнерства;
- развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности и ответственности народного искусства.
Срок реализации программы: 2 года.
Программа построена на следующих принципах:
1. Соблюдение преемственной системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
2. Обеспечение устойчивого развития и прирастания воспитательных результатов;
3. Объединение разных видов внеурочной деятельности, направленное на единство трех уровней результатов (1 уровень – социальный опыт, 2 уровень – ценностный опыт, 3 уровень – коллективный опыт).
*Социальный опыт – это опыт нравственно-поведенческих ориентиров гражданского общества.
*Ценностный (творческий) опыт – это опыт самосознания, культурно-исторической памяти и патриотических убеждений, этнокультурной самоидентификации в творческом ряду ценностей: Человек-Природа-Дом-Отечество-Труд-Творчество.
* Коллективный (народный) опыт – это опыт «вечевого», «соборного» взаимодействия и поддержки, выражение коллективного опыта на основе «чувства всеобщего», «чувства вселенского».
Внеурочная деятельность организуется в многообразном видовом диапазоне, где виды деятельности могут быть интегрированы в рамках работы одной студии, научного общества, творческого коллектива и т.д. Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы разнообразные виды и направления:
1. Игровая (спортивно-игровая) деятельность;
2. Познавательно-проектная деятельность;
3. Проблемно-ценностное общение и взаимодействие;
4. Досугово-ценностное общение и взаимодействие;
5. Социально-преобразующая (общественно-полезная) деятельность;
6. Художественно-творческая (трудовая) деятельность;
7. Экологическая (эколого-творческая) деятельность;
8. Патриотическая (историко-творческая) деятельность;
9. Экспедиционно-музейная деятельность и т.д.
Предложенные виды деятельности полностью согласуются с основными направлениями внеурочной работы определенными Федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования. Важным фактором организации внеурочной деятельности становятся подходы по формированию универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия необходимо рассматривать в следующей системе:
1. Личностные действия – личностное, жизненное, профессиональное самоопределение; смыслообразование; нравственно-эстетическое оценивание.
2. Регулятивные действия – самоопределение, саморегуляция, смыслообразование, где целеполагание и планирование, с учетом коррекции и рисков выступают главенствующими действиями личности.
3. Познавательные действия – поиск, анализ, личностное открытие.
4. Коммуникативные действия – самоидентификация, социализация личности, принятие позиции сотрудничества и сотворчества в условиях Диалога.
Универсальные учебные действия формируются в разнообразной учебно-практической деятельности:
1. Проектная деятельность (исследовательский, искусствоведческий, культурологический, педагогический, выставочный проект и т.д.).
2. Проблемно-поисковая деятельность.
3. Тренинг, мозговой штурм, творческая дискуссия.
4. Художественно-педагогическая драматургия.
5. Музейно-педагогическая драматургия.
6. Деятельность по собиранию и освоению народных традиций.
7.Деятельность по реконструкции (этнографическая, историческая, этнохудожественная, творческая, практическая реконструкция и т.д.).
В практической деятельности наиболее актуальными становятся следующие блоки традиционной художественной культуры:
1. Ценности народного искусства: родной язык (этимология, семиотика, топонимика и т.д.); устное народное творчество, обряды и праздники (земледельческий календарь, природный календарь и т.д.); народные художественные промыслы и ремесла; функции народного искусства.
2. Художественная эстетика народного искусства (эстетика народного искусства в изобразительном искусстве, театре, кино, литературе, архитектуре, экстерьере, интерьере, костюме, кухне и т.д.).
3. Единство, взаимосвязи и взаимовлияние этнокультурных явлений в народном искусстве. Развитие искусства разных народов России по законам единства.
4. Реконструкция этнокультурных явления народного искусства (экспедиционная деятельность по сбору фольклора, произведений бытового и декоративного творчества; реконструкция праздников и обрядов). Использование полифункциональности народного искусства в художественном творчестве позволяет обеспечить системное включение обучающегося в разнообразные формы индивидуально-коллективной деятельности, восстановить разрыв ценностных связей синкретизма народного искусства.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЛИЧНОСТНЫЕ, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
ПРЕДМЕТНЫЕ, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
ЛИЧНОСТНЫЕ результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. Смысловое чтение;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты внеурочной деятельности отражают:
1. Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2. Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3. Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5. Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6. Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7. Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:
- для каждой категории детей предназначена программа, учитывающая степень предварительной подготовки и уровень базового образования;
- программа адресована среднему возрасту детей (7-9 лет);
- наполняемость групп-12-15 человек;
- предполагаемый состав групп – желательно разделение на группы мальчиков и девочек, возможен разновозрастный коллектив.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
- программа рассчитана на 2 года, с учетом реализации в дальнейшем, в соответствии с базовой программой внеурочной деятельности;
- образовательный процесс соответствует временным срокам, совпадает с графиком общего образования, разделен на 4 блока, в соответствии с четвертным этапам и уровням образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе 2 месяца;
- количество часов на каждый год - .
9.Формы и режим занятий:
Указывается количество занятий в неделю и их продолжительность, количество учебных часов в год.
Наполняемость учебной группы по годам обучения: по СанПиНу.
Формы организации обучающихся на занятии: групповая, фронтальная, индивидуальная. Возможные формы проведения занятий: семинар, круглый стол, мастер-класс, соревнование, экскурсия, сказка, поход, конкурс,…
10.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Ожидаемый (прогнозируемый) результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.
11.Способы определения результативности:
В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержания программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачетов, взаимозачетов, опросов, участия, участия воспитанников в мероприятиях.
- мониторинг, для отслеживания результативности можно использовать: педагогический мониторинг – контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение оценочной системы. Мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка, зачетные книжки, творческие дневники, оформление фото отчетов).
Тематическое планирование
С определением основных видов деятельности и его результатов
№ пп | Тематическое планирование | Основные характеристики деятельности | Прогнозируемый результат |
1 | Народный костюм-философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан». | 1.Беседа «Народные художественные промыслы России – неотъемлемая часть отечественной культуры». 2. Познакомить с русским фольклором. 3. Познакомить с элементами народного женского костюма XIX века. | 1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, вере, к истории, традициям ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,художественного вкуса и творческого воображения; |
2 | Народный костюм-философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан». Орнамент. | 1.Рассказать о видах геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения. 2.Научить пользоваться шаблонами. 3. Выделить цветовую гамму. 4. Объединить элементы костюма в целостный образ. Намечать орнаментальные полосы. 5.Разукрасить основные виды геометрических орнаментов, которыми можно декорировать сарафан и рукава рубахи. 6.Выполнить геометрический орнамент по образцу. 7.Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности; 2.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3.Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусствдекоративно-прикладных и дизайне; |
3 | Народный костюм-философия моих предков: «Сошьем Дуня сарафан». Вышивка крестом. | 1.Сообщение «Вышивка крестом» 2.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1.Научатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 4. Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств декоративно-прикладных, дизайне; |
4 | Народный костюм-философия моих предков: «Сошьем Дуне сарафан».Вышивка гладью или тамбурным швом. Композиция «Древо жизни» | 1.Сообщение «Вышивка тамбурным швом» 2.Пониматьпроизведения народного и декоративно-прикладного искусства разных народов, воплотивших образ-символ «Древо жизни» в рельефах , украшение в жизни людей, его функции в жизни общества 3. Участвовать в обсуждении особенностей изображения мотива «древожизни» 4.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 5. Выполнить композицию «древо жизни» согласно условиям творческого задания. 6.Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1.Научатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 4. Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусствдекоративно-прикладных, дизайне; |
5 | Рукотворная кукла в культуре народов России Кукла соломенная. Кукла из лыка | 1.Познакомить с рукотворными куклами из лыка и соломы в культуре разных народов России. 2. Познакомить с традициями технологии изготовления рукотворной куклы. 3. Познакомить с материалами изготовления кукол. | 1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, вере, к истории, традициям ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,художественного вкуса и творческого воображения; |
6 | Кукла соломенная | 1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 2.Изготовить куклу из соломы 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. 4.Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 2. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 3.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 5.Приобретение опыта работы различными художественными материалами . |
7 | Кукла из лыка | 1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 2.Изготовить куклу из лыка. 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. 4.Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 2. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 3.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 5.Приобретение опыта работы различными художественными материалами. |
8 | Проектная деятельность «Рукотворные куклы из лыка и соломы в культуре разных народов России» | Подготовить сообщение по теме: «Рукотворные куклы из лыка и соломы в культуре разных народов России» | 1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.2. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;3.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;4.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, художественного вкуса и творческого воображения; |
9 | Морозные кружева Вологодских коклюшек и Ивановских вырезанок. Вводный. | 1.Познакомить с морозными кружевами Вологодских коклюшек и Ивановских вырезанок. 2. Познакомить с традициями технологии изготовления морозных кружев Вологодских коклюшек и Ивановских вырезанок. 3. Познакомить с материалами изготовления морозных кружев и вырезанок. | 1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, вере, к истории, традициям ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, художественного вкуса и творческого воображения; |
10 | Морозные кружева Вологодских коклюшек | 1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 2.Изготовить кружевные узоры. 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. 4.Участвовать в подведении итогов творческой работы. 1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 2.Изготовить кружевные узоры. 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. 4.Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3.Приобретение опыта работы различными художественными материалами. |
11 | Морозные кружева Ивановских вырезанок. | 1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 2.Изготовить кружевные узоры из бумаги для оконных наличников. 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. 4.Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3.Приобретение опыта работы различными художественными материалами. |
12 | Проектная деятельность «Морозные кружева Вологодских коклюшек и Ивановских вырезанок». | Собрать фотоколлекцию орнаментов деревянного зодчества своего города. Рассказать о проделанной работе в классе. | 1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 4.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, художественного вкуса и творческого воображения; |
13 | Путешествие «Матрешки» по России. Вводный. | 1.Познакомить с народной игрушкой – матрешкой. 2. Познакомить с традициями технологии изготовления матрешек. 3. Познакомить с материалами изготовления матрешек. | 1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре, языку, вере, к истории, традициям ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, художественного вкуса и творческого воображения; |
14 | Путешествие «Матрешки» по России. Макошь и две её дочери (сестры) Доля и Недоля. | 1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 2.Изготовить шаблон матрешки. 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. 4.Участвовать в подведении итогов творческой работы. 1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 2.Изготовить шаблон матрешки. 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. 4.Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3.Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. |
15 | Путешествие «Матрешки» по России. Семеновская, Полхов-Майданская, Загорская, Башкирская, Удмуртская и другие матрешки. | 1.Работать по дидактическим таблицам, схемам и образцам. 2. Расписать белье матрешки в национальных костюмах разных народов России. 3.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности. 4.Участвовать в подведении итогов творческой работы. | 1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3.Приобретение опыта работы различными художественными материалами. |
16 | Проектная деятельность. Путешествие«Матрешки» по России. | Подготовить вместе с родителями рассказ, слайд-презентацию о традиционном костюме своих предков – бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки | 1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 4.Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, художественного вкуса и творческого воображения; |
17 | Календарные праздники на Руси Осенины. | ||
18 | Календарные праздники на Руси Коляда | ||
19 | Календарные праздники на Руси Масленица. День Жаворонка. | ||
20 | Календарные праздники на Руси Красная Горка, Сабантуй, Ивана Купала и другие | ||
21 | Проектная деятельность. Календарные праздники на Руси. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...