статья "ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕТЕРАНОВ ЦИРКА."
статья на тему

                                        

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕТЕРАНОВ ЦИРКА.

 

 

 

 

                               «  Прекрасное  не должно  быть обязательно красивым,

                                           можно выразить внутреннюю гармонию человека,

                                                              не обладая внешними прелестями. »

                                                                                            хореограф  Шусаку Такеучи

 

Что бы раскрыть эту мысль в контексте нашей темы «Педагогическая деятельность ветеранов цирка» нужно вспомнить известный многим детям мультфильм «Гадкий утёнок». Коротко смысл этого мультика ( в моей интерпретации) можно рассматривать как результат некоего взросления и воспитательного процесса в жизни  этого гадкого утёнка, где в результате преодолевая своё собственное непонимание природной предопределённости(считай способности к самосовершенствованию), пройдя через насмешки вызванные его детской неуклюжестью гадкий утёнок становится прекрасным лебедем , грациозным и гармоничным в своей природной простоте. Это один из примеров ,когда  сама природа индивида толкает его познать своё призвание. Таких примеров среди артистов цирка великое множество. Вот почему используя прямые педагогические приёмы в профессиональной  подготовке артиста  циркового жанра , необходимо учитывать влияние условий первичных факторов . Это среда(окружение) , влияние случайных встреч, природная любознательность, появление в жизни достойного уважения авторитета , как пример для подражания и т.д .

В цирке , в цирковой среде . где  рождались и всегда существовали  семейные пары,   возникла своя уникальная  система воспитания  и преподавания .Она позволяла  создавать крупные  номера и аттракционы , вовлекая в их структуру  другие кадры  из сопутствующего окружения . Это позволяло появляться таким известным   семейным династиям  как династия Дурова, Польди, Запашного, Корнилова, Бреда, Безкоровайной, Эльворти,Ермакова, Кантемирова, Абакарова, Маслянова, Брусникина, Стыкан и много других более  или менее известных  в цирковой среде.

В советское время после войны  выросло количество  стационарных цирков и это породило кадровый голод. Необходимо было поднять интенсивность обучения стали создаваться  цирковые школы, самые известные  в Москве и Киеве где преподавали  те же артисты цирка  ветераны. Они же преподавали в  цирковых секциях ДК, при крупных предприятиях, где были свои любители цирка и клубные помещения чаще всего в тех городах где они сами проживали уходя на заслуженный отдых. Для этой деятельности ничего не требовалось кроме личных профессиональных навыков собственного желания передать свои умения  молодым любителям цирковых жанров . Весь этот преподавательский опыт  у цирковых ветеранов строился, как  это может показаться некорректным  по отношению к человеку, на «ДРЕССУРЕ»– это слово хорошо известно в цирковой среде, но и нём  тоже заложены законы воспитания и педагогики; например «ПОВТОРЕНИЕ –МАТЬ УЧЕНИЯ». Действительно  «ДРЕССУРА»( от французского  DRESSER –дрессировать ,обучать, натаскивать)  в практике подготовки  циркового артиста  подразумевает более жёсткие правила освоения дисциплин  циркового жанра. Конечно не все учащиеся справляются, но тот кто преодолеет в себе леность, себялюбие, а зачастую страх и боль травмы- тот обязательно станет тем самым ЛЕБЕДЕМ о котором говорилось в мультике и он найдёт свой образ в цирковой жизни.

 

 

В наше время многое изменилось, изменились и требования к преподавательской  деятельности. Резко  сократился и переоборудован под другие функции объём площадей бывших ДК , где преподавали артисты цирка. Продолжить работу  и пройти тарификацию смогли лишь те кто имел специальное цирковое образование или высшее гуманитарное в котором изучались педагогические дисциплины .Это говорит о том ,что только профессиональных навыков теперь недостаточно и необходимо привлечь внимание артистов цирка к своему будущему применению ,  то есть получать  соответствующее дополнительное образование ,а в этом цирковая индустрия очень нуждается.  

 

Мы все должны понять , что преподаватель-тренер должен находить индивидуальный подход к каждому ученику, уметь распознать в нём то единственное  к чему он более стремится, систематизировать его первичные универсальные от природы способности,предугадать смену интересов , возрастных настроений в процессе воспитания.Как вы понимаете  это долгий кропотливый процесс требующий как от преподавателя так и от ученика  смелости в выборе жанра , в дальнейшем-выдержки, упорства,волевой настойчивости, терпения  и жёсткой требовательности к себе от ученика.Весь этот процесс  и раскрывает слово ДРЕССУРА- 

Обучение-  смелость в выборе жанра и освоение базовых приёмов этого жанра с помощью педагога .

Натаскивание (трюковое)-многократное повторение трюков доводя их до автоматизма , упорство,терпение,волевая настойчивость в достижении цели.

 

 Всё это должно быть уложено в рамки педагогической этики, гуманного сопереживания к успехам и неудачам, тогда между учеником и педагогом устанавливается взаимопонимание.

 

Вот почему на этом форуме ещё и ещё раз нужно настоять чтобы  и в Санкт – Петербурге  второй столице России обязательно  открылась настоящая школа цирковых  жанров, дающая право впервые аттестоваться  молодому исполнителю  как полноправный профессиональный  артист цирка ,знающий не только профессию, но и способный вести в будущем преподавание  на требуемом уровне.  И тогда преподавательские усилия нынешних ветеранов ведущих преподавательскую деятельность не пропадут в туне .Не секрет ,что сейчас часто проводятся фестивали –конкусы циркового искусства различного уровня, но перспектива лауреатов ,дипломантов так и остаётся перспективой . А ведь из них  и можно собирать состав учащихся  в цирковую школу.Вот здесь и будет оправдан не лёгкий труд преподавателей –ветеранов цирка  

 

Сейчас мы живём в нашей стране в относительно спокойное время , но всегда нужно помнить что те качества , которые воспитывает цирк помогли нашему народу победить в В.О.В. Многие артисты цирка не вернулись с фронта, но их героический труд  во фронтовых бригадах с оружием в руках  , может быть “не красивый и  без внешних  прелестей” ,но духовно возвышенный   останется в истории , был и будет примером  самозабвенного, самоотверженного  артистического  труда- это их ЛЕБЕДИНАЯ песня символ верности цирковому братству . Те же кто вернулись  продолжили свой труд и остаются нашими  преподавателями – наставниками  в цирковых жанрах.

 

Артист –акробат Канашкин К.А. ( мастер спорта СССР по спортивной акробатике, кавалер Ордена “Сердце Данко” ,Лареат Всесоюзного фестиваля советской молодёжи)

 

 

 

 

                                                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _prekrasnoe_ne_dolzhno_byt_obyazatelno_krasivym.docx158.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕТЕРАНОВ ЦИРКА.

                               «  Прекрасное  не должно  быть обязательно красивым,

                                           можно выразить внутреннюю гармонию человека,

                                                              не обладая внешними прелестями. »

                                                                                            хореограф  Шусаку Такеучи

Что бы раскрыть эту мысль в контексте нашей темы «Педагогическая деятельность ветеранов цирка» нужно вспомнить известный многим детям мультфильм «Гадкий утёнок». Коротко смысл этого мультика ( в моей интерпретации) можно рассматривать как результат некоего взросления и воспитательного процесса в жизни  этого гадкого утёнка, где в результате преодолевая своё собственное непонимание природной предопределённости(считай способности к самосовершенствованию), пройдя через насмешки вызванные его детской неуклюжестью гадкий утёнок становится прекрасным лебедем , грациозным и гармоничным в своей природной простоте. Это один из примеров ,когда  сама природа индивида толкает его познать своё призвание. Таких примеров среди артистов цирка великое множество. Вот почему используя прямые педагогические приёмы в профессиональной  подготовке артиста  циркового жанра , необходимо учитывать влияние условий первичных факторов . Это среда(окружение) , влияние случайных встреч, природная любознательность, появление в жизни достойного уважения авторитета , как пример для подражания и т.д .

В цирке , в цирковой среде . где  рождались и всегда существовали  семейные пары,   возникла своя уникальная  система воспитания  и преподавания .Она позволяла  создавать крупные  номера и аттракционы , вовлекая в их структуру  другие кадры  из сопутствующего окружения . Это позволяло появляться таким известным   семейным династиям  как династия Дурова, Польди, Запашного, Корнилова, Бреда, Безкоровайной, Эльворти,Ермакова, Кантемирова, Абакарова, Маслянова, Брусникина, Стыкан и много других более  или менее известных  в цирковой среде.

В советское время после войны  выросло количество  стационарных цирков и это породило кадровый голод. Необходимо было поднять интенсивность обучения стали создаваться  цирковые школы, самые известные  в Москве и Киеве где преподавали  те же артисты цирка  ветераны. Они же преподавали в  цирковых секциях ДК, при крупных предприятиях, где были свои любители цирка и клубные помещения чаще всего в тех городах где они сами проживали уходя на заслуженный отдых. Для этой деятельности ничего не требовалось кроме личных профессиональных навыков собственного желания передать свои умения  молодым любителям цирковых жанров . Весь этот преподавательский опыт  у цирковых ветеранов строился, как  это может показаться некорректным  по отношению к человеку, на «ДРЕССУРЕ»– это слово хорошо известно в цирковой среде, но и нём  тоже заложены законы воспитания и педагогики; например «ПОВТОРЕНИЕ –МАТЬ УЧЕНИЯ». Действительно  «ДРЕССУРА»( от французского  DRESSER –дрессировать ,обучать, натаскивать)  в практике подготовки  циркового артиста  подразумевает более жёсткие правила освоения дисциплин  циркового жанра. Конечно не все учащиеся справляются, но тот кто преодолеет в себе леность, себялюбие, а зачастую страх и боль травмы- тот обязательно станет тем самым ЛЕБЕДЕМ о котором говорилось в мультике и он найдёт свой образ в цирковой жизни.

В наше время многое изменилось, изменились и требования к преподавательской  деятельности. Резко  сократился и переоборудован под другие функции объём площадей бывших ДК , где преподавали артисты цирка. Продолжить работу  и пройти тарификацию смогли лишь те кто имел специальное цирковое образование или высшее гуманитарное в котором изучались педагогические дисциплины .Это говорит о том ,что только профессиональных навыков теперь недостаточно и необходимо привлечь внимание артистов цирка к своему будущему применению ,  то есть получать  соответствующее дополнительное образование ,а в этом цирковая индустрия очень нуждается.  

Мы все должны понять , что преподаватель-тренер должен находить индивидуальный подход к каждому ученику, уметь распознать в нём то единственное  к чему он более стремится, систематизировать его первичные универсальные от природы способности,предугадать смену интересов , возрастных настроений в процессе воспитания.Как вы понимаете  это долгий кропотливый процесс требующий как от преподавателя так и от ученика  смелости в выборе жанра , в дальнейшем-выдержки, упорства,волевой настойчивости, терпения  и жёсткой требовательности к себе от ученика.Весь этот процесс  и раскрывает слово ДРЕССУРА-  

Обучение-  смелость в выборе жанра и освоение базовых приёмов этого жанра с помощью педагога .

Натаскивание (трюковое)-многократное повторение трюков доводя их до автоматизма , упорство,терпение,волевая настойчивость в достижении цели.

 Всё это должно быть уложено в рамки педагогической этики, гуманного сопереживания к успехам и неудачам, тогда между учеником и педагогом устанавливается взаимопонимание.

Вот почему на этом форуме ещё и ещё раз нужно настоять чтобы  и в Санкт – Петербурге  второй столице России обязательно  открылась настоящая школа цирковых  жанров, дающая право впервые аттестоваться  молодому исполнителю  как полноправный профессиональный  артист цирка ,знающий не только профессию, но и способный вести в будущем преподавание  на требуемом уровне.  И тогда преподавательские усилия нынешних ветеранов ведущих преподавательскую деятельность не пропадут в туне .Не секрет ,что сейчас часто проводятся фестивали –конкусы циркового искусства различного уровня, но перспектива лауреатов ,дипломантов так и остаётся перспективой . А ведь из них  и можно собирать состав учащихся  в цирковую школу.Вот здесь и будет оправдан не лёгкий труд преподавателей –ветеранов цирка  

Сейчас мы живём в нашей стране в относительно спокойное время , но всегда нужно помнить что те качества , которые воспитывает цирк помогли нашему народу победить в В.О.В. Многие артисты цирка не вернулись с фронта, но их героический труд  во фронтовых бригадах с оружием в руках  , может быть “не красивый и  без внешних  прелестей” ,но духовно возвышенный   останется в истории , был и будет примером  самозабвенного, самоотверженного  артистического  труда- это их ЛЕБЕДИНАЯ песня символ верности цирковому братству . Те же кто вернулись  продолжили свой труд и остаются нашими  преподавателями – наставниками  в цирковых жанрах.

Артист –акробат Канашкин К.А. ( мастер спорта СССР по спортивной акробатике, кавалер Ордена “Сердце Данко” ,Лареат Всесоюзного фестиваля советской молодёжи)

                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цирк! Цирк! Цирк!"

сценарий новогоднего представления для старшей и подготовительной групп детского сада...

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов «Цирк! Цирк! Цирк!»

Занятие направлено на развитие творческого потенциала детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование коммуникативных навыков общения, коррекцию творческих способностей, м...

Цирк!!!! Цирк!!! Цирк!!!

Манит цирк к себе гостей -Людей взрослых и детей.Все спешат на представление,Цирк подарит всем веселье.   В субботу во Дворце Культуры города Заводоуковска прошел фестиваль среди детски...

Цирк. Цирк? Цирк!

Внеклассное мероприятие во 2 классе «Цирк. Цирк? Цирк!...

План совместной деятельности с Советом ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил.

План совместной деятельности МБОУ «СОКШ №4» и общественной организацией «Совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил» на 2015-2016 учебный год...

речевое развлечение "Цирк! Цирк! Цирк!"

Конспект речевого развлечения "Цирк! Цирк! Цирк!"Цель: обогащение детско-родительских отношений опытом совместной игровой деятельности. ...

Цирк! Цирк! Цирк!

Краткосрочный проект "Але!Ап!" в подготовительной группе. Описание проекта и результат....