ГОУ «Педагогическая Академия» Проект выступления на областной научно-медодической конференции
методическая разработка по теме

Говердовская Вера Петровна

Образование -  это

  1. целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения в интересах личности, сопровождающийся констатацией достижения человеком определенных государством образовательных уровней.
  2. ценность процесс и результат. Обретение человеком своего образа в пространстве культуры
  3. упорядоченный способ присвоения ребенком культурных ценностей

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ «Педагогическая Академия»

Проект выступления на областной научно-медодической конференции

по компоненту академического модуля  

 «Образование и общество»

преподавателя Котельниковской ДШИ им. В.К. Андреева

Говердовской Вера Петровны

1 раздел

1) образование – это социально-контролируемая часть социализации включение человека в систему общественных отношений, процесс и результат усвоения человеком исторически  выработанных социальных норм и культурных ценностей.

Философия образования – приложение фундаментальных философских принципов к образовательной системе.

Образование – ценность, процесс и результат. Обретение человеком своего образа в пространстве культуры;

упорядоченный  способ присвоения ребенком культурных ценностей;

целенаправленный процесс  и результат воспитания и обучения в интересах личности, сопровождающийся констатацией достижения человеком определённых государством образовательных уровней;  

совокупность взаимодействующих:

  • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
  • сети реализующих их образовательных учреждений;
  • органов, осуществляющих управление в сфере образования;
  • объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

2) цели  образования –

  • научиться организовывать свою деятельность
  • непрерывно учиться
  • формировать информационную компетентность - приоритетная цель общего среднего образования.
  • выполнять свои социальные роли
  • объяснять явления окружающей действительности, ориентироваться в мире ценностей
  • правильно выбрать профессию ( подготовка к профессиональному выбору, ориентация на рынке труда);
  • решать стандартные жизненные ситуации;
  • решать нестандартные задачи (проблемы, исследования).

3) воспитание – это воздействие  общества и социальной среды на человека.

Педагогический компонент социализации - целенаправленное воздействие на ребенка  воспитательных институтов общества.

В более узком педагогическом смысле – воспитательная работа как целенаправленное формирование у детей системы определённых нравственно-эстетических ценностей, качеств, решение конкретных воспитательных задач.

4) обучение – это целенаправленный процесс передачи человеку необходимых знаний, умений, навыков и формирования у человека  интеллектуальных качеств и способов деятельности.

Обучение – учение – самообразование

5) стандарт – это:

  • Требования к результатам образования;
  • Требования к структуре основных  образовательных программ;
  • Требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Федеральные государственные образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

а) единство образовательного пространства Российской Федерации;

б) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральный государственный стандарт обеспечивает:

  • Переход на 4-х летние начальное образование;
  • Введение профильного обучения на старшей ступени школы;
  • Нормализация учебной нагрузки учащихся, устранение перегрузок;
  • Соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития       обучающегося;
  • Личностная ориентация обучающего образования;
  • Деятельностный характер образования;
  • Формирование ключевых компетентностей (учебных, организаторских, личностных);
  • Вариантность свободы выбора образования для субъектов образования;
  • Усиление роли дисциплины, обеспечивающей успешное обучение учащихся;
  • Обеспечений всеобщей компьютерной грамотности;
  • Повышение удельного веса и качества занятий физкультуры;
  • Равные возможности обучения.

Проводится разработка:

  • Учебных программ и планов
  • Экспертизы учебников для образовательной школы
  • Методик аттестации для педагогических работников
  • Контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений учащихся в рамках национальной системы оценки качества образования
  • Тарификация педагогических кадров
  • Подходы к оценке соответствия  содержания и качества подготовки обучающихся государственного образовательного стандарта в процессе аттестации выпускников в различных формах.

6) программа (образовательная) – определяет содержание образования определенного уровня и направленности ( п.1 ст.9 «Закона об образовании РФ»)

Основная образовательная программа обеспечивает реализацию Федеральных образовательных стандартов с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, включает в себя учебный план, рабочие программы учебных предметов.

Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

7) качество образования – степень соответствия результатов образования планируемым  целям,   ожиданиям различных субъектов образования (государство, общество, учащиеся, родители, работодатели, образовательные учреждения и др.).

Государственный контроль качества образования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений, а также в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях или научных организациях и их филиалах. (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

2 раздел

1) компетентность – это способность и готовность применить полученные знания в жизни, за пределами учебного процесса – верно .

2)  образовательная технология –  это процесс с точно заданными целями, достижение которых поддается описанию, включает воспроизводимые элементы действий и гарантированные результаты – верно. 

3 раздел

 Образовательные парадигмы

Парадигмы – признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель, образец, стандарт постановки проблем и их решений научному сообществу.

Включает  в себя следующие элементы системы образования:

  • Парадигма педагогики авторитета – это ведущая роль педагога, т.к. он носитель истины, хранитель опыта, он -  воля, интеллект, вера в авторитет, он четко планирует, контролирует, создает условия.
  1. Авторитет власти
  2. Профессиональный авторитет
  3. Личностный авторитет
  4. Социальный авторитет
  5. Ролевой авторитет

            Педагог не скрывает свою позицию ведущего, а демонстрирует ее.

  • Парадигма педагогики манипуляции – это подход, позволяющий сохранить ведущую роль учителя, но сделать ее незаметной для учеников, создать иллюзию свободы выбора. Это утонченный авторитаризм. Манипулятор преследует свои цели скрытно, стремится возбудить намерения, несовпадающие с актуальными желаниями ученика, при помощи специальных ухищрений, и в ходе манипуляции, манипулятор осуществляет программирование мнений и намерений адресата, и, наоборот, адресат не осознает оказываемого на него воздействия и не знает конечной цели манипулятора.
  • Парадигма педагогики поддержки  и сотрудничества – это  знание ребенка, установление доверия, поддержка ребенка в познании себя, в осмыслении своих интересов и возможностей, позволяет помочь  ребенку в реализации своего актуального интереса, в осознании проблемы. Воспитанник – это соавтор процесса собственного образования.

4 раздел

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

  • преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
  • сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 308-ФЗ)
  • органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
  • объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. (абзац введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 92-ФЗ)

Типология подходов – образовательные модели.

Классическая: передача универсальных  классических элементов культуры прошлого, её ценностей, достижений.  

Прагматическая: передача основных базовых умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе.

Феноменологическая:  предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуальных способностей и особенностей личности ребенка. Создание образовательной среды, информационного обеспечения для развития и обучения ребенка.

Неинституциональная:  образование вне социальных институтов, вне школы. (Интернет-школы, открытые школы, парковое обучение, дистанционное обучение).

Модель развивающего обучения. Цель – развитие личности ученика.

Новые подходы к обучению за рубежом:

  • Знания не даются в готовом виде. Создаются педагогические  условия для самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся.
  • Мотивация обучения – через включение учащихся в  поиск, исследование и решение значимых проблем.
  • Проектирование содержания обучения с опорой на обобщенные  концепции, системные знания и интегративные умения.
  • Стимулирование умственной деятельности учащихся.
  • Преподаватель – консультант,  тьютор,  координатор деятельности

Педагогическая  технология  –  это система функционирования всех  компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.  

Методика - Последовательность учебных ситуаций, необходимых для достижения педагогом той или иной учебной цели.

Технология - Совокупность правил, приемов, средств, с помощью которых происходит передача опыта. Универсальная, легко воспроизводимая последовательность учебных ситуаций, необходимая для гарантированного достижения той или иной учебной цели.

Отличия технологии:

- системность;

 -воспроизводимость;

- прогнозируемый, гарантированный результат;

 - оптимальность;

-  природосообразность.

 Современные технологии обучения:

  • Обучение укрупненными дидактическими единицами – обобщенные хаактеристики, правила, опорные сигналы, учебные понятия.
  • Организационно-деятельные имитационные игры – имитация действия.
  • Технология коллективного способа обучения – это групповая деятельность организованного процесса.
  • Технология полного усвоения знания – блочно-модульная.
  • Технология проблемного обучения
  • Технология развивающего обучения
  • Технология проектного обучения, исследовательская деятельность.
  • Технология личностно-ориентированного обучения.
  • Программированное обучение.
  • Интегрированное обучение.
  • Технология коллективного взаимодействия.
  • Технология адаптивного обучения.
  • Технология концентрированного обучения.
  • Технология дистанционного обучения.
  • Технология разноуровненного обучения.

Цели модернизации образования:

  • эффективность и качество;
  • преемственность уровней образования;
  • формирование эффективных экономических отношений в образовании;
  • усиление воспитательного потенциала школы, профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений;
  • участие общественности в   управлении образованием;
  • обеспечение системы образования квалифицированными специалистами, их поддержка государством;
  • обеспечение инновационного характера развития образования, его соответствие целям опережающего развития;
  • вхождение в мировые интеграционные образовательные процессы;
  • усиление ответственности государства и общества в сфере образования;
  • управление развитием образования на основе  распределения ответственности между субъектами образовательной политики;
  • доступность, социальная справедливость;
  •  формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью;

5 раздел

 Нормативные документы, в которых определена политика государства в области образования:

  • Закон «Об образовании» с изменениями и дополнениями(1992-2009).
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010года.
  • Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.
  • Приоритетный национальный проект «Образование».
  • Государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
  • Национальная инициатива «Наша новая школа» 2009.
  • Введение нового  поколения стандартов.
  • Создание системы оценки качества.
  • Поддержка лучших учителей и  талантливой молодежи.
  • Развитие учительского потенциала.
  • Создание инфраструктуры образования. Здоровье детей.

6 раздел

 Направления  развития школы, которые в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определены как приоритетные.

  • Введение нового  поколения стандартов
  • Создание системы оценки качества
  • Поддержка лучших учителей и  талантливой молодежи
  • Развитие учительского потенциала
  • Создание инфраструктуры образования
  • Здоровье детей

Предстоит разработать и внедрить:

а). В направлении обновления образовательных стандартов:

  • новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ;
  • систему оценки качества образования, включая оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения на другую, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, участие России в международных сопоставительных исследованиях качества образования, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации.

б). В направлении поддержки талантливых детей:

  • практику деятельности специализированных учреждений для одаренных ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста;
  • обновленную практику деятельности летних (сезонных) профильных школ для самореализации и саморазвития учащихся;
  • расширенную систему олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников;
  • модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся;
  • систему обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого, в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

в). В направлении развития учительского потенциала:

  • практику привлечения в школы учителей, имеющих базовое непедагогическое образование;
  • новые технологии организации и финансирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая развитие служб консультационно-методического сопровождения и сертификации квалификаций с координацией их деятельности на федеральном уровне;
  • модели использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
  • практику сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей, направленную на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку;
  • новую модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования, предполагающую обязательное периодическое подтверждение уровня квалификации.

г). В направлении развития школьной инфраструктуры:

  • модельные методики нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда;
  • практику деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями;
  • модели деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников;
  • модели деятельности автономных учреждений общего образования.

д). В направлении обеспечения здоровья школьников:

  • новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса; разработать новые физкультурно-оздоровительные технологии и методику адаптивной физкультуры, основанные на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом.



Предварительный просмотр:

ГОУ «Педагогическая Академия»

Проект выступления на областной научно-медодической конференции

по компоненту академического модуля  

 «Образование и общество»

Коммуникативные качества

 и свойства личности педагога

Преподаватель МБУ ДО ДШИ им. В.К.Андреева

г.о. КотельникиМосковской области

Специфика педагогического образования состоит в направленности на широкую общекультурную подготовку. Общекультурная подготовка предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т.д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации.

     Таким образом, педагог должен быть погружен в контекст:

  • общечеловеческой культуры;
  • различных языков;
  • видов искусства;
  • способов деятельности во всем их своеобразии.

Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.

     Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога приводит:

  • к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов,
  • напряженности в отношениях между учителем и учениками,
  • к падению дисциплины,
  • снижению успеваемости,
  • нежеланию учиться,
  • психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании,
  • к отклоняющемуся от социальных норм поведению школьников.

     К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:

характеристики речи:

четкая дикция,

выразительность;

личностные особенности:

общительность,

открытость,

умение слушать и чувствовать людей.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала.

 Общительность как свойство личности включает в себя такие составляющие:

коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;

социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;

альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.

Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:

невыразительная речь;

дефекты речи;

необщительность;

замкнутость.

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

Коммуникативные умения и способности педагога

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.

     К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;

умения управлять своими эмоциями;

наблюдательность и переключаемость внимания;

социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;

умение "подавать себя" в общении с учащимися;

речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации.

В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.

     Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:

  1. умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
  2. умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;
  3. умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);
  4. умения обеспечивать обратную связь.

Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:

экспрессивных умений и способностей:

  • выразительность речи,
  • выразительность жестов,
  • выразительность мимики,
  • выразительность внешнего облика;

перцептивных умений и способностей:

  • умение понять состояние ученика,
  • умение установить с учеником контакт,
  • умение и способность составить адекватный образ ученика и т.д.

Пути и способы развития педагогических способностей

Способности – это свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

      От природы человеку даются задатки – его личностные, характерологические, психофизиологические и другие индивидуальные особенности, которые при наличии соответствующих условий могут развиться в способности к той или иной деятельности. Черты характера, такие, как тактичность, требовательность, справедливость, понимание другого человека, многосторонность интересов, целеустремленность, любовь к детям, отзывчивость, наблюдательность, можно отнести к предпосылкам, которые являются условиями для развития педагогических способностей.

     Педагоги опираются в своей профессиональной деятельности не только на общепедагогические, но и на специальные способности (например, специальные способности к предмету, который они преподают, или, наоборот, специальные способности, не являющиеся собственно педагогическими и не связанные с учебным предметом, но помогающие осуществлять педагогическую деятельность - артистичность, творческие способности и др.)

     Задатки в совокупности важны не как предпосылки успешного овладения профессией, а как психологические и физиологические условия компенсаторных возможностей человека для выработки индивидуального стиля деятельности. Педагога нельзя рассматривать как совокупность свойств, характеристик и качеств. Как правило, он является личностью и профессионалом в случае, если набор свойств предстает как единое целое, в основе которого лежит мотивационная сфера, обеспечивающая социальную, познавательную и профессионально-педагогическую направленность, если имеет место развитие личности специалиста, происходящее в процессе овладения профессиональными умениями.

     Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе "врастания" в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего это противоречие, возникающее в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего - Я. Утверждение Константина Дмитриевича Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Способность "творить себя" в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

     Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

     Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Только те педагоги, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своем сознании идеальный образ педагога.

     Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность и т.д.

     Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога.

Список рекомендуемой литературы

Педагогика/Под ред.П.И.Пидкасистого. - М.,1996.

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справ. для студентов вузов. Ростов н/ Д: - МарТ, 2000.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - С-Пб.: Питер, 2000.

Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.,1998.

Климов Е.А. Психология профессионала. - М., - Воронеж, 1996.

Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М.: ВЛАДОС, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о ежегодной областной научно-практической конференции «Молодость – науке» памяти А.Л.Чижевского

В работе я столкнулась с проблемой о которой мне ничего неизвестно. Нужно подготовить учеников к научно- практической конференции. Материал который я нашла может пригодиться кому-то еще."Научные школь...

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности" на тему:"Развитие художественно-творческих спос

Доклад     представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисовани...

«Тольятти – рождение нового города» . Выступление на Областном Форуме «Творчество молодых педагогов дополнительного образования Самарской области» в секции «Педагогический дебют»

Я - молодой педагог дополнительного образования, Головлева Анна Сергеевна,  реализую программу «Школа молодого журналиста». Пришла во Дворец детского и юношеского творчества с искренним убеждение...

Выступление на Всероссийской научно-практической Конференции "Реализация медико-психолого-педагогического подхода в специальном образовании" 24.11.2022 в формате видеоконференции

Выступление на Всероссийской научно-практической Конференции с международным участием "Реализация медико-психолого-педагогического подхода в специальном образовании" 24.11.2022 в формате вид...

Выступление на областной конференции на тему "Творческая самореализация обучающихся средствами урочной и внеурочной деятельности предмета "Английский язык"

Текст выступления по теме сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей фотографии и видеофрагенты уроков английского языка и внеклассных мероприятий по предмету...