ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный журналист»
рабочая программа по теме

Цурикова Елена Викторовна

Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний  по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Управление образования Администрации Аксайского района

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей Центр творчества

Аксайского района

                                                                                            УТВЕРЖДАЮ                                                              

                                                                                            директор  МБУ ДО ЦТДМ АР                                  

                                                                                            _______________ В.А.Омельченко                          

                                                                                            приказ №_______

                                                                                            "____"_______________  2015 г.                          

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Юный журналист»

(социально-педагогической направленности)

                   Возраст обучающихся: 12 - 17 лет

                   Срок реализации программы: 5 лет

                   Педагог дополнительного образования:

                   Цурикова Елена Викторовна

СОГЛАСОВАНО                                                                   ПРИНЯТО

на методическом совете                                                        на педагогическом совете

Протокол № ___                                                                     Протокол № ___

«____» ___________ 2015 г.                                                  «____» ___________ 2015 г.

г.Аксай

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Окружающий нас мир таит в себе много проблем для подрастающего поколения молодежи. Проблемы сегодняшних подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о возможностях своего «Я» на этом пути.

Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека.

Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить  и оживить, ранить  и излечить, посеять смятение и безнадежность  и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А.Сухомлинский.

          Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Новизна данной образовательной программы в том, что она  является логическим продолжением работы учащихся  над проектом «Мы делаем газету»,  результатом которого стал выпуск местной печатной информационно-просветительской газеты «В каждый дом». Именно поэтому наравне с расширением теоретических знаний, связанных с журналистикой, ведётся активная работа по сбору материала в газету (периодичность выпуска – 1 раз в месяц).

Детское объединение «Юный журналист» поможет учащимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты.

Эта программа  дает учащимся возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.

       Настоящая программа рассчитана на 5 лет:

1-й год: 144 часа (4 часа в неделю);

2-й год: 216 часов  (6 часов в неделю);

3-й год: 216 часов (6 часов в неделю);

4-й год: 216 часов (6 часов в неделю);

5-й год: 216 часов (6 часов в неделю).

Формы занятия, предусмотренные программой:

  1. Свободная творческая дискуссия.
  2. Ролевые игры.
  3. Выполнение творческих заданий.
  4. Активные методы формирования системы общения.
  5. Практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

     Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

     Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 15 человек, возраст обучающихся: 12-17 лет

      Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников и способствует их разностороннему личностному развитию.

     Занятия  в детском объединении помогут  обучающимся оценить свой творческий потенциал с точки зрения образовательной перспективы и способствовать созданию положительной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного цикла.

     Технологии, используемые в формировании системы занятий по программе «Юный журналист», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать школьную программу.

        

Цель программы: создание условий для формирования и развития у  обучающихся

  • Интеллектуальных и практических умений в области стилистики и журналистики.
  • Интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература, история, обществознание, право).
  • Умения самостоятельно приобретать и применять знания.
  • Творческого мышления, познавательной активности.
  • Способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового стиля.
  • Коммуникативных навыков.

     Занятия  в детском объединении помогут  обучающимся познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

Задачи программы

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления;

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие познавательной активности.

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста;

- формирование коллективистских навыков: забота, доброе отношение друг к другу, взаимовыручка.

Основными требованиями к обучающимся  (модель кружковца) при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента,  активная позиция во время занятий,  выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

        

Основные требования к уровню подготовки обучающихся

В процессе обучения обучающиеся приобретают конкретные

знания:

  • из истории журналистики;
  • о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
  • о деятельности журналиста и других профессий, связанных  с журналистикой, о выдающихся журналистах;
  • о законе о СМИ;

 умения:

  • создавать сочинения разных жанров;
  • соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных  и письменных высказываниях;
  • работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием  ИКТ;
  • участвовать в дискуссии, пресс-конференции.

Формы подведения итогов реализации программы:

- самостоятельная  работа в различных жанрах журналистики;

- семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- публикации в местной газете «В каждый дом», в «Аксайском диалоге», в районной газете «Победа»;

- участие в различных фестивалях, форумах, конференциях.

Виды деятельности обучающихся:

  • теоретические занятия;
  • творческий практикум (сочинения разных жанров);
  • работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
  • работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями  и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
  • анкетирование;
  • социологический опрос;
  • экскурсии;
  • творческие командировки;
  • встречи с журналистами;
  • участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;
  • презентация и защита проектов «Моя газета», где участники детского объединения  разрабатывают модель, тип и структуру своего издания на основе материала, который они получают на занятиях кружка «Юный журналист».

Конечные результаты:

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной, местной и районной газеты.

        Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Тематика занятий 1-5 года обучения имеет значительное усложнения. В программе предусмотрены часы для практической работы над выпуском местной печатной информационно-просветительской газеты «В каждый дом», подготовки и участию в конкурсах журналистской направленности различного уровня (от районного до Всероссийского).

В основе методических разработок учебных занятий лежит проблемно-деятельностный подход в обучении, продиктованный как требованиями к современному образованию, так и самой спецификой профессиональной журналисткой деятельности.

       В ходе занятий обучающиеся  усваивают способы деятельности, которые, с одной стороны, относятся к профессиональной деятельности журналиста, с другой стороны, выступают как универсальные, метапредметные, применимые в научной, исследовательской, учебной работе: поиск источников информации, проверка достоверности полученной информации, умение критично ее оценивать, использование интервью, как одного из способов сбора информации и т.д.

       Логика разворачивания материала занятий выстроена с учетом рекомендаций новых федеральных государственных образовательных стандартов и задачи формирования универсальных учебных действий учащихся. 

Основными формы организации обучения по программе являются: проблемная беседа, практическая работа в группах, творческая работа, деловая и ролевая игра, конференция, пресс-конференция, презентация, проектная деятельность, тренировочные упражнения, ситуативные тренинги и др.

                

Учебно-тематическое планирование

Первый год обучения

Тема

Теория

(количество часов)

Практика

(количество часов)

Всего

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Журналистика как профессия

8

2

10

3

Функции журналистики

6

2

8

4

Требования к журналисту

4

2

6

5

История российской журналистики

6

2

8

6

Формирование жанров журналистики

4

4

8

7

Язык журналистики

8

4

12

8

Стилистические фигуры речи

6

4

10

9

Стилистические фигуры в тексте

6

4

10

10

Диагностика

-

6

6

11

Выпуск местной газеты «В каждый дом»

-

50

50

12

Мероприятия ЦТДМ, конкурсы, конференции и участие в них

-

12

12

13

Итоговое занятие

-

2

2

Итого

50

94

144

Второй год обучения

Тема

Теория

(количество часов)

Практика

(количество часов)

Всего

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Композиция материала

4

4

8

3

Публицистический стиль русского литературного языка

4

4

8

4

Информационные жанры: отчет, репортаж, интервью, заметка.

8

8

16

5

Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия.

8

8

16

6

Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон.

8

8

16

7

Технические средства журналиста.

6

8

14

8

Особенности работы журналиста в печатных изданиях

2

2

4

9

Газетный язык и авторский почерк

6

6

12

10

Этика и мораль. Поступок и мотив

3

3

6

11

Эстетика.

3

3

6

12

Аналитические и художественные жанры Очерк и зарисовка. Стихи и рассказы

10

12

22

13

Диагностика

-

6

6

14

Выпуск местной газеты «В каждый дом»

-

66

66

15

Мероприятия ЦТДМ, конкурсы, конференции  и участие в них

-

12

12

16

Итоговое занятие

2

2

Итого

70

146

216

Третий  год обучения

Тема

Теория

(количество часов)

Практика

(количество часов)

Всего

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Особенности построения материала

5

1

6

3

Газетные иллюстрации

19

17

36

4

Номер печатного издания

19

13

32

5

Журналистский текст

6

6

12

6

Речевая культура журналиста

4

4

8

7

Газетный язык и авторский почерк

6

6

12

8

Редактирование текста

6

10

16

9

Диагностика

-

6

6

10

Выпуск местной газеты «В каждый дом»

-

72

72

11

Мероприятия ЦТДМ, конкурсы, конференции  и участие в них

-

12

12

12

Итоговое занятие

2

2

Итого

67

149

216

Четвёртый год обучения

п\п

Название темы

Общее количество часов

В том числе:

теоретические

практические

Формирование учебных групп.

5

5

1.

Входная диагностика

1

Знакомство с содержанием программы 4 года обучения

1

Сбор материала для выпуска газеты

2

2

2.

Журналистика в России

5

Историческая справка о возникновении и развитии журналистики в России

1

История движения юных журналистов.

1

«ЮНПРЕСС». Организация единой информационной службы детских

новостей.

1

Обсуждение проблем современной журналистики в стране.

1

Практическая работа.

Работа с газетными и журнальными публикациями.

Беседа «Газета, которую я читаю»

1

Вёрстка газеты

Работа с макетом

Обработка фотографий

4

2

2

3.

Журналистское произведение

4

Рождение журналистского произведения

1

Замысел произведения

1

Планирование и конкретизация рабочей идеи, гипотеза.

1

Практическая работа

Планирование номера газеты

1

Сбор материала для выпуска газеты – встреча с интересным человеком.

2

2

4.

Методы сбора информации

10

Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации

1

Эксперимент как метод и жанр журналистики

1

Роль фотографии в оформлении материалов

1

Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании

1

Практическая работа по интервью

Сбор материала, с использованием методов интервью и эксперимента. Подготовка «правильного списка вопросов». Работа с фотографиями–иллюстрациями.

2

2

Нетрадиционные методы сбора информации (прогнозирование, биографический метод)

2

Редактирование статей в газету.

2

2

5.

Журналист и его герой

2

Самостоятельный выбор героя

1

«Навязанный» герой

1

Вёрстка газеты.

Работа с макетом.

2

2

6.

Журналистика как профессия

4

Место и роль журналистики в современном обществе. Сообщения об известных журналистах.

1

Функции журналистики. Анализ различных изданий с точки зрения их функции.

1

Права и обязанности журналистов. Закон о СМИ

1

Практическая работа

Сочинение на тему «СМИ – четвертая власть»

1

Распространение номера. Анализ номера.

2

2

7.

Стили речи

8

Углубление понятий о стилях речи (научный, художественный, официально-деловой, публицистический)

2

Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Лингвистический эксперимент.

2

Лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля.

2

Практическое занятие на определение стиля речи, выявление особенностей публицистического стиля

2

Сбор материала для выпуска газеты.

2

2

Промежуточная диагностика

1

1

8.

Типы речи.

8

Повествование. Отличительные особенности текста-повествования. Лингвистический эксперимент.

2

Описание. Отличительные особенности текста-описания.

2

Рассуждение. Отличительные особенности текста-рассуждения. Лингвистический эксперимент.

2

Практическое занятие (портрет, короткий рассказ, устное рассуждение)

2

Редактирование статей в газету.

2

2

9.

Литературное редактирование текста

13

Понятие литературного редактирования.

1

-Фактические и логические ошибки. Их исправление.

-Классификация речевых ошибок. Их исправление.

-Виды грамматических ошибок. Их исправление.

-Орфографические ошибки. Повторение правил.

-Пунктуационные ошибки. Повторение правил.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Виды правок текста (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка).

1

1

Вёрстка газеты.

Работа с макетом.

2

2

10.

Типология периодических изданий

2

Понятие о типе средства массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и аудиовизуальных СМИ.

2

11.

Газета и журнал как тип изданий

6

Газета как тип издания

2

Журнал как тип издания

2

Практическое занятие

Различие газеты и журнала.

2

Распространение номера. Анализ номера.

2

2

12.

Как делается газета

4

Технологический цикл выпуска газеты

1

Основные характеристики газеты (фортам, объем, дизайн, тираж и т.д.)

1

Практическое занятие «Моя любимая газета»

2

Планирование и распределение заданий для нового номера газеты

2

2

13.

Заголовок и лид в газете

8

Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков.

2

2

Функции и виды лида в газете.

2

Практическое занятие

Нахождение  различных видов лидов и умение их распознавать и анализировать.

2

Сбор материала для выпуска газеты.

2

2

14

Региональная журналистика

10

Особенности региональной журналистики

2

Газеты Ростова и Ростовской области

2

Журналы Ростова и Ростовской области.

2

Практическая работа

Анализ одного ростовского  издания. Выделение основных признаков региональной печати.

Встреча с профессиональными журналистами в издательстве газеты.

2

2

Редактирование материала в газету

2

2

15

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

4

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

2

 Проблемы жанроразграничения, различные теории жанров журналистики.

2

Вёрстка газеты.

Работа с макетом.

2

2

16

Информационные жанры. Общая характеристика

2

2

17

Заметка

6

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность.

2

Практическая работа

Подготовка хроникального сообщения, короткой информации и расширенной заметки на заданную тему.

4

Распространение номера. Анализ номера.

2

2

18

Интервью

6

Интервью как жанр. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос.

2

Практическая работа

разработать план вопросов и провести интервью с учёным,

с творческой личностью,

с рабочим, с бизнесменом, с деловым человеком.

4

Планирование нового номера. Сбор материала в газету

2

2

19

Репортаж

6

Репортаж как жанр. Метод наблюдения. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Признаки жанра. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

2

Практическая работа

Анализ расширенной заметки и репортажа;

- на одном материале подготовить заметку и репортаж;

- подготовить спортивный репортаж;

- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.

4

Редактирование материала в газету

2

2

20

Отчет как жанр

6

Отчет. Виды отчетов

2

Практическая работа

- анализ отчета;

- подготовка отчета.

4

21

Корреспонденция

6

Корреспонденция как жанр. Особенности жанра, его отличие от комментария. Виды корреспонденции.

2

Практическая работа

Анализ корреспонденции;

подготовка корреспонденции.

4

Вёрстка газеты, работа с макетом.

2

2

22

Аналитические жанры, их особенности

1

Назначение и функции аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров.

1

23

Статья. Виды статей (передовая, обобщающая, критическая)

6

Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.

1

1

Практическая работа

Подготовка проблемной, общеисследовательской, полемической, исторической статей.

4

Распространение номера. Анализ номера.

2

2

24

Рецензия

6

Рецензия как жанр. Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд - рецензии и мини-рецензии…

2

Практическая работа

- сравнительный анализ гранд-рецензии, мини-рецензии, аннотации;

- подготовка рецензии на книгу;

на фильм; на спектакль;

- подготовить мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль;

- подготовить аннотацию к книге.

4

25

Обзор и обозрение

8

Обзор и обозрение. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение

2

2

Практическая работа

подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;местных телевизионных каналов за неделю; обзор местных радиопередач за неделю; общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.

4

Планирование нового номера. Сбор материала.

2

2

26

Комментарий

6

Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.

2

Практическая работа

Подготовка комментария на заданную тему.

4

Редактирование статей в газету

2

2

27

Художественно -публицистические жанры.

Их особенности, отличия от аналитических. Образность.

1

1

Вёрстка газеты. Работа с макетом.

2

2

28

Очерк.

6

Очерк как жанр. Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

2

Практическая работа

- подготовка  портретного очерка, событийного очерка, путевого очерка.

4

29

Зарисовка

6

Зарисовка как жанр. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

2

Практическая работа

Подготовка пейзажной зарисовки.

4

Итоговая диагностика

1

1

Распространение газеты. Подведение итогов за год.

2

2

Всего

216

87

129

Учебно-тематический план 5 год обучения

Тема занятия

Тип занятия, форма организации обучения

Образовательная

(содержательная) цель

Кол-во

часов

Дидактические материалы

Модуль № 1. Основные принципы журналистской деятельности

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Роль журналистики в обществе. Журналистика и общественное мнение. (Теория)

Входная диагностика

Работа над проектом – создание газеты (сбор материала) (Практика)

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

История журналистики (Теория)

Работа над проектом – создание газеты (редактирование материала) (Практика)

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

Рейтинг СМИ (Теория)

 Занятие обобщения и систематизации знаний

Проблемная беседа, работа в группах, практическая работа с применением компьютера, мини-лекция, рефлексия

- Формирование представлений учащихся о журналистике как об определенном социальном институте, имеющем в обществе свои функции и задачи.

 - Формирование понятий: СМИ, общественное мнение, виды СМИ, а также способности оперировать этими понятиями в устной речи.

Конкурс школьных сочинений «Здравствуй, школа!»

Конкурс школьных сочинений ко Дню Учителя

2

2

2

2

2

2

2

- электронная презентация,

- карточки с заданиями для работы в группах (Приложение № 1),

- карточки для выполнения домашнего задания (Приложение № 2),

- 3 видеофрагмента,

- тест-рефлексия на выявления входящего уровня учащихся (Приложение № 3),

- сборник «Дополнительные материалы по курсу “Введение в журналистику”».

8.

9.

10.

11.

Факт и его интерпретация.

 Источники информации. (Теория)

Работа над проектом – создание газеты (вёрстка) (Практика)

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

Специальный репортаж. Источники информации. (Теория)

Занятие открытия нового знания

__________

Проблемная беседа, практическая работа, работа в группах, рефлексия

- Формирование способности к самостоятельной выработке критериев для дифференцирования объективной и необъективной информации.

- Формирование понятийной базы: факт, интерпретация факта, источник информации, «позиция ноль». Формирование способности использовать эти понятия в процессе анализа информационных телесюжетов, сопоставлять эмоциональное и логическое.

Всероссийский конкурс сочинений

2

2

2

2

- электронная презентация,

- информационный видеосюжет,

- материалы сборника «Дополнительные материалы по курсу “Введение в журналистику”».

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Поиск новостей.  Работа с источниками информации

 (Теория, практика) 

Работа над проектом – создание газеты (сбор материала) (Практика)

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

Броневая защита. Работа с источниками информации. (Теория, практика) 

Работа над проектом – создание газеты (редактирование) (Практика)

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

Экскурсия на предприятие, встреча с интересными людьми, работа с информацией.

Занятие комплексного применения знаний и умений в новых условиях

__________

Проблемная беседа, работа в группах, рефлексия

- Закрепление и коррекция полученных знаний и умений в новой ситуации (формирование умения самостоятельно находить источники информации и планировать свою деятельность по сбору информации и подготовке материала).

Всероссийский дистанционный конкурс «В мире прекрасного»

Конкурс

2

2

2

2

2

2

2

- электронная презентация,

- 2 версии  информационного видеосюжета,

- карточки для работы в группах (Приложение № 1),

- материалы сборника «Дополнительные материалы по курсу “Введение в журналистику”» (глава «Работа с источниками информации», стр. 15-18).

19.

20.

21.

22.

23.

Трансформация информации (Теория)

Работа над проектом – создание газеты (вёрстка) (Практика)

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

 Особенности информации  в эпоху интернет (Теория)

Работа над проектом – создание газеты

 (анализ номера, распространение газеты) (Практика)

Занятие обобщения и систематизации знаний.

__________

Деловая игра, рефлексия

- Формирование умения работать с информацией (удерживать информацию, анализировать ее, передавать, отслеживать искажения).

Конкурс

2

2

2

2

2

- электронная презентация,

- расшифровка видеозаписи одной из деловых игр по данной теме «Приложение № 1)

- анкета для индивидуальной рефлексии (Приложение № 2),

- видеозапись А.А.Венедиктов, лекция об информационном сообществе.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

Манипуляции информацией (Теория)

Качественная журналистика VS желтая пресса. Пресс-конференция. (Теория, практика)

Верю – не верю. Проверка информации в сети интернет.

(Практика)

Работа над проектом – создание газеты

 (планирование номера, сбор материала) (Практика)

Вторжение с Марса. Инсценировка. (Практика)

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

Информационные войны как способ манипуляции массовым сознанием. (Теория)

Занятие обобщения и систематизации знаний

__________

Беседа, конференция, рефлексия

- Формирование способностей выступать перед публикой, планировать свое выступление, держать внимание аудитории.

- Расширение понятийной базы (газетная «утка», фейковая новость, манипуляции в СМИ).

Конкурс

2

2

2

2

2

2

2

- электронная презентация,

- 3 информационных видеосюжета,

- рекомендации для учащихся по проведению конференции (Приложение № 1)

- материалы сборника «Дополнительные материалы по курсу “Введение в журналистику”» (глава «”Утиные” истории», стр. 18-29),

- анкета для индивидуальной рефлексии (Приложение № 2)

31.

32.

33.

34.

СМИ и закон. Журналист и закон. (Теория)

Работа над проектом – создание газеты

 (вёрстка) (Практика)

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Журналист: профессия и призвание. (Теория)

Занятие открытия нового знания

__________

Проблемная беседа, практическая работа в группах или в парах с использованием компьютерных средств, рефлексия

- Формирование умения соотносить профессиональную деятельность журналиста с понятиями этики и требованиями закона.

- Формирование представлений о комплексе нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность СМИ.

- Формирование алгоритмов работы с правовой информацией.

2

2

2

2

- электронная презентация,

- электронная база «Консультант Плюс» www.consultant.ru (при невозможности выхода в интернет - вспомогательный материал для выполнения практических заданий  «Законодательство РФ и СМИ» (Приложение № 2),

- 2 видеосюжета,

- практические задания для учащихся (Приложение № 1), 

- материалы сборника «Дополнительные материалы по курсу “Введение  журналистику”» (глава «СМИ и закон. Профессиональные права журналиста», стр. 47-50).

35.

36.

37.

38.

Профессия журналист. Контрольная творческая работа.

Профессия журналист. Часть 2. Публичные выступления. (Теория)

Работа над проектом – создание газеты

 (анализ номера, распространение газеты) (Практика)

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

Занятие развивающего контроля

__________

Творческая работа

- Контроль осмысления изученных способов действия, понятий и алгоритмов.

- Формирование первичных, интуитивных навыков работы по созданию журналистского текста.

Конкурс

2

2

2

2

- электронная презентация,

- цитаты и примеры из практики журналистской деятельности, приготовленные учащимися в качестве домашнего задания,

- лист письменной рефлексии (Приложение № 1)

- оценочный лист (Приложение № 2)

Модуль № 2. Журналистский текст

39.

40.

41.

42.

Особенности журналистского текста. Как удержать читателя. (Теория)

Планирование индивидуальной работы с текстом. (Теория)

Работа над проектом – создание газеты

 (планирование нового номера, сбор материала) (Практика)

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

Занятие открытия нового знания

__________

Проблемная беседа, работа в группах, практическая работа по редактуре текста, рефлексия

- Формирование представлений о составляющих журналистского текста в контексте отношений «журналист – читатель».

- Формирование первичных навыков работы с текстом, ориентированным на читателя, навыков редактирования текста.

Конкурс

2

2

2

2

- электронная презентация,

- задания для индивидуальной работы с текстом (Приложения № 1, № 2, № 3),

- задания для работы в группе (Приложение № 4).

43.

44.

45.

46.

47.

Особенности журналистского текста в прессе и на телевидении. (Теория)

Особенности журналистского текста в радиоэфире и в сети интернет. (Теория)

Работа над проектом – создание газеты

 (редактирование материала)  (Практика)

Школа журналистики BBC (Теория)

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

Промежуточная диагностика

Комбинирован-ное занятие

__________

Проблемная беседа, работа в группах, практическая работа, рефлексия

- Формирование представление об особенностях работы с журналистским текстом в разных видах СМИ.

- Формирование первичных навыков работы с текстом, ориентированным на читателя и зрителя, навыков редактирования текста.

Конкурс

2

2

2

2

1

1

- электронная презентация,

- задания для индивидуальной и групповой работы с текстом (Приложения № 1, № 2),

- два видеосюжета,

- задания для работы с текстом (Приложения, № 3, № 4), аудиозапись.

48.

49.

50.

51.

52.

Жанры журналистики.

(Теория)

Моя публицистическая работа. Цель и жанр. (Практика)

Работа над проектом – создание газеты

 (вёрстка газеты)  (Практика)

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

Встреча с интересными людьми. Интервью. (Практика)

Занятие обобщения и систематизации знаний

__________

Проблемная беседа, работа в группах, индивидуальная работа с текстом, рефлексия

- Формирование способностей построения обобщенных деятельностных схем в области создания публицистического текста (смысловая цепочка: цель – средства - форма (жанр) ).

- Осмысление в контексте целеполагания понятий: жанр, репортаж, информация, портретная зарисовка, интервью, методы сбора информации.

Конкурс

2

2

4

2

2

- электронная презентация,

- образцы публицистических текстов в различных жанрах (Приложения № 1, № 2),

- два видеофрагмента (прямой репортаж).

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

Жанры журналистики: старое и новое. (Теория)

Журналистское расследование. (Теория)

Работа над проектом – создание газеты

 (анализ номера, распространение газеты)  (Практика)

Реалити-шоу как жанр современной журналистики. (Теория)

Ток-шоу: вчера и сегодня. (Теория)

Деловая игра «Делаем ток-шоу» (Практика)

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

Комбинирован-ное занятие

__________

Проблемная беседа, практическая работа с использованием компьютера, рефлексия

- Формирование представлений о жанровой структуре журналистики не как о застывшей раз и навсегда схеме, а как о динамическом явлении, которое постоянно находится в состоянии изменения и развития.

- Формирование навыков аналитической деятельности по сопоставлению логических понятий (определений) и конкретных практических реалий, соответствующих данному определению.

- Формирование понятий: жанр, комментарий, журналистское расследование, интервью, пресс-конференция, брифинг, ток-шоу, телемост.

Конкурс

2

2

2

2

2

2

2

2

- электронная презентация,

- рекомендации по подготовке выступлений учащихся (Приложение № 1),

- видеозаписи фрагментов телепередач (8 видеофрагментов),

- видеозапись ток-шоу Фила Донахью.

60.

61.

62.

63.

64.

Журналистика новостей. Жесткая новость. (Теория)

Жесткая новость. Практикум. (Практика)

Работа над проектом – создание газеты

 (сбор материала)  (Практика)

Встреча с интересными людьми. Интервью. (Практика)

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

Занятие открытия нового знания

__________

Беседа, работа в группах, практическая работа, рефлексия

- Формирование представлений о структуре жесткой новости и необходимости в каждой конкретной ситуации актуализации тех или иных структурных элементов.

- Формирование способности «расшифровывать» информационное послание, получаемое из средств массовой информации.

- Формирование понятий: жесткая новость, структура жесткой новости, перевернутая пирамида, информационный лид.

Конкурс

2

2

4

2

2

- электронная презентация,

- тексты для работы по теме «Жесткая новость» (Приложение №2),

- видеозапись фрагмента теленовостей,

- учебный материал для учащихся  «Делаем новость. Жесткий лид» в сборнике «Дополнительные материалы для чтения по курсу “Введение в журналистику”» (стр. 58-62), 

- статья М.Шостак «Журналистика новостей» из журнала «Журналист» (Приложение № 1).

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

Жёсткий лид. Информационный лид. Принцип развёрнутой пирамиды.

(Теория)

Делаем жёсткую новость.  Творческая работа. (Практика)

Я – телерепортер. Деловая игра. (Практика)

Работа над проектом – создание газеты

 (вёрстка)  (Практика)

Экскурсия на типографию.

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

Встреча с интересными людьми. Интервью. (Практика)

Занятие комплексного применения знаний

__________

Беседа, творческая работа, рефлексия

- Закрепление и коррекция изученных алгоритмов построения жесткой новости.

- Закрепление понятий: жесткая новость, информационный лид, принцип перевернутой пирамиды.

Конкурс

2

2

2

2

4

2

2

- электронная презентация,

- расшифровки текстов теленовостей по теме «Жесткая новость» (Приложение № 1),

- четыре фрагмента теленовостей,

- видеосюжет «Голодовка» (Киножурнал «Ералаш»),

- учебный материал  «Делаем новость» в сборнике «Дополнительные материалы для чтения по курсу “Введение в журналистику”» (стр. 58-62),

- анализ типичных ошибок, которые допускают учащиеся при написании творческой работы по теме «Жесткий лид» (Приложение №2).

72.

73.

74.

75.

76.

77.

Мягкая новость. (Теория)

Мягкая новость. Практикум. 

Работа над проектом – создание газеты

 (анализ номера, распространение газеты)  (Практика)

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

Мягкое информирование. Практикум.

 Экскурсия на предприятие. Создание репортажа.

Комбинирован-ное занятие

__________

Беседа, работа в группах, практическая работа, рефлексия

- Формирование навыков и алгоритмов построения мягкой новости.

- Формирование понятий: мягкая новость и мягкое информирование.

Конкурс

2

2

2

2

2

4

- электронная презентация,

- расшифровки записи теленовостей по теме «Мягкая новость» (Приложение №1),

- задание для работы в группах (Приложение № 2),

- семь фрагментов теленовостей,

- видеосюжет «Боевая ничья» (Киножурнал «Ералаш»),

- учебный материал  «Мягкая новость» в сборнике «Дополнительные материалы для чтения по курсу “Введение в журналистику”» (стр. 63-66).

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

Заголовок в публицистическом тексте. (Теория)

Работа над проектом – создание газеты

 (планирование нового номера)  (Практика)

Жёсткий новостной заголовок. Практикум.

Креативный заголовок. Практикум.

Заголовочный комплекс. Практикум.

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

Подготовка итогового творческого проекта. (Практика)

Комбинирован-ное  занятие

__________

Беседа,  творческая работа, рефлексия

- Формирование навыков и алгоритмов создания заголовка в соответствии с особенностями разных видов СМИ.

- Формирование понятий: жесткий новостной заголовок, креативный заголовок, заголовочный комплекс.

Конкурс

2

2

2

2

2

2

4

- электронная презентация,

- материалы для творческий работы по теме «Заголовок» (Приложение № 1).

85.

86.

87.

88.

89.

90.

91.

92.

93.

Делаем новость.  Контрольная творческая работа.

Обсуждение результатов.

Подготовка к защите творческого проекта.

Работа над проектом – создание газеты

 (планирование нового номера)  (Практика)

Работа с конкурсными материалами. (Практика)

Роль фотографии в работе журналиста. (Теория)

«В объективе…» Практическое занятие по фотографированию.

Работа над проектом – создание газеты

 (сбор материала)  (Практика)

Встреча с интересными людьми (интервью).

Занятие развивающего контроля

__________

Творческая работа, рефлексия

- Контроль осмысления изученных способов действий, понятий и алгоритмов.

- Формирование навыков работы по созданию журналистского текста с использованием изученных алгоритмов действия.

Конкурс

2

2

2

2

2

2

2

2

2

- материал с заданием для творческой работы (Приложение №1),

- итоговый тест-рефлексия для учащихся (Приложение № 2),

- исходный текст новости, на основании которой составлено творческое задание (Приложение №3).

94.

95.

96.

Презентация творческого проекта. (Практика)

Видеолекция Владимира Познера. Журналистика в России. (Теория)

Работа над проектом – создание газеты

 (вёрстка)  (Практика)

Занятие – презентация результата

__________

Презентация коллективного творческого проекта

- Контроль осмысления изученных способов действий, понятий и алгоритмов.

- Формирование навыков публичного выступления, ведения диалога с аудиторией.

2

2

4

Видеолекция Владимира Познера.

97.

98.

Конкурс «Лучший журналист» (Практика)

Итоги года.

Занятие - творческий конкурс

__________

Конкурс (индивидуальный или командный)

- Контроль осмысления изученных способов действий, понятий и алгоритмов.

- Формирование навыков публичного выступления, презентации своих знаний, умений и навыков.

2

1

варианты конкурсных заданий (Приложение

 № 1).

Содержание образовательной программы

1-й год обучения

  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Знакомство с программой детского объединения, решение организационных вопросов, техника безопасности.

  1. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ

Формирование представлений о  профессии журналиста.

  1. ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ:

- информационная;

- коммуникативная;

- выражение мнений определённых групп;

- формирование общественного мнения.

- Журналист как представитель определенного слоя общества.  

- Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ:

- компетентность;

- объективность;

- соблюдение профессиональных этических норм;

- глубокие знания в области литературы, философии и др.;

- владение литературным языком.

  1. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Журналистика XVIII века.

Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».

Журналистика XIX века.

Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:

«Путешествие из Москвы в Петербург»;

Журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.

В.И. Гиляровский – репортер и публицист.

Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.

Задания. Напишите репортаж «Мое село». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.

Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ЖУРНАЛИСТИКИ

Жанры журналистики и их особенности.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.

Статья – роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

Репортаж  - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

  1. ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ.

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

Стилистические пласты лексики.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

8-9. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ТЕКСТЕ.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

10. ВЫПУСК ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЫ «В КАЖДЫЙ ДОМ»

2-й год обучения

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Публицистика как особый вид литературы и журналистики.

2. КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА.

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении.

Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

3. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).

Заглавие – важный компонент текста. Наблюдение над ролью заглавия в произведении; знакомство с различными видами заголовков.

4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ

Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).

Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление (программа, афиша)

5. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Назначение произведений аналитических жанров – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.

Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).

6. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Основные функции произведений художественно-публицистических жанров: информационная, эстетическая, экспрессивная, просветительская.

Основные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.

7. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)

Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)

  1. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ, НА РАДИО И    

ТЕЛЕВИДЕНИИ.

Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.

Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.

9. ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК.

Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.

10.ЭТИКА И МОРАЛЬ. ПОСТУПОК И МОТИВ.

Знакомство с философскими понятиями, их место в журналистике. Составление понятийного словаря.

11. ЭСТЕТИКА.

Эстетика как философская категория.  

12. АНАЛИТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ.

Специфика аналитической публицистики. Основные требования к аналитическим жанрам (очерк, зарисовка). Художественно-публицистические жанры (стихи и рассказы).

12.  ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Презентация «Портфеля творческих достижений». Анализ работы. Подведение итогов.

13. ВЫПУСК ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЫ «В КАЖДЫЙ ДОМ»

3-й год обучения

  1. ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи

2.  КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные связи в описании. Основные структурные связи в рассуждении. Основные структурные связи в повествовании. Работа с газетными и журнальными публикациями.

Беседа «Моя любимая газета»

3. ГАЗЕТНЫЕ  ИЛЛЮСТРАЦИИ

Виды иллюстраций. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Натюрморт. Интерьер, экстерьер. Крикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок. Фотообвинение, плакат. Монтаж. Диаграммы, карты. Заставки. Орнаменты, виньетки. Репродукции.

4.  НОМЕР ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ        

Композиционно-графическая модель печатного издания. Формат и объем издания. Сбор материала в номер. Название и его оформление. Как правильно назвать статью или заметку. Разнообразные способы формулировки заголовков. Макетирование-создание графического плана размещения текстов, иллюстраций, заголовков, подписей на полосах. Деление газетной полосы на колонки.  Размещение заголовков, подзаголовков, лида. Выбор шрифтов. Средства выделения на полосе и внутри материалов. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков, инфографики.

  1. ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ

Методы сбора информации. Структура журналистского текст. Основные жанры журналистики.

6.РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА

Культура устной речи.   Культура письменной речи

7. ГАЗЕТНЫЙ ЯЗЫК И АВТОРСКИЙ ПОЧЕРК

8. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА

Литературное редактирование. Редактирование текста. Теория и практика литературной правки. Экскурсия в районную типографию. Беседа «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?» Подготовка и проведение смотра лингвистических газет

Час общения «Если бы я был редактором…»

9.  ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Презентация «Портфеля творческих достижений». Анализ работы. Подведение итогов.

  1. ВЫПУСК ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЫ «В КАЖДЫЙ ДОМ»

                                               4-й год обучения

Содержание программы

1. ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

    Вводное занятие.  Знакомство с программой  4 года обучения.

  1. ЖУРНАЛИСТИКА В РОССИИ.

     Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России. История движения юных журналистов.  «ЮНПРЕСС». Организация единой информационной службы детских  новостей.

  1. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.

  1. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики. Роль фотографии в оформлении материалов. Интервью. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.

  1. ЖУРНАЛИСТ И ЕГО ГЕРОЙ 

Откуда журналист «берет» своего героя? Какие отношения складываются между журналистом и героем его будущей статьи. Роль редакции и редколлегии для выбора журналистом темы и героя («навязывание героя»).

  1. ЖУРНАЛИСТИКА КАК ПРОФЕССИЯ

Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и обязанности журналистов, регламентируемые  Законом о СМИ. Этика журналиста.

  1. СТИЛИ РЕЧИ

Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

  1. ТИПЫ РЕЧИ

Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи.

  1. ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА

Понятие литературного редактирования, виды правок (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка). Основные виды ошибок.  Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.

10.ТИПОЛОГИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

Понятие о типе средства массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и аудиовизуальных СМИ.

11.ГАЗЕТА И ЖУРНАЛ КАК ТИП ИЗДАНИЯ

Газета как тип издания. Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.

12. КАК ДЕЛАЕТСЯ ГАЗЕТА 

 Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты (формат, объем,  

 тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты).

13. ЗАГОЛОВОК И ЛИД В ГАЗЕТЕ

Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды.

14. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Особенности региональной журналистики, ее основные характеристики и признаки. Влияние территориально-географических признаков на содержание на основные параметры региональной журналистки. Особенности журналистики Ростовской области. Ростовские газеты и журналы.

15 ПОНЯТИЕ О ЖАНРЕ

Жанрообразующие факторы. Проблемы жанроразграничения, различные теории жанров журналистики.

16 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ

Общая характеристика. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки.

17. ЗАМЕТКА

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".

18. ИНТЕРВЬЮ

Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

19. РЕПОРТАЖ

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

20. ОТЧЕТ  

Виды отчетов. Особенности отчетов.

21. КОРРЕСПОПДЕНЦИЯ

Корреспонденция как жанр, особенности жанра, его отличие от комментария. Виды кор  

респонденции.

 

22. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ, ИХ ОСОБЕННОСТИ.

Назначение и функции аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров.

23. СТАТЬЯ

Виды статей, трансформация жанра.

Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.

24. РЕЦЕНЗИЯ

Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд- рецензии и мини-рецензии..

25. ОБЗОР И ОБОЗОЕНИЕ 

Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.

26. КОММЕНТАРИЙ

Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.

27 ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Их особенности, отличия от аналитических. Образность.

28. ОЧЕРК

Жанровое разнообразие.

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

29 ЗАРИСОВКА Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

5-й год обучения

Содержание программы

Модуль № 1. Основные принципы журналистской деятельности.

Функции журналистики в обществе. Журналистика и общественное мнение. Миссия журналиста. Виды СМИ. Факт и его интерпретация. Источники информации. Достоверность и недостоверность информации, способы проверки информации на достоверность. Газетная «утка», фейковая новость. Манипуляции информацией, информационные войны. Качественная журналистика и желтая пресса. Способы работы с информацией. Нравственно-этические основы журналисткой деятельности. Закон РФ о СМИ и Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

Модуль № 2. Журналистский текст.

Основные качества текста, ориентированного на читателя. Специфика текста для печатных СМИ. Текст на радио и на телевидении. Редактирование текста. Цель и форма журналистского высказывания. Общие представления о жанрах журналистики (репортаж, интервью, комментарий, портретная зарисовка, журналистское расследование, интервью, пресс-конференция, брифинг, ток-шоу, телемост). Жесткая и мягкая новость. Специфика новостной информации в разных видах СМИ. Новостной заголовок и заголовочный комплекс.

По итогам двух модулей предусмотрена защита итогового проекта.

Методическая  литература для педагога.

  1. Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
  2. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
  3. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
  4. Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
  5. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
  6. Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
  7. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка.М., 1974.
  8. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
  9. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
  10.  Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
  11. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред.С.Г. Корконосенко. 2000. 
  12.  Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

        

Методическая литература для детей.

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

6. Тексты, обозначенные в содержании программы.

7. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
8. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993
. 303 с.
 

Методическое обеспечение

Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации;

- различные периодические печатные издания;

-  тексты для редактирования.

Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы: 8 штук;

                                                                                стулья: 16 штук.

Технические средства: компьютеры: 9 штук; фотоаппарат, видеокамера, телевизор.

У каждого ребенка – блокнот, ручка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный информатик"

Рабочая программа кружка "Юный информатик"...

Дополнительная образовательная программа "Юный спасатель"

Необходимость в разработке данной программы заключается в создании условий для формирования у детей потребности в здоровом образе жизни, умеющих ориентироваться в современных социальных условиях, подг...

Дополнительная образовательная программа «Юный патриот»

1. Пояснительная записка.     1.1 Направленность программы – военно-патриотическая.1.2. Актуальность.Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего по...

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"...

Дополнительная образовательная программа "Юные туристы"

Дополнительная образовательная программа "Юные туристы"...

Дополнительная образовательная программа "Юный декоратор"

Программа разработана с учетом особенностей возраста и уровня подготовки детей, режима, возрастных параметров и социальных условий. Объединение посещают дети разного возраста с 11 - 15 лет. Подростки ...

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный обществовед" (12-15 лет)

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г.Необходимость создания данной программы в...