Общеразвивающая Программа по баскетболу
рабочая программа на тему

Общеразвивающая Программа по баскетболу (далее Программа) для специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Югория» им. А.А. Пилояна (СДЮСШОР «Югория») по баскетболу разработана на основе выполнения требований: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; Федерального закона "О физической  культуре  и  спорте  в Российской  Федерации" от 14.12.2007 N 329-ФЗ; Санитарных норм и правил (СанПиН); Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей», действующего Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол; действующих Федеральных государственных требований, Федерального закона  Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011г., действующих Официальных правил Баскетбола 2014 ФИБА, действующей Единой Всероссийской спортивной классификации (ЕВСК), действующего Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14_obshcherazvivayushchaya_programma_basketbolu.doc606.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ:

                                                                                                                                                               

1.    Пояснительная записка ………………………………………………………….. 3

1.1  Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания…………. 3

1.2. Отличительные особенности баскетбола……………………………………. … 4

2.    Организация тренировочного процесса……………………………………….5

2.1. Условия комплектования групп спортивно-оздоровительного этапа………5

2.2. Учебный план………………………………………………………………….. .…6

2.3. Навыки в других видах спорта, способствующие повышению  

       профессионального  мастерства в  баскетболе………………………………….7      

2.4. Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле ……………………8

3.     Методическая часть…………………………………………………………… …8

3.1. Теоретическая подготовка………………………………………………………...8

3.2. Общая и специальная физическая подготовка…………………………………11

3.2.1.Общая физическая подготовка………………………………………………....11

3.2.2.Специальная  физическая подготовка…………………………………………14

3.3. Основы техники и тактики………………………………………………………15

3.3.1. Техническая подготовка…………………………………………………….....15

3.3.2. Тактическая подготовка……………………………………………………….16

3.4. Психологическая подготовка………………………………………………….17

3.5. Восстановительные мероприятия……………………………………………..18

3.6. Медицинский контроль…………………………………………………………19

3.7. Воспитательная работа…………………………………………………………19

3.8. Требования техники безопасности в процессе реализации Программы…..21

4.    Система контроля и зачетные требования……………………………………22

4.1. Контрольно - переводные нормативные требования…………………………22

5.    Перечень информационного обеспечения…………………………………….25

5.1. Список используемой литературы……………………………………………25

5.2.Аудиовизуальные средства (видеозаписи соревнований) …………………..26

5.3.Перечень интернет - ресурсов, необходимых для использования

       в образовательном процессе……………………………………………………..26  

 

 

                                                                     

                                                                 


1.Пояснительная записка

Общеразвивающая Программа по баскетболу (далее Программа) для специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Югория» им. А.А. Пилояна (СДЮСШОР «Югория») по баскетболу разработана на основе выполнения требований: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; Федерального закона "О физической  культуре  и  спорте  в Российской  Федерации" от 14.12.2007 N 329-ФЗ; Санитарных норм и правил (СанПиН); Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей», действующего Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта баскетбол; действующих Федеральных государственных требований, Федерального закона  Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011г., действующих Официальных правил Баскетбола 2014 ФИБА, действующей Единой Всероссийской спортивной классификации (ЕВСК), действующего Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей.

1.1 Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания

В системе физического воспитания баскетбол приобрел такую популярность в связи с экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большого зрелищного эффекта и благоприятному воздействию на организм человека. 

Баскетбо́л (англ. basket — корзина, ball — мяч) — спортивная командная игра с мячом. Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года. Это одна из самых популярных игр  в мире, а также в нашей стране.  Баскетбол, как спортивная игра, в первую очередь привлекает своей яркой зрелищностью, наличием большого количества технико-тактических приемов. Обладая высокой динамичностью, эмоциональностью и в тоже время индивидуализмом и коллективизмом, баскетбол, по мнению многих специалистов в области спорта, является одним из самых эффективных факторов всестороннего физического развития. Игра заключается в том, что игроки двух команд, передвигаются по площадке с мячом или без него и, преодолевая сопротивление соперника, стараются забросить мяч в корзину противника, одновременно не давая возможности завладеть им мячом и бросить его в свою корзину. Победителем считается та команда, которая после истечения игрового времени забросила наибольшее количество мячей в корзину противника.

Для баскетбола характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборствах с соперниками. Такие движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Разнообразие технических и тактических действий игры  в  баскетбол  и  игровая  деятельность  обладают   уникальными   свойствами   для формирования жизненно важных  навыков  и  умений, а также всестороннего развития  физических  и  психических  качеств. Освоенные   двигательные действия  игры  в  баскетбол  и  сопряжённые  с  ним  физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и могут использоваться человеком на протяжении  всей  его  жизни  в самостоятельных формах занятий физической культуры.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе и чувство коллективизма. Эффективность воспитания зависит от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резерва из наиболее талантливых юношей и девушек.

1.2.Отличительные особенности баскетбола

        Отличительными особенностями баскетбола являются:

Естественность движений. В основе баскетбола лежат естественные движения – бег, прыжки, броски, передачи.

Коллективность действий. Эта особенность имеет большое значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.

Соревновательный характер. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в процессе спортивной борьбы.

Непрерывность и внезапность изменения условий игры. Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации.

Высокая эмоциональность. Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность.

Самостоятельность действий. Каждый игрок на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать.

Этичность игры. Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям.

Цель  образовательного процесса  — выработка устойчивой внутренней мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Общеразвивающая   программа  по баскетболу предполагает решение следующих основных задач:

- привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом;

-содействие всестороннему, гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья обучающихся;

-формирование у обучающихся стойкого интереса к занятию спортом и ведению здорового образа жизни;

- развитие физических качеств: силы, гибкости, быстроты, выносливости, координационных   способностей;

-овладение техники выполнения обширного комплекса физических упражнений;

-изучение базовой техники баскетбола;

-выявление в процессе систематических занятий способных детей и подростков для привлечения их к специализированным занятиям баскетболом;

- воспитание волевых и морально-этических качеств  личности.

-приобретение навыков контроля состояния здоровья и физической работоспособности.

Программа предназначена для тренеров-преподавателей и является основным документом при организации и проведении занятий по баскетболу. Однако данная программа не должна рассматриваться как единственно возможный вариант организации и планирования тренировочного процесса.

2. Организация тренировочного процесса

         Общеразвивающая программа  по баскетболу рассчитана на 11 лет.

Программа содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и организации тренировочного процесса спортсменов по баскетболу и реализуется на спортивно-оздоровительном этапе подготовки.

Количество учебных (академических) часов в год планируется из расчета 46 недель тренировочной работы и включает теоретические, практические занятия , сдачу контрольных нормативов. и тренировочные занятия в условиях спортивного лагеря (тренировочные мероприятия).

Тренировочная работа ведется на основе настоящей общеразвивающей программы и расписания занятий. Главным критерием для зачисления в группу является возраст, уровень физической подготовленности и состояние здоровья детей. Необходимым условием для зачисления в группу является наличие справки от врача с разрешением заниматься данным видом спорта. Возраст обучающихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в учебные группы. Допускается превышение указанного возраста не более чем на два года.

Установленная недельная тренировочная нагрузка является максимальной.

2.1. Условия комплектования групп спортивно-оздоровительного этапа

При комплектовании  групп необходимо руководствоваться следующими условиями, представленными в таблице 1.

(Табл.1)

Наименование группы

Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки (час/неделю)

 Мин./макс.

 наполняемость

в группе (чел)

Возраст

(лет)

Требования к уровню подготовки

СОГ

до 6

15/30

7лет

 и старше

Выполнение контрольных нормативов по ОФП (50%) при условии перехода на соответствующий этап обучения

(Табл.2)

2.2.Учебный план

Продолжительность и объемы реализации Программы по предметным областям  представлены  в таблице  2.

(Табл. 2)

п/п

Разделы подготовки

Количество

часов

1.

Теоретическая подготовка

6

2.

Общая физическая подготовка

98

3.

Специальная физическая подготовка

48  

4.

Техническая подготовка

68

5.

Тактическая подготовка

16

5.

Психологическая подготовка

6

6.

Соревновательная подготовка

4

5.

Контрольные испытания

6

Всего часов:

252

 В процессе обучения  основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием средств ОФП. По окончанию учебного года юные спортсмены  выполняют нормативные требования физической подготовленности по рекомендации тренера-преподавателя.

             Основная задача тренера-преподавателя – привить обучающимся стойкий интерес к баскетболу. Тренировка должна быть увлекательной и разнообразной. Строго контролируются объем и интенсивность нагрузок.

        Общая направленность многолетней подготовки заключается в следующем:

-постепенный переход от подвижных игр к простейшим приемам игры в баскетбол;

-постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию в связи с  ростом физических и психических возможностей;

-планомерное увеличение вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;

-увеличение соревновательных упражнений в процессе подготовки;

-увеличение объема тренировочных нагрузок;

-повышение интенсивности занятий;

-использование восстановительных мероприятий в целях поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья обучающихся.

Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими знаниями, умениями и навыками по предметным областям. В конце обучения обучающиеся  могут проходить тестирование по контрольным  нормативам  при переходе на следующий этап обучения. По результатам тестирования в конце учебного года обучающиеся, показавшие высокий уровень подготовки,  переводятся на соответствующий этап и год обучения по предпрофессиональной  программе или программе спортивной подготовки для дальнейших занятий баскетболом.

2.3.Навыки в других видах спорта, способствующие повышению

профессионального  мастерства в  баскетболе

Немаловажное значение в занятиях баскетболом занимают навыки из других видов спорта. Некоторые из таких навыков способствуют повышению профессионального мастерства в баскетболе. Приведем несколько примеров:

 1. Легкая атлетика:

- ходьба с изменением темпа;

- ходьба на скорость (до 200 м);

- чередование ходьбы и бега;

- семенящий бег;

- бег по умеренно пересеченной местности в чередовании с ходьбой (10-20 мин);

- кроссы от 500 до 1500 м;

- бег с изменением скорости;

- бег на короткие дистанции (30 - 60 -100 м) с низкого и высокого старта;

- прыжки в длину с места и с разбега;

- прыжки в высоту с места и с разбега.

2. Плавание и прыжки в воду:

- плавание любым способом, без учета времени;

- проплывание дистанции на скорость и на выносливость (с учетом возраста и времени);

3. Подвижные и спортивные игры:

- эстафеты с бегом и прыжками;

- эстафеты с преодолением препятствий;

- эстафеты с ведением и передачей мяча;

- игра в волейбол, футбол, бадминтон и др.

Благодаря таким упражнениям у спортсменов происходит воспитание  быстроты, координации движений, выносливости, силы, координации, гибкости и др.

2.4. Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле

     Количество рекомендуемых  соревнований на спортивно-оздоровительном этапе подготовки  представлено в таблице 3.

(Табл. 3)

Виды соревнований

Этап подготовки (СОГ)

Контрольные

1- 3

Отборочные

-

Основные (ОФП)

1

Главные

Всего игр

20

Вся система спорта реализуется под знаком состязательности. Соревнования могут рассматриваться как цель, средство и контроль уровня подготовленности обучающихся. Соревновательная деятельность ориентирует обучающихся на мобилизацию и проявление физических, технико-тактических, функциональных и психических  возможностей.

Все обучающиеся  в течение года принимают участие в соревнованиях различного уровня. Участие в соревнованиях регламентируется годовым календарным планом, являющимся нормативным документом.

Количество соревнований в календарном году планируется согласно показателям соревновательной деятельности в соответствии с этапом  подготовки.

3. Методическая часть

3.1.Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно на тренировке; она связана с физической, технико – тактической, моральной и волевой подготовкой, как элемент практических занятий.

Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность, вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.

Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной форме.

Контроль за усвоением знаний проводиться в виде опроса. В этом случае преподаватель обычно должен проверить у обучающихся наличие системы знаний, выяснить  какие элементы системы не усвоены. Лучше всего проверку знаний проводить в форме опросов или беседы. Эта форма контроля наиболее эффективна. Периодически контроль может проводиться при подготовке к соревнованиям (по знанию положений правил соревнования, правил поведения, этики и морали, тактике и др.).

                                                                  Темы:

Физическая культура и спорт в России

        Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по баскетболу.

Состояние и развитие баскетбола в России

        История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий баскетболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.

Воспитание нравственных и волевых качеств  спортсмена

        Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы.

Гигиенические требования к  занимающимся спортом

        Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.

Влияние физических упражнений на организм спортсмена

        Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня. Основные приемы и виды спортивного массажа.

Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте

        Простудные заболевания у спортсменов.  Причины и профилактика.  Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевание органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Травматизм в процессе занятий баскетболом; оказание первой помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.

Общая характеристика спортивной подготовки

                Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь соревнований, тренировки и восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Значение тренировочных и контрольных игр. Специализация и индивидуализация в спортивной тренировке. Использование технических средств и тренажерных устройств. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов. Особенности спортивной тренировки юных спортсменов: многолетний прирост спортивных достижений, ограничение тренировочных и соревновательных нагрузок, значение общей физической подготовки. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.

                        Физические способности и физическая подготовка

Физические качества. Виды силовых способностей: собственно силовые, скоростно-силовые. Строение и функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий спортом. Методика воспитания силовых способностей. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты движений. Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции, облегчение внешних условий, лидирование, использование эффекта варьирования отягощениями. Гибкость и ее развитие. Понятие о ловкости как комплексной способности к освоению техники движений. Виды проявления ловкости. Методика воспитания ловкости. Понятие выносливости. Виды и показатели выносливости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки.

Основы техники игры и техническая подготовка

                Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация приемов техники игры. Анализ техники изучаемых приемов игры. Методические приемы и средства обучения технике игры. О соединении технической и физической подготовки. Разнообразие технических приемов, показатели надежности техники, целесообразная вариантность. Просмотр видеозаписей игр.

Спортивные соревнования

                Спортивные соревнования, их планирование, организация и проведение. Значение спортивных соревнований для популяризации вида спорта. Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства. Положение о проведении соревнований по баскетболу на первенство России, города, школы. Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях. Правила соревнований по баскетболу. Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований.

3.2. Общая и специальная физическая подготовка

3.2.1.Общая физическая подготовка

 

Упражнения по общей физической подготовке :

Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.

Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.

Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.

Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, утяжелителями, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей). Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.

Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажёрах.

Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.

Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.

Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.

Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелазанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра.

Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек). Марш-бросок. Туристические походы.

Подвижные игры.

Обычные салочки. Один из играющих — водящий, ему ловить. Остальные разбегаются. Кого осалит (дотронется ладонью) водящий, тот присоединяется к нему и ловит остальных вместе с ним. Изловив третьего, они ловят четвёртого, пятого и т.д., пока не переловят всех. Когда все пойманы, игра начинается снова. Существует другой, бесконечный вариант игры: тот, кого осалит водящий, сам становится водящим, а водящий, наоборот, становится простым игроком. Иногда по согласованию игроков вводится дополнительное правило: водящий не имеет права осаливать того, кто до этого осалил его самого.

Круговые салочки. Играющие становятся по кругу (3 круга на площадке, если много народу, то распределить по всем трем кругам). По сигналу все бегут по кругу друг за другом. Если кто-то кого-то догонит и осалит, тот выходит из игры. Неожиданно дается громкий сигнал. При этом все должны повернуться и бежать в противоположную сторону, стараясь осалить бегущего впереди. Выигрывают те, кого не смогли осалить.

Колдунчики. Игроки делятся на две неравные команды: «колдуны» (примерно 1/3 игроков) и «убегающие» (2/3). Если колдун запятнает убегающего, он его «заколдовывает» — тот возвращается в то место, где его запятнали, и встаёт неподвижно. «Расколдовать» его может кто-то из убегающих, коснувшись заколдованного рукой. Колдуны выигрывают, когда заколдовывают всех, убегающие — когда за отведённое время не дали колдунам это сделать. Если участников игры больше 10-15ти человек, часто используют цветные повязки или ленточки для обозначения водящих и убегающих.

Вышибалы. Для игры в вышибалы нужно как минимум 3 человека. Из них 2 вышибающие (вышибалы) и один водящий. Играющие разбиваются на две команды. Двое игроков из одной становятся на расстоянии примерно семь – восемь метров друг напротив друга. У них мяч. Между ними передвигаются два игрока другой команды. Задача первых – перебрасываясь мячом друг с другом, попадать в соперников и выбивать их из игры. При этом нужно бросать так, чтобы мяч, не попав в цель, мог быть пойман партнёром, а не улетал каждый раз в никуда. Задача вторых – не дать себя выбить. Если ловишь летящий мяч, тебе добавляется одна жизнь. Наберёшь, к примеру, пять жизней и чтобы выбить из игры, нужно попасть в тебя шесть раз. Если мяч отскакивал от земли и попадал в игрока, это не считалось. Место выбитых игроков занимали другие члены команды. Когда выбивали всех – команды менялись местами.

Гуси–Лебеди. На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая "гусятник". По середине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу шириной 2-3 метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки - это "гора". Все играющие находятся в "гусятнике" - "гуси". За горой очерчивается круг "логово", в котором размещаются 2 "волка". По сигналу - "гуси - лебеди, в поле", "гуси" идут в "поле" и там гуляют. По сигналу "гуси - лебеди домой, волк за дальней горой", "гуси" бегут к скамейкам в "гусятник". Из-за "горы" выбегают "волки" и догоняют "гусей". Выигрывают игроки, ни разу не пойманные.

Поймай мяч. В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 теннисных (резиновых) мячей. По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч. Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.

Третий лишний. Дети парами, взявшись за руки, прогуливаются по кругу. Два ведущих: один убегает, другой - догоняет. Убегающий спасаясь от преследования, берет за руку одного из пары. Тогда тот, кто остался, стает лишним – убегает. Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.

3.2.2. Специальная физическая подготовка

Упражнения по специальной физической подготовке:

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и с перемещением. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).

Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Метание камней с отскоком от поверхности воды. Метание палок (игра в «городки»). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка.

Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).

Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.

Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная). 

3.3. Основы техники и тактики

3.3.1. Техническая подготовка

        Основными задачами технической подготовки являются:

-прочное освоение технических элементов баскетбола;

-владение техникой и умение сочетать в разной последовательности технические приемы;    

-использование технических приемов в сложных условиях соревновательной деятельности.

К основным средствам решения задач технической подготовки относятся соревновательные и специальные упражнения:

-Прыжок толчком двух ног                                                                -

-Прыжок толчком одной ноги        

-Остановка прыжком

-Остановка двумя шагами

-Повороты вперед

-Повороты назад

-Ловля мяча двумя руками на месте

-Передача мяча двумя руками сверху

-Передача мяча двумя руками от плеча (с отскоком)

-Передача мяча двумя руками от груди (с отскоком)

-Передача мяча двумя руками снизу (с отскоком)

-Передача мяча двумя руками с места

-Передача мяча одной рукой с места

-Ведение мяча с высоким отскоком

-Ведение мяча с низким отскоком

-Ведение мяча на месте

-Ведение мяча по прямой

-Броски в корзину двумя руками сверху

-Броски в корзину двумя руками от груди

-Броски в корзину двумя руками снизу

-Броски в корзину двумя руками (добивание)

-Приставные шаги

Эффективность средств технической подготовки  во многом зависит от методов обучения. В процессе подготовки используют общепринятые методы физического воспитания: практические, словесные, наглядные.                        

 

3.3.2. Тактическая подготовка

Тактическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов на фоне изменений игровых условий с помощью тактических действий.

Под  тактической подготовкой  понимается совершенствование рациональных приемов решения задач, возникающих в процессе соревновательной  деятельности, и развитие специальных, определяющих решение этих задач.

Задачи тактической подготовки:

-овладеть основой индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите;

        -овладеть тактическими навыками с учетом игрового амплуа в команде;

        -формировать умения эффективно использовать, технические приемы и тактические действия в зависимости от условий (состояние партнеров, соперник,  внешние условия);

 -развивать способности к быстрым переключениям в действиях - от нападения к защите  и от защиты к нападению;

        -изучать соперников, их тактический арсенал, техническую и волевую подготовленность;

        -изучать тактику ведущих команд страны и сильнейших зарубежных команд.

         На спортивно-оздоровительном этапе уделяется внимание обучению тактическому приему  нападения «Передай мяч и выходи».

3.4. Психологическая подготовка

Важное значение имеет психологическая подготовка, которая предусматривает формирование личности занимающихся и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.

Психологическая подготовка предусматривает формирование личности занимающегося и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.

Основными  задачами  психологической подготовки являются:

-привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;

-формирование установки на тренировочную деятельность;

-формирование волевых качеств спортсмена;

-совершенствование эмоциональных свойств личности;

-развитие коммуникативных свойств личности;

-развитие и совершенствование  интеллекта спортсмена.

К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру.

В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей.

Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.

В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.

В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая игровая готовность спортсмена к выступлению, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.

3.5. Восстановительные мероприятия

Многолетняя спортивная подготовка связана с постоянным ростом тренировочных и соревновательных нагрузок, выполнения больших по объему и интенсивности нагрузок и сохранение высокой работоспособности невозможно без использования восстановительных  мероприятий.

В условиях применения больших нагрузок, важное значение  в тренировочном процессе приобретает системность и направленность различных восстановительных средств.

Система восстановительных мероприятий имеет комплексный характер, включает в себя различные средства, при применении которых нужно учитывать возраст, спортивный стаж, квалификацию и индивидуальные (возрастные) особенности спортсменов.

Педагогические средства  восстановления:

-рациональное распределение нагрузок;

-рациональное построение тренировочного занятия;

-постепенное возрастание тренировочных нагрузок по объему и интенсивности;

-разнообразие средств и  методов тренировки;

-переключение с одного вида спортивной деятельности на другой;

-чередование тренировочных нагрузок различного объема и интенсивности;

-изменение пауз отдыха, их продолжительности;

-оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на отдельном тренировочном занятии и в отдельном  недельном цикле;

-оптимальное соотношение нагрузок и отдыха на этапах годичного цикла;

-оптимальное соотношение тренировочных и соревновательных нагрузок;

-упражнения для активного отдыха и расслабления;

-дни профилактического отдыха.

Психологические средства восстановления:

-создание положительного эмоционального фона тренировки;

-переключение внимания, мыслей, отвлекающие мероприятия;

-внушение;

-психорегулирующая тренировка.

Медико-биологические средства восстановления:

Гигиенические средства:

-водные процедуры закаливающего характера;

-душ, теплые ванны;

-прогулки на свежем воздухе;

-рациональные режимы дня и сна, питания;

-витаминизация;

-тренировки в благоприятное время суток;

Физиотерапевтические средства восстановления:

-душ: теплый (успокаивающий) при  температуре 36 - 38 градусов и продолжительностью 12 - 15 мин., прохладный, контрастный и вибрационный при температуре 23-28 гр. и продолжительностью 2 - 3 мин;

-ванны хвойные, жемчужные, солевые;

-бани и бассейны – 1 - 2 раза в неделю (исключая предсоревновательный и соревновательный микроциклы);

-кислородотерапия;

-массаж.

        На спортивно-оздоровительном этапе следует использовать отдельные локальные средства в начале и  в процессе тренировочного занятия. По окончании занятий с малыми и средними нагрузками достаточно использовать  гигиенические процедуры.

Использование восстановительных средств является составной частью тренировочного процесса.  Важное  значение для оптимизации восстановительных  процессов  имеет создание  положительного эмоционального фона.

3.6. Медицинский контроль

Основной задачей на спортивно-оздоровительном этапе подготовки является  контроль за состоянием здоровья, привитие гигиенических навыков и привычки неукоснительного выполнения рекомендаций врача. В начале и конце учебного года занимающиеся в спортивных школах проходят   медицинские обследования в поликлинике по месту жительства. Периодически проводятся текущие обследования. Все это позволяет выявить пригодность детей пригодность детей по состоянию здоровья к занятиям спортом, установить исходный уровень состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности. Углубленное и этапное обследование дает возможность следить за динамикой этих показателей. Текущие обследования позволяют контролировать переносимость тренировочных и соревновательных нагрузок, своевременно принимать необходимые лечебно-профилактические меры.

3.7. Воспитательная работа

Возрастание роли физической культуры как средства воспитания юных спортсменов обусловливает повышение требований к воспитательной работе в спортивной школе. При этом важным условием успешной работы с юными спортсменами является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности юного спортсмена – итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, образовательной школы, коллектива педагогов.

Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая  представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.

Центральной фигурой во всей воспитательной работе является тренерпреподаватель, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведением спортсмена во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.

Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома – на все это должен постоянно обращать внимание тренер – преподаватель. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие – способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах нужно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит, прежде всего, от трудолюбия. Вместе с тем, в работе с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок. В процессе занятий с юными спортсменами все большее значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение учащимися специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.

В целях эффективности воспитания тренеру необходимо так организовать тренировочный процесс, чтобы постоянно ставить перед юными спортсменами задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования. И на этапе предварительной подготовки должна быть обеспечена преимущественная направленность, успешное обучение и совершенствование основных двигательных умений и навыков, изучение основ спортивной тренировки. Отрицательно сказывается на эффективности воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов обучения.

Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего нужны тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого занимающегося.

Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена – выражение положительной оценки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена.

Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, разбор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков. Проявления слабоволия, снижение активности вполне естественны у спортсмена, как естественны и колебания его работоспособности. В этих случаях большее мобилизующее значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабость воли проявляется спортсменом систематически. Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей.

Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности юного спортсмена. В коллективе спортсмен развивается всесторонне – в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными соперниками.

При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, проведение походов и тематических вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.

Воспитание волевых качеств – одно из важнейших задач в деятельности тренера. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена.

3.8. Требования техники безопасности в процессе реализации Программы

Для достижения поставленных целей и задач перед обучающимися необходимо учитывать требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований:

-проводить тренировочные занятия в соответствии с учебной программой;

-готовить спортивный зал, предусматривать и устранять возможности получения травмы в спортивном зале;

-использовать во время проведения тренировки инвентарь, который не может травмировать занимающихся;

-организовывать занятия так, чтобы исключить возможность травматизма;

-провести инструктаж занимающихся по технике безопасности;

-вести журнал учета инструктажа, следить чтобы все ознакомились с Инструкцией и расписались в специальном журнале;

-проводить занятия  только в специально подготовленных местах (в спортивном, в тренажерном зале);

-перед занятием выяснить самочувствие занимающихся;

-приступать к занятиям только после разминки, подготовив мышечно-связочный аппарат и суставы верхних и нижних конечностей к работе.

        

4. Система контроля и зачетные требования

        Важнейшей функцией управления наряду с планированием является контроль, определяющий эффективность тренировочной работы с баскетболистами.

На спортивно-оздоровительном этапе подготовки обучающиеся обязаны:

Знать:

- технику безопасности при занятиях баскетболом;

- правила личной гигиены;

- простейшие правила подвижных игр.

Уметь:

-выполнять перемещения в стойке;

-играть в подвижные игры;

-остановку в два шага и прыжком;

-делать 2 шага с мячом и выполнять бросок по кольцу.

4.1 Контрольно-переводные нормативные требования

Контрольно-переводные нормативы обучающиеся сдают при условии перехода на соответствующий этап и год обучения по предпрофессиональной программе или программе спортивной подготовки. Через год тренировочных занятий  в спортивно-оздоровительной группе  обучающиеся на основании сданных контрольных нормативов могут быть зачислены в ГНП или ТГ.

Перевод осуществляется приказом директора на основании решения педагогического совета.

         

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки

для зачисления в группы на этапе начальной подготовки

Контрольные тесты для обучающихся  групп начальной подготовки  первого года обучения представлены в табл. 4.       

 (Табл.4)

п/п

Тесты

ГНП-1

7-9 лет

Мальчики

Девочки

Оценка

5

4

3

5

4

3

1.

Бег 20 м с высокого старта (сек)

4,0

4,4

4,8

4,2

4,6

5,0

2.

Метание набивного мяча (1кг) из исходного положения сидя у стены, мяч над головой (м)

260

250

240

250

240

230

3.

«Челночный бег» 4x10 (сек)

13,4

13,8

14,2

13,6

14,0

14,4

4.

Ведение мяча 20м восьмеркой (сек)

8,0

8,4

8,8

8,8

9,2

9,6

5.

Пердача мяча одной рукой (девочки-двумя) за 30 сек с расстояний 1,5м (кол-во раз)

28

24

20

28

24

20

6.

Бег спиной 10м (сек)

4,3

4,7

5,1

4,6

5,0

5,4

Контрольные тесты для обучающихся  групп начальной  подготовки  второго  и третьего года обучения   представлены в табл. 5.       

               (Табл.5)

п/п

Тесты

ГНП-2

ГНП-3

10 лет

11 лет

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1.

Бег 20м с высокого старта (с)

3,8

4,0

3,6

3,8

2.

Высота подскока с места по Абалакову (см)

34

30

38

34

3.

Метание набивного мяча (1кг) из исходного

положения сидя у стены, мяч над головой (см)

300

280

340

300

4.

40-секундный бег по баскетбольной площадке

от лицевой до лицевой линии (м0

155

140

170

155

5.

Передвижение в стойке защитника 6 раз по 5 м,

В квадрате со стороной 5 м (с)

12,0

12,8

11,4

12,0

6.

Бег 20м «восьмеркой (на площадке находятся 3 стойки,

первая на расстоянии 3м, вторая – 6 м, третья – 10 м) (с)

6,2

6,6

5,8

6,2

7.

Ведение мяча 20 м «восьмеркой» ( при обводке стойки

Мяч ведется «дальней» рукой от нее) (с)

8,4

8,8

7,8

8,2

8.

Передача мяча одной рукой за 30 сек с расстояния 1,5 м

 ( кол-во раз)

32

28

40

34

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации)

Контрольные тесты для обучающихся  тренировочных групп   представлены в табл. 6.       

(Табл.6)

п/п

Показатели

Группа

ТГ-1

ТГ-2

ТГ-3

ТГ-4-5

Возраст

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

Амплуа

-

-

-

р

н

ц

1.

Прыгучесть (см) (с места, с доставанием наивысшей точки на щите)

дев.

47

49

51

54

53

52

юн

50

53

58

60

60

58

2.

Рывок 20м (с)

дев.

3,7

3,6

3,5

3,4

3,5

3,5

юн.

3,5

3,4

3,3

3,2

3,3

3,4

3.

Прыжки в длину (см)

дев.

189

200

208

215

213

210

юн.

212

220

230

248

240

235

4.

Бег 600м (с)

дев.

2.19,2

2.16,5

2.16,0

2.13,8

2.14,8

2.15,0

юн.

1.59,1

1.55,5

1.42,8

-

-

-

5.

Тест Купера (м)

дев.

-

-

-

юн.

3000

2900

2800

6.

Серийная прыгучесть (кол-во раз)

дев.

18

20

22

25

22

20

юн.

20

22

25

30

27

27

7.

Скоростная выносливость (с)

дев.

юн.

109,1

111,9

117,8

8.

Перемещения в защитной стойке

дев.

29,6

27,5

25,3

25,0

27,4

30,1

юн.

27,8

26,2

24,0

22,9

23,9

26,7

9.

Скоростная техника (с)

дев.

17,0

16,0

15,0

13,5

14,1

14,5

юн.

16,2

14,9

13,8

12,9

13,2

13,6

10.

Процент попаданий штрафных бросков

дев.

42

45

55

57

60

62

юн.

45

47

60

60

62

65

11.

Процент попаданий средних бросков

дев.

30

35

38

40

45

48

юн.

35

38

42

48

50

52

12.

Процент попаданий средних бросков

дев.

28

32

30

-

юн.

32

42

40

-

5. Перечень информационного обеспечения

5.1. Список используемой литературы

1. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2004. Портнов Ю.М., Башкирова В.Г., Луничкин В.Г.

2. Баскетбол: Азбука спорта. Костикова Л.В. – М.: ФиС, 2001

3. Баскетбол. Учебник для ВУЗов ФК./под редакцией Ю.М. Портнова. - М., 1997

4. Индивидуальная подготовка баскетболистов. Яхонтов Е. Р.- М: ФиС,75        

5. Программа дисциплины «Теория и методика баскетбола». Для ВУЗов ФК/под редакцией Ю.М. Портнова. – М., 2004.

6.Развитие быстроты и ловкости движений в баскетболе/ Скотт Хеттенбах

7.Развитие мощности в спорте/ Тюдор О. Бомпа

8.Сборник упражнений для развития скорости, быстроты и ловкости движений. Тим Макклейн

9.Специальные упражнения баскетболиста. Грасис А.- М: ФиС,67        

10.Спортивные игры. Учебник для ВУЗов. Том 1/под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Изд. Центр Академия, 2002

11.Спортивные игры. Учебник для ВУЗов. Том 2/под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Изд. Центр Академия, 2004

12.Тактика баскетбола. Гомельский А. Я.- М: ФиС,67

13.Управление командой в баскетболе. Гомельский А. Я.- М: ФиС,76

14.Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие; - СПб.: Олимп, 2006. Яхонтов Е.Р.

15.Юный баскетболист: Пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1987. Яхонтов Е.Р.

5.2.Аудиовизуальные средства (видеозаписи соревнований)

1. Учимся играть в баскетбол. Vlad Lishberov, 2002

2. Основы баскетбола. Питер Шарки, 2005

3. Баскетбол - обучающий видеокурс, на основе семинаров ведущих специалистов этого вида спорта, 2005

4. Семинар в Видном, 6.10.2013: "Школа баскетбола", 2013


5.3.Перечень интернет - ресурсов, необходимых для использования

в образовательном процессе

http://www.slamdunk.ru/

http://russiabasket.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол»

Возраст обучающихся от 12 до 15 летСрок реализации 3 года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»

Программа модифицирована на основе программы: Организация работы спортивных секций в школе. Каинов А.Н. - Волгоград: Учитель, 2010г. и имеет физкультурно-спортивную направленность....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «БАСКЕТБОЛ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  физкультурно-спортивной направленности  «БАСКЕТБОЛ»...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Баскетбол"

Рабочая программа по баскетболу для реализации в системе дополнительного образования...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Оранжевый мяч" (баскетбол).

Реализация федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введение Федеральных государственных образов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»

Пояснительная  записка     Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Баскетбол» является модифицированной. Программа  составлена на  осно...

общеразвивающая программа по баскетболу

программа доп.образования...