общеразвивающая программа по баскетболу
рабочая программа по физкультуре

программа доп.образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon basketbol_obshcherazvivayushchaya_programma.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

                               

                                                                               

                                                                       

                                                                                                     

                                                                   

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

(содержательная направленность  - «баскетбол»)

Программа разработана в соответствии с 329-ФЗ от 04.12.2007г. «О физической культуре и спорте в РФ»

Срок реализации программы 10 лет.

Разработчики программы: учитель по физической культуре Скриплюк В.Ф

                                                               

  г. Покачи

2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.

1. Тренировочный план.

2. Методическая часть.

Теория и методика физической культуры и спорта.

Общая физическая подготовка.

Восстановительные мероприятия.

Психологическая подготовка.

Специальная физическая подготовка.

3. Система контроля и зачетные требования.

4. Перечень информационного обеспечения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с 329-ФЗ от 04.12.2007 г.  Российской Федерации «О физической культуре и спорте в РФ».

Программа имеет физкультурно - спортивную направленность. При составлении программы учитывался опыт работы тренеров Российской Федерации и другие источники.

Особенностью программы является то, что она направлена на оздоровление и разностороннее физическое развитие детей.

Актуальность программы в том, что она направлена не только на получение занимающимися образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.

     Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам  направлена на:

-    формирование и развитие творческих способностей занимающихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей занимающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья занимающихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания занимающихся;

- профессиональную ориентацию занимающихся;

- социализацию и адаптацию занимающихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры занимающихся.

         Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа - укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей; формирование стойкого интереса к занятиям спортом (вообще); овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр; воспитание трудолюбия; воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости и гибкости);

Результатом освоения программы является приобретение занимающимися знаний, умений и навыков в следующих предметных областях:

- теория и методика физической культуры и спорта;

- общая физическая подготовка;

- избранный вид спорта;

- специальная физическая подготовка.

Условия реализации программы.

Кадровое обеспечение: учителя физической культуры, имеющие среднее и высшее специальное образование, имеющие опыт работы с детским коллективом, обладающие знаниями и практическими умениями вида спорта баскетбол,

Информационное обеспечение: дидактические и учебные материалы, DVD-записи спортивных праздников НБА (Запад-Восток), новейшие методические разработки в области баскетбола.

I. ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПЛАН

Освоение элементов баскетбола на данном этапе обучения является средством всестороннего развития и воспитания ребёнка, но это не противоречит осуществлению специализированной подготовки, проводимой сообразно с ведущими задачами.

Главной целью первого года обучения является знакомство детей с баскетболом, как действенным средством физического воспитания.

Основная задача занятий с детьми 8-9 лет состоит в ознакомлении с содержанием игры в баскетбол, с её правилами и основными приёмами (техники) и основами индивидуальных и групповых действий (тактики). В области физической подготовки эта задача сводится к укреплению здоровья и приобретению достаточно высокого уровня физического развития, который обеспечит успешное освоение материала.

Формирование двигательных навыков осуществляется посредством специальных методов обучения: целостного и расчленённого. Предпочтение же в работе с детьми этого возраста отдаётся целостному методу, так как игровые приёмы представляют собой слитные взаимосвязанные ациклические движения. Эффективность этого метода также в том, что он позволяет сохранить у детей интерес к конкретному действию, имеющему всегда понятный и наглядный результат. Метод расчленённого упражнения целесообразно применять при разучивании более сложных действий.

Использование подвижных игр на данном этапе способствует как более успешному освоению элементов баскетбола, так и формированию игровых действий. Для совершенствования перехвата и отбора мяча рекомендуется применять игры типа: «Борьба за мяч», «Не дай мяча водящему», «Охота». Чтобы обучать занимающихся «держанию» игроков полезны игры: «Мяч капитану», (в зонах), «Сквозь фронт», «Борьба за мяч» (в квадратах). В этих же играх осваивают систему личной защиты. Окончательное её закрепление и одновременно знакомство с позиционным нападением происходит в упрощённых вариантах игры в баскетбол.

Основными формами тренировочного процесса в группах являются:

-теоретические и групповые практические занятия,

-учебные, тренировочные и товарищеские игры,

- педагогическое тестирование.

- самостоятельное изучение программного материала (домашние задания).

Основные методы работы с детьми: словесный, наглядный, метод строго регламентированного упражнения, игровой.

Подготовка баскетболистов проводится в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Главным отличием является возраст и уровень физического развития детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки.

 

Численный состав занимающихся, максимальный объем

тренировочной работы и, физической и спортивной подготовке

Год подготовки

Минимальный возраст для зачисления, лет

Минимальное число занимающихся в группе

Максимальное количество тренировочных часов в неделю

Требования по технико-тактической, физической и спортивной подготовке на конец года

Спортивно-оздоровительный этап

Предварительный

7-8

20-25

6

Прирост показателей ООП

Весь период

9

15-25

8

Прирост показателей ОФП

Примерный годовой план распределения тренировочных часов для этапа СОГ на 42 недели

Содержание занятий

Кол-во

часов

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

1. Теоретическая и психологическая подготовка

8

1

1

1

1

2

1

1

2. Общая физическая

80

8

9

8

8

7

8

8

8

8

2

3. Специальная физическая

56

8

6

6

6

4

6

4

6

4

2

4. Техническая подготовка

64

6

6

6

6

6

8

6

7

7

3

5. Тактическая подготовка

34

2

6

6

4

2

2

3

4

3

3

6. Интегральная подготовка

8

1

1

1

1

1

1

1

1

7. Контрольные испытания (приемные и переводные)

8

4

4

8. Инструкторская и судейская практика

-

Всего часов:

240

29

28

28

26

22

25

23

27

27

11

Многолетняя подготовка баскетболиста строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, решаемых в тренировочном процессе.

Необходимо так строить подготовку, чтобы сохранить равновесие между затратой и восстановлением энергоресурсов занимающихся. Для этого нужна рациональная структура тренировочного процесса и индивидуализация. 

Соотношение объемов обучения по предметным областям по отношению к общему объему тренировочного плана

Разделы спортивной подготовки

Этапы и годы обучения

До 5 лет

Свыше 5 лет

Общая физическая подготовка (%)

15

10

Специальная физическая подготовка (%)

10

18

Техническая подготовка (%)

30

40

Технико-тактическая (интегральная) подготовка (%)

17

10

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка, медико-восстановительные мероприятия (%)

8

10

Перспективный тренировочный план на 10 лет

Разделы подготовки

Этапы подготовки

До 5 лет

Свыше 5 лет

Теоретическая подготовка

6

12

Общая физическая подготовка

85

34

Специальная физическая подготовка

36

65

Техническая подготовка

54

130

Тактическая подготовка

33

35

Интегральная подготовка

33

56

Контрольные игры, тренерская и судейская практика

-

Контрольные испытания

11

12

Общее количество часов

252

344

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Личностное развитие детей - одна из основных задач в реализации программы. Цель работы тренера в этом направлении - способствовать формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.

Специфика воспитательной работы состоит в том, что педагог проводит ее как во время тренировочных занятий, так и дополнительно в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.

На всём протяжении работы с детьми тренер формирует у занимающихся, прежде всего патриотизм, нравственные качества (доброжелательность, честность, самообладание, дисциплинированность, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие). 

Воспитательные средства:

•  личный пример и педагогическое мастерство педагога;

•  высокая организация тренировочного процесса,

•  атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

•  дружный коллектив;

•  система морального стимулирования.

Основные воспитательные мероприятия:

•  торжественный прием вновь поступивших в группу;

•  проводы выпускников;

•  просмотр соревнований (видео, телевидение) и их обсуждение;

•  проведение тематических праздников;

•  экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;

•  тематические диспуты и беседы;

•  оформление стендов и газет.


II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

История развития баскетбола

Баскетбол зародился в глубоком в 1861 году Джеймсом Нейсмитом, обычным преподавателем физической культуры в школе, который не мог придумать, как занять своих учеников. Нейсмит был добропорядочным учителем, хотевший создать игру, исключающую грубую силу. Смысл этой игры в те годы заключался в том, что подбрасывая камень небольших размеров, он должен был поразить высоту другого камня, чуть больше прежнего. Спустя некоторое время, в связи с погодными условиями этот вид спорта плавно перенесся в закрытые помещения. Первая игра была сыграна в Спрингфилде футбольным мячом, вместо колец, были подвешены обычные корзины, тогда команда сыграла со смешным для нашего времени счётом 1 – 0, попасть мячом в корзину удалось единственному игроку, что уже казалось прорывом в этой великой игре. Баскетбол распространялся очень быстро, так как ученики, уезжая на каникулы, рассказывали всем своим друзьям об этой игре. Прошло около года, а баскетбол распространялся с огромной популярностью по всем Соединённым Штатам Америки. В начале своего зарождения баскетбол был не таким зрелищным, как в наше время, так как ведение мяча отсутствовало, игроки только перебрасывали мяч друг другу стоя на месте, а затем двумя руками снизу или от груди пытались забросить его в корзину. С течением времени игра всё время менялась, два тайма длись по 15 минут и большинство игр имели счёт до 20 очков. Нейсмит всё время совершенствовал свою игру и, наконец, вывел пять основных принципов баскетбола:

- для игры в баскетбол нужен был большой и лёгкий мяч, который легко укладывался в руку;

 -бежать с мячом в руках запрещено;

 - мячом может владеть игрок любой команды;

 - физические контакты игроков запрещены, но разрешены скопления игроков в любой части площадки;

 - кольцо находится на высоком расстоянии от игроков.

Первый официальный баскетбольный матч случился в 1896 году, когда команда из Нью- Йорка стала продавать билеты на свой матч, а первое объединение профессиональных баскетбольных команд, возникло 1898 году, просуществовало оно около пяти лет, а позже распалось на несколько отдельных лиг. Правила тех лет позволяли игрокам заключать контракты с командами на каждую игру, таким образом, один игрок мог сыграть за один чемпионат практически за все команды, которые платили больше. Лучший игрок зарабатывал за один контракт внушительную сумму денег, не обращая внимания на синяки травмы.

Чуть позже в баскетбол ввели несколько незначительных новшеств, одно из них – это вырез дна в корзинах, а ещё позже выяснилось, что проще попадать мячом в кольцо с отскоком от щита.

Наиболее серьёзные споры разгорелись вокруг ведения мяча, так и не приняв решения по этому вопросу, разные лиги проводили свои матчи по собственным правилам.

В 1931 году, в связи с Великой Депрессией проведения чемпионатов прекратились, но баскетбол не исчез окончательно, он только перешёл на другой план, через некоторое время произошёл неожиданный скачок в этой игре. По всей стране начали появляться команды, которые переезжали из города в город и проводили матчи между собой. В 1927 году была создана команда баскетбольных циркачей, которые имели миллионы поклонников по всему земному шару, сочетая цирковые номера с баскетбольными трюками, чем заставляли всех взглянуть на баскетбол с другой стороны. Другим стимулом продолжения жизни баскетбола стало его неожиданное развитие в колледжах и университетах.

Новой ветвью в истории баскетбола стало появление его на Олимпийских играх. Это были игры приблизившие баскетбол к известной нам в наши дни игре. В январе проводилась одна из студенческих игр, где впервые в истории баскетбола студент совершил бросок по кольцу одной рукой, после этого большинство игроков стали следовать этому примеру и игра приобрела совершенно иной вид. Другое событие для развития баскетбола послужило правило отмены вбрасывания мяча в центральном круге после каждого взятия кольца. Благодаря этому правилу игра в баскетбол стала более скоростной и зрелищной. С 1938 года начался резкий взлёт популярности баскетбола, но все располагающие надежды пришлось отложить до лучших времён ввиду вступления Соединённых Штатов Америки во вторую мировую войну и только в 1946 году официально родилось одно из крупнейших спортивных предприятий – НБА. Все пять сезонов НБА, бесспорным лидером являлась команда «Лейкерс», а в 1951 году, уступила в финале клубу «Рочестер Ройалз».

Один из выдающихся и запомнившихся игроков за всю историю баскетбола является Майкл Джордан в составе команды «Чикаго Буллз». Каждый год его фантастическая карьера ознаменовывалась новыми достижениями. Шесть раз «ЧикагоБуллз» выходили в финал с большой помощью Джордана.

Сейчас на площадках доминирует новое поколение. Но это только разжигает страсти вокруг этой великой игры, заставляя миллионы болельщиков с огромным интересом наблюдать за интересными играми великих баскетбольных мастеров одной из популярнейших игр нашего времени.

Физкультура и спорт в нашей жизни имеют столь серьезное и видимое значение, что говорить об этом просто нет нужды. Каждый может самостоятельно проанализировать и оценить значение физкультуры и спорта в своей собственной жизни. Но при этом нельзя забывать, что физкультура и спорт в нашей жизни имеют общенациональное значение, это по-настоящему сила и здоровье нации.

Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе

Физкультура и спорт в нашей жизни - воспитание тяги к ним должно начинаться с самого детства, продолжаться всю жизнь и передаваться из поколения в поколение. Как минимум, ежедневная гимнастика, пусть всего 15 минут в любое удобное для вас время должна стать такой же привычкой, как утреннее умывание. Максимум: старайтесь все свое время проводить в движении. В свободное время играйте с детьми или с любимым животным в подвижные игры, во время передвижения в общественном транспорте напрягайте и расслабляйте мышцы тела, на работе делайте активный перерыв через каждые два часа. Попробуйте активизироваться и вы сразу ощутите, что значат физкультура и спорт в нашей жизни.

Не секрет, что большинство из нас - обычные люди, и отнюдь не спортсмены. Так какие же преимущества привносят физкультура и спорт в нашей жизни? Во-первых, они позволяют легко справляться даже со значительными физическими и моральными, умственными нагрузками, которые так или иначе встречаются нам всем. У нетренированного человека, даже если он молод и здоров, мало преимуществ перед спортивным даже пожилым. Возьмем простой пример: подъем по лестнице. Если вы всегда ездите на лифте, то такой подъем вызовет у вас одышку, учащение сердцебиения, и в целом сильно утомит. А если вы привыкли ходить пешком, то взбежите по лестнице, не задумываясь. Также легко вы справитесь и каким-либо другим действием, недоступным тем, кто отрицает значение физкультуры и спорта в нашей жизни.

Вот другой пример: вам внезапно и срочно понадобилось сделать отчет. Тренированный человек соберется, сосредоточит внимание и выполнит работу в самый короткий срок. Человек же, привыкший проводить свое свободное время у телевизора, конечно, тоже выполнит работу. Но ему придется часто и надолго отвлекаться, чтобы прогнать сонливость и усталость. А возможно, ему даже придется воспользоваться некоторыми допингами в виде, например, кофе.

Во-вторых, физкультура и спорт в нашей жизни тренируют наши мышцы, систему кровообращения, силу, выносливость организма. А, следовательно, положительным образом влияют на иммунитет, состояние здоровья, молодость и красоту, сохраняют способность к труду и активному образу жизни на долгие, долгие годы. Вот в частности, работоспособность сердца, главного «виновника» нашей жизнеспособности, напрямую зависит от силы и развитости мышц. Сердце - это тоже мышца, которую можно и нужно тренировать.

В-третьих, физкультура и спорт в нашей жизни полезна людям как умственного, так и физического труда. Первые часто ведут «сидячий образ жизни», что ведет к различным деформациям скелета и позвоночника, снижению интенсивности обмена веществ, и, в конечно итоге, к развитию болезней. Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут всегда быть в тонусе. Вторые часто задействуют в своей работе только определенные группы мышц. Им физкультура и спорт в нашей жизни помогут сбалансировать нагрузку и не допустить ассиметричного развития мышц тела.

Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта

Официальные правила игры Баскетбол

1. В баскетбол играют две (2) команды, в каждой из которых по пять (5) игроков.

Цель каждой команды - забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом, и забросить его в корзину.

2. Корзина: своя/соперников

Корзина, которую команда атакует, является корзиной соперника, а корзина, которую та же команда защищает, называется собственной корзиной команды.

3. Перемещение мяча

Мяч можно передавать, бросать, отбивать, катить или вести в любом направлении при условии соблюдения положений соответствующих статей, изложенных ниже Правил.

4. Победитель игры

Победителем игры становится команда, которая по окончании игрового времени четвертого периода или, если необходимо, дополнительного(-ых) периода(-ов) набрала большее количество очков. 

Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) является нормативным документом в сфере физической культуры и спорта, определяющим нормативы, требования, условия и порядок присвоения спортивных званий и разрядов Российской Федерации.

Спортивные звания и разряды.

В соответствии с нормами и требованиями классификации спортсменам могут присваиваться следующие спортивные звания и разряды:

Спортивные звания - «Мастер спорта России международного класса»

(МСМК) или «Гроссмейстер России», «Мастер спорта России» (МС), «Мастер спорта России по национальным видам спорта».

Спортивные разряды - «Кандидат в мастера спорта» (КМС), I разряд (I р.),

II разряд (II р.), III разряд (III р.), юношеские разряды.

Разрядные требования определяются следующими показателями:

а) занять определённое место на соревнованиях того или иного масштаба;

б) участвовать в составе команды, занявшей место в соревнованиях, предусмотренных классификацией;

в) добиться определённого количества побед над спортсменами, предусмотренных классификацией;

г) достичь определённого уровня рейтинга.

Спортивные звания и разряды присваиваются спортсменами при условии выполнения разрядных требований и норм.

Возрастные группы участников соревнований определяются правилами соревнований международных федераций и всероссийских федераций, ассоциаций, союзов по видам спорта.

Спортивные звания присваиваются спортсменам, выполнившим установленные нормы и требования на соревнованиях, предусмотренных Единым всероссийским календарным планом спортивно-массовых мероприятий, планом международных спортивных связей и проводимых на основе Положения о всероссийских соревнованиях, утверждёнными всероссийскими федерациями, ассоциациями, союзами, согласованными с Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму и Олимпийским комитетом России.

Общероссийские антидопинговые правила

(утв. приказом Министерства спорта РФ от 2 октября 2012 г. N 267)

Ответственность за разработку и обеспечение соблюдения Правил несет общероссийская антидопинговая организация - некоммерческое партнерство Российское антидопинговое агентство "РУСАДА".

Настоящие Правила применяются в отношении:

- физкультурно-спортивных организаций;

- спортивных федераций;

- организаторов физкультурных и спортивных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации;

- общероссийской антидопинговой организации;

- лабораторий, аккредитованных или иным образом одобренных ВАДА, другой уполномоченной антидопинговой организацией;

- спортсменов:

а) являющихся членами физкультурно-спортивных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, независимо от места пребывания или жительства, либо состоящих в иных отношениях с указанными физкультурно-спортивными организациями;

б) участвующих в спортивных и физкультурных мероприятиях, проводимых физкультурно-спортивными организациями или организаторами спортивных мероприятий, зарегистрированных на территории Российской Федерации, если положение (регламент) о спортивном соревновании не относит данное спортивное соревнование к международным спортивным соревнованиям;

- тренеров;

- иных специалистов в области физической культуры и спорта, а также специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в состав спортивных сборных команд Российской Федерации;

- специалистов по спортивной медицине (врач, инструктор-методист, медсестра по массажу) (далее - персонал спортсмена); родителей или иных законных представителей, несовершеннолетнего спортсмена.

Допингом в спорте признается нарушение одного или нескольких следующих Правил:

1. Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой из организма спортсмена.

2. Персональной обязанностью каждого спортсмена является недопущение попадания запрещенной субстанции в его организм. Спортсмены несут ответственность за любую запрещенную субстанцию, или ее метаболиты, или маркеры, обнаруженные во взятых у них пробах. Соответственно нет необходимости доказывать факт намерения, ошибки, халатности или осознания спортсменом того, что он использовал допинг, при установлении случаев нарушений, описанных в Правилах.

В целях соблюдения Правил, включающих наличие запрещенных субстанций, или же их метаболитов, или маркеров, Правила исходят из принципа строгой ответственности. Согласно принципу строгой ответственности, ответственность лежит на спортсмене, и в любой момент, когда в пробе спортсмена обнаруживают запрещенную субстанцию (или метаболитов, маркеров), происходит нарушение Правил независимо от того, намеренно или непреднамеренно запрещенная субстанция попала в организм спортсмена. Если в соревновательный период у спортсмена берут пробу и она оказывается положительной, то результаты данного спортивного соревнования автоматически аннулируются согласно Правилам. Однако у спортсмена появляется возможность избежать или смягчить санкции, если он докажет, что его вины в этом нет или эта вина незначительна согласно Правилам, или же при определенных обстоятельствах спортсмен не имел намерения улучшить свои спортивные результаты согласно Правилам.

Правило строгой ответственности при обнаружении запрещенной субстанции в пробе, взятой из организма спортсмена, с одной стороны, и возможность смягчения применяемых к спортсмену санкций, с другой, обеспечивает баланс между эффективным принуждением к соблюдению Правил ради пользы всех "чистых" спортсменов и справедливостью в исключительных обстоятельствах, то есть в тех случаях, когда запрещенные субстанции попадают в организм спортсмена без его вины или небрежности, или же при незначительной вине или небрежности. Поскольку определение того, произошло ли нарушение антидопинговых правил, основывается на принципе строгой ответственности, постольку назначение фиксированного срока дисквалификации происходит не автоматически. Принцип строгой ответственности, изложенный в Правилах, последовательно поддерживается решениями Спортивного арбитражного суда в г. Лозанна.

Обладание тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта, специалистами в области физической культуры и спорта, входящими в состав спортивных сборных команд Российской Федерации, а также персоналом спортсмена любой запрещенной субстанцией и (или) любым запрещенным методом в соревновательном периоде, или обладание персоналом спортсмена вне соревнований запрещенной субстанцией и (или) запрещенным методом, запрещенными во внесоревновательном периоде, в связи с участием спортсмена в спортивных соревнованиях или тренировочных мероприятиях, если только персонал спортсмена не обоснует, что обладание соответствует разрешению на терапевтическое использование, предоставляемое спортсмену в соответствии с пунктом 4.3 Правил, или же имеются убедительное объяснение.

Распространение любой запрещенной субстанции или любого запрещенного метода.

Ведение или попытка введения запрещенной субстанции любому спортсмену или применение или попытка применения в отношении его запрещенного метода, либо иное содействие, связанное с нарушением или попыткой нарушения антидопингового правила.

Необходимые сведения о строении и функциях организма человека

Костная система.

Принято подразделять тело человека на отдельные системы и рассматривать эти системы как изолированно, так и во взаимосвязи. К основным системам относят костную, нервную, мышечную, кровеносную, дыхательную, пищеварительную.

Кости скелета выполняют опорную, защитную и двигательную функции и являются опорой для других органов. Скелет защищает от повреждений более глубоко расположенные органы ( мозг, сердце, лёгкие и др.). Форма и строение костей разнообразны: они могут быть трубчатыми, губчатыми и смешанными. Трубчатые кости разделяются на длинные и короткие, губчатые – на длинные, короткие, плоские и сесамовидные. Длинные кости составляют главным образом скелет верхних и нижних конечностей. Короткие кости встречаются на конечностях (предплюсна, запястье), они же составляют в основном позвоночный столб. Длинные кости имеют в средней части (диафизе) полость. На расширенных концах кости (эпифизе), которые имеют шаровидную или цилиндрическую форму, находятся суставные поверхности. Они служат для сочленения с другими костями.

Занятия физическими упражнениями способствуют улучшению свойств кости – сопротивляемости её на изгиб, сдавливание, растяжение, скручивание. Рост скелета заканчивается в основном к 25 годам. Суставы представляют собой соединение двух или нескольких костей между собой. Место их соединения заключено в сумку. В сочленении костей имеется полость, содержащая небольшое количество жидкости. Суставная поверхность кости покрыта гладким гиалиновым хрящом, что облегчает движение.

Мышечная система.

Мышечная система имеет важнейшее значение в жизнедеятельности организма. Она оказывает влияние на все органы и системы. В результате сокращений мышц, вызываемых импульсами, идущими к ним от центральной нервной системы, осуществляется движения человека и активные перемещения тела в пространстве.

Мышцы неразрывно связаны с нервной системой. В них находятся двигательные окончания нервов, которые передают импульсы от центральной нервной системы.

В мышцах находятся рецепторные окончания нервов, воспринимающие чувствительные раздражения (болевые, температурные), а так же раздражения сигнализирующие о степени утомления, об условиях питания мышцы.

Роль этих раздражений, воспринимаемых чувствительными нервными окончаниями мышцы, очень велика. С их помощью согласуется деятельность мышц, т. е. координируются движения. Для характеристики сократительной способности мышцы большое значение имеет определение её абсолютной силы.

Абсолютной силой называют силу, приходящую на 1 см2 поперечного сечения мышечного волокна. Чем больше волокон в мышце тем она сильнее. При учащении нервных импульсов, идущих к мышце, её напряжение, т. е. сократительная сила возрастает.

Мышца прикрепляется к костям с помощью сухожилий. Живая мышца характеризуется особым состоянием – непроизвольным постоянным напряжением (тонусом). Благодаря этому свойству мышцы сопротивляются растяжению.

Мышцы выполняют преодолевающую, уступающую и удерживающую работу. Когда мышца, сокращаясь, преодолевает действие какой – либо силы, говорят о преодолевающей работе. Под уступающей работой подразумевают работу мышцы, при которой она, оставаясь напряжённой, уступает действию какой – либо силы. Удерживающей называют работу, при которой действие силы, развиваемой мышцей, и другой, противоположной ей силы уравновешено.

Нервная, кровеносная и дыхательные системы человека.

Нервная система – система органов, осуществляющая связь организма с внешней средой и играющая ведущую роль во взаимосвязи органов между собой и тем самым в регуляции и координации всех функций организма. Нервная система состоит из ткани, основным структурным и функциональным элементом которой являются нервные клетки – нейроны. Нервная система подразделяется на центральную и периферическую.

Центральная нервная система (ЦНС) человека представлена головным и спинным мозгом.

Периферическая нервная система представлена нервами, отходящими от головного и спинного мозга. В составе нервов имеются афферентные (проводящие импульсы от рецепторов в ЦНС) и эфферентные (проводящие импульсы от ЦНС ко всем органам и тканям) нервные волокна.

В основе деятельности нервной системы лежит рефлекс, т. е. реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая с помощью ЦНС. В организме имеются рецепторы, воспринимающие раздражения из внешней среды (экстерорецепторы – органы зрения, слуха, обоняния и др.) и из внутренних органов (интерорецепторы).

Осуществляемые с помощью нервной системы ответы организма на воздействие данного раздражителя бывает врождёнными (безусловный рефлекс) и приобретёнными в течение жизни (условный рефлекс).

Кровеносная система – система сосудов и полостей, по которым кровь циркулирует в организме. Посредством кровеносной системы клетки и ткани организма человека снабжаются питательными веществами и кислородом и освобождаются от продуктов обмена веществ.

У человека имеется два круга кровообращения: большой (телесный) и малый (лёгочный). Сосуды большого круга кровообращения снабжают все органы и ткани тела. Сосуды малого круга кровообращения проходят только через лёгкие, где кровь освобождается от углекислоты и снабжается кислородом. Движение крови обеспечивается работой четырёхкамерного сердца. Предсердия выполняют роль резервуаров, принимающих кровь, которая поступает из вен, а желудочки играют роль насосов, перекачивающих кровь из венозной системы в артериальную.

Дыхательная система – система органов, обеспечивающих дыхание. Дыхание – совокупность процессов, в результате которых организм человека поглощает кислород и выделяет углекислый газ. В основе дыхания лежат процессы окисления жиров, белков и углеводов, в результате которых освобождается энергия, обеспечивающая жизнедеятельность организма.

Лёгкие – органы дыхания, в которых кислород из воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови выделяется в воздух.

Дыхание обеспечивается ритмичными изменениями объёма грудной клетки (вдох и выдох), в результате чего происходит вентиляция лёгких воздухом. Кровь благодаря особенностям состава способна переносить значительное количество кислорода и углекислоты. Она отдаёт тканям часть содержащегося в ней кислорода и обогащается переходящей в неё углекислотой.

Пищеварительная и выделительная системы человека.

В пищеварительной системе пища подвергается механической и химической переработке. Питательные вещества поступают в кровь и лимфу, и доставляются ко всем участкам организма. Пищеварительная система представляет собой длинную трубку, ширина которой на различных участках неодинакова. Отдельными её частями являются ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник. К органам выделения относится, в том числе и мочеполовая система. Мочевые органы – это почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. Основным органом мочевой системы является парный орган – почка, которая выделяет мочу, содержащую продукты обмена веществ. Все остальные органы мочевого аппарата служат для накопления или выделения мочи. Кроме того, к органам выделения можно отнести кожу (потовые и сальные железы).

Гигиенические знания, умения и навыки

Соблюдение требований гигиены предотвращает заболевания.

Занимающиеся должны:

1) строго соблюдать спортивный режим, регулярно тренироваться, отдыхать и т. д.;

2) содержать в чистоте кожу, волосы, ногти, спортивную форму, одежду и обувь, после занятий обязательно мыться в душе, коротко стричь ногти, которые могут быть причиной травм;

3) следить за полостью рта, своевременно лечить и ежедневно чистить зубы.

Спортивную форму следует стирать не реже одного раза в неделю, а носки ежедневно. Форма должна быть подогнана точно по росту. Она не должна стеснять движений или быть слишком свободной. Спортивную форму следует надевать только для занятий. Не разрешается тренироваться в форме, которую занимающийся носит повседневно. На обуви и одежде не должно быть металлических и пластмассовых застёжек, пряжек и т. д.

Гигиена мест занятий. Входить в зал следует только в спортивной форме. Зал для занятий самообороной должен быть чистым. В зале следует регулярно проводить уборку.

Вентиляция позволяет создавать в зале нормальный микроклимат. При этом нужно следить, чтобы не было сквозняков во время занятий, так как они могут быть причиной простудных заболеваний. Нормальная температура для занятий в зале 16 – 18 градусов.

Основы спортивного питания

После тренировок лучше поддерживать свои силы простыми углеводами, а в течение последующего времени употреблять сложные углеводы, которые будут обеспечивать непрерывный приток глюкозы к мышцам.

Белки или, по-другому, протеины важны для роста и восстановления мышечных тканей. Без протеинов внутренние органы, иммунная система, волосы и т.д. существовать не могут. Так как аминокислоты, которые поставляет протеин, участвуют в строительстве новых клеток организма. Поэтому необходимо потреблять больше белка, чтобы сохранять активную спортивную жизнь и быстро восстанавливаться после тренировок.

Не нужно особо напрягаться, чтобы пополнить свои жизненные силы жирами, злоупотреблять ими не стоит, а вот столовая ложка растительного масла или горсть арахиса будет достаточной нормой для роста мышечной массы, хорошего самочувствия и восстановления сил после тренировок.

Как бы то ни было, в основы спортивного питания все это обязательно входить. И, кстати, не стоит забывать и о витаминах, и минеральных добавках, которые не менее важны для нормальной жизнедеятельности здорового человека. Вот в этом и состоят основы спортивного питания.

Требования к оборудованию, инвентарю

Материально-техническое обеспечение: спортивный зал, спортивная площадка с баскетбольным оборудованием:

- баскетбольные щиты с кольцами - 6 шт;

- баскетбольные мячи                     - 20 шт;

- стойки баскетбольные                  - 10 шт;

- медицин-болл  1 кг.                      - 10 шт;

                             2 кг.                      - 10 шт;

                             3 кг.                      - 10 шт;                  

                             4 кг.                      - 10 шт;                  

                             5 кг.                      - 10 шт;

- скакалки                                         - 20 шт;

- мяч футбольный                              - 1 шт;

- мяч волейбольный                          - 2 шт;

- жгуты, экспандеры                    - по 4 шт.

Требования к технике безопасности при занятиях баскетболом

К занятиям по баскетболу допускаются занимающиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

Опасность возникновения травм:

- при падении на твердом покрытии;

-при ударе мячом;

-при столкновениях;

-при наличии посторонних предметов на площадке и вблизи;

У тренера должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим. Занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры. Занятия должны проходить на сухой площадке или сухом полу.

Требования безопасности перед началом занятий:

  1. Надеть спортивную форму и обувь с нескользкой подошвой.
  2. Тщательно проверить отсутствие посторонних предметов на площадке и вблизи.
  3. Провести физическую разминку всех групп мышц
  4. Внимательно прослушать инструктаж по ТБ при игре в баскетбол.
  5. Коротко остричь ногти, снять все украшения (кольца, перстни, цепочки, браслеты, серьги, часы и т.д.)

6.Очки должны закрепляться резинкой и иметь роговую оправу.

Требования безопасности во время занятий:

 1. Во время занятий вблизи площадки не должно быть посторонних лиц.

2. При выполнении прыжков, столкновениях и падениях игрок должен уметь применять приёмы само страховки.

4. Соблюдать игровую дисциплину, особенно во время обучающих тренировок.

5. Не вести игру влажными руками.

6. При температуре воздуха +10 град. одевать спортивный костюм.

7. Пользоваться защитными приспособлениями (наколенниками, налокотниками и др.)

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

 1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом тренеру.

2. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся тренеру.

3. Все занимающиеся должны знать о профилактике спортивных травм и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

Требования безопасности по окончании занятий:

1. Убрать спортивный инвентарь в места для его хранения.

2. Снять спортивную форму и спортивную обувь.

3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

4. О всех недостатках, отмеченных во время занятия игры, сообщить тренеру.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Общефизическая подготовка баскетболистов основана на применении разнообразных средств, направленных на развитие быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости. Общая физическая подготовка предусматривает гармоничное развитие тела подростков, укрепление опорно-двигательного аппарата, совершенствование функций внутренних органов и систем, улучшение координации движений и общее повышение уровня развития двигательных качеств. В качестве основных средств, применяются упражнения из различных видов спорта, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся. К ним относятся: общеразвивающие упражнения, акробатические упражнения, ходьба на лыжах, футбол, ручной мяч, плавание, лёгкая атлетика и д.р.. Применяются и специально-направленные упражнения для развития  основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Скоординированное развитие основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости)- необходимое условие успешной подготовки  баскетболиста.

Краткая характеристика основных физических качеств

Быстрота - способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Различают три формы проявления быстроты:

 - латентное время двигательной реакции;

-  скорость отдельного движения;

-  частота движений.

Эти формы быстроты относительно независимы друг от друга. Сочетание трёх указанных форм определяет все случаи проявления быстроты. Обычно быстрота проявляется комплексно.

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Максимальная сила, которую может проявить человек зависит с одной стороны от биохимических характеристик движения, с другой - от величины напряжения отдельных мышечных групп и их взаимного сочетания.

Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности. Выносливость, это способность противостоять утомлению.

Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Гибкость подразделяется на общую и специальную. Общая гибкость - подвижность во всех суставах, обеспечивающая выполнение жизненно необходимых двигательных действий. Специальная гибкость- гибкость для выполнения специальных двигательных действий.

Ловкость - сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Это способность быстро выбирать и выполнять нужное действие исходя из требований быстроменяющейся обстановки Измерители ловкости (координационная сложность задания,  точность его выполнения,  время выполнения задания).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.

(ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА КАЖДОМ ГОДУ ОБУЧЕНИЯ)

Быстрота: повторный бег по дистанции от 30 до 100 метров со старта и сходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером. Бег с задачей догнать партнёра. Выполнение упражнений в максимальном темпе.

Сила: Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание в висе. Отжимание в упоре. Приседания на одной и двух ногах. Переноска и перекладывание груза. Лазание по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Борьба.

Выносливость: бег равномерный и переменный 500, 800, 1000 м. Дозированный бег по пересечённой местности от 3 мин. до 45 мин (для разных возрастных групп). Плавание с учётом и без учёта времени. Подвижные  игры. Спортивные игры на время. Туристские походы.

Гибкость: общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движений. Упражнения с помощью партнёра (пассивные наклоны, отведение ног, рук, до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклону и повороты туловища. «Выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке. Упражнения на растягивание с помощью партнёра.

Ловкость: Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперёд назад, в стороны с места, с разбега и прыжка. Перевороты вперёд,  в стороны, назад. Стойки на голове, руках, лопатках. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках. Спуск на лыжах с гор. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метания после кувырков, поворотов. Различные вращения. Выполнение различных упражнений в непривычных условиях.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Это нашло отражение и при организации работы в спортивных школах.

Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса. Частые травмы нарушают нормальное течение тренировочного процесса и свидетельствуют о нерациональном его построении.

Чаще всего травмы в баскетболе бывают при скоростных нагрузках, которые предъявляют максимальные требования к мышцам, связкам, сухожилиям. Основные причины - локальные перегрузки, недостаточная разносторонность нагрузок, применение их при переохлаждении и в состоянии утомления, а также недостаточная разминка перед скоростными усилиями.

Во избежание травм рекомендуется:

1. Выполнять упражнения только после разминки с достаточным согреванием мышц.

2. Надевать тренировочный костюм в холодную погоду.

3. Не применять скоростные усилия с максимальной интенсивностью в ранние утренние часы.

4. Не бегать продолжительно по асфальту и другим сверхжестким покрытиям.

5. Прекращать нагрузку при появлении болей в мышцах.

6. Применять упражнения на расслабление и массаж.

7. Освоить упражнения на растягивание - «стретчинг».

8. Применять втирания, стимулирующие кровоснабжение мышц, но только по совету врача.

Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия.

Восстановительные средства делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.

Педагогические средства являются основными, так как при нерациональном построении тренировки остальные средства восстановления оказываются неэффективными. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.

Специальное психологическое воздействие, обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. Однако в спортивных школах возрастает роль тренера в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т.д. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов.

Особо важное значение имеет определение психической совместимости спортсменов.

Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, тренировочных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.

Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.

ОСВОЕНИЕ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ

Игра в баскетбол предполагает приобретение различных навыков и умение применять их  самостоятельно и в группах. Чем лучше освоены навыки, тем свободнее чувствует себя игрок на площадке, тем увереннее он ориентируется в самой игре и получает возможность применять эти навыки в различных игровых ситуациях.

Приобретение детьми основных навыков баскетбола есть ни что иное, как обучение их приёмам (технике) обращения с мячом. Овладение же приёмами способствует приобретению различных умений применять эти приемы в тех или иных  игровых действиях.

Техническая подготовка

ТЕХНИКА НАПАДЕНИЯ

1. Передвижения и стойки: передвижения c максимальной скоростью, ускорения, остановки; сочетание передвижений с остановками, прыжками, поворотами; сочетание передвижений, остановок, прыжков с техническими приёмами нападения.

2. Владение мячом: ловля мяча (на максимальной скорости передвижения при сопротивлении противника, на максимальной высоте прыжка при сопротивлении противника с целью последующей атаки корзины); (после резкого входа в 3-секундную зону; в наивысшей точке прыжка с целью последующей атаки корзины; приём голевых передач, скрытых передач, мяча в движении на максимальной скорости, сброшенного мяча в условиях, моделирующих различные игровые ситуации повышенной сложности; сочетание различных способов ловли мяча с техническими приёмами нападения в разных игровых ситуациях повышенной сложности; передача мяча (длинная передача мяча двумя и одной рукой сверху, передача мяча игроку, убегающему «в отрыв»; длинная передача в сторону боковой линии, передача мяча нападающему, входящему в 3-секундную зону в различных игровых ситуациях, передача мяча после ловли в прыжке, первая передача «в отрыв» после подбора мяча при активном сопротивлении противника; передача мяча с разворотом на 180°; передача мяча центровому игроку с целью атаки корзины, скрытые передачи из различных исходных положений; передача мяча с финтами, сбрасывание мяча при проходах на кольцо); броски мяча (в прыжке с ближних, средних дистанций, а также при активном сопротивлении противника, добивание мяча, бросок мяча в прыжке с разворотом на 180°; бросок мяча двумя, одной руками сверху вниз, на месте и в движении; штрафной бросок; добивание мяча после отскока от щита или кольца двумя и одной рукой в одно касание; многократное добивание мяча при активном противодействии; бросок мяча с места с дальних дистанций при активном сопротивлении противника; бросок мяча после резкого входа под кольцо в игровых ситуациях повышенной сложности).

3. Ведение мяча: проход под кольцо из исходного положения лицом и спиной к защитнику; проход вдоль лицевой линии с последующим сбрасыванием мяча партнёру, входящему в 3-секундную зону; ведение мяча со сменой режима и характера передвижения; дриблинг; проходы из положений спиной, боком к щиту при активном сопротивлении противника; ведение мяча на максимальной скорости со сменой высоты отскока в игровых ситуациях при активном сопротивлении противника; обводка на скорости с различными способами маневрирования в ситуациях высокой игровой сложности; проход под кольцо с правой и левой стороны с последующей атакой корзины при активном сопротивлении противника.

ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ

1. Передвижения (сочетание передвижений, стоек с техническими приёмами защиты в различных частях площадки; сочетание остановок и прыжков с техническими приёмами защиты; передвижения и стойки при подстраховке центрового игрока; передвижения и стойки при противодействии игрокам различного амплуа при их месторасположении в различных частях площадки.

2. Овладение мячом (отбивание и перехват голевых передач; противодействие дриблингу; отбивание и перехват мяча при передачах центровому игроку; противодействие броску сверху вниз; перехват и отбивание мяча при сбрасывании; сочетание подбора мяча у своего кольца с последующей передачей в отрыв; противодействие игрокам, находящимся в различных зонах площадки; противодействие при смене позиций центрового игрока.

Тактическая подготовка

ТАКТИКА НАПАДЕНИЯ

1. Индивидуальные действия: выбор места для применения технических приёмов и их сочетаний в индивидуальных действиях с учётом выполняемых функций и применяющихся систем игры; против конкретного противника с учётом его индивидуальных особенностей.

2. Групповые действия: выбор момента и способа взаимодействия с партнёрами в зависимости от выполняемых функций, применяющихся систем игры и конкретных тактических задач, групповые взаимодействия в соответствии с планом игры.

3. Командные действия: нападение против зонного прессинга; применение комбинаций в ходе игры; сочетание систем игры в нападении в ходе встречи; выполнение намеченного плана командных действий в ходе игры; умение изменять тактические действия команды в ходе встречи в зависимости от различных факторов (результат, неожиданное действие противника, индивидуальные особенности отдельных игроков и т.п.).

ТАКТИКА ЗАЩИТЫ

1. Индивидуальные действия: выбор места и способа противодействия партнёру, в зависимости от его игровых функций и месторасположения; выбор места способа овладения мячом, противодействия и их сочетаний в комплексных индивидуальных действиях с учётом игровых функций и применяющихся систем игры; против конкретного противника с учётом его индивидуальных особенностей.

2 . Групповые действия: выбор места, момента и способа взаимодействия с партнёрами при зонном прессинге; групповые взаимодействия с учётом конкретного противника.

3 . Командные действия: зонный прессинг; организация защитных действий против применения комбинаций в процессе игры; сочетание систем игры в ходе встречи; смена форм защиты в зависимости от конкретной ситуации.

При подготовке баскетболистов по программе предусматривается проведение соревнований:

1. Внутригрупповые.

Проводятся по общей физической подготовке, по подвижным и спортивным играм, по учебным играм по баскетболу.

2. Межгрупповые.

Проводятся между группами, в виде соревнований по общей физической подготовке по подвижным и спортивным играм, по учебным играм по баскетболу.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной),и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.

Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.

В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.

Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутогенных воздействий.

Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.

На занятиях акцент делается на развитии спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия.

В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий:

- в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, развитием волевых качеств и специализированного восприятия, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности;

- в переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления организма.

В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и приемы психической регуляции.

Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Специально-подготовительные упражнения

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м) Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).

Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног па месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Метание камней с отскоком от поверхности воды. Метание палок (игра в «городки»). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность попадания в мишени на полу и на стене, в ворота.

Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).

Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.

Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).


III. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Контроль эффективности применяемых средств по общефизической подготовке проводятся контрольными упражнениями конце года (май) - итоговая аттестация

Занимающиеся выполняют следующие тестовые задания:

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Юноши

Девушки

 Быстрота

 Бег на 20 м (не более 4,5 с)

 Бег на 20 м (не более 4,7 с)

 Скоростное ведение мяча 20 м (не более 11,0 с)

Скоростное ведение мяча 20 м (не более 11,4 с)

 Скоростно-силовые качества

 Прыжок в длину с места (не менее 130 см)

 Прыжок в длину с места (не менее 115 см)

 Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 24 см)

Прыжок вверх с места со взмахом руками (не менее 20 см)

Продвижение ребёнка в диапазоне уровня также считается успешностью.

Освоение основных элементов баскетбола.

Контроль освоения занимающимися основных элементов баскетбола проверяется контрольными упражнениями и систематическими визуальными наблюдениями за качеством выполнения движения.

Используются следующие тестовые упражнения:

Передвижения

в защитной

стойке (с)

Скоростное ведение (с, попадания)

Передача мяча (с, попадания)

Дистанционные броски (%)

Штрафные броски (%)

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

10,1

10,3

15

15,3

14,2

14,5

28

28

-

-

Формой контроля освоения основных элементов баскетбола является педагогическое тестирование в конце года.

Освоение игровых действий.

Контроль освоения занимающимися игровых действий заключается в вынесении оценочных суждений по выполнению занимающимися действий в защите и нападении с учётом выполнения игроками тех или иных функций. Для юных баскетболистов (8-11 лет) главной задачей в этом разделе считается:

- уметь ориентироваться на площадке (своё, чужое кольцо);

- научиться правильно выбирать решение (бросить в кольцо, делать передачу, вести мяч);

- уметь распределяться в игре при личной защите (один игрок «держит» одного игрока другой команды по силам);

- уметь переключаться от игры в защите в игру в нападение;

- правильно занимать место в защите и нападении по отношению к кольцу и соперникам;

-уметь взаимодействовать в нападении и защите в разных количественных соотношениях игроков;

- вводить мяч в игру после забитого мяча и нарушения правил игры в баскетбол соперником;

 - уметь взаимодействовать в команде, как в нападении, так и в защите

(позиционное нападение).

Методом контроля является метод наблюдения, в результате которого выносятся оценочные суждения по овладению учащимся игровыми действиями (тактическими действиями) соответственно возрастной группе и периоду обучения.

Формой контроля освоения игровых действий являются внутригрупповые игры, товарищеские встречи.


VI. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: Советский спорт. 2007. -100 с.

2. Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое  пособие. /СПб. ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008. - 62 с.

3. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие /Е.Р. Яхонтов. 3-е изд., стереотипное: СПБ ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу. - СПБ., Изд-во Олимп - СПб, 2007. - 134 с.

4. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера. - М.: Агентство «ФАИ», 1997. - 224 с.: ил. - (серия «Спорт»)

5. Би К., Нортон К. Упражнения в баскетболе. Пер. с англ. М., ФиС, 1999 г.

6. Пинхолстер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений (перевод с английского) М., ФиС ,2000 г. - 1964 с. с илл.

7. Вуден Д. Современный баскетбол: пер. с англ. - М.: ФиС, 1999 г. - 256 с. с илл.

8. Гатмен, Билл. Все о тренировке юного баскетболиста /Билл, Гатмен, Том Финнеган: пер. с англ., М.: АСТ: Астрель, 2006г. - 211, [13] с.: с илл.

9. Методическое пособие Д.И. Нестеровский. Баскетбол. Теория и методика обучения. Издательский центр «Академия», 2008 г.

10. Билл Гатмен и Том Финнеган.  «Всё о тренировке юного баскетболиста». Москва АСТ * Астрель 2007 г.

11.  Баскетбол. Правила игры. Реги@н. Санкт-Петербург 2007 г.

12.  Сортел,Н. Баскетбол 100 упражнений и советов для юных игроков АСТ: Астрель, 2005 г.

13. Методическое пособие для учителей физической культуры, руководителей спортивных секций, студентов физкультурных специальных вузов.  Швапйко Л.Г. развёрнутые планы-конспекты по баскетболу в 5-8 классах. Минск 2008 г.

14. Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетбола Гранд Фаир 2002 г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://russiabasket.ru/ - Российская Федерация баскетбола
  2. http://ugrabasket.narod.ru/- Окружная общественная организация « Федерация баскетбола ХМАО-Югры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол»

Возраст обучающихся от 12 до 15 летСрок реализации 3 года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»

Программа модифицирована на основе программы: Организация работы спортивных секций в школе. Каинов А.Н. - Волгоград: Учитель, 2010г. и имеет физкультурно-спортивную направленность....

Общеразвивающая Программа по баскетболу

Общеразвивающая Программа по баскетболу (далее Программа) для специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Югория» им. А.А. Пилояна (СДЮСШОР «Югория») по баскетболу разра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «БАСКЕТБОЛ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  физкультурно-спортивной направленности  «БАСКЕТБОЛ»...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Баскетбол"

Рабочая программа по баскетболу для реализации в системе дополнительного образования...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Оранжевый мяч" (баскетбол).

Реализация федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введение Федеральных государственных образов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»

Пояснительная  записка     Дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Баскетбол» является модифицированной. Программа  составлена на  осно...