Методическое пособие «Как проанализировать внеклассное мероприятие?».
учебно-методическое пособие

Гомзикова Юлия Владимировна

Занятие нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы.  Каждой теме соответствуют определённые задачи и нужно оценивать не разнообразие форм и методов, а их необходимость и достаточность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_proanalizirovat_otkrytoe_zanyatie_kollegi.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие для педагога дополнительного образования.

«Как проанализировать открытое занятие коллеги?».

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство коллег оцениваются в основном во время посещения открытых занятий. На занятии, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех учащихся.

Реальная ценность занятия — его результат; степень усвоения материала учащимися. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, занятие эффективным назвать нельзя. На занятие ребята, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на занятие.

Более детально наблюдение за занятием должно охватывать:

1) Организационную сторону занятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит преподаватель в класс, подготовлены ли пособия, оборудование, готовы ли ребята к занятию, обращает внимание и на санитарное состояние кабинета и общий порядок;

2) Содержание занятия. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью,  используется ли материал занятия в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов ребят, степень их заинтересованности, глубина полученных ранее знаний, уровень самостоятельности, культура речи. Так же оценивается и то, как педагог реагирует на сообщения обучающихся, мотивирует их познавательную активность, даёт оценки услышанному и увиденному;

3) Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система требований педагога. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, соблюдают ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение школьников, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину, даёт ли своевременные оценки;

4) Методическую сторону занятия:

а) какие формы и методы используются в ходе занятия, какие приемы активизации группы, сколько времени уходит на выполнение заданий, данных педагогом, грамотно ли распределено время «теория-практика»;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления учащихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы практические задания;

г) способы закрепления знаний, выполнения тех или иных практических заданий, выполнения самостоятельной части работ;

5) Особенности поведения преподавателя на занятие. Не меньший интерес для представляет и роль педагога на занятии как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающимися.

Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты педагогической работы. Наблюдение за педагогом и учащимися, разбор занятия, всесторонний его анализ, определение сильных и слабых сторон позволит наблюдателю сделать для себя определённые выводы, пополнить собственную копилку методических умений, увереннее чувствовать себя в будущем при проведении собственного открытого мероприятия/занятия.

Занятие нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все занятия были комбинированными, включали все “элементы” — это значит «палить из пушки по воробъям». Каждой теме соответствуют определённые задачи и нужно оценивать не разнообразие форм и методов, а их необходимость и достаточность.

Анализируя занятие, нужно учитывать по крайней мере такие конкретные обстоятельства, как:

а) особенности темы. Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства,

б) возможности учреждения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, пришкольных участков. Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования; в) состав данного коллектива, уровень развития и способностей учащихся (нередко мнение о занятии составляется на основе ответов или работ детей,  а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются) ;

г) индивидуальность педагога, опыт, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:

а) сам педагог рассказывает о своем занятие, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

б) затем приглашённые анализируют положительные стороны занятия;

в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и совместно подводятся итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие по проведению внеклассного мероприятия "Праздник Российского флага"

Анализ ФКЗ №1.История Российского флага. Викторина по истории флага....

Методическое пособие по проведению внеклассного мероприятия "Я - пешеход, я -пассажир, я- водитель"

Материал мероприятия закрепляет знания Правил дорожного движения у учащихся....

Методическое пособие по проведению внеклассного мероприятия "Моя семья"

Мероприятие дает возможность познакомиться с Семейным кодексом РФ....

Методическое пособие по проведению внеклассного мероприятия«Да, были люди в наше время»

Мероприятие приурочено к 200-летию победы в Отечественной войне 1812г. Материал дает информацию об основных событиях войны.  Закрепление материала проходит в форме викторины...

Методическое пособие для проведения внеклассных мероприятий из цикла "Литературные чтения": "«Друзья души моей...» (Лицейское братство Пушкина)"

Методическая разработка представляет собой подробный развернутый сценарий проведения литературного вечера "«Друзья души моей...» (Лицейское братство Пушкина)". Материал довольно ...

Методическое пособие для проведения внеклассного мероприятия по французскому языку в средней школе "Час поэзии"

Представленная презентация является наглядным пособием для проведения внеклассного мероприятия  "Час поэзии". Презентация содержит биографический материал о самых известных поэтах, а также ...