Ценностные ориентации личности – основа профессионального самоопределения.
методическая разработка (9 класс) на тему

Смирнова Татьяна Александровна

Групповое занятие с элементами тренинга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смирнова Татьяна Александровна

педагог-психолог

Муниципального общеобразовательного учреждения

 Тушнинской  средней школы имени Ф.Е.Крайнова

Тема занятия: Ценностные ориентации личности – основа профессионального самоопределения.

Цели занятия:

  1. Формирование представлений о ценностных ориентациях  личности, осознание сущности собственного «Я», как основы профессионального самоопределения; формирование мотивов саморазвития, личностного роста.
  2. Развитие навыков самовыражения, рефлексии.
  3. Поддержание положительного эмоционального фона.

Форма занятия: групповое занятие с элементами социально-психологического тренинга.

Участники: учащиеся 10 класса.

Техники: гистограмма «Моя жизнь».

Необходимые материалы: бланки для построения гистограммы, тетради по профориентации, цветные карандаши, ручки.

Ход занятия:

Организационный момент.

-Добрый день, дорогие ребята! У нас сегодня очередное занятие, посвященное выбору профессии. Наше занятие начинается с тематической разминки.

Упражнение «Те, кто…»

- Встаньте пожалуйста в тесный круг. Поменяйтесь местами ..

-у кого голубые глаза,

-кто точно выбрал свою будущую профессию,

- кто собирается поступать в ВУЗ,

- кому нужна психологическая помощь в выборе профессии,

- кому интересны психологические тренинги,

- кто готов к работе.

-Спасибо! Теперь приступим к основной части нашего занятия. Вспомним и перечислим составляющие личности.

Личность – это четыре составляющих:

-познавательная сфера,

-эмоционально-волевая (темперамент и характер) сфера,

-мотивационная (потребности, интересы) сфера,

-ценностная сфера.

     Ценностные ориентации человека составляют основу его отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности – «философия жизни».

  Согласно учению психолога Р.Рокича имеются два класса ценностей:

  1. Терминальные (то, к чему стремится человек).

А к чему может стремиться человек? (Здоровье, свобода, карьера, образование, семья и т.д.) Это  ценности – цели.

  1. Инструментальные ценности- те ценности, которые помогают  добиться главных целей.

- Что же относится к инструментальным ценностям?

Рассмотрим списки качеств личности. Каждое из них представлено в виде полярных полюсов.

Аккуратность – небрежность

Воспитанность - невежество

Оптимизм - пессимизм

Независимость (самостоятельность) – зависимость (инфантильность)

Твердость (решительность) – мягкость (нерешительность)

Искренность – лживость

Чуткость – безразличие

Смелость – боязливость

Организованность - несобранность

Коммуникабельность (общительность) - неразговорчивость

Активность (деятельность) – пассивность (бездеятельность)

Непринужденность (раскованность) – скованность (зажатость)

Целеустремленность - импульсивность

 - Итак, мы разобрали то, что помогает человеку добиться целей. Переходим конкретно к ценностям личности. Перечислите все желания, которые пришли вам в голову. (отвечают учащиеся  по очереди, передавая из рук в руки мягкую игрушку).

  - Спасибо. Вы перечислили то, к чему будете стремиться, к вашим желаниям.  Прошу вас прослушать  и назвать не более трех из перечисленных целей, которые для вас являются самыми важными.

1. Хорошая и крепкая семья.

2. Материально обеспеченная жизнь.

3. Интересная работа.

4. Достижения успеха в жизни.

5. Удовольствия жизни.

6. Наличие верных друзей.

7. Свобода и независимость.

8. Здоровье.

9. Благосостояние общества.

10. Познание себя и самосовершенствование.

11. Стать знаменитым.

12. Деятельность на благо людей, не обязательно за деньги.

13. Успешная профессиональная карьера.

14. Другое__________

          Обсуждение.

        - Спасибо за ваши искренние ответы. Некоторые ценности легко сочетаются с другими, некоторые противоречат друг-другу, например, трудно сочетать серьезную карьеру с созданием счастливой семьи. Часто приходится чем-то жертвовать ради самой значимой жизненной цели.

        - Проведем небольшую шуточную игру «Минута шалости». Подумайте и ответьте на вопросы: какие жизненные ценности имеют  герои сказок? Какая профессия подошла бы героям: волку из сказки «Семеро козлят»? Коту Матроскину? Красной шапочке? Шарику из Простоквашино?..

           -Молодцы! Интересные у вас ответы. Отдохнули.  И выполним следующее задание.

         Задание: построить гистограмму «Моя жизнь». Необходимо изобразить важные события своей жизни. Синим цветом – события из прошлого, красным цветом - настоящее, зеленым цветом- будущее.  Дается время 10 минут. Прошу сохранить данные гистограммы для будущих занятий.

       - Возвращаемся  к творческому заданию.  Предлагаю вам выполнить необычное упражнение: составить текст брачного объявления.

Во-первых, каждый из  вас сможет заявить о своей системе ценностей;

Во-вторых, конструктивно можете использовать фантазию, заглянуть в будущее;

В-третьих, лучше узнаете друг друга.

Предлагаемая структура объявления:

  1. Фамилие, имя.
  2. Физические данные (возраст, рост, вес).
  3. Общее сведения. Дополнительные: знак зодиака, наличие вредных привычек.
  4. Социальный статус: образование, материальное обеспечение, работа.
  5. Личностная характеристика (качества личности, черты характера, отношения к себе, к людям, увлечения).
  6. Ожидание  в выборе партнера (физические данные, социальный статус, качества личности, черты характера).

          После написания текстов брачного объявления, зачитываю. Задача учащихся: отгадать кому принадлежит это объявление.

         Организация экспресс-обсуждения. (вопросы: что нового узнали? Сложно ли было? Чему научились? Что запомнилось?

Каждый участник должен получить обратную связь.

   Закончу наше занятие словами  И.П.Павлова: «Жизнь перестает привлекать к себе, как только исчезает цель» Помните об этом! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская ценностных ориентаций "Личность"

Мастерская- это мощное средство изменения опыта человека и системы его ценностей. В зависимости от личного опыта каждый участник мастерской находит в ее содержании что-то свое, придает ме...

«Использование потенциала предметной области «Искусство» в становлении и развитии системы ценностных ориентаций личности»

В данной презентации представлены основные цели обучения музыке в основной школе, способы формирования мотивационно-смысловой стороны учебной деятельности, УДД, приемы организации учебной деятельности...

Групповое занятие с подростками «Ценностные ориентации личности».

Цель: Актуализировать процесс социального самоопределения подростков....

Изучение особенностей ценностных ориентаций личности в зависимости от возраста

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному в об...