Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по риторике "Поэзия - великий дар"
    методическая разработка на тему

    Литературная гостиная "Поэзия - великий дар"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературная гостиная «Поэзия – великий дар»

    5 класс

    Цель: сформировать представление о поэзии  на примере творчества юных поэтов

    Задачи:

    • развитие у учащихся мотивации к чтению поэзии на основе непосредственного восприятия художественного текста в исполнении сверстников
    • показать, что уже в детстве у ребенка формируется удивительный мир творчества, интерес к необычному, свое восприятие окружающей действительности.
    • вызвать потребность развивать собственные творческие способности

    Оборудование: мультимедийный проектор, волшебный ящик с атрибутами поэзии.

    Оформление литературной гостиной:

    Парты  составлены в три стола, покрытые скатертями. За столами сидят участники литературной гостиной.

    Для зрителей и гостей расставляются стулья в несколько рядов в противоположной части класса.

    На стенах – портреты поэтов.

    На столах по углам класса – выставка поэтических сборников.

    Сценарий урока

    Вступительное слово учителя:   

    - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

    У нас сегодня необычное занятие - литературная гостиная. Вы, наверное, уже обратили внимание на особое оформление нашего класса, ну и, конечно, на то, как мы с  вами выглядим – по-праздничному. Дело в том, что предмет разговора у нас сегодня будет совершенно особый, и для него необходима соответствующая обстановка.

    Чтобы выяснить тему сегодняшнего занятия мы проведем небольшую разминку. Я приготовила для вас сюрпризы, которые находятся в «волшебном» ящике. Сейчас от каждого стола ко мне подойдет один человек и достанет какой-нибудь предмет, вернется за стол, а вы все вместе поразмышляете, какие ассоциации у вас вызывает этот предмет.

    - Как вы думаете, что связывает все эти вещи? (тема поэзии). (Слайд1)

    Верно. Мы сегодня с вами поговорим о поэзии. Тема выбрана неслучайно. Дело в том, что 3 марта во всем мире отмечался день писателя, а 21 марта отмечается еще один праздник на мировом уровне – день поэзии. (Слайд2.)

    - Что же такое поэзия? (Слайд3)

    Вот как дает определение этому слову С.И.Ожегов: «Поэзия – словесное художественное творчество».

    А если сказать по-другому: поэзия – это чувственный язык, на котором пишут и говорят в специальной форме.

    Все ли вам понятно из этих определений?

    - Что же это за форма, что отличает поэзию от прозы?

    Мы с вами можем предположить, как начиналась поэзия. Конечно, мы никогда не узнаем, кто первым и когда создал стихотворение. На протяжении тысяч лет на человека оказывали влияние ритмы, которые он слышал вокруг себя – в звуке воды, ветра, в полете птиц, в ритмическом движении животных. Стараясь воспроизвести некоторые из этих ритмов, человек обращался к поэтическому воображению.

    Самые древние стихотворные произведения, дошедшие до нас, были созданы в Древней Греции в Vв. до н.э. и исполнялись в сопровождении музыки и танцев. (Слайд4).

    А кто из вас любит стихи?

    Сейчас на экране появится портреты известных вам поэтов, о творчестве которых мы говорили в 5 классе, а вы мне назовете их имена. (Слайд 5  )

    Эти поэты вам уже известны, а с творчеством следующих поэтов мы познакомимся в старших классах. Возможно кто-то и сейчас сможет их назвать …..(Слайд6)

    Но, сегодня мы поговорим не о поэзии из учебников литературы, а о более близкой нам и вам 5-классникам поэзии.

    Начну наш разговор я. И расскажу вам свою собственную истории.  В далеком 1997 году, когда мне было 11 лет, как и  большинству из вас, на полке с книгами своего старшего брата я натолкнулась на подшивку литературного журнала для подростов «Мы» за 1990 год. И в одном из журналов мне  встретились интересные, ни на что не похожие стихи. Каково же было мое изумление, когда во вступительной статье к стихотворениям я прочла, что написала их восьмилетняя девочка. Стихи эти оставили  неизгладимое впечатление, и именно после этого события я увлеклась поэзией, которая стала моей самой большой любовью на всю жизнь. А тот самый журнал всегда со мной. Можно даже сказать, что он стал моим талисманом. И профессия моя, наверное, тоже не случайна.

    Имя этой девочки – Ника Турбина. (Слайд 7)

    Когда этой девочке было всего 12 лет, её знал весь Советский Союз: первая книга поэзии Ники Турбиной вышла во всем мире 30-тысячным тиражом. Именно из-за этой девочки в середине 80-х заговорили о феномене вундеркинда.

    Ника была уникальным ребенком, ее творчество изучали многие, но никто так и не смог объяснить, каким образом в столь юном возрасте девочке удавалось создавать настолько «взрослые» стихи, что были исполнены печалью и трагизмом. Ведь по глубине, яркости её поэзия не уступает поэзии признанных поэтов, которые были гораздо старше Ники.

    Давайте посмотрим с вами небольшой фрагмент фильма о Нике, в котором она читает свое стихотворение. (Видеофаил).

    Ребята, а вы заметили, чем эта девочка особенна?

    Не будем забывать, что и в нашем лицее немало талантливых детей, и я хочу познакомить вас с одной из них.

    Это Лера Сошникова из 11б класса.

    Рассказ ученицы о себе. Чтение стихов.

    Вы услышали стихотворения в исполнении их авторов. Обратите внимание, как по-разному они звучали в исполнении Леры и Ники.

    Важно еще, ребята, помнить о том, что каждое стихотворение надо правильно читать. Не у всех есть этот особый дар – заставить слова звучать по-иному, по-новому, от чего у других людей захватывает дыхание и сильнее бьется сердце

    Что же нужно для того, чтобы правильно прочесть стихотворение?

    Давайте вспомним с вами правила чтения стихотворения. Памятки с «Советами читающему стихотворение» есть у вас на столах. Попробуйте своими словами сформулировать самое главное. (Слайд 8)

    А сейчас, ребята, в подтверждение своих слов, я предлагаю вам посмотреть и послушать выступлении одной девочки (возможно, вы его уже видели). Она живет в Украине. Стихов она сама не пишет, но обладает этим волшебным даром – передавать поэтическую речь слушателям. Зовут ее Диана, ей 6 лет. Итак, смотрим…

    Какие чувства у вас вызвало стихотворение?

    Как вы считаете, каким образом ей удалось передать эмоции?

    Талантливые дети есть не только на телевидении, но и в нашем классе таких талантов немало. Кто-то пишет стихи, а у кого-то получается очень красиво их читать.

    Андрей Евлентьев прочтет нам стихотворение, посвященное папе.

    Автор стихотворения  Баринов Михаил, ученик 7 класса.

    Шли мы с папою вдвоём.
    Каждый думал о своём
    Думал папа, что когда бы
    Стал он маленьким опять,
    Он тогда один без мамы
    Уходил бы погулять.
    И рогаткой очень нужной,
    Хулиганам бы грозил

    Смело б топал он по лужам,
    В магазины не ходил,
    Не носил бы душный галстук,
    Всё что хочешь, рисовал,
    Если б вдруг пришёл он грязный,
    То никто бы не ругал.
    Ел мороженого много,
    Беззаботно напевал,
    Не дружил с девчонкой строгой,
    А с весёлою играл.
    Никогда бы не женился,
    Что-то я заговорился.
    Если б папа не женился,
    То и я бы не родился.
    И кому б читал он книжки?
    И учил себя вести?
    Всё же очень нам, мальчишкам,
    Хорошо вдвоём идти.

    Снежана Пасечная читает стихотворение Вики Ивченко «После всего будет зима..»

    После всего будет зима…


    Непоправимая печаль
    в листве опавшей.
    Стареет в мире всё, как жаль!
    Я стала старше.

    А осень с радужным хвостом
    взлетит Жар-птицей.
    И что-то важное потом
    не повторится.

    Забот безжалостная плеть
    стегает будни.
    Я вовсе не хочу взрослеть!
    Быть взрослой - трудно...

    Декабрь раскроет мой секрет,
    шепнув на ухо:
    "Тебе ведь скоро девять лет!"
    Почти старуха.

    Давайте вернемся к теме сегодняшней встречи. Поэзия – великий дар. Согласны ли вы с этим высказыванием? Действительно ли поэтический дар – это нечто великое, божественное?

    Поэзия - это язык души. А поэт - это тот, кто умеет выразить словами то, что словами не выражается. Каждое стихотворение - это какое-нибудь открытие и требует огромных усилий. Ведь надо не только написать, но и быть понятым.

    Наверное, и сегодня поэзия является верным спутником по всей жизни человека. Весна и осень, закаты и рассветы, романтика и любовь, трели птиц и шум морского прибоя - все это поэзия, которую мы часто не замечаем в таких простых и привычных нам вещах.

    Поэзия – огромный дар, великий труд, но все же она, в первую очередь, огромная загадка. И я хотела бы вам прочесть стихотворение Николая Ушакова об этом свойстве поэзии.

    Дана загадка на века -
    гармонии необычайной, -
    поэзия живёт, пока
    её возникновенье - тайна.
    Поёт народная душа,
    высокой точностью томима.
    Загадка - тем и хороша,
    что
           может быть
                       неразрешима
    .

    Кто-то из вас наделен поэтическим даром, кто-то другим, но совершенно особым. Мне хотелось бы вам пожелать никогда не стесняться своих способностей и всеми силами стараться их развивать.  А на память о нашей встрече я хотела бы подарить каждому из вас маленькие книжечки со стихами известных поэтов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

    Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

    Конспект открытого урока по теме "Великая Отечественная война"

    конспект   урока  в 11  классе по теме "ВОв"...

    Конспект открытого урока по теме "Великий кислород"

    В данном материале я разместила конспект открытого урока в 8 классе с использованием презентации, по теме Великий кислород....

    План-конспект открытого занятия по теме: " У.Шекспир-великий неизвестный"

    Цель урока-знакомство с творчеством Шекспира. Тип занятия-комбинированный урок. Вид занятия-объяснение нового материала. Методы и технологии, технологические приёмы: интерактивный, критическое мышлени...

    План-конспект открытого занятия по теме: " У.Шекспир-великий неизвестный"

    Цель занятия- знакомство с творчеством У. Шекспира. Задачи: развить навыки и умения в реализации речевой деятельности,  способности к умозаключению, развитию оперативной памяти, лингвис...

    План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»

    Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...