Конспект открытого занятия по РСВ и ФП на День открытых дверей 25.01.2017
план-конспект на тему

Виленская Ольга Валерьевна

Ученик - Архип Р., 3 класс А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение г. Москвы

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №52»

Коррекционно-развивающий блок

Конспект открытого занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Тема РСВ: Текст «Домашние животные» (второе занятие по тексту), «пёстрый» словарь;

Тема ФП: Звук [ч]. Звуки [в], [вь] - [ф], [фь]. Орфоэпия: «В, вь на конце слов».

Учитель-дефектолог: Виленская О.В.

Ученик: Архип Р. 3 «А»

25.02.2017

2017


Коррекционно-развивающий блок

Учитель-дефектолог: Виленская О.В.

Конспект открытого занятия по РСВ и ФП от 25 февраля 2017 г.

Архип, т/у, II-III ст., 3 класс «А».

Тема ФП: Звук [ч]. Звуки [в], [вь] - [ф], [фь]. Орфоэпия: «В, вь на конце слов».

Тема РСВ: Текст «Домашние животные», «Пёстрый» словарь (второе занятие по тексту).

Цели по РСВ:

- Слухо-зрительное восприятие с ИСА всего речевого материала по ФП на расстоянии от 0,7 м до 2 м;

- Восприятие на слух фраз из текста по порядку с опорой на деформированный текст без аппаратов на расстоянии 0,5 м;

- Восприятие вопросов к тексту без аппаратов на расстоянии 0,5-0,7 м;

- Восприятие «пёстрого» словаря без аппаратов на расстоянии 0,6-0,8 м.

Цели по ФП:

- Автоматизация звука [ч] в позиции между гласными на материале слогов, слов, предложений, текста;

- Дифференциация звуков [в], [вь] - [ф], [фь] на материале слов в наиболее часто встречающихся позициях;

- Тренировка навыка орфоэпического чтения (норма орфоэпии: «В, вь на конце слов») на материале слов;

- Развивать умение воспроизводить повествовательную интонацию

        - по подражанию;

        - самостоятельно.

Задачи:

  • Образовательные:

- тренировать в умении дифференцировать и правильно произносить звук Ч;

- закреплять навык дифференцированного произнесения звуков в, вь – ф, фь в чтении, при ответах на вопросы, в самостоятельной речи;

- закрепление навыка орфоэпического чтения (норма орфоэпии: «В, вь на конце слов»);

- развитие остаточного слуха с ИСА и без ИСА на L1 и L2 на всём речевом материале занятия.

  • Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух;

- тренировать в умении воспроизводить интонацию по подражанию речи учителя и самостоятельно;

- добиваться максимально внятной речи, минимизации искажений звукопроизношения, следить за грамматической правильностью оформления фразы;

- развивать слуховое восприятие с помощью ИСА и без ИСА на актуальном для обучающегося речевом материале;

- тренировать слуховую память и слуховое внимание;

- развивать логическое мышление;

- расширять и уточнять словарный запас обучающегося.

  • Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к занятиям;

- расширение кругозора и формирование положительного отношения к домашним животным.

Оборудование: зеркало, таблички, картинки, персональный компьютер (для демонстрации презентации PowerPoint с картинками), экран.

Условные обозначения в конспекте:

(Действия учителя или ученика)

*Речевой материал, предъявляемый только на слух без опоры на графическое изображение

[Фонетика]


План занятия

  1. Организационный момент (0,5 минут)
  2. Основная часть:
  1. Формирование произношения (9,5 минут):
  1. Работа над звуком [ч]:
  • Изолированно;
  • Слоги и слова;
  • Фразы;
  • Текст.
  1. Работа над звуками [в], [вь] – [ф], [фь]:
  • Слоги, слова, фразы;
  • Игра «Волшебный мешочек».
  1. Работа над словом (орфоэпия).
  2. Работа над фразой:
  • Повествовательная интонация (информально, в течение всего занятия).
  1. Развитие слухового восприятия (10 минут):
  1. Глобальное восприятие знакомого рассказа (второе занятие по теме) с ИСА (L1=), работа с деформированным текстом;
  2. Восприятие на слух без ИСА (L1) вопросов к тексту;
  3. Восприятие на слух без ИСА (L2) «пёстрого» словаря.
  1. Рефлексия (итог занятия)

Ход занятия

Учитель

Ученик

  1. Оргмомент (0,5 минут). С ИСА – 2 м.

Здравствуй, Архип!

Здравствуйте, Ольга Валерьевна!

*Назови второй зимний месяц.

Январь.

*Посчитай: первый множитель – 3, второй множитель – 6, найди произведение.

3 умножить на 6 будет 18.

*Какой сегодня день недели?

Сегодня четверг.

*С какого звука начинается слово?

Со звука [ч].

  1. ФП (9,5 минут). С ИСА – 0,7 м.
  1. Автоматизация звука [ч]
  1. Сопряжённая и отражённая артикуляция с использованием элементов фонетической ритмики:

Давай вспомним, как мы учились говорить звук [ч].

Помни: [ч] мы говорим коротко и быстро.

(ученик выполняет движения фонетической ритмики и изолированно произносит звук [ч])

  1. Восприятие на слух с опорой на текст слогов, слов, словосочетаний вразбивку:

Ч

Коротко и часто

Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч

Позиции

Перед гласными

Ча

Чашка

Чо

Чопорный

Чу

Чудо

Че

Человек

Чи

Чисто

Конечная позиция

Ач

Грач

Оч

Ночь

Уч

Обруч

Эч

Речь

Ич

Клич

Между гласными

Ача

Мочалка

Ачу

Хочу

Аче

Учебник

Ачо

Сачок

Ачи

Сочинение

Стечение с согласным

Очта

Почта

Очка

Точка

Ачка

Девочка

Ичка

Спичка

Ична

Коричневый

Предложения

Я хочу печенье.

Девочке на руку бабочка села.

Мальчик читает учебник по чтению.

Вчера был четверг.

Текст

Птичка

    У мальчика была птичка. Мальчик учил птичку чирикать, но птичка молчала. Мальчик спросил девочку:

    - Почему птичка молчит?

    - Птичка хочет на волю, - отвечала девочка.

    Мальчик открыл форточку и выпустил птичку. Птичка села на черёмуху и зачирикала.

(Учитель кладёт карточку с речевым материалом)

Повторяй за мной.

(Ученику проговариваются слоги, слова вразбивку с опорой на текст)

(Восприятие на слух с опорой вразбивку, отражённое проговаривание)

(Ученик читает слоги и слова после учителя)

  1. Чтение текста с соблюдением интонации повествовательного предложения:

Молодец, теперь *прочитай текст, соблюдая интонацию.

У мальчика была птичка. Мальчик учил птичку чирикать, но птичка молчала. Мальчик спросил девочку:

    - Почему птичка молчит?

    - Птичка хочет на волю, - отвечала девочка.

    Мальчик открыл форточку и выпустил птичку. Птичка села на черёмуху и зачирикала.

  1. Составление фраз по картинкам:

http://blog.printpapa.com/wp-content/uploads/2010/06/126_2555270.jpg http://bonavita.pl/data/2014/12/otylosc-u-dzieci-i-mlodziezy-przyczyny-epidemii-xxi-wieku.jpg http://savepic.su/7026790.jpg

(Учитель кладёт на стол 3 картинки)

*Скажи, что делают дети на картинке?

Мальчик читает книгу.

Мальчик ест печенье.

Девочка ловит бабочку.

Отлично, *закрой глаза.

(Учитель перемешивает картинки)

Открой глаза. Посмотри на картинки.

*Вспомни, какая картинка была первая, а какая последняя. Повтори фразы.

(Ученик закрывает глаза)

Мальчик читает книгу – первая. Мальчик ест печенье – вторая. Девочка ловит бабочку – последняя (третья).

  1. Дифференциация звуков [в], [вь] - [ф], [фь]
  1. Уточнение артикуляции и слухового образа звуков:

Молодец, звук [ч] говорил хорошо. А теперь будем различать звуки [в], [вь] - [ф], [фь]

Глухие

Звонкие

Твёрдые

Ф

В

Мягкие

Фь

Вь

(Учитель кладёт перед учеником таблицу)

*На какие две группы делятся звуки [в], [вь] - [ф], [фь]?

Давай посмотрим на таблицу. *Звуки [в] - [ф] какие?

Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.

Твёрдые.

*А звуки [вь] - [фь]?

Мягкие.

*Назови только звонкие звуки.

[в], [вь]

*Назови только глухие звуки.

[ф], [фь]

  1. Развитие фонематического слуха:

(Учитель кладёт таблички со слогами)

Послушай и покажи:

*Ава-афа

*Фи-ви

*Вы-фы

*Ву-фу

Ава-афа

Фи-ви

Вы-фы

Ву-фу

  1. Закрепление дифференцированного произношения звуков на материале слов (называние картинок):

Молодец, теперь мы с тобой немного поиграем.

(Учитель достаёт «Волшебный мешочек»)

Что это?

Это - Волшебный мешочек!

Мешок.

Волшебный мешочек.

А что у меня в Волшебном мешочке?

Фишки.

Правильно, молодец, теперь достань и назови фишки, разложи их по трём группам. (Учитель кладёт таблички «Сказки», «фрукты-овощи», «животные»)

(Ученик достаёт по одной фишке, называет их и соотносит их с одной из групп)

«Маша и медведь» - сказки.

«Красавица и чудовище» - сказки.

«Царевна-лягушка» - сказки.

«Морковь» - фрукты-овощи.

«Слива» - фрукты-овощи.

«Тыква» - фрукты-овощи.

«Лев» - животные.

«Корова» - животные.

«Свинья» - животные

*Назови, фишки группы «сказки».

Красавица и чудовище, царевна-лягушка, Маша и медведь.

*Подумай и скажи, какая фишка лишняя и почему?

Красавица и чудовище, потому что это иностранная сказка, а Царевна-лягушка и Маша и медведь – русские сказки.

Царевна-лягушка, потому что на фишке нарисован один герой, а на остальных – два.

Хорошо, убирай фишки. *Назови фишки группы «животные».

Лев, корова, свинья.

*Молодец, назови лишнюю фишку и скажи, почему?

Лев, потому что это дикое животное, а остальные – домашние.

Хорошо. Убирай фишки.

*Назови фишки группы «фрукты-овощи». Скажи, какая фишка лишняя?

Слива, морковь, тыква. Лишняя слива, потому что это фрукт, а остальные – овощи.

Отлично, убери эту фишку.

*В каком слове звук [в] стоит в середине слова?

В слове «тыква».

Хорошо, убирай эту фишку. Какая фишка осталась?

Фишка со словом «морковь».

  1. Работа над словом: орфоэпия.

Отлично.

(Учитель кладёт табличку со словом «морковь»)

Поставь ударение.

Скажи, как мы читаем букву «О» по правилу?

Как А.

Молодец, ставь звук А над буквой.

В этом слове есть ещё одно правило чтения. Посмотри внимательно: мы пишем «вь», а читаем «фь» в конце слова. Как мы прочтём слово?

[Маркофь]

Правильно. Давай потренируемся.

(Учитель кладёт таблички слов «составь», «приготовь», «рукав»)

[Састафь], [пригатофь], [рукаф].

  1. РСВ (10 минут)

Домашние животные

    Домашние животные давным–давно живут рядом с человеком, поэтому не могут обходиться без его помощи. Они разучились сами добывать себе корм, строить жилище и защищаться от врагов.

    Человек заботится о домашних животных, строит им удобное и тёплое жилье, кормит их, а они дают ему много полезных вещей: молоко, мясо, шерсть и т.д. Домашние животные — это коровы, лошади, свиньи, козы, кошки, собаки, ослы, овцы, куры, утки и т.д.

    Домашние животные живут в городских квартирах и на фермах.

  1. Орг. момент (адаптация слуха к восприятию речи без ИСА):

Отлично, теперь сними слуховые аппараты.

(Ученик снимает аппараты)

Звуки в-ф ты не путал, правило чтения запомнил, молодец. Теперь будем слушать без слуховых аппаратов. Вчера мы слушали новый рассказ с аппаратами целиком, а сегодня мы этот рассказ послушаем без аппаратов по предложениям. Тебе нужно послушать предложение, повторить, найти его и поставить по порядку.

  1. Восприятие на слух текста с опорой на деформированный текст (без ИСА – 0,5 м)

(Учитель перемешивает таблички с предложениями текста «Домашние животные»)

(Учитель читает за экраном текст по одному предложению последовательно)

(Восприятие на слух текста. Ученик повторяет предложения с опорой на найденную табличку (работа с деформированным текстом) )

  1. Восприятие на слух вопросов без опоры на текст (без ИСА – 0,5-0,7 м)

(Учитель убирает таблички с предложениями)

Теперь будем отвечать на вопросы:

*Почему домашние животные не могут обходиться без помощи человека?

*Что делает человек для домашних животных?

*Какие полезные вещи дают домашние животные человеку?

Выбери лишнее и скажи, почему:

*В квартире живут собаки, кошки, куры, попугаи;

*На фермах живут свиньи, утки, рыбки, собаки, коровы.

(Без ИСА – 0,5-0,7 м)

Потому что они разучились сами добывать себе корм, строить жилище и защищаться от врагов.

Человек заботится о них, строит жилище, кормит.

Молоко, мясо, шерсть и т.д.

Куры, потому что они живут на ферме.

Рыбки, потому что они живут дома в аквариуме.

  1. Восприятие на слух «Пёстрого» словаря без опоры на текст (без ИСА 0,6-0,8 м)

Послушай и повтори:

*Человек, число, коровы, ферма, свиньи, разучились, четыре, живут, восемь.

Надень аппараты.

Человек, число, коровы, ферма, свиньи, разучились, четыре, живут, восемь.

(Ученик надевает и включает слуховые аппараты)

  1. Рефлексия

Ты молодец. Звуки говорил хорошо, правило выучил на отлично, текст слушал внимательно, на вопросы отвечал правильно. Занятие закончено, можно идти в класс.

До свидания, Ольга Валерьевна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие из цикла «Азбука общения». Тема : «День рождения».

Открытое занятие из цикла «Азбука общения».                          Тема :...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ТЕМА: ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА

      Праздник  « День Святого Валентина» - это внеклассное  мероприятие. Со студентами группы  ПО-12ДО   подготовили праздник   «День Святого ...

Методическая разработка открытого занятия кружка дисциплины Иностранный (английский) язык "День Святого Валентина".

В основе открытого занятия кружка дисциплины Иностранный (английский) язык на основе проектной методики, «День Святого Валентина», находится тема, которая разрабатывалась студентами самостоятельно и о...

2.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого занятия от МС ОО)

Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых занятий (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого занятия от МС ОО)...