Работа над атакой звука с начинающими учениками
учебно-методический материал на тему

Дубровская Татьяна Владимировна

Подготовка губного аппарата и языка к работе над звукоизвлечением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_polyuhov.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятия.

Дата: 25 сентября 2013г.

Коллектив: класс флейты

Учащийся: Полюхов Илья

Год обучения: 1- й

Возраст: 11 лет

Продолжительность занятия: 45мин

Педагог: Маякова Татьяна Ивановна

Концертмейстер: Дубровская Татьяна Владимировна

Тема занятия:  работа над атакой звука (звукоизвлечением) с начинающими учениками

Цель занятия: подготовка губного аппарата и языка к работе над звукоизвлечением

Задачи:

  • -  продемонстрировать прием звукоизвлечения без инструмента, затем  на инструменте
  • - рассказать и показать особенности функции языка при извлечении звука на флейте
  • - исполнить на инструменте упражнения и произведения для начинающих.

Духовые инструменты отличаются от других музыкальных инструментов, прежде всего, тем, что звучать они начинают только тогда,  когда в них начинают дуть. Дыхание исполнителя позволяет  инструменту звучать. Флейта из всех духовых инструментов – самый не экономичный, по расходу дыхания, инструмент.  Ещё до начала освоения инструмента, начинающих учеников необходимо подготовить к рациональному расходу дыхания на флейте и к правильному формированию губных мышц, которые при правильной работе в дальнейшем обучении позволят музыканту звучать инструменту продолжительнее. Главную роль в звукоизвлечении на духовых инструментах играет язык. Именно он определяет начало (атаку) звука, именно он может звук сделать твердым, мягким, коротким, и т.д.

 Звук на инструменте появляется в момент выдоха, а начало звука (атака) определяется  моментом  удара кончика языка на слог  -ту-. Работа над атакой звука начинается до того, как начинающий музыкант берет в руки инструмент.   Используя различные методы и приемы обучения –  словесные, образные, ассоциативные, практические, можно легко добиться четкой работы языка и точной атаки. На следующем этапе, когда учащийся берет в руки инструмент, начало звука (атака) не представляет для него никакой трудности.

Высоту звуков на флейте изменяют при помощи механической конструкции, которой оснащены инструменты. Закрывая или открывая отверстия с помощью клапанов,  музыкант может повышать или понижать звуки. Освоив аппликатуру наиболее удобно исполняемых нот: соль, ля, си  1-й октавы и до 2-й октавы, ученик может исполнить легкие произведения, например: «Как под горкой под горой». Работа языка в произведении должна быть безупречной, т.к. повторяющиеся ноты одинаковой высоты требуют четкой атаки на каждом звуке. В противном случае произведение прозвучит только наполовину: первые сильные доли прозвучат, а вторые слабые останутся без четкого произношения.  Удар языка на слог -ту- на вторую долю принципиально важен.

Исполнение произведений, даже для начинающих музыкантов, должно осуществляться сопровождением аккомпанирующего инструмента.    

План-конспект открытого занятия.

Тема занятия: «Работа над атакой звука  (звукоизвлечением)

 с начинающими учениками»

Цель занятия: «Подготовка губного аппарата и языка к работе над звукоизвлечением»

п.п.

Содержание занятия

Время

Организационно-методические сведения

Примечания

1.

Вводная часть.

Встреча с учеником, приветствие.

Сборка инструмента, прогрев, подготовка рабочего места, расстановка нот на пюпитре

5мин

Педагог объясняет ученику план предстоящей работы, объясняет поставленные задачи

2.

Основная часть.

1.Показ принципа атаки звука без инструмента.

Извлечение и атака звука на инструменте

 

2.Показ работы языка во время исполнения последовательных звуков

3. Исполнение музыкального произведения:

 Р.Н.П. «Как под горкой под горой» под аккомпанирующий инструмент – фортепьяно

 

35мин

В момент выдоха ученик должен уметь произносить(не в слух) слог  -ту-

кончиком языка касаясь задней стенки зубов. После удара на слог  -ту-, язык не должен препятствовать выдоху. Продолжительность выдоха должна увеличиваться по времени по мере развития дыхательного аппарата музыканта-духовика.  

На звуках: соль, ля, си, до необходимо показать четкую работу языка в момент изменения аппликатуры. Начало звука (атака или слог    -ту-) должен совпасть с перемещением пальцев

на другой звук.

Звуки необходимо играть в восходящей и нисходящей последовательности.

Перед началом исполнения произведения ученику необходимо настроить инструмент под фортепьяно. По звуку ля сверяют строй, при необходимости изменяют. Солирующий и аккомпанирующий инструменты должны звучать в унисон. Исполняя музыкальное произведение ученик  демонстрирует степень владения пройденного материала, умение пользоваться исполнительскими приемами и умение сочетать приобретенные знания и  навыки.  

Используются

методы: словесный: объяснение, беседа, анализ образный: связанный с ассоциациями

практический:

извлечение звука с ударом языка на слог     -ту-

Не следует эту работу проделывать в подвижном ритме. Исполнение каждого звука на полный выдох приносит больше пользы самому ученику и положительно отражается на результатах освоения учебного материала.

Практическое применение наработанных навыков.

Помощь концертмейстера необходима для гармонической поддержки одноголосному инструменту, которым является флейта.

3.

Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Ответы на вопросы

5мин

Педагог анализирует проделанную во время занятия работу. Указывает на ошибки. Дает рекомендации по их устранению.

Пожелания и советы присутствующих

ГБОУ Дворец пионеров и школьников

имени  А.П. Гайдара г. Москва,

ул. Шкулёва, д. 2

Открытое занятие

Презентация учебного процесса в классе флейты

Тема: «Работа над атакой звука  (звукоизвлечением)

 с начинающими учениками»

МОСКВА

2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы художественно-исполнительского мастерства. Методы работы над музыкальными произведениями с начинающими.

Эта  работа  адресована педагогам по фортепиано,а также родителям начинающих учеников.  В ней содержатся рекомендации  по обучению  нотной грамоте,  упражнения, представл...

Контрольная работа по теме "Компьютер для начинающих", 5 класс

Контрольная работа по теме "Компьютер для начинающих" для 5 класса составлен в форме теста в 2хвариантах, имеются ответы...

Методическая работа "Работа над музыкальным произведением с начинающими"

В разработке даны методы и приёмы ра боты над музыкальным произведением с начинающими учащимися....

Работа над музыкальным произведением с начинающими

Единственный реальный путь повышения качества музыкального образования-это интенсификация обучения за счет внедрения новых методов, переосмысления целей и содержания образования. Необходимо найти ...

Мнемотехника. Мнемотаблицы как приём в логопедической работе. Мнемотаблицы в работе по автоматизации звуков в предложении.

Материалы методических объединений. Мнемотехника. Мнемотаблицы как приём в логопедической работе. Мнемотаблицы в работе по автоматизации звуков в предложении....

Статья «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

1. Понятие о дизартрии, её патологические особенности.2. Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.3. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартри...