Главные вкладки

    Основы художественно-исполнительского мастерства. Методы работы над музыкальными произведениями с начинающими.
    методическая разработка по музыке по теме

    Букарова Надежда Нурмагомедовна

    Эта  работа  адресована педагогам по фортепиано,а также родителям начинающих учеников.  В ней содержатся рекомендации  по обучению  нотной грамоте,  упражнения, представлен  разбор отдельных произведений.  

    .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon muzykalno.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОУСОШ 1945 Хоровая студия

    «Синяя Птица»

    Методическая   работа

    Основы художественно-исполнительского мастерства.   Методы  работы  над  музыкальными   произведениями с начинающими.  

                                                                  Автор: Букарова Надежда Нурмагомедовна

                                                                       Педагог дополнительного образования

                                       

    г. Москва 2011г.

    «Что такое музыка?  Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства», – так рассуждал о музыке великий немецкий поэт Генрих Гейне.

     Обучение игре на фортепиано - процесс творческий и увлекательный.   Успешный результат занятий во многом  зависит не только от желания и интереса  ученика, но и  от умения педагога найти правильный подход. У  детей  младшего  возраста  внимание неустойчивое,  но они  с  интересом  относятся  ко  всему  новому, неожиданному. Поэтому занятия с малышами должны проходить в   радостной, эмоционально-живой атмосфере. « Больше сказки, больше фантазии, рассказывать и показывать, колдовать вокруг музыки» - слова замечательного педагога А.Д.Артоболевской.  Для того чтобы не просто развивать интерес к  музыке у детей, но и заинтересовать их этим процессом, необходимо придумывать различные творческие задания,   позволяющие ребенку,  применить свои знания и способности в области музыкального творчества. Это может быть: выразительное произнесение слов разучиваемой песни, пение, подбор  мелодии по слуху, иллюстрации… Задача педагога - научить понимать и переживать музыку различного характера - веселую, грустную, танцевальную… Быстрая смена заданий позволяет поддерживать интерес на протяжении всего занятия». Учитель - волшебник, творящий чудеса» - слова А.Д. Артоболевской. Все необходимые сведения и навыки преподносятся в игровой форме.  Например,   изучая нотную грамоту, можно играть  в  игру  «Угадай  ноту»:   ученик  с помощью карточек с нотами, называет и играет  звуки на инструменте в разных октавах. Это способствует развитию координации, музыкального слуха, зрительной памяти. В  изучении  нот очень  помогает система  А.Д. Артоболевской.  Ученик   запоминает  короткие  стихи: «ми соль си ре фа» -  на  линеечках  сидят; «ре фа ля до ми»  -  те  в  окошечки  глядят  и  т.д.  Сначала  в  скрипичном,  затем  в  басовом  ключе делаем карточки для нот. Прикасаясь к клавишам кончиками пальцев - играем в учителя (большой палец) и  учеников (остальные пальцы)….

       

     Постепенность в изучении материала - повторение и закрепление пройденного позволит сохранить любовь  и интерес к музыкальным занятиям.  Если учитель, играя, сам воодушевляется и поддается эмоциональному настроению произведения, ему легко будет передать это ощущение ученику. Этот музыкальный контакт учителя и ученика будет стимулом для совместной, активной работы. Задача педагога - научить слышать музыку, дать прочную пианистическую основу, приучить работать с максимальной концентрацией слуха и внимания». Именно о таком комплексном методе обучения писал Г.Г. Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры».

    Начало  занятий.

    В начале  обучения появляется множество новых задач: посадка, работа с руками, изучение нот, клавиатуры. В начале урока, ученик выполняет  несколько несложных упражнений. Они  очень  помогают  в  работе  над  аппаратом, можно включить их и в середину занятия, когда нужно сделать небольшой перерыв. Например,  ученик склоняет  корпус, освобождает руки, мышцы спины, шеи, и начинает делать движения руками вперед, в стороны,  ощущая  вес свободных рук. Я говорю: «Запомни  это  ощущение  и  постарайся  передать его, когда будем играть на фортепиано». Упражнение, расслабляющее мышцы спины, плечевой корпус – разведение рук в стороны, имитирует плавательные движения. Очень полезно упражнение для развития гибкости кисти: держа руки прямо перед собой, выполнить с помощью кистей рук вращение по кругу. Я говорю: «Покружиться  в красивом платье, но не слишком быстро».  

    В  возрасте  5-7  лет  дети  очень  эмоциональны,  интуитивно  они  очень  хорошо  чувствуют  характер  музыки.  Знакомясь с  новыми  произведениями, обсуждаем характер, впечатления от  музыки,  разговариваем  о  жанре  (танец,  песня), композиторе…. В  сборнике  А. Д. Артоболевской  «Первая   встреча  с  музыкой»  много  цветных  иллюстраций,  почти  ко всем  пьескам есть  слова. Дети с удовольствием играют «Вальс собачек», «Болтунью»… в ансамбле с педагогом - это очень важно чувствовать поддержку учителя, особенно если ребенок застенчив, скован.

      С  первых  уроков  мы    играем  простые  песенки и упражнения  для пальцев: 1,2, 3  звука.  Например,  изображаем «кукушку». Ученик  играет  два  звука  через  ноту  поочередно каждой рукой 3-м пальцем в разных октавах или   «киску»    3-м  и  2 -м пальцем  с использованием  чёрной  клавиши.  «Пальчики идут в  гости»  -  3, 2, 1   пальцы вверх и вниз каждой рукой в разных октавах. В игре 4-м и 5-м  использую песенку-упражнение «Дразнилка» из сб. Артоболевской. Предлагаю ученику играть с различными вариантами пальцев.

    В игре детей часто чувствуется скованность, внутреннее напряжение, многие  поднимают  плечи, напрягают  мышцы  лица…,  если  вовремя не  обратить  внимания - это  станет  основой  неправильной  игры. Многие ученики любят играть по краю клавиш, обычно это недостаток низкой посадки дома. Преодолеть эти трудности помогают упражнения, индивидуальный подход, контроль  педагога, самоконтроль.    Можно  привлечь  родителей, бабушек….

    Вначале обучения, важно   не  научить  малыша  играть,  а  познакомить  его  с  музыкальным миром, заинтересовать,  о чем    музыка  говорит,  вложить  как  можно  больше  музыкальных  впечатлений. В исполнении ученицы  0  класса звучит  этюд К. Гурлита (C-dur) из сборника   «Фортепианная  игра»  под  ред. Николаева.  Ей нравится  это    произведение,  но  в исполнении не  хватает  эмоциональности,  яркости. Вместе  определяем,  что в этюде  происходит смена мажора-минора,   в  середине  звучит  мажор.  «Представь,  шёл  дождик и  вдруг, выглянуло  солнышко,   стало тепло,  вспомнили лето... Исполнение преобразилось: середина стала  яркой, а начало  и  конец  этюда – певучие, мягкие. Уже  не  надо  обращать внимание  на  динамику, окончания фраз  -   ребёнок   чувствует    сам.    

    Дети 0,1 классов очень любят пьесу Галынина  «Зайчик». В  этом  небольшом  произведении  сочетается  множество  пианистических  навыков:  игра  staccato, аккордами, быстрая  смена  рук….. Дети не  замечают  этих  трудностей, они  увлечены образом прыгающего зайчика. Лиса нападает, зайчик вырывается, и убегает. Смена образа (заяц-лиса) определяет штрихи,  динамическую  окраску…. Яркий пример такой образной пьесы - «Медведь» Г.Галынина. Она  очень помогает при изучении басового ключа. Дети любят звуки в низком регистре. Играя пьесу   Руббаха  «Воробей»,   где  мы  изображаем   воробья  и  кошку, впервые знакомимся со  штрихом  стаккато.

     Пьеса  А. Гедике  «Ригодон» - не  только  танец,  но  уже  и простейшая  полифония, а  ученик  даже  не  подозревает  о  трудности  ведения  нескольких  голосов.  Мы представляем праздничный  бал. Сначала танцуют все гости, а в середине -  принц  и  принцесса,  разговаривают  друг  с  другом,  «соединяются», (момент  кульминации -  аккорд), продолжая  танец  с  придворными. Тот  же  образ  можно   использовать  в  вальсе  из  балета  «Спящая  красавица»  Чайковского.  В сб. Артоболевской «Первая встреча с музыкой» к менуэту Л. Моцарта, есть замечательные стихи. С первых уроков, когда дети слышат его в исполнении педагога, проникаются любовью, стараются запомнить слова, хотят в дальнейшем  играть.  

    Помимо упражнений,  развития слуха, ритма,  пианистических навыков…, важно уделить внимание чтению пьес с листа и подбору песен на слух. Это могут быть простые песенки, хорошо знакомые ребенку. Например «про елочку», «В траве сидел кузнечик»… Большой интерес представляет  сборник Т. Камаевой и А. Камаева «Чтение с листа. Игровой курс».  Игровой курс разделен на две части. Первая часть состоит из заданий, которые  снимут психологический зажим у ребёнка перед незнакомым текстом и сделают занятие увлекательным.  Это будет служить большим стимулом для движения вперёд, ведь ребёнок решает поставленную перед ним задачу самостоятельно. Каждое задание сопровождается графой для оценки, которую  педагог ставит для дополнительного поощрения учащегося.Задания усложняются постепенно. Внимание ребёнка  активизируется на отдельных элементах нотного текста – ключевые знаки, аппликатура, динамика, темп и т.д. Текст в основном обращён к учащемуся. В качестве дополнительной формы работы используется метод «слепой игры» на фортепиано (руки учащегося во время игры прикрываются листком бумаги). Тем самым у ребёнка развивается тактильное восприятие клавиатуры, снижается зависимость от зрительного  восприятия  движений рук. Такие примеры в сборнике отмечены значком (очки). Даже выполняя по одному заданию на уроке, учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа в домашней работе, самостоятельному музицированию.

    Свои  первые  выступления на  концертах  маленькому  ученику  всегда  легче  даются,  если  с  ним  рядом  его  педагог,  поэтому  хорошо  включить  в репертуар ансамбли. Это  ещё  важно и  потому,  что  ученик  начинает   слушать  совместную  игру,  пытаясь  подстроиться  или  взять  инициативу,  охватывая  больший  звуковой  объём, в нотном тексте следит за своей партией и партией партнера. С  учащимися  младших  классов  нужно  стараться  проходить  большое  количество  произведений  и  не  требовать  добиваться  всего  сразу.  Если  сегодня  похвалить  ученика  за  выполнение  одной  маленькой  задачи  -  уже  шаг  в  постепенном  развитии. Новое  произведение  -  новая  цель.   Накопление  репертуара  -  центральная  задача  педагога.

    Работа  над  музыкальным  произведением   в  классе  идёт  по  многим  направлениям.  Но  каждое  из   них  глубоко  связано  с  интонационной  сферой  музыки.  Процесс  овладения  фортепианной  игрой  настолько  трудоёмкий,  что  порой  поглощает  всё  внимание  ученика.  Пианист,  в  отличие  от  певца  не  должен  думать о  чистоте  интонации,  поэтому  внимание  и  контроль  слуха  ослабевает,  игра  становится  часто  набором  звуков.  Наряду  с  совершенствованием   технической  стороны,  необходимо  использовать и развивать вокальные навыки. Особенно  помогает пение в       работе  над  произведениями,    кантиленного   характера.  Ученица, исполняя Менуэт ре минор И.С. Баха, не  могла  услышать  развитие  и  окончания фраз. Играла угловато и невыразительно. Я  попросила  её  спеть  мелодию,  играя  левую  руку, обратив внимание на штрихи, динамику. Для того чтобы сгладить острые углы, с помощью карандаша проанализировали движение мелодии по контуру, добавили движения кисти. Придумали слова, образное содержание… Игра стала более осмысленной, появились штрихи, звуковое  разнообразие.  

      Вокально-хоровые  навыки   можно  применять  и  в  работе  с   метроритмом.  Дети,  поющие  в  хоре, точнее  воспроизводят  ритмический  рисунок. Например,  ученик  1-го  класса,  играя  «Марш» Шумана,  никак  не  мог  уловить  пунктирный  ритм  в   мелодии. Мы  справились  с  этой  задачей,  пропев  мелодию  в  подвижном  темпе несколько  раз.  Это  помогло  объединить  фразы,  определить  кульминацию  и  общую  форму  произведения.

     На начальном этапе  важно своевременно выявить музыкально-творческие, слуховые, пианистические способности, развить их,  найдя индивидуальный подход к ученику. Раскрыв жанровые и стилистические особенности произведений, добиться исполнения на достаточно высоком уровне - итог успешной  совместной работы ученика и педагога. В заключение хочется привести слова замечательного музыканта, педагога Г.Г. Нейгауза.  В  своей  книге  «Об искусстве  фортепианной  игры» он писал: «Только комплексное  воспитание  гармонично  развивает  музыканта,  когда  музыкальный  интеллект,  чувство  и  пианизм  сливаются воедино».

    Список  используемой  литературы:

    1. Артоболевская  А.Д.  «Первая  встреча  с  музыкой».  

    2. «Вопросы  музыкальной  педагогики»   выпуск  5.

    3. Гофман  И. И. «Фортепианная игра».  

    4 . Камаев  А. А. «Чтение с листа».  

    5. Милич  Б. Е.  «Воспитание ученика-пианиста».  

    6. Нейгауз  Г. Г. «Об искусстве фортепианной игры».

    7.«Школа игры на фортепиано» под ред. Николаева А. А.

    8. Теплов  Б.М. «Психология музыкальных способностей».

    9. Тимакин  Е. М. «Воспитание  пианиста».

    10. Шмидт-Шкловская  А.А. «Воспитание и  организация  пианистических  навыков».  

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основы методики концертмейстерского мастерства в работе с хором

      В материале раскрыта  роль концертмейстера в образовательном процессе детского хора; показаны возможности эмоционально- образной интерпретации музыкального текста произведения,...

    Методическая работа "Работа над музыкальным произведением с начинающими"

    В разработке даны методы и приёмы ра боты над музыкальным произведением с начинающими учащимися....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

    Приобщение детей к миру искусства через овладение музыкальным инструментом имеет большое значение в современном образовательном пространстве. Концепция развивающего обучения, лежащая в основе учебного...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

    Цель исследования - выявление теоретико-методических основ образовательного процесса учащихся в классе гитарного ансамбля детской музыкальной школы Объект исследования – процесс обучения ан...

    Работа над музыкальным произведением с начинающими

    Единственный реальный путь повышения качества музыкального образования-это интенсификация обучения за счет внедрения новых методов, переосмысления целей и содержания образования. Необходимо найти ...

    Конкурсная деятельность, как фактор реализации и формирования художественно-исполнительских знаний, умений, навыков учащимися класса скрипки.

    Проект разработан с целью выявления способных, талантливых детей и повышения качественного уровня профессионального мастерства по специальности «Инструментальное исполнительство» (скрипка)...

    «Конкурсная деятельность, как фактор реализации и формирования художественно-исполнительских знаний, умений, навыков учащимися класса скрипки».Отчет проекта

    Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, так и преподавателей. С педагогической точки зрения созданная в проекте ситуация успеха - это целена...