Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ
    учебно-методический материал на тему

    Лоскутова Ольга Геннадьевна

    Приобщение детей к миру искусства через овладение музыкальным инструментом имеет большое значение в современном образовательном пространстве. Концепция развивающего обучения, лежащая в основе учебного процесса в детских музыкальных школах и школах искусств, связывает формирование исполни­тельских навыков игры на инструменте с всесторонним развитием лично­сти ребенка, расширением его кругозора, приобщением к общекультурным ценностям, повышением творческой активности.

    И в этом смысле обучение игре на классической гитаре является наиболее доступным способом для достижения этих педагогических целей. Гитара на сегодняшний день является едва ли не самым популярным инструментом среди детей школьного возраста. Овладение ей повышает куль­турный уровень учащихся, помогая им обрести вкус к классическому искус­ству, предоставляет возможность реализовать творческий потенциал, ощутить себя яркой индивидуальностью и вместе с тем обеспечивает условия для интеграции в социальное пространство. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota_rtsvr.doc288.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБУДО ДШИ№6 Советского района Г.Казани

    ЛОСКУТОВА ОЛЬГА ГЕННАДЬЕВНА

    МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

    РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ

    УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ

    В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ


     

     

    Казань

     2016 г.

    Содержание

    Введение……………………………………………………………….

    3

    Глава 1. Роль гитары в музыкальном искусстве: историко-теоретический анализ…………………………………………………

    7

    1.1. Возникновение и развитие гитарного исполнительства и гитарных школ за рубежом…………………………………………..

    7

    1.2. Гитара в России: развитие и методики обучения……………………………………………………………….

    12

    Глава 2. Методические аспекты развития ансамблевого музицирования в Детской музыкальной школе……………………

    20

    2.1. Анализ педагогического опыта обучения детей гитарному ансамблевому музицированию………………………………………

    20

    2.2. Основы гитарного ансамбля. Авторская программа преподавателя по классу гитары ДШИ №6 Советского района г. Казани Лоскутовой О.Г……………………………………………….

    25

    Заключение…………………………………………………………….

    40

    Список используемой литературы…………………………………...

    41


    Введение

    Приобщение детей к миру искусства через овладение музыкальным инструментом имеет большое значение в современном образовательном пространстве. Концепция развивающего обучения, лежащая в основе учебного процесса в детских музыкальных школах и школах искусств, связывает формирование исполнительских навыков игры на инструменте с всесторонним развитием личности ребенка, расширением его кругозора, приобщением к общекультурным ценностям, повышением творческой активности.

    И в этом смысле обучение игре на классической гитаре является наиболее доступным способом для достижения этих педагогических целей. Гитара на сегодняшний день является едва ли не самым популярным инструментом среди детей школьного возраста. Овладение ей повышает культурный уровень учащихся, помогая им обрести вкус к классическому искусству, предоставляет возможность реализовать творческий потенциал, ощутить себя яркой индивидуальностью и вместе с тем обеспечивает условия для интеграции в социальное пространство.

    Привить серьезное отношение к инструменту, показать всю широту его исполнительских возможностей - важная задача педагога по гитаре. Формирование навыка игры на инструменте становится средством достижения профессионального и грамотного подхода к пониманию сущности музыкального образования учащегося-гитариста.

    Индивидуально-личностный подход, практикуемый в обучении игре на любом музыкальном инструменте, не будет достаточно успешным для развития полноценных исполнительских навыков, если оставлять за кадром педагогического внимания проблему ансамблевого музицирования. Однако, зачастую, преподаватель не уделяет достаточно времени этой форме исполнительства, отдавая приоритет индивидуальным занятиям с каждым ребенком, хотя дициплина «Гитарный ансамбль» присутствует в учебном плане, реализуемом в системе дополнительного образования детей.

    В известной степени это связано не только с большим количеством времени, требуемым на овладение учеником навыками гитарного исполнительства, но и общими тенденциями, во многом обусловленными влиянием средств массовой информации, предлагающими (а порой и навязывающими) обществу модель индивидуальной творческой самореализации, личного успеха. По этой причине обучение коллективному музицированию незаслуженно отошло на второй план, в то время как оно поистине является незаменимой компонентой музыкального образования, не только способствующей профессиональному росту учащегося, но и позволяющей наиболее эффективно влиять на личностное развитие юного музыканта, закладывая основы для его эффективной социализации. Именно в ансамбле можно научиться слушать партнера, взаимодействовать с ним на паритетных началах, освоить общение в форме диалога. Осознание важности обучения ансамблевому исполнительству формирует актуальность данного исследования.

    Степень научной разработанности проблемы. Истории становления гитарного искусства посвящены работы П.С. Агафошина, М.А. Вайсборда, Р.Ж. Видаля, Б.Л. Вольмана, С.П. Каржавина, Н.П. Макарова, В.А. Русанова, А.В. Ширялина, Э. Шарнассе, А. Фаминцына, В. Русанова, М. Иванова, В. Мусатова, К. Ильина, В.П. Машкевича.

    Методические проблемы обучения игре на гитаре поднимаются в трудах Н. Ивановой-Крамской, Н.Н. Дмитриевой, А. Петропавловского, А.А. Скрынникова, В.И. Козлина, М.А. Самохиной, Н.П. Михайленко.

    Различные аспекты становления исполнительских навыков рассматривались в трудах педагогов-исследователей Л.С. Ауэра, Л.А. Баренбойма, Г.М. Когана, Н.П. Михайленко, Г.Г. Нейгауза, Г.П. Прокофьева, Б.И. Талалайя, Г.М. Цыпина, О.Ф. Щульпякова, А.П. Щапова, В.И. Петрушина.

    Несмотря на то, что существует достаточное количество работ, посвященных обучению игре на гитаре, вопросы преподавания гитарного ансамбля еще не до конца изучены. Фокус внимания, сконцентрированный на этой проблеме, обеспечивает исследованию научную новизну.

    Актуальность обучения гитарному ансамблевому музицированию в системе детского дополнительного образования и нехватка соответствующих методик позволили сформулировать проблему исследования: каковы методические принципы развития учащихся в классе гитарного ансамбля.

    Цель исследования – выявление теоретико-методических основ образовательного процесса учащихся в классе гитарного ансамбля детской музыкальной школы.

    Объект исследования – процесс обучения ансамблевому музицированию в системе детского музыкального образования.

    Предмет исследования – дидактические и методические принципы обучения детей коллективному музицированию на гитаре.

    Задачи исследования:

    1. Теоретический экскурс в историю музыкального исполнительства на гитаре;

    2. Обзор методик преподавания гитарного искусства;

    3. Изучение методических аспектов обучения гитарному ансамблю (в системе детского музыкального образования);

    4. Разработка авторской программы «Основы гитарного ансамбля».

     Методы исследования: теоретические методы исследования (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных и информационных источников; эмпирические методы (наблюдение, сравнение); анализ исполнительской практики выдающихся представителей игры на гитаре.

    Методологической основой работы явились историко-теоретические работы, касающиеся развития гитарного исполнительства в России и за рубежом (А. Фаминцын, В. Русанов, М. Иванов Б. Вольман, В. Мусатов, К. Ильин, А. Ширялин); научно-практические труды посвященные методике обучения игре на гитаре (Н. Иванова-Крамская, Н. Дмитирева, А. Петропавловский, А.А. Скрынников, М.А. Самохина) и преподаванию гитарного ансамбля (Н.А. Александрова, В.А. Голубева, Л.В. Перлина, В.Ю. Никитин и др.)

    Теоретическая значимость работы определяется рассмотрением исторических этапов развития гитарного искусства, сравнительным анализом гитарных школ за рубежом и в России, обзором существующих методик по обучению игре на гитаре, изучением физиологических и психологических условий становления исполнительского навыка.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы, включая авторскую программу «Основы гитарного ансамбля», могут быть использованы педагогами системы ДМШ и ДШИ в процессе обучения детей ансамблевому музицированию на гитаре.

     Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


    Глава 1. Роль гитары в музыкальном искусстве: историко-теоретический ракурс

    Как утверждают исследователи, родиной гитары является Восток. Название инструмента происходит от греческого kithara. Современная же классическая гитары в ее окончательном виде сформировалась в Испании. Именно здесь лютня, а затем вилуэла дали основу для рождения нового инструмента, ставшего истинно народным по популярности.

    § 1.1.

    Возникновение и развитие гитарного исполнительства

     и гитарных школ за рубежом

    Первый трактат об испанской гитаре принадлежит Хуану-Карлосу Амату (1596). В этом труде затронуты вопросы теоретического и практического характера. Позже появляются труды других авторов. Среди них трактат под названием «Новый метод» (1630) Николаса Дуази де Веласко, предложившего собственный способ оцифровки для разнообразной игры на гитаре; «Инструкция по игре на испанской гитаре» (1674) Гаспара Санза, представляющая собой методические рекомендации по игре на гитаре с пятью рядами струн и содержащая многочисленные пьесы для этого инструмента.

    Исполнительское искусство совершенствовалось благодаря деятельности выдающихся музыкантов того времени: Франческо Корбетты (1620-1681), Роберу де Визе (ок. 1650-1725), автору «Книги о гитаре» (1682), а также Франсуа Кампиону (1686-1748), написавшему «Новые открытия для гитары» (1705) и ставшему автором первых фуг, предназначенных для исполнения на гитаре.

    С конца XVIII и до середины XIX века гитара выдвинула целый ряд блестящих виртуозов и композиторов, как, например, испанцы Дианисио Агуадо и Фернандо Сор и итальянцы Мауро Джулиани, Луиджи Леньяни, Маттео Каркасси, Фернандо Карулли, Джулио Регонди. Концертная деятельность этих гитаристов в европейских странах подняла гитару на высокий профессиональный уровень и снискала ей многочисленных приверженцев из числа крупнейших музыкантов, поэтов и писателей. 

    С огромным успехом в городах Западной Европы и России концертировал Фернандо Сор. Это был образованный музыкант-композитор, виртуоз-гитарист, поражавший глубиной своего исполнения и блеском техники. Его сочинения прочно вошли в репертуар гитаристов. Ф. Сор написал огромное количество произведений, методическое пособие «Трактат о гитаре» (более известное под названием «Гитарная школа»). «Школа» состоит из нескольких частей, в каждой из которой ставятся конкретные педагогические задачи. Уделяя большое внимание художественной стороне исполнения, Фернандо Сор ставил перед учениками цель не просто проиграть материал по нотам, а раскрыть смысл исполняемого произведения, утверждая, что для того чтобы стать истинным музыкантом, необходимо понимать музыку.

    Итальянец Мауро Джулиани явился основоположником итальянской гитарной школы. Его сонаты, концерты с оркестром исполняются современными гитаристами, а учебный нотный материал является ценным наследием и для педагогов, и для учащихся. Произведения Мауро Джулиани, изобилующие техническими трудностями (гаммами, двойными терциями или секстами, разнообразными арпеджио), становятся примерами совершенствования исполнительского мастерства в итальянской гитарной школе.

    Основной методикой преподавания гитарного искусства, по которой ведется обучение, была и до сих пор остается «Школа игры на шестиструнной гитаре» Маттео Каркасси, которая была издана в первой половине XIX века. Учитывая тот факт, что гитара XIX века сильно отличалась от современной классической гитары (по конструкции это был почти другой инструмент), техника игры на ней была несколько иной. Таким образом, логично было бы предположить, что методика Каркасси является устаревшей и может представлять интерес исключительно исторический. Однако «Школа игры на шестиструнной гитаре» продолжает издаваться и пользовать спросом, потому что предложенные в ней упражнения и пьесы удобны для исполнения на начальном этапе обучения благодаря их написанию в первой позиции, а также частому использованию открытых струн. Автор большое внимание уделяет технике (особенно технике левой руки), предлагая ряд упражнений, ее развивающих (гаммы, арпеджио, аккорды и т.д.). Являясь совершенными образцами дидактической гитарной литературы, произведения эти полезны для развития техники, выработки привычки к правильной аппликатуре, а также работы над звуком.

    Во второй половине 19 века в истории гитары появилось новое яркое имя испанского виртуоза Франциско Тарреги, который был не только замечательным исполнителем, но и превосходным композитором, аранжировщиком. Тарреги создал свой композиторский и исполнительский стиль письма, в котором, при всей изысканности и элегантности, отсутствовала сентиментальная чувствительность и жеманство, столь характерные для гитаристов XIX века.

    В ряду выдающихся музыкантов, писавших для гитары, необходимо упомянуть имя Эйтора Вила-Лобоса – бразильского дирижера, педагога, фольклориста, музыкального критика и писателя.  Его сочинения отличаются синтезом стилевых особенностей бразильской народной и европейской академической музыки. Сочинения Вила-Лобоса для гитары обладают ярко выраженным национальным характером, современные ритмы и гармонии в них тесно сплетаются с самобытными песнями и танцами бразильских индейцев и негров. 

    В начале 20 века на весь мир прогремело имя великого испанского гитариста Андреса Сеговии. Начав играть на гитаре как самоучка в раннем возрасте, он завершил свое образование в музыкальном институте Гранады. Сеговия вел активную концертную деятельность в Испании, Германии, Австрии, Франции, Южной Америке, России. Борис Асафьев отмечал в манере игры Сеговии наряду с виртуозностью высокую исполнительскую культуру, основанную на безупречном вкусе музыканта, благородство звука, ясность и чистоту интонаций, а также «сказочное богатство динамических и колористических оттенков» [14]

    Подъем гитары, который произошел после второй мировой войны – это настоящий общественно-социальный феномен. Гитара приобретает статус «благородного» инструмента. Эта эпоха открыла новые пути развития классической гитары. Она представлена такими именами, как Бруно Мадерна, Клод Баллиф, Жорж Делерю, Жан-Мишель Дамаз, Жак Кастеред.

    Одним из основополагающих учебно-методических пособий для обучения игре на гитаре является «Школа игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля, которая вышла в свет в 1977 году. «Школа» Э. Пухоля представляет собой подробное исследование всех трудностей, с которыми сталкивается обучающийся игре на гитаре, и, что особенно важно, в ней предлагаются методы преодоления этих трудностей. Каждый этап овладения инструментом подробно описан автором и проиллюстрирован большим количеством упражнений этюдов и пьес. «Школа» состоит из трех частей, включающих в себя четыре курса, отражающие этапы формирования профессионального гитариста.

    Пособие Пухоля имеет несомненную ценность в плане методических рекомендаций по преодолению технических трудностей. Однако предложенные в ней упражнения, этюды и пьесы авторства самого Э. Пухоля не могут служить репертуарной основой для начинающего гитариста по причине их чрезмерной технической сложности, стилистическому однообразию, что ведет к плохой их запоминаемости. Не смотря на это, «Школа игры на шестиструнной гитаре» Эмилио Пухоля является прекрасным пособием для развития техники игры, основанной на принципах испанской школы XX века.

    К 1980 году гитара становится одним из ведущих академических инструментов. Большинство консерваторий имеют класс классической гитары. Образуется множество самодеятельных и профессиональных студий и обществ по изучению и популяризации гитары. Растет и число исполнителей-гитаристов, концертирующих по всему миру. Среди них наиболее известными считаются Норсисо Епес, Джулиан Брим, Джон Вильямс, Мануэль Барруэко, Кацухито Ямашито, Роланд Диенс, Лео Брауэр, Эрнесто Биттети и т.д. [37].


    § 1.2.

    Гитара в России: развитие и методики обучения

    Появление гитары в России относится приблизительно к середине XVIII века. В первой работе по истории музыки в России, опубликованной в 1770 году, ее автор, профессор Академии наук в Петербурге Яков Штелин, говоря о музыке в период царствования императрицы Елизаветы Петровны, отмечал, что итальянская гитара хоть и появилась в Москве, но не имела большого успеха. Такую малую популярность гитары в России того времени Штелин объяснял что она не могла «выполнить свое назначение, т. е. сопровождать влюбленные вздохи под окнами возлюбленных, – в стране, где ни вечерние серенады, ни воздыхания на улицах не приняты» [7].

     Интерес к гитаре зарождался медленно, но с появлением в качестве гастролеров гитаристов-виртуозов Цани де Ферранти, Фернандо Сора, Мауро Джулиани и других этот инструмент завоевывает себе симпатии и получает широкое распространение.

    О методике и своеобразии российских гитарных школ известно немного. Отдельные описания выступлений и отзывы слушателей встречаются у искусствоведов, музыкальных критиков и историков. Из этих скудных сведений можно представить картину гитарного искусства России.

    В России в то время были широко распространены две разновидности гитар: шестиструнная и семиструнная. Каждая из них имела своих почитателей и выдающихся мастеров-исполнителей. Семиструнная гитара обязана своим становлением в России А. Сихре. Он создает в Петербурге школу игры на семиструнной гитаре. Занимаясь педагогической деятельностью, А. Сихра писал небольшие пьесы, где отражал замеченные им эффекты и различные варианты позиционной игры. Умело соединяя в своих сочинениях арпеджио и пассажи, он таким образом создавал собственные оригинальные методы игры на семиструнной гитаре. В написанной Сихрой «Школе» (1832, переиздание 1840) содержатся гаммы, пассажи для обеих рук, составленные из аккордов прелюдии в различных тональностях, которые рекомендуются автором для овладения гитарной аппликатурой. Особое внимание гитарист уделял постановке и развитию технических возможностей правой руки, отвечающей за качество, чистоту и ясность звукоизвлечения.

    Среди множества талантливых гитаристов и педагогов, посвятивших свое творчество семиструнной гитаре, можно особо отметить М. Высотского (17911837), А. Соловьева (1856-1911), В. Русанова (1866-1918). Каждый гитарист оставил заметный след в гитарной педагогике. М. Высотский воспитал посредством своей игры целую плеяду гитаристов-семиструнников, вдохновленных импровизациями мастера. В 1836 году выходит его «Практическая школа семиструнной гитары». Соловьев тоже написал свою «Школу» (1896). Эта работа в то время считалась лучшим учебным пособием. В. Русанов опубликовал в 1901 году «Исторические очерки. Гитара в России» и организовал издание журнала «Гитарист» (1904-1906). В. Русанов также занимался написанием Школы. Выдержки из нее печатались в журнале, хотя сам труд не был закончен. Вторую часть Школы — «Катехизис гитариста» называли «библией или энциклопедией гитары». «Катехизис гитариста» освещал важные вопросы музыкального образования: знание особенностей инструмента и связанное этим совершенствование техники, важную роль педагога-наставника в процессе обучения, упор на осмысленное, художественное исполнение.

    Шестиструнная гитара обрела выдающихся исполнителей в лице М. Соколовского и Н. Макарова. М. Соколовский (1818-1883) был известен как гитарист-виртуоз не только в России, но и за ее пределами. Выдающийся гитарист, он виртуозно владел инструментом, который в его руках приобретал особенно певучий звук, а исполнительское искусство Соколовского отличалось яркой эмоциональностью, выразительностью, широкой палитрой тембров. Его репертуар включал в себя сочинения Мауро Джулиани, Луиджи Леньяни, Фернандо Карулли, собственные переложения музыки Шопена и других композиторов. Среди его собственных многочисленных работ для гитары, многие из которых остались неизданными ― полонезы, мазурки, вальсы, фантазии на тему «Венецианского карнавала», русских и польских народных песен.

    Творчество Николая Макарова совпало с периодом упадка гитарного искусства. Начиная с тридцатых годов XIX века, к гитаре стали относиться не так серьезно, как к фортепиано или скрипке. Анализируя сложившуюся ситуацию, сам Макаров объяснял это механическим несовершенством инструмента, отсутствием талантливых композиторов и исполнителей. Поэтому делом своей жизни видел привлечение интереса широкой общественности к гитаре, считая, что этот инструмент заслуживает пристального внимания со стороны как музыкантов-любителей, так и профессионалов. С целью популяризации гитары он организовывает конкурсы для гитаристов-исполнителей, для композиторов, пишущих для гитары, а так же для мастеров, изготовляющих эти инструменты. Николай Макаров издал «Несколько правил высшей гитарной игры». Брошюра содержала ценные советы по совершенствованию гитарной техники: исполнение трелей, флажолетов, хроматических гамм, применение мизинца руки в игре и т. п.

    Пережив период упадка с середины 1800-х годов до начала XX века (что было связано с отношением к гитаре как к мещанскому инструменту, с отсутствием образовательной системы обучения игре на гитаре, острой нехваткой высокохудожественных произведений для пополнения концертного репертуара) гитара выходит из тени лишь в 30-х годах двадцатого столетия. Открываются многочисленные музыкальные школы и консерватории, в которых начали обучать игре на гитаре. Одними из первых педагогов были Петр Агафошин и Петр Исаков.

    Преподавательская деятельность Петра Ивановича Исакова началась с обучения детей императора Николая II. В условиях нехватки учебно-методического материала он сочинял собственные упражнения, этюды, делал аранжировки, отличающиеся гармонической изобретательностью и оригинальностью, которые позволяли не только совершенствовать технику игры на гитаре, но и развивать исполнительскую культуру.

    Большая роль в развитии обучения игре на гитаре принадлежит Петру Спиридоновичу Агафошину. Начиная с 1931 года он вел класс гитары в музыкальном училище имени Октябрьской революции и Московской государственной консерватории. Многие современные советские гитаристы являются его учениками (к числу самых известных можно отнести го, Е. Русанова, И. Кузнецова). Агафошину принадлежит книга «Новое о гитаре». Впервые познакомив русских читателей с историей шестиструнной гитары, автор описывает ее преимущества перед семиструнной гитарой, долгое время бытовавшей в России, Также Агафошиным издана книга «Школа игры на шестиструнной гитаре», в основу которой легла методика А. Сеговии [10].

    В качестве особенностей собственной программы он указывал на тщательность разработки и систематизацию гармонических средств игры, художественную ценность помещенного в ней материала и использование всей «клавиатуры» гитары для его исполнения, включая виртуозные приемы игры. В задачу автора Школы входила увязка теоретической части с практической, соединение тренировочного материала с художественным, а также развитие коллективного чувства ансамблевой игры.

    Музыкальное образование в России в годы Великой Отечественной войны и десятилетием позже нее по объективным причинам отступило на второй план. Это касается и преподавания гитары. Лишь в 1952 году было введено занятие на шестиструнной гитаре на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе имени Стасова. Вскоре и в других музыкальных школах открылись такие же классы. 

    Со второй половины 1950-х годов вновь активизируется концертная деятельность гитаристов (Александра Иванова-Крамского, Бориса Хлоповского, Льва Андронова, Яна Пухольского). Также они сочиняли произведения для гитары, преподавали гитару.

    В «Школе игры на шестиструнной гитаре» Александра Иванова-Крамского (1947 год) автором поставлена задача охватить период, начиная с самого первого этапа освоения инструмента (постановка рук, знакомство с приемами и т.п), до уровня, примерно соответствующего I-II курсам музыкального училища.

    В последующие годы нарастающий интерес советских композиторов к гитаре как к самодостаточному концертному инструменту естественным образом привел к созданию целого ряда оригинальных сочинений для гитары. Так, композиторы Б. Асафьев, Н. Речменский В. Золотарев, А. Мосолов, Н. Иванов, Б. Страннолюбский, Н. Ряузов, И. Ильин, В. Шебалин и другие писали для гитары как небольшие пьесы, так и произведения крупной формы (например, концерты для гитары и симфонического оркестра Н. Речменского и Б. Асафьева). Вторая волна авангарда, захлестнувшая искусство 70-х80-х годов, отразилась и на технике письма композиторов-гитаристов. Сочинения для гитары начинают изобиловать диссонансами, поиски новых тембровых звучаний приводят к нетрадиционным приемам звукоизвлечения.

    С начала 1980-х годов получает известность композитор-гитарист Никита Кошкин, который создал для своего инструмента более двухсот произведений. Будучи причисляем музыкальной общественностью к композиторам-авангардистам, сам себя Кошкин позиционирует в качестве продолжателя классических традиций. Связывая свои новации с естественным процессом использования найденных приемов на гитаре в собственных пьесах, композитор использует открытые им новые красочные возможности для создания различных образов в музыке [29].

     Такой всплеск увлечения гитарной музыкой не мог не отразиться на появлении новых методических пособий по освоению инструмента. Одним из таких пособий, широко используемым наряду с методиками Агафошина и Иваного-Крамского, является «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» Е. Ларичева (1991 г.). В отличие от своих предшественников, Ларичев в «Самоучителе игры на шестиструнной гитаре» предлагает не только собственные упражнения, но и упражнения известных гитаристов, как зарубежных, так и отечественных. Таким образом, работая над тем или иным приемом, можно обратиться к опыту Ф. Тарреги, Э. Пухоля, П. Агафошина, и другим прославленным мастерам.

    Книга Н.Г. Кирьянова «Искусство игры на классической шестиструнной гитаре» (1991), в которой обобщен педагогический опыт автора, связывает изучение игры на гитаре с основами теории музыки. Эта работа предназначена как для любителей, осваивающих инструмент «для себя», так и для профессионалов-гитаристов, т.е. предполагает как самостоятельные занятия по ней, так и работу под руководством педагога-специалиста. Являясь по своей сути не столько учебно-методическим пособием, сколько теоретическим трудом, «Искусство игры на классической шестиструнной гитаре» Кирьянова содержит большое количество разнообразного и высокохудожественного нотного материала, что было большой ценностью, т.к. в период издания книги (1991 г.) наблюдался дефицит любой учебной литературы [2].

    В 1995 году было издано учебно-методическое пособие А. Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной гитаре». В нем подробно рассматриваются самые простые элементы процесса звукоизвлечения. Как и Е. Ларичев, А. Гитман концентрирует внимание на постановке правой руки, утверждая, что именно от нее зависит красота и сила звука. Автором предлагается комплекс упражнений, выполняемых без инструмента, которые нацелены на ощущения веса руки и имеющие целью задействовать нужные группы мышц.

    Одной из самых полных методических пособий по обучению игры на гитаре является «Методика преподавания игры на гитаре» Н.П. Михайленко (2003 г.), рекомендованная в большей степени преподавателям, нежели ученикам, в которой автор уделяет внимание проблемам гитарной педагогики и исполнительства, расширяя круг методологических вопросов и предлагая рациональные способы их решения. Михайленко последовательно рассматривает этапы постановки исполнительского аппарата, технике обеих рук, уделяет особое внимание развитию навыков звукоизвлечения, выявлению музыкальных способностей учащихся, способствующих осмысленному исполнению произведений.

    В последнее десятилетие гитара стала необычайно популярным инструментом в Республике Татарстан. Повсеместно открываются гитарные отделения в системе детского дополнительного образования, независимые школы, обучающие всех желающих научиться владеть этим инструментом независимо от возраста. Организуются различные конкурсы и фестивали гитарного исполнительства, многочисленные концертные программы, приезжают гитаристы с мировыми именами, такие как Андреас фон Вангенхайм (Германия), Аниелло Дезидерио, Флавио Сала (Италия), Пабло Сайнс Вильегас, дуэт Melis (Испания), Горан Кривокапич (Черногория), Владимир Доценко (Украина), Давид Павлович (Венгрия), Артем Дервоед, Дмитрий Илларионов, Вадим Чебанов, Евгений Финкельштейна (Россия).

    Большая роль в популяризации искусства игры на гитаре в Татарстане принадлежит нашему соотечественнику Виталию Харисову. Талантливый исполнитель, композитор и аранжировщик, он заслуженно является членом Союза композиторов Республики Татарстан. Его просветительская работа заключается в организации различного рода фестивалей и конкурсов для гитары, в активной концертной и преподавательской деятельности. Плодовитый автор, помимо множества небольших пьес для гитары он написал еще Сонатину для гитары соло; Музыку для квартета гитар (1999), Сонату для гитары и фортепиано (авторская транскрипция Концерта-симфонии для гитары, флейты и струнных, 2003 г.), Трио-сонату для гитары, флейты и ф-но, (2006). Концерт-симфонию для флейты, гитары и струнных инструментов (2009).[1]

    Наряду с Виталием Харисовым художественно-просветительское движение в области гитарного исполнительства в нашей республике возглавляет заслуженный артист Республики Дагестан Айнур Бегутов. Этот молодой гитарист сочетает в себе функции прекрасного исполнителя и организатора, что позволяет ему стать одним из художественных руководителей множества мероприятий, посвященных гитаре.

    Рассмотрение в первой главе исторических этапов развития гитарного искусства за рубежом и в России показало большую роль, сыгранную выдающимися исполнителями в процессе популяризации гитары во многих странах. Дидактические и методические пособия, разработанные великими гитаристами своего времени, позволили привлечь к обучению игре на этом инструменте обширный круг населения, способствуя тем самым музыкальному просвещению и образованию. Отличительной чертой данных пособий является их ориентация на индивидуальное техническое развитие учащихся. В них практически не затрагиваются методические аспекты коллективного музицирования на гитаре. Такая недооценка важности ансамблевого исполнительства в воспитании музыканта является причиной фокусировки исследовательского внимания на методических работах, посвященных проблеме обучения игре в гитарном ансамбле.

    Глава 2

    МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    § 2.1.

    Анализ педагогического опыта

     обучения детей гитарному ансамблевому музицированию

    В отличие от большого количества учебно-методических пособий, предназначенных для развития индивидуальной исполнительской техники гитаристов, работ, посвященных становлению искусству ансамблевого музицирования, существует немного и большей частью они ориентированы на детский возраст. Это обусловлено комплексным подходом в обучении детей в музыкальной школе, при котором наряду с индивидуальным воспитанием практикуется становление навыков коллективного музицирования. Любой инструментальный класс предполагает часы уроков, отведенные на ансамбль. Особенную важность эта тенденция приобрела в последнее время, когда общей установкой музыкального развития детей стала ориентация на массовость, масштабность звучания. Возвращается время сводных коллективов  хоров, оркестров, ансамблей,  что диктует свои приоритеты в музыкальном образовании. И класс гитары в этих условиях не является исключением.

    Отдельной чертой, делающей обучение ансамблевой игре благодарным занятием как для педагога, так и для учеников, является то, что в процессе коллективного музицирования могут участвовать дети с разной степенью одаренности, в равной мере ощущая себя артистами и полноправными участниками исполнительского действа. Поэтому появление новых методик обучения ансамблю становится весьма актуальным в настоящее время. Настоящий параграф будет посвящен обзору отдельных авторских программ по ансамблевому музицированию детей в классе гитары.

    Преподаватель ДМШ №3 г. Белгорода А.М. Луценко свою программу «Ансамбль» (шестиструнная гитара) рассчитывает на обучение с 4 по 8 классы музыкальной школы. Целью создания программы разработчик ставит «развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства» [22, с. 6], а основными задачами являются «формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования; развитие чувства партнерства, приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования» [22, с. 6]. Поднимая вопрос о формировании состава ансамбля, А.М. Луценко подчеркивает возможность участия в одном коллективе учеников разных классов при условии соответствия сложности их партий уровню технической подготовки каждого школьника.

    Преподаватель по классу гитары из Санкт-Петербурга Н.В. Белова в программе гитарного ансамбля, подчеркивая большую роль музыкального воспитания для развития общей культуры общества, говорит о важности детского музыкального образования, в котором доминирующую позицию занимает система дополнительного образования детей  детские музыкальные школы и школы искусств. В этой системе массовость музыкального воспитания осуществляется посредством обучения ансамблевому музицированию: учащиеся народного отдела (куда входит непосредственно гитара) являются участниками оркестра и/или ансамбля школы, который Н.В. Белова считает наивысшей степенью исполнительского мастерства.

    Учебная программа ансамблевого музицирования на гитаре Е.В. Конновой предназначена не только для системы детских музыкальных школ и школ искусств, но в большей степени для обучения в кружках. Ценность такой направленности заключается в широком охвате контингента любителей, желающих овладеть гитарой «для себя», что повышает культурный уровень детей, не посещающих дополнительные музыкальные образовательные учреждения. Для того чтобы увлечение гитарой у школьников не пропало, Коннова предлагает подчинить весь комплекс общемузыкальных предметов овладению игрой на гитаре.

    Педагоги Детской музыкальной школы №6 г. Хотькова Н.В. Балашова и А.Ф. Константинова разработали подробную учебную программу по гитарному ансамблю. Соавторы декларируют значимость ансамблевого музицирования для формирования звуковой культуры, навыков «синхронного исполнения темпа, метроритма, уровня динамики, атаки, артикуляции» [4, с.7]. Н.В. Балашова и А.Р. Константинова рекомендуют при распределении партий между участниками ансамбля учитывать техническую подготовку детей, их физические данные, а также личностные качества (лидер - аутсайдер).

    Образовательная программа по ансамблю для шестиструнной гитары, авторами которой являются А. Винницкий, В. Манилов, В. Молотков, направлена на развитие умения исполнять гитарную ансамблевую музыку различных музыкальных стилей и жанров. Программа рассчитана на шесть лет обучения и предполагает работу как с малыми составами (на начальных этапах обучения), так и с достаточно большим количеством участников ансамбля (старшие классы).

    Осуществленный обзор последних программ по обучению детей ансамблевому музицированию на гитаре выявил основные требования, предъявляемые учащимся на каждом этапе образовательного процесса, выполнение которых должно послужить условием формирования ансамблевого чувства, развития исполнительской техники в условиях коллективной игры на инструменте. Однако, в силу того, что популярность гитарного искусства год от года набирает обороты, контингент учащихся гитарных отделений музыкальных школ увеличивается. Столь высокая заполняемость классов зачастую провоцирует педагога по инструменту на работу с группами детей. В этих условиях такая форма работы может быть даже более предпочтительной, нежели сугубо индивидуальные занятия. Так, при работе с малыми ансамблями (дуэт, трио) педагог имеет возможность уделить внимание и каждому участнику в отдельности и одновременно работать над ансамблевой культурой исполнения. По мере музыкального развития школьников целесообразно отдавать предпочтение игре в больших ансамблях по нескольким причинам. Прежде всего, большой ансамбль позволяет привлечь к исполнительскому процессу большое количество детей с разным уровнем технического развития. В этом случае слабые ученики, являясь полноправными участниками большого концертного коллектива, технически растут, ориентируясь на сильных учеников и одновременно развиваются как музыканты-исполнители.

    Еще одной причиной является умение детей работать в большом коллективе, слушая партнеров, умея, когда необходимо, исполнять ведущую партию или партию аккомпанемента, взаимодействовать с остальными участниками на партитетных началах. В качестве третьей причины может выступать развитие в ансамбле обостренного чувства профессиональной дисциплины и ответственности за собственное исполнение перед другими участниками ансамбля.

    Вышеизложенные основания послужили основой для написания автором собственной программы по обучению коллективному музицированию на гитаре, предназначенной для работы с большими ансамблями однородного и смешанного составов.


    § 2.2.

    ОСНОВЫ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

    авторская программа

    преподавателя по классу гитары ДШИ №6 Советского района г. Казани Лоскутовой О.Г.

    Пояснительная записка

    В современной системе дополнительного образования ансамблевому музицированию отводится значительное место. Практически на любом инструментальном отделении детской музыкальной школы присутствует дисциплина «Ансамбль». Последние годы характеризуются возрастанием интереса к гитарному ансамблю в связи с увеличением популярности этого инструмента у широких слоев населения благодаря относительной легкости овладения основными техническими приемами игры на этом инструменте. Индивидуальное развитие в классе гитары и совместное обучение в классе ансамбля, ведущиеся параллельно, нацелены на освоение учащимися навыков игры на гитаре одновременно с обучением основам коллективного музицирования.

    Главный развивающий аспект ансамблевого исполнительства заключается в реализации творческих амбиций детей с различными способностями к музыке. Исполнительское мастерство у каждого ребенка находится на разном техническом уровне. Далеко не все учащиеся могут выступать в качестве сольных исполнителей. В ансамбле же каждый ребенок может проявить себя, исполняя несложную партию. При этом он оказывается в равноправных партнерских отношениях с другими участниками творческого коллектива, получая возможность приобщиться к концертной деятельности, реализуя себя на сцене в качестве творческой личности, имеет шанс познакомиться с разнообразным репертуаром, который в сольном исполнении просто недоступен. Ансамблевая игра развивает ритм, слух, музыкальную память, воспитывает музыкальный кругозор, дисциплину, чувство ответственности.

    Детские музыкальные школы, являясь в нашей стране начальным звеном профессионального музыкального образования, дают учащимся весь основной арсенал умений и навыков, позволяющий им впоследствии, при желании, выбрать стезю музыкального исполнителя или педагога. Игра в ансамбле будет служить одним из средств овладения всеми аспектами исполнительского мастерства, как техническими, так и художественными.

    Постепенное формирование навыков коллективного музицирования в классе гитары происходит постепенно. Учащиеся в младших классах начинают с малых ансамблевых форм - дуэтов, трио, легких в исполнении смешанных составов (домра-гитара). По мере технического развития возрастает и численность ансамбля (квартеты, квинтеты и т.д.), гитарный ансамбль внедряется в состав народного оркестра в качестве самостоятельной партии

    Представляемая программа по дисциплине «Основы гитарного ансамбля» (гитара шестиструнная) разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»[2].

    Новизна программы «Основы гитарного ансамбля» заключается в ее предназначенности для работы с большими ансамблями гитаристов, а также со смешанными составами. Необходимость в разработке такого рода программы обусловлена новыми реалиями концертной деятельности в современном культурном пространстве, которая в большей степени ориентирована на массовое исполнительство, а также поисками новых, интересных форм исполнительства и звуковых красок. Коллективное музицирование в составе большого ансамбля переводит гитару из разряда камерного инструмента, требующего небольших аудиторий с хорошей акустикой, в инструмент универсального употребления, способный хорошо и сильно звучать в самых сложных акустических условиях.

    Немаловажным аспектом необходимости разработки данной программы послужило появление новых авторских произведений и аранжировок для гитарного ансамбля, которые может исполнить только многочисленный коллектив. Также программа «Основы гитарного ансамбля» предполагает освоение в процессе обучения репертуара, предназначенного для смешанного ансамбля (с подключением школьников, обучающихся игре на других инструментах) с целью приобщения к ансамблевому музицированию максимально большего количества участников.

    Целями программы «Основы гитарного ансамбля» являются:

    - развитие музыкально-творческих способностей учащихся;

    - воспитание художественной и общей культуры школьников;

    - формирование готовности самообразованию;

    - выявление одаренных детей и подготовка их к дальнейшему профессиональному образованию.

    Задачи, направленные на достижение означенной цели, делятся на образовательные и воспитательные.

    К образовательным задачам относятся:

    - ознакомление с историей развития и становления искусства игры на гитаре, стилями, жанрами и формами гитарной музыки, репертуаром;

    - обучение нотной грамоте;

    - формирование исполнительских навыков игры на гитаре;

    - обучение основам коллективного музицирования.

    Воспитательными задачами являются:

    - воспитание потребности в музицировании;

    - воспитание навыка самостоятельных музыкальных занятий;

    воспитание устойчивой мотивации к самопознанию и самоусовершенствованию;

    - воспитание коммуникативных качеств, культуры общения и поведения в коллективе.

    Программа рассчитана на срок обучения 8 лет (с первого по восьмой классы). Для детей, планирующих в дальнейшем поступление в образовательные организации, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения в школе возможно увеличить на один год.

    Для достижения результатов реализации программы «Основы гитарного ансамбля» предлагаются следующие методы, такие как:

    - вербальный (разговор, беседа);

    - наглядный (наблюдение, показ),

    - практический (воспроизведение).

     Авторский подход в развитии исполнительской культуры гитаристов в классе ансамбля включает в себя такие методы, как:

    - интонационно-технологический[3];

     - метод импровизации и творческой интерпретации,

    - метод самоконтроля: умение исправлять и слышать собственные ошибки.

    Эффективность применения этих методов обеспечивается формированием обобщенного эмоционального представления о художественном исполнительском результате, собственными образовательными возможностями на пути его достижения и педагогическим стимулированием творческой деятельности учащихся.

    Формой работы являются групповые занятия (2 и более человек), репетиции, концерты.

    Материально-техническое обеспечение. Классы для обучения учащихся ансамблевой игре должны иметь площадь, соответствующую численности детей в коллективе. Требуется обеспечение необходимым инструментарием (гитары разной величины для детей разных возрастов, электрогитары, бас-гитара, а также другие инструменты, используемые в смешанном ансамбле). Помещение, предназначенное для работы с ансамблем, должно быть оборудовано стульями, подставками для ног, пюпитрами. Образовательному учреждению надлежит создать условия для содержания, обслуживания и ремонта инструментов.

    Контроль за результативностью обучения по программе осуществляется в текущей, периодической и итоговой формах. К текущему контролю относится сдача партий участниками ансамбля. Периодический мониторинг успеваемости учащихся проводится в виде зачетов, прослушиваний. Итоговыми формами контроля считаются экзамены, концертные выступления, участие в конкурсах и фестивалях.


    Сведения о затратах учебного времени для освоения дисциплины «Основы гитарного ансамбля»

    Распределение по годам обучения

    Класс

     1

     2

     3

     4

     5

     6

     7

     8

     9

    Количество часов, предназначенных для аудиторных занятий

    (в неделю)

    0,5ч

    0,5ч

    0,5ч

    0,5ч

    0,5ч

    Количество часов, предназначенных для самостоятельных занятий

    (в неделю)

    1,5ч

    Аудиторные занятия предполагают репетиционный процесс в классе гитарного ансамбля.

    К самостоятельной (внеаудиторной) работе относятся:

    - выполнение домашнего задания,

    - присутствие на культурных мероприятиях (посещение концертов, фестивалей);

    - участие детей в различных концертах и конкурсах.


    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Учебно-методический план (учебно-тематический план)

    1 класс

    Чем раньше учащийся включается в ансамблевый коллектив, тем быстрее и продуктивнее идет процесс его художественного и технического развития, понимания роли и потенциала инструмента в сольном и ансамблевом исполнительстве. Юный гитарист еще очень мало что может исполнить самостоятельно, однако совместное музицирование вызывает рост его индивидуального технического развития, способствует формированию интереса к игре на гитаре на начальном этапе овладения исполнительским мастерством. Именно этим фактором и определяется введение вариативной формы мелкогруппового ансамбля уже с 1-го года обучения.

    Форма работы с такими обучающимися очень разнообразна – от совместного музицирования с преподавателем, до освоения произведений в дуэте со своим одноклассником или старшим учеником. Немаловажным условием таких занятий должна быть доступность музыкального материала и отсутствие в нем сложных для первоклассника технических приемов.

    В репертуаре начинающего ученика должны присутствовать элементарные задачи для развития техники правой и левой рук, с которыми он мог бы справиться. Предпочтительнее брать пьесы программного характера, жанровые зарисовки, способствующие развитию воображения юных гитаристов, формированию у них образного мышления.

    К задачам этого года относятся:

    - ознакомление с нотной грамотой;

    - развитие звуковысотного и ладового слуха;

    - исполнение арпеджио на открытых струнах;

    - овладение исполнением четырехзвучных арпеджированных аккордов в первой позиции;

    - работа над качеством звука и освоением элементарных ритмических рисунков;

    - приобретение навыка игры в унисон как начальной основы совместного музицирования;

    - ознакомление с динамикой и простейшими музыкальными терминами.

    Параллельно учащиеся знакомятся с историей гитарного исполнительского искусства.

    К концу первого года обучения ученик должен овладеть такими элементарными навыками ансамблевой игры, как совместное исполнение четырехзвучных арпеджированных аккордов в первой позиции, игрой мелодии в унисон, коллективное исполнение простейших упражнений или этюдов с разными ритмическими рисунками.

    В течение учебного года педагог изучает с учениками около десяти музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды. Детям, у которых исполнительская техника развивается быстрее, могут быть предложены легкие пьесы с элементами полифонии или несложные вариации.

     2 класс

    Ко второму году обучения в классе ансамбля ученик уже ознакомлен с такими понятиями, как ритм и лад, он может читать с листа небольшие произведения, владеет элементарной нюансировкой (крещендо и диминуэндо), понимает значение основных музыкальных терминов. В данный период развития школьников очень важно выбрать произведения, которые привлекут их интересной, запоминающейся мелодией. Такие сочинения нравятся детям, они с удовольствием над ними работают.

    В данный период обучения ансамблевой игре целесообразно включать в работу простые двухголосные произведения малых форм. Эти сочинения будут являться следующим этапом развития ансамблевой техники. Работа над ними нацелена на достижение использования определенной аппликатуры всеми участниками ансамбля, совместного исполнения штрихов, динамических нюансов, сохранение единого темпо-ритма. Немаловажным аспектом в работе с ансамблем младших классов является слушание музыки. Ознакомление с тремя основными жанрами (песня, танец, марш) вкупе с развитием ансамблевой исполнительской техники подчинено одной задаче: грамотной и выразительной подаче музыкального материала.

    Примерные технические требования, предъявляемые к ансамблевой игре школьников младших классов:

    - работа над ровностью звука в партии;

    -умение читать ноты с листа;

    - преодоление различных ритмических трудностей в процессе ансамблевой игры;

    - свободное владение всех участников ансамбля игрой в первой позиции;

    - умение выполнять фиксированные динамические оттенки (форте, пиано), и подвижные нюансы (крещендо, диминуэндо) в сочетании с приемами приемами апояндо и тирандо.

    В течение года изучается 5-7 разнохарактерных пьес (количество – по индивидуальным возможностям).

    3 класс 

    За первые два года обучения учащиеся, как правило, овладевают основными навыками ансамблевого исполнительства. Они владеют разными штрихами, знают некоторые диезные и бемольное тональности, ориентируются в простых размерах и могут выполнять несложные ритмические рисунки. В третьем классе происходит знакомство учеников с игрой во второй и третьей позициях. Гаммы и этюды даются на все эти позиции, начиная с первой. Произведения для ансамбля подбираются двух- и трехголосные, с элементами подголосочной полифонии, а также вида мелодия - аккомпанемент (аккордами и арпеджированными аккордами). На данном этапе происходит развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Идет дальнейшая работа над динамикой, ритмом, развитием беглости пальцев обеих рук.

    Задачи:

    - чтение нот с листа;

    - игра упражнений на разные длительности;

    - игра гамм в разных позициях в унисон;

    - умение изменять звуковедение (смена апояндо и тирандо);

    -исполнение простых аккордов приемом арпеджио и ломаного арпеджио.

    - свободное владение учащимися игрой в первых трех позициях

    В течение третьего года обучения следует пройти с учениками 5-7 разнохарактерных музыкальных произведений, отдавая предпочтение пьесам полифонического характера. Подбор репертуара должен учитывать возрастные особенности школьников, их техническое развитие на данном этапе.

    4 класс

    Приобретенные учениками за три года обучения технические и исполнительские навыки позволяют начать привлекать в качестве полноправных участников ансамбля учащихся других специальностей – с фортепианного, струнного и духового отделений. Такое сотрудничество, безусловно, способствует расширению репертуара, его обогащению в плане многообразия форм и стилей. Немаловажной задачей в классе ансамбля на четвертом году работы становится закрепление навыков, полученных в специальном классе. С каждым годом коллектив все чаще и чаще выходит на сцену, участвуя в различных конкурсах и концертных мероприятиях. Поэтому следует обращать внимание на развитие артистизма, умение интересно и выразительно подать музыкальный материал при сохранении качества звучания и технической безупречности исполнения. За учебный период на данном этапе необходимо пройти 4-5 произведений, включающих сочинения крупной формы.

    Задачи четвертого года обучения:

    - чтение более сложных произведений с листа;

    - овладение штрихо стаккато, его правильным и единообразным исполнением в классе ансамбля;

    - овладение штрихом легато и единством его исполнения;

    - воплощение образного содержания произведения в процессе ансамблевой игры всеми участниками коллектива;

    - воспитание культуры сценического поведения.

    5 класс

    Начиная с пятого класса происходит постепенное усложнение репертуара. Исполнительские задачи становятся все более высокими, включая в себя не только развитие технических навыков, но умение создавать образ исполняемого произведения всем ансамблем. На этом этапе участники коллектива учатся дифференцировать баланс звука в зависимости от функций партий (солирующая или аккомпанирующая, партия бас-гитары), достигать максимальной выразительности звучания, идет работа над совместным исполнением штрихов и интонированием. В пятом классе все ансамблисты должны уметь начинать игру с любого места произведения вне зависимости от его сложности. Начиная с пятого класса, необходимо постепенно приучать учеников к самостоятельному разбору и анализу разучиваемых произведений, нацеливать его на получение дополнительных знаний: об авторе сочинения, истории его создания и др. Школьник должен уметь сам сделать элементарный музыкально-теоретический разбор (лад, ритм, темп, способ звукоизвлечения, аппликатура и т.д.).

    Задачи пятого года обучения:

    - освоение приема «барре» с правильной аппликатурой;

    - развитие навыков зрительного восприятия нотного текста и его одновременного воспроизведения (читка с листа ансамблем);

    - формирование навыка подбора по слуху аккомпанемента к простым мелодиям;

     - умение произвести анализ музыкальные произведения;

    - овладение видами аккомпанемента (бас-аккорд, перебор, разновидности боя);

    - единство в исполнении гаммообразных пассажей, работа над развитием беглости пальцев;

    - работа над правильным динамическим соотношением голосов.

    В течение учебного года следует пройти 4-5 произведения (разных жанров, стилей и характера).

    6 класс

    Главной задачей этого этапа обучения является наработка концертного репертуара, ставящая проблему всестороннего развития исполнительского мастерства. Произведения высокой художественной ценности, которые учащиеся уже способны воспринимать и доносить до слушателя, значительно повышают уровень технического и музыкального развития детей. Особое внимание должно уделяться интонированию и фразировке, как главным выразительным средствам в музыке. Динамические оттенки становятся более тонкими, что требует внимательного отношения к ним участников коллектива. В шестом классе происходит знакомство с такими приемами как «пиццикато» (имитация смычковых инструментов) и «расгеадо» (прием, который в применяется в испанском стиле игры на гитаре), «вибрато» (итал. – «движение», «вибрация») «стаккато» (коротко, отрывисто).

    Задачи шестого года обучения:

    - чтение с листа более сложных произведений;

    - овладение приемом пиццикато, его правильным исполнением в классе ансамбля;

    - освоение приема расгеадо и выработка единства его исполнения;

    - развитие навыка исполнения штрихов вибрато и стаккато;

    -освоение объемно-пространственного звучания (рельеф и баланс) в ансамбле;

    - работа над воплощением художественного образа и стиля в различных произведениях. В течение учебного года следует пройти 4-5 произведения

    7 класс

    В седьмом классе происходит совершенствование всех ранее освоенных детьми музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте. При этом развитие техники игры на гитаре у школьников должно быть непосредственно связано с повышением их общего культурного уровня, с развитием стремления к творческой самостоятельности и активности. Седьмой класс - это предпрофессиональный этап обучения, когда ребенок постепенно приобретает черты самостоятельного исполнителя, которые он переносит и на ансамблевую игру. В связи этим целесообразно включать в программу произведения, предназначенные для самостоятельного разучивания коллективом.

     Учащиеся 7 класса уже владеют определенным набором исполнительских навыков, которые они должны успешно применять уже на этапе первого разбора сочинения. При разучивании, например, пьес кантиленного характера ансамбль должен устойчиво интонировать, вибрировать, иметь красивый тон, певучий звук, выполнять все динамические и агогические нюансы. Каждые отдельные партии в ансамбле старших классов становятся более самостоятельными, способствуя оптимальному воплощению образной стороны произведения.

    В репертуаре ансамбля обязательно должны присутствовать пьесы различных эпох, стилей и жанров. Изучаемые произведения подробно анализируются педагогом вместе с учениками. Определяется форма каждого сочинения, его принадлежность к определенному направлению в музыке, разбирается тональный план (отклонения, модуляции), изучается специфика аккомпанемента, штрихи, определяются интонационные трудности. Преподаватель и учащиеся совместно выбирают аппликатуру, определяют способы звукоизвлечения, приемы игры в аккомпанементе. Разучивание партий проходит исключительно в режиме чтения с листа или домашней подготовки.

     Задачи седьмого года обучения:

    - углубленная работа над звуком;

    - освоение тремоло, выработка его в ритмической и интонационной ровности;

    - совершенствование штриховой техники в разностилевых пьесах.

    8 класс

    Восьмой класс является выпускным в музыкальной школе. На заключительных экзаменах учащиеся должны продемонстрировать широкий спектр освоенных приемов и навыков исполнительского мастерства. В течение 8 года обучения учащиеся ансамбля должны свободно владеть всеми видами аккомпанемента в (бой, перебор, аккорд) и уметь свободно их применять. В этот период происходит освоение одного из непростых приемов для левой руки - неполное баре (при исполнении баре приподнимается одна или две струны). В выпускном классе идет дальнейшая работа над штриховой палитрой, стилистической грамотностью исполнения и качеством звука. В восьмом классе происходит окончательное закрепление всего комплекса навыков ансамблевого исполнительства. В репертуаре ансамбля на заключительном этапе обучения могут быть произведения, приближенные к программным требованиям музыкальных ССУЗов.

    Задачи восьмого года обучения:

    - свободное чтение нот с листа;

    - применение в игре всех видов баре;

    - чтение с листа любых по сложности аккордов и умение их исполнять в разных позициях;

    - умение аккомпанировать с листа по аккордовой цифровке.

    В авторской программе «Основы гитарного ансамбля» изложены методические рекомендации, целью которых служит формирование исполнительских умений и навыков учащихся в классе гитарного ансамбля. В пояснительной записке к программе обосновывается актуальность ее использования; формулируются цели и задачи; предлагаются методы ее реализации; указываются формы работы; дается представление о материально-технической базе, необходимой для осуществления образовательного процесса; устанавливаются способы контроля; указываются сведения о затратах учебного времени для освоения дисциплины.

    Содержание программы отражает поэтапные задачи по развитию техники игры на гитаре в классе ансамбля. Для каждого года обучения предлагается соответствующий учебный материал, направленный на формирование определенных исполнительских навыков, а также список рекомендуемых к освоению произведений.

    Заключение

    Проведенный в работе ретроспективный экскурс в историю развития гитарного искусства за рубежом и в России, выявил возрастание интереса к гитаре, обусловивший появление ряда учебно-методических трудов, содержащих рекомендации по овладению игрой на гитаре. В процессе анализа существующих методик было выявлено превалирование работ, нацеленных на индивидуальное музыкальное развитие детей в ущерб коллективному, что подвело автора к мысли о необходимости создания собственной программы для больших гитарных (и смешанных) ансамблей. Актуальность такого труда аргументирована возможностью привлечения к исполнительской деятельности широкого контингента школьников различных специализаций, с разным уровнем технического развития и музыкальных способностей, что отвечает концепции развивающего обучения. 

    Представленная программа «Основы гитарного ансамбля» будет способствовать более эффективному развитию исполнительских умений и навыков, т.к. предполагает музыкальное развитие каждого учащегося вне зависимости от степени одаренности. Индивидуальные особенности учащихся (природные задатки, свойств памяти, возрастные характеристики, степень восприимчивости к педагогическому воздействию) раскрываются в процессе ансамблевого музицирования в силу специфики предмета, позволяющего каждому ребенку проявить как способность к лидерству, так и научиться слушать партнеров. Программа «Основы гитарного ансамбля» характеризуется потенциальной практикоприменимостью, прогнозирующей хороший педагогический результат.

    Список используемой литературы

    1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре / П. Агафошин. – Москва: Музыка, 1996. – 204 с.
    2. Александрова М. Обзор гитарных школ [Электронный ресурс]  URL: http://gitarist.pro/guitar-schools-obzor/ (Дата обращения 15.11.2014).
    3. Андреев В. Ансамбли для гитары: ноты / В. Андреев; сост. Л.И. Иванова. – Санкт-Петербург: Союз художников, 2006.  32 с.
    4. Балашова Н.В. Программа по учебному предмету ансамбль (гитара) / Н.В.Балашова, А.Р.Константинова. − Хотьково, 2014. − 34 с.
    5. Борисевич В.Г. Оптимизация музыкально-технического развития учащихся-гитаристов на начальном этапе музыкального образования // Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования в современных условиях / Ред.-сост. Е.А. Бодина; ред. колл.: Г.С. Алфеевская, Н.Н. Телышева. – М.: МГПУ, 2009. – С. 187-194 с.
    6. Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент / П. Вещицкий. − Москва: 1970. − 113 с.
    7. Вольман Б. Гитара в России [Электронный ресурс]  URL: http//quitamaq.net/wolman-quitar-in-russia/#ixzzz3KUYoCzLQ (Дата обращения 21.02.2015).
    8. Выготский        Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – Москва: Педагогика, 1991. – 480с.  
    9. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре / А. Гитман. −  Москва: Престо, 2006. − 104с.
    10.  Дилемма звукоизвлечения гитариста [Электронный ресурс]  URL: http//as-sol.net/PDF/metodika/dilemma_zvukoizvlecheniya_tupikova.pdf (Дата обращения 2.03.2015).
    11.  Зорилова Л.С. Духовные идеалы личности: теория, история и современные проблемы формирования: дисс. докт. культурологии: 24.00.01, 13.00.01/ Моск. гос. ун-т культуры. – М., 1999. – 506 с.  
    12.  Иванников П. Ансамбли шестиструнных гитар / П. Иванников. − Санкт – Петербург: АСТ. Сталкер, 2004. − 55 с.
    13.  Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре / А. Иванов-Крамской. – Москва: 1986. − 154с.
    14.  История гитары Россия [Электронный ресурс]  URL: http://igitarist.ucoz.ru/index/istorija_gitary_rossija/0-47(Дата обращения 22.02.2015).
    15.  Калинин В. Ансамбли шестиструнных гитар / В. Калинин. − Новосибирск:  Калинин, 2002 − 40 с.
    16.  Калинин В. Юный гитарист  / В. Калинин. − Москва: Музыка, 2008. − 128 с.
    17.  Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре / М. Каркасси. – Москва: Советский композитор, 1990. − 152 с.
    18.  Кинарская Д.К. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Д.К. Кинарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др. / под ред. Г.М. Цыпина. – М.: «Академия», 2003. – 386 с.
    19.  Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре I ч. / Н. Кирьянов. – Москва: Торопов, 2002. − 158 с.
    20.  Кузнецов В.А. Примерная программа по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств / сост. В.А.Кузнецов, А.Ф. Гитман. – М.: 2002. − 20 с.
    21.  Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / Е. Ларичев – М.: Музыка, 1987. − 106 с.
    22.  Луценко А.М. Ансамбль (шестиструнная гитара) / А.М. Луценко. − Белгород: ДМШ № 3, 2003. − 21 с.
    23.  Малков О. Гитара в ансамбле / О. Малков – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. −  67 с.
    24.  Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. – М.: Моск. школа полит. иссл., 2000. – 416с.  
    25.  Михайленко Н. Совершенствование исполнительской техники гитариста / Ка научить играть на гитаре. – М.: Классика ХХI. 2006. − 200 с.
    26.  Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. – М.: Академический проспект, 2006. − 400 с.
    27.  Психология от А до Я: Общее понятие о навыках  [Электронный ресурс] – URL:  http://psyznaiyka.net/view-navyki.html?id=obschee-ponyatie-navykah (Дата обращения 1.04.2015).
    28.  Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре / Э. Пухоль. − М.: Советский композитор, 1983. − 188 с.
    29.  Российские классические гитаристы [Электронный ресурс]  URL: http://guitaron.ru/persons/russian/koshkin.php (Дата обращения 5.04.2015).
    30.  Сеговия А. Моя гитарная тетрадь / А. Сеговия. – М.: Музыка, 1995.− 56 с.
    31.  Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001. – 928с.  
    32.  Торлаксон Э. Первые гитарные уроки [Электронный ресурс] –URL: www.eythorsson.com (Дата обращения 2.02.2015).
    33.  Фридман Л.М. Психологическая наука – учителю / Л.М. Фридман, К.Н. Волков. – М.: Просвещение, 1985. — 224с., ил.  
    34.  Хрестоматия гитариста (ансамбли для гитары с духовыми, струнными инструментами и фортепиано) / Сост. Н.А. Иванова-Крамская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 – 106 с.
    35.  Шарнассе Э. Шестиструнная гитар: От истоков до наших дней / Пер. с фр.  М.: Музыка, 1998.  87 с.     
    36.  Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. – Л.: Музыка, 1973. – 103с.

    37. Энциклопедия гитарного искусства: историкобиографический слов.справ. / сост., ред М. С. Яблоков.  Тюмень: Вектор Бук, 2004. – 607 с. : ил., ото // URL: http://www.abc-guitar.narod.ru (Дата доступа 7.03.2015).


    [1] Помимо перечисленных сочинений для гитары, В. Харисов является автором Симфонии для оркестра, Поэмы для оркестра и народных инструментов, Концерта для фортепьяно с оркестром, Концерта-поэмы для фагота и струнных инструментов, множества инструментальных и вокальных произведений, музыки для театра и кино.

    [2] Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» [Электронный ресурс] // https://www.google.ru/search?q=mail&oq=%D1%8C&aqs=chrome.1.69i57j0l5.2780j0j9&sourceid=chrome&es_sm=93&ie=UTF (Дата обращения 23.03.2015)

    [3] Интонационный подход реализуется в рамках интонационного анализа музыки, ориентирующегося на интерпретацию исполнителем процесса интонирования. Технологический подход - это педагогическая система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные, информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основы художественно-исполнительского мастерства. Методы работы над музыкальными произведениями с начинающими.

    Эта  работа  адресована педагогам по фортепиано,а также родителям начинающих учеников.  В ней содержатся рекомендации  по обучению  нотной грамоте,  упражнения, представл...

    Методическая разработка: Планирование проекта "Интерьер детской комнаты" 6 класс

    Понедельное планирование проекта "Интерьер детской комнаты" в 6 классе....

    Методическая разработка сценария. Благотворительный концерт для ветеранов, посвященный «Дню победы». Детский музыкальный театр «Кантабиле» и Вокальный эстрадный ансамбль «Овация».

    ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчестваМосковского района Санкт-Петербурга Музыкальный отдел    Методическая разработка сценария. Благотворительный концерт для в...

    Обзор методических изданий в классе гитарного ансамбля

    О методике и своеобразии российских гитарных школ известно немного. Отдельные описания выступ­лений и отзывы слушателей встречаются у искусствоведов, музыкальных критиков и историков. Из этих скуд...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ В КЛАССЕ ГИТАРНОГО АНСАМБЛЯ

    Цель исследования - выявление теоретико-методических основ образовательного процесса учащихся в классе гитарного ансамбля детской музыкальной школы Объект исследования – процесс обучения ан...

    Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

    Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...