Роль физической культуры и спорта в перевоспитании трудных подростков.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблема «трудных» подростков, организация работы с трудными подростками в стенах школы и за ее пределами – одна из актуальных проблем современного образования.Занятия физической культурой и спортом обязательный компонент работы по перевоститанию трудных учащихся и важнейшее условие её эффективности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnye_podrostki.doklad_dyussh.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблема «трудных» подростков, организация работы с трудными подростками в стенах школы и за ее пределами – одна из актуальных проблем современного образования.

В наши дни отклонения в поведении детей возникают, по мнению специалистов, в результате политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, пропагандируемой средствами массовой информации, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением детей. Все это приводит к тяжелым последствиям, сказывающимся не только на обстановке в классе и школе, но и на ситуации в обществе в целом.

Проблема трудностей в поведении и общении ребенка обостряется в переходные периоды, когда меняется и сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими. Самым непростым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости – подростковый возраст. Этот период приходится на возраст с 10 до 15 лет. Трудным возрастом, переходным периодом, переломным возрастом называют данный промежуток времени учителя, психологи, родители. И это не случайно: именно в эти годы перестраивается психика ребенка, изменяется характер учебной деятельности и отношение к ней, бурно развивается самосознание и личность подростка в целом. В его поведении нередко появляются неожиданные для окружающих срывы и отклонения, возникают конфликты со сверстниками и взрослыми, которые приводят к серьезным внутренним переживаниям.

Понятие «трудный» или подростки с «девиантным» поведением – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. Находясь в конфликте с педагогами, родителями, самими собой, такие школьники предпочитают проводить время на улице, в кругу своей компании. Из опыта работы с данными подростками, можно констатировать, что рабочий день тренера начинается с ежедневного звонка ребятам и родителям о причинах отсутствия учеников в школе, на тренировке. Причем на тренировку такие дети приходят, а в школу не идут. Для убеждения подростка в необходимости учиться, педагогам приходится прилагать немалые усилия

Таким образом, трудные – это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонений в нравственном развитии и поведении, обусловленных недостатками воспитания.

В виду всего вышесказанного в спортивную школу приходят трудные, но здоровые дети, которые хотят заниматься выбранным видом спорта. Тренеру-преподавателю  проще и трудней, чем учителю, привлечь таких детей к регулярным занятиям спортом. Учащиеся приходят в ДЮСШ самостоятельно, сами выбирают вид спорта. И задача тренера вовлечь ребенка в учебный процесс, приучить к регулярным занятиям спортом.

По опыту работы, могу сказать, что нужна крепкая взаимосвязь в работе тренер-ученик-родители-школа. Мои тренировки начинаются сразу же после уроков моих учеников в их же школе. Классные руководители наших «любимых» учеников после тяжелого дня делятся своими пожеланиями со мной. И тогда приходиться применять методы физического наказания: подтягивание, прыжки, приседания. Любой пропуск тренировки всяким учеником должен быть уважительным. И тренер должен знать заранее о причине пропуска. На нашем отделении такая взаимосвязь налажена. Родители, дети звонят или пишут СМС о причине пропуска. Я встречаюсь с педагогами ребят, родителями, узнаю об их проблемах и удачах Постоянные беседы с ребятами, проводимые во время занятий, нацеливание их на результат позволяют сплотить коллектив, привлечь учащихся к регулярным занятиям спортом.

Моя педагогическая позиция : я выступаю как старший товарищ, друг, соратник ученика в деле освоения им выбранного вида спорта и личностного саморазвития. Великий югославский тренер  С. Косич говорил: « Если горит тренер, то горит и команда». Моя задача влюбить ребенка в командный вид спорта под названием «Баскетбол», влить в детский коллектив, оторвать от плохих компаний.  Ребенок должен быть нацелен на максимальную реализацию своих физических способностей, проявление лучших личностных качеств и преодоление негативных черт характера.

Соревновательная деятельность требует от учащихся самообладания, умения управлять чувствами в условиях острого соперничества команд, умения преодолевать трудности в постоянно меняющейся игровой ситуации, инициативности, самостоятельности. Неоднократно проявляясь в занятиях, эти качества развиваются, их мобилизация становится привычкой.

Как правило, занятия  проводятся групповым методом, где коллектив спортсменов решает определенную задачу. Это создает благоприятные условия для нравственного воспитания спортсмена.

В игровых ситуациях, в ходе спортивной борьбы, проявляются такие качества, как честность, справедливость, умение объективно оценить свои действия и действия соперника. Воспитательный эффект будет выше, если спортсмены научатся подчинять свои интересы интересам коллектива. Особенно эти качества проявляются, когда спортсмены проводят игры на выездах, вдалеке от дома. Коллектив перед трудностями сплачивается и становится дружней и сознательней. К, сожалению, последнее время, финансирование поездок на соревнования не ведется. Родители оплачивают поездки. А мы знаем, что  как правило трудные дети живут в неблагополучных семьях. И поэтому тренеру приходится искать спонсоров или самому оплачивать поездку  ученика.

Не всегда усилия тренера приводят к положительному результату—часть трудных ребят уходят из команды.  Я считаю, что может не подошел вид спорта или коллектив в команде, но тогда этого ребенка подхватывает тренер другого вида спорта. В нашей спортивной школе так принято. Мы передаем трудных детей из рук в руки, чтобы они не достались улице!

Таким образом, занятия физической культурой и  спортом   обязательный

компонент работы по перевоспитанию трудных учащихся и важнейшее  условие  ее эффективности.


Список литературы:

  1. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб, «Сударыня», 1998.
  2. Степанов, В.Г.Психология трудных школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 113.
  3. Петрунек В.П., Таран Л.Я. Младший школьник: Заметки врачей-психоневрологов. – М., 1981. С. 44.
  4. Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Бажин А.С. Карьера и профессиональные компетенции специалистов /А.С. Бажин //Высшее образование сегодня. – 2007. – №9.
  6. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: ФиС, 1985. – 175 с.
  7. Ильин Е.Н. Путь к ученику. – М.: Педагогика, 1988. – 224 с.
  8. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. – М.: ФиС, 1997. – 304 с.
  9. Устюкенин А.П., Утюмов Ю.А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. - М., 1993. - С. 18-27.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕСТО И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ.

Работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья....

Доклад "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников"

Основные направления деятельности по формированию здорового образа жизни школьников посредством физической культуры и спорта включает в себя создание условий для развития физической культурой и спорта...

О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует реше...

Реферат на тему: О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся

повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся...

Роль физической культуры и спорта в эстетическом воспитании обучающихся.

Эстетическое развитие личности начинается в ранней детстве.Воспитывая музыкальный, художественный вкус у детей на уроках физической культуры необходимо помнить, что чем выше эстетический уровень содер...

Роль физической культуры и спорта в развитии личности при подготовки к сдачи нормативов ГТО

Уровень культуры общества в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих способностей. При этом особенно важно подчеркнуть, что в системе общечело...

Статья "Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса" (Дарижапов М.Д., руководитель физического воспитания ГБПОУ БКТиС), 2022 г.

Исследованы возможности физической культуры в воспитании патриотизма у студентов ГБПОУ «БКТиС», определены эффективные формы патриотического воспитания с использованием средств физической ...