Смыслы профессиональной деятельности современного педагога дополнительного образования
статья на тему

Выборнов Кирилл Юрьевич

В статье рассматривается значение профессиональных и личностных компетенций на профессиональную деятельность современного педагога дополнительного образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_smysly_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

К. Ю. Выборнов

Старший педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга

Смыслы профессиональной деятельности современного

педагога дополнительного образования

        Наверное, каждый человек хоть  раз  в  жизни задавал  себе  вопросы: «Для  чего  я  живу?», «Для  чего  я  что-то  делаю?» и   задумывался над  смыслом  своей жизни и деятельности.

Что же такое смысл?! Мы можем трактовать это понятие, как реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий. А для самого человека – это осознание того, какое значение имеет происходящее для него самого или группы, с которой он себя идентифицирует. Другими словами для любого человека существование без конкретного предназначения будет являться бессмысленным!

        Я  предлагаю  вместе  порассуждать: а какое же предназначение у нас, педагогов?! В чем заключается истинный смысл профессиональной деятельности современного педагога дополнительного образования?!

Для поиска ответов на эти вопросы позвольте мне переместиться во времени и вернуться к началу этого учебного года, когда я был полностью поглощен подготовкой к участию во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Тогда, перелистывая страницы знаменитого труда В. А. Сухомлинского, я обратил внимание на фразу: «…Если говорить на языке тонких человеческих отношений, то этот труд посвящен сердцу педагога...». Я стал анализировать: почему В. Сухомлинский основной свой труд посвящает сердцу педагога и тонким человеческим взаимоотношениям?! Тут же возник символический образ горьковского Данко, который освещает дорогу разъяренным людям своим сердцем. Дорогу из тьмы к свету… Это символический образ человека, отдающего свою жизнь ради будущего человечества. Наверное, в этом и заключается высшее предназначение человека - готовность отдать свою жизнь ради высшей идеи.

А предназначение педагога …? В готовности отдать свое сердце детям? Каждый ли на это способен? Можно ли быть готовым отдать свое сердце? Опять обращаюсь к В. А. Сухомлинскому …. Прихожу к умозаключению, что сердце отдавать, способен далеко не каждый…. А только тот, кто может стать для детей образцом, «примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать...».

Эти  слова  классика  педагогики подтверждают мысль о том, что личность ребенка формируется не только и не столько благодаря внедрению инновационных программ, методик и технологий. Чрезвычайно важен для формирования личности ребенка процесс личностного общения ребенка и педагога, когда отношения открыты и доверительны, когда атмосфера взаимодействия психологически комфортна и безопасна. Когда взрослый, находящийся рядом с ребенком, раскрывает свою душу и отдает свое сердце…. И только в атмосфере добра, любви, душевного тепла могут проявляться духовные силы ребенка, и он сам сможет научиться «творить добро». Поэтому для меня миссия педагога видится не столько в передаче всех своих знаний, сколько в привитии любви к обучению, передаче тепла души, в создании атмосферы взаимодействия, когда разговор ребенка и взрослого строится по принципу «от сердца к сердцу».

Да, гуманистические ценности были, есть и будут «фундаментом», основой смысла профессиональной деятельности. И я не случайно в начале своего выступления обратился к гуманистическим ценностям, т. к. сегодня в Федеральных  государственных  образовательных  стандартах качество образовательной деятельности определяется не только уровнем развития профессиональной компетенции, а в равной мере и уровнем развития личностных и общекультурных компетенций наших обучающихся.

Добиваться значительных результатов в развитии профессиональных компетенций мы научились. А как мы развиваем и готовы ли мы к развитию личностных и общекультурных компетенций своих воспитанников?

В  первую  очередь, наверное,  мы, педагоги,  должны быть и всесторонне развиты и обладать необходимым набором общекультурных и личностных компетенций.

Но позвольте опять «перенестись» во времени, но на этот раз на несколько десятилетий назад – в эпоху Советского Союза и вместе с Вами провести некоторые параллели.      

Общеизвестно, что система образования в СССР была идеологизирована. Вместе с тем, в  области образования отмечались значительные достижения.  Советская образовательная модель стала одной из лучших в мире, как в сфере обучения, так и воспитания. Одним из  достижений советской педагогики является созданная А.С. Макаренко теория коллектива, в котором раскрываются лучшие качества отдельной личности. Макаренковский коллектив это не стадо, слепо бредущее за вожаком, а творческое сообщество, где раскрывались способности каждого его члена. Ощущение завтрашней радости, которую может дать участие в работе грамотно организованного коллектива, естественно сливается с патриотизмом и гуманизмом каждого его члена.

Высокий уровень образования позволял готовить для науки, производства и  любой  сферы  деятельности кадры любой степени компетентности.

Был сформирован образ советского педагога – тип русского интеллигента, уходящего корнями в народническую эпоху. Советский учитель обладал высоким авторитетом, который поддерживало государство. Такой же высокий авторитет был и у образовательных учреждений.

А что  происходит  на современном этапе развития педагогики?

Сегодня целью современной системы образования является воспитание свободной, гармоничной, духовно развитой личности, готовой к саморазвитию и самоорганизации. Обучение выстраивается с опорой на  гуманистические идеи воспитания, на первый план выводя уважительное отношение к детям. Таким образом, появляется новая веха в истории образования и педагогики в целом, полностью базирующаяся на признании личности ребенка, с учетом ее интеллектуальных, морально-нравственных и эстетических качеств.

Проведя параллель с современной системой образования и проанализировав различные подходы к воспитанию детей, можно вывести совершенно определенную аксиому, что сегодняшний педагог отходит от шаблонности, неосмысленного процесса передачи знаний в готовом виде, от непререкаемого, авторитарного образа авторитетного педагога к педагогу, стремящемуся сделать своих учеников своими единомышленниками, мотивированными  соратниками, имеющими равноправие в выборе своего образовательно маршрута и соавтора своего жизненного пути, где сам процесс обучения выстраивается на любви, уважении, взаимопонимании и со-творчестве.  

Но опять возвращаюсь к главному вопросу: готовность педагога?

С моей точки зрения, изменения образовательных приоритетов в воспитании ребенка требует и изменения приоритетов в развитии педагогического потенциала педагога дополнительного образования, который позволял бы  сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с креативностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к решению любых педагогических задач.  

Что касается общекультурной компетенции, то  она сегодня, возможно, должна  являться  краеугольным  камнем профессиональной  деятельности современного  педагога, потому  что  в настоящее  время образованность человека определяется не столько специальными знаниями, сколько разносторонним развитием личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современных ценностях, интеллигентностью, высокой нравственностью, широким горизонтом мышления. 

Что  касается  личностной  компетентности, я  хотел  бы  продемонстрировать  ее  важность  на  одной  лишь  модели.

Например,  такая  личностная  характеристика  как  «открытость». Это  ведь  не  только  «человек  с  открытой  душой», способный  на  диалог  «от  сердца  к  сердцу». Если  мы  говорим  о  современном  педагоге  дополнительного  образования, то  это  в  первую  очередь  открытость  опыту, информации. И  здесь  есть  несколько  «НО»:  

  • мы  не  всегда  можем  радоваться, если  у  коллеги  получается  «отлично»,
  • мы  не  всегда  «можем  впускать» новую  информацию  и  преобразовать  для  пользы  и  успеха  своего  дела, особенно  если  данная  информация  не  вкладывается  в  понятия  моего  философского  мира. В  этом  случае  мы  часто  сопротивляемся;
  • мы  не  всегда  готовы  раскрывать  «секреты»  своего  мастерства…  

Поэтому  я  лично  полностью  поддерживаю  стратегическую  линию  государственных  и  исполнительных  органов  власти  по  масштабной  организации  различных  конкурсов  профессионального  мастерства.

И здесь  опять  есть  очень  важное «НО». С  моей  точки  зрения, существует  огромная  разница  между  «гордыней» и  «радостью»  от  процесса созидания.

По-настоящему  «открываться»  готов  далеко  не  каждый. А  только  тот, кто  встал  на  путь  движения  истинного  самопознания  и  самосовершенствования. А  это  самое  важное в  сравнении  с  предметной  компетентностью. Предмет  можно  освоить  в  совершенстве, а  вот  идти  по пути  личностного  самосовершенствования…. На  это  готов  далеко  не  каждый.

 Сегодня, с позиции педагога, прошедшего тернистый путь к  финалу Всероссийского конкурса работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям», и, естественно, являясь непосредственным участником всего действа конкурсных мероприятий, хочу заметить, что, как правило, именно недостаточно развитый уровень личностных и общекультурных компетенций педагогов-участников конкурса, являлся большим камнем преткновения на пути успешной демонстрации своего педагогического опыта.    

Поэтому мне очень бы хотелось, чтобы каждый из нас, педагогов, смог найти все те смыслы своей педагогической деятельности, которые бы нам помогали, мотивировали и вдохновляли на новые успехи, достижения и победы в нашем любимом труде – воспитании подрастающего поколения!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ «Профессиональная готовность современных педагогов дополнительного образования детей к профилактике асоциального поведения в семье»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детейДворец детского (юношеского) ТворчестваМосковского района Санкт-Петербурга   Тема«Профессиональная ...

Дискуссия "Современный педагог дополнительного образования. Какой он"

Материал для методистов учреждений дополнительного образования....

"Профессиональная педагогическая компетентность педагога дополнительного образования"

Доклад к педагогическим чтениям педагогов дополнительного образования....

Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической с...

Роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства

В данной статье рассматривается роль современного педагога дополнительного образования в области хореографического искусства....

«Профессионально – личностный потенциал педагога дополнительного образования как условие введения профессионального стандарта»

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования в условиях внедрения нового профессионального стандарта – это совмещение  профессионализма педагога (специальная, методи...

Методическая разработка. Презентация "Деятельность современного педагога дополнительного образования на занятии".

Методическая разработка. Презентация "Деятельность современного педагога дополнительного образования на занятии"....