РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку «Моя радуга»
календарно-тематическое планирование на тему

Симонян Людмила Николаевна

Программа  внеурочной деятельности по русскому языку  «Моя радуга» для 1 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 142784, г.Москва, г.Московский, ул. Радужная, дом 5.  

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495) 642-60-96;

email:2065@edu.mos.ru;

web: www.sch2065tn.mskobr.ru

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

ГБОУ Школа №2065

Протокол №1 от 28.08.2015 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ Школа №2065

___________________Н.С.Файдюк

01.09.2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

                                                                                                       

 внеурочной деятельности по русскому языку

 «Моя радуга»

1Д класс

                                          Составитель: Симонян Л.К.

 

                                                         г. Москва 2015

1. Пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности младших школьников, ориентированной на общеинтеллектуальное направление духовно-нравственного воспитания, обусловлена тем, что в младшем возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении, реализующем Федеральный государственный образовательный стандарт.

Основная идея программы внеурочной деятельности состоит в ориентации в первую очередь на духовно-нравственное, общеинтеллектуальное развитие и воспитание школьников, а уже потом – на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Путешествия по Стране Слов”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

1.2. Цель и задачи курса.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

1.3. Особенности программы “Моя радуга”

1 класс. «Путешествия по Стране Слов»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

1.4. Формы проведения занятий

  • Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

1.5. Основные методы и технологии

  • технология  обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

1.6. Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1-м классе).

2. Содержание программы

  1. Речь устная и письменная. Моя семья – мое богатство.

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.

  1. Что такое слово? У кого учиться мудрости?

Понятие слова, знакомство с ребусом.

  1. В мире звуков. Я иду в школу.

Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»

  1. Игротека. Я иду в школу

Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»

  1. Звуки и буквы – не одно и то же. Осень в огороде

В чем заключается различие между звуками и буквами

  1. Что такое метограммы? Осень в саду.

Знакомство с метограммами. Разгадывание метограмм.

  1. Жили были гласные и согласные. Чудесные превращения слов. Осенний лес.

Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.

  1. Игротека. В гости к Алфавиту.

Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм.

  1. Волшебник Ударение. В лес за грибами.

Роль ударения в слове. Понятие «омограф»

    10.  Такие разные согласные. К тайнам звуков и букв.

Способы отличия твердых согласных звуков от мягких

    11. Такие разные, разные согласные. Встреча с Радугой.

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

    12.  Игротека. В Страну пернатых друзей.

Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости –глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.

    13.  Русские народные загадки. Прощание с осенью.

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

    14.  Зачем шипят шипящие? Встреча с зимой.

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»

    15.  Алфавит! В зимнем лесу.

Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.

     16.  Игротека.

Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.

     17.  Привет, пословица!

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.

     18.  Поговорим о предложении.

Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.

       19.  Еще немного о предложении.

Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.

  1. Игротека.

Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.

  1. Знакомимся с анаграммами.

Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.

  1. Что такое текст?

Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.

  1. Что мы пишем с большой буквы?

Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.

  1. Игротека.

Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.

  1. О безударных гласных.

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

  1. О парных звонких и глухих согласных.

Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова

  1. Слова – приятели.

Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары

  1. Игротека.

Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.

  1. Слова – неприятели.

Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.

  1. Волшебное слово « Предлог».

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

  1. Что за зверь такой - фразеологизм?

Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

  1. Игротека.

Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.

  1. Учимся различать слова разных частей речи. Краски лета.

Упражнение в умении различать слова разных частей речи.

3.1. Планируемые результаты.

1-й класс.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3.2. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов. 
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. 
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. 
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

4. Календарно - тематическое планирование. 33ч.

1-й класс «Моя радуга»

        

заня

тия

Содержание

Кол-во час

Дата план

Дата факт

1

Моя семья – мое богатство.

1

07.09

07.09

2

У кого учиться мудрости?

1

14.09

14.09

3

Я иду в школу.

1

21.09

21.09

4

Я иду в школу.

1

28.09

28.09

5

Осень в огороде.

1

12.10

12.10

6

Осень в саду

1

19.10

19.10

7

Чудесные превращения слов. Осенний лес

1

26.10

26.10

8

В гости к Алфавиту. В лес за грибами.

1

02.11

02.11

9

В лес за грибами.

1

09.11

09.11

10

К тайнам звуков и букв. Экскурсия в осенний лес.

1

23.11

23.11

11

Встреча с Радугой.

1

30.11

30.11

12

В Страну пернатых друзей.

1

07.12

07.12

13

В Страну пернатых друзей.

1

14.12

14.12

14

Встреча с зимой.

1

21.12

21.12

15

В зимнем лесу.

1

28.12

28.12

16

Праздник новогодний.

1

17

Наша елочка.

1

18

Чудеса в Стране Слов.

1

19

Зимний спорт.

1

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1

21

На карнавале слов.

1

22

Каникулы.

1

23

Как быть здоровыми?

1

24

Конкурсы. День рождения.

1

25

Профессии.

1

26

Защитники Отечества.

1

27

Бабушкины сказки.

1

28

Женский праздник.

1

29

К словам – родственникам.

1

30

Краски весны.

1

31

Экскурсия в лес.

1

32

Урок добра.

1

33

Итоговое занятие. Краски лета.

1

5. Список литературы.

  1. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина / Н.Г. Агаркова (и др.)-М.: Просвещение, 1993 г.
  2. Волина В. В. Веселая грамматика / В.В.Волина- М.: Знание, 1995 г.
  3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение / В.В.Волина.-   М.: Просвещение, 1991 г.
  4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя // В.В.Волина.-  Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  5. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах /В.П.Канакина.- Москва “Просвещение”, 1991 г.
  6. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4)/ О.Н.Левушкина.- Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
  7. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов /А.В.Полякова.- Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"

Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС ООО

Внеурочная деятельность по ФГОС.«Загадки русского языка»для учащихся 5 классаПояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уваж...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5-6 классов «ЯЗЫК ИНТЕРНЕТА»

В XXI веке Интернет становится важной средой обитания для учащихся. На его просторах школьники находят информацию, узнают новости, развивают своё творчество, общаются, поддерживают дружеские связи и н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...