МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОГО С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ФОРМЕ ДЕБАТОВ на тему «АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ - ЗА и ПРОТИВ»
методическая разработка (10, 11 класс) на тему

В данной разработке предложены методические рекомендации по подготовке и проведению внеклассного мероприятия по естествознанию в нестандартной форме

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СОВМЕСТНОГО С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ФОРМЕ ДЕБАТОВ

на тему «АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ - ЗА и ПРОТИВ»

 

        Составители: КУКИНА Е.Л. – наставник

                                  ДОБРОВОЛЬСКАЯ И.Л. – молодой специалист

Место проведения: МАОУ СОШ № 37 г. Томск

Участники: команды (7 чел.) от класса - учащиеся  10 и 11 классов МАОУ СОШ №37 г. Томска под руководством педагогов-кураторов команд Кукиной Е.Л. и Добровольской И.Л.

        

Цели проведения ПО:

  1. Образовательная - научить самостоятельно и критически мыслить. Также немаловажно самоопределиться к важнейшим проблемам человечества. В качестве темы ПО выбрана одна из наиболее значимых и универсальных проблем Человечества – качество жизни.

  1. Социальная – адаптация в обществе. Защиту интересов общества всё чаще рассматривают с позиции качества жизни, включая обеспечение рабочими местами, постоянным доходом, определённое качество медицинского обслуживания,  основные социальные услуги. В современных концепциях под качеством жизни понимают комплексную систему: характер социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положение человека в обществе.

  1. Политическая – воспитание гражданской позиции.  В России проблема качества жизни стала одной из приоритетных направлений национальной политики государства. Тема будущего России и возможных сценариев построения этого будущего является одной из центральных в рамках дебатов. Приоритет общественно-политического и социально-экономического развития РФ позволяет сохранить территориальную целостность, политическую и экономическую независимость России и значительно улучшить качество жизни россиян при поддержании добрососедских и взаимовыгодных отношений с ближним и дальним зарубежьем.

Правила проведения ПО

1. Участники

Для проведения ПО формируется две команды участников. Каждая команда состоит из 7 человек, которых принято называть спикерами. Команда, защищающая тему игры, называется утверждающей, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей.  

Команда утверждения выступает с тезисом «ЗА атомную энергетику». Ее спикеры пытаются убедить судей в правильности своих позиций.

Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судьям, что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация своей позиции спикерами утверждающей стороны имеет недостатки. Команда отрицания выступает с противоположным тезисом «ПРОТИВ атомной энергетики».

Судьи решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечаются области столкновения позиций команд, указываются сильные и слабые стороны выступлений.

Таймкипер следит за соблюдением регламента и правил игры.

2. План ПО

1) Приветствие участников – 3 минуты

2) Выступление команды утверждения – 10-12 минут
   Спикеры команды утверждения представляют аргументацию.

3) Выступление команды отрицания –10-12 минут.
   Спикеры команды отрицания представляют аргументацию

4) Дискуссионный раунд – 10-12 минут.

   Происходит живое общение между собой обеих команд. Команды могут задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Обсуждать интересующие их по данной теме проблемы и разногласия.

5) Выступление зрителей и гостей с оценкой хода дискуссии.

6) Выступление судей. Подведение итогов игры. 5 минуты

6. Критерии оценки выступления команды:

  • аргументация
  • разнообразие и глубина ответов,
  • доказательность
  • логика построения речи
  • фактические ошибки
  • культура речи
  • корректность
  • доступность
  • убедительность

3. Методические рекомендации жюри 

Решение о победе какой-либо из сторон выносит третья, независимая, сторона – члены жюри. Роль судьи в дебатах одна из самых трудных, потому что судье во время игры необходимо:

1.  Забыть все, что он знает об этой теме и своих взглядах на нее, чтобы с максимальной объективностью выбрать наиболее убедительную аргументацию одной из команд.

2.  С предельным вниманием выслушивать речи спикеров, вести рабочие записи, фиксируя все ключевые моменты выступлений и раундов вопросов.

3.  Во время игры заполнять судейский протокол.

4.  Принимать решение о том, какой команде отдать предпочтение и почему.

5.  Следовать принципам: честность, справедливость, беспристрастность.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДЕБАТОВ

«Атомная энергия - ЗА и ПРОТИВ»,  

Участники: МАОУ СОШ № 37 г. Томска

Команда   «ЗА» - 11 класс

Команда   «ПРОТИВ» - 10 класс

Норматив (балл):

Баллы

Команда утверждения

11 класс

Команда отрицания

10 класс

Выступления

до 10

Примечания

Примечания 

Итого за выступление команды:

Вопросы:

до 3

Примечания

Примечания

Итого за вопросы команды:

Ответы:

до 6

Примечания

Примечания

Итого за ответы команды:

Ответы за противоположную команду:

2 балла (за один ответ)

Примечания

Примечания

Итого за ответы противоположной команды:

Комментарии к ответам противоположной команды

1 балл (за комментарий на один вопрос)

Примечания

Примечания

Итого за комментарии к ответам противоположной команды:

Тайм-аут

1 балл (за комментарий на один вопрос)

Примечания

Примечания

Итого за взятие тайм-аута:

Команда утверждения

Команда отрицания

Итого за выступление, вопросы, ответы, комментарии к ответам команды:

Место команды в рейтинге по сумме баллов:

________________________                _____________    

ФИО члена ЖЮРИ                               подпись

Методические рекомендации

«КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ДЕБАТАМ»

Как достичь успеха в дебатах

1. Анализ темы

Тема задает дебатам определенные рамки. Но, поскольку тема может содержать множество проблем для обсуждения, необходимо ее ограничить. Участники дебатов проводят эти дополнительные ограничения путем определения основных понятий темы. С помощью точных определений вы показываете другой команде поле для аргументации, а судье - четкую линию вашей аргументации.

Перед тем как вы дадите определение терминам, вам нужно понять какие термины нуждаются в определении. Не каждое слово в теме требует словарного определения для того, чтобы его поняли. Некоторые термины будут приняты обеими командами и без необходимости их определения. Вы должны будете сконцентрировать внимание на определении тех терминов, которые могут вызвать некоторые разногласия.

Утверждающая сторона выступает первой и поэтому имеет возможность ввести свое определение.

Определения должны быть:

Четкими. Утверждающая сторона должна четко определить, как она будет использовать каждое понятие.

Обоснованными и корректными. Термины должны быть просты для понимания. Не допускается неоправданное сужение (расширение) объема и содержания понятия. Если ваши объяснения определений некорректны, ваши оппоненты смогут оспорить их. Не подвергается сомнению корректность тех определений, которые даны со ссылкой на словари и справочную литературу (являются «культурной нормой»).

Отрицающая сторона может дать определения тем терминам, которые не были определены утверждающей стороной.

Стратегическими. Определения должны соответствовать позиции, выдвигающей их команды.

Вводить определения можно с помощью, например, такой фразы: «Для того чтобы позиция утверждающей стороны была лучше понята, мы бы хотели дать определения терминам, содержащимся в теме». После определения понятий утверждающей стороной отрицающая сторона должна согласиться с определениями (в случае некорректности определений - доказать факт некорректности и дать свои определения).

Для того чтобы дать правильные определения темы, следует осуществить информационный поиск.

Сбор и обработка информации по теме дебатов

При подготовке к дебатам важно уделить особое внимание сбору и организации информации по теме. Речи, производящие наибольшее впечатление, возникают в результате полноты знания. Необходим большой запас сведений, из которого можно отобрать самое нужное. Поэтому информационный поиск является очень важным этапом работы над темой.

Для сбора информации используйте библиотеки, компьютерную сеть, мнения специалистов, опросы общественного мнения и т.д. В качестве исследователя изучайте информацию, ищите данные, относящиеся к теме дебатов в разнообразных источниках, классифицируйте, анализируйте и затем организуйте все доказательства в логическую и четкую форму.

Построение сюжета доказательства по теме дебатов

В период подготовки к дебатам и утверждающая, и отрицающая стороны должны ответить на следующие вопросы, чтобы яснее обосновать свою позицию в отношении темы:

- почему мы соглашаемся с темой?

- какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы?

- какие основные проблемы содержит тема, и какие примеры можно привести?

- какие вопросы возникают в связи с этой темой?

- каковы могут быть опровергающие аргументы?

Отвечая на эти вопросы, команды начинают продвигаться в сторону создания четкого и стратегически выверенного сюжета доказательств.

Термин «сюжет доказательств» означает блок доказательств утверждения/отрицания, который будет реализован командой; совокупность аспектов и аргументов, впервые приводимых обеими сторонами в речи  спикеров.

В повседневной жизни мы постоянно используем сюжет доказательства, даже не подозревая об этом.

Например, убеждая родителей отпустить нас на дискотеку, мы обосновываем необходимость принятия такого решения тем, что дискотека в нашем понимании - это место отдыха и общения, выдвигаем причины, по которым нас необходимо отпустить туда. Таких причин может быть несколько и их необходимо обосновывать и доказывать с помощью всевозможных положительных примеров и убедительных фактов, а в заключение мы демонстрируем родителям, что положительное решение вопроса - это единственный верный путь мирного разрешения проблемы. В данной ситуации вашими слушателями были родители. Если это выступление в обычном раунде дебатов, то вашими слушателями будут судьи и оппоненты. Поэтому вам необходимо очень ответственно подготовиться к роли спикера. А для этого нужно научиться выстраивать свое выступление.

Сюжет доказательств выстраивается по следующему алгоритму:

- приветствие слушателей;

- представление команды и самого себя;

- выдвижение критерия;

- аргументация;

- заключение;

- благодарность за внимание.

Таким образом, все выступление разбивается на отдельные части или блоки, которые выписываются на отдельные листы при подготовке, но имеете все они представляют единое целое - речь.

Первый и второй блоки включают в себя приветствие и представление команды: «Здравствуйте, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты, уважаемые зрители, позвольте мне прежде всего представить нашу команду...». После этого можно переходить к содержательной части выступления.

Третий блок начинается с формулировки темы и представления позиции, которую вы собираетесь отстаивать. Это можно сделать следующим образом: «Тема, которую мы сегодня будем обсуждать, гласит: …..». Далее следует перейти к обоснованию актуальности данной темы: «Прежде чем мы постараемся убедить вас в истинности данного тезиса, выясним, почему эта проблема представляет сегодня интерес?». Или мы начинаете вступление следующей фразой: «Прежде чем приступить к доказательству нашей позиции, определим, достойна ли эта проблема нашего внимания?».

Ваши вступительные замечания могут предопределить, будет ли вас слушать аудитория и как она к вам отнесется. Поэтому целью вступления является введение слушателя в круг рассматриваемых проблем, объяснение важности затронутой темы и необходимости дебатов именно по этому вопросу. Все это формулируется одной фразой - показать актуальность темы. Актуальный - это «важный в данный момент». Таким образом, необходимо найти способ убедительно доказать, что именно в сложившейся ситуации, именно в настоящих условиях важно обсуждать рассматриваемую проблему.

Этой цели можно добиться, сославшись на мнение какого-либо ученого или общественного деятеля, чья позиция авторитетна в анализируемой области, приведя соответствующую цитату. Вводная цитата должна либо поражать содержанием, либо приковывать внимание громким именем автора. Она должна быть краткой и возбуждать интерес слушателей к нашей теме. Она может быть подтверждением принципов, являющихся опорой  содержания речи; может дать надлежащий тон или заключать в себе изложение поставленной спикером цели.

В четвертом блоке при составлении речи раскрываются определения темы. Определения нужны для терминов, имеющих особый смысл в применении их спикерами для данной темы дебатов. Всякую неясность в вопросе об объеме, отличительных свойствах, назначении обсуждаемого предмета можно устранить при помощи точного его определения.

Для того чтобы дать определение ключевых понятий темы, необходимо выписать каждое определяемое понятие на листок и далее привести текст определения.

Затем написать связующую фразу, которая приведет вас к следующему блоку речи – критерию. Выработка критерия является одним из самых сложных элементов домашней подготовки к дебатам. Критерий - это структурный элемент сюжета доказательств, который служит для упрощения логических связей между аргументами и тезисом темы, он как бы задает направление дебатам. Например, критерий эффективности – максимальная польза, которую может принести этот вид энергии.

Пятый блок. Заключение – это последнее, что услышит от вас судья, поэтому здесь важны краткость и яркость.

2. Как создать аргумент

Успех в дебатах в значительной степени зависит от аргументов, которые приводятся в поддержку выдвинутого тезиса (темы спора).

Аргумент - это основание или довод, приводимый для доказательства тезиса. Аргумент отвечает на вопрос: «Чем надо доказывать тезис?».

Для создания аргумента тезис выдвигается, тезис объясняется, тезис доказывается и резюмируется (делается заключение). Данная логическая цепочка (структура аргумента) может быть представлена следующим образом: тезис (основная мысль)-раскрытие, объяснение данной идеи- доказательство (обоснование и рассуждение на основе фактов): определений, цитат, аксиом, законов науки, мнений авторитетных личностей, примеров из окружающей жизни, статистических данных, которые в дебатах носят название - поддержки аргументов.

Представленная структура аргумента должна помочь начинающим спикерам организовать их речи. Для структуры очень важны ясность и обоснованность при представлении идей, это и заставляет участников дебатов объяснять и обосновывать свое утверждение (тезис).

В процессе доказательства всегда следует помнить правила о том, что аргументы должны быть:

 а) достоверными суждениями;

 б) доказаны самостоятельно, независимо от тезиса;

 в) достаточными для тезиса.

При несоблюдении этих правил возникают логические ошибки.

При подготовке выступления необходимо отбирать факты не отрывочно и произвольно, а тщательно подбирая их из различных источников, причем этих фактов должно быть больше, чем необходимо для выступления, для того чтобы выбрать из них наиболее значительные, относящиеся к предмету спора.

Вы также должны показать связь между вашими свидетельствами и тезисом. Оппоненты будут всегда требовать демонстрации этой связи. Подобная связь носит название «рассуждение». Если вам не удастся представить цепочку рассуждений, то доказательство не срабатывает.

3. Стратегия отрицания

Отрицающая команда в ходе раунда дебатов должна показать несостоятельность позиции утверждения. Для этого отрицающая сторона будет выявлять все слабые стороны утверждающего блока, доказывать неубедительность критериев, аргументов, их доказательств и поддержки и, используя собственные аргументы, покажет, что утверждение темы неверно.

Прежде всего, опишем функцию отрицающей стороны, которую можно назвать «опровержением». Для удобства опровержения утверждающей позиции ее можно представить как пирамиду или домик, который нужно разрушить.

Тема (определения)

Критерий

Аргументы

Доказательства и поддержки

Первый уровень «атаки»: опровержение определений темы.

Аргументы, используемые для атаки определений, данных утверждающей стороной, часто называют «тематическими», так как, по сути, они определяют правильность или неправильность интерпретации темы утверждающей командой. Следует запомнить: для отрицающей стороны уровень атаки на определения не является жестким требованием. Оно предусматривается лишь в случае, если вы убеждены в некорректности представленных определений темы.

Второй уровень «атаки»: опровержение критерия.

У отрицающей стороны есть выбор. Во-первых, она может принять критерий, но оспаривать соответствие ему аргументов утверждающей стороны. Во-вторых, она может не согласиться с критерием и предложить свой критерий.

Отрицающая сторона не обязана отвергать критерий, предложенный утверждающей стороной. Она может использовать его для опровержения утверждающей позиции и построения своей собственной стратегии. Следует заметить, что критерий утверждающей стороны формулируется с целью обеспечения собственного преимущества. Поэтому часто просто необходимо его опровергнуть.

Для этого нужно определить его слабые стороны, которые могут быть следующими:

- критерий не помогает раскрыть тему;

- критерий нечетко сформулирован;

- выдвижение критерия необоснованно;

- критерий не является оптимальной целью.

Например, если дебаты посвящены эффективности деятельности ООН, утверждающая сторона может в качестве критерия выдвинуть цель: «предотвращение национальных конфликтов». Отрицающая сторона может ответить, что окончание международных конфликтов не является оптимальной целью, и в качестве собственного критерия предложить «улучшение сотрудничества и взаимодействия». Отвергая критерий оппонентов, вы должны, помимо обоснования собственной позиции выдвинуть и обосновать собственный критерий.

Третий уровень «атаки»: опровержение аргументов.

Отрицающая сторона относится к аргументам утверждающей стороны строго в том порядке, в каком они были представлены. Цель отрицающей стороны состоит в «подрыве» этих аргументов, что должно привести к тому, что утверждающая сторона не сможет четко доказать свою позицию.

Четвертый уровень «атаки»: доказательства и поддержка.

Отрицающая сторона выступает с критикой доказательств и поддержки аргументов утверждающей стороны. Отрицающая сторона должна задавать вопросы следующего типа: «Дает ли утверждающая сторона исчерпывающие объяснения своих утверждений?», «Доказательны ли приводимые примеры?», «Можно ли верить цитируемым источникам?».

В ответах на эти вопросы отрицающая сторона может обнаружить для себя, что:

- аргументы не подтверждены убедительным доказательством;

- аргументы или доказательства могут быть опровергнуты более убедительно.

В дебатах есть еще одно понятие, которое является ключевым для ведения спора - опровержение. Это прямой конфликт идей, концепций, принципов, фактов и мнений, которые и составляют суть дебатов. Столкновение позиций команд обеспечивает опровержение аргументов оппонента. Для опровержения необходимо вычленить аргумент оппонента, понять основание аргумента и опровергнуть его.

4. Дискуссионный раунд

Способность правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом определяет эффективность дебатов. Умение формулировать точные, а главное продуктивные, полезные вопросы - одно из важнейших умений участников дебатов.

Верно поставленный вопрос дает возможность:

    -уточнить точку зрения оппонента;

    -получить от оппонента дополнительные сведения;

    - лучше понять его отношение к обсуждаемой проблеме;

    - снизить значение аргументов оппонента;

    - обнаружить пробелы в логической цепочке рассуждений оппонента, то есть в стратегии противоположной команды;

    - подготовить опровержение своей команды, то есть наметить стратегическую линию опровержения.

В то же время аргументированный и точный ответ:

- укрепляет собственную позицию участника дебатов;

 -усиливает аргументацию выдвинутого тезиса;

- не позволяет нанести серьезный урон стратегии своей команды.

Так же участники должны уметь слышать и слушать своих оппонентов. Проявлять уважение к собеседнику.

Дискуссия должна протекать в заданном «русле», в случае уклона беседы от темы таймкипер поправляет участников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Положительные стороны атомной энергетики Томск 2016 г.

Слайд 2

Применение радиационных технологий •Изотопы •Ускорители • Циклотроны •Синхротроны Ионизирующее излучение Медицина Геология Экология Безопасность Новые материалы Археология Контроль качества Продукты питания Сельское хозяйство

Слайд 3

В науке Археология Обработка материалов для микросхем Развитие микроэлектроники и полупроводников: возможность производства компактных ускорителей Молодые породы можно датировать с помощью так называемого радиоуглеродного метода, или метода 14С, в котором используется самопроизвольное превращение 14С в l4N

Слайд 4

Военные цели Использование ядерной энергии в военных целях не ограничилось только созданием оружия массового поражения. Впечатляющие перспективы сулило использование этой энергии в качестве источника движения океанских кораблей, в первую очередь подводных лодок.

Слайд 5

Применение ядерных технологий в медицине.

Слайд 6

РФП радиофармпрепараты РФП – химическое соединение, содержащие в своей молекуле радионуклид, которое разрешено для введения человеку с диагностической или лечебной целью

Слайд 7

МРТ и компьютерная томография Различия Методы и области применения ОФЭКТ и ПЭТ

Слайд 8

РНТ и лучевая терапия. РНТ заключается в использовании вводимых непосредственно в организм пациента радиофармпрепаратов. Лучевая терапия - это метод лечения опухолевых заболеваний с помощью ионизирующего облучения.

Слайд 9

Ионизирующие лампы. Стерилизация помещений Стерилизация медицинских изделий Лечение воспалительных заболеваний лор-органов. Обеззараживание медицинских отходов

Слайд 10

Радиационные биотехнологии в сельском хозяйстве. Облучение семян для увеличения урожайности. Слева - облученные семена, справа - необлученные семена. Молекула воды ( H 2 O)

Слайд 11

Применение ядерных технологий в пищевой промышленности. После сбора урожая во всём мире 25% продукции не сохраняется из-за насекомых, бактерий и грызунов. Исследования в Китае показали, что при употреблении облученной пище, количество хромосом не изменяется! облученная клубника необлученная клубника Увеличение срока хранения продуктов

Слайд 12

Экология При безаварийной работе АЭС не производят выбросов вредных веществ в атмосферу. Радиационный фон около станций обычно не превышает допустимых пределов.

Слайд 13

В золе, образующейся при работе тепловых электростанций при уровень радиоактивного загрязнения значительно превышает тот, который создают АЭС

Слайд 14

Современные АЭС способны выдержать террористические атаки, землетрясения, ураганы, наводнения и другие природные и техногенные катастрофы.

Слайд 15

Перспективы развития Ядерная медицина Объем рынка в 2010 году – $ 11 млрд., темп роста – 10%, прогноз на 2030 - $ 70 млрд. Системы безопасности и неразрушающий контроль Объем рынка в 2010 году – $ 4 млрд., темп роста – 7%, прогноз на 2030 - $ 15 млрд. Индустриальное облучение Объем рынка в 2010 году – $ 2 млрд., темп роста – 4%, прогноз на 2030 - $ 4,5 млрд.

Слайд 17

Процент зависимости разных стран от атомной энергетики

Слайд 18

Заключение Человек- кузнец своего счастья, и поэтому, если он хочет жить и выживать, то он должен научиться безопасно использовать этого “джина из бутылки” под названием радиация. Если он научится управлять им без вреда для себя и всего окружающего мира, то он достигнет небывалого рассвета цивилизации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы против атомной энергетики!

Слайд 2

Ядерная энергетика (Атомная энергетика) — это отрасль энергетики, занимающаяся производством электрической и тепловой энергии путём преобразования ядерной энергии .

Слайд 3

Безопасность Безопасность АЭС – это главный критерий при решении вопроса о ее размещении . За недолгую историю атомной энергетики произошло уже две «мирных» атомных катастрофы (7 уровень по шкале INES): аварии на ЧАЭС и «Фукусима-1». А еще была авария на «Три- Майл - Айленд » (5 уровень по шкале INES) и еще целый ряд эпизодов, когда до катастрофы оставались часы и даже минуты.

Слайд 4

Альфа-частицы обладают низкой проникающей способностью; задерживаюся листом бумаги, одеждой, кожей человека; попавшие внутрь организма альфа частицы представляют большую опасность. Бета-частицы имеют гораздо большую проникающую способность ; способны проникать в ткани организма; слой алюминия толщиной в несколько миллиметров способен задержать бета-частицы. Гамма-излучение обладает ещё большей проникающей способностью; задерживается толстым слоем свинца или бетона

Слайд 5

Энергетическая безопасность Остановка в 2011 году 8 ядерных реакторов Германии не привела к дефициту электроэнергии в стране. Германия в первой половине 2011 года осталась нетто-экспортером электроэнергии.

Слайд 6

Экология ОЯТ - отработавшее ядерное топливо ЯТЦ – ядерный топливный цикл Сегодняшние технологии переработки ОЯТ по всему миру являются самым грязным звеном ЯТЦ.

Слайд 7

АЭС и климат: После детального расчета замена газовой ТЭЦ на АЭС значимо не поможет, а скорее усугубит проблемы антропогенного изменения климата.

Слайд 8

Несколько интересных и важных фактов: Огромное количество воды затрачивается на отделение урана от руды. После введения в эксплуатацию уранодобывающих установок самой Намибии ежегодно будет недоставать 54 млн м 3 воды, что в 11 раз больше , чем потребляется из дельты Омаруру-Омдель . Потребность в воде при добыче урана переходит все границы и является угрозой для водообеспечения людей , скота и сельского хозяйства данных регионов. Вода: Около 70 % мировых залежей урана находятся на территории обитания туземного населения. Из-за добычи урана уничтожаются их деревни, отнимаются посевные площади и пастбища, заражается вода.

Слайд 9

Р ак ( добыча урана вызывает раковые заболевания ) Р адиоактивные и ядовитые вещества от урановых шахт и отходов оказывают негативное воздействие на здоровье рабочих и жителей, увеличиваются случаи заболевания раком. Около 10.000 бывших рабочих урановой шахты в Висмуте (восточная Германия) больны раком лёгких . Огромные проблемы со здоровьем замечены также и у людей живущих рядом с местами добычи. Выбросы К аждая АЭС имеет камин для отвода отработанного воздуха и водосточную трубу для таких радиоактивных веществ, как тритий, углерод, стронций, йод, цезий, плутоний и т.п. Они растворяются в воздухе, попадают в воду и почву. Они накапливаются и проникают в организмы и частично в клетки.

Слайд 10

возрастной риск ( чем дольше АЭС находится в эксплуатации, тем опаснее она становится ) техника и электроника со временем выходят из строя , тем более на АЭС. трубы становятся хрупкими , система управления даёт сбои, вентили и насосы отказывают , трещины увеличиваются, металлы подвергаются коррозии. При длительном использовании атомных станций увеличивается опасность её эксплуатации. Это подтверждается статистикой происшествий, подлежащих обязательной регистрации.

Слайд 11

Малые дозы облучения: малые дозы облучения опаснее, чем считалось ранее! Даже самое маленькое облучение наносит вред здоровью, в частности, рабочим на АЭС. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, проведённые в разных странах. Научные данные опровергают мнение о том, что малая доза облучения является безвредной, а иногда даже полезной.

Слайд 12

Чернобыль Взрыв на Чернобыльской АЭС разрушил жизни ста тысяч человек. Уровень раковых заболеваний в Беларуси с 1990 по 2000 годы увеличился на 40%. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, человек , живущих вблизи реактора, вынужден был навсегда покинуть свой дом. Даже на расстоянии 1.000 км, в Баварии, облучение способствовало около 3.000 аномалиям, которые привели к повышенной смертности младенцев во многих европейских странах. Все последствия и тяжкую ношу, которую мы передадим последующим поколениям в результате генетических мутаций, невозможно даже оценить.

Слайд 13

Сомнений нет , катастрофа 1986 года ещё долго не позволит забыть о себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по физике в 9 классе по теме "Атомная энергетика: за и против"

Урок был подготовлен совместно с учащимися. Были представлены презентации, подготовленные детьми и учителем с использованием Интернет-сайтов....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе в форме дебатов на тему: «Ложь во спасение оправданна (по пьесе «На дне» Горького)»

Урок литературы в форме дебатов представляет собой новую образовательную технологию, которая не только способствует большей заинтересованности учащихся в учебном материале, но и помогает сформировать ...

Методическая разработка совместной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий

Методическая разработка совместной деятельности учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий по лексической теме:" Осень. Дере...

Методическая разработка Совместная деятельность с детьми 2 младшей группы "Елочные бусы"

Методическая разработка по авторской методике "Звучащие картинки" поможет воспитателям в рамках совместной деятельности с детьми развивать связную речь детей, воздействуя на три репрезентативные систе...

Методическая разработка семинара для молодых учителей французского языка

Слушатели активно вовлечены в процесс, работают с рабочей тетрадью, выполняя задания. Эти материалы могут в дальнейшем помочь молодым педагогам при подготовке к урокам....

Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»

Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...

Методическая разработка совместного российско- германского проекта по теме «Мода. История и современность»

Проект "Мода. История и современность" был реализован во время визита группы школьников гимназии Jürgen-Fuhlendorf-Schule из города Бад Брамштедта (Германия) в рамках программы школьного обм...