Методическая разработка: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
методическая разработка на тему

Смирнова Татьяна Викторовна

Данная программа написана для учащегося эстетического отделения Точенова Вячеслава  (диагноз ДЦП), поступившего в НДШИ в 2006 году по рекомендации Российского реабилитационного центра «Детство» и врачей неврологов МУЗ ЦРБ, с целью улучшения координации и развития мелкой моторики.

 - Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми музыка, искусство оказывают лечебное воздействие и  являются способом  профилактики и коррекции.

 - Главная цель  занятий -  привить ребёнку  любовь к музыке, научить его слушать музыку, научить исполнять те произведения, которые ему  по силам, научить ребёнка с ограниченными возможностями  работать в коллективе.

 - Занятия на фортепиано для детей с различными нарушениями моторики рук оказывают весьма эффективное воздействие не только на коррекцию психо – моторных реакций, но и на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребёнка.

 - Работа на клавиатуре и с нотным текстом способствует развитию абстрактного мышления, улучшению пространственной координации, увеличению объёма памяти, что  в свою очередь влияет на развитие навыков самообслуживания,  на качество учебы в школе, на более уверенную  работу за компьютером.

 - Основная форма занятий  (фортепиано) - урок 35 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rabota_tochenov.docx52.06 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПР. СМИРНОВОЙ Т.В.

 МОУ ДОД « НОГИНСКАЯ ДШИ»

ТЕМА:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ

 ПРОГРАММА   И

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

г.  Ногинск  

Оглавление:

  1. Рабочая адаптированная программа по предмету  «Фортепиано» эстетического отделения для  детей с ограниченными возможностями.

                         1. Пояснительная записка

                         2. Примерный репертуарный список  для индивидуальной

                             программы  по 5-летнему курсу обучения.

  1. Методические рекомендации к индивидуальной  адаптированной образовательной программе  учащегося, с ограниченными возможностями, Точеного Вячеслава. ( из опыта   работы)

  • Введение.
  • Индивидуальные особенности  ученика.
  • Что такое  инклюзивное обучение?
  • Цели и задачи курса.
  • Организация учебного процесса.
  • Учебный  план музыкально — эстетического отделения.
  • Первый год обучения.
  • Второй  год обучения.
  • Третий  год обучения.
  • Четвертый год обучения.
  • Пятый год обучения.

III. Заключение.   Обучение музыке детей с ограниченными возможностями -  это  школа адаптации, социализации и самоутверждения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

       Данная программа написана для учащегося эстетического отделения Точенова Вячеслава  (диагноз ДЦП), поступившего в НДШИ в 2006 году по рекомендации Российского реабилитационного центра «Детство» и врачей неврологов МУЗ ЦРБ, с целью улучшения координации и развития мелкой моторики.

 - Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми музыка, искусство оказывают лечебное воздействие и  являются способом  профилактики и коррекции.

 - Главная цель  занятий -  привить ребёнку  любовь к музыке, научить его слушать музыку, научить исполнять те произведения, которые ему  по силам, научить ребёнка с ограниченными возможностями  работать в коллективе.

 - Занятия на фортепиано для детей с различными нарушениями моторики рук оказывают весьма эффективное воздействие не только на коррекцию психо – моторных реакций, но и на развитие всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребёнка.

 - Работа на клавиатуре и с нотным текстом способствует развитию абстрактного мышления, улучшению пространственной координации, увеличению объёма памяти, что  в свою очередь влияет на развитие навыков самообслуживания,  на качество учебы в школе, на более уверенную  работу за компьютером.

 - Основная форма занятий  (фортепиано) -  урок. Занятия проводятся  2 раза в неделю  по 35 минут.  

На начальном этапе занятий  необходимо максимально облегчить процесс освоения нотной грамоты, т.к. заболеванию часто сопутствуют  нарушение пространственной координации и проблемы со зрением. Для максимального облегчения этого процесса используется  в игровой форме знакомство с инструментом, показ звукоизобразительных возможностей инструмента, крупный шрифт, цветовое оформление, различные способы  упрощенного двуручного изложения.

По мере взросления ребёнка игровой  компонент урока убывает, а сам урок приобретает  более стандартные формы.

 - Во время занятий преподаватель  не только даёт задание,  но и подсказывает возможные способы игры, а также необходимо:

А) следить за положением корпуса и правильной осанкой во время исполнения;

Б) следить за равномерной  нагрузкой на обе руки;

В)  максимально задействовать все пальцы в работе рук, а не только те, которыми  ребёнок привык манипулировать;          

Г) в качестве снятия напряжения зрения использовать гимнастику для глаз;

Д) в течение урока проводить физ. минутку.

 - Задачи развития мелкой моторики у детей (особенно с заболеванием  ДЦП) на уроках  фортепиано   индивиализируются  в зависимости от степени поражения двигательных функций и должны быть направлены на следующее:

  1. максимальную разработку двигательных способностей пальцев рук;                        
  2. выработку точных и скоординированных движений рук и пальцев;
  3. ускорение моторных движений.

 - Для создания атмосферы эмоционального удовольствия очень важны доброжелательность, соучастие, оптимизм, чувство юмора, искренность, радость сотворчества. Всё, что делает ребёнок на эмоциональном подъёме, есть предел его сиюминутных возможностей, это его достижение, его победа над своим недугом. 

 - Успеваемость учитывается на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, академических зачетах, выпускных экзаменах.

Для детей с ограниченными возможностями  предусмотрена сдача зачётов и экзамена в щадящем  режиме (в классе) и разрешается сдача выпускной   программы по частям.

Занятия на эстетическом отделении НДШИ, как индивидуальные (занятия на фортепиано), так и коллективные (фортепианный ансамбль, хоровое сольфеджирование, ансамбль ложкарей, ритмика, театр, этика - эстетика) должны дать возможность для развития и дальнейшей творческой деятельности любого ребёнка с ограниченными возможностями, для успешной адаптации его в социуме.

Примерный репертуарный список  для индивидуальной программы  по 5-летнему курсу обучения.

(Эстетическое отделение, дисциплина – фортепиано).

1 класс.

Знакомство с нотной грамотой. Упражнения на постановку руки. Подбор по слуху. Знакомство и работа над штрихами: legato u non legato.

Работа над произведениями по сборникам:                    

 -  О. Геталова «В музыку с радостью» (для детей 4-6 летнего возраста).

 - О. Геталова «В музыку с радостью» (начальный курс обучения).

 -  «Школа игры на фортепиано» ред. А.Николаев.

1. О. Геталова «Медленный танец»

2.  А.Гумберг Этюд   C - dur.

3. Л. Шитте Этюд C – dur.

4. Е. Гнесина Этюды C – dur.

5. О. Геталова «Козлик» р.н.п. (пер. В.Игнатьева).

6. А.Филиппенко «Я на скрипочке играю».

7. «Каравай» р.н.п.

8. О. Геталова  Этюд   C - dur. (legato)

9. В. Шаинский «Кузнечик» (ансамбль).

10. К. Лоншам - Друшкевичова «Марш гномиков».

11. К. Лоншам – Друшкевичова «Бабушкин вальс».

Чтение нот с листа:  О. Геталова «В музыку с радостью» (для детей 4-6 летнего возраста).

2 класс.

Гаммы: До - мажор, ля – минор (non legato), предварительные упражнения для  игры  аккордов- отдельно каждой рукой на одну октаву .

1. А. Жилинский  Этюд   C - dur.

2. «Ой, ты, дивчина» - укр. н. п.

3. «Барабанщик» - латв. н .п.

4. Э. Градески «Задиристые буги».

5. Югославская народная песня.

6. С. Сперонтес «Менуэт».

7. В. Шаинский «Песенка крокодила Гены» (ансамбль –

пер. О.Геталовой).

8. «Тонкая рябина» (ансамбль - пер. О.Геталовой).

9. К. Лешхорн Этюд  F-dur

10. В.Селиванов «Шуточка» (фрагмент).

11. Г. Телеман Пьеса D - dur.

12. И.Беркович Сонатина G – dur (фрагмент).

13. В. Ребиков «Аннушка» чеш. н.п.

14. П.Чайковский «Болезнь куклы».

15. А. Жилинский «Весёлые ребята».

16. М. Шишкин «Ночь светла» (ансамбль - пер. О. Геталовой).

Чтение нот с листа:  О. Геталова «В музыку с радостью» (начальные №).

3 класс.

Гаммы: До-мажор, Соль-мажор - расходящиеся на одну октаву (legato ); ля – минор - отдельно каждой рукой гармонический и мелодический виды; аккорды – отдельно каждой рукой на одну  октаву.  

1. К. Лоншам – Друшкевичова «Марш дошколят».

2. Д. Штейбельт «Адажио».

3. В. Дамкамб «Менуэт для труб».

4. Э. Тетцель «Прелюдия».

6. 5. И.Беркович Этюд C- dur.

7. И. Визная Упражнение (самостоятельная работа).

8. О. Геталова Упражнение (самостоятельная работа).

9. А. Александров «Новогодняя полька».

10. И. Литова Вариации на тему белорусской нар. песни «Савка и Гришка…».

11. Т.Хренников «Колыбельная Светланы» - ансамбль  

                                                                            (фрагмент, ред. И. Визная).

12. А.Варламов «На заре ты её не буди…»- ансамбль

                                                                             (фрагмент ред. И.  Визная).

 Чтение нот с листа:  О. Геталова «В музыку с радостью»

                                                                                 (отдельно каждой рукой)

4 класс.

Гаммы: До-мажор, Соль-мажор, Ре-мажор - расходящиеся  и в параллельном движении на две октавы; ля – минор двумя руками вместе гармонический и мелодический виды – на одну октаву; аккорды двумя руками вместе на две октавы; хроматическую гамму от любой ноты отдельно каждой рукой.

1. К.Черни – Гермер.1ч. Этюды №3,4.

2. К. Гурлит  Этюд  До-мажор.

3. А. Караманов  Канон Соль-мажор.

4. Л.Моцарт Менуэт ре-минор.

5. М. Клементи Сонатина соч.36№1 -1часть.

6. Д. Уотт «Три поросёнка» (ред. Ю. Барахтина)(самостоятельная работа).

7. «У каждого музыканта свой инструмент» эст. н. п.

                                                                                             (обр. Х. Кырвитса).

8. А. Гедике «Танец».

9. Б. Дварионас «Прелюдия».

10. «Ночь» арм. н.п. (самостоятельная работа).

11. «Светит месяц» р. н. п. - ансамбль.

12. М.Глинка « Полька» - ансамбль (обр.С. Ляховицкой).

Чтение нот с листа: О. Геталова «В музыку с радостью» .

5 класс.

Гаммы: повторение пройденного ранее на 2 – 4 октавы.

1. К. Черни  - Гермер 1ч. Этюды № 5,6,28.

2. Х. Дьёпар «Менуэт»  Ля – мажор

3. И. Беркович «Вариации на тему русской народной песни»

4. Э. Градески «Маленький поезд»

5. А. Жилинский «Мышки»

6. С. Майкапар «Маленький командир»

7. Д. Кабалевский «Медленный вальс»

8. К. – М. Вебер «Хор охотников» (ансамбль - ред. С. Ляховицкой)

9. А.  Диабелли  «Романс» ор.163 №1 (ансамбль- ред. А. Николаева)

10.П.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица» (ансамбль - ред. А. Николаева)

Методические рекомендации к индивидуальной  адаптированной образовательной программе  учащегося,

 с ограниченными возможностями,  Точеного Вячесла.

( из опыта работы)

введение

 Искусство музыки является  одним из древнейших средств воздействия на психику и общее физическое состояние человека. Философы и ученые всегда придавали огромное значение музыкальному творчеству, порой приписывая ему магические свойства. Платон восхищался им, а Сократ считал существование бессмысленным, если оно не облагорожено волшебными звуками. Авиценна в своём «Каноне врачебной  науке» рекомендовал применять музыку, как отвлекающее и обезболивающее средство. Русский учёный, академик В. Бехтерев в своей медицинской практике установил, что музыка благотворно влияет на общее состояние, способствует более успешному лечению неврозов.                        

      Современные исследования убедительно доказали, что музыка воспринимается не только через слуховые ощущения, но и через вибрацию на клеточном уровне и доступна даже абсолютно глухим людям. Воздействие музыкальных звуков универсально. В частности, замечено благотворное влияние музыки В.А.Моцарта на людей с заболеваниями сердца и сосудов. А  великие творения И.С.Баха способствуют снятию стрессов. В современной психотерапии даже появилось  и успешно сегодня развивается целое направление, именуемое музыкотерапией.

   Особого внимания заслуживает влияние музыки на слушателей и исполнителей. Можно с уверенностью сказать, что там, где музыка является профессией или формой деятельности, её влияние весьма ощутимо. Обладая возможностью эмоционального воздействия на психику, музыка способна оказывать влияние на настроение, на раскрытие положительного  творческого потенциала слушателей и самих участников музицирования. Художественная и эмоциональная составляющие музыкальных произведений формируют  не только сиюминутные состояния, но и сам склад личности маленького музыканта.

   Адаптированная программа предполагает внимание к характеру и специфики имеющегося заболевания. В связи с этим  вводится более гибкий режим занятий и  сугубо индивидуальный подбор программы.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИКА.

 

Учащийся Точенов Вячеслав (14.08.1999 - г.  р.) был принят  в Ногинскую  ДШИ на  музыкально – эстетическое отделение по классу фортепиано, по направлению лечебного учреждения в сентябре 2007г.   Диагноз - ДЦП.

При поступлении было трудно выявить его музыкальные данные. Мальчик   не испытывал  желания в общении и очень невразумительно передавал свои мысли и ощущения.

Общие реакции поступающего имели явно выраженные черты торпидности (лат.torpidus – оцепеневший, бесчувственный), т.е. вялый, полное отсутствие инициативы, понимания и интереса к окружающему, замедленность реакций. Проблемы со зрением, блуждающий взгляд, непроизвольные движения головой и руками, физическое состояние мышечной системы соответствовало данному заболеванию – ДЦП.

 

         Это послужило основанием для создания индивидуальной  адаптированной учебной программы, в которой были учтены медицинские рекомендации   и  индивидуальные особенности  данного ребёнка, была сделана попытка соединения комплекса общеукрепляющих мероприятий и музыкальных занятий.  Индивидуальная, адаптированная, учебная программа образования – это план, который разрабатывается преподавателем учебного заведения вместе с   родителями  в соответствии с нуждами и потребностями  учащихся  для достижения успеха в образовательном процессе.  В основу были положены принципы развития устойчивой мотивации путём дозированной последовательности и мягкой принципиальной требовательности.

В методической части сделана опора на опыт работы с учащимися, имеющие ограниченные физические возможности преподавателей Т.Б. Юдовиной – Гальпериной, А.А. Шмидт – Шкловской, преподавателя ДМШ №14, г. Казань –  А. А. Фактуллиной , преподавателя МОБМК им. А.Н.Скрябина Смирнова А.А.  – автора программы по инклюзивному обучению учащихся с ограниченными физическими возможностями  .

Дети с нарушениями развития являются особой категорией. В  работе с такими детьми музыка, искусство оказывают лечебное воздействие и  являются способом  развития не только мелкой моторики, но способом  профилактики  и коррекции.

При создании настоящей программы ставились задачи:

  • использование музыкальной практики, как метода терапевтического воздействия на состояние физического и психологического здоровья учащегося
  •  создание благоприятных условий освоения учебных дисциплин в условиях инклюзивного обучения в рамках школы искусств.

- создание положительного фона с целью благоприятного освоения музыкальных навыков и дальнейшей социальной адаптации.

- повышение общего уровня  культуры, развитие соревновательного духа в условиях инклюзивного обучения.

что такое инклюзивное обучение ?

 Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью). Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем) Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.  В процессе инклюзивного обучения  каждого принимают и считают важным членом коллектива. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей 

   В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ ОТ 24.10.1995 г. № 181 – Ф3,  программа реабилитации инвалидов – это целый комплекс мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, формирование способностей к выполнению определённых видов деятельности. Это система медицинских, психологических, педагогических, и социальных мероприятий, направленных на адаптацию лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, вызванными нарушениями здоровья, и создание условий для их активной жизненной и профессиональной ориентации.

   Система музыкального обучения инвалидов до сих пор не достаточно разработана по ряду объективных причин, к числу которых можно отнести: отсутствие специальных условий, нехватка материальных средств, а также недостаток методической литературы.

 Настоящая программа содержит общие положения и методические установки учебного и воспитательного процесса, направленного на приобретение общей музыкальной культуры и элементарных навыков игры на фортепиано с учетом  индивидуальных и характерологических особенностей учащегося Точеного В.

 Она включает в себя разделы:

- цели, задачи, целесообразность данной программы

- организация учебного процесса

- учебный план  по дисциплине фортепиано.

- особенности рекомендованного  репертуара

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

         Главная цель  занятий в ДШИ -  привить ребёнку  любовь к музыке, научить его слушать музыку, научить исполнять те произведения, которые ему  по силам, научить ребёнка с ограниченными возможностями  работать в коллективе.

         Перед преподавателем фортепиано стоит трудная задача: не только  развить мелкую  моторику у  ученика (особенно с заболеванием  ДЦП) на индивидуальных занятиях, не только выработать точные и скоординированные движений рук и пальцев, ускорить моторные движения. Одним из условий стабильного результата является создание доброжелательной  атмосферы и концертная практика, где, принимая участие в концертах вместе с другими обучающимися, ребёнок может ощутить себя полноценным музыкантом.

 

Образовательный процесс в нашей школе  предполагает  инклюзивное, т.е. совместное с общим контингентом обучение детей с ограниченными возможностями. Индивидуально разработанные для таких детей  планы не исключают главных требований основной «Рабочей  образовательной  программы  музыкально - эстетического отделения НДШИ по дисциплине «фортепиано».

          Методические принципы и формы учебно – практических занятий для детей с  ограниченными возможностями  как индивидуальные (занятия на фортепиано), так и коллективные (фортепианный ансамбль, хоровое сольфеджирование, ансамбль ложкарей, ритмика, театр, этика - эстетика) должны дать возможность для развития и дальнейшей творческой деятельности любого ребёнка с ограниченными возможностями, для успешной адаптации его в социуме.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Обучение рассчитано на 5  лет.

В учебном  плане эстетического отдела, куда был принят ученик, включено много коллективных занятий: хоровое сольфеджирование, ансамбль ложкарей, ритмика, театр, этика — эстетика.

Основная форма занятий по дисциплине фортепиано -  урок. Занятия проводятся  2 раза в неделю  по 35 минут.

На уроках систематически уделяется внимание здоровьесберегающим  технологиям: правильная посадка способствует профилактике сколиоза, распространенного у детей школьного возраста, соблюдается правильное расположение нотного текста от глаз, в качестве  снятия напряжения зрения используется гимнастика для глаз, также в течение урока проводится физ. минутка.

          Успеваемость на музыкально-эстетическом отделение учитывается на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, академических зачетах, выпускных экзаменах

УЧЕБНЫЙ ПЛАН МУЗЫКАЛЬНО — ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

(дисциплина фортепиано)

Учащиеся 1-х классов в течение года должны выступить не менее 2 – х раз на академических или классных концертах, где должны быть исполнены 2 – 4 разнохарактерных произведения, в том числе ансамбль.

Для учащихся 2-ых, 3-х , 4-х классов в течение года проводятся: контрольные уроки по чтению нот с листа, знанию терминологии,  технических навыков (этюд или гамма), контрольный урок по самостоятельной работе (произведение на 2-3 класса ниже данной программы, самостоятельно выученное учащимися). Пьеса для ознакомления проходятся и сдаются в классном порядке.

В конце I полугодия рекомендуется проводить контрольные уроки,  на которых исполняются  1 – 2 произведения, одно из них выносится на классный концерт.

Во II полугодии учащиеся 2 – 4 классов выступают не менее 2-ух раз: на открытом концерте для родителей или зачете  (1-2 произведения), переводном зачете, где должны быть исполнены 2  разнохарактерных  произведения различных форм,  жанров (в том числе ансамбль или  аккомпанемент).

В 5 классе проводятся:  зачет по этюдам (в I полугодии), прослушивание экзаменационной программы и выпускной экзамен, на котором исполняются 2-3 произведения:  полифония или крупная форма, пьеса, ансамбль (акк.).

         Для детей слабых и для детей с ограниченными возможностями  предусмотрена сдача зачётов и экзамена в щадящем  режиме (в классе) и разрешается сдача выпускной   программы по частям.

 Все изменения, призванные сделать процесс обучения более простым и эффективным,  включаются в планы адаптированной программы.

         Организация учебного процесса должна быть согласованна с родителями и соответствовать   рекомендациям лечащих врачей, сопровождающих детей с ограниченными возможностями.

В методике обучения детей с  ограниченными возможностями  существует ряд вопросов, которые касаются всех  детей такой  категории. К таким вопросам относятся:

     –    щадящая общая нагрузка;

  • бережное отношение к мышечному аппарату;
  •  принципы подбора и работы над произведением;
  • позитивный эмоциональный контакт и моральная поддержка;
  • воспитание воли и уверенности;
  • социальная адаптация.

1-ый год обучения

Когда ученик первый раз пришел на урок  (присутствие родителей на уроке  было обязательным)  вместе с мамой, мы поставили перед собой определённую задачу на год: выучить написание нот  1-ой и 2-ой октав, научиться попадать на нужные клавиши одним пальцем ( хотя бы  3 или 2), хлопать, петь маленькие попевки, попробовать научиться считать.

На начальном этапе занятий  необходимо максимально облегчить процесс освоения нотной грамоты, т.к. заболеванию часто сопутствуют  нарушение пространственной координации и проблемы со зрением. Для максимального облегчения этого процесса используется  в игровой форме знакомство с инструментом, показ звукоизобразительных возможностей инструмента, крупный шрифт, цветовое оформление.

Петь, хлопать, писать ноты, считать — все это давалось с трудом, но к концу первого года обучения мы всему этому научились.

Работа на клавиатуре — это было для нас самым трудным  разделом урока — ни пальцы, ни руки не слушались.

Дома постоянно (как «лекарство» - утром , днем и вечером) выполнялись  упражнения: «поцелуйчики» - прикосновения  подушечками 1 -3 пальчика одной руки, затем другой руки, 1-2,1-4,1-5; «утюг» - сложить лист бумаги и подушечками 1-3 пальчиков с силой  «разгладить» получившуюся «стрелку, как на брюках» то одной рукой, то другой; упр. с резиновым мячиком - «ой, мне больно!» и др.

На  клавиатуре были 2 любимые игры: «дождь» - попасть от пюпитра   «капелькой» - подушечкой пальца на заданную ноту и «радуга» - игра одноименных  нот через   октаву    ( рисовали рукой дугу 3-ими пальцами, затем  2-ыми  и т.д.). Работа велась, сначала, отдельно каждой рукой, затем мелодия передавалась из одной руки в другую.

К  концу первого года обучения ученик  научился попадать на нужные клавиши 1, 2, 3, 4 пальцами (5- ые  пальцы постоянно лежали на 4-ых пальцах), выучил ноты 1 и 2 октав, научился в нотном тексте видеть ноту и палец одновременно (при разборе любой пьесы, постоянно  пропевали  все ноты,  затем проговаривали и название ноты  и каким пальчиком играть), знал, что такое legato (играли в догонялки на крышке инструмента 2-3 пальцами, 3-4), что такое non legato, научился брать одновременно  несколько нот вместе двумя руками. Мы с мамой остались довольны проделанной работой.

На переводном экзамене почти наизусть, ноты стояли на пюпитре,  ученик  смог исполнить следующую программу (не в зале, а в классе):

Е. Гнесина — Этюд  До — маж. (legato по 2 ноты)

Р.Н.П. «Козлик» (пер. В. Игнатьева)

В. Шаинский «Кузнечик» - ансамбль ( пер. О. Геталовой)

2 - ой год обучения

         По мере взросления ребёнка игровой  компонент урока убывал, а сам урок приобретал  более стандартные формы.

Работа велась по сб. О. Геталовой «В музыку с радостью».

В течение года большую  часть произведений проходили ознакомительно,  в некоторых пьесах изучали всего несколько фраз  в целях знакомства и отработки какого — либо пианистического приема. Например: учились играть  legato 2, 3, 4 ноты, изучая этюды А. Жилинского, К Лешгорна, В Селиванова «Шуточку» (фрагмент), Сперонтеса «Менуэт» Соль — маж. и др. пьесы. Учились играть интервалы на пьесе Э. Градески «Задиристые буги»( фрагмент), одновременно укрепляя 5- ые пальцы  и т.д. - все эти пьесы очень нравились ученику.

         Работая на уроках, постоянно осваивали правильный ритм (каждую фразу несколько раз прохлопывали со счетом вслух), интонацию (много раз пропевали), очень много и с огромным трудом учились играть двумя руками вместе, хотя я старалась подбирать пьесы, в которых движения обеих рук были бы синхронны.  Одновременно с этим,  стали больше обращать внимание на качество звука.  Отношение к звуку определяет  все установки при формировании навыков ученика и прежде всего – способ прикосновения к клавише, благодаря которому пальцы сливаются с клавиатурой и ощущаются как бы продолжением  струн.«Найти звук», как писала А.А. Шмидт - Шкловская  - установка, которая требует , в первую очередь, активной работы слуха. Поиски  звука всегда связывались с поисками определённого тонуса мышц, состояния руки, мускульного ощущения от движения, с помощью которого извлекается  данный звук, т.е. мы пытались активно слушать каждый звук, который ученик мог воспроизвести. Это было очень непривычно  и очень сложно, тем более, что именно во 2 классе  ухудшилось психическое состояние, невроз из-за увеличения нагрузки в 2-х школах (принимал успокаивающие препараты) и много болел. Каждый раз все надо было начинать   заново.

          К концу учебного года ученик научился разбирать короткие пьесы самостоятельно отдельно каждой рукой( при игре правой рукой , следил левой рукой по нотам и наоборот), улучшилась память, с огромным удовольствием выступал на родительском собрание в зале (исполнил У. Н. П. «Ой, ты, дивчина»)

На переводном экзамене  наизусть  исполнял следующую программу:

Г. Телеман « Пьеса» Ре — маж.

«Тонкая рябина»   (пер. О. Геталовой) — ансамбль прозвучал очень проникновенно

3 - ий   год  обучения

В 3-ем классе ученик занимался с большим энтузиазмом. Мы начали проходить гаммы. Сначала отдельно каждой рукой, затем в расходящемся движении двумя руками, хроматические гаммы на legato  , аккорды — все учили на 1 октаву. Очень сложно было играть аккорды. Перед занятиями мы всегда( так же и дома) делали упражнение: опирались на стену подушечками всех 10 пальцев и делали отжимания. Так мы пытались укрепить ладонные мышцы и свод руки.  Таким образом, за год мы освоили 3 мажорных и 1 минорную гамму.

Старался, все произведения учить на память и очень гордился тем, что он умеет играть, но многие произведения мы по - прежнему проходили частично — фрагментами.

С огромным удовольствием играл кантиленные произведения, старался играть певучим звуком «печально», как он говорил. Т. Хренников «Колыбельная Светланы» (ред. О.Геталовой) - ансамбль,  «Адажио» Д. Штейбельта  - исполнял на концерте для родителей. Но особую гордость мы испытали с мамой ученика, когда на переводном экзамене он  исполнил Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка» И. Литковой. Особую трудность в работе  для нас представляла 1 вариация. Мы учили очень долго отдельно каждой рукой, добивались точного исполнения ритма, пели мелодию со счетом. Затем играли ансамблем: он партию правой руки  я партию левой  и наоборот. Соединяя двумя руками по два такта,  делали  сильный акцент на счет  - раз -, -три -,  попутно  отрабатывали динамические оттенки, правильное снятие (дыхание) рук. Эта вариация оказалась для нас настоящим испытанием. Может быть,  на экзамене она звучала жестковато по звуку, но  координационно мы справились с ней.

4 - ый  год  обучения

В 4-ом классе мы решили больше внимания уделять ускорению моторных движений, больше работать над гаммами и этюдами. Те гаммы, которые  мы проходили  в 3-ем классе учились играть на 2 октавы и в параллельном движении. Этюды  К. Гурлита, Л. Шитте, К. Черни — Гермера ( начальные №)  - небольшие по объёму, но на разные виды техники, старались доводить до среднего темпа. Работали  различными ритмами и штрихами, в основном в классе( т.к.  ученик неплохо  научился повторять за мной;  играли в  «умную обезьянку»). Пробовали играть арпеджио , но у нас ничего не получилось.

К зачету по самостоятельно  пьесе ученик  сам , без всякой помощи выучил две пьески: «Ночь» - армянскую  народную  песню и «Три поросенка» Д. Уотта (ред. Ю.Барахтиной).

На концерте для родителей очень музыкально с чувством была исполнена

«Прелюдия» Б. Дварионаса и ансамбль Р.Н.П. «Светит месяц».

В конце учебного года  на экзамене решили исполнить Сонатину М. Клементи соч. 36 №1 ( первую часть). Текст разобрали достаточно быстро. В медленном темпе без особых проблем соединили двумя руками (получались даже длинные пассажи), но сыграть от начала до конца нам не удавалось. Ученик, в силу своего заболевания, не мог  охватить все произведение — это было для него очень трудно.

5 - ый  год  обучения

В 5 классе проводятся:  зачет по этюдам (в I полугодии), прослушивание экзаменационной программы и выпускной экзамен, на котором исполняются 3 произведения:  полифония или крупная форма, пьеса, ансамбль .

Учитывая все достижения и неудачи 4 лет обучения, на выпуск необходимо было выбрать такую программу, что бы показать  ученика с лучшей его стороны, показать то чему он научился, предать  ему бодрость и спокойствие, заставить  поверить в свои силы.

         На технический зачет мы выбрали  Этюд К. Черни — Гермера №28 (Соль — маж). Триольный ритм  для ученика был непривычен, но мы старательно просчитывали каждую триоль. Исполнение трудного  аккордового места в левой руке, довели до автоматизма, в основном учили его с закрытыми глазами.  На зачете ученик играл этюд уверенно, с динамическими оттенками, без единой помарки, в среднем темпе.

Экзаменационную  программу учили долго, несколько раз проигрывали перед разными педагогами, на родительских собраниях. Три произведения подряд  ученик никак не мог играть. Тогда, с  разрешения администрации, было решено играть программу в один день, но с небольшими промежутками во времени, для того, что бы ученик мог настроиться на определённое произведение.

Именно таким образом была сдана   выпускная  программа:

1. Х. Дьёпар «Менуэт» Ля — маж.

2. С. Майкапар «Маленький  командир»

3. П. Чайковский « Вальс» из балета «Спящая красавица»

                                                                          (фрагмент,  ред. А. Николаева)

 Ученик занимался по специально разработанной программе. За весь период обучения научился многому, постоянно преодолевая своё заболевание. Научился разбирать самостоятельно музыкальный текст (простой), освоил полностью клавиатуру, научился сосредотачиваться и исполнять полностью заданные произведения в характере и со своим отношением, умеет манипулировать всеми пальцами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При организации учебного процесса с учениками, обладающими ограниченными физическими возможностями, некоторые вопросы требуют детализации и заостренного внимания.

А.А. Шмидт - Шкловская воздействовала на все стороны личности ученика, развивая в гармоническом единстве его музыкантские и пианистические качества, прививая ему культуры  «слышания», воспитывая творческую инициативу и осознанное отношение к работе. Перевоспитывая упавшего духом, а подчас и отчаявшегося ученика, она передавала ему бодрость и спокойствие, заставляла поверить в свои силы. Она заложила основы работы с  учениками начального периода, имеющими недостатки физического развития, или страдающими хроническими заболеваниями. 

Так вопрос раскрытия характера музыки требует отдельного рассмотрения. Работа исполнителя – процесс создания художественного произведения. «Идти от образа», как рекомендовал К.С.Станиславский, значит видеть перед собой определённую ясную задачу, концентрация на которой является фактором, «отвлекающим» от технологических затруднений и  эмоциональных препятствий. И чем понятней характер, яснее образ, тем  вероятнее успешное его воплощение, тем короче путь к цели и меньше лишних, ненужных действий. Создание целостного  музыкального образа – созидательный акт. Он приносит позитивное волнение души и создает равновесие в теле. Об этом замечательно сказал С.Рахманинов: «Если я чувствую какую – нибудь боль, она прекращается, когда я играю … проходит, точно по волшебству». Когда после решения  очередной музыкальной задачи ученик уходит с занятий с озаренным лицом победителя, можно сказать: « Это ещё одно свидетельство полезности нашей работы!».

Другой важный вопрос адаптационного курса – формирование вкуса. Во многом это предполагает внимательное отношение к изучаемому репертуару. В рамках учебного плана надо стремиться делать  акцент на созидательную, достойную  музыку. Прежде всего, это произведения, несущие заряд положительной энергетики.  Так же необходимо, чтобы  произведение нравилось ученику, чтобы он его понимал и хотел играть.  

         Практический опыт инклюзивного обучения игре на фортепиано учащихся имеющих ограниченные физические возможности весьма ограничен. Необходимо вспомнить еще одного преподавателя фортепиано -  Т.Б. Юдовину – Гальперину. Её методические принципы описаны в книге «За роялем без слёз». По сути, эти мысли являются развитием и продолжением методических установок русской пианистической школы, заложенной Н.Рубинштейном, С.Рахманиновым и А. Гондельвейзером, ориентирующих пианиста на естественность и свободу мышечных движений. И эти установки просто необходимы при обучении тех, чье здоровье требует пристального внимания.

          Обучение музыке детей с ограниченными возможностями не сводится к количественному разучиванию музыкальных произведений -  это одновременно  школа адаптации, социализации и самоутверждения.

СПИСОК   НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

- «В музыку с радостью» (для детей 4 – 6 лет) О. Геталова, И. Визная  

                                              изд. «КОМПОЗИТОР. САНКТ – ПЕТЕРБУРГ» 2009г.

-  «В музыку с радостью»  О. Геталова,  И. Визная  

                                              изд. «КОМПОЗИТОР. САНКТ – ПЕТЕРБУРГ» 2008г.

-  «Сборник  фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» 1ч.

                                             Составитель  С. Ляховицкая

-    «Крохе – музыканту» 1ч. Сост. И. С. Королькова    

                                             изд. «ФЕНИКС» 2007г.

- «Большая музыка  - маленькому музыканту»  сост.Т. Юдовина –

                    Гальперина      изд. «КОМПОЗИТОР. САНКТ – ПЕТЕРБУРГ» 2004г.

- «Музицирование для детей и взрослых» 1 вып. Пед. редакция  Ю. Барахтиной    

                                             изд. «ОКАРИНА» 2007г.

- «Азбука игры на фортепиано» для  учащихся  подготовительного  и  1 – ого кл.

                                             Автор – сост.С. А. Барсукова

                                             изд. «ФЕНИКС» 2007 – 2008г.

- «Малыш за роялем» - сост. И. Лещинская, В. Пороцкий

- «Азбука» - Е. Гнесина

- «Школа игры на фортепиано» - ред. А. Николаев

СПИСОК  МЕТОДИЧЕСКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артоболевская А.  Первая встреча с музыкой. М.,1985г.
  2. Алексеев А.  Методика обучения игре на фортепиано.  М. 1978г.
  3. Масура Ибука  После трёх уже поздно.          http//www . Karapuziki.
  4. Павленко А.  Магия музыкального мира.  (музыкально – игровой метод     обучения)
  5. Смирнов А.А. Опыт инклюзивного обучения музыке студентов с ограниченными физическими возможностями // Среднее профессиональное образование. 2010г. № 9, с.5-7
  6. Теплов Б.Н. Психология музыкальных способностей. М., 1947г.
  7. Шмидт — Шкловская А.А.  О воспитании пианистических навыков.

     Л. «Музыка» 1985г.  

  1. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.

     М.,1947г.

  1. Щапов А. Фортепианная педагогика.           М.,1960 г.
  2. Урок  лечебной  физкультуры или занятия на фортепиано?

      http//www.Karapuziki.

  1.  Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа.

      под ред. Л.А. Баренбойма «МОСКВА»20                                               

  1. Юдовина — Гальперина Т.Б.  За роялем без слёз, или я  - детский педагог.   С.-П. 2010г.

         

Автор: Смирнова Татьяна Викторовна — преподаватель  фортепиано

МОУ ДОД «Ногинская ДШИ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ ПРИМЕНЕНИЕ АВТОРСКОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АРТ-ЛОТО "ШЕДЕВРЫ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ" (из опыта работы)

Для актуализации целей и задач, направленных на развитие социальной коммуникации ребенка, была создана авторская методическая разработка на основе игры-меморины  АРТ-ЛОТО "Шедевры Третьяковской г...

Методическая разработка раздела образовательной учебной программы "Talking about a new friend" по УМЛ Биболетовой М.З. 3 класс

Методическая разработка раздела образовательной учебной программы 3 класс Биболетова...

Методическая разработка раздела «Семья» учебной программы по обществознанию 5 класс

Методическая разработка раздела "Семья" учебной программы по обществознанию 5 класс....

«Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)

laquo;Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)...