«Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)
учебно-методическое пособие на тему

«Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения»

 (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_shkoly_rer_s_roditelyami.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия – Алания

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Республиканский дворец детского творчества им. Б.Е. Кабалоева»

«Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения»

 (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)

Составитель:

методист школы «РЭР»

Цахоева М.Л.

                                                                       

Владикавказ 2018


Введение

«Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример тому»

Себастьян Брант

Вы, вероятно, согласитесь с утверждением, что для благополучной жизни в XXI веке ребенку, прежде всего, необходимо быть здоровым. Хорошее здоровье,  во все времена, являлось величайшей ценностью. Наша задача – способствовать воспитанию социально и психологически здорового ребёнка и, тем самым, влиять на их сознательный выбор.

        Многих из нас воспитывали в уверенности, что злость и раздражение надо сдерживать, а страх или тревогу скрывать. Поэтому иногда родители просто не знают, как реагировать на злость или раздражение ребёнка, и поступают в соответствии с одной из следующих ролей:

  • командир:  приказы, команды и угрозы – это способы, которыми командир удерживает ребёнка под контролем, с его точки зрения, ребёнок должен уметь сдерживаться;
  • моралист: такие родители ведут себя как проповедники, то следует делать, а это не следует..., моралисты обеспокоены в основном тем, чтобы все было прилично;
  • всезнайка: родители, играющие эту роль, читают лекции и раздают советы, стараясь показать, насколько они интеллектуально превосходят ребёнка;
  • судья: эти родители убеждены в виновности ребёнка ещё «до суда», их цель доказать, что они всегда правы, а дети всегда не правы;
  • критикан: как судья, моралист или всезнайка такой отец или мать хочет всегда быть правым, его методы – это насмешка, обидные прозвища, сарказм и шутки, унижающие ребёнка;
  • психолог: с наилучшими намерениями психолог пытается все анализировать, выяснить все детали, разложить все «по полочкам»;
  • утешитель: родители-утешители стремятся избавить себя от переживаний за ребёнка и стараются воспринимать его проблемы легко.

Родители, даже если они и играют какую - то из этих ролей, конечно же, не являются злоумышленниками. Они делают это из лучших побуждений. Если вы узнали свои поступки в ком – то из выше описанных, постарайтесь измениться, следуя закономерностям и правилам эффективного общения.

«Эффективное общение»

Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение, в свою очередь, означает, что и дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Что значит приняты? Принять – значит показать, что вам понятны чувства ребёнка, даже если вы и не разделяете его убеждения.

Человек, умеющий хорошо слушать, сконцентрирован на том, что ему говорят. Он смотрит ребёнку в глаза, наклонен к нему, часто повторяет: «Я тебя слушаю внимательно!» Иногда он молчит, иногда отвечает.

Правила эффективного общения

Правило 1. Слушая ребёнка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте ребёнка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьёте сразу трёх зайцев:

  • ребёнок убедиться, что вы его слышите;
  • ребёнок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознавать свои чувства;
  • ребёнок убедиться, что вы его поняли правильно.

Поглощённый проблемой или чем – то ещё расстроенный человек обычно теряет ощущение перспективы. Внимательно слушая, мы помогаем ребёнку разобраться в вопросе, «переварить» проблему.

Правило 2. Слушая ребёнка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них всё в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика совпадают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

Правило 3. Поддерживайте и подбадривайте ребёнка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

Правило 4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребёнка. Ваш тон «говорит» не менее ясно, чем ваши слова. Он должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

Правило 5. Поощряя ребёнка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: «А что было дальше?» или «Расскажи мне об этом…»

Как повысить самооценку ребёнка и почему это важно?

Пять правил повышения самооценки позволят вам повысить её у вашего сына или дочери.

Правила повышения самооценки

Правило 1. Поощряйте, хвалите ребёнка за старание и усилия так же, как за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Хвалите как можно чаще. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.

Правило 2. Помогайте детям ставить реалистические цели.  Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребёнок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие, по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую гордость и такое же восхищение, как наивысшие достижения и победы других.

Правило 3. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребёнка. Допустим, ваш ребёнок полез на высокий забор, утыканный гвоздями. Для того чтобы не разрушить положительную самооценку, можно сказать примерно следующее: «лезть на такой забор опасно. Ты мог упасть и разбиться. Не делай больше этого». Разрушительное для самооценки высказывание звучит так: «Куда ты полез? У тебя, что, головы на плечах нет?».

Правило 4. Давайте ребёнку почувствовать настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье, членами «команды». Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.

Правило 5. Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова «Я тебя люблю!» способствуют тому, что ребёнок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие. Вопреки распространённому мнению, неполные семьи также могут давать ребёнку основу для положительной самооценки, ка и полные. Конечно, при условии, что взаимоотношения с ребёнком прочные и любящие.

        Родители на то и родители, чтобы беспокоиться о своих детях. Так было и так будет всегда. Только времена меняются, а вместе с ними и поводы для родительских тревог.

Поддержка ребёнка семьёй

  • Чаще обнимайте, целуйте ребёнка, хвалите его. Не думайте, что ваш ребёнок и так знает, что вы его любите.
  • Пусть ваша любовь к ребёнку будет выражена словами, тоном голоса и взглядами, которые отражают вашу любовь.
  • Это неправда, что с возрастом детям всё меньше нравится физические контакты с родителями (объятия, поцелуи). Но уважайте дистанцию, устанавливаемую ребёнком.
  • Хотя бы раз в неделю один вечер делайте что-то всей семьёй. Пусть все члены семьи подумают и договорятся, что они хотели бы сделать вместе. Разделяйте интересы детей.
  • Если у вас двое детей, предоставьте каждому из них возможность индивидуально провести с вами какое-то время. Например: десять минут после школы, полчаса перед сном и т.п. Дайте им понять, что вам тоже хочется побыть с ними.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

«Если ребёнка постоянно критикуют,

Он учится ненавидеть.

Если ребёнок живёт во вражде,

Он учится агрессивности».

 Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • воспитание уважения к детству и родительству;
  • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
  • оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
  • использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Образовательно-воспитательная работа с детьми в школе «РЭР»  ведётся в тесном контакте с  родителями,  успешно  используются  формы  совместного  творчества родителей и детей. Именно в этом ключе роль семьи и педагога – наставника для полноценного прохождения ребёнком всех периодов детства, пожалуй, трудно переоценить. Развитие интереса к окружающему, к познанию происходит, как правило, в разных видах детской деятельности. Каждый вид детской деятельности вносит свой вклад в развитие ребёнка. Первая самостоятельная его деятельность – предметная – вводит в мир вещей, созданных руками человека, знакомит его с их ролью в жизни человеческого общества. Следом за предметной деятельностью развивается игровая, которая сначала тоже протекает как действия с предметами. Игра – ведущая деятельность дошкольников. Игрой пронизано всё обучение ребёнка, так как, будучи ведущей деятельностью дошкольников, она обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка, является эмоциональной основой детского коллектива, раскрепощает детей, развивает их коммуникативные, творческие способности, инициативу, снимает физическую усталость мышц. Через игру осуществляется психотерапевтическая коррекция личности ребёнка. Сначала ребёнок замещает недостающие предметы другими, похожими, затем любыми, которым он придаёт соответствующую функцию, и, наконец, просто словами. Если ребёнка систематически обучают игре, постепенно приводят его к использованию предметов – заместителей, то к старшему дошкольному возрасту отмечаются уже элементы знаково – символической функции, необходимой для овладения языком, элементарными математическими представлениями, географическими и другими знаниями. Позднее на этом фундаменте строится познавательная деятельность. Изобразительная и конструктивная деятельность – первые виды продуктивной деятельности. Задачи создания своими руками нового продукта – будь то рисунок, лепная поделка, постройка – заставляют ребёнка стремиться получить правильное отражение воспринятого и тем самым способствуют дальнейшему развитию восприятия, представлений, знаний о предмете, закреплённых в речи, т.е активизируют всю его познавательную и речевую деятельность. Всё это необходимо для возникновения предпосылок к усвоению школьных программ. Итак, все виды деятельности школы «РЭР» позволяют так организовать опыт ребёнка, чтобы мобилизовать все его познавательные возможности. В процессе пребывания в школе «РЭР» у ребёнка возникает потребность в общении с другими детьми, во вхождении в детский коллектив. Здесь он учится соотносить свои действия с действиями сверстников, считаться не только со своими желаниями, но и с интересами других детей, видеть себя глазами сверстников, оценивать поступки сверстников и свои собственные.

Ещё одним необходимым условием для того, чтобы обеспечить подготовку к школе, оказывается ситуация успеха. Чтобы ребёнок хотел заниматься, каким – либо видом деятельности – учёбой, рисованием,  игрой – она должна приносить ему удовлетворение, связанное с переживанием успеха.

Самое главное, на что мы ориентируем родителей, это то, что какими бы ни оказались успехи вашего ребёнка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он всё равно для вас самый любимый!

Досуговые формы взаимодействия с родителями Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если педагоги уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Праздники, акции, спортивные эстафеты и т.д. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников как:  «Встреча Нового года», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — спортивная семья», Выпускной бал». Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт  в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах, участвовать в конкурсах мероприятия и т.д.

Выставки работ родителей и детей. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для педагога (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Творим, рисуем, фантазируем», «Коста – глазами детей», «Детские фантазии», «Коллекция детских идей», «Ни кто не забыт, ни что не забыто», «Праздник детства» и т.д. Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция для родителей "Роль семьи в воспитании ребёнка"

Материал предназначен к использованию на родительском собрании....

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

ЦЕЛЬ: Показать доминирующую роль домашнего воспитания в процессе развития личности ребенкаЗАДАЧИ:1.      Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости д...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Содействовать формированию у родителей представлений о необходимости домашнего воспитания...

Статья " Роль семьи в воспитании детей среднего школьного возраста (из опыта работы)"

Подростковый возраст-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании ребенка"

Содержание беседы направлено на формирование активной педагогической позиции родителей...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

    Патриотическое воспитание процесс взаимодействия воспитателей и детей, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патр...

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Методические рекомендации для педагогов и  родителей«Роль семьи в воспитании ребенка»...