Лекция для родителей "Роль семьи в воспитании ребёнка"
методическая разработка на тему

Комнатная Галина Андреевна

Материал предназначен к использованию на родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_dlya_roditeley.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании ребёнка

Лекция для родителей

Уважаемые родители!

Эпиграфом к своей лекции я взяла слова императрицы Александры

«Дом, каким бы он ни был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что в каких бы краях человек потом ни странствовал, сколько бы лет ни прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души.»

Всем известно, что самая счастливая семья – та, в которой все ее члены стремятся к любви, к ее укреплению и к проявлению заботы о других. А примером в традиционных православных семьях всегда остается Христос, омывший ноги Своим ученикам.
            
Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе; научиться в нем первым совестным движениям сердца; и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - Родине и государству.
          Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому существу своему возникает из выбора и решения; а ребенку не приходится выбирать и решать: отец и мать образуют  ту предустановленную для него судьбу, которая выпадает ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить, - ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары; но судьба этих склонностей и талантов, - разовьются ли они в дальнейшем или поблекнут, - определяется в раннем детстве.
        Вот почему семья является первичным лоном человеческой культуры.
        Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески-материнской семьи, или как бы живым символом ее семейственного духа. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец.
        Природа устроила так, что одно из самых ответственных и священных призваний человека - быть отцом и матерью - делается для человека доступным просто при минимальном телесном здоровье и половой зрелости, так что человеку достаточно этих двух условий, для того чтобы, не задумываясь, возложить на себя это призвание. "...А чтоб иметь детей, кому ума не доставало?" (Грибоедов) Вследствие этого благородное и ответственное искусство на земле - искусство воспитания детей - почти всегда недооценивается и продешевляется; к нему зачастую и сейчас подходят так, как если бы оно было доступно всякому, кто способен физически рождать детей; как если бы главным было именно зачатие и рождение, а остальное - именно воспитание - было бы совсем не существенно.
         На самом же деле тут все обстоит совсем иначе. Окружающий нас мир людей таит в себе множество личных неудач, болезненных явлений и трагических судеб, о которых знают только духовники, врачи и прозорливые художники; и все эти явления происходят потому, что родители этих людей сумели их только родить и дать им жизнь, а открыть им пути к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья, - не сумели. Родители сумели дать своим детям, кроме плотского существования, только одни душевные раны, иногда даже сами не замечая того, как они возникали у детей и въедались в душу; но не  дали им духовного опыта…

     Бывают эпохи, когда эта небрежность, эта беспомощность, эта безответственность родителей начинает  возрастать от поколения к поколению. Это как раз те эпохи, когда духовное начало начинает колебаться в душах, слабеть и  исчезать.

В такие эпохи священное значение семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих сердцах; им не дорожат, его не берегут, его не строят. Тогда в отношениях между родителями и детьми возникает  "пропасть", которая, по-видимому, увеличивается от поколения к поколению. Отец и мать перестают "понимать" своих детей, а дети начинают жаловаться на "абсолютную отчужденность", царствующую в семье; и, не понимая, откуда это берется, и, забывая свои собственные детские жалобы, выросшие дети завязывают новые семьи, в которых "непонимание" и "отчуждение" обнаруживаются с новой и большей силой.

         Это явление объясняется заболеванием и оскудением человеческой духовности и в особенности духовной традиции. Семья распадается вследствие переживаемого человеком духовного кризиса. Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение, он лишает ее главного, того единственного, что может сплотить ее, спаять и превратить в  прочное и достойное единство, - а именно чувства взаимной духовной сопринадлежности. Половая потребность, инстинктивное влечение создают не брак, а всего только биологическое сочетание (спаривание); из такого сочетания возникает не семья, а элементарное рядом-жительство рождающих и рожденных (родителей и детей), которое совершенно несоответствующее задаче воспитания.
       Человеческая семья, в отличие от "семьи" у животных, имеет целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи....
         Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего первого назначения. Научить детей любви родители могут лишь в том случае, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь тогда, когда они сами нашли счастье в браке.

«Главная школа воспитания детей  - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.»  Писал В.А. Сухомлинский

Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. В просторе народной жизни она подобна прекрасно распустившемуся цветку. Семья, которая растрачивает свои силы на  взаимное отвращение, ненависть, подозрения и "семейные сцены", есть настоящий рассадник больных характеров и жизненной неудачи. Она подобна тем больным растениям, которым ни один хороший садовник не даст места в своем саду.
         Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где же он ей научится? Если он с детства не привыкнет искать счастья именно во взаимной любви, то в каких  злых и дурных влечениях он будет искать счастья в зрелом возрасте? Дети все перенимают и всему подражают, незаметно, но глубоко чувствуя  жизнь своих родителей, тонко подмечая, угадывая, иногда бессознательно следя за старшими. И тот, кому приходилось сталкиваться с детьми в несчастных и разлагающихся семьях, где жизнь есть сплошное мучительство и лицемерие, тот знает, какое больное и гибельное наследство получает от родителей такая несчастная детвора.
         В любовной и счастливой семье воспитывается человек с неповрежденным душевным организмом, который сам способен органически любить, органически строить и органически воспитывать.                     Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь; а это значит - неповрежденнее останется его душевный организм. Тем естественнее, богаче и творчески продуктивнее расцветет его личность.

Родители, помните:

Ребёнок – это зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В.А. Сухомлинский

А ещё помните, что святая мученица императрица Александра писала:

Великое искусство жить вместе, любя друг друга нежно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль семьи в воспитании ребёнка

презентация расскрывает роль семьи и школы в воспитании ребёнка...

Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребёнка

Выступление на педагогическом совете...

Роль семьи в воспитании ребёнка

Данная Презентация поможет родителям  в сложных вопросах воспитания....

Роль семьи в воспитании ребёнка

Презентация к родительскому собранию "Роль семьи в воспитании ребёнка"...

Роль семьи в воспитании ребёнка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

Роль семьи в воспитании ребёнка.

  Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизн...

Роль семьи в воспитании ребёнка с проблемами в развитии

Взаимодействие семьи и школы можно улучшить через работу с родителями. Помочь родителям осознать ценность своей семьи и повысить качество жизни своей и ребенка - одна из возможностей для педагогов....