ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РАБОТЫ МБУ ДО «ДШИ»
статья на тему

Мусийченко Екатерина Евгеньевна

Статья об опыте методического сопровождения преподавателей детской школы искусств в условиях перехода на предпрофессиональное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_metodicheskogo_soprovozhdeniya.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мусийченко Екатерина Евгеньевна,

методист МБУ ДО «ДШИ»

 Корсаковского городского округа

Сахалинской области

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РАБОТЫ МБУ ДО «ДШИ»

Педагоги не могут успешно кого-то учить,

если в тоже время усердно не учатся сами.  

 Али Апшерони

Качество и доступность образовательного процесса детских школ искусств ни один год остаётся приоритетным направлением развития дополнительного образования в сфере культуры и искусства. Обеспечение качественно нового уровня образовательных услуг возможно при наличии многих составляющих, одной из которых является профессиональная компетентность педагогических работников. На это нацелена и государственная политика, в частности,  вступление в силу профессионального стандарта  «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», который  должен стать для руководителей методических служб ориентиром результативности научно-методической деятельности ДШИ, а также укрепить  мотивацию педагогов к совершенствованию профессиональных компетенций.

Именно поэтому для ДШИ наиболее актуальными вопросами развития становятся механизмы обновления и совершенствования методического сопровождения, способного обеспечить рост профессиональной  педагогической компетентности. Переход на работу в условиях современных стандартов требует от преподавателя  принципиально иных подходов к характеру обучения, построению и организации всего учебно-воспитательного процесса. Это значит, что методические службы должны качественно, профессионально вырасти, иметь возможность своевременно и гибко реагировать на возрастающие требования к результату педагогической деятельности.

Готов ли преподаватель  к изменениям в своей образовательной деятельности? Готов ли он профессионально работать в соответствии с требованиями ФГТ? Именно эти вопросы возникли у руководителей методических объединений МБУ ДО «ДШИ» Корсаковского городского округа на этапе проектирования предпрофессиональных программ.

Для получения объективной информации руководителем методического совета было проведено анкетирование (Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога/Кн.2.-М.:Изд-во ВЛАДИВОСТОК-ПРЕСС, 2002.- С. 89-91). Анкетирование проводилось анонимно для обеспечения объективности данных.          

 По результатам анкетирования, уровень активности коллектива на момент исследования составил 79%, что является достаточно высоким показателем. В целом педагогический коллектив оказался готов к нововведениям. Участники анкетирования подтвердили, что получают удовлетворение от собственного труда, готовы преодолевать временные трудности, анализировать происходящее и имеют внутренние резервы для совершенствования образовательного процесса.

Приоритетным направлением  методической деятельности на начальном этапе перехода на предпрофессиональное образование  стало совершенствование программно-методического обеспечения, т.е. составление образовательных программ, формирование УМК, разработка фондов оценочных средств. На данном этапе были проведены внутришкольные обучающие семинары по вопросу отбора содержания программ учебных предметов в соответствии с требованиями ФГТ.

           Однако в процессе проектирования ДПОП обозначился ряд проблем как психологических, так и организационно-методических, а также материально-технических и кадровых:

  • противоречие между новым требованиями к уровню профессиональной компетентности педагогов и реально сформированными профессиональными компетенциями;  
  • противоречие между требованиями ФГТ  к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации ДПОП и реальным положением вещей;
  • инертность, нежелание части преподавателей  вносить  изменения в привычную систему педагогической деятельности;
  • выраженное  эмоциональное выгорание, что связано с кадровыми трудностями, ведь на тот момент средний возраст педагогических работников школы составлял 55 лет.

 Возможно, истоки всех проблем состояли в том, что по новым стандартам стали работать педагоги с уже ранее сложившейся вполне успешной, результативной системой образовательной деятельности. Естественно, многие из них не видели для себя смысла в необходимости что-то менять.  Вместе с тем, в силу личностных особенностей часть преподавателей  проявляли повышенную тревогу, связанную с переменами в дополнительном  образовании, т.е. оказались не готовы к освоению современных технологии.

В сложившихся условиях стало понятно, что система методической работы школы нуждается в серьёзном обновлении для оказания постоянной научно-теоретической, методической, информационной поддержки педагогов по вопросам реализации образовательных программ, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных исследований результатов образовательной деятельности.

По результатам глубокой аналитической деятельности, администрацией МБУ ДО «ДШИ» было принято решение о необходимости проектирования целостной системы методического сопровождения, способного вывести научно-методическую деятельность на качественно-новый уровень. С этой целью в учреждении был создан единый методический совет, в состав которого вошли заведующие методических объединений, методист, представители администрации. Такой подход позволил определить единые приоритетные направления для школы в целом, а также каждого отдельного методического объединения. Это обеспечило единство стратегических целей и подходов к планированию деятельности структурных подразделений.

В процессе  работы по формированию системы методического сопровождения с заведующими МО были  проведены обучающие семинары:

-  Деятельность методического объединения: нормативно-правовой аспект. Требование к организации методической работы.

- Эффективные формы методической деятельности и принципы их организации.

По результатам работы семинаров  слушатели получили справочную информацию для планирования деятельности МО, классификацию и правила написания информационно-аналитических документов, макет отчетных материалов, единые требования к анализу урока с приложением таблиц наблюдений, а также требования к написанию  протоколов заседания МО.             Так же  была проанализирована эффективность форм методической работы, используемых в деятельности методических объединений. Для организации более продуктивной и результативной деятельности МО заведующим методическими объединениями была предложена форма самоанализа деятельности МО с учётом современных требований к образовательному процессу.

           В процессе совместной деятельности члены методического совета выделили следующие приоритетные направления в рамках реализации Программы развития МБУ ДО «ДШИ» и, в частности, подпрограмм «Ресурс» и «Качество»:

  1. Организация работы по совершенствованию программно-методического обеспечения образовательного процесса
  2. Организация работы по формированию и систематизации методических знаний
  3. Повышение уровня  информационно-коммуникативной культуры педагогов
  4. Методическое сопровождение и распространение актуального педагогического опыта.
  5. Пополнение банка методических разработок.
  6. Оказание адресной помощи педагогам в решении текущих проблем в образовательном процессе.

В условиях обновленной системы методической поддержки образовательного процесса, при разработке новых образовательных программ каждый преподаватель школы от проектирования до утверждения ДПОП  был обеспечен методическим сопровождением:

  • методист провёл необходимое каждому отдельному преподавателю количество консультаций,
  • корректировал содержание программы на каждом этапе проектирования,
  • оказывал помощь в составлении тематического планирования,
  • систематизировал работу по формированию фондов оценочных средств в процессе реализации образовательных программ по годам обучения.

Итогом данного направления можно считать следующее:

  • с 2013г. по 2016 г. разработано и утверждено 8 дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области музыкального, хореографического, художественного и театрального искусств;
  • 17 преподавателей ДШИ (68% от общего количества) приняли участие в составлении образовательных программ, из них 3 преподавателя – молодые специалисты;
  • доля предпрофессиональных программ от общего количества реализуемых в 2016-17 году составляет 40 %.

Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в сфере искусств (утвержденные МК РФ) обеспечены примерными программами по предметам, учебными планами, графиками учебного процесса. Вместе с тем методический комплекс в каждой школе требует определенной адаптации к имеющимся условиям.

Наиболее затруднительное положение в части обеспечения УМК испытывают отделения «Хореографическое искусство» и «Изобразительное искусство». Учебные пособия по предметам теоретического цикла для них просто не разработаны.  Безусловно, используя возможности сети «Интернет», педагоги выходят из положения, пополняют личную и общешкольную «методические копилки» современными материалами. Но это опять же накладывает дополнительную нагрузку на преподавателей, и не все к этому готовы. Однако положительный опыт формирования УМК, накопленный в школе активно транслируется как на областном, так и на международном уровнях. Преподаватели включились в работу по разработке наглядных, дидактических, методических материалов, существует опыт создания персональных электронных ресурсов. При поддержке руководителя методического совета преподаватели успешно участвуют в профессиональных педагогических конкурсах:

  • Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2015/2016 г.,  - 3 преподавателя.
  • XVI Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России» - 1 преподаватель.
  • VI Международный дистанционный конкурса педагогических сайтов - 1 преподаватель

         Вместе с этим, за последние 3 года __ преподавателей опубликовали методические материалы из опыта работы в следующих изданиях:

  • Сборник материалов по итогам областной научно-практической конференции «Реформирование в системе образования сферы культуры и искусства Сахалинской области:

- «О методах проблемного обучения в курсе музыкально-теоретических дисциплин».

- «Развитие художественного восприятия с учетом психофизиологических особенностей».

 - «Современный подход к формированию учебно-методического комплекса в период перехода на реализацию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в сфере искусства».

- «Интеграция предметов музыкально-теоретического цикла как продуктивный метод развития музыкального мышления детей»;

 - «Пособия к урокам сольфеджио».

  • zhurnalpoznanie.ru:

- «Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».

При участии СОНМЦ опубликовано и распространено среди учреждений дополнительного образования методическое пособие «Сценарии уроков для музыкально-теоретических дисциплин»

 Особого внимания в процессе реформирования системы методической поддержки потребовало такое важное направление, как инновационная деятельность. На начальном этапе основная часть педагогического коллектива не имела опыта работы в инновационном режиме. Как и в случае с проектированием образовательных программ потребовалось организовать ряд мероприятий, направленных на формирование понятия об инновационной деятельности, умения разрабатывать инновационные проекты, планировать его реализацию, вести аналитическую документацию и организовывать мониторинг.

Для решения поставленных задач потребовалось сформировать обновленный пакет нормативно-правовой документации по организации инновационной деятельности в соответствии с новыми требованиями: положения, приказы, а также справочные материалы для руководителей и участников инновационной деятельности. За период с 2014 по 2016 года на школьном уровне реализуются следующие инновационные проекты:

  • Социальный проект «Искусство детям», направленный на приобщение детей и подростков к музыкальному творчеству через организацию новых форм презентации результатов детского музыкального исполнительства;
  • «Формирование системы педагогической поддержки  талантливых детей  на отделении «Изобразительное искусство»;
  • Инновационный проект на отделении музыкально-теоретических дисциплин «Эффективные формы внеклассной работы, направленной на актуализацию и расширение музыкальных представлений учащихся детской школы искусств»;
  • «Система профориентационной работы с учащимися хореографического отделения в условиях образовательного процесса ДШИ»;
  • Инновационный проект в области методической деятельности «Формирование профессиональных компетенций молодых специалистов МБУ ДО «ДШИ».

         В контексте темы данной публикации особого внимания заслуживает проект по работе с молодыми специалистами, т.е. организация работы, так называемой Школы для молодых преподавателей детской школы искусств. Наблюдения показали, что у данной категории педагогических работников недостаточно сформированы педагогические навыки, нет полного представления о психологических и возрастных особенностях учащихся. Вследствие этого адаптация к новым условиям деятельности проходит достаточно болезненно, ведь быть хорошим артистом часто не означает, что молодой специалист в равной степени обладает навыками педагогической деятельности. В этой ситуации абсолютно недопустимо оставлять преподавателя «в свободном плавании» и наедине с собственными трудностями и ошибками. Традиционная система наставничества не может дать полноценный результат в связи с тем, что высокая педагогическая нагрузка часто не позволяет оставить время для детальной проработки возникающих вопросов в части методической подготовки, достаточного посещения уроков и проведения полноценного анализа результативности учебного процесса. Именно на решение этих проблем направлен проект «Формирование профессиональных компетенций молодых специалистов МБУ ДО «ДШИ», реализация которого началась в текущем учебном году и предполагает целенаправленную работу с 5 молодыми специалистами.

          Внедрение в систему методической поддержки образовательного процесса новых для школы форм работы вовсе не означает отказ от традиционных мероприятий с высокой эффективностью. Это взаимопосещения, заседания тематических методических секций, отчёты о самообразовании, обобщение передового опыта и т.д. Всё это в равной мере с нововведениями сохраняется в системе работы методического совета и методических объединений.

         Таким образом, любая деятельность приносит  результаты, если она системна. Поэтому, организуя методическую работу, мы стараемся выстроить целостную систему. Это позволяет оказать реальную, действенную помощь в развитии мастерства как сплава профессиональных знаний, умений и навыков, а также необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. Результатом правильно спланированной и четко организованной научно-методической работы становится  повышение профессионального мастерства педагогических работников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

Методическое сопровождение образовательного процесса в УДО - одно из условий его успеха.

Постоянное изменение этого социального заказа заставляет учреждения дополнительного образования быть в режиме мобильного функционирования и развития по всем известным основаниям....

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса.

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса....

6. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

6.1. Методическая работа 6.2. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах 6.3. Участие в деятельности  профессиональных ассоциаций, союзов и сетевых сообществ, экспер...

Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»

В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его ро...

Методическое сопровождение образовательного процесса в УДО - одно из условий его успеха.

Каковы же педагогические условия результативности работы, которые мы вычленяем в ходе реализации управленческих функций, важных для совершенствования методического сопровождения в системе дополнительн...