программа объединения "Юный художник"
рабочая программа на тему

Кужугет Хеймер-оол Бегзиевич

программа имеет художественно-эстетическая направленость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc508 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает детям базовое систематизированное образование по ИЗО с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.

Актуальность, программы

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Данная программа, основанная на многолетнем личном педагогическом опыте автора, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Отличительные особенности и новизна программы

Данная программа в качестве отправного источника использует программу, разработанную под руководством Б. М. Неменского для общеобразовательных школ и переизданную в 2011г. Также при обновлении своей программы в 2012 г. автор в определенной мере ориентировалась и на программу дополнительного художественного образования детей Н. В. Гросул «Студия изобразительного творчества», опубликованную в числе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Автору известны и другие программы по изобразительному искусству, которых особенно много в системе дополнительного образования детей.

Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.

Во-первых, данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по специализированным программам – таким как: …

Тем самым программа «Основы изобразительного искусства» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах).

Во-вторых, в соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы либо примерные программы дополнительного образования. Увеличение продолжительности обучения (в первый год обучения – 216 часа, во второй  216 часов в каждый) потребовало авторской разработки целого ряда новых тем, их органичного включения в учебно-тематический план, либо расширения и углубления, традиционно преподаваемых тем.

 В данной программе позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к концу второго года обучения общего углублённого уровня подготовки, и это несмотря на то, что по программе занимаются дети преимущественно младшего школьного возраста

В-третьих, вся программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ней у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению.

Цель и задачи программы

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы

Обучающие 

  • знакомство с жанрами изобразительного искусства;
  • знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
  • овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
  • приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие 

  • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
  • развитие колористического видения;
  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
  • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
  • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
  • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: 

  • формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
  • воспитание аккуратности.

Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа рассчитана на 2 года обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 432, в том числе в 1-й год обучения – 216часа, во 2-й год обучения - 216 часов в каждый год. Возраст обучающихся: первого года обучения – 7-10 лет, второго года обучения – 11-13 лет.

Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения насчитывается, как правило, 10-12 чел., второго года обучения – 10-15 чел. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения дети будут знать:

  • основные и дополнительные цвета;
  • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
  • понятие симметрии;
  • контрасты форм;
  • свойства красок и графических материалов;
  • азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
  • основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);

уметь:

  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
  • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
  • работать самостоятельно и в коллективе;

у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

  • умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
  • трудолюбие;
  • самостоятельность;
  • уверенность в своих силах.

Разделы

первого года обучения

Разделы программы

Количество часов

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

33ч

2

Знакомство с Мастером украшения

30ч

3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

39ч

4

Чем и как работают художники

36ч

5

Реальность и фантазия.

39ч

6

О чем говорит искусство

39ч

Всего часов за год

                         216ч

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема урока

Кол-во

часов

 часов

Теория

Практика

 Раздел 1.Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения 33ч    

1.1

День знаний

3

3

1.2

Введение в предмет

3

1

2

1.3

Изображения всюду вокруг нас

3

1

2

1.4

Мастер Изображения учит видеть

3

1

2

1.5

Изображать можно пятном

3

1

2

1.6

Изображать можно в объеме

3

1

2

1.7

Изображать можно линией

3

1

2

1.8

Изображать можно линией.  «Рассказ про себя»

3

1

2

1.9

Разноцветные краски

3

1

2

1.10

Изображать можно и то, что невидимо

3

1

2

1.11

Художник и зрители

3

1

2

Раздел 2.Знакомство с Мастером украшения

30ч

2.1

Посещение художественного музея

3

1

2

2.2

Мир полон украшений

3

1

2

2.3

Красоту надо уметь замечать

3

1

2

2.4

Узоры на крыльях

3

1

2

2.5

Красивые рыбы. Украшение рыб

3

1

2

2.6

Украшение птиц

3

1

2

2.7

Узоры, которые создали люди

3

1

2

2.8

Узоры, которые создали люди

3

1

2

2.9

Как украшает себя человек

3

1

2

2.10

Мастер украшения помогает сделать праздник

3

1

2

Раздел 3.Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

39ч

3.1

Постройки в нашей жизни

3

1

2

3.2

Рисуем домики для сказочных животных

3

1

2

3.3

Домики, которые построила природа

3

1

2

3.4

Дом снаружи и внутри

3

1

2

3.5

Строим город

3

1

2

3.6

Все имеет свое строение

3

1

2

3.7

Постройка предметов (упаковок)

3

1

2

3.8

Город, в котором мы живем

3

1

2

3.9

Совместная работа трех братьев-мастеров

3

1

2

3.10

Праздник зимы.

3

1

2

3.11

Разноцветные жуки

3

1

2

3.12

Сказочная страна

3

1

2

3.13

«Цветочная поляна». Три основных цвета

3

1

2

Раздел 4. Чем и как работают художники

36ч

4.1

«Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь

3

1

2

4.2

«Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки)

3

1

2

4.3

«Осенний листопад» – коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации

3

1

2

4.4

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов

3

1

2

4.5

«Морозные узоры». Украшение и реальность

3

1

2

4.6

«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев

3

1

2

4.7

«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев

3

1

3

4.8

«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность

3

1

2

4.9

«Сказочная птица». Изображение
и фантазия

3

1

2

4.10

«Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе

3

1

2

4.11

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность

3

1

2

4.12

«Кружевные узоры». Украшения
и фантазия

3

1

2

Раздел 5. Реальность и фантазия.

39

5.1

«Подводный мир». Постройка и реальность

3

1

2

5.2

Постройка и фантазия

3

1

2

5.3

«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись

3

1

2

5.4

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»)

3

1

2

5.5

Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении

3

1

2

5.6

Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме

3

1

2

5.7

«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях

3

1

2

5.8

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения

3

1

2

5.9

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме

3

1

2

5.10

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме

3

1

2

5.11

«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение

3

1

2

5.12

«Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги

3

1

2

5.13

«Огонь в ночи» («Перо Жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета

3

1

2

Раздел 6.  О чем говорит искусство

39ч

6.1

«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля»)

3

1

2

6.2

Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий

3

1

2

6.3

«Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий

3

1

2

6.4

«Птицы» (деревья в окне, комнатные растения)

3

1

2

6.5

«Поле цветов». Рисование по памяти; декоративно-прикладное творчество

3

1

2

6.6

«Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка)

3

1

2

6.7

«Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности

3

3

6.8

«Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности

3

3

6.9

Музеи искусств

3

1

2

6.10

«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина

   3

1

2

6.11

«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина

3

3

6.12

Подготовка   Республиканском выставке

3

3

6.13

Подготовка   Республиканском выставке

3

3

Содержание

Первый год обучения

Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

Тема1.1 День знаний

Урок игра

Тема1.2 Введение в предмет

Работа с акварелью

Тема1.3 Изображения всюду вокруг нас

Работа с гуашью

Тема1.4 Мастер Изображения учит видеть

Работа с акварелью

Тема1.5 Изображать можно пятном

Работа с акварелью

Тема 1.6 Изображать можно в объеме

Работа с пластилином

Тема 1.7 Изображать можно линией

Работа с фломастерами

Тема1.8 Изображать можно линией.  «Рассказ про себя»

Работа с карандашом, фломастерами

Тема1.9 Разноцветные краски

Работа с гуашью

Тема1.10     Изображать можно и то, что невидимо

Работа с гуашью;  

Тема1.11 Художник и зрители

Рас-ние худо-ных про-ний

Раздел 2. Знакомство с Мастером украшения

Тема2.1 Посещение художественного музея

Экскурсия

Тема2.2 Мир полон украшений

Работа с гуашью

Тема 2.3 Красоту надо уметь замечать

Работа с акварелью

Тема 2.4 Узоры на крыльях

Работа с гуашью

Тема 2.5 Красивые рыбы. Украшение рыб

Работа с гуашью

Тема 2.6 Украшение птиц

Аппликация

Тема 2.7 Узоры, которые создали люди

Рисование орнамента

Тема 2.8 Как украшает себя человек

Работа с гуашью

Тема 2.9 Мастер украшения помогает сделать праздник

Работа с бумагой

Тема 2.10 Постройки в нашей жизни

Работа с гуашью

Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Тема 3.1 Рисуем домики для сказочных животных

Работа с гуашью

Тема3.2 Домики, которые построила природа

Работа с пластилином

Тема 3.3 Дом снаружи и внутри

Работа с акварелью

Тема 3.4 Строим город

Работа с пластилином

Тема 3.5 Все имеет свое строение

Работа с бумагой

Тема 3.6 Постройка предметов (упаковок)

Работа с бумагой

Тема 3.7 Город, в котором мы живем

Работа с гуашью

Тема 3.8 Совместная работа трех братьев-мастеров

Рассматривание работ художников и детских работ

Тема 3.9 Праздник зимы.

Работа с бумагой

Тема 3.10 Разноцветные жуки

Работа с гуашью

Тема3.11 Сказочная страна

Работа с гуашью

Тема 3.12 «Цветочная поляна». Три основных цвета

Рисование по памяти и впечатлению

Тема3.13  «Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь

Рисование по памяти и представлению

Раздел 4. Чем и как работают художники

Тема 4.1  «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки)

Рисование пастелью и мелками

Тема 4.2  «Осенний листопад» – коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации

Декоративно-прикладное творчество

Тема 4.3  «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов

Рисование тушью, карандашом, углем

Тема 4.5 «Морозные узоры». Украшение и реальность

Вырезание из бумаги элементов морозных узоров

Тема 4.6 «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев

Смешанная техника (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование)

Тема 4.7  «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев

Смешанная техника (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование)

Тема 4.8 «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность

Рисование с натуры и по памяти

Тема 4.9  «Сказочная птица». Изображение
и фантазия

Рисование по памяти и представлению

Тема 4.10  «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе

Рисование узора паутинки

Тема 4.11  «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность

Рисование по памяти и представлению; работа по готовому трафарету, в технике аппликации

Тема 4.12  «Кружевные узоры». Украшения
и фантазия

Работа в технике «граттаж» (процарапывание)

Раздел 5. Реальность и фантазия.

Тема 5.1 «Подводный мир». Постройка и реальность

Конструктивное строение: объемное изображение фигур морской фауны и флоры

Тема 5.2 Постройка и фантазия

Конструктивное строение из бумаги

Тема 5.3  «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись

Рисование по памяти и представлению

Тема 5.4 Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»)

Рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру

Тема 5.6 Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении

Рисование по представлению образов сказочных персонажей

Тема 5.7 Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме

Изображение в объеме сказочных героев (лепка)

Тема 5.8 «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях

Рисование природы по памяти

Тема 5.9  «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения

Декоративное конструирование

Тема 5.10  «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы
в объеме

Лепка птиц и животных (работа в объеме)

Тема 5.12 «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме

Лепка птиц и животных (работа в объеме)

Тема 5.13  «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение

Украшение цветом, символами

Раздел 6. О чем говорит искусство

Тема 6.1   «Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги

Выполнение макета игровой площадки

Тема 6.2  «Огонь в ночи» («Перо Жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета

Живописные упражнения, рисование по памяти и представлению

Тема 6.3  «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета, («Весенняя земля»).

Рисование по памяти и впечатлению

Тема 6.4 Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий

Графическое изображение весеннего лесного пейзажа

Тема 6.5  «Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий

Рисование по памяти и с натуры

Тема 6.6 «Птицы» (деревья в окне, растения комнатные)

«Птицы». Ритм пятен как средство выражения

Тема 6.7 «Поле цветов». Рисование по памяти; декоративно-прикладное творчество

«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация)

Тема 6.8  «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка)

Конструирование из бумаги или лепка

Тема 6.9 «Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности

Живопись с элементами аппликации

Тема 6.10  «Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности

Живопись с элементами аппликации

Тема 6.11 Музеи искусств

Беседа, просмотр слайдов, диафильмов, иллюстраций, репродукций, видеофильмов

Тема 6.12  «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина

Игровые формы, чтение докладов, сообщений, конкурсы, соревнования, творческие задания

Тема 6.13 «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина

Игровые формы, чтение докладов, сообщений, конкурсы, соревнования, творческие задания

К концу второго года обучения дети будут знать:

  • контрасты цвета;
  • гармонию цвета;
  • азы композиции (статика, движение);
  • пропорции плоскостных и объёмных предметов;

уметь:

  • выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
  • соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
  • работать с натуры;
  • работать в определённой гамме;
  • доводить работу от эскиза до композиции;
  • использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
  • работать с бумагой в технике объёмной пластики;

у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

  • умение работать в группе;
  • умение уступать;
  • ответственность;
  • самокритичность;
  • самоконтроль.

Разделы  второго года обучения

Разделы программы

Количество часов

1

И снова осень к нам пришла

24 ч

2

В мире сказок

24 ч

3

Труд и отдых людей зимой

51 ч

4

Искусство в твоем доме

30 ч

5

Искусство на улицах твоего города

48 ч

6

Художник и зрелище

39 ч

Всего часов за год

                         216ч

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема урока

Кол-во часов

Теория

Практика

                Раздел 1.  И снова осень к нам пришла

24ч

1.1

Прощаемся с теплым летом

3

1

2

1.2

Осенние листья сложной формы

3

1

2

1.3

Осенние листья сложной формы

3

1

2

1.4

Русская матрешка в осеннем уборе

3

1

2

1.5

Русская матрешка в осеннем уборе

3

1

2

1.6

Дары осеннего сада и огорода

3

1

2

1.7

Мы осенью готовимся к зиме

3

1

2

1.8

Сказка в произведениях русских художников

3

1

2

                              Раздел 2. В мире сказок

24ч

2.1

Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина

3

1

2

2.2

Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина

3

1

2

2.3

Игрушка «Золотая рыбка»

3

1

2

2.4

В сказочном подводном царстве

3

1

2

2.5

В сказочном подводном царстве

3

1

2

2.6

Сказочный букет

3

1

2

2.7

Ветка вербы

3

1

2

2.8

Иллюстрирование стихотворения Д. Родари  «Всемирный хоровод»

3

1

2

Раздел 3. Труд и отдых людей зимой

51 ч

3.1

Труд людей зимой

3

1

2

3.2

Городские и сельские стройки

3

1

2

3.3

Городские и сельские стройки

3

1

2

3.4

Орудия труда человека

3

1

2

3.5

Веселые игрушки

3

1

2

3.6

Веселые игрушки

3

1

2

3.7

Красота в умелых руках

3

1

2

3.8

Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарки маме или бабушке

3

1

2

3.9

Домашние животные

3

1

2

3.10

Домашние животные

3

1

2

3.11

Иллюстрирование  стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

3

1

2

3.12

Иллюстрирование  стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

3

1

2

3.13

Полет на другую планету

3

1

2

3.14

Полет на другую планету

3

1

2

3.15

Пусть всегда будет солнце

3

1

2

3.16

Пусть всегда будет солнце

3

1

2

3.17

Готовим наряд для сказочной ёлки

3

1

2

Раздел 4. Искусство в твоем доме

30 ч

4.1

Красота букетов из Жостово. Твоя посуда

3

1

2

4.2

Мамин платок

3

1

2

4.3

Обои и шторы в твоем доме

3

1

2

4.4

Твои игрушки (озорной товар)

3

1

2

4.5

Твои игрушки (озорной товар)

3

-

3

4.6

Иллюстрация твоей книжки

3

1

2

4.7

Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки

3

1

2

4.8

Поздравительная открытка.

3

1

2

4.9

Декоративная закладка

3

1

2

4.10

Декор русской избы. Памятники архитектуры – наследие предков. В мире народного
зодчества

3

1

2

Раздел 5.   Искусство на улицах твоего города

48ч

5.1

Декор русской избы. Памятники архитектуры – наследие предков. В мире народного
зодчества

3

-

3

5.2

Парки, скверы, бульвары города

3

1

2

5.3

Транспорт в городе

3

1

2

5.4

Витрины магазинов

3

1

2

5.5

Образ театрального героя. Эскиз куклы

3

1

2

5.6

Образ театрального героя. Силуэт-загадка

3

-

3

5.7

Театр кукол (голова и костюм куклы)

3

1

2

5.8

Театр кукол (голова и костюм куклы)

3

-

3

5.9

Театр кукол (голова и костюм куклы)

3

-

3

5.10

Карнавальные маски

3

1

2

5.11

Пальчиковый театр. Театральный занавес

3

1

2

5.12

Пальчиковый театр. Театральный занавес

3

1

2

5.13

Конструирование сувенирной куклы

3

1

2

5.14

Афиша, плакат к спектаклю

3

1

2

5.15

Цирковое представление «Парад-алле». Художник и цирк

3

1

2

5.16

Музей искусств (интерьер музея)

3

3

Раздел 6. Художник и зрелище

39

6.1

Натюрморт. В музеях хранятся картины- натюрморты

3

1

2

6.2

Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи

3

1

2

6.3

Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты

3

1

2

6.4

Лепка спортсмена (или кошки). В музеях
хранятся скульптуры известных мастеров

3

1

2

6.5

Музеи архитектуры

3

1

2

6.6

Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства

3

1

2

6.7

Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства

3

3

6.8

По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев-аппликация.
Музеи народного декоративно-прикладного искусства

3

1

2

6.9

По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев-аппликация.
Музеи народного декоративно-прикладного искусства

3

3

6.10

Музеи искусств. Ступени художественного образования

3

1

2

6.11

Искусствоведческая викторина

3

3

6.12

Подготовка к выставке

3

1

2

6.13

Подготовка к выставке

3

3

Содержание

Раздел 1.  И снова осень к нам пришла

Тема 1.1 Прощаемся с теплым летом

Рисование по памяти и представлению

Тема 1.2 Осенние листья сложной формы

Рисование с натуры

Тема 1.3 Осенние листья сложной формы

Рисование с натуры

Тема 1.4 Русская матрешка в осеннем уборе

Декоративное рисование

Тема 1.5 Русская матрешка в осеннем уборе

Декоративное рисование

Тема 1.6 Дары осеннего сада и огорода

Рисование с натуры

Тема 1.7 Мы осенью готовимся к зиме

Декоративное рисование

Тема 1.8 Сказка в произведениях русских художников

Беседа

                              Раздел 2. В мире сказок

Тема 2.1Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина

Рисование сказочных сюжетов

Тема 2.2 Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина

Рисование сказочных сюжетов

Тема 2.3 Игрушка «Золотая рыбка»

Рисование с натуры

Тема 2.4 В сказочном подводном царстве

Тематическое рисование

Тема 2.5 В сказочном подводном царстве

Тематическое рисование

Тема 2.6 Сказочный букет

Декоративное рисование

Тема2.7 Ветка вербы

Рисование с натуры

Тема 2.8 Иллюстрирование стихотворения Д. Родари  «Всемирный хоровод»

Рисование выбранного сюжета

Раздел 3. Труд и отдых людей зимой

Тема 3.1 Труд людей зимой

Тематическое рисование

Тема 3.2 Городские и сельские стройки

Тематическое рисование

Тема 3.3 Городские и сельские стройки

Тематическое рисование

Тема 3.4 Орудия труда человека

Рисование с натуры

Тема 3.5 Веселые игрушки

Декоративное рисование

Тема 3.6  Веселые игрушки

Декоративное рисование

Тема 3.7 Красота в умелых руках

Декоративное рисование

Тема 3.8 Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарки маме или бабушке

Декоративное рисование

Тема 3.9 Домашние животные

Рисование по памяти и представлению

Тема 3.10 Домашние животные

Рисование по памяти и представлению

Тема 3.11 Иллюстрирование  стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

Рисование выбранного сюжета

Тема 3.12 Иллюстрирование  стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

Рисование выбранного сюжета

Тема 3.13 Полет на другую планету

Тематическое рисование

Тема 3.14 Полет на другую планету

Тематическое рисование

Тема 3.15Пусть всегда будет солнце

Тематическое рисование

Тема 3.16  Пусть всегда будет солнце

Тематическое рисование

Тема 3.17  Готовим наряд для сказочной ёлки

Декоративное рисование

Раздел 4. Искусство в твоем доме

Тема 4.1 Красота букетов из Жостово. Твоя посуда

Декоративное рисование

Тема 4.2 Мамин платок

Декоративное рисование

Тема 4.3 Обои и шторы в твоем доме

Декоративное рисование

Тема 4.4  Твои игрушки (озорной товар)

Лепка из пластилина,

Тема 4.5  Твои игрушки (озорной товар)

Лепка из пластилина,

Тема 4.6 Иллюстрация твоей книжки

Тематическое рисование

Тема 4.7 Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки

Конструирование книжки-раскладушки

Тема 4.8 Поздравительная открытка.

Декоративное рисование

Тема 4.9 Декоративная закладка

Декоративное рисование

Тема 4.10 Декор русской избы. Памятники архитектуры – наследие предков. В мире народного
зодчества

Графика, конструи-
рование

Раздел 5.   Искусство на улицах твоего города

Тема 5.1 Декор русской избы. Памятники архитектуры – наследие предков. В мире народного
зодчества

Графика, конструи-
рование

Тема 5.2 Парки, скверы, бульвары города

Рисование, конструирование

Тема 5.3 Транспорт в городе

Рисование по памяти, конструирование

Тема 5.4 Витрины магазинов

Конструирование, лепка

Тема 5.5 Образ театрального героя. Эскиз куклы

Живопись, графика

Тема 5.6 Образ театрального героя. Силуэт-загадка

Графика, рисование по памяти

Тема 5.7 Театр кукол (голова и костюм куклы)

Конструирование; работа с папье-маше, тканью

Тема 5.8  Театр кукол (голова и костюм куклы)

Конструирование; работа с папье-маше, тканью

Тема 5.9 Театр кукол (голова и костюм куклы)

Конструирование; работа с папье-маше, тканью

Тема 5.10 Карнавальные маски

Конструирование из бумаги; лепка

Тема 5.11 Пальчиковый театр. Театральный занавес

Эскиз театрального занавеса

Тема 5.12 Пальчиковый театр. Театральный занавес

Эскиз театрального занавеса

Тема 5.13 Конструирование сувенирной куклы

Конструирование из бумаги

Тема 5.14 Афиша, плакат к спектаклю

Декоративное рисование

Тема 5.15 Цирковое представление «Парад-алле». Художник и цирк

Тематическое рисование

Тема 5.16 Музей искусств (интерьер музея)

Беседа

Раздел 6. Художник и зрелище

Тема 6.1 Натюрморт. В музеях хранятся картины- натюрморты

рисование с натуры, по памяти

Тема 6.2 Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи

 рисование с натуры, по памяти

Тема 6.3 Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты

 рисование
с натуры, по памяти

Тема 6.4 Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

 лепка с натуры, по памяти

Тема 6.5 Музеи архитектуры

 рисование по памяти

Тема 6.6 Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства

Декоративное творческое конструирование

Тема 6.7Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства

Декоративное творческое конструирование

Тема 6.8. По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев-аппликация.

Музеи народного декоративно-прикладного искусства.

Тема 6.9. По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев-аппликация.
 

Музеи народного декоративно-прикладного искусства

Тема 6.10 Музеи искусств. Ступени художественного образования

Беседа; просмотр
слайдов, диафильмов.

Тема 6.11 Искусствоведческая викторина

Игровые формы, чтение докладов, конкурсы,
соревнования, беседа, просмотр иллюстраций

Тема 6. 12 Подготовка к выставке

Итоговый отчет

Тема 6.13  Подготовка к выставке

Итоговый отчет

Способы проверки результатов

В процессе обучающихся детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
  2. через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Сказка про гусениц-сестренок», фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок», «Танцующие кисточки» и др.).

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал  в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.

Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать.

При этом задания-игры дифференцированы по возрастам. Малышам 7-8 лет предлагаются такие задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие. Обучающиеся 9-11 лет любят игры-импровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция, иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные задачи учебного задания.

Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, автором предложена методика структурирования занятий по ИЗО.

Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.

При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающимся и появления творческого настроения.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения  с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.

Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.

Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.

2. Дидактические материалы

                         Перечень предметов натюрмортного фонда:

  1. Предметы быта:

а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);

б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);

  1. Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки,  жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).
  2. Музыкальные инструменты (гитара, гармошка, бубен, горн).
  3. Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней).
  4. Муляжи (грибы, фрукты, овощи).
  5. Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).
  6. Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков).

Техническое оснащение программы

Успешная реализация программы и достижения, обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в объединении.

Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.

Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.

Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок.

Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор,  видеоплеер и др.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для обучающихся

  1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
  2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
  3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
  4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
  5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
  6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
  7. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
  8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
  9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
  10. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
  11. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.

Литература для родителей

  1. Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
  2. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
  3. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
  4. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
  5. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
  6. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.
  7. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.

Литература для педагога

  1. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
  2. Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  4. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. –  М.: Педагогическое общество России, 2002.
  5. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
  6. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
  7. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
  8. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
  9. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
  10. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
  11. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
  12. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
  13. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
  14. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.

Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.

Приложение

Тестирование

Автором программы разработаны тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.

Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными экспертами (ведущими педагогами студии):

0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;

от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;

от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».

Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся по годам обучения.

Тестовые материалы

для итогового контрольного опроса обучающихся

на выявление уровня знаний теоретического материала

Первый год обучения

Фамилия,   имя   ребёнка

Перечень  вопросов

Ответы (в баллах)

Оценка

Правильный

ответ

Не во всём правильный ответ

Невер-ный

ответ

1

Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?

фиолетовый цвет?

 зелёный цвет?

2

Какие цвета относятся к тёплой гамме?

3

Какие цвета относятся к холодной гамме?

4

Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму?

5

Какие геометрические фигуры ты знаешь?

6

Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?

7

Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа?

8

С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)?

9.

Что такое орнамент?

Второй год обучения

 

Фамилия,   имя   ребёнка

Перечень  вопросов

Ответы (в баллах)

Оценка

Правильный

ответ

Не во всём правильный ответ

Неверный

ответ

1

Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)

2

Чем отличается эскиз от композиции

3

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение?

4

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение?

5

Какие линии используются в рисунке?

6

Чем отличается плоская аппликация от объёмной?

7

Что такое линия горизонта?

8

Чем отличаются акварельные краски от гуаши?

9.

Какие объёмные формы ты знаешь?

10

Какие цвета являются контрастными?

Отчетные просмотры

 законченных работ обучающихся

Во время отчетных просмотров по окончании каждого из двух лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.

Автором разработана специальная таблица, позволяющая фиксировать данный аспект освоения программы (табл. 1).

Таблица 1

Таблица

контроля практических умений и навыков

обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года

Фамилия.

имя

ребёнка

Раздел программы

Замечания,

рекомен-

дации

Оценка

по 10-

балльной

системе

Подпись

Педагога

Рису-нок

Живо-пись

Компо-зиция

Бумаж.

констр.

 Формы подведения итогов реализации программы

В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.

Для учёта участия детей в выставках и конкурсах автором используется следующая таблица (табл. 2).

Таблица 2

Таблица

учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках

за 2 года обучения по программе

«Основы изобразительного искусства»

Фамилия, имя ребёнка

Дата

Название конкурса, выставки

Название работы (художественный материал)

Результат

Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им образовательной программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа к программе "Юный художник" для детей 7-12 лет, з года обучения.

В нашей школе ГБОУСОШ № 520 Колпинского района СПб существует программа "Юный художник" созданная моими коллегами Аккуратовой Натальей Васильевной  и Прокопович Антониной Ивановной по обучению де...

Дополнительная образовательная программа "Юный художник" (на 2012-13 учеб. год)

Программа по изобразительной деятельности для детей 7-17 лет....

Авторская программа "Юный художник"

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в начальном образовании относятся развитие творческих способностей детей. Данная программа направлена на художественно-эстетическое развити...

Авторская программа "Юный художник"

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в начальном образовании относятся развитие творческих способностей детей. Данная программа направлена на художественно-эстетическое развити...

Рабочая программа «Начинающий художник»

Программам художественной  направленности  «Начинающий художник» предоставляет возможность для развития у учащихся творческих способностей, художественного вкуса, эстетического вос...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный художник"

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник» разработана на основе федерального закона (утв. приказом Минобрнауки РФ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Фе...

Краткосрочная образовательная программа "Юный художник"

Знакомство с жанром "пейзаж", при этом используя разные техники, способы, направления. Краткосрочная образовательная программа, расчитана на 1 месяц обучения. Может использоваться как курсы ...