Дополнительная образовательная программа "Юный художник" (на 2012-13 учеб. год)
рабочая программа на тему

Программа по изобразительной деятельности для детей 7-17 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Юный художник»

Возраст обучающихся – 7-17 лет

Срок реализации программы – 3 года

Авторы:

педагог дополнительного образования

Лебедева Асия Касымовна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2012

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Юный художник»

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

РЕКОМЕНДОВАНО

Экспертным советом

Протокол №______

от"_____"____________20__г.

Председатель экспертного совета________________________/Дроздова М.В./

СОГЛАСОВАНО

Зам директора по УВР ГБОУ ЗДТДиМ____________________/Дроздова Т.К./

"______"_________________20___г.

СОГЛАСОВАНО

Рук. структурного подразделения _____________________/Кондратьева О.В./

"______"_________________20___г.

Программа реализуется в ГБОУ ЗДТДиМ с                2008                         года

Программа переработана и дополнена в                        2012                         году

Программа переработана и дополнена в__________________________ году

Программа переработана и дополнена в__________________________ году

Программа переработана и дополнена в__________________________ году



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Юный художник»

Лебедева А.К.

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                             2-4стр.

2. Учебно-тематический план                                                                      5-9 стр.

3. Содержание программы                                                                       10-18 стр.

4. Методическое обеспечение программы                                             19-27 стр.

5. Список литературы                                                                               28-29 стр.

6. Приложение 1                                                                                        30-33 стр.

7. Приложение 2                                                                                              34стр.

1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Юный художник» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность. Она разработана с учетом требований письма от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с СанПин 2.4.2. 2821– 10 ст. 4.12 и СанПин 2.4.4.1251-03.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически духовного освоения мира. К понятию «искусство» относят группу разновидностей человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу и др. Они являются художественно-образными, творческими формами воспроизведения действительности.

Человек, который приобщается к творчеству, и чем раньше это происходит, в каком-либо виде искусства, всегда компетентно и заинтересованно судит о произведениях искусства, его душа более раскрыта для восприятия прекрасного, он видит мир более полно и чувствует его тоньше.

Общеобразовательная школа дает ребенку общие знания об этом мире. Система дополнительного образования дает возможность ребенку найти уютную нишу для души, а также может помочь выбрать верную профессиональную дорогу в жизни.

Занятия изобразительной деятельностью позволяют детям эстетически осваивать мир, изучать историю искусств, видеть достижения творцов прошлого и чувствовать глубину искусства нашего времени. Это влияет на нравственное и духовное формирование личности ребёнка. Занятия способствуют развитию индивидуальных художественно-творческих способностей ребёнка, позволяют детям раскрыть и реализовать свои творческие замыслы.

Программа «Юный художник» позволяет расширить знания и умения ребёнка по изобразительной деятельности, получаемые в общеобразовательной школе. Занятия в студии профессионально ориентируют и дают возможность познакомиться с новыми веяниями в изобразительном искусстве и новыми технологиями.

Цель:

раскрытие и развитие творческого потенциала и индивидуальных способностей в ребенке средствами изобразительной деятельности.

Задачи:

обучающие:

  • обучение сознательному использованию выразительных средств рисунка и живописи, умению видеть, вглядываться и сравнивать, анализируя увиденное со своим рисунком;
  • обучение владению смешанными живописными техниками;
  • обучение необходимым знаниям в области технологий изобразительного искусства и художественной культуры;
  • обучение рациональному применению чертежных и измерительных инструментов;
  • знакомство с историей русского и зарубежного искусства;
  • знакомство с новыми направлениями в изобразительном искусстве;
  • знакомство с разнообразием профессии «художник».

развивающие:

  • развитие художественного вкуса, памяти, внимания, мышления, восприятия;
  • развитие пространственного воображения и фантазии, художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного их обучения;
  • развитие самостоятельности и инициативности;
  • развитие познавательных способностей и расширение кругозора в области изобразительного искусства;
  • развитие способности сбора материала из окружающей жизни для создания композиции;

воспитательные:

  • воспитание аккуратности, целеустремленности, умения работать в коллективе;
  • формирование грамотного пользователя искусства;
  • воспитание чувства патриотизма и уважения к культурным ценностям народного и декоративно-прикладного искусства;
  • воспитание трудолюбия и ответственности перед коллективом;
  • воспитание чуткости, милосердия, уважения к младшим и старшим, взаимопомощи, уважения к чужому мнению, культуры поведения.

Возраст детей: 7-18 лет.

Срок реализации программы: 4 года.

Формы и режим занятий:

  • 1 год обучения – 72 часа в год, количество детей в группе 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часа;
  • 2 год обучения – 144 часов в год, количество детей в группе 12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
  • 3-4 года обучения – 216 часов в год, количество детей в группе 12 человек. Занятия проводятся 2 (3) раза в неделю по 3 (2) часа.

Отличительные особенности

Основные виды работы в объединении: работа с натуры, по памяти и наблюдению, композиционная и декоративная работа. Соотношение этих видов работ изменяется с возрастными особенностями и творческими способностями. Рисование для детей младшего возраста, как и игра, любимое занятие, где они выражают свое отношение к миру. Уровень изобразительных умений детей зависит от качества представления о реальных вещах.

Данная программа включает в себя комплекс учебных тем, заданий, упражнений и проектов, изучение которых позволит развивать у детей творческое мышление. Ребенок, решающий в каждом задании новую задачу о передаче формы предмета на двухмерной плоскости трехмерного пространства, о создании художественного образа, о стилевом направлении, о создании неповторимого авторского стиля, постепенно шаг за шагом привыкает к творчеству, как к способу мышления и выражения своих мыслей и идей. Каждое задание программы, по сути, индивидуально, потому что обращено к интеллекту конкретного ребенка и выполняется им соответственно его уровню развития и его творческого потенциала. Для обогащения и стимулирования творчества в программу включены темы по истории искусства, которые изучаются в течение каждого занятия взаимосвязано со всеми темами конкретно, включая посещение музеев и выставок.

Отличительной особенностью этой программы от аналогичных является развитие творческих способностей детей используя все современные достижения в техническом оснащении (компьютер, DV-диски, большой выбор литературы по искусству, посещение музеев, выставок, встречи с художниками, участие в различных детских выставках, персональные выставки учеников в студии и в зеленоградских выставочных залах и обязательный двухнедельный пленер в конце учебного года (в июне) по отдельной программе.

Ожидаемые результаты

К концу 1-го года обучения дети должны:

  • более творчески подходить к своей работе, сохранять свою индивидуальность;
  • уметь пользоваться лексиконом по изобразительному искусству;
  • знать историю искусства и определенный минимум художников в различных жанрах изобразительного искусства.
  • разбираться в различных материалах изобразительного искусства, уметь правильно их составлять, смешивая краски;
  • научиться штриховать простыми и цветными карандашами;
  • уметь компоновать на листе свой рисунок;
  • знать и применять в рисунке азы перспективы;
  • знать, что такое симметрия и применять ее в орнаменте.

К концу 2-го года обучения дети должны:

  • разбираться в различных материалах изобразительного искусства, уметь правильно смешивать цвета;
  • овладеть красивой штриховкой простыми и цветными карандашами;
  • уметь компоновать рисунок на листе;
  • грамотно составлять композиции;
  • хорошо разбираться в перспективе;
  • уметь передавать форму и объем предметов тоном и цветом;
  • овладеть техникой акварели: лессировка, по-сырому, Аля-прима.

К концу 3-го года обучения дети должны:

  • разбираться в различных материалах изобразительного искусства;
  • овладеть техникой рисунка и живописи разнообразными материалами;
  • уметь правильно передавать пропорции различных объектов изображаемых в композиции;
  • уметь правильно использовать информацию по истории искусства, культуры и общей истории в составлении композиций;
  • иметь первоначальные познания в пластической анатомии в изображении человека и животного.

К концу 4-го года обучения дети должны:

  • повысить мастерство в технике акварельной живописи;
  • повысить мастерство в графическом рисовании;
  • повысить уровень знаний и качество рисунка в перспективе;
  • повысить уровень знаний и качество рисунка в изображении человека и животных;
  • уметь быстро компоновать рисунок на плоскости;
  • овладеть новыми технологиями в изобразительном искусстве.

Формы подведения итогов

реализации дополнительной общеобразовательной программы

В течение учебного года по завершению изучения каждой темы идет совместное обсуждение качества работ. Лучшие работы выставляются на стенде в студии или отбираются на различные выставки. Требования к качеству работ соответственно по возрасту, году обучения и по способностям каждого, отмечая, есть рост или нет у обучающегося. Также учитывается, насколько раскрывается творческий потенциал обучающегося, умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления, насколько умеет применять теоретические знания на практике, умение пользоваться различными художественными материалами.

Важной составной частью в обучении является изучение истории искусства, знакомство, с искусством, посещая музеи и просматривая книги по искусству.


2. Учебно-тематический план

1-й год обучения

Названия разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

1

1

II.

Рисунок

1.

Аналитическое рисование отдельных предметов

3

1

2

2.

Рисунок пейзажа

4

1

3

3.

Рисунок животных

5

1

4

4.

Рисунок человека

4

1

3

5.

Перспектива

3

1

2

6.

Рисунок натюрморта

3

1

2

III.

Живопись

1.

Этюды на изучение свойств акварели и гуаши

1

1

1

2.

Этюды отдельных предметов

4

1

3

3.

Натюрморт.

5

1

4

4.

Пейзаж

4

1

3

5.

Изображение животных

5

1

4

6.

Изображение человека.

4

1

3

IV.

Декоративное рисование

1.

Изучение орнамента

4

1

3

2.

Роспись посуды

4

1

3

3.

Роспись деревянных поделок

5

1

4

4.

Рисование праздничных открыток

2

1

1

V.

Композиция

1.

Иллюстрация сказок

4

1

3

2.

Тематические композиции

4

1

3

VI.

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

72

20

52


2-й года обучения

Названия разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

1

1

II.

Рисунок

1.

Аналитическое рисование отдельных предметов

6

1

5

2.

Рисунок пейзажа

6

1

5

3.

Рисунок животных

12

1

11

4.

Рисунок человека

6

1

5

5.

Перспектива

6

1

5

6.

Рисунок натюрморта

4

1

3

III.

Живопись

1.

Этюды на изучение свойств акварели и гуаши

2

1

1

2.

Этюды отдельных предметов

6

1

3

3.

Натюрморт.

6

1

5

4.

Пейзаж

8

1

7

5.

Изображение животных

12

1

11

6.

Изображение человека.

8

1

3

IV.

Декоративное рисование

1.

Изучение орнамента

8

1

7

2.

Роспись посуды

6

1

5

3.

Роспись деревянных поделок

8

1

7

4.

Рисование праздничных открыток

6

1

5

V.

Композиция

1.

Иллюстрация сказок

14

1

13.

2.

Тематические композиции

14

1

13

VI.

Итоговое занятие

4

1

3

Итого:

144

20

124


3-й год обучения

Названия разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

1

1

II.

Композиция.

1.

Иллюстрация сказок

15

1

14

2.

Тематические композиции

30

1

29

III.

Рисунок:

1

Перспектива

4

1

3

2.

Натюрморт

12

1

11

3.

Линейно-конструктивный рисунок

4

1

3

4.

Фигура человека

6

1

5

5.

Рисунок головы человека

7

1

6

6.

Рисунок животных

12

1

11

7.

Рисунок пейзажа

12

1

11

8.

Рисунок интерьера

8

1

7

9.

Архитектурные зарисовки.

6

1

5

IV.

Живопись.

1.

Натюрморт

18

1

17

2.

Пейзаж

8

1

7

3.

Интерьер

6

1

5

4.

Изображение человека

7

1

6

5.

Изображение животных.

12

1

11

V.

Декоративная работа.

1.

Орнамент

6

1

5

2.

Роспись посуды

8

1

7

3.

Батик

12

1

11

4.

Роспись матрешки

9

1

8

5.

Праздничные открытки

6

1

5

VI.

Итоговое занятие

6

1

5

Итого:

216

23

193


4-й год обучения

Названия разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

1

1

II.

Рисунок

1.

Линейно-конструктивный рисунок:

А)

натюрморт с геометрическими предметами;

3

1

2

Б)

натюрморт с цилиндрическими предметами;

3

1

2

В)

рисунок мебели;

3

1

2

Г)

интерьер;

3

1

2

Д)

рисунок гипсовой розетки с цветком;

3

1

2

Е)

рисунок гипсовых слепков (нос, губы, глаза);

6

1

5

Ё

рисунок головы (гипс);

6

1

5

Ж)

архитектурные зарисовки.

3

1

2

2.

Тональный рисунок:

а)

рисунок шара;

3

1

2

Б)

натюрморт с бытовыми предметами;

6

1

5

В)

рисунок гипсовой розетки;

6

1

5

Г)

рисунок гипсовых слепков (нос, губы, глаза);

6

1

5

Д)

рисунок гипсовой головы;

6

1

5

Е)

рисунок интерьера;

6

1

5

Ё)

пейзажные зарисовки;

3

1

2

Ж)

рисунок животных;

6

1

5

З)

наброски фигуры человека в статичной позе и в движении.

3

1

2

III.

Живопись

1.

Этюды отдельных предметов в технике «гризайль»

6

1

5

2.

Этюды отдельных предметов  в цветовом решении

6

1

5

3.

Натюрморт с бытовыми предметами

25

1

24

4.

Интерьер

6

1

5

5.

Театральные декорации

8

1

7

6.

Портрет

12

1

11

7.

Пейзаж

9

1

8

IV

Декоративное рисование

1.

Батик

12

1

11

2.

Роспись посуды (акрил) или матрешки

10

1

9

3.

Изучение орнаментов. Составление открыток и плакатов

6

1

5

V.

Композиция

1.

Композиция по теме

24

1

23

2.

Иллюстрация

12

1

11

VI.

Итоговое занятие

6

1

5

Итого:

216

31

185


3. Содержание программы

1-й год обучения

I. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория: беседа о технике безопасности на занятиях изобразительной деятельностью. Ознакомительная беседа об изобразительной деятельности.

Практика: применение изученных правил на практике.

II. Рисунок.

1. Аналитическое рисование отдельных предметов.

Теория: симметрии и пропорции. И всё?

Практика: рисунок вазы, бабочки, цветка, дома, деревьев, кустарников, листьев, травы.

2. Рисунок пейзажа.

Теория:

Практика:

3. Рисунок животных.

Теория: изучение пропорции и анатомического строения животных.

Практика: поэтапное рисование животных (лошадь, собака, кошка, дикие животные, птицы).

4. Рисунок человека.

Теория: изучение пропорции человеческого тела.

Практика: рисование человека в статичной позе и в движении. Рисунок человеческого лица.

5. Перспектива.

Теория: изучение перспективы, лини горизонта, точки схода.

Практика: рисунок улицы и дома в перспективе. Рисунок интерьера и мебели.

6. Рисунок натюрморта.

Теория: беседа об истории жанра «натюрморт». Компоновка, соотношение предметов относительно друг друга. Построение рисунка предметов на плоскости. Создание 3-х мерного пространства на 2-х мерной плоскости.

Практик: натюрморт с бытовыми предметами (ваза, чайник, тарелка, фрукты, драпировка).

III. Живопись.

1. Этюды на изучение свойств акварели и гуаши.

Теория: свойства водорастворимых красок.

Практика: изучение палитры методом смешения цветов.

2. Этюды отдельных предметов.

Теория: методы передачи объема предмета с помощью светотени и цвета.

Практика: этюд с яблоком, с вазой.

3. Натюрморт.

Теория:

Практика: натюрморт с бытовыми предметами (например: две драпировки, ваза и яблоко).

4. Пейзаж.

Теория: беседа о художниках пейзажистах и жанре «Пейзаж». Методы и приемы в написании пейзажа.

Практика: пейзажи по временам года: осень, зима, весна, лето.

5. Изображение животных.

Теория: анималистический жанр. Приемы и методы в изображении животных.

Практика: изображение животных в естественной среде. Передача характера, пропорции, шерсти животного.

6. Изображение человека.

Теория: портретный жанр. Приемы и методы живописного изображения человека.

Практика: изображение человека. Составление телесного цвета. Портрет красавицы, автопортрет.

IV. Декоративное рисование.

1. Изучение орнамента.

Теория: история декоративного искусства. Методы и приемы в изображении орнамента. Работа с различными материалами. Разнообразие видов декоративного искусства.

Практика: декоративное рисование чего?.

2. Роспись посуды.

Теория: орнаменты в полосе, круге, орнамент в композициях, предметах быта, интерьере, костюме. Оформление композиции рамой из орнамента.

Практика: роспись тарелки акриловыми красками.

3. Роспись деревянных поделок.

Теория:

Практика: роспись деревянных поделок (народные промыслы).

4. Рисование праздничных открыток.

Теория: история открытки. Принципы построения декоративной открытки. Роль шрифта.

Практика: рисунок праздничной открытки к Новому Году, 23 февраля, 8 Марта.

V. Композиция.

1. Иллюстрация сказок.

Теория: разнообразие жанров в композиции. Правило золотого сечения в композиции. Поэтапный подход в работе над композицией. Беседа о художниках.

Практика: иллюстрации к русским и зарубежным сказкам.

2. Тематические композиции.

Теория:

Практика: тематические композиции на темы: «Как я провел лето», «Правила дорожного движения», «Пожарная безопасность», «Новогодний бал», «Цирк», «Зоопарк», «Дружба», «На даче», «В лесу», «Город», «Космос», «Лето в деревне», «Театр».

VI. Итоговое занятие.

Теория: объяснение задания, особенностей его выполнения.

Практика: выполнение специального задания по заданной теме.

2-й год обучения

I. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория: беседа о технике безопасности на занятиях изобразительной деятельностью. Беседа об изобразительной деятельности.

Практика: применение изученных правил на практике.

II. Рисунок.

1. Аналитическое рисование отдельных предметов.

Теория:

Практика:

2. Рисунок пейзажа.

Теория:

Практика:

3. Рисунок животных.

Теория:

Практика:

4. Рисунок человека.

Теория:

Практика:

5. Перспектива.

Теория: линия горизонта и точка схода. Перспектива круга.

Практика: рисунок улицы, домов и деревьев в перспективе. Рисунок интерьера, комнаты с мебелью. Рисунок стеклянной бутылки.

6. Рисунок натюрморта.

Теория:

Практика:

III. Живопись.

1. Этюды на изучение свойства акварели и гуаши.

Теория: цвет и тон, рефлекс и светотень в живописи. Методы и приемы живописного решения в передаче объемности предметов.

Практика: выполнение этюдов яблока, вазы в технике гризайль. Этюд на цветовые контрасты.

2. Этюды отдельных предметов.

Теория:

Практика:

2. Натюрморт.

Теория:

Практика:

3. Пейзаж.

Теория:

Практика:

5. Изображение животных.

Теория:

Практика: этюд лошадки на лугу, этюд собачки, кошки, этюд с дикими животными в естественной среде.

4. Изображение человека.

Теория:

Практика: выполнение портрета красавицы, портрета друга, автопортрета.

IV. Декоративное рисование.

1. Изучение орнамента.

Теория: изучение орнаментов народов мира. Орнамент в народном искусстве. Принцип построения и составления орнамента. Цвет и ритм. Разнообразие жанров декоративного искусства. Материалы и краски и методы работы сними.

Практика:

а) орнамент в оформлении рамки в иллюстрации к сказкам;

б) орнамент на тканях сказочных персонажей;

в) орнамент в интерьере.

2. Роспись посуды.

Теория:

Практика: роспись тарелки и вазы (банки) акриловыми красками.

3. Роспись деревянных поделок.

Теория:

Практика: роспись кухонной дощечки акриловыми красками.

4. Рисование праздничных открыток.

Теория: история открытки. Принципы построения декоративной открытки. Роль шрифта. 

Практика: выполнение открыток на темы «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «9 мая» и др..

V. Композиция.

1. Иллюстрация сказок.

Теория: разнообразие жанров в композиции. Правило золотого сечения в композиции. Поэтапный подход в работе над композицией. Беседа о художниках.

Практика:

а) иллюстрация к русским и зарубежным сказкам;

б) иллюстрация к литературным произведениям.

2. Тематические композиции.

Теория:

Практика: композиции по выбору на темы: «Лето», «Зима», «Карнавал», «Спорт», «Дружба», «Волшебный сад», «Цирк», «Зоопарк», «Школа», «Космос», «Балет», «Комната моей мечты».

VI. Итоговое занятие.

Теория: объяснение задания, особенностей его выполнения.

Практика: выполнение специального задания по заданной теме.

Этот кусок материала раскидайте сами, где он должен быть.

1.Теория: Линейно-конструктивный рисунок.   Правила построения предметов с учетом перспективных изменений.

 Практика:  натюрморт из геометрических тел (куб, шар, пирамида,. цилиндр),  рисунок вазы.

3.Изучение анатомии человека.

Теория: Строение черепа и скелета человека. Мышцы формирующие внешний облик человека. Пропорции лица и тела.

Практика: наброски человеческой фигуры в статичной позе и в движении. Портрет женский и мужской.

4.Пейзаж.

Теория: История графического пейзажа. Методы и технические приемы.

Практика:  Рисунок деревьев, кустарников и травы.

5 Анималистический жанр.

Теория: История жанра. Творчество художников-анималистов. Анатомическое строение животных.

 Практика: Рисунок лошади и диких животных. Изучение пропорции и пластики животных.


3-й год обучения

I. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория: беседа о технике безопасности на занятиях изобразительной деятельностью. Ознакомительная беседа об изобразительной деятельности.

Практика: применение изученных правил на практике.

II. Композиция.

1. Иллюстрация сказок.

Теория: разнообразие жанров в композиции. Правило золотого сечения в композиции. Поэтапный подход в работе над композицией. Беседа о художниках.

Практика: иллюстрации русских и зарубежных сказок, литературных произведений.

2. Тематические композиции.

Теория:

Практика: композиции на исторические и военно-патриотические темы, на темы «Путешествие по миру», «Спорт», «Дружба», «Цирк», «Космос», «Зоопарк», «Волшебный сад», «Комната моей мечты», «Школа», «В деревне», «Моя семья», «Театр».

III. Рисунок.

1. Перспектива.

Теория: продолжение изучения азов перспективы в построении прямоугольных, цилиндрических, а также бытовых предметов. Перспектива интерьера. Тональный рисунок. Разнообразие видов штриховки.

Практика:

1. перспектива круга и прямоугольных плоскостей;

2. натюрморт из бытовых предметов (драпировка, посуда, фрукты).

2. Натюрморт.

Теория:

Практика:

2. Линейно-конструктивный рисунок.

Теория:

Практика:

а) натюрморт из цилиндрических предметов (бутылки, банки, цилиндра);

б) рисунок вазы.

4. Фигура человека.

Теория: основы выполнения наброска с натуры. Изучение анатомии человека.

Практика:

5. Рисунок головы человека.

Теория:

Практика: рисунок гипсовых элементов головы (нос, губы, глаза).

6. Рисунок животных.

Теория:

Практика: зарисовки с репродукций и фотографии.

7. Рисунок пейзажа.

Теория:

Практика: выполнение работ с натуры на пленере, с репродукции и по памяти.

8. Рисунок интерьера.

Теория:

Практика:

9. Архитектурные зарисовки.

Теория:

Практика:

IV. Живопись.

1. Натюрморт.

Теория: цвет и тон, рефлекс и светотень в живописи. Методы и приемы живописного решения в передаче  объемности предметов. Свойства красок, правильный подбор бумаги и кисточек. Изучение творчества известных художников- живописцев.

Практика: натюрморт с бытовыми предметами; натюрморт с цветами.

2. Пейзаж.

Теория:

Практика: пейзажи на пленере;  по памяти по временам года; на состояние с передачей настроения, копирование с репродукций.

3. Интерьер.

Теория:

Практика: интерьер в перспективе с передачей светотонового состояния и освещения.

4. Изображение человека.

Теория: 

Практика: портрет человека, составление телесного цвета, этюд с натуры и копирование репродукции.

5. Изображение животных.

Теория:

Практика: в изображении животных правдиво передать цвет и состояние шкуры конкретного животного. Копирование репродукций и фотографии. Изучение анатомии животных.

V. Декоративная работа.

1. Орнамент.

Теория: изучение орнаментов народов мира. Орнамент в народном искусстве. Принцип построения и составления орнамента. Цвет и ритм. Шрифт в орнаменте. Разнообразие жанров декоративного искусства. Материалы и краски и методы работы сними.

Практика: выполнение зарисовок орнаментов народов мира.

2. Роспись посуды.

Теория:

Практика: роспись посуды (тарелка, бутылка, банка) акриловыми красками.

3. Батик.

Теория:

Практика: роспись по ткани акриловыми красками.

4. Роспись матрешек.

Теория:

Практика:

5. Праздничные открытки.

Теория:

Практика: эскизы открыток, например: Новый год; День учителя; 8 Марта; День Победы; День рождения; Валентинки.

VI. Итоговое занятие.

Теория: объяснение задания, особенностей его выполнения.

Практика: выполнение специального задания по заданной теме.

4-й год обучения

I. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория: беседа о правилах дорожного движения. Беседа о новых материалах для изобразительного искусства.

Практика:

II.Рисунок.

1. Линейно-конструктивный рисунок.

Теория: продолжение изучения законов перспективы при изображении предметов быта, интерьера, архитектуры, гипсовой головы человека.

Практика:

а) натюрморт с конусом, кубом и шаром (построение, пропорции и перспектива);

б) натюрморт со стеклянными бутылками и  рисунок вазы (сепия, соус, карандаш, уголь);

в) рисунок стула;

г) рисунок интерьера в перспективе;

д) рисунок гипсовой розетки (построение);

е) рисунок гипсовых слепков (нос, губы, глаза), анализ формы, построение с учетом перспективных изменений);

ё) рисунок гипсовой головы (зарисовки – фас, анфас, ¾ поворот);

ж) архитектурные зарисовки с учетом перспективы «Город моей мечты».

2. Тональный рисунок.

Теория: передача объема предмета и среды окружающей его с помощью светотени. Приемы и методы штриховки.

Практика:

а) рисунок шара – передача объема с помощью светотени (уголь, сепия, сангина);

б) натюрморт с сухими цветами, вазой, драпировкой и яблоком (передача тональных отношений, объема и формы предметов, пространства;

в) рисунок гипсовой розетки (продолжение линейно-конструктивного рисунка.), отработка штриховки, светотональное построение формы;

г) зарисовки гипсовых слепков мягким материалом, передача формы через светотень;

д) рисунок гипсовой головы (построение формы головы и светотень, передача объема);

е) рисунок интерьера; построение комнаты в перспективе с учетом освещения «Комната моей мечты»;

ё) пейзажные зарисовки;

ж) рисунок животных;

з) наброски фигуры человека в статичной позе и в движении.

III. Живопись.

1. Этюды отдельных предметов в технике «гризайль».

Теория: цвет и тон, рефлекс и светотень в живописи. Методы и приемы живописного решения в передаче объемности предметов в натюрморте, интерьере, пейзаже, портрете. Свойства красок, правильный подбор бумаги и кисточек. Изучение творчества известных художников- живописцев.

Практика: этюды в технике 2гризайль» (яблоко, ваза, драпировка).

2. Этюды отдельных предметов в цветовом решении.

Теория:

Практика: этюд в цветовом решении с передачей объема (яблоко, ваза, драпировка).

3. Натюрморт с бытовыми предметами.

Теория:

Практика: натюрморт с вазой, чайником, фруктами, и с 2-3 драпировками в гуаши, акварели. Колорит, светотень, рефлекс.

4. Интерьер.

Теория:

Практика: этюд интерьера в мастерской. Состояние, освещение.

5. Театральные декорации.

Теория:

Практика: эскиз декорации сцены к спектаклю, балету и костюмы.

6. Портрет.

Теория:

Практика: копирование с репродукции, этюд с натуры (автопортрет).

7. Пейзаж.

Теория: изучение творчества новых художников-пейзажистов. Приемы и методы изображения пейзажа.

Практика: копирование с репродукции, этюды на пленере.

IV. Декоративное рисование.

1. Батик.

Теория:

Практика: роспись по ткани акриловыми красками.

2. Роспись посуды (акрил) или матрёшки.

Теория: Виды народных промыслов. Разнообразие красок для прикладного искусства. Методы и приемы работы с ними. Техника безопасности при работе.

Практика: роспись тарелки и вазы (банки, бутылка) или матрешки акриловыми красками.

3. Изучение орнаментов. Составление открыток и плакатов.

Теория: изучение орнаментов народов мира. Каких?

Практика: составление собственных орнаментов. Эскиз праздничных открыток и плакатов.

V. Композиция.

1. Композиция по теме.

Теория: разнообразие жанров в композиции. Правило золотого сечения в композиции. Поэтапный подход в работе над композицией. Беседа о художниках.

Практика: выполнение композиций по теме. Например: «Лето», «Маскарад», «Рождественские праздники», «Театр», «Путешествие по миру», «Любовь и дружба», «Школа», «Спорт», «Пленер», «Выбор профессии», «Военно-патриотическая тема», «Космос».

2. Иллюстрация.

Теория:

Практика: иллюстрации к сказкам и литературным произведениям. 

VI. Итоговое занятие.

Теория: объяснение задания, особенностей его выполнения.

Практика: выполнение специального задания по заданной теме.


4. Методическое обеспечение

Методы и приёмы работы: 

  • беседа, объяснение;
  • демонстрация собственных работ, проведение мастер-класса для детей;
  • демонстрация лучших детских работ, грамотно выполненных по требованиям изобразительного искусства;
  • совместное обсуждение и анализ работ, выполненных детьми по заданию;
  • просмотр и обсуждение репродукций картин известных художников разных времён и эпох;
  • изучение детской литературы и литературы по искусству, анатомии человека, открыток, календарей, плакатов;
  • просмотр видеоматериалов, презентаций;
  • экскурсии в музеи, усадьбы, на выставки (музей коневодства, музей мебели, зоопарк, Третьяковская галерея, Пушкинский музей и др.).

На практике обучающиеся выполняю разные виды изобразительной деятельности. Они выполняют эскизы, наброски карандашом, рисунок с натуры, рисунок на заданную тему, работу на пленэре и др.

Заинтересовать ребенка, не навязывая насильно, приобщить и удержать – это одна из задач педагога необходимо использовать все свои знания и опыт, постоянно повышать свой уровень, «держать руку на пульсе времени».

Роль педагога в художественном развитии детей и их творчества чрезвычайно велика. Влияние его отражается на творческой активности учеников, разнообразии содержания их работ. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Задача педагога - развивать детские представления путем наблюдения, сравнения, анализа своих работ и на этой основе строить свое обучение, последовательно ведя детей к овладению основами изобразительных средств. Детскому рисунку свойственна особая выразительность, обусловленная преувеличением некоторых деталей, своеобразной наблюдательностью, неожиданным цветосочетанием. В рисунках детей проявляются искренность и отсутствие оглядки на образцы. Без целенаправленного влияния педагога дети останавливаются в своем творчестве и, в конце концов, обращаются к подражанию или к прямому срисовыванию, а то и вовсе бросают рисовать.

        Как конкретно работаете Вы с разными годами обучения, как происходит развитие детей. Чем отличаются года обучения друг от друга?


5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Для педагога:

1. Алексахин Н.Н. Голубая сказка - Москва, «Народное образование», 1996 г;

2. Афонькин С.Ю. Афонькина А.С. Орнаменты народов мира - С-Петербург, Кристалл, 1998 г.;

3. Волков Н.М. Композиция в живописи. - М.: Просвещение, 1999 г.;

4. Газарян С. Прекрасное своими руками (народные художественные ремесла) - составитель Москва, «Детская лит.», 1979 г.;

5. Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи, архитектуре и скульптуре. - М.: МИПКРО, 2001 г.;

6. ГильманР.А. Художественная роспись тканей - Москва, ВЛАДОС, 2008 г.;

7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.- С.-П.: Терра, 2005 г.;

8. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - С.-П.: Детство - Пресс, 2002 г.;

9. Кузин B.C. Основы обучения изобразительного искусства в школе. - М: Просвещение, 1998 г.;

10. Кузнецов A.M. Школа изобразительного искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1999 г.;

11. Костерин Н.П. Учебное рисование. -М.: Наука, 2001 г.;

12. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. - М.: Мозаика-Синтез, 2003 г.;

13. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. - М.: Просвещение, 1999 г.;

14. Сапожникова Т.Б., Коблова О.А Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2007 г.;

15. Синеглазова М.О. Роспись по стеклу - Москва, «Издательский Дом МСП», 2008 г.;

16. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. - М.: Центр и Академия, 2000 г.;

17. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - М: Центр и Академия, 2000 г.;

18. Сокольникова М.Н. Основы композиции. - М: Центр и Академия, 2000 г.;

19. Швайко Г.С. Занятия по изобразительному искусству. - М.: ВЛАДОС, 2000 г.

Добавить книги по педагогике и психологии.

Для детей:

1. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира, С-Петербург, Кристалл, 1998 г.;

2. Жемчугова П.П. Иллюстрированный словарь школьника Декоративно-прикладное искусство, Санкт-Петербург, 2006 г.;

3. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей – Москва, ВЛАДОС, 2008 г.;

4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств - С.-П.: Терра, 2005 г.;

5. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. - М.: Центр и Академия, 2000 г.;

6. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - М: Центр и Академия, 2000 г.;

7. Сокольникова М.Н. Основы композиции. - М: Центр и Академия, 2000 г.;

8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительному искусству - М.: ВЛАДОС, 2000 г.;

9. Серия раскрасок (Деревянная игрушка. Гжель. Хохлома. Палех. Жостово. Городецкая роспись.) - Москва, Издательство «Околица», ГОД.


Приложение I

Формы подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы.

Зачетные вопросы.

1 год обучения.

Первое полугодие.

Теория:

  • Что такое натюрморт?
  • Как правильно скомпоновать рисунок на листе бумаги?

Практика:

  • Смешивая краски получить оттенки: бежевый, болотный, серый, розовый.
  • Подобрать два контрастных цвета.

Зачетные работы:

  • В технике "гуашь" нарисовать петуха.
  • В смешанной технике нарисовать букет цветов.
  • В технике "цветной карандаш" нарисовать бабочку на цветке.

Второе полугодие.

Теория:

  • Каких художников пейзажистов ты знаешь?
  • Что такое" линия горизонта"?

Практика:

  • Нарисовать дом в перспективе.
  • Составить холодные и теплые оттенки зеленого цвета.

Зачетные работы:

  • Нарисовать растительный орнамент (цветной кар.)
  • Нарисовать геометрический орнамент (гуашь).
  • Нарисовать лицо человека.

2 год обучения.

Первое полугодие.

Теория:

  • Что такое «перспектива»?
  • Что такое «перспектива цвета» в живописи?

Практика:

  • Нарисовать линейно-конструктивный рисунок кружки.
  • Смешивая цвета получить телесные оттенки: загорелый, белокожий.

Зачетные постановки:

  • Нарисовать линейно-конструктивный натюрморт из 3 предметов.
  • Иллюстрация к любимой сказке.

Второе полугодие.

Теория:

  • Перечислить известные картины В. Васнецова.
  • Что такое светотень в рисунке и живописи?

Практика:

  • Нарисовать лицо человека в профиль.
  • Передавать в цвете веселое и грустное настроение.

Зачетные работы:

  • Натюрморт в технике «акварель».
  • Натюрморт в тоне (карандаш) из 2 предметов (ваза и яблоко).
  • Композиция на свободную тему.

3 год обучения.

Первое полугодие.

Теория:

  • Что такое линейно-конструктивный рисунок?
  • Что такое колорит в живописи?

Практика:

  • Нарисовать комнату в перспективе.
  • Сделать градацию в тоне от светлого к темному любого цвета по выбору.

Зачетная постановка:

  • Рисунок натюрморта из 1 драпировки и 2 предметов быта.
  • Эскиз праздничной открытки или газеты.

Второе полугодие.

Теория:

  • Какие материалы для живописи известны и чем отличаются по свойствам.
  • Какие виды графики существуют?

Практика:

  • Нарисовать лошадь.
  • Смешать и получить заданный цвет.

Зачетные работы:

  • Рисунок в тоне гипсового орнамента.
  • Натюрморт с фруктами и цветами (акварель,гуашь).

-        Композиция на заданную тему.

Зачетные вопросы.

4 год обучения.

Первое полугодие.

Теория.

-        Пропорции тела человека (ребенок, подросток и взрослый).

-        Перспектива цвета в живописи.

Практика:

-        Нарисовать фигуру человека (статичную).

-        Сделать градацию цвета от теплого к холодному.

Зачетные постановка:

-        Этюд драпировки.

-        Эскиз интерьера комнаты.

Второе полугодие

Теория:

-        Новые материалы для живописи и их свойства.

-        Назвать несколько известных художников - графиков.

Практика:

-        Роспись посуды акриловыми красками.

-        Нарисовать автопортрет.

Зачетная постановка:

-        Рисунок гипсовой головы.

-        Композиция по теме.

-        Натюрморт из 2 драпировок, вазы и фрукты (акварель, гуашь).

Критерии оценки

В конце каждого полугодия ребенок должен предоставить 3 зачетные работы, которые оцениваются:

2 балла - работа выполнена аккуратно, соответствует требованиям программы.

1 балл - работа выполнена недостаточно аккуратно, допущены незначительные ошибки.

0 баллов - работа не выполнена.

Кроме зачетных работ ребенок должен ответить на 2 теоретических вопроса и выполнить 2 практических задания по программному материалу:

  • за каждый правильный ответ на теоретический вопрос - 1 балл;
  • за каждое правильное выполненное практическое задание - 1 балл.

Количество баллов, полученных ребёнком, суммируется и выставляется общий результат (максимум - 10 баллов, минимум - 0 баллов).

Дети, успешно сдавшие зачет за учебный год (получившие не менее 5 баллов), переводятся на следующий год обучения. Дети, не набравшие 5 баллов, остаются на повторное обучение в той же группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»

Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к  духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»

Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к  духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»

Программа "Юные художники" предназначена для учреждения дополнительного образования. Отличительные особенности программы заключаются в широком применении жизненного опыта воспитанников: регулярные выс...

Дополнительная образовательная программа изостудия "Юный художник"

Дополнительная образовательная программа «ИЗО – студия» имеет художественную направленность. Уровень освоения программы общекультурный. Главная  цель художественного образования – формирование ду...

Обновление дополнительных образовательных программ: новый тип программы в контексте Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в РФ"

Помощь педагогам дополнительного образования в обновлении и написании  дополнительных общеобразоватльных программ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...