Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

Программа "Юные художники" предназначена для учреждения дополнительного образования. Отличительные особенности программы заключаются в широком применении жизненного опыта воспитанников: регулярные выставки детских работ, посещения Городского выставочного зала, Дома художников, встречи с художниками - все это повышает интерес к изобразительному творчеству, является мощным стимулом для обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития  творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска»

«Утверждено»

методическим советом №

 «»    2012 года

МОАУДОД «ЦРТДЮ

Директор ЦРТДЮ «Созвездие»

_____________ С.Ю. Наследова

Дополнительная образовательная

Программа по изобразительному искусству

«Юные художники»

Срок реализации: 3 года

Возраст воспитанников: с 7-15 лет

Автор-составитель:

Япарова  Екатерина Олеговна,

педагог дополнительного образования

2 квалификационной  категории

г. Орск, 2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная записка

4

2

Учебно-тематические планы

19

Учебно-тематический план первого года обучения

18

Учебно-тематический план второго года обучения

21

Учебно-тематический план третьего года обучения

23

3

Содержание деятельности

25

4

Методическое обеспечение программы

37

5

Список литературы

39

6

Приложение

41

«Каждый ребенок – художник.

Трудность состоит в том, чтобы остаться

 художником, выйдя из детского возраста.»

Пабло Пикассо

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, формирует нравственные принципы.  Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно – творческая деятельность. Изобразительное искусство – это занятие для детей совершенно разного возраста. ИЗО - студия дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирование.

Направленность программы – художественно-эстетическая. Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Воспитанники получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Занятия различными видами изобразительной деятельности способствуют самовыражению воспитанника,  развитию его творческих способностей и обогащению его представлений об окружающей действительности.

В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве.  В настоящее время существует несколько программ по предмету «Изобразительное искусство», составленные под руководством  Б. М. Неменского, В. С. Кузина,  Т. Я. Шпикаловой. У каждой программы свои отличительные особенности, цели и задачи. Эти  программы получили общественное признание и многочисленных почитателей, имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских школах искусств.

 Данная программа ориентирована на образование у каждого ребёнка творческого потенциала и художественных способностей воспитанников разных возрастных групп за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности и  использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она предназначена для работы с воспитанниками в свободное от учебы время в кружке изобразительного искусства, где каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром искусства более близко. Программа «Юные художники» ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала.  Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения  применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве. Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления воспитанников с изобразительным искусством планируются посещения выставок, встречи с художниками города, поездки в музеи и в Дом Художника. Все это в целом  является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.

Данная программа является актуальной  для детей младшего и среднего школьного возраста. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся  видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический  вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению традициям русского народного творчества.

Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы воспитанниками могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении кабинета. Каждый воспитанник видит результат своего труда, получает положительные эмоции.

Педагогическая целесообразность программы «Юные художники» очевидна, так как воспитанники получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории искусств, краеведению. Кроме того, при реализации программы повышается психологическая защищенность, коммуникативность, самооценка.

Вид программы – модифицированная.

        Цель программы: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников и условий для их социализации в будущей жизни.

Это определило следующие задачи программы:

Обучающие:

  1. формировать  базовые компетенции в области изобразительной деятельности;
  2. расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;
  3. помочь овладеть практическими  умениями и навыками в  художественной  деятельности;
  4. формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека;
  5. формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;
  6. формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);
  7. формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;

Развивающие:

  1. Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  2. способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни.

Воспитывающие:

  1. Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства;
  2. развивать нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
  3. формировать  коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике.

Занятия строятся в соответствии с системой следующих принципов:

Гуманизации образования, состоящий в том, что развитие ребенка, формирование его личности – это главный смысл педагогического процесса. Это принцип, диктующий необходимость бережного отношения к каждому ребенку: каждая личность неповторима, каждый ребенок это чудо. Согласно этому принципу взаимодействие «педагог-воспитанник» на занятиях базируются на уважении и любви к ребенку, понимании и знании ребенка, на вере в его возможности;

От простого – к сложному, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы, а также определяющий соблюдение установок «от частного – к общему» в процессе обучения детей;

Единства индивидуального и коллективного, предполагающий развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий соотношение коллективного и индивидуального начал позволяет каждому ребенку как члену своеобразного творческого коллектива максимально проявлять свои творческие возможности;

 Творческого самовыражения, предусматривающий организацию такого взаимодействия педагога и воспитанника на занятиях изобразительным искусством, которое позволяет активно вовлекать каждого воспитанника в посильную и интересную деятельность. Соблюдение этого принципа позволяет реализовать потребность ребенка в самовыражении, стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, т.е. формирует активную сознательную позицию.

Психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессо-образующих факторов учебного процесса, создание на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

Принцип активности  предполагает сообщение воспитанникам целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать. Принцип активности может быть осуществлен при наличии следующих условий:

  1. развитие активной мыслительной деятельности
  2.  мотивации и интереса;
  3. развитие навыков и умений самостоятельной работы , использование разных техник и материалов.

Индивидуализация обучения – выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия воспитанников, уровнем их творческих способностей. 

Принцип наглядности.  Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужна активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности.  Принцип наглядности осуществляется при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры.

Принцип дифференцированного подхода требует четко разграничивать обучение, предполагает использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений, этапа обучения, художественного материала, возраста учащихся, их способностей и качеств.

Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно развитию творческих способностей и возрастным особенностям воспитанников.

Так как программа рассчитана на детей младшего  и среднего школьного возраста, для более качественного обучения необходимо знать психологические особенности воспитанников этих возрастных групп.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет. Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается

Средний школьный возраст  (11 – 15лет) лет является своеобразным мостиком между беззаботным детством и юностью с ее проблемами в виде начинающегося переходного возраста. Школьники постарше  переживают определенные физиологические изменения, перестройку нервной системы и гормональные взрывы: все это довольно таки определенным образом сказывается на состоянии психики ребенка, которая имеет свои особенности. Средний школьный возраст характеризуется тем, что восприятие подростка более планомерно, организованно и целенаправленно в сравнении с тем, как воспринимает жизнь и учебу младший школьник. Характерной чертой ребенка данного возраста можно назвать его специфическую селективность: интересные дела или интересные уроки являются очень увлекательными для ребят, поэтому теперь они могут довольно долго сосредотачиваться на чём-то одном. Но в то же время все еще имеет место быть непроизвольное переключение внимания, к которому приводят интерес к яркому и необычному и легкая возбудимость. Организация процесса учебы и воспитания должна быть таковой, чтобы у подростка не было возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на посторонние дела. Необходимо также отметить, что в данный период дети среднего школьного возраста гораздо острее воспринимает происходящее вокруг него, гораздо большее влияние на школьника оказывают не педагоги и родители, а общество.

Срок реализации программы – 3 года. Всего 576 часов.

1 год обучения – 144 часа

2 год обучения – 216 часа

3 год обучения – 216 часа

На первом году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа-всего 144 часа, на второй и третий года – 2 раза в неделю по 3 часа – всего 216 часов. Начиная с четвертого года, программа предполагает обучение по индивидуальным маршрутам. На каждого воспитанника составляется индивидуальный маршрут, в котором планируется и прослеживается развитие и достижения воспитанника. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (всего 72 часа в год).

Также в объединении возможно обучение детей – инвалидов, которые по заключению медико-педагогической комиссии находятся на домашнем обучении. Работа с такими воспитанниками проводится согласно программе, по индивидуальному плану с учетом их заболевания.

Набор детей в группы производится в начале учебного года. Дополнительный набор осуществляется в течение всего учебного года по результатам тестирования. По количественному составу группа первого года обучения – до 15 человек, второго года – 12, третьего – 10 человек.

Ожидаемым результатом освоения программы  является повышение уровня исполнения воспитанниками работ в технике живописи, рисунка и декоративных поделок, развитие творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой рисования, в знании основ избразительной грамоты, в освоении воспитанниками образовательных нормативов.

К концу года воспитанники осваивают определенный уровень художественных знаний:

-  первичных представлений о видах художественной деятельности;

- приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства;

- развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;

- - развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

- приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека.

 и навыков

- осваивают основы с использованием различных художественных материалов;

- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства;

- осваивают выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;

- учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников, учатся использовать художественные термины и понятия;

- овладевают начальным опытом самостоятельной  творческой деятельности;

- приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений, животных, человека;

В группу второго года обучения предполагается набор воспитанников, прошедших курс первого года обучения. Однако возможен набор и новых воспитанников после прохождения опроса и тестирования и при наличии определенного уровня знаний и умений.

К концу второго года обучения воспитанники  второго года обучения воспитанники должны знать:

- о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека.

- виды художественной деятельности с использованием различных художественных материалов;

- выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;

-  конкретные произведения выдающихся художников,

Уметь: -

- работать в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства, дизайне;

- наблюдать, анализировать, воплощать свои идеи на бумаге;;

- приобретают навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимание особенностей образного языка разных видов искусства;

- анализировать произведения искусства, приобретают знания - овладевают начальным опытом самостоятельной  творческой деятельности;

-выполнять  изображения предметного мира, природы, животных;

- использовать художественные термины и понятия.

 К концу третьего года обучения воспитанники должны

  знать:

- основные виды и жанры изобразительного искусства

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах, пейзажа и натюрморта

- основные средства художественной выразительности

- разные художественных материалы, техники и их значение в создании художественного образа

- место и значение изобразительных искусств в культуре (жизни общества и человека)

  уметь:

- пользоваться различными художественными материалами;

- обладать первичными навыками художественных техник (коллаж, граттаж и др.)

- владеть первичными навыками плоского и объемного изображения

-применять правила построения изображения предметов на плоскости, животных, человека, природных форм

- пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиционные работы в разных материалах

-активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры.

По окончании всего курса обучения на основе результатов экзамена по пройденной программе воспитанники получают свидетельства «Об окончании курса изобразительного искусства».

Учет результатов и оценки работ воспитанников осуществляется по следующим критериям:

  1. Возраст воспитанника
  2. Год обучения
  3. Содержание работы
  4. Техника и качество выполнения
  5. Уровень сложности
  6. Самостоятельность
  7. Оригинальность

Для оценки личностных качеств воспитанников проводится диагностика: входная, промежуточная, итоговая по пятибалльной системе. Итоговая оценка определяется как средний балл. Результаты диагностики заносятся в таблицу.

 Педагогический контроль


Название

Сроки

Задачи

Формы оценки ожидаемого результата

Предварительный этап

сентябрь-октябрь

- выявить исходный уровень подготовки детей

наблюдение, собеседование

Текущий

по итогам темы

- выявить степень усвоения детьми учебного материала;
- выявление отстающих, опережающих, уровень развития способностей

просмотр работ, составление карты наблюдений

Итоговый

  1. По итогам учебного года (апрель)

  2. По итогам освоения всей программы (за 3 года обучения)

- диагностика усвоения детьми образовательной программы за год;
- закрепление знаний
- степень достижения результатов по итогам освоения всей программы;
- закрепление знаний;
- получение сведений о необходимости корректировки программы;
- ориентация на самостоятельное обучение, дальнейшее планирование деятельности по изобразительному искусству.

выставка внутри учреждения;

игра, викторина по предмету,

выставка, конкурс творческих работ;

итоговое тестирование

Система оценивания:

1 – низкий уровень образования, 2 – уровень ниже среднего, 3 – средний уровень, 4 – уровень выше среднего, 5 – высокий уровень.

Шкала уровней

уровень

Знания

Умения

1

Нет правильно выполненных заданий

Нет правильной организации рабочего места;

Не соблюдаются основные законы композиции;

Работа не закончена

2

Много ошибок и исправлений при выполнении заданий

Правильный выбор формата в зависимости от композиции;

Ошибки и исправления при выполнении рисунка;

Сложности при колористическом решении работы;

Работа не закончена

3

Есть правильно выполненные задания, грубые ошибки

Велась правильная поэтапная работа над рисунком;

Много ошибок при применении законов композиции, цветоведения, перспективы;

Работа не закончена

4

Есть небольшие исправления, в целом задания выполнены правильно

В целом работа выполнена правильно, есть небольшие недочёты в области композиции или перспективы;

Работа полностью закончена

5

Задания выполнены правильно, без исправлений

Свободное владение различными художественными материалами для выполнения работы;

Применение основных законов композиции;

Верное колористическое решение ; передача объёма;

Работа полностью закончена

Для лучшего освоения содержания программы используются различные формы занятий: традиционные занятия (сообщение новой темы, закрепление и проверка ЗУНов, комбинированные занятия, занятие – зачет) и нетрадиционные занятия (занятие – игра, занятие – выставка, мастер – класс, занятие – конкурс…), экскурсия…

В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности воспитанников на занятиях изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

  1.  изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  2. декоративная и конструктивная работа;
  3. – восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  4. – обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
  5. – изучение художественного наследия;
  6. – подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

При составлении тематического плана основное внимание сосредоточилось на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:

– развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение  ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;

– воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;

– создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала – осмысление – усвоение – применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи.

После изучения каждой темы проводится зачёт на усвоение программного материала. При этом педагог опирается на следующие критерии оценивания:

  1. Целостность восприятия
  2. Аккуратность в работе
  3. Возраст воспитанника
  4. Уровень сложности
  5. Самостоятельность

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Перечень разделов, тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

«Чем и на чем работает художник?»,

1

1

2

2

Живопись

2.1.«Все дети любят рисовать»

2.2.«Улица красок - волшебников»

  1. «Какого цвета осень?»

  1. «Листопад»

  1. «Дары осени»

  1. «Осенний пейзаж»

  1. «Осенний вальс»

  1. «Дождливый день

  1. «Сказка про осень»

  1.  «Первые заморозки»

  1. «Зимняя сказка»

«Обители морских глубин»

8

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

20

1

1

1

1

1

2

1

1

2

2

2

1

28

2

2

2

2

3

2

2

3

3

3

2


3.

Декоративная работа

  1. «Веселые узоры»

  1. «Дымковская сказка»

  1. «Волшебный мир оригами»

  1.  «Спешим поздравить с новым годом!

  1. «Снегирь на веточке рябины»

  1. «Одуванчики»

  1. «Весенние цветы»

  1. «Бабочки на лугу»

10

2

2

1

1

1

1

1

1

30

6

8

4

3

1

3

2

3

40

8

10

5

4

2

4

3

4


4.

Рисунок

  1. «Улетают птичьи стаи»

  1. «Природа родного края»

  1. «Кошачья семейка»

  1. Рисование с натуры

  1. «Я рисую…»

8

2

2

2

1

1

22

2

6

6

5

3

30

4

8

8

6

4


5.

Композиция

  1. «Чудо своими руками – мандала»

  1. «Мои любимые сказки»

  1. «Мамочка родная, для тебя!»

  1. «По морским просторам»

  1. «Зоопарк»

7

1

3

1

1

1

19

3

6

3

3

4

26

4

9

4

4

5


6.

Введение в историю искусства

8

8


7.

Знакомство с творчеством художников

8

8

9.

Итоговое занятие «Загадки мира искусств»…

1

1

2

10

Подготовка к конкурсам и праздникам

2

2

Итого:

51

93

144

Учебно-тематический план

2 год обучения

        Содержание

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

«Добро пожаловать!

1

1

2

2.

Рисунок

  1. «Учись рисовать с натуры»

  1. «Осенний букет»

  1. «Искусство создавать гравюры»

  1. «Народное творчество – лубочные картинки»

  1. «Натюрморт»  -

  1. «В мире животных»

10 

2

1

2

2

1

2

28

4

4

5

4

5

6

38

6

5

7

6

6

8

3.

Живопись

  1. «Пасмурный денек»
  2. «На рассвете»
  3. «Цвет и чувство»
  4. «Первый снег»
  5. «Рисуем драпировку»
  6. «Мозаика»
  7. «Пушистые зверята»
  8. «Весна пришла»
  9. «Распускаются цветы»

18

2

2

1

2

2

3

2

2

1

40

4

4

2

4

6

9

4

4

4

58

6

6

3

6

8

12

6

6

5

4.

Декоративная работа

  1. «Мозаика»
  2. «Городецкая роспись»
  3. «Золотая Хохлома»
  4. «Голубая сказка Гжели»
  5. «Мои любимы сказки»
  6. «Смешные кляксы»

10

2

2

2

2

4

1

30

4

4

4

4

6

5

40

6

6

6

6

10

6

5.

Композиция

1.«Статика»

2. «Динамика»

3. «Композиционный центр»

4. «Симметрия и ассиметрия»

6

1

1

2

2

20

5

5

6

6

26

6

6

8

8


6.


Введение в историю искусства


9



9


7.


Знакомство с творчеством художников


26



26

9.

Итоговое занятие  «Ярмарка талантов»

1

1

2

10

Подготовка к конкурсам и праздникам

15

15

Итого:

81

135

216

Учебно – тематическое планирование

3 год обучения

Разделы программы

Количество часов

теория

практика

итого

1.

Вводное занятие

«Волшебный мир искусства»

1

1

2

2.

Рисунок

1.«Рисунок – основа изобразительного искусства»

2.«Натюрморт из геометрических тел»

3.«Художники – анималисты»

4.«Зарисовки животных в движении»

5.«Изображение фигуры человека в истории искусств»

6.«Пропорции строения человека»

7.« Портрет друга»

8«Моя семья»

9. «Такие разные лица»

10. «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома»

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

30

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

40

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4


3.

Живопись

1. «Пятно как средство выражения»

2. «Цвет в произведениях живописи»

3. «Этюд. Осеннее настроение»

4. «Декоративный натюрморт»

5. «Композиция как ритм пятен» (натюрморт в технике акварели, построенный на сближенных цветах)

6. «Этюд. Весенние цветы»

20

3

3

3

4

4

3

40

6

6

6

7

8

7

60

9

9

9

11

12

10


4.

Декоративная работа

1.Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»

 2.«Живая красота жостовских подносов»

3.«Уральская роспись»

 «Современное повседневное декоративное  искусство. Что такое дизайн.»

4.«Дизайн открытки»

12

3

3

3

2

1

14

3

3

3

3

2

26

6

6

6

5

3


5.

Композиция

1.«Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства»

2. « Пейзаж- настроение. Природа и художник»

3. «Основы дизайна»

4. «Милосердие» - задание – размышление

10

2

3

4

1

16

3

3

7

3

26

5

6

11

4


6.


Введение в историю искусства


10



10


7.


Знакомство с творчеством художников


30



30

9.

Итоговое занятие

«Мы умеем и мы знаем!»

1

1

2

10

Подготовка к конкурсам и праздникам

20

Итого:

216

Содержание обучения

1 год

Раздел №1.Вводное занятие.

Теория:  Изобразительное искусство в жизни человека. .  Роль и место изобразительного искусства. Положительные эмоции как результат воздействия художественного произведения  на чувства зрителей и художника.  Влияние изобразительного искусства на развитие личности, речи человека.  

Практика:

Диагностическое занятие – знакомство с детьми, изучение  способности к рисованию.

Раздел №2. Живопись  

2.1. «Все дети любят рисовать»

Теория: Знакомство с материалами и приспособлениями для рисования. Начальное представление о живописи».

Практика: навыки работы с кистью, гуашью, правила ухода за своими художественными принадлежностями.

2.2.«Улица красок - волшебников»

Теория:  знакомство с понятиями «Основные цвета» и «Дополнительные цвета», «Палитра»

Практика:  игровое упражнение «Получили новый цвет».

2.3.«Какого цвета осень?»

Теория:  знакомство с понятием «Теплые цвета»

Практика:  рассматривание  осенних листьев, передача их цветовой окраски.

2.4. «Листопад»

Теория: знакомство с техникой «Набрызг», «Печатание», закрепление понятия «Теплые цвета»

Практика: навыки работы с кистью, палитрой.

2.5«Дары осени»

Теория: знакомство с Натюрмортом как жанром изобразительного искусства

Практика: выполнение изображения с натуры, анализ формы предметов и их цветовой окраски.

2.6 «Осенний пейзаж»

Теория: знакомство с пейзажем как жанром изобразительного искусства, с творчеством И. И. Левитана.

Практика: навыки композиционного решения рисунка на бумаге.

  1. «Осенний вальс»

Теория: знакомство с аппликацией, техника безопасности при работе с ножницами.

Практика: приемы выполнения аппликации.

  1. «Дождливый день»

Теория: знакомство с техникой работы «По – сырому»

Практика:  закрепление навыков работы с китью, гуашью, приемов смешивания красок.

  1. «Сказка про осень» - итоговое занятие по блоку.

Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа на тему.

2.10«Первые заморозки»

Теория: знакомство с понятием «Холодные цвета», «Мазок», с творчеством И. Э. Грабаря.

Практика: упражнения на передачу состояния природы, получение нужного тона и цвета способом раздельного мазка.

2.11«Зимняя сказка»

Теория: знакомство с техникой фотокопии, закрепление понятия «Холодный цвет»

Практика: навыки работы с нетрадиционными материалами

2.12 «Обители морских глубин»

Теория: знакомство с техникой эстампа, творчеством Н. А. Тырса.

Практика: навыки работы в нетрадиционной технике – пальчиковая живопись, оттиски картоном.

Раздел 3 Декоративная работа

3.1 «Веселые узоры»

Теория: знакомство с народным декоративным творчеством, понятиями «Орнамент», «Ритм», «Композиция», видами орнамента.

Практика: построение орнаментов в квадрате, круге, в сложной форме.

3.2 «Дымковская сказка»

Теория: знакомство с понятием «Промысел», с традициями изготовления и росписи дымковской игрушки.

Практика: лепка игрушки и ее роспись по традициям дымковского промыла.

3.3 «Волшебный мир оригами»

Теория: знакомство с техникой оригами, историей ее возникновения, основными понятиями.

Практика: приемы работы в технике оригами, базовыми фигурами, чтение схем.

3.4 «Спешим поздравить с новым годом!»

Теория: знакомство с историей возникновения открытки, ее видами

Практика: изготовление открытки с использованием различных техник.

3.5 «Снегирь на веточке»

Теория: познакомить с техникой рваной аппликации

Практика: правила работы с клеем, выполнение работы в технике рваной аппликации в сочетании с работой красками, карандашами (на выбор воспитанников)

3.6. «Одуванчики:

Теория: знакомство с техникой «Торцевание»

Практика: выполнение объемной аппликации с элементами торцевания.

3.7 «Весенние цветы»

Теория: знакомство с различными приемами работы с бумагой – скручивание, сминание, техника «Силуэтного вырезания»

Практика: техника безопасности при работе с ножницами, правила работы с бумагой, выполнение композиции с использованием различных техник.

3.8 «Бабочки на лугу» - итоговое занятие по блоку

Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Раздел 4.Рисунок 

4.1 «Прилетают птичьи стаи»

Теория:  знакомство с техникой графики, понятиями «Линия», «Штрих», «Пятно».

Практика: приемы работы гелевой ручкой, простым карандашом.

4.2 «Природа родного края»

Теория: закрепление понятий «Линия», «Штрих», знакомство с творчеством Шишкина.

Практика: упражнение на линии, различные по характеру, линейный рисунок различных деревьев.

4.3 «Кошачья семейка»

Теория: знакомство с художниками – анималистами, творчеством Серова, Чарушина.

Практика: упражнения на усиление и ослабление тона, схема рисования кошки.

4.4 «Рисование с натуры»

Теория: закрепление знаний о натюрморте

Практика: закрепление навыков работы с карандашом, навыков работы с натурой.

4.5 «Я рисую….» - итоговое занятие по блоку

Теория:  выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Раздел 5. Композиция

5.1«Чудо своими руками – мандала»»

Теория: знакомство с понятием «Мандала», историей ее возникновения, традициями выполнения, с понятием «Композиция» и «Композиционный центр»

Практика: выполнение мандалы в соответствии с законами ее построения, выделение композиционного центра.

5.2«Мои любимые сказки»

Теория: знакомство с понятием «Иллюстраия», «Формат», с творчеством Васнецова.

Практика: иллюстрирование сказки по своему выбору, построение композиции.

5.3«Мамочка родная, для тебя!»

Теория: закрепление понятий композиция, композиционный центр

Практика: построение работы на заданную тему в соответствии с законами композиции.

5.4 «Зоопарк» - итоговое занятие

Теория:  выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Раздел 6. Введение в историю искусств

Теория: знакомство с различными видами искусства, рассказы о крестьянском быте, отдельных народных промыслах

Раздел 7. Знакомство с творчеством художников.

Теория: . Знакомство с творчеством художников (Васнецов, Грабарь,  Шишкин, Левитан)

Итоговое занятие. «Загадки мира искусств"

Теория: :  выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Содержание обучения

2 год

Раздел №1. «Добро пожаловать» - Вводное занятие.

Теория:  Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.

Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями.

Раздел 2. Рисунок

2.1 «Учись рисовать с натуры»

Теория: повторение и закрепление понятий «Натюрморт», познакомить с понятиями «Тень падающая, тень собственная, блик, рефлекс, ось симметрии»

Практика: навыки работы с натурой, построение композиции на бумаге.

2.2 «Осенний букет»

Теория: закрепить понятия «линия, штрих, пятно»

Практика: закрепить умения работать карандашом, с натурой, расположение изображения на бумаге.

2.3 «Искусство создавать гравюры»

Теория:  знакомство с новым видом искусства Гравюрой, с известными художниками, работавшими в этой технике.

Практика: выполнение гравюры

2.4 «Народное творчество – лубочные картинки»

Теория: знакомство с лубочным творчеством

Практика: навыки работы с цветными карандашами.

2.5 «Натюрморт»

Теория: закрепление знаний о натюрморте, знакомство с творчеством Машкова

Практика: навыки работы с натурой, построение изображения на листе бумаги.

2.6 «В мире животных» - итоговое занятие по блоку

Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Раздел 3. Живопись

3.1 Пасмурный денек»

Теория: знакомство с понятием «Пленэр», «Колорит», знакомство с творчеством Куинджи

Практика: навыки передачи цветом состояния природы, навыки работы с различными материалами.

3.2 « На рассвете»

Теория: знакомство с понятиями « Контраст», «Нюанс», закрепление понятия колорит.

Практика: навыки работы акварелью, передача цветом времени суток.

3.3 «»Цвет и чувство»

Теория:  закрепление понятий «контраст, колорит, нюанс»

Практика: навыки передачи цветом своего настроения, акцент на целостности цветового решения.

3.4 «Первый снег»

Теория:  закрепление понятия раздельного мазка

Практика: навыки работы акварелью, передача цветом состояния природы

3.5 «Рисуем драпировку»

Теория: закрепление понятий колорит, контраст.

Практика: изображение одного и того же предмета на двух контрастных по цвету драпировках.

3.6 «Мозаика»

Теория: знакомство с понятием «Мозаика», историей ее возникновения.

Практика: выполнение работы в технике мозаики, подбор цветов, получение необходимых оттенков.

3.7 «Пушистые зверята»

Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах, знакомство с техникой работы сухой кистью

Практика: выполнение работы в технике сухой кисти, выполнение схемы построения животных.

3.8 «Весна пришла»

Теория: закрепление понятия пейзаж, знакомство с творчеством Саврасова.

Практика: закрепление навыка работы по – сырому, построение композиции.

3.9 «Распускаются цветы» - итоговое занятие по блоку.

Теория: :  выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Раздел 4. Декоративная работа.

4.1 «Мозаика»

Теория: закрепление понятия мозаики, знакомство с понятием «Витраж»

Практика: выполнение витража пластилином на стекле.

4.2 «Городецкая роспись»

Теория: закрепление понятия промысел, знакомство с городецкой росписью, ее историей, традициями, основными элементами

Практика: выполнение росписи дощечки в традициях городца.

4.3 «Золотая хохлома»

Теория: знакомство с хохломой, историей ее возникновения, традициями письма, основными элементами, цветами.

Практика: выполнение хохломской  росписи

4.4 Голубая сказка Гжели»

Теория: знакомство с промыслом гжели, основными элементами, цветами, традициями

Практика: выполнение гжельской росписи на блюдце.

4.5 «Мои любимые сказки»

Теория: закрепление знаний о лубочном творчестве, иллюстрации

Практика: иллюстрирование сказки в традициях лубочной живописи.

4.6 «Смешные кляксы»

Теория:  выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам, знакомство с нетрадиционной техникой рисования – кляксографией..

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Раздел 5. Композиция

5.1«Статика»

Теория: изучение понятия «Статика» на примере художественных произведений.

Практика:  выполнение упражнения на передачу статики в изображении .

5.2 «Динамика»

Теория: изучение понятия «Динамика» на примере художественных произведений

Практика: выполнение упражнений на передачу динамики в изображении.

5.3«Композиционный центр

Теория: закрепление понятия композиционный центр

Практика: выполнение упражнений на выделение композиционного центра цветом, расположением.

5.4 «Симметрия и ассиметрия»

Теория: знакомство с понятием симметрии и асимметрии

Практика: Выполнение графических упражнений

Раздел 6. Введение в историю искусств

Теория: виды и жанры изобразительного искусства. Остановка на произведениях отдельных художников в разных жанрах и видах искусства. Беседы об отдельных народных промыслах.

Раздел 7. Знакомство с творчеством художников.

Теория: . Знакомство с творчеством художников (Васнецов, Грабарь,  Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов)

Итоговое занятие. «Ярмарка талантов»

Теория: :  выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Содержание обучения

3 год

Раздел 1.Вводное занятие

«Волшебный мир искусства»

Теория:  Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.

Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями.

Раздел 2 Рисунок

2.1 «Рисунок – основа изобразительного искусства»

Теория: закрепление понятий «линия, штрих, пятно»

Практика: графические упражнения, закрепление навыков работы карандашом

2.2  «Натюрморт из геометрических тел»

Теория: закрепление понятий «свет, тень, полутень, тень падающая, рефлекс, нюанс, тень собственная».

Практика: выполнение натюрморта в карандаше, расположение изображения на бумаге.

2.3 «Художники – анималисты»

Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах

Практика: выполнении е рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных.

2.4  «Зарисовки животных в движении»

Теория: : закрепление знаний о художниках – анималистах

Практика: выполнении е рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных в движении.

2.5 «Изображение фигуры человека в истории искусств»

Теория:  знакомство с понятием «Портрет», видами портрета, с творчеством Кипренского

Практика: выполнение схемы строения человека

2.6 «Пропорции строения человека»

Теория: закрепление понятия портрет.

Практика:, изучение пропорций, сравнение схемы изображения ребенка и взрослого.

2.7  «Портрет друга»

Теория: закрепление понятия портрет.

Практика: выполнение изображения определенного человека. Техника – по выбору.

2.8 «Моя семья»

Теория: закрепление понятия портрет, знакомство с творчеством Боровиковского.

Практика: выполнение группового семейного портрета.

2.9 «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома» - итоговое занятие по блоку.

Теория: :  выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

Раздел 3 Живопись

3.1 «Пятно как средство выражения»

Теория: закрепление понятий «локальный цвет, цветовая гамма»

Практика: выполнение упражнений.

3.2 «Цвет в произведениях живописи»

Теория:  закрепление знаний о цвете, цветовой гамме

Практика: монотипия

3.3 «Этюд. Настроение»

Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс»

Практика: передача состояния природ через цвет.

3.4 «Декоративный натюрморт»

Теория: «Что такое декоративный натюрморт? В чем его особенность?»

Практика: выполнение декоративного натюрморта гуашью.

3.5 «»Композиция как ритм пятен»

Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс»

Практика: выполнение натюрморта, построенного на сближенных цветах в технике акварели.

3.6 «Этюд. Весенние цветы» - итоговое занятие по блоку

Теория: выявление уровня знаний по пройденным темам.

Практика: работа в единой цветовой гамме  и в цветовой гамме, построенный на контрастных сочетаниях. Рисование с натуры.

Раздел 4. Декоративная работа

4.1 «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»

Теория: закрепление знаний о народных промыслах, символах росписей

Практика: составление росписи с учетом народных традиций.

4.2 «Живая красота жостовских подносов»

Теория: знакомство с историей жостовской росписи, ее традициями и основными элементами.

Практика: выполнение жостовской росписи на тарелке.

4.3 «Уральская роспись»

Теория: знакомство с историей возникновения уральской росписи, ее значением, основными элементами.

Практика: Выполнение макета русской избы с элементами уральской росписи.

4.4 «Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн»

Теория:  знакомство с понятием «Дизайн», историей развития дизайна

Практика: графические упражнения, шрифтовая композиция.

4.5 «Дизайн открытки»

Теория: закрепление знаний об истории открытки, ее видах

Практика: изготовление открытки в технике декупаж.

Раздел 5. Композиция

5.1 «Пейзаж – большой мир»

Теория:  закрепление знаний о пейзаже, видах пейзажа, о композиции, композиционном центре знакомство с творчеством Айвазовского.

Практика: организация изображаемого пространства

5.2 «Пейзаж – настроение. Природа и художник»

Теория:  закрепление знаний о пейзаже, законах композиции, знакомство с творчеством Васильева.

Практика: передача своего настроения через цветовое решение пейзажа.

5.3 «Основы дизайна»

Теория: закрепление знаний о дизайне, знакомство с понятием «Стиль», «Стилизация»

Практика: выполнение графических упражнений, стилизация природных форм.

5.4 «Милосердие» - итоговое занятие – размышление.

Теория: выявление уровня знаний по пройденным темама.

Практика: выполнение графического упражнения на заданную тему, выставка детских работ.

Раздел 6. Введение в историю искусств

Теория: беседы о художниках – графиках, живописцах. Русские иконы. Творчество Андрея Рублева, Феофана Грека.

Раздел 7. Знакомство с творчеством  орских художников.

Теория: . посещение художественного музея, выставок детского творчества, выставок профессиональных художников.)

Итоговое занятие. «Мы умеем и мы знаем!»

Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.

Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В процессе обучения используются несколько основных типов занятий:

- Занятие – изучение нового материала.

- Занятие выполнения практической работы.

- Комбинированное занятие.

                                      Структура занятий:

Занятие - изучение нового материала.

  1. Организационный момент. (Приветствие, сообщение темы и цели занятия).
  2. Основная часть. (Изучение  новой темы. Могут применяться такие методы обучения, как рассказ, беседа, использование   различных  наглядных пособий).
  3. Закрепление. (Проверка  степени усвоения материала в форме индивидуальной и фронтальной беседы по основным  положениям  прослушанного материала. Возможно проведение самостоятельной проверочной работы).

    Занятие - выполнение практической работы.

  1. Организационный момент. ( Приветствие, сообщение темы и цели занятия).
  2. Основная часть.

      - Повторение материала, необходимого для выполнения работы.

      - Рассмотрение порядка выполнения работы, разбор вопросов, вызывающих у  

      воспитанников затруднения.        

      - Выполнение работы.

      - Формулировка вывода, сравнение его с поставленной целью работы.

       3. Подведение итогов.

Комбинированное занятие - используются элементы занятий рассмотренных типов в различных сочетаниях как по времени, так и по сочетании применения.

Для реализации учебно-воспитательного процесса программа укомплектована методическими, дидактическими и демонстрационными материалами.

  1.  Конспекты занятий
  2. Словари художественных терминов (их ведут все обучающиеся, начиная с первого года обучения)
  3. Стихи о рисовании (Приложение №.1)
  4. Загадки о рисовании и художественных инструментах (Приложение №4)
  5. Подшивка журналов «Русские художники» - год выпуска 2011 – 2012 с иллюстрациями и биографиями известных художников
  6. Экзаменационные билеты (Приложение №  2)
  7. Тесты по изучаемым темам
  8. «Найди пару» (Приложение №3)


Список литературы

  1. Алексеева, В.В. Что такое искусство? / В.В. Алексеева [текст] - М.: «Советский художник», 1973. – 162с.
  2. Грек, В.А. Рисую  штрихом. / В.А. Грек [текст] - Минск: «Скорына», 1992 . – 41 с.
  3. Грунтовский,  А.В., Назарова А.Г. Ефим Васильевич Честняков. / А.В. Грунтовский, А.Г. Назарова [электронный ресурс] // Русская земля. Журнал о русской истории и культуре http://www.rusland.spb.ru/is I 1htm - Язык русский: доступ свободный.
  4. Демакова, Т.И. Развитие креативности младшего школьника на уроках изобразительного искусства [электронный ресурс] http:// festival. 1 september.ru /articles / 312879/ - Язык русский : доступ свободный.
  5. Клиентов,  А.Е. Народные промыслы. / А.Е. Клиентов [текст] - М.: «Белый город», 2003. – 50 с.
  6. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. / С.К. Кожохина [текст] - Ярославль: «Пионер», 2001. – 120 с.
  7. Концепция художественного образования в Российской Федерации [электронный ресурс] http:www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=4&ved=0CAwQFjAD&url=http%3A%2F%2Fgzalilova - Язык русский : доступ свободный.
  8. Марысаев,  В.Б. Рисование: теория. 3-5 кл. / В.Б. Марысаев [текст] - М.: «Рольф», 1999.
  9. Мосин,  И.Г. Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. / И.Г. Мосин [текст] И.Г. Мосин [иллюстрации] - Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. – 120с.
  10. Немов,  Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 психология образования. / Р.С. Немов [текст] – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 608с.
  11. Основы,  народного и декоративно-прикладного искусства. Программа I-IV кл. для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. / Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1992.
  12. Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с.
  13. Рутковская,  А.А. Рисование в начальной школе. \ А.А. Рутковская [текст] - СПб.: «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2003. – 192с.
  14. Савенков,  А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. \ А.И. Савенков [текст], А.А. Селиванов [иллюстрации] – Ярославль: Академия развития, 2004. – 128с.
  15. Тюфанова,  И.В. Мастерская юных художников. Конспекты занятий. \ И.В. Тюфанова [текст] - СПб.: «Детство-Пресс», 2002. – 80 с. 
  16. Уатт,  Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. / Ф. Уатт [текст] М.Д. Лахути [перевод с англ.] - М.: «Росмэн», 2002. – 96с.
  17. Шпикалова,  Т.Я. Изобразительное искусство во втором классе. Пособие для учителей. \ Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1984.

Литература для родителей воспитанников

  1. Аксенов, Ю. А. Практические советы самодеятельным художникам./ Ю. Аксенов - Малоярославецкая городская типография., 2011
  2. Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.Выготский - М., 1991.
  3. Джин Фрэнкс. Рисунок карандашом. / АСТ, Астрель. 2007
  4. .Лободина, С. Как развивать способности ребенка. / С.Лободина - СПб., 1997.
  5. .Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. / А.И. Савенков - М., 1999
  6. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство для детей. Натюрморт. Портрет. Пейзаж. / Сокольникова, Н. М АСТ, Астрель., 2010
  7. Хосе М. Паррамон. Как рисовать. Путь к мастерству./ АРТ – Родник, 2001
  8. Эймис Л. Дж. Рисуем 50 животных./ ООО «Поппури», 2000.

Приложение

Приложение №1

Стихи о рисовании

До чего же хороши 
У меня карандаши! 
Не мешайте мне, прошу: 
Нарисую – покажу. 
На лугу зеленый клён, 
Черный грач сидит на нём. 
Речки синий поясок, 
Жёлтый рядышком песок. 
Белый парус, как плакат, 
Солнца красного закат 
И коричневые тропки 
По овражку, где ручей… 
Вынимаю из коробки 
Семь цветных карандашей.

Над бумажным над листом 
Машет кисточка хвостом. 
И не просто машет, 
А бумагу мажет, 
Красит в разные цвета. 
Ах, какая красота!

Нарисую я тропинку,
На тропинке – мама,
Нарисую я малинку,
А в малинке – папа.
Нарисую я лужок,
На лужке том – я,
Нарисую я лесок,
А в нём – мои друзья.
Получилась у меня
Вот такая красота!
И друзья здесь, и семья,
И любовь, и доброта!

Был ярко-красный человек 
Весёлым 
И здоровым, 
Но встретил 
Тёмно-синего - 
Сразу 
Стал лиловым. 
А тёмно-синий человек 
В лесу, 
Под старым клёном, 
Вчера увидел 
Жёлтого - 
И сразу 
Стал зелёным. 
Не веришь 
Этой сказке? 
Смешай 
На блюдце 
Краски. 

Начинаем рисовать 
Рисовать, как всем известно, 
Очень-очень интересно! 
Открывай альбом, тетрадку, 
Начинаем по порядку.

На листочке я рисую, 
Я рисую, как умею: 
То вверху я, то внизу я, 
То правее, то левее. 

На меня глядят, красуясь, 
Загогулинки, кружочки… 
Потому что я рисую, 
Их рисую на листочке. 

Я трудилась до обеда, 
Карандашики сломала… 
Надо бы спросить у деда: 
Что я здесь нарисовала?

Я художник хоть куда,
Нарисую поезда
И железные дороги
Проведу сквозь города.
И не просто рельсы-шпалы,
А шлагбаумы, вокзалы.
Жалко, для моей картины
Не хватает стен в гостиной,
Ничего – я в коридоре
Нарисую сине море…

Пластилин я в руки взял, 
Мял, давил, крутил, слеплял. 
Перемазал им все руки, 
Своей воле покорял. 

Вроде бы всё так легко, 
Взял кусок, потом ещё, 
Вместе их соединил, 
Вот и что-то получил. 

Гладил, форму улучшал, 
Где неровно поправлял, 
Руки вытер, оценил, 
Наконец-то завершил.

Приложение №2

Билеты к итоговому занятию

  1. год обучения

Цвета бывают:

А) теплые

Б) прохладные

В) холодные

Зелёный цвет можно получить, смешав:

А) красный и синий

Б) синий и желтый

В) желтый и красный

Эскиз – это

А) название жанра изобразительного искусства

Б) инструмент художника

В) быстрый набросок

Белый цвет – это:

А) нейтральный

Б) тёплый

В) холодный

Укажи графический инструмент художника

А) кисть

Б) палитра

В) карандаш

Пейзаж – это:

А) изображение природы

Б) изображение человека

В) изображение моря

Марина – это

А) женское имя

Б) литературный термин

В) жанр изобразительного искусства

Ближе к линии горизонта изображаемые предметы должны быть

А) крупнее

Б) одинаковые

В) мельче

Палитра нужна для того, чтобы:

А) рисовать на ней

Б) смешивать краски

В)для поряжка на рабочем месте

Художник Айвазовский писал

А) природу

Б) портрет

В) море

Назови 7 цветов радуги

Назови 3 основных цвета

Васнецов – это

А) художник

Б) писатель

В) артист

Расскажи о промысле Дымковской игрушки

Чем отличаются и чем похожи Жостовская роспись и Гжель?

Что такое иллюстрация? Какой художник знаменит своими иллюстрациями? Назовите эти картины

Назови известные вам художественные материалы и расскажи об их свойствах

Что такое натюрморт? Кто был родоначальником натюрморта как самостоятельного жанра искусства?

Расскажи все, что ты знаешь о цветовом круге

Расскажи об истории возникновения Уральской росписи

Какие основные элементы встречаются в уральской росписи? Что они обозначают?

Кто такие художники – анималисты? Приведите примеры.

Как изобразить кувшин на листе бумаги?

Что такое портрет? Назовите виды портрета

Приложение №3

Найди пару

Итен

Цветовой круг

Основные цвета

Красный

Желтый

Синий

Ахроматические цвета

(нейтральные)

Белый

Чёрный

Серый

Васнецов

Апполинарий

Васнецов

«Аленушка»

Сказочно – былинный жанр

«Богатыри»

Марина

Айвазовский

Холодная цветовая гамма

Синий

Фиолетовый

Голубой

Пейзаж

 Жанр или отдельное пройзведение искусства, предметом которого является изображение природы

Натюрморт

nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве

Портрет

Жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение конкретного человека

Шишкин

«Утро в сосновом бору»

Куинджи

«Березовая роща»

Архипов

«Прачки»

Светотеневая градация

Блик

Свет

Полутень

Тень

Караваджо

Натюрморт

Приложение №4

Умный Ивашка,
красная рубашка,
Где пройдет-коснется,

там след остается.

(Ответ: карандаш)

Разноцветные страницы
 заскучали без водицы.
 Дядя длинный и худой
 носит воду бородой.
 (Ответ: краски и кисть)

Для меня резинка, братцы, лютый враг!

Не могу я столковаться с ней никак.
Сделал я кота и кошку - красота!
А она прошлась немножко - нет кота!
С ней хорошую картинку не создать!
Так во всю ругал резинку . (карандаш)

Палочка волшебная 
Есть у меня, друзья, 
Палочкою этой 
Могу построить я 
Башню, дом и самолет, 
И большущий пароход!
(
Карандаш)

Вы цветным карандашом

Все рисуночки раскрасьте. 
Чтоб подправить их потом, 

Очень пригодится...

(Ответ: Ластик)

В этом домике живет.
Ну а домик всю неделю
Носим мы с собой в портфеле.
(Ответ:
 Ручка, ластик, пенал).

 

Коль ему работу дашь, 
Зря трудился карандаш

(Ответ: Ластик)

 

У карандаша простого 
Есть помощница одна:
Если сделает ошибку,
Вмиг сотрет ее она.

(Ответ: Ластик - резинка)

 

Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я.

(Ответ: Ластик - резинка)

Приложение 5

Глоссарий

Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.

Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два). Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ.

Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.

Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя техника создания этой краски значительно старше — она использовалась в Европе в средние века.

Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в Средние века, обыкновенно в комбинации с акварелью. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизов, картонов и других подготовительных работ, а также для портретных миниатюр. Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX — начало XX в. В России художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества.

Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название гуашь.

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.

Изобразительное искусство — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

Карандаш (тюрк. karadaš, карадаш — чёрный камень)[1] — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля,графита, сухих красок и т. п.) применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.

Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п.

Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) умений и навыков общения, а также ситуативная адаптивность, то есть способность приспосабливаться к ситуации, выбирать оптимальные средства общения в каждом конкретном случае. Источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт, искусство, общая эрудиция, и специальные научные методы.

Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие отпортретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа[1].

В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.

Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту»[1], устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности[2], в том числе художественными средствами (живописиграфикигравюрыскульптурыфотографии,полиграфии)

Ситуация успеха – результат созданных педагогических условий, при которых результаты деятельности ребёнка совпали с ожидаемыми или превзошли их. Следствием  ситуации успеха является безусловный стимул к дальнейшей учебной деятельности.

Социализация – (лат.общественный) – присвоение индивидом элементов культуры и усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности.

Творческая деятельность детей – это новые оригинальные преобразования известного, комбинации имеющихся в опыте детей художественных образов, идей, музыкальных звуков.

Тесты – стандартизированные задания, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков по определённым параметрам.

Технология активного обучения – такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый воспитанник имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично двигаться, либо от его деятельности зависит количество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Включает в себя методы, стимулирующие познавательную  деятельность обучающихся.

Фантазия – наиболее выраженное проявление творческого воображения, которому она всегда присуща, но при доминировании создаёт не просто новые, а, казалось бы, неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»

Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к  духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...

Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»

Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к  духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...

Образовательная программа По изобразительному искусству На 2012/2013 учебный год 1 класс «Мастерская юных художников»

Образовательная программа по изобразительному искусству на 2012/2013 учебный год1 класс «Мастерская юных художников»...

Образовательная программа По изобразительному искусству На 2012/2013 учебный год 2 класс «Мастерская юных художников»

Образовательная программа по изобразительному искусству на 2012/2013 учебный год 2 класс «Мастерская юных художников»...

Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...

дополнительная общеобразовательная программа "Мир изобразительного искусства"

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная  программа в области изобразительного искусства "Мир изобразительного искусства", разработана для детей 10-12 лет, срок реализации 1 г...

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир изобразительного искусства»

Программа по изобразительному искусству рассчитана на обучение детей 10-16 лет основам изобразительного искусства в течение четырех лет....