ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва
статья по теме

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon savchenko_ito_oer_2012.doc46.5 КБ
Office presentation icon ito_oer_2012_savchenko_ia.ppt2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Направление. Автоматизация управления образовательным процессом.

ПРОБЛЕМА  АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И  ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ

Савченко Ирина Анатольевна (irivola@mail.ru)

МОУ СОШ № 14 с УИОП, г. Сергиев Посад, Московская область

Опыт - дитя мысли, а мысль - дитя действия...

Б.Дизраэли

Решение проблемы автоматизации управления образовательным процессом, и каждого образовательного учреждения, обеспечит формирование единого информационно-образовательного пространства Российской Федерации. Многообразные  потоки информации, функционирующие в процессе информационной деятельности работников образования, учащихся, их родителей имеют свою сложность в классификации, упорядочении и систематизации образовательного процесса и организационного управления учебным заведением.

Сложность вызвана тем, что содержание информационных потоков не поддается строгой классификации, не имеет жестко обозначенных форм и фиксированного адресата. Структура потоков информации изменяется, порой даже искажается при условии повторяющегося информационного взаимодействия.

Школа, в которой я работаю, на достаточно высоком уровне обеспечена компьютерной техникой (компьютер имеется практически в каждом учебном классе), два хорошо оснащенных кабинета информатики. Вся школа (состоящая из двух зданий) соединена локальной сетью, имеется возможность общения учителей и администрации друг с другом. С 2009 года школа ведет электронный дневник (http://dnevnik.ru/), который многие учителя успешно используют в своей работе. Но вместе с этими достижениями имеются конкретные проблемы с автоматизацией образовательного процесса.

Так, например, отчет учителей об итогах учебного года передается:

 заведующему учебной частью,

 классному руководителю,

 частично итоги успеваемости поступают родителям учеников,

 материалы того же отчета используются для обсуждения на педсовете, на родительском собрании,

 отдельные разделы того же отчета через завуча поступают директору учебного заведения, который (совместно с другими сотрудниками) готовит отчет для передачи в органы управления образованием.

При этом зачастую происходит:

дублирование на бумажном носителе отдельных материалов документооборота,

потеря данных,

затруднено получение оперативной справки по какой-либо части отчета,

отсутствует оперативный анализ данных (суммирование, вычисление процентов и средних значений), позволяющий данные о каждом отдельном  ученике накапливать в течение нескольких лет, для выявления  закономерности в выборе учебных предметов, перспектив его учебной деятельности,

осложняется получение обобщенных выводов в виде диаграмм (например, сравнительная характеристика успеваемости класса), полученных в образовательных учреждениях, с данными, зафиксированными в иных учреждениях района, региона, страны, всего мира.

Подобных примеров несоответствия потребностей учебного заведения в автоматизации документооборота и организационного управления в этой области можно привести много, несмотря на то что, коллективом постоянно делаются попытки приведения в соответствие автоматизации управления образовательным процессом школы.

Необходимо решение таких задач, как обеспечение образовательного процесса, изменение (упорядочение, систематизация) состояния системы информационно-методического обеспечения и ведения делопроизводства.

Автоматизация управления образовательным процессом позволила бы:

  1. использовать современные системы обработки, тиражирования, анализа, структурирования и хранения информации (текстовой, графической, визуальной, речевой);
  2. автоматизировать основные и вспомогательные информационные процессы, например совместную работу учителей над документом (дистанционно, в локальной или глобальной сети), «безбумажное» общение между учителями с их рабочего места, информационное взаимодействие по телекоммуникациям;
  3. вести базы данных, в том числе базы данных дистанционного доступа, обмениваться информацией между базами данных;
  4. предоставлять учащимся, учителям, родителям и работникам органов управления образованием возможность удаленного доступа в учебное заведение и дистанционного общения друг с другом, поиска нужной информации;
  5. вести администрирование прав доступа пользователей к функциям и ресурсам системы;
  6. оптимизировать состав и содержание информационного и методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  7. систематизировать имеющиеся в школе материалы, представленные в цифровом формате, электронные средства учебного и образовательного назначения, ссылки на сайты и порталы в Интернете, упростить хранение, поиск и пересылку этих документов;
  8. проводить обработку информации, хранящейся в базах данных;
  9. обеспечивать доступ учащимся и педагогам к средствам коммуникации, к внутренним и мировым информационным ресурсам;
  10. оптимизировать движение информационных потоков между школой и органами управления образованием.

Реализация вышеперечисленных возможностей позволит создать комплексную систему управления учебным заведением, судя по перспективам развития автоматизации процессов управленческой деятельности в школе, дело недалекого будущего. Основное назначение этой системы — автоматизация процессов информационно методического обеспечения, информационное взаимодействие (на базе локальных и глобальных сетей) всех участников учебного процесса  с работниками органов управления образованием.

Литература

Научно-практическая школа-семинар [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.ituo.iicavers.ru/

[Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.profile-edu.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

II Всероссийская конференция "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" Направление. Автоматизация управления образовательным процессом. Савченко Ирина Анатольевна ( irivola @ mail . ru ) МОУ СОШ № 14 с УИОП, г. Сергиев Посад, Московская область

Слайд 2

Опыт - дитя мысли, а мысль - дитя действия... Б.Дизраэли

Слайд 8

Реализация вышеперечисленных возможностей позволит создать комплексную систему управления учебным заведением, судя по перспективам развития автоматизации процессов управленческой деятельности в школе, дело недалекого будущего.

Слайд 9

Основное назначение этой системы — автоматизация процессов информационно методического обеспечения, информационное взаимодействие (на базе локальных и глобальных сетей) всех участников учебного процесса с работниками органов управления образованием .

Слайд 10

Литература Научно-практическая школа-семинар [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.ituo.iicavers.ru/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.profile-edu.ru/ Савченко Ирина Анатольевна ( irivola @ mail . ru ) МОУ СОШ № 14 с УИОП, г. Сергиев Посад, Московская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, в ДОУ и ОУ в соответствии с нормативно-

Материал содержит тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного ап...

Применение ИКТ в образовательном процессе в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.

Применение ИКТ в образовательном процессе в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.Развитие современного общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологи...

ПРОГРАММА Второй всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: опыт – проблемы, традиции - инновации»

ПРОГРАММА Второй всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: опыт – проблемы, традиции - инновации», посвящ...