Из опыта работы в общеобразовательной школе, дополнительное образование: клубная школа «По следам прошлого…»
статья (5, 6, 7 класс) на тему

Клубная школа "По следам прошлого..." как дополнительное образование по предмету "История". Направлена на занятия со средним звеном обучающихся в общеобразовательной школе. (из опыта работы в  МБОУ МСОШ№2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubnaya_shkola_po_sledam_proshlogo.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы в общеобразовательной школе, дополнительное образование: клубная школа «По следам прошлого…»

Романова Татьяна Елизаровна, учитель истории и обществознания МБОУ МСОШ№2

Сегодня для педагогического сообщества особо актуальной является проблема развития российского образования. В 2008 году было издано послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева по пяти направлениям развития образования стратегии «Наша новая школа». В одной из них речь шла о дополнительном образовании, что «уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире…».

Хочу поделиться с опытом работы в общеобразовательной школе, где помимо уроков и индивидуальных консультаций, проводилось дополнительное занятие под названием Клубная школа «По следам прошлого…».

Клуб – сообщество людей с едиными интересами, объединенное в организацию или ассоциацию. Различают клубы спортивные, развлекательные, политические, религиозные и т.п.

Изначально, клубы как идея организации людей с общими интересами появились в античности. Все желающие объединялись в большие регулярно собирающиеся группы, где обсуждали интересующие их проблемы, делились знаниями и опытом. После эпохи Средневековья под словом клуб понималась организация, для посещения собраний которой нужно было стать ее членом, внести плату, разделять общие интересы и следовать правилам группы.

В XVII-XVIII столетиях с повсеместным распространением в Европе кофе стали появляться соответствующие клубы. Это были довольно респектабельные общества – «джентельменские клубы», куда было не просто попасть постороннему человеку. они быстро превратились в места обсуждения важных общественных, политических и экономических тем.

 К XIX веку свои клубы имелись у всех уважающих себя сообществ. Существовали клубы офицеров, моряков, судей, членов парламента, адвокатов, ученых и т.д.

Тогда же понятие клуб стало применяться к различным организациям, которые не ставили основной целью общение, но, тем не менее, объединялись под общими интересами. Появлялись атлетические, альпинистские, шахматные, спортивные, литературные, автомобильные, музыкальные, художественные клубы.

В СССР и ряде социалистических стран клубами также назывались культурно-просветительские учреждения, организующие досуг трудящихся и способствующие их коммунистическому воспитанию, образованию, развитию творческих потребностей.

Итак, клубная школа «По следам прошлого…» ставит целью – достижения высокого уровня осмысления обучающимися об историческом пути человечества в целом и реального восприятия действительности;

- выявление и объединение школьников среднего звена интересующихся историей;

- ознакомление обучающихся с жизнью общества и человечества, как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений.

- развитие интереса обучающегося к изучению истории;

- раскрытие на конкретном материале положение о том, что каждый из народов оставил позитивный след в истории, сохранил ценности нации для нового поколения. Это дает возможность формировать у обучающихся гражданский патриотизм, терпимость, широту мировоззрения, гуманность;

Для решения этих целей ставятся задачи:

  1. рассмотреть и отметить уровень знаний обучающихся во время первых занятий клуба;
  2. показать роль прошлого в контексте современной исторической ситуации;
  3. формировать гражданский патриотизм, навыки самостоятельного добывания информации, адаптация обучающихся к требованиям современного образования;
  4. подготовить обучающихся к интеллектуальным мероприятиям, олимпиадам и НПК.

Субъектами выступают учитель и школьники (субъект субъектные отношения).

Объект проекта: изучение ключевых моментов в истории, интересных фактов и событий.

Гипотеза: Ключевые компетенции образования более быстро усвоятся через:

  1. посещение библиотек, музеев, исторических мест, исторических памятников и т.д.
  2. организацию игровых занятий с использованием различных исторических материалов;
  3. участие на олимпиадах, чтениях и НПК;
  4. использование ИКТ и новых технологий;
  5. организацию детских туров по историческим местам Якутии (Ленские столбы, музеи, места раскопок и т.д.)

Данный клуб опирается на изучение предмета -  история. История – универсальная наука, охватывающая все сферы жизни человека с самого его происхождения и современности.

Что значит знать историю?

Это значит ответить на вопросы: Когда? Где? Почему?

На занятиях клуба «По следам прошлого…» ведутся диалогические и игровые формы обучения на основе различных исторических материалов, организация дискуссий проблемного вопроса, выпуск газет которые позволяют повысить творческую активность, познавательный интерес детей.

Изучение прошлого и настоящего влияет на становление всесторонне развитого человека, осознающего всю важность исторических процессов. На уроках обучающихся получает основную информацию, а на клубном занятии он пополняют эрудицию, тем самым, закрепляя интерес к истории, а затем происходит процесс самоопределения.

Несомненно, роль руководителя при подборе материалов играет очень важную роль. Нужно отбирать информацию, которая соответствует возрастным критериям, но в то же время находить что-то уникальное, неизведанное, увлекательное для всех членов клуба. Функция руководителя клуба – пробуждать, помогать и направлять обучающихся. Как говорил великий педагог В.А. Сухомлинский «…настоящая инициативность рождается не сразу. Для этого необходимо вначале увлекающая детей коллективная деятельность, нужен опыт борьбы для достижения общих целей, опыт подчинения личных интересов коллектива».

Таким образом, формирующийся разновозрастной группе дается простор для размышлений, новых общих идей и самое главное происходит сплочение коллектива любителей истории в клубной школе. И они работают в группе с интересом и с творческой активностью.

По итогам работы исторического клуба «По следам прошлого..» есть определенные результаты. Так, на районном этапе Всероссийской олимпиады члены клуба заняли призовые места по истории и обществознании. Помимо этого все члены клуба участвовали в школьных олимпиадах и конкурсах не только по истории и обществознании, но и по другим предметам. Это показывает что учащиеся, занимаясь в клубе, расширяют свой кругозор, заинтересованы предметом истории.

     В дальнейшем клуб « По следам прошлого…»  будет проводить совместные проектирования и моделирования мероприятий совместно с обучающимися, заниматься подготовкой ко Дню Победы, выпуском стендовых газет и т.д.

Литература:

  1. Сухомлинский В.А. Воспитание коллективизма у школьников. М., 1956
  2. Сухомлинский В.А. О воспитании/ Сост. И авт. Вступ. Очерков С. Соловейчик – 5-е издание – М., Политиздат 1985
  3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и формы работы дополнительного образования в школе -одна из ключевых компетенций воспитательного процесса.

Дополнительное образование в кадетской школе-интернате является логическим продолже­нием учебного процесса и позволяет расширить поле свободного выбора уча­щихся в соответствии с их потребностями и ин...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"

Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...

Сетевое партнерство « Школа –ВУЗ» как условие эффективности работы по улучшению естественно-научного образования в школе

Основными содержательными акцентами современного образования должны стать  – региональный опыт организации в школах поддерживающих условий для самостоятельной проектно-исследовательской деятельно...

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРА МАУ"ШКОЛА ИСКУССТВ" Программа развития муниципального автономногоучреждения дополнительного образования"Детская школа искусств" г.Когалыма на 2021-2026 годы.(стр.47)

Программа развития муниципального автономногоучреждения дополнительного образования"Детская школа искусств" г.Когалыма на 2021-2026 годы.(стр.47)...

Организация и формы работы дополнительного образования в школе - одна из ключевых компетенций воспитательного процесса.

Особенности работы отделения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности...

Организация работы детского творческого объединения дополнительного образования на базе школ

В методическом издании приведен опыт организации  работы детского объединения силами педагогов дополнительного образования на базе школ. В работе отражена схема взаимодействия  учрежде...

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Панаевской школы-интерната на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагогов дошкольного образования Панаевской школы-интерната для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа) составлена в виде развернутого перспективного планирования на основе ...