Разработка занятия "Социальный феномен культуры"
план-конспект на тему

Субботина Олеся Георгиевна

Занятие предназначено для дополнительной работы с талантливыми и одаренными детьми во внеурочное время. Цель: создание условий для осознания подростками роли культуры в развитии человеческого общества и поиска ими своего места в культуре. Занятие включает использование элементов нескольких технологий: игровой, проектной, коммуникативной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка занятия

творческой мастерской «Человек. Культура. Общество»

городской очно-заочной школы одаренных и талантливых детей

«Социальный феномен культуры»

Автор: Субботина О.Г. - руководитель мастерской,

зам. директора по ИР ГЦВР «Досуг»

Цель: создание условий для самостоятельного осознания подростками роли культуры в развитии человеческого общества и поиска ими своего места в культуре

Задачи:

- обсудить основные понятия культуры

- выработать личное отношение каждого к культурным ценностям

- прийти к коллективному согласию по основным культурным человеческим ценностям, а также к признанию их «вечными»

Участники: одаренные учащиеся 7-10 классов школ г. Красный Сулин и Красносулинского района. 

Круг обсуждаемых понятий и вопросов

- культура

- социальная культура; ее элементы

- массовая культура

- национальная культура

- менталитет

- Я – конкретный человек, как носитель культуры

ХОД ЗАНЯТИЯ

1-й этап: обсуждение понятий

а) Прием: Продолжите фразу «Культура – это…». Все участники обсуждения должны высказаться.

Б) Прием: Осмотритесь вокруг и назовите предметы культуры, которые нас окружают. Учащимися делается попытка классифицировать эти предметы, как относящиеся к материальной культуре, духовной культуре; предлагаются др. классификации.

В) Педагог предлагает вниманию ребят научные определения культуры.

Культура, по определению Волкова Ю.Г. и Поликарпова В.С., есть самовыражение человека в мире искусственных объектов и заученного поведения. В настоящее время существует более полутысячи определений понятия культуры (1, С. 261). Такое многообразие свидетельствует о сложности феномена культуры, о его полифункциональности, емкости и универсальности. Заслуживает внимание формулировка, предложенная русским культурологом Э.А. Орловой, согласно которой понятие «культура» фиксирует человеческисодержательный аспект общественных отношений, т.е. культуру можно определить через вовлеченные в процесс общественного производства предметы, знания, символические системы, наборы ценностей, способы деятельности и  взаимодействия индивидов, механизмы организации и регуляции их связей с ним. При таком подходе культура понимается как процесс, результат и поле осуществления потенций человека в данную эпоху.

В отечественной литературе сложилось специфическое представление о культуре: ее рассматривают, как правило, в качестве социального феномена. Иначе говоря, речь идет о том, что культура связывает природу и общество через развертывание творческой деятельности человека (2, С.25). При этом, отмечает Флоренский, «в основу культуры кладется исторически активная творческая деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека в качестве субъекта деятельности. Развитие культуры при таком подходе совпадает с развитием личности… в любой области общественной деятельности».

Для социологов понятие «культура» несет особый смысл: в традициях, заложенных Э. Дюркгеймом, она рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми (3, С. 377). Таким образом, социальная культура – это только значения, которые люди приписывают разнообразным знакам: предметам, действиям или явлениям. Они обретают социокультурный смысл только тогда, когда значат нечто для людей, т.е. направляют их действия, поведение, восприятие в определенное русло. Социальная культура – это регулятивный механизм, обеспечивающий взаимодействия между людьми.

Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культурантропологи и психологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре.

Какие это элементы? Возможная линия обсуждения.

К таким универсальным компонентам М.Мид и К.Клакхон относят следующие элементы общества:

  • Язык как символику и смыслы действий (знаки и значения);
  • Ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий;
  • Символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;
  • Типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т.п.)
  • Образцы и эталоны поведения.

Одним из важнейших показателей культуры вообще, таким образом, является язык. А культуры народа - национальный язык.

Роль языка в национальной культуре. Возможная линия обсуждения

        Исторический экскурс (Возможно опережающее задание 1 или 2 учащимся): Историческая эволюция обществ как носителей культурных черт и признаков прошла несколько стадий:

- первобытную, где складывалась основная «низовая» ячейка социальной организации – семья, а основным механизмом социальной регуляции были нормы и ритуалы брачных и кровнородственных отношений;

- архаическую, где формировался этнический, территориально-соседский тип социальной организации и культуры, а главным средством социальной регуляции являлась племенная мифология и традиции;

- доиндустриальную, где преобладали сословно-идеологические и политико-конфессиональные (цивилизационные) формы социокультурного жизнеустройства, а в средствах социальной регуляции доминирующую роль играло религиозно санкционированное насилие;

- индустриальную, где основными организационными и культурными структурами общества стали национальная государственность и специализированные социально-функциональные страты, а главным социокультурным регулятором – социально-экономические интересы и конвенции; и, наконец,

- постиндустриальную, где формы социальной организации эволюционируют к глобальным транснациональным политико-экономическим объединениям, а ведущая регулятивная функция переходит к разнообразным видам информационной деятельности, формирующим новый тип культуры – массовый (4, С. 134).

        Что такое массовая культура? Какие примеры массовой культуры вы можете привести? «+» и «-» массовой культуры? Чем ценности массовой культуры отличаются от общечеловеческих ценностей?

        А) Прием: общая дискуссия

        Б) Прием: разделение на 2 группы, каждая из которой предлагает аргументы за или против «массовой культуры».

        Цель педагога: подвести ребят к проблеме общечеловеческих ценностей.

        В) Прием: каждый участник называет или пишет в общем списке общечеловеческих культурных ценностей по 1-му, наиболее важному на его взгляд. В конце - общий список зачитывается и обсуждается. Группа приходит к коллективному согласию по основным культурным человеческим ценностям, а также признает их «вечными».

2-й этап: рефлексия по теме

а) 1-й прием: синквейн по термину «культура», выражает личное отношение ребенка к предмету обсуждения

б) 2-й прием: хайку, отражающее личное впечатление, переживание каждого участника в ходе занятия, диагностирует психологическое состояние группы.

 

3-й этап: соцопрос (вопросы подготовлены и сформулированы заранее творческой группой ребят-исследователей). Итогом может стать исследовательская работа (ПРИЛОЖЕНИЕ).

Пример опросника:

Дорогие друзья!

В ходе обследования нам хотелось бы получить ответы на следующие вопросы:

  1. Сохранились ли у современной молодежи в характере черты русского менталитета (особенности русского национального характера)?
  2. Сказывается ли влияние западной массовой культуры на образе жизни и мыслей подрастающего поколения?
  3. Какие черты национального характера особенно ярко проявляются, несмотря на разницу поколения?
  4. В чем вы видите миссию, предназначение русского народа?
  5. Как вы думаете, помогают ли нам наши национальные качества в жизни или наоборот? В чем это выражается?
  6. Есть ли угроза национальным чертам, в «засорении» современного русского языка или это мнимая опасность?

Литература:

  1. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. М., 2000
  2. Гуревич П.С. Культурология: элементарный курс. М., 2001
  3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для ВУЗов. М., 2000
  4. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...

Естествознание как феномен культуры

Контроль качества и экспертиза ювелирных товаров. Торговая сеть «Адамас»42. Библиография по социальным и гуманитарным наукам, 1993-1995 ^Электронный в) Теория и методика обучения праву осенний семестр...

Методическая разработка по физической культуре Тема: Рекреационная физическая культура в школе

Проведение физкультминуток и динамических перемен с музыкальным сопровождением в течение учебного дня (подвижные игры). Проведение флешмоба (массовое разучивание танцевальных движений с элементами рит...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

27.03 Урок 2 Религия - феномен культуры

Задание1 .Изучить материал учебниеа, стр.186- 1902 .Ответить на контрольные вопросы, стрю 190 - 1913. Выполнить творческое задание:    Сравните приведённые ниже высказывания. В чём состоят р...

лекция "Религия как феномен культуры. Мировые религии"

Религия как феномен культуры. Мировые религии.Религия — тип мировоззрения, опирающийся на веру в сверхъестественное и священное....