Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Ермольчик Ирина Васильевна

     Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют коммуникативные умения и навыки учащихся. Разработано для начального профтехобразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_urokov_novator.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональный лицей № 20»

Разработка уроков по культуре речи

«Культура публичной речи»

                                                                               Подготовила:

                                                                             преподаватель

                                                                      русского языка и литературы

                                                                             Ермольчик И.В.

Введение

  Одной из задач обучения русскому языку в  профессиональном лицее  является выработка коммуникативной компетенции, то есть умения общаться, видеть позицию собеседника, высказывать свое мнение, уметь отстаивать свою точку зрения. Выработка указанной компетенции подразумевает успешное овладение  основными видами речевой деятельности.

     Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют коммуникативные умения и навыки учащихся. «Общественные устные         выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами», - писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.  

   Указанные уроки имеют не только образовательное, но и воспитательное значение. Они должны помочь нашим учащимся готовить высказывания на общественно значимые темы, отстаивать свою точку зрения, строить рассуждения, выдвигать тезисы и приводить доказательства.  Темы высказываний могут быть тесно связаны с будущей деятельностью учащихся, их общественной жизнью, что важно для комфортного существования, для адаптации подрастающего поколения в современном обществе.

      Результатом работы должны стать публичные выступления учащихся на важную общественную тему или тему, связанную с изучаемой профессией. Предлагаю Вам один из вариантов  урока на тему «Культура публичной речи».

                         

Культура публичной речи    (2 часа)

ЦЕЛИ:

- дать понятие «культуры публичной речи»;

- познакомить с основными требованиями к подготовке публичной речи;

- помочь  выбрать тему;

- помочь построить выступление, показать значение начала «речи»;

- развивать монологическую речь, учить создавать тексты – рассуждения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

памятка «Требования к речи специалиста», учебник А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой «Русский язык», Москва, 2005.

   

ХОД УРОКА:

  1. Объявление темы урока, постановка цели и задачи. Мотивация

        Ребята, сегодняшний урок мы посвятим культуре публичной речи, но прежде давайте вспомним, что такое культура речи вообще.

-  Культура речи- это умение  писать и говорить в соответствии с нормами русского литературного языка.

   Что значит слово «публичный»?

 - Это слово образовано от латинского publikus, что значит «общественный», «государственный».

Запишем однокоренные слова к слову «публичный».

 - Публика, публицист, публицистический.

 Итак, сегодня мы с вами будем готовиться произносить публично, то есть для окружающих нас людей, выступления. А зачем это нужно в современном обществе?

 Прежде всего - для общения, публичное высказывание поможет организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, убедить окружающих принять именно твою точку зрения, реализовать поставленные задачи.

 - Сможете ли вы использовать данное умение в своей будущей производственной деятельности?

 -  Да, парикмахер, строитель сварщик, продавец, повар, выполняя свою основную работу, вынужден что-то объяснять, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать, отстаивать свою точку зрения. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

  1. Знакомство с памяткой «Требования к речи специалиста»

        Как вариант для более сильных групп – выполнение упр. 437( выделение основных мыслей текста.)

Знакомство с памяткой «Требование к речи специалиста»(Приложение 1), обсуждение основных требований и запись наиболее характерных черт речи специалиста.

Правильность, точность, логичность, доступность, выразительность, умение вести монолог и диалог, общая культура человека.

3.Знакомство с правилами подготовки речи.

                Для того чтобы цель вашего выступления была достигнута, к нему нужно тщательно готовиться.

  1. Выбор темы.

(Учащимся  нужно предложить темы, которые соответствуют уровню их знаний, их интересам, имеют воспитательное или развивающее значение, а также связанные с осваиваемой профессией.)

Например, ребятам, изучающим металлообработку, можно предложить следующие темы: «Спорт в моей жизни», «Экология родного края», «Рабочие профессии на рынке труда», «Сварщик – это звучит гордо»,  «Характер рабочего человека», «Играйте в футбол», «Будущее моей профессии) т. д.

     Выбор темы очень важен, потому что, насколько тема понятна, интересна и близка ребятам,  будет зависеть, как они будет готовиться.  

Конечно, приходится учитывать слабые общеучебные навыки, поэтому выступление планируется не больше, чем на  2- 5 минут. По этой же причине важно, чтобы учащиеся сразу определились с формулировкой темы, потому что  легче собирать материал по какой-то конкретной теме.

Далее составляется план и обсуждаются возможные варианты поиска и сбора информации.

4.Домашнее задание. Подобрать материал для устного высказывания по выбранной теме.

         Второй урок по теме «Культура публичной речи» можно начать с проверки домашнего задания, обсудить с учащимися тот материал, который они подготовили для публичного выступления.

 Следует напомнить, что наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная: вступление, главная часть и заключение. Каждая часть имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки.

  Следующий этап урока – работа над началом выступления – вступлением.

Нужно обратить внимание учащихся на то, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения, поэтому начало и конец речи должны быть в центре внимания.

      Определяем цель вступления: подчеркнуть актуальность темы, сформулировать цель выступления, подготовить слушателей к восприятию данной темы. (Уместно провести параллель с подготовкой  к сочинению).

     Интересно было бы обсудить на этом этапе урока проблему обращения в русском языке. Можно предварительно дать задание кому-нибудь из ребят подготовить сообщение «Обращение как социально значимое явление» или  дать задание обратиться к продавцу, кондуктору в автобусе, просто незнакомому человеку с просьбой, употребив исконно русские обращения «господин», «госпожа», «сударь», «сударыня» и т. д. Уместно ли такое обращение? Здесь же повторим постановку знаков препинания при обращении, записав несколько предложений (упр.444, 1 часть. «Русский язык», М «Просвещение», 2009).

     Итак, как же конкретно можно начать вступление? Это процесс творческий, он требует немалых усилий. Можно привести слова писателя Ю.Трифонова, который в статье «Нескончаемое начало» рассказывает, как тяжело ему даются фразы его произведений: «Начало переделываю и переписываю множество раз. Никогда не удавалось сразу найти необходимые фразы. Бродишь, будто на ощупь, с завязанными глазами, тыкаешься в одно, в другое, пока вдруг не натолкнешься на то, что нужно. Мучительнейшее время. Начальные фразы должны дать жизнь вещи. Это как первый вздох ребенка.»

     Здесь может быть несколько вариантов, главное сразу заинтересовать слушателей, привлечь их внимание. Это можно сделать, используя интересный пример, пословицы, поговорки, крылатое выражение, риторический вопрос, юмористическое замечание. Ребята обдумывают, какое именно вступление они используют для своего высказывания, обмениваемся мнениями, делаем записи, редактируя текст. Если группа совсем слабая, можно работать над общим выступлением, выбрав близкую и понятную подросткам тему, например, о том, что значит служба в армии для современной молодежи или о роли спорта в жизни подростка.

     Ребята записывают вариант вступления самостоятельно или все вместе в зависимости от уровня знаний и умений учащихся.

     Далее аналогично работаем над заключением. Народная мудрость утверждает:  «Конец делу венец».  Так как мы уже говорили о том, что запоминается лучше то, что говорится во вступлении и заключении, то

можно еще раз повторить основную мысль высказывания.

Вместе обдумываем заключение, записываем. Если уровень знаний учащихся повыше, можно проанализировать устные высказывания Ф.Н.Плевако и И.Л.Андронникова, выполнив упражнения 438, 439, из учебника А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык» М, 2005.

   В качестве домашнего задания предлагаем записать полностью все выступление, отредактировав его и подготовиться к выступлению.

   Обычно ребята очень заинтересованы в подготовке выступления, но далеко не все будут готовы представить его товарищам на следующем уроке: некоторые сочтут достаточным лишь прочесть, что, конечно, неинтересно. Следует попытаться убедить ребят в том, что эта работа в дальнейшем пригодится им, когда нужно будет четко определить свою позицию, отстаивать свою точку зрения. Есть в группах ребята, которые очень заинтересованно подходят к  заданию, с удовольствием готовят выступления.  Когда же на следующем уроке, они будут пробовать себя в качестве ораторов, то все остальные, внимательно слушая, должны оценить их выступления короткой рецензией по плану:

  1. Заинтересовала ли тебя речь   товарища?
  2. Является ли актуальной избранная им тема?
  3. Достаточно ли аргументов приведено?
  4. Заметил ли ты фактические или речевые ошибки во время выступления?
  5. Была ли речь товарища достаточно выразительной?
  6. Правильно ли вел себя выступающий?

     Также необходимо спросить самого выступающего с «речью» о том, насколько он доволен своим выступлением, что, по его мнению, нужно изменить, исправить, согласен ли он с мнением одногруппников.

      В качестве дополнительного материала можно предложить  учащимся подготовить сообщение по теме «Невербальные средства общения». Это материал им обычно очень интересен и полезен.

      Основная ошибка при подготовке таких уроков -  это надежда на самостоятельность. В условиях работы в учреждении начального профессионального образования нужно организовать работу под контролем учителя. Лишь потом, когда тема выбрана, определены способы поиска информации, подобран материал для основной части работы,  в общих чертах определены вступление и заключение, можно ждать, что учащиеся соберут материал в единое целое и, уже поняв, что из этого получится, создадут публичное высказывание. Важно постоянно подчеркивать, что  с данным заданием могут справиться абсолютно все,  что это важно  не только для овладения  родным языком, но и для будущей профессиональной деятельности. Нужно как можно больше подготовки проделать именно на уроке.