Авторская программа элективного курса "Культура речи - культура поведения"
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему
Программа курса «Культура речи – культура поведения» разработана на основе Федерального Государственного Стандарта Образования (ФГОС) по специальности начального профессионального образования (секретарь-машинистка) для углубленного изучения учебной дисциплины «Культура речи и русский язык».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Чувашско-Бродская средняя общеобразовательная школа»
Алькеевского МР РТ
Авторская программа курса
Культура речи – культура поведения
Выполнила:
Зайдуллина Фания Мударисовна,
учительница русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2015год
Пояснительная записка
Программа курса «Культура речи – культура поведения» разработана на основе Федерального Государственного Стандарта Образования (ФГОС) по специальности начального профессионального образования (секретарь-машинистка) для углубленного изучения учебной дисциплины «Культура речи и русский язык».
Актуальность программы в том, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли, создавать собственное высказывания. Данный курс предполагает формирование универсальных учебных действий (формирование различных компетенций: лингвистических, коммуникативных, языковых).
Представленный курс поможет преподавателю подготовить обучающихся к дифференцированному зачету.
Новизна программы заключается в следующем:
- в логике построения учебного материала для углубленного изучения дисциплины;
- в определенном планировании занятий, так как распределение часов для подготовки обучающихся во многом зависит от уровня подготовленности обучающихся;
- в представлении разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно.
Отбор предложенных для анализа материалов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания обучающихся.
Варианты заданий позволяют преподавателю акцентировать внимание на взаимопроверке, рецензировании.
- в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста.
Значимость программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Доминирующим направлением курса является формирование у обучающихся коммуникативной, языковой, лингвистической компетенцией.
Цели курса:
- совершенствовать речевую культуру обучающихся;
- воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи;
- способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка.
Конкретные задачи курса:
Модуль 1. Основы культуры речи.
Цель: научить обучающихся произносительной культуре речи, умению правильно образовывать формы слов, правильно строить предложения, создавать собственные тексты в письменной и устной форме.
Модуль 2. Выразительность речи.
Цель: помочь обучающимся овладеть нормами словоуправления, правильно определять лексическое значение слова; научить умело и уместно вводить в свою речь иностранные слова, зная соответствующие пояснения их значений, использовать в речи эмоционально-экспрессивные, выразительные элементы, различные изобразительные средства.
Модуль 3. Точность словоуправления.
Цель: научить учащихся соблюдать нормы лексической сочетаемости; пользоваться средствами родного языка, не прибегая к речевой избыточности, словам-сорнякам, речевым штампам.
Модуль 4. Язык и культура общения сегодня.
Цель: развивать умение общаться с людьми, управлять своим голосом, вести разговор, обращаться к незнакомому человеку.
Дидактические принципы. Программа курса построена в соответствии с дидактическими принципами научности, посильности, доступности, преемственности, систематичности, последовательности и творческой активности.
Структура курса. Рабочая программа состоит из четырех модулей: «Основы культуры речи», «Выразительность речи», «Точность самоуправления», «Язык и культура речи сегодня».
Содержательной основой занятий по данному курсу является обобщение ранее приобретенных учащимися знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением речевой деятельности, культуры их речи, обогащением речи изобразительно-выразительными средствами.
Методическая основа курса. Основной технологией при работе с учащимися является модульное обучение, творческая, исследовательская и проектная деятельность.
Основные типы занятий: лекция, беседа, деловая игра, работа с текстами, практическая работа.
Формы деятельности: групповая, индивидуальная, самостоятельная, творческая.
Формы контроля: контроль знаний и умений учащихся будет осуществляться через различные формы: практическая работа, тесты, поисковые задания, итоговая работа.
Ожидаемые результаты. В процессе обучения на основе данной программы обучающиеся должны глубже осмыслить функции языка как средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении русского языка, о качествах литературной речи, о нормах и наиболее выразительных средствах русского литературного языка.
Данный курс поможет обучающимся избежать нежелательных отклонений от литературной нормы в устной и письменной речи.
Количество часов на освоение программы:
Всего – 34 часа.
Практических занятий – 34 часа.
Содержание программы курса «Культура речи»
- Основы культуры речи:
- Что такое культура речи. Основные качества речи;
- Норма произношения;
- Ударение в словах;
Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них.
Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, образность, выразительность, уместность употребления языковых средств). Произношение безударных гласных согласных, произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения, вариативность ударений. Формы самостоятельных частей речи, искажение форм различных частей речи, построение словосочетаний и предложений.
Требования к знаниям: знать основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой).
Требования к умениям: владеть навыками и умениями произносительной культуры речи, уметь правильно образовывать формы слов, правильно строить предложения, создавать тексты в письменной и устной форме.
2. Выразительность речи.
- Слова ограниченного и неограниченного употребления;
- Многозначные термины и иностранные слова; специальная лексика (соответственно профессиям); источники пополнения терминов;
- Неиссякаемый источник – фразеология;
Что делает речь яркой и образной.
Профессионализмы, диалектная лексика, жаргонизмы, терминологическая лексика.
Неправильное использование, непонимание значений иностранных слов. Основные способы толкования терминов. Стилистическая функция фразеологизмов, их способность немногими словами сказать многое. Выразительные возможности лексических образных средств языка (метафоры, сравнительные обороты, риторические вопросы, градации, метонимия, синекдоха, аллегория, эпитеты). Приемы стилистического синтаксиса (антитеза, инверсия, повтор).
Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы, знать точный смысл иностранных слов и многозначных терминов, какие образные средства языка делают нашу речь красивей и выразительней.
Требования к умениям: владеть нормами словоупотребления, правильно определять лексическое значение слова, зная соответствующие пояснения их значений, использовать в речи эмоционально-экспрессивные, выразительные элементы, различные изобразительные средства.
3. Точность словоупотребления.
- Нарушение лексической сочетаемости слов;
- Плеоназм и тавтология (речевая избыточность, повторы;
- Правильный выбор синонимов;
- Речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты – «словесное топтание» на месте;
- О ляпсусах в нашей речи.
Смысловая несовместимость слов. употребление в одном предложении однокоренных слов. Два типа значения слов – свободное и фразеологически связанное. Ошибки в словах с фразеологически связанным значением. Психологические и лингвистические причины штампов, слов-сорняков и т.п., борьба с ними. Причины словесной небрежности.
Требования к знаниям: знать особенности лексической сочетаемости слов, т.е. их способность соединяться друг с другом; знать, что засоряет, огрубляет нашу речь.
Требования к умениям: соблюдать нормы лексической сочетаемости, уметь пользоваться средствами родного языка, не прибегая к речевой избыточности, словам-сорнякам, речевым штампам.
4. Язык и культура общения сегодня.
- Речевой этикет.
- Этикет деловой речи. Дистантное общение.
Универсальные слова-обращения, пригодные и в быту, и в условиях официального общения; язык объявлений и инструкций. Формулы приветствия и прощания, извинения, этикет телефонных разговоров. Выражение стандартных ситуаций в деловом общении.
Требования к знаниям: знать систему устойчивых формул общения, предписываемых обществом для речевого контакта собеседников.
Требования к умениям: Уметь общаться с людьми, управлять своим голосом, вести разговор, обращаться к незнакомому человеку.
Тематический план
Наименование модулей и тем | Количество часов |
Раздел 1. Основы культуры речи. Тема 1. Что такое культура речи. Основные качества хорошей речи. Турнир ораторов. Тема 2. Нормы произношения. Тема 3. Ударение в словах. Акцентологические нормы. Орфоэпический тренинг. Тема 4. Грамматические нормы и наблюдающиеся отклонения от них. Практикум по работе со словарями. | 1 2 1 2 1 2 |
Раздел 2. Выразительность речи. Тема 1. Слова ограниченного и неограниченного употребления. Тема 2. Многозначные термины и иностранные слова. Тема 3. Неиссякаемый источник – фразеология. Тема 4. Что делает речь яркой и образной. Морфологический тренинг. | 1 1 1 1 1 |
Раздел 3. Точность словоупотребления. Тема 1. Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексический тренинг. Средства эмоциональной выразительности. Тема 2. Плеоназм и тавтология (речевая избыточность). Тема 4. Речевые штампы, слова-сорняки, холостые вводные обороты – «словесное топтание» на месте Составить интервью. Тема 5. О ляпусах в нашей речи. Исследовательская работа по микрогруппам (по материалам периодической печати). | 1 1 1 1 1 1 3 |
Раздел 4. Язык и культура общения сегодня. Тема 1. Речевой этикет. Тема 2. Этикет деловой речи. Дистантное общение. Итоговая творческая работа (создать проект. Выполнить исследовательскую работу. Подготовить презентацию). Итоговые занятия. Всего: | 2 1 5 2 34 часа |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения (основные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: Уметь создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи. Различать тексты по их принадлежности к стилям, анализировать речь с точки зрения ее нормативности, целесообразности, продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки обучающихся. Владеть понятием фонемы, фонетическими средствами фонетической выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями. Владеть нормами словоуправления, определять лексическое значение слова, уметь пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарем устаревших слов русского языка; находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов; уметь определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, относимые к авторским новообразованиям. Пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях. Употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста, выявлять грамматические ошибки в чужом и своем тексте. Различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты; уметь пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных официально-делового, учебно-научного стилей, редактировать и текстовать собственные тексты других авторов. Пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания. | Индивидуальные задания, тексты. Работа с текстом, конструирование текста. Составить сообщение на определенную тему. Фонетический разбор. Практическая работа со словарями. Самостоятельная работа с тестом по признакам стилей. Тестовые задания. Составить тест на заданную тему. Тестовый контроль. Создание текста по заданному плану. Тренировочные упражнения. Анализ текста по тренажеру. Анализ литературного текста. Составить сообщение на заданную тему. |
Условия реализации учебной дисциплины
- Требования к минимальному материально-техническому, информационно-методическому обеспечению.
Реализация требует наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- Рабочее место преподавателя и обучающихся;
- Учебно-планирующая документация;
- Рекомендуемые учебники;
- Дидактический материал;
- Раздаточный материал;
- Плакаты по курсу;
- Другой демонстративный материал.
- Информационное обеспечение обучения.
Электронные ресурсы:
Основные источники:
Для преподавателя:
- Гольцова, Шамшин Русский язык 10-11 классы, 2010
- Скворцов Л.И. Экология слова или поговорим о культуре речи //М., 1996
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения //М., 1989
- Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе //М., 1989
- Рахимкулова Г.Ф. Как сдать ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов //Ростов-на-Дону, 2003.
- Новиков Л.А. Искусство слова //М., 1991
- Русская речь, 10-11 классы, Казань: Магариф,2005
- Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников» за 2007-2009гг.
- Примерная программа «Русский язык и культура речи», Москва, 2002.
- Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст // Москва, Первое сентября, 2002.
Для обучающихся:
- Подготовка к государственному централизованному тестированию. Русский язык // Балашова Л.В., Ягубова М.А. – Саратов, ОАО издательство «Лицей», 2003г.
- Петрович М.Н., Петрович В.Г. Тесты по русскому языку. 11 класс. – Саратов, «Лицей», 2005.
- Власенков А.И. Русский язык 10-11 классы.
- Гольцова, Шамшин Русский язык. 10-11 классы, 2010.
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С)// Москва, Экзамен, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса по физической культуре.
Представлена авторская программа элективного курса по физической культуре для учащихся 8 класса "Познай себя". Программа содержит пояснительную записку, содержание, тематическое планирование и приложе...
Авторская педагогическая разработка (адаптированная воспитательная программа) "Искусство общения и культура поведения".
Данная программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, находящимися в специальных детских домах. Адресована воспитателям данного типа учреждений. Рассчитана на трехлетний срок обучени...
Авторская программа элективного курса по физической культуре «За здоровый образ жизни»
Авторская программа элективного курса по физической культуре "За здоровый образ жизни"...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса
Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса...
Программа элективного курса по культуре речи 9 класс
Программа элективного курса по культуре речи 9 класс....
Рабочая программа По элективному курсу «Как правильно говорить? Культура речи – культура поведения» 9 класс
Элективный курс по русскому языку 9 класс....