Литературно-театрализованный диспут "Не верят в мире многие любви..."
методическая разработка (9, 10, 11 класс) на тему

Пальцева Марина Юрьевна

Данный сценарий создан в содружестве с учителем литературы Л.Н. Быкаревой и представляет собой часть интегрированного урока. Также музыкально-литературная композиция может быть использована как самостоятельное сценическое произведение для детского театрального коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_veryat_v_mire_mnogie_lyubvi.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-театрализованный диспут

«Не верят в мире многие любви…»

(для учащихся 9-11 классов)

Цель: утверждение нравственных ориентиров средствами литературного театра.

Задачи:

  • расширение круга чтения учащихся;
  • воспитание хорошего читательского вкуса;
  • развитие интереса к поэзии;
  • формирование ценностного отношения к «вечной теме»;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • реализация творческого потенциала.

Сценарный ход

Звучит вальс С.Прокофьева из оперы «Война и мир». В гостиную проходят гости-участники диспута. Хозяйка гостиной зажигает свечи, поправляет скатерти, рассаживает гостей. С корзинкой вбегает цветочница, дарит гостям маленькие букетики с пожеланиями весны, любви и радости. Одним из последних гостей входит Путник, ищет место, но все столики уже заняты. Он присаживается за боковой столик. Этот момент подчеркивает его одиночество.

Хозяйка. Добрый вечер, друзья мои! Я рада, что вы посетили мою гостиную, я очень ждала вас сегодня. На пороге весна, и так хочется говорить о любви! Ах, любовь! Это чувство заставляет трепетать наши сердца, оно ведет за собой, манит…И  нет сил противиться великой силе любви…

Гости (мечтательно вздыхая).  Ах, любовь!..

Путник (раздраженно стучит по столу, затем вскакивает). Врете вы все! Любви на свете нет, все это выдумки поэтов и легкомысленных девиц. Это болезнь! Эпидемия! Да и зачем она нужна? Кому приносит радость эта ваша любовь? Люди должны заниматься делом! Работать, сражаться! А не вздыхать, ждать встречи, сотни раз перечитывать письма…Эти лживые, эти пустые, эти бессмысленные письма!.. (Достает из карманов письма и ожесточенно рвет их, затем садится за стол, схватившись за голову. Его плечи вздрагивают).

Хозяйка (подносит ему воды, успокаивает). Одинокий путник, вы попали сегодня в необычное место, в необычное время. Я надеюсь, нет, я даже уверена, что мы поможем Вам посмотреть на мир другими глазами, и Вы поймете: любовь существует на свете! Не так ли, граф Калиостро?

Калиостро (выходит в черном плаще, делая пассы). В этот раз все получится! Я уверен! Не может быть, чтоб человек, открывший философский камень, постигший тайну перехода энергий, не мог понять столь нехитрую механику. Сие несправедливо! Тогда нарушатся все законы материи. Зачем было открывать тайны сложного. Если неразрешимы загадки простого? Я на пороге величайшего открытия. Все лучшие умы мира вычерчивали формулу любви, и никому она не давалась. Только мне, кажется, суждено ее постичь… Смотри, здесь все учтено. Знакомство… Тайное влечение… Ревность… Отчаяние… Все это подлежит моделированию. И если в конце вспыхнет огонь чувств, то значит не Бог его зажег, а человек! Вот знаки Зодиака. Вот двадцать четыре кабалистических символа. Вот ключ, врата. И семь сфер. Все уже дышит и приведено в действие!  (Калиостро удаляется под магическую музыку.)

Чтец.

Любовь нейдет ко времени в шуты,

Его удары сносит терпеливо.

И до конца без страха пустоты

Цепляется за краешек обрыва.

А если ты поверить мне не смог.

То значит, нет любви и этих строк!

                                            (Вильям Шекспир)

Звучит марш из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Выход Ромео и Джульетты. Танец.

Джульетта.

Ромео…О, зачем же ты – Ромео?!

Ромео.

Она затмила факелов лучи!

Сияет красота ее в ночи,

Как в ухе мавра жемчуг несравненный.

Редчайший дар, для мира слишком ценный!

Как белый голубь в стае воронья –

Среди подруг красавица моя.

Как кончат танец, улучу мгновенье –

Коснусь ее руки в благоговенье.

Когда рукою недостойной грубо

Я осквернил святой алтарь – прости.

Как два смиренных пилигрима, губы

Лобзаньем смогут след греха смести.

Джульетта.

Любезный пилигрим, ты строг чрезмерно

К своей руке: лишь благочестье в ней.

Есть руки у святых: их может, верно,

Коснуться пилигрим рукой своей.

Ромео.

Даны ль уста святым иль пилигримам?

Джульетта.

Да, для молитвы, добрый пилигрим.

Ромео.

Святая! Так позволь устам моим

Прильнуть к твоим – не будь неумолима.

Джульетта.

Не двигаясь, святые внемлют нам.

Ромео.

Недвижно дай ответ моим мольбам.

(Целует Джульетту.)

Твои уста с моих весь грех снимают.

Джульетта.

Так приняли твой грех мои уста?

Ромео.

Мой грех… О, твой упрек меня смущает!

Верни ж мой грех.

Джульетта.

Вина с тебя снята.

(Целует Ромео.)

Путник. Граф, остановите их! Это же просто затмение! Вы же знаете, чем это закончится!

Хозяйка. Но ведь они отдали за любовь свои жизни. И вот уже несколько столетий Ромео и Джульетта считаются символом самой возвышенной любви!

Цветочница. Граф, позвольте мне убедить его! Вот стихи! Ведь первая зародившаяся поэтическая строфа была о любви, первая нота песни, первые движения танца!.. Еще Петрарка в стихах пел любовь:

Я вижу, я люблю. И здесь ты или нет –

Ты предо мной всегда. Все тьма. Один лишь свет –

Любовь! Любить всегда!

Путник. Петрарка? Да он выдумал свою Лауру! Ее же не было! Это образ! Это же литература! А жизнь? Что, я вас спрашиваю, в жизни?!

Калиостро. Друг мой! Ведь литература – это отражение жизни.

Чтец. Именно – отражение жизни! Вот письма! Письмам Вы верите? Пушкину верите? (Достает письмо, читает.) Александр Пушкин – Наталии Гончаровой. «Дорогая моя, милая моя Наталья Николаевна! Я у Ваших ног. Мой ангел, Ваша любовь – единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка. Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье. Прощайте, прелестный ангел. Целую кончики Ваших крыльев, как говаривал Вольтер людям, которые Вас не стоили».

Чтец.

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,

Чистейшей прелести чистейший образец.

                                      (А.С. Пушкин,  Мадона)

Чтец. А вот еще одно послание!

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело, –

Я у Нее одной молю ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

                                      (Иннокентий Анненский)

Путник. О, Боже! О чем вы говорите?! (Пытается что-то сказать, но вновь садится за свой столик, продолжая грустить.) 

Хозяйка. Поверьте, какой бы ни была любовь – безответной, недолгой, трагической – она навсегда остается в сердце как самое светлое, самое радостное в жизни. Полюбив, человек преображается. И даже самый обычный внешне становится необычайно красивым.

(Калиостро взмахивает плащом. Звучит вальс. Выход Наташи Ростовой и Андрея Балконского. Танец.)

Наташа. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядя перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе… У нее была одна мысль: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: «А! Это не она, так и нечего смотреть». Нет, этого не может быть! Они же должны знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую,  и как им весело будет танцевать со мной».

Андрей. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею.  Он узнал ее, угадал ее чувство… (Подходит к Наташе.) Он предложил тур вальса.

Наташа. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой. «Давно я ждала тебя» - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей проявившейся из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. (Вальсируют.) Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия.

Андрей. Князь Андрей любил танцевать, но едва он обнял этот тонкий, подвижный стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим… он особенно нежно и бережно обращался и говорил с нею…любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившихся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастию… (Продолжают танцевать.)

Калиостро. Наташа была так счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на той высшей ступени счастия. Когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя. Лев Толстой, Война и мир.

Путник. Хватит, ребята! Говорим, говорим, говорим! Зачем так много слов? Сейчас даже улыбки хватит, чтобы познакомиться. Кивнул, и… Но это же не любовь!

Хозяйка. А Вы знаете, что самая преданная, верная любовь началась со случайной встречи на улице? Булгаков. Мастер и Маргарита…

Звучит лирическая мелодия.

Маргарита. Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве.

Мастер. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

Маргарита. Нравятся ли Вам мои цветы?

Мастер. Нет.

Маргарита. Вы вообще не любите цветов?

Мастер. Нет, я люблю цветы, только не такие.

Маргарита. А какие?

Мастер. Я розы люблю. Тут я пожалел о том, что сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей.

Маргарита. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Мастер. Так поражает молния, так поражает финский нож!

Музыка.

Чтец.

Любить – это значит, когда ты со мной,

Робко молчать и ни вздохом не выдать себя.

А когда ты уйдешь, вспоминать твой голос,

И в ладонях хранить теплоту твоих рук.

Любить – это значит тебя ожидать,

Будто ты неизбежно придешь, как закат,

Ни раньше, ни позже. И мы будем одни

В мире игрушек и сказок

На высохшей за день земле.

Любить – это значит, когда тебя нет,

Слышать в дыхании ветра запах твоих волос

И глаз не сводить со звезды,

На которую ты ушла,

Когда ворота ночи захлопнулись за тобой!..

                                                            Сальвадор Ново.

Из-за одного столика встает девушка – Незнакомка, проходит к пианино и исполняет романс «Снился мне сад…»  Путник обращает на нее внимание, постепенно «оттаивает», порывается встать, наслаждается ее пением; к концу романса встает, прижимая к груди цветы.

Незнакомка (идет навстречу Путнику, читая стихотворение Юрия Кузнецова).

Я вошла – старый дом словно ожил.

Ты сидел, но рванулся не ты:

Проступили такие черты,

Что лицо на лицо не похоже.

Ты еще не забрал, но уже

Я тебя поняла по движенью.

То душа прикоснулась к душе,

То звезда зацепилась за землю.

Путник. В моей руке какое чудо! Твоя рука…

Руки Путника и Незнакомки соединяются. Стоп-кадр. Звучит музыка. К Путнику и Незнакомке присоединяются все участники, читая стихотворение Жака Превера «Эта любовь».

Эта любовь,

такая неистовая, такая хрупкая, такая печальная

И такая нежная…

Эта любовь

Такая хорошая и безнадежная,

Как небосвод голубой,

И такая плохая, словно погода,

Когда погода бывает плохой…

Эта любовь

Такая верная, радостная и прекрасная…

Эта любовь

Такая несчастная,

Словно ребенок, заблудившийся ночью в глуши,

И такая спокойная,

Словно мужчина, которого ночь не страшит…

Эта любовь,

Внушающая страх, и заставлявшая вдруг говорить

И томиться в печали,

Любовь безответная,

Потому что мы сами молчали;

Любовь оскорбленная, попранная и позабытая,

Потому что мы сами ее оскорбляли.

Топтали ее, забывали;

Любовь вся как есть, и в конце и в начале.

Вечно новая, вечно живая, озаренная солнцем,

Лицом обращенная к вечной надежде.

Она твоя, и она моя.

И того, кто еще не родился.

И того, кто был прежде,

Она, как трава, достоверна,

Трепещет, как птица,

Пылает, как жаркое лето…

И с тобою мы можем уйти, и вернуться,

Уснуть и проснуться,

Забыть, постареть и не увидеть ни солнца, ни света…

Можем снова уснуть, и о смерти мечтать,

И проснуться опять и смеяться опять,

Остается любовь!

Как ослица, упряма она,

Горяча, как желанье, жестока, как память,

Глупа, как раскаянье, холодна, как мрамор,

Прекрасна, как утро, нежна и прекрасна,

И кажется хрупкой и зыбкой,

И с нами она говорит, не говоря ничего,

И в глаза наши смотрит с улыбкой,

И, охваченный трепетом, я ее слушаю,

Я ей кричу, о тебе ей кричу, о себе,

Умоляю ее

За тебя, за себя, и за тех, кто любил,

И за тех, кто еще не любил,

И за всех остальных, я кричу ей: останься!

Будь там, где ты есть, и где раньше была,

Умоляю, останься!

Не двигайся, не уходи:

Мы, которые знали тебя, о тебе позабыли,

Но ты не забудь нас!

Одна только ты у нас есть на земле!

Так не дай нам холодными стать!

С каждым днем удаляясь все дальше и дальше,

Знак подай,

Улыбнись нам, неважно откуда,

И позже

Средь зарослей памяти, в темном лесу ее

Вдруг появись,

Протяни нам руку свою

И спаси нас.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Верь в великую силу любви"

Проводится в форме вечера для старшеклассников....

Литературно-музыкальная композиция "Верь в великую силу любви"

Проводится в форме вечера для старшеклассников....

Урок литературы в 7 классе «Верь в великую силу любви!» (По повести А.Платонова «Юшка»)

Цель: способствовать формированию навыков литературоведческого анализа произведения, обеспечить повторение и закрепление таких понятий как сострадание, милосердие, гуманизм, нравственность; развивать ...

Верь в великую силу любви!..

Литературный вечер в 11 классе, посвященный Дню Матери....

План-конспект урока по литературе в 11 классе :Марина Цветаева : жизнь и творчество. «Требование веры и просьба о любви»

План-конспект урока по литературе в 11 классе Учитель : Абибуллаева Венера АзизовнаТема: Марина Цветаева : жизнь и творчество...

Урок литературы в 7 классе Верь в великую силу любви! (По повести А.Платонова «Юшка»)

Урок литературы в 7 классе Верь в великую силу любви! (По повести А.Платонова «Юшка»)...

Урок литературы в 7 классе "Верь в великую силу любви!"

Урок литературы в 7 классе "Верь в великую силу любви!"...