Урок по предмету «История изобразительного искусства» на тему: "Феномен Русских сезонов С.П. Дягилева"
план-конспект урока на тему

Горланова Наталия

Авторская разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Авторская разработка50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету «История  изобразительного искусства»

4 класс (4 года обучения)

преподавателя МБОУ ДОД «ДШИ № 2» города Воткинска

Наталии Борисовны Горлановой

с электронной презентацией.

        Тема: Феномен Русских сезонов С.П. Дягилева

        Цель:

  •   Показать синтез искусств на примере:

- сюиты «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова,

- эскизов костюмов Л. Бакста.

    Задачи:

  • История создания сюиты Н. Римского- Корсакова.
  • История создания эскизов костюмов Л. Бакста.                 
  • Развитие эмоциональной сферы, умение чувствовать музыку, живопись, танец. Выражать свое отношение к ним.
  • Актуализировать стремление учащихся к самовыражению, познание внешнего и внутреннего мира.
  • Развитие ассоциативного и образного мышления, творческого воображения.
  • Формировать умение выражать свою эстетическую позицию и отстаивать ее.
  • Мотивировать учеников к дальнейшему глубокому освоению творчества художников «Мир искусства».
  • Создать атмосферу творчества, в которой учащиеся могут показать свои знания и умения (анализировать, сопоставлять, участвовать в творческом обмене мнениями и дискутировать).
  • Включать каждого ученика в те виды деятельности, которые соответствуют его природе мышления и его способностям.
  • Создать условия для формирования мыслительных операций: сравнивать выделение главного, обобщать, доказывать, учить точности и тонкости различия цвета, научить различать звуки, вслушиваться в музыку.
  • Раскрыть роль С. Дягилева – мецената и организатора выставок, а в последствии – организатора гастролей русского балета и оперы за границей.
  • Познакомить с воплощением мечты о соединении различных искусств (живописи, литературы, музыки, театра) на практике, создание журнала в 1899 году, проведение регулярных выставок под эгидой «Мира искусства».

Методы и приемы:

  • Объяснение нового материала
  • Интерактивная беседа
  • Иллюстрирование
  • Творческая работа учащихся (выполнение эскизов)

Оборудование для преподавателя:

  • Мультимедийный проектор;
  • Экран;
  • Видеомагнитофон;
  • Музыкальный центр;
  • Компьютер;
  • Цветная бумага;
  • Классная доска;
  • Иллюстративный материал (фотографии художников и музыкантов, эскизы костюмов, балет);
  • Фортепиано.

Оборудование для учащихся:

  • Стол
  • Стул
  • Тетрадь
  • Ручка

                                               План урока

  • Организационный момент. Приветствие – 1 мин.
  • Повторение темы предыдущего урока – 2 мин.
  • Постановка проблемы на основе изученного материала и введение в новый материал – 1 мин.
  • Электронная презентация – знакомство с творчеством Л. Бакста,

     Н.А. Римского - Корсакова  и выявление синтеза искусств – 15 мин.

  • Видеоматериал  балет «Шехерезада» – 21 мин.
  • Подведение итогов творческих работ учащихся, дискуссия – 5 мин.

       Ход урока

Надпись на доске «Феномен русских сезон С. Дягилева,

 фамилии изученных художников, композиторов - «Русских сезонов».

Учитель: Приветствую учащихся. Настрой.

                Объединение «Мир искусства» это?

Ученик: Предполагаемые ответы:

  • Художественное объединение.
  • Крупное эстетическое явление русской культуры.
  • Западная культура знакомится с русской культурой.

Учитель: Да, верно.

                     Рассказ о С. Дягилеве. Его заслуга. Общая идея. Мечта С. Дягилева.

                Знакомство с еще одним примером, синтезы искусств - «Шехерезада».

Показ презентации. Комментарии по презентации. Роль художника. Знакомство с творчеством Л. Бакста. Его идеи, тема. Знакомство с костюмами к сюите Н.А. Римского - Корсакова «Шехеразада».

  • Изобразительность и картинность музыки Н.А. Римского - Корсакова.
  • Изобразительность и живописность.
  • Слушая - видим ряд сказочных сцен, лица.
  • Удивительная цельность - объединяющая нить - тема Шехерезады.  (скрипка)

Разбор и прослушивание частей. Сюита «Шехеразада» Римского - Корсакова. Видео показ.

Вывод: 1910 год. Париж взбудоражен премьерой балета «Шехерезада». Мечта «Мир - искусства» сбылась.  Живопись, музыка и хореография - едины.

Утверждение силы русского духа. Актуальная во времени музыка (закрытие Олимпиады 2014, мультфильм Русалочка, фильм Кавказская пленница, фильм Мастер и Маргарита, оркестр Мерлина, Паттерсона, Deep- Purple).

Учащихся прослушивают самую удачную интерпретацию.

Домашнее задание: создать эскизы костюмов.

Литература

  1. Ванслов В.В. «Изобразительное искусство и музыка» Л.1983
  2. Леванова Т. «История западноевропейской музыки» М. 1983
  3. Левик Б.В. «Музыкальная литература зарубежных стран» М.1975
  4. Скудина Г. История одного шедевра «Шехерезада»
  5. Журнал «Музыкальная жизнь» №15 М. 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"

Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...

Календарно – тематическое планирование уроков по предмету «Изобразительное искусство»

Календарно – тематическое планирование уроков по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 6 класса (для детей с легкой умственной отсталостью), 7 класса (для детей с тяжелой умственной отс...

Открытый урок по музыке в 5 классе по теме "Русские сезоны в Париже".

Знакомство с понятием «Русские сезоны» в Париже, с историей создания балета И.Ф. Стравинского «Петрушка»....

Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.

В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....

Проект интегрированного урока по биологии и географии на тему "Феномен австралийской природы"

Урок знакомства с природой Австралии предназначен для обучающихся 7-х классов. Снабжен презентацией. Содержит элемент игры - лото для запоминания представителей австралийской флоры и фауны....