Открытый муниципальный урок "... что я в эту землю влюблён"
методическая разработка на тему

Белякова Людмила Михайловна

Урок формирует региональную идентичность у школьников. 

Цель урока

- духовно-нравственное воспитание юного поколения рыбинцев: формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, уважения к государственным праздникам и памятным датам России и Ярославской земли.

Задачи:

- познакомить учащихся школ города (представителей образовательных учреждений) с историей Мологи  посредством диалога с мологжанами, создать ощущение реальности исторического момента;

- способствовать развитию  и углублению знаний об истории и культуре родного края;

- формировать  у  учащихся чувство сопричастности к историческому  прошлому своей  Родины;

- оказать методическую помощь образовательным учреждениям в проведении уроков, внеурочных мероприятий, посвящённых  памяти Мологи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon региональная идентичность85 КБ

Предварительный просмотр:

«Расскажи мне, мама, о Мологе,

только не печально, а светло»[1]

Открытый муниципальный урок для учащихся школ города  Рыбинска[2]

Цель урока

- духовно-нравственное воспитание юного поколения рыбинцев: формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, уважения к государственным праздникам и памятным датам России и Ярославской земли.

Задачи:

- познакомить учащихся школ города (представителей образовательных учреждений) с историей Мологи  посредством диалога с мологжанами, создать ощущение реальности исторического момента;

- способствовать развитию  и углублению знаний об истории и культуре родного края;

- формировать  у  учащихся чувство сопричастности к историческому  прошлому своей  Родины;

- оказать методическую помощь образовательным учреждениям в проведении уроков, внеурочных мероприятий, посвящённых  памяти Мологи.

Участники диалога на открытом муниципальном уроке, посвященном Памяти Мологи:

Шульдина Наталья Михайловна – заместитель Главы Администрации города Рыбинска по социальным вопросам;

Блатов Валентин Николаевич - председатель правления Общественной организации «Землячество мологжан» Ярославской области, члена Общественной палаты Ярославской области;

Ушакова Лариса Юрьевна – депутат Государственной Думы Ярославской области; председатель комитета по социальной, демографической политике и здравоохранению  

Ершов Евгений Георгиевич – депутат Государственной Думы Ярославской области

Горчаков Борис Михайлович  - член правления Общественной организации

«Землячество мологжан» Ярославской области; 

Михайлова Галина Борисовна – научный сотрудник исторического отдела РГИАиХМЗ города Рыбинска;

Шургин Илья – ученик 11 класса школы №26 города Рыбинска, победитель регионального этапа Всероссийской краеведческой  конференции «Отечество»;

Протоиерей Дионисий Растопчин, председатель ОРОиК Рыбинской епархии;

Пространство урока

ЦГБ БИЦ «Радуга»

Форма проведения

Диалогово-дискуссионная

Участники

Ученики 9-10 классов города Рыбинска, представители педагогических сообществ школ города; специалисты Департамента образования, БИЦ «Радуга», МОУ ДПО «ИОЦ»

Художественное пространство урока:

Фильм «Раскинулось море широко» (автор и режиссёр Николай Макаров)

Фонограммы «Идут часы», песня «Моя свеча» в исп. Жанны Бичевской;

Презентация «Расскажи мне, мама о Мологе, только не печально, а светло» (автор Белякова Л.М., учитель школы №35)

Презентация «Улыбнись, Россия» (автор Белякова Л.М., учитель школы №35 и Васюхин Иван, ученик 10 класса школы №35)

Песня «Улыбнись, Россия» (автор Лариса Долина) в исполнении Зайцевой Елизаветы, специалиста МОУ ДПО «Информационно-образовательного Центра» города Рыбинска, выпускницы школы №35

Художественное чтение

До начала урока транслируется фильм «Раскинулось море широко» (1986 год) – автор и режиссёр Николай Макаров

Видеоролик «День памяти города Мологи»[3]

Брядовая Р.А.

Всем добрый день! Сегодня в очередной раз мы встречаемся на открытом муниципальном уроке, который в этот раз посвящен знаменательному месту Ярославского края, знаменательным историческим событиям, связанным с этим местом, которое каждый житель нашего региона называет очень тепло и мягко - Молога. Проведет для нас этот замечательный, уникальный по своему замыслу  час, учитель русского языка и литературы школы № 35, кандидат культурологических наук Белякова Людмила Михайловна.  

2 мин.

I. Эмоциональное погружение в тему диалога

Ведущий:

Когда-то люди бережно хранили огонь, передавая его друг другу. Огонь жизни был дороже всего. Так же передается из поколения в поколение свет памяти.

Этот свет помогает людям жить, преодолевать трудности, делает их духовно богаче, чище и благороднее. Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи и музыку. Главное же  - о них помнят. И эта память не дает померкнуть далеким дням. Одним из таких событий стала Молога.

   Открывается заставка урока «Расскажи мне, мама, о Мологе, только не печально, а светло»

Кто сказал, что нет Мологи,

Что снесла её вода,

Если все пути-дороги

Устремляются туда.[4]

Фонограмма «Идут часы»

Ведущий:

Опять часы размеренно и гулко

Стучат. И скоро этот час.

                               Нас  в прошлое зовёт прогулка,

И о Мологе поведём рассказ.

Ведущий:

        Именно рассказ, потому что сегодня всем, кто пришёл на урок, есть о чём рассказать, что напомнить, чем взволновать и о чём спросить. Микрофон установлен для каждого из вас, дорогие гости урока, уважаемые люди нашего города, и дорогие «хозяева» урока - ученики и преподаватели школ Рыбинска.

        По установленной традиции напутствие было дано директором Департамента образования Риммой Александровной Брядовой. И по установленной же традиции право открыть столь важный разговор, посвящённый памяти Мологи, предоставляется заместителю Главы Администрации по социальным вопросам городского округа город Рыбинск Наталье Михайловне Шульдиной.        

                                                            2 мин.

Выступление Шульдиной Н.М.                                      2 мин.

                              На экране – заставка урока

II. Экскурс в прошлое через приём стилизации[5]

Ведущий:

Опять часы размеренно и гулко

Стучат. И скоро этот час.

                               Нас  в прошлое зовёт прогулка…

Выступление ученик

(от имени Павла Зайцева, автора книги «Записки пойменного жителя»)

Я родился в 1919 году в Брейтовской волости Мологского района Ярославской губернии в семье крестьянина. Жил на хуторе Ножевском, что стоял на самом берегу чистейшей, прозрачной Мологи. Прожил там 20 лет.

                    Проецируется портрет Павла Зайцева

В 1939 году был призван в армию, и, как вы поняли, расстался с родными местами навсегда. Да нет, не так, не расстался, потому что память сохранила всё, до мельчайших деталей.

Помню, как по весне волшебной музыкой разносилось соловьиное щёлканье над Мологой. Бывало, взрослые окна раскрывали, чтобы лучше слышать соловьиные трели – они убаюкивали детей лучше любых сказок и колыбельных песен.

Помню заячьи пляски. Отец вечером пожаловался: «Зайцы всю озимь уплясали, сходил бы туда покараулить да пугнуть их ружьём». Картина, которую мне довелось увидеть, больше была на сказку похожа: в стеблях ржи шевелились светловатые тени, то скрываясь, то высовываясь, то вставая столбиком. Сколько? Не счесть! Заколдованно я смотрел на их пляски по крестьянской ржаной озими. А ружьё? Про ружьё забыл. Да и у нас в Мологе охотников было мало, зато зайцев – не счесть!

Проецируется слайд с обложками книги П.Зайцева «Записки пойменного жителя»

Помню, когда  мне было лет 10-12, я любил вставать вместе с дедом, поглядеть на яркую зарю востока. Приход нового дня сулил утешения всякой жизни. Запомнилась рыбалка с дедом, уха прямо на берегу. Зачерпнёшь мологской воды в противень. Поставишь на таганок, а потом туда куски рыбы, соль…  Лучшей пищи было не надо. А мологскую воду пил и старый, и малый пригоршнями. Пили, не боялись – мягкая чистая вода Мологи - любилась всем людям.

А ягоды? А мёд? С дубов снимали целые колоды с диким мёдом.

Всего-то  и не порасскажешь, да и не переслушаешь. Зато прочитать можно, собрал я все истории о людях мологских,  да о земле мологской  в своих записках. Почитайте на досуге.

3 мин.

Ведущий:

Читаем, чтобы знать. Помним, ибо знаем. Живём, потому что помним.

Звучит фрагмент песни Жанны Бичевской «Горит свеча» и  на экране слайды с изображением Мологи, которые завершаются анимацией горящей свечи

 Когда смолкает шум житейских битв

 И волн кипенье страстных затихает,

 Приходит время покаянья и молитв,

 И сердце от ударов отдыхает.

 Припев:

 Неспешно струйкой белой вьется дым кадильный,

 Закрыта дверь на ключ и в келье тишина,

 А пред иконами так трепетно, так сильно,

 Прочь разгоняя сумрак, теплится свеча.

            Возвращение заставки

III. Экскурс в историю установления праздничной даты – 14 апреля

Ведущий:

Сегодня символическую «свечу Памяти» мы зажигаем земле Мологской, зажигаем в знаковый для Мологи день – день, вошедший в Закон Ярославской области от   26 декабря 2014 года № 88-3 «О праздниках и памятных датах Ярославской области». Этот закон вступил в силу 1 января текущего года.

Когда весной 2014 года группа депутатов Ярославской областной думы внесла на рассмотрение закон о региональных праздниках и памятных датах, его текст вызвал подозрения в намерениях некоторых народных избранников попиариться, и изначально комитет День памяти Мологи из списка памятных дат исключил. Но группа рыбинских депутатов не согласилась с этим, они имели другое мнение, а, может быть, другую правду и ощущали другую ответственность перед мологжанами, перед их памятью. Это были Евгений Геогриевич Ершов, Лариса Юрьевна Ушакова.

Сегодня они принимают участие в диалоге вместе с вами, дорогие старшеклассники школ Рыбинска. И первый вопрос я адресую Евгению Георгиевичу.

- Кто инициировал включение даты о Мологе в список памятных дат региона? И какие вы привели аргументы, что комитет принимает положительное решение? Нет, наверное, не просто положительное, а грамотное и жизненно важное.

                                                                                                                                  2 мин.

Выступление Ершова Евгения Георгиевича, депутата Государственной Думы Ярославской области.                                                                                                        2 мин.

На экран проецируется слайд «День памяти Мологи»

IY. Диалог учащихся с Мологой

Ведущий:

Тихо плещут над Волгой седые зарницы

И протяжно-унывно трубят корабли...

Где ты, город Молога, что тебе снится?[6]

Трудно нам, живущим сегодня, наверное, ответить на этот вопрос. Но если трудно, значит, это важно, значит это необходимо.

         Как поколение века XXI, рыбинские старшеклассники ответят на этот вопрос?

На экран возвращается заставка урока «Расскажи мне, мама..»

«Цепочка» ответов  учащихся о Мологе. Диалог поддерживает ведущий дополнительными вопросами:

Есть ли в семье потомки затопленной Мологи?

Молога для вас – это территория, ушедшая под воду, или родная ярославская земля?

Есть ли в числе собравшихся те, кто интересовался темой не только с точки зрения интереса, но и исследования?

6 мин.

Ведущий:

V. Открытый микрофон

Лариса Юрьевна, сегодня Евгений Георгиевич уже рассказал детям о том, как вы отстояли для нашей памяти этот день. Можно, как известно, убеждать фактами. Но известно и другое: любая информация меркнет, если она не прошла сквозь сердце. Вы не просто публичный человек,  известный, наверное, всем (в нашем городе это точно), но ещё и одна из тех людей. Которые руководствуются столь важным жизненным принципом «дойти до каждого».

-Вглядываясь в глубь Мологи, что чувствуете вы?

Выступление Ушаковой Ларисы Юрьевны, депутата Государственной думы Ярославской области                                     2 мин.                                                                                       

Ведущий:

Сны снятся не только Мологе, но и тем, кто сердцем, памятью, воздухом связан с той малой родиной, которая осталась под водами Рыбинского моря. Меня учила русскому языку и литературе Шебенина (Смирнова) Екатерина Васильевна, ей было 13 лет, когда она переехала в Рыбинск. Она так рассказывала о Мологе…

Краткие воспоминания из рассказов Шебениной Е.В. в интерпретации Беляковой Л.М.[7]: похороны ремня; первая и последняя порка

Ну, и что здесь о Мологе, скажете вы?

Ничто, что бы можно было взять в руки, увидеть глазом…  И всё одновременно: величие от ощущения своей значимости и преданность малой родине за своё рождение. И пусть они  родились уже не в Мологе, но корнями они навсегда связаны с ней. Мологжане. Слово стало и нарицательным, предопределяющим особую миссию на земле. И именем собственным, характеризующим отдельную личность.

Мологжанине. Сегодня на нашем уроке это  Блатов Валентин Николаевич - председатель правления Общественной организации

«Землячество мологжан» Ярославской области, член  Общественной палаты Ярославской области;

Горчаков Борис Михайлович  - член правления Общественной организации

«Землячество мологжан» Ярославской области;

Егорова Татьяна Борисовна - член правления Общественной организации

«Землячество мологжан» Ярославской области.

        С какими словами в этот памятный день вы, Валентин Николаевич, обратитесь к нашему Собранию?        

3 мин.

Выступление Председателя «Землячества мологжан» Блатова Валентина Николаевича

3 мин.

Ведущий:

Я часто думаю, каким должно быть хранилище памяти? Ответов множество: фотоальбомы с дорогими сердцу лицами, походы по родным местам, рассказы-эстафеты о событиях и людях.

- А какие вы знаете способы хранения памяти, вочеловечения её?

Ответы детей

3 мин.

Ведущий:

О том, как создавался музей памяти Мологи в нашем городе, расскажет бывший в то время директор городского историко-художественного музея Галина Борисовна Михайлова, ныне научный сотрудник исторического отдела РГИАиХМЗ

Выступление Михайловой Галины Борисовна                           3 мин.                                           

Ведущий:

Есть замечательный рассказ Василия Шукшина «Мастер». Его герой, простой мужик Сёмка, заворожённый умирающей красотой Талицкой церкви, один, ОДИН возвратил её жизнь. «Умеешь радовать – радуй. Умеешь радоваться – радуйся, но что-нибудь такое делай», - заканчивается рассказ «Мастер».  

Сегодня в диалоге принимает участие ученик 11 класса школы №26 Илья Шургин. На протяжении 7 лет он, под руководством Евгения Петровича Балагурова, занимается исследовательской работой. Тема его интересов – сицкари, интереснейшая этническая группа, территориально связанная с мологскими землями. Скоро Илья будет представлять наш регион на Всероссийской краеведческой конференции «Отечество» в Москве.

- Илья, каким исследовательским материалом удивишь и экспертов,  и участников столь значимого форума?                                                       1 мин.           

                                                                                                                               

Выступление ученика 11 класса школы №26 Шургина Ильи         3 мин.                   

Ведущий:[8]

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь – живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая –

Дайте родину мою»

        Ведущий:

Конечно, Есенин говорит о духовной памяти человека, о тех скрепах, что соединяют людей, их помыслы, устремления.

        А что питает духовную память человека? С этим вопросом мы обратимся к  руководителю отдела религиозного образования и катехизации Рыбинской епархии, проиерею Растопчину Дионисию

                   Выступление проиерея Дионисия                                3 мин.                                                   

        YI. Эмоциональная концовка урока

Ведущий:

        Чтобы идти дальше, иногда надо оглянуться в прошлое, вспомнить памятные страницы России, такие разные, светлые и не очень. Вспомнить. Чтобы в полной мере ощутить свою принадлежность нашей великой родине – России.

Песня «Улыбнись, Россия» прозвучит в исполнении Лизы Зайцевой, психолога МОУ ДПО «Информационно-образовательного Центра» города Рыбинска, выпускницы школы №35 города Рыбинска.

Песня «Улыбнись, Россия» (сл. И муз. Ларисы Долиной)

Презентация «Улыбнись, Россия»[9] с демонстрацией фотографий мологжан      5 мин.[10]

        Ведущий:

        Ещё звучит музыка, проговариваешь слова песни, но уже задаёшь себе вопрос, а что дальше?  А какие вопросы остались у вас, дорогие старшеклассники? Есть ли ещё желающие выступить?

Спасибо всем, кого сегодня объединила Молога.

 

Приложение 1

Моя свеча

Слова Иеромонаха Романа

Музыка  Жанны Бичевской

 Когда смолкает шум житейских битв,

 И волн кипенье страстных затихает,

 Приходит время покаянья и молитв,

 И сердце от ударов отдыхает.

 Припев:

 Неспешно струйкой белой вьется дым кадильный,

 Закрыта дверь на ключ и в келье тишина,

 А пред иконами так трепетно, так сильно,

 Прочь разгоняя сумрак, теплится свеча.[11]

 Как вожделен, как светел  Твой покой,

 Как сладостно молитвы вдохновенье,

 О, дай мне Господи житейских смут забвенье,

 Когда душа беседует с Тобой.

 Гори ясней свеча, пусть мрак сомнений сгинет,

 Пусть ярким пламенем зардеется душа,

 Во тьме отчаянья, в непроглядной мгле унынья,

 Гори ясней, гори моя свеча.

 Кто не был скорбен, тот не испытал,

 Блаженный миг скорбей земных забвенье,

 И радость обретенного спасенья

 Доступна лишь тому, кто погибал.

 Неспешно струйкой белой вьется дым кадильный,

 Закрыта дверь на ключ и в келье тишина,

 А пред иконами так трепетно, так сильно,

 Прочь разгоняя сумрак, теплится свеча.

Приложение 2

Улыбнись, Россия!

Слова и музыка Ларисы Долиной

Оглянись, Россия, на свою дорогу

 Это что-то значит - Родина и честь

 Если что, ты всех нас кликни,

 Потому что все мы - это ты и есть.

 Припев:

 Улыбнись, Россия, в этом нет ошибки

 Улыбнись, Россия, пусть и в трудный час

 Улыбнись, Россия, без твоей улыбки

 Не прожить на свете каждому из нас.

 Сколько спето песен, всех не переслушать,

 Как бежал бродяга, позади тюрьма,

 И как выходила на берег катюша

 Где он этот берег, где она сама...

 Припев:

 Улыбнись, Россия, в этом нет ошибки.

 Улыбнись, Россия, пусть и в трудный час.

 Улыбнись Россия, без твоей улыбки

 Не прожить на свете каждому из нас.

 Мы с тобою жили, радуясь и плача,

 Заглянуть, пытаясь вдаль за окоём.

 Мы с тобой делили наши неудачи

 И не сомневались в будущем твоём.

 Мы с тобой делили наши неудачи

 И не сомневались в будущем твоём.

 Припев:

 Улыбнись,Россия, в этом нет ошибки

 Улыбнись,  Россия, пусть и в трудный час

 Улыбнись Россия, без твоей улыбки

 Не прожить на свете каждому из нас.

 Улыбнись,  Россия, в этом нет ошибки

 Улыбнись,  Россия, пусть и в трудный час

 Улыбнись, Россия, без твоей улыбки

 Не прожить на свете каждому из нас.

 Не прожить на свете каждому из нас.

 Не прожить на свете каждому из нас.


[1] Из стихотворения З.Горюновой

[2] Автор сценария и ведущая урока Белякова Л.М., учитель русского языка, литературы и мировой художественной культуры МОУ СОШ №35, кандидат культурологии.

[3] Автор видеоролика Цветкова Алина, ученица 10 класса школы №35

[4] Из стихотворения С.Хомутова

[5] Материал подаётся от лица мологжанина Павла Ивановича Зайцева, автора книги «Записки пойменного жителя». – Рыбинск. – Медиарост. – 2011 – С. 129

[6] Из стихотворения Е.Розова

[7] Церемония «похорон» ремня: в Мологе взрослые устроили церемонию похорон ремня для порки детей с соблюдением всех атрибутов. А затем сожгли ремень на костре, продемонстрировав своё отношение к воспитанию детей. В Мологе детей физически не наказывали.

 

[8] Надеюсь, что эти знаменитые  строчки из стихотворения Сергея Есенина будут прочитаны хором, всем залом

[9] Фотографии в презентации представлены из семейных альбомов потомков молгжан: слайд 5 – потомственный мологжанин Гускин Вадим Иванович; слайд 8 – первый директор музея Мологи – Алексеев Николай Макарович

[10] Минимальное расчётное время по сценарию – 45 минут. Максимальное время проведения урока – 60 минут.

[11] Этот фрагмент песни используется в сценарии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка обобщающего урока по теме" Жизнь на Земле"

Обобщающий урок по природоведению в 5классе по теме "Жизнь на Земле"...

Урок"История развития жизни на Земле"

План урока «Развитие жизни на земле»Цели:Метапредметные: формировать умения синтезировать и обобщать знания ,использовать имеющиеся знания для создания  общей картины изучаемой темы.Предметные: з...

Сценарий урока по экологии, посвященного Дню Земли. «Мы должны сохранить Землю для потомков»

Внеклассное мероприяти  к проведению "Дня Земли" 22 апреля. Для учащихся 5-9 классов...

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение - миниатюра "Астра- последняя улыбка осени". 2.урок-концерт "Суть и душа земли родной - её обычай , песня , слово..."

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра "Астра- последняя улыбка осени"2. заключительный урок по теме "Фольклор" в 5 классе (литература)...

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

Разработка урока по географии 9 класса. Тема урока: "Байкал – уникальное явление планеты Земля".

Тема урока: "Байкал - уникальное явление планеты Земля". Урок входит в рассмотрение темы "Восточная Сибирь. В процессе урока обучающиеся 9 класса должны получить информацию о озере Байк...