Программа внеурочной деятельности «Искусство общения»
рабочая программа (5 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности «Искусство общения» составлена на основе авторской программы Слободяник Н.П. «Уроки общения для младших подростков». В программе используются также упражнения и игры из программ: «Я - подросток» А.В. Микляевой; «Психологический тренинг с подростками Л.Ф. Анн; «Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками» под ред. С.В. Кривцовой, авторские разработки.

Программа соответствует требованиям:

·         Закона РФ «Об образовании».

·         Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г.  № 06-18-44).

·         Приказа № 1008 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx51.34 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАТО ПОС. ВИДЯЕВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИДЯЕВО»

(МБОУ СОШ ЗАТО ВИДЯЕВО)

\\192.168.30.3\для учителя\Лазеева А.М\От Бекирова\media\image1.png

Программа внеурочной деятельности

«Искусство общения»

5 класс  

(срок реализации 1 год)

Количество часов по программе: 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час

                                                                                                                                 

                                 Автор программы:

Слободяник Н.А., педагог-психолог

 школы № 1129  г. Москвы

Модифицирована

Лазеевой А.М, педагогом-психологом

п. Видяево

2015

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Искусство общения» составлена на основе авторской программы Слободяник Н.П. «Уроки общения для младших подростков». В программе используются также упражнения и игры из программ: «Я - подросток» А.В. Микляевой; «Психологический тренинг с подростками Л.Ф. Анн; «Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками» под ред. С.В. Кривцовой, авторские разработки.

Программа соответствует требованиям:

  • Закона РФ «Об образовании».
  • Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г.  № 06-18-44).
  • Приказа № 1008 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013).

Актуальность

Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с подростками предпочтение отдается групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у учеников существует и потребность благоприятного, доверительного общения со взрослыми. Эта потребность зачастую не получает своего удовлетворения из-за недооценки педагогами возрастных особенностей психического развития детей и неумения соотносить взаимоотношения с методами и формами работы. Все это усугубляется, если и в семье отсутствует благоприятное общение.

Особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, что формирует у него чувство тревоги, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности.

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты, агрессивность, стремление обвинить окружающих, нежелание и неумение признать свою вину, доминирование защитных форм поведения и неспособность конструктивно разрешить конфликт.

В соответствии с этим, целью данной программы является формирование у учащихся положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции, освоение ими норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе посредством развития эмоционально-личностной сферы детей.  

         В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи: 

  • формировать у учащихся навыки адекватного общения в окружающем социуме;
  • обучать учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
  • развивать у учащихся умение слушать других людей;
  • обучать приемлемым способам разрядки гнева и агрессии;
  • обучать способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;
  • формировать позитивную моральную концепцию.

Срок реализации программы: 1 год

Адресат программы: учащиеся 5-х классов.  

Условия реализации программы

Занятия по программе проводятся на базе ОО в кабинете, имеющем две зоны: учебную и игровую, в групповой форме 1 раз в неделю (по 45 минут) с группой из 15 человек и напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.

Программа занятий делится на четыре этапа:

I этап – развитие самопознания и рефлексии;

II этап – обучение навыкам позитивного общения;

III этап – разрешение  проблем общения;

IV этап – обучение навыкам культуры поведения.

Формы и методы организации работы

Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции, поэтому в основе обучения лежат ролевой и  игровой принципы обучения, соответствующие возрастным особенностям ребенка. Формы занятий: тренинги (коммуникативные, поведенческие), групповые и ролевые игры (сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные), проблемно-ценностные дискуссии, этические беседы, тематические диспуты.

Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: проигрывание и анализ жизненных ситуаций, техники и приемы саморегуляции, упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.), элементы сказкотерапии, групповое тестирование, коммуникативные игры, когнитивные и дискуссионные методы.

Планируемые результаты освоения данной программы

Личностными результатами работы по программе курса являются следующие умения и качества, приобретаемые учениками:

  • овладение навыками эффективного общения;
  • овладение навыками саморефлексии и самоанализа;
  • гармонизация отношений с окружающими;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
  • потребность в самовыражении через слово.

Метапредметными результатами работы по программе являются следующие универсальные учебные действия (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– самостоятельно находить текстовую информацию, адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

– владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формы учета и оценки планируемых результатов: опрос, наблюдение, анкетирование учащихся.

Тематический план занятий

Тема занятия

Цели и задачи

Формы работы

Вводное

 - познакомить ребят между собой;

 - решить организационные вопросы.

Беседа, упражнение «Броуновское движение», работа в группах.

Самопознание

1. Общаться  - это так легко…              

- познакомить с целью курса занятий;

- дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека.

Беседа, правила, работа в малых группах, тест «Какой я в общении?», тест-игра «С тобой приятно общаться», упражнение «Найди свою пару», записки, памятки.

2. Что я знаю о себе?

- создать у учеников мотивацию на познание самих себя;

- формировать представление о себе;

- способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.

Упражнения: «Приветствие», «Кто я?», «Дизайн», «Коллективный счет», «Путаница», притча, тест «Геометрические фигуры».

3. Я глазами других

 - формировать способность к самоанализу;

- способствовать желанию самосовершенствоваться;

- развивать способности принимать друг друга.

Беседа, работа в круге, ассоциации, упражнение «Постройся по…».

4. Самооценка

- дать понятие о самоценности человеческого «Я»;

- продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки;

- закрепить навыки групповой работы.

Методика «8 кружков», дискуссия,  «Моя вселенная», упражнение «Пять черт характера».

5. Чувства «полезные» и «вредные»

- познакомить с эмоциями;

- определять эмоциональные состояния других людей;

- тренировать умения владения своими эмоциями;

- создавать условия для осознания амбивалентности эмоций.

Беседа, упражнения: «Угадай эмоцию», «Назови эмоцию», «Изобрази эмоцию», «Балл эмоций», «Польза и вред эмоций».

6. Мои достоинства и недостатки

- закреплять навыки самоанализа;

- преодолевать барьеры на пути самокритики;

- развивать уверенность в себе.

Беседа, упражнения: «Мои достоинства и недостатки», «Соринка в чужом глазу», «Что обо мне сказали», «Обратная связь», «Скажи о себе что-нибудь хорошее».

7. Как превратить недостатки в достоинства

- преодолевать барьеры на пути самокритики;

- способствовать «нормализации» отношения с собственными переживаниями и недостатками.

Обсуждение, упражнения: «Сказка по кругу», «Карикатура», «Превращение», «Вверх по радуге».

8. Ищу друга

- способствовать преодолению барьеров в общении;

- совершенствовать навыки общения;

- помогать учащимся в самораскрытии.

Беседа, незаконченные предложения, упражнение «Ищу друга».

Позитивное общение

9. Почему люди ссорятся?

- познакомить с понятием «конфликт»;

- определять особенности поведения в конфликтной ситуации;

- обучить способам выхода из конфликтной ситуации.

Упражнения: «Ассоциации», «Снежинки», «Встреча на узком мостике», «Разожми кулак», «Да и нет», беседа.

10 и 11.

Барьеры общения

- дать учащимся представлеие о вербальных барьерах общения;

- информировать об альтернативных вариантах поведения;

- обучить анализу различных состояний.                      

Беседа, стратегии, упражнения: «В классе», «Горы. 5 стратегий решения конфликта», «Девиз», «Барьеры», притча, беседа.

12 и 13.

Предотвращение конфликтов

- отработать ситуации предотвращения конфликтов;

 - диагностировать конфликтности;

- закреплять навыки поведения в проблемной ситуации.

Ситуации, диспут, игра «Петухи», упражнения: «Перетягивание каната», «Признаки конфликтного и миротворческого поведения», тест.

14. Умею ли я слушать?

- показать значимость собственного «Я»;

- подвести к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими.

Беседа, тест, упражнения: «Испорченный телефон», «Пойми меня», «Хороший слушатель».

15. Уверенное и неуверенное поведение

 - познакомить с понятием сильной личности;

 - вырабатывать уверенное  поведения;

 - сформировать отношение к агрессии.

Упражнения: «Зубы и мясо», обсуждение, тест, диспут, игра «Поводырь».

16. Тренируем уверенность в себе

 - тренировать уверенное поведение на модели игровой деятельности;

 - формулировать правила уверенного поведения и тренировать навыки их соблюдения.

Беседа, игра «Лошадь», упражнение «Геометрия уверенности».

17 и 18.

Нужна ли агрессия

 - формировать собственное представление и отношение к проблеме агрессивного поведения;

 - вырабатывать приемлемый способ разрядки гнева и агрессии, выплеска негативных эмоций.

Притча, обучение способам снятия агрессии, «Лист гнева», упражнение «Выставка», релаксация.

Проблемы общения

19. Пойми меня.

 - формировать умения понимать друг друга и принимать обратные связи;

 - стимулировать  поведенческие изменения.

Беседа, пословицы, упражнение «Пойми меня», тест, упражнения: «Лицом к лицу», «Фотография», «Кто сказал мяу?».

20. Мои проблемы

 - познакомить с термином «проблема»;

 - способствовать осознанию проблем и их обсуждению;

 - отработывать навыки решения проблем.

Беседа, упражнения: «Диалог со своим мозгом», «Шарик», «Крокодил».

21 и 22.

Обиды

- дать определение понятию обиды и ее последствию для межличностных отношений на основе обращения к личному опыту;

 - осознать психологическую природу обиды и возможности ее разрядки.

Беседа, упражнения: «Геометрия обиды», «Письмо обидчику», рисуем обиду, упражнения: «Копилка обид», «Обиженный человек», притча.

23. Критика

- познакомить с понятием «критика»;  

- отработать навыки правильного реагирования на критику.

Работа в кругу, обсуждение, упражнения: «Формулировка», «Я-сообщение».

24. Комплименты или лесть

 - учить видеть в других людях положительные качества и находить нужные слова для общения;

- формировать понятие «комплимент».

Чтение рассказа, обсуждение, упражнение «Скажи комплимент», работа в малых группах.

25. Груз привычек

 - совершенствовать навыки самоанализа;

-  организовать поиск приемлемых способов избавления от вредных привычек.

Беседа, самораскрытие, релаксация.

26. Азбука перемен

 - закрепить полученные знания;

 - проанализировать свои изменения;

 - помочь участникам поверить в свои силы.

Упражнения: «Азбука перемен», «Нарисуем жизнь», игра «Я бросаю тебе мяч».

Культура поведения

27. Вежливость

- определить понятие «вежливость»;  

-  проанализировать свое отношение к окружающим.

Кодекс вежливости, упражнение «Добрые слова для каждого».

28. Зачем нужен этикет

 - сформировать положительную установку к этикету и общепринятым нормам поведения.

Игра «День рождения», обсуждение.

29. Приветствия

 - познакомить с правилами приветствия;

 - обучить навыкам культуры приветствия.

Беседа, обмен приветствиями, упражнение «Поздоровайся, если…».

30. Умение вести беседу

 - познакомить с правилами ведения беседы;

 - формировать соответствующие навыки.

Игра  «Поговорим…», обсуждение, притча.

31. Телефонный разговор

 - познакомить с правилами ведения разговора по телефону;

- формировать соответствующие навыки.

Игра «Поговорим…», обсуждение, тест.

32. В театре

 - познакомить с правилами посещения театра;

 - формировать соответствующие навыки.

Беседа, игра «Идем в театр», обсуждение.

33. Принимаем гостей

 - познакомить с правилами приема гостей;

 - формировать соответствующие навыки.

Беседа, игра «Очень рады Вас видеть», обсуждение.

34. Багаж в дорогу

 - закрепить положительное эмоциональное состояние;

 - анкетирование по итогам занятий.

 «Чемодан».

Анкетирование.

Список использованных источников

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПБ: Питер, 2004.
  2. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5 – 6 клас)/под ред. С.В. Кривцовой.
  3. Игры для интенсивного обучения /под ред. В.В.Петрусинского.- М.: Прометей, 1991.
  4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.- М.: Академия, 2001.
  5.  Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПБ.:Речь, 2006.
  6. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении.- М.: Айрис пресс, 2003.
  7. Слободяник Н.П. Уроки общения для младших подростков. (http://psy.1september.ru)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Основы общения" (5-7 классы)

Программа внеурочной деятельности "Основы общения" составлена в соответствии с ФГОС. Позволит развивать у подростков навыки коммуникации, дать первые представления об этикете....

Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения.

Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения....

Программа внеурочной деятельности "Час общения"

Программа внеурочной деятельности по ФГОС для 5 класса....

Программа внеурочной деятельности "Уроки общения"

Программа составлена  для учащихся 5 класса. Занятия по данной программе помогают учащимся адаптироваться  к обучению в среднем звене, наладить межличностные отношения в коллективе....

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» для обучающихся 5-7 классов

ПРОГРАММА                         внеурочной деятельности                    ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Искусство общения"

Программа внеурочной деятельности "Искусство общения" общекультурной направленности...