День Военно-Морского флота России
занимательные факты (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

зайцева любовь анатольевна

В данной методичке представленны материалы для проведения бесед с воспитанниками по поводу истории праздника День Военно-морского флота России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_voennol-morskogo_flota_rossii.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

        Древнерусское государство уже в IX веке обладало подобием военного флота, что доказывается успешным морским походом на Константинополь в 860 году. Однако флот был нерегулярным и строился, вероятно, лишь в целях набегов. Вследствие феодальной раздробленности, а затем монгольского нашествия, даже нерегулярные военно-морские силы у древнерусских княжеств отсутствовали. Единственным возможным исключением была Новгородская земля, имеющая выход к Балтийскому и Белому морям. Для противодействия экспансии шведов новгородцы строили корабли, участвовавшие в военных операциях (например, при освобождении новгородско-псковскими войсками крепости Орешек в 1349 году).

По мере укрепления новой, российской государственности на базе Великого княжества Московского и получения доступа к морям возникала необходимость и в военно-морских силах. Так, в 1570 году Иван Грозный для охраны русского судоходства на Балтийском море создал флотилию, просуществовавшую около года[26]. В XVI веке казаки боролись за свободный выход в Чёрное море, используя флот для борьбы с турками (например, для взятия крепости Очаков в 1545 году).

В XVII веке русские мореходы активно изучали моря Северного Ледовитого океана, вышли к Тихому океану. В 1648 году казак Семён Дежнёв открыл Берингов пролив, отделяющий Азию от Америки. В середине XVII века на Белом море была создана лоцманская служба.

В 1636 году было построено первое трехмачтовое судно по западному образцу — Фредерик (ходил под флагом Гольштейна, затонул в том же году).

Активно велись морские операции в ходе русско-шведской войны 1656—1658 годов. Так в принадлежавшую Швеции Ижорскую землю был направлен отряд воеводы Петра Ивановича Потёмкина. Отряд действовал при поддержке флотилии гребных судов донских казаков, имевших опыт морских походов на Чёрном море. Всё войско Потёмкина состояло из 570 донских казаков и 430 новгородских и ладожских стрельцов и «охочих людей» (местных добровольцев). В июне 1656 года Потёмкин перешёл границу и 3 июня (13 июня по Новому стилю) осадил крепость Нотебург, но взять её не смог. Часть отряда Потёмкин направил к устью Невы, а 30 июня (10 июля по Новому стилю) 1656 года Потёмкин занял оставленную шведами крепость Ниеншанц (Канцы), расположенную в устье реки Охты, при впадении Охты в Неву. Затем Потёмкин с частью своих сил вышел в море и, используя флотилию гребных судов донских казаков, высадил десант на остров Котлин. 22 июля (1 августа по Новому стилю) 1656 года близ острова Котлина произошел морской бой между казацкой флотилией, предположительно, численностью в 15 стругов и шведским отрядом из 3 гребных кораблей, гораздо более крупных, предположительно — какого-то вида галер. Русские прорвались через орудийный огонь противника и взяли флагманский 6-пушечный корабль на абордаж. Остальные шведские корабли были вынуждены отступить. Казаки захватили 6-пушечный «полукорабль» (галеру), пленили капитана, солдат, захватили «наряд» (пушки, снаряжение) и знамена. Бой у острова Котлина не оказал существенного влияния на ход русско-шведской войны 1656—1658 годов, по условиям мирного договора, заключённого в 1661 году, Россия уничтожила все свои корабли, построенные на Балтике. Однако сражение у Котлина рассматривается историками как первая документированная русская победа на море в новое время.

Первый русский корабль западноевропейского типа — фрегат Орёл — был построен в 1667 году (Фредерик был построен в России, но принадлежал Гольштейну). В 1669 году капитаном «Орла» был создан первый краткий военно-морской устав. Корабль был уничтожен, предположительно, восставшими казаками Степана Разина в 1670 году.

Создание регулярного российского флота было связано с именем Петра Великого. В мае 1688 года юный царь Петр Алексеевич, которому в то время едва исполнилось 16 лет, обнаружил ботик, подаренный его отцу — царю Алексею Михайловичу. После ремонта и оснастки ботика Пётр испытал его сначала на Яузе и на Просяном пруде, а после в Переславле-Залесском, на Плещеевом озере, где заложил первую верфь для строительства судов. «Потешный» флот, созданный Петром в 1688—1693 годах, был предтечей Российского регулярного флота.

Дальнейшие события развивались на Белом море. Интерес Петра I к единственному в то время русскому морскому порту — Архангельску — возник одновременно с замыслом о строительстве флота. Пётр I впервые прибыл в Архангельск летом 1693 года. В пятницу 28 июля (7 августа по Новому стилю) царь Пётр прибыл в Холмогоры, где его встретил воевода Андрей Артамонович Матвеев, а в воскресенье 30 июля (9 августа по Новому стилю) Пётр, наконец, достиг Архангельска. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине, ниже города, была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми». Кроме того, царю была преподнесена в дар 12-пушечная яхта, построенная специально к приезду царя Петра и названная «Святой Пётр». Построили яхту соединенными усилиями русских и иноземных мастеров здесь же, в Архангельске, на восточном берегу Мосеева острова, — первый русский военный морской корабль (если не считать построенного в 1667 году на реке Оке фрегата «Орёл», который так и не смог выйти в Каспийское море). Свыше двух месяцев царь провёл в Архангельске, познакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей и отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи. С середины XVII века верфь, имевшая уже к тому времени эллинги, мастерские, склады и другие вспомогательные предприятия, стала именоваться Архангельским адмиралтейством. 18 сентября (28 сентября по Новому стилю) 1693 года Пётр I собственноручно заложил здесь морской корабль — 24-пушечный фрегат «Святой Павел». Закончить строительство был должен новый воевода Федор Матвеевич Апраксин, вступивший в должность 30 августа (9 сентября по Новому стилю), а во вторник 19 сентября (29 сентября по Новому стилю) 1693 года царь Пётр отбыл из Архангельска в Москву. В свой следующий приезд в город Архангельск, 20 мая (30 мая по Новому стилю) 1694 года, Пётр I подрубил опоры уже построенного корабля и спустил его на воду. Накануне Петровых именин, 28 июня (8 июля по Новому стилю) 1694 года, построенный на Соломбальской верфи корабль «Святой Павел» окончательно был готов к выходу в плавание. Под управлением царя Петра корабль выходил в море. А через неделю в Архангельск прибыл из Голландии 40-пушечный фрегат «Святое пророчество», постройку которого заказали в Амстердаме и с которым в Архангельск были доставлены планы постройки малых кораблей. Таким образом, у царя Петра в 1694 году образовалась своя флотилия на Белом море из трёх военных кораблей: «Святой Пётр», «Святой Павел» и «Святое пророчество». Тогда же Пётр I совершил морское путешествие к Соловецкому монастырю.

Далее Пётр I обратил свои взоры к Азовскому и Чёрному морям. В результате, регулярный флот был заложен также на верфях Воронежского адмиралтейства. Поход русской армии к турецкой крепости Азов в 1695 году окончился провалом — осада крепости не имела успеха. Полная блокада Азова не удалась, потому что у русских не было флота. Крепость снабжалась бойцами, провиантом и боеприпасами с моря турецким флотом.

Только зимой 1695—1696 годов были построены первые корабли и суда, и Второй Азовский поход оказался успешным. 27 мая (6 июня по Новому стилю) 1696 года построенный на верфях Воронежского адмиралтейства флот вышел в Азовское море и отрезал крепость Азов от источников снабжения по морю, а 19 июля (29 июля по Новому стилю) гарнизон Азова сдался. 20 июля (30 июля по Новому стилю) 1696 года сдалась также крепость Лютих, находившаяся при устье самого северного рукава Дона.

Наконец, после завоевания крепости Азов и удачного окончания Второго Азовского похода, 20 октября (30 октября по Новому стилю) 1696 года Боярская дума приняла постановление «Морским судам быть…», как бы одобрив замысел Петра Великого.

 26 июля, в День Военно-Морского Флота России, торжественные мероприятия и морские парады проходят в основных пунктах базирования Северного, Тихоокеанского, Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии.

Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу поздравил личный состав, ветеранов ВМФ, а также тружеников судостроительных и судоремонтных предприятий и научных организаций военно-промышленного комплекса.

В поздравительном приказе, в частности, сказано, что Военные моряки вписали немало ярких страниц в героическую летопись нашей страны. Во все времена они были верны долгу и присяге. Их беспримерный героизм принес России знаменитые победы при Гангуте и Синопе, в Черноморском сражении, у острова Корфу и в проливе Дарданеллы.

В годы Великой Отечественной войны советские моряки защищали не только водные рубежи Родины — они самоотверженно сражались на суше, отдавая жизни за свободу и независимость великой страны и ее народа.

Немало соединений, воинских частей и кораблей стали гвардейскими, краснознаменными, орденоносными, многим из них присвоены почетные наименования. Почти 600 моряков стали Героями Советского Союза.

Сегодня Военно-Морской Флот является главной составляющей и основой морского потенциала Российской Федерации, одним из важнейших инструментов внешней политики государства и предназначен для обеспечения защиты интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами. Стратегическая цель применения ВМФ в мирное время заключается в создании и поддержании в океанских районах, морских зонах и прилегающих к ним континентальных районах благоприятной обстановки, надежно обеспечивающей национальную безопасность и защиту национальных интересов Российской Федерации во всех сферах.

Развитие Военно-Морского Флота осуществляется в составе четырех флотов и Каспийской флотилии, четырех родов сил (войск): подводных сил; надводных сил; морской авиации; береговых войск.

Особое внимание уделяется поддержанию на заданном уровне боевого потенциала морских стратегических ядерных сил. Их строительство и развитие продолжается в составе двух группировок атомных подводных крейсеров стратегического назначения - Северного и Тихоокеанского флотов.

Важным направлением развития ВМФ в перспективе станет создание группировок морских сил общего назначения, оснащенных высокоточным оружием большой дальности, способных решать задачи стратегического неядерного сдерживания.

Наряду с поддержанием в составе ВМФ достаточной для выполнения свойственных задач численности корабельного состава, основу которого в ближайшей перспективе составят многофункциональные корабли океанской (дальней) и ближней морской зоны модульной конструкции, будет вестись создание высокоманевренных разнородных ударных сил ВМФ, способных в короткие сроки осуществить перегруппировку на угрожаемые направления.

Достижение качественного роста боевых возможностей ВМФ сегодня обеспечивается за счёт внедрения перспективных (прорывных) инновационных технологий в сфере надводного и подводного кораблестроения, создания комплексов вооружения и радиотехнических средств.

В 2015 году корабли и суда Военно-Морского Флота приняли участие в средиземноморском этапе российско-китайских военно-морских учениях «Морское взаимодействие - 2015», второй этап которых планируется провести в Японском море в августе месяце.  Впервые в истории, корабли ВМФ России успешно выполнили задачи в ходе российско-египетских военно-морских учений «Мост дружбы - 2015», которые прошли в акватории Средиземного моря.

Сегодня, плановые задачи в различных районах Мирового океана выполняют свыше 80 боевых кораблей и судов обеспечения различных классов. Идет интенсивная подготовка беспрецедентного похода в Антарктиду океанографического исследовательского судна «Адмирал Владимирский». Поход судна с целью океанографических и гидрографических исследований акваторий и побережья Антарктиды начнется в ноябре-декабре 2015 года.

Свыше 10 боевых кораблей и судов ВМФ обеспечения находятся и действуют по единому плану в составе постоянного оперативного соединения ВМФ в Средиземном море.

Группировка боевых кораблей во главе с гвардейским ракетным крейсером Черноморского флота «Москва», в настоящее время    выполняет задачи в Южной Атлантике.

Продолжается регулярное присутствие кораблей ВМФ России в районе Аденского залива и Африканского Рога с целью обеспечения безопасности гражданского судоходства.

ВМФ России активно использует новые формы обучения. развивая состязательность в рамках выполнения плана боевой подготовки.  Проведены состязания на лучшего командира корабля, подводной лодки и корабельного боевого расчета «Кубок моря - 2015», состязания среди экипажей боевых машин морской пехоты «Балтийское дерби-2015». В первой половине августа месяца пройдут масштабные международные конкурсы «Кубок Каспия - 2015» и «Каспийское дерби -2015».

Новейшие достижения в области создания техники и строительства кораблей были представлены на форуме «Армия -2015», а также на Международном военно-морском салоне «МВМС-2015», где приняли участие 10 новейших боевых кораблей и катеров.

Продолжается строительство новых кораблей и судов для Военно-Морского Флота. Планируется, что до конца 2015 года в свой состав ВМФ получит 10 боевых кораблей и подводных лодок основных классов и 40 кораблей, катеров и судов обеспечения различного предназначения.

Ведется работа по созданию группировок ракетных подводных лодок стратегического назначения (РПЛСН) на Северном и Тихоокеанском флотах.

 В соответствии с Планом строительства ВМФ в состав Подводных сил ВМФ России вошли стратегические подводные ракетные крейсера нового поколения «Александр Невский», «Владимир Мономах», многоцелевой атомный подводный крейсер «Северодвинск». Идет активное строительство атомного подводного крейсера «Генералиссимус Суворов».

ВМФ России пополняется фрегатами проекта 1135.6 и 22350, способными в составе группировок решать широкий круг задач в дальней океанской зоне.

Успешно ведутся работы по обновлению состава подводных и надводных сил, восстановлению и развитию системы базирования Черноморского флота в Крыму. В частности, воссозданы Подводные силы Черноморского флота.    В настоящее время первые две дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону» завершают подготовку к межфлотскому переходу на Черноморский флот после успешно выполненной программы испытаний систем вооружения на Северном флоте. В текущем 2015 году они прибудут к месту постоянного базирования в г. Новороссийск (Новороссийскую Военно-Морскую базу), где для них создана соответствующая инфраструктура комплексного базирования. Сформирован штаб соединения подводных лодок Черноморского флота в Новороссийске, а экипажи подводников прошли подготовку в Учебном центре ВМФ. В этом месяце поднят флаг на третьей по счету подводной лодке «Старый Оскол». До конца 2015 года в состав ВМФ будет передана четвертая дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар». В активной фазе строительства на «Адмиралтейских верфях» находятся еще две подводные лодки проекта 636 «Колпино» и «Великий Новгород». Строительство серии подводных лодок проекта 636 для Черноморского флота ведется в точном соответствии с графиком.    Черноморский флот будет иметь в своем составе соединение подводных лодок 636, которые обладают большой дальностью и автономностью плавания, современными комплексами вооружения, эффективными радиотехническими и навигационными комплексами.

Для Черноморского флота идет строительство нового поколения кораблей. Это серия из 6 кораблей нового класса «патрульный корабль». способных выполнять задачи эскортирования судов, антипиратские задачи и обеспечивать безопасность пунктов базирования. В состав надводных сил Черноморского флота в ближайшие 5 лет начнут поступать и малые ракетные корабли нового поколения, обладающие комплексами высокоточного ракетного оружия.

В интересах надводных сил Северного флота начата глубокая модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», а также запланировано строительство двух уникальных патрульных кораблей ледового класса, способных выполнять задачи в условиях Арктики.

Для Тихоокеанского и Балтийского флотов развернуто строительство корветов нового поколения 20380, которые уже поступают в состав ВМФ. очередной третий корвет для Тихоокеанского флота заложен 21 июля на стапелях Амурского судостроительного завода.

Каспийская флотилия продолжит получать в свой состав малые ракетные корабли нового поколения проекта 21631, способные существенно повысить качество решения задач обеспечения безопасности в акватории Каспийского моря.

В рамках кораблестроительной программы активно реализуются планы по обновлению   состава десантных кораблей. На судостроительном заводе «Янтарь» для Военно-Морского Флота заложен новый большой десантный корабль проекта 11711 «Петр Моргунов» - самый большой по водоизмещению в классе больших десантных кораблей, входящих в состав ВМФ России. БДК «Петр Моргунов» планируется передать в состав Военно-Морского Флота в 2018 году, после завершения постройки и всех этапов испытаний Головной корабль этого проекта БДК «Иван Грен» находится на завершающей стадии постройки и, после испытаний, будет передан Военно-Морскому Флоту в конце 2015 года. В ближайшие 5 лет будет развернуто строительство нового поколения больших десантных кораблей, которые в разы будут превосходить по своему водоизмещению БДК «Иван Грен» и БДК «Петр Моргунов», а также будут обладать еще большей десантовместимостью и смогут нести на борту не один, а несколько вертолетов. Первый такой большой десантный корабль планируется построить уже к 2020 году. Речь идет о новом проекте именно в классе «большой десантный корабль.

Полным ходом идет реализация программы по переоснащению гидрографических служб ВМФ, которая предполагает строительство свыше 20 больших гидрографических катеров, способных выполнять задачи на удалении до 1000 миль от пунктов базирования. Речь идет о больших гидрографических катерах проекта 19920, которые строят для ВМФ России   ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (г. Рыбинск) и ОАО «Судостроительный завод им. Октябрьской революции» (г. Благовещенск)». Пять больших гидрографических катеров (БГК) проекта 19920 уже выполняют задачи в составе флота. Это катера, на которых многие процессы полностью автоматизированы. Строительство их продолжается намеченными темпами. 26 июня на Рыбинском судостроительном заводе «Вымпел» в один день состоялся спуск на воду очередного большого гидрографического катера и закладка следующего, который будет принят в состав ВМФ в 2016 году. Также, в 2016 году Благовещенский судостроительный завод, также, передаст очередной новый катер этого проекта Военно-Морскому Флоту».

В интересах флота ведется строительство штурмовых катеров «Раптор», 12 многофункциональных спасательных катеров модульного типа, заложен второй в серии из 4-х минно-тральных кораблей нового поколения «Георгий Курбатов».   Накануне Дня ВМФ в период с 22 по 24 июля, для Военно-Морского Флота заложены: новейший транспорт вооружения «Академик Макеев», новый корвет проекта 20380 «Алдар  Цыденжапов», новейший морской буксир.

В рамках развития авиационной составляющей ВМФ, ведется работа по оснащению морской авиации самолетами МИГ-29К. Эта работа была начата в 2013 году и в 2015 году будет завершена. Морская авиация в итоге получит более 20 самолетов МИГ-29К, которые станут основой формирования новой авиационной воинской части   в составе Северного флота. По плану модернизации ведется работа по приему в состав морской авиации самолетов на базе Ил-38 с новым противолодочным комплексом на борту. Эта работа будет вестись и в перспективе в интересах развития противолодочной авиации флотов. С 2015 года производится активная модернизация существующих и хорошо себя зарекомендовавших противолодочных вертолетов Ка-27ПЛ. Вертолеты получат новый противолодочный комплекс и бортовое радиоэлектронное оборудование. Обновление самолетного парка будет вестись и на Черноморском флоте, где будет продолжена работа по замене самолетов Су-24 на Су-30 СМ. Эта замена в перспективе будет осуществлена в полном объеме.   Кроме этого   Морская авиация планирует в ближнесрочной перспективе принимать в свой состав гидросамолеты спасательной авиации Бе-200. В 2015 году продолжается активный процесс боевой учебы и выполнения морскими летчиками плана боевой подготовки. В учебе летчиков преобладают практические формы обучения, где на первом плане оценка эффективности и профессионализма экипажей. Результаты боевой учебы, достигнутые на рубеже 2014 - 2015 гг. будут закреплены и будут наращиваться. Общий налёт в 2015 году в Морской авиации ВМФ составит более 25000 часов. На настоящее время 60 процентов от плана уже выполнено. Это около 15000 часов. Активно используются возможности 859 Центра боевого применения и переучивания личного состава в г. Ейск, где в было подготовлено к выполнению задач по предназначению и переучено на другие типы воздушных судов свыше 30 летчиков Морской авиации ВМФ.

Основными направлениями строительства береговых войск и морской пехоты в ближнесрочной перспективе будут: создание перспективного берегового ракетного комплекса, оснащенного ракетами различных типов, и вооружение ими береговых ракетных частей, повышение способности бригад морской пехоты действовать в различных климатических условиях.

Также, планируется создание и принятие на вооружение высокомобильной амфибийной боевой машины для обеспечения действий морской пехоты в любых регионах и климатических условиях, в том числе в арктической зоне.

В 2015 году потенциал береговых войск ВМФ был существенно усилен приемом на вооружение берегового ракетного комплекса «Бастион».

В рамках развития реализации концепции поисково-спасательного обеспечения (ПСО) ВМФ, служба поисковых и аварийно-спасательных работ приступила к подготовке водолазов в Центре подготовки водолазных специалистов ВМФ в г. Севастополе. В ноябре месяце в состав спасательных сил ВМФ будет принято океанское спасательное судно «Игорь Белоусов», продолжится пополнение служб поисковых и аварийно-спасательных работ флотов модульными катерами комплексного поисково-спасательного обеспечения, новыми барокамерами, необитаемыми подводными аппаратами. До конца 2015 года Флот получит в свой состав уникальный обитаемый подводный поисково-спасательный аппарат «Бестер-1», не имеющий аналогов в мире по своим характеристикам. На аппарате «Бестер-1», по заказу ВМФ РФ, впервые использованы многие новейшие опытно-конструкторские разработки. Речь идет о совершенно новых системах управления аппаратом, его позиционировании и навигации на глубине, единой автоматизированной системе, более мощных и принципиально новых движительно-рулевых комплексах, новой система наведения, посадки и крепления к аварийной подводной лодке и, конечно, камере присоса к аварийному выходу из подводной лодке, через которую можно будет эвакуировать людей при крене до 45 градусов. Все предыдущие спасательные аппараты, построенные в нашей стране и за рубежом, могли оказать помощь терпящему бедствие экипажу подводной лодки при крене аварийной подводной лодки не более 15 градусов.

В настоящее время, готовность сил и средств Военно-Морского Флота, их степень укомплектованности обеспечивают способность к эффективному выполнению задач по предназначению в единой системе планирования, подготовки и применения Вооруженных Сил Российской Федерации.