Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика: первые шаги"
рабочая программа на тему

Сахарова Наталия Ивановна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика: первые шаги» ориентирована на обучающихся  4 класса общеобразовательных школ не изучавших информатику ранее.

            Программа включает в себя элементы Информатики и Логики, направлена на развитие логического мышления у младших школьников. Темы и задания программы учитывают возрастные особенности, углубляют и поддерживают уровень развития логического мышления, формируют способность анализировать и синтезировать полученные знания.  Логическое мышление является основой для успешного освоения курса математики, информатики, физики; закладывает основы для понимания естественно-научной картины мира. Умения составить план действий,  рассуждать, делать обоснованные выводы, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять, анализировать данные являются основой успешного освоения школьной программы.

Цель: формирование у младших школьников логической интуи­ции и элементов логической грамотности в единстве с формированием умений  обучающихся для использования широкого спектра возможностей персонального компьютера в учебной и внеурочной деятельности, способного адаптироваться к постоянно изменяющимся потребностям и запросам жизни и общества.

Основные разделы:

  1.  Знакомство с компьютером
  2. Человек и информация
  3. Кодирование информации
  4. Основы логики
  5. Создаем презентаци

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 28"

муниципального образования городской округ Симферополь

Республики Крым

Рассмотрено и принято на МО учителей математики, информатики и физики

Протокол №_______

«____» августа 2016 г.

Руководитель МО

_________ Т.А.Бойчук

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

________Н.И.Сахарова

«_____» августа 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 28

г. Симферополя

___________ О.А. Левицкая

«____» августа 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ________________ИНФОРМАТИКА: первые шаги________________

(учебный предмет, курс)

Класс___________________________4________________________________

Количество часов: в неделю_______1_________; всего за год_______34______

Учитель (Ф.И.О.)__________Сахарова Наталия Ивановна____________

2016-2017 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика: первые шаги» ориентирована на обучающихся  4 класса общеобразовательных школ не изучавших информатику ранее.

         Программа включает в себя элементы Информатики и Логики, направлена на развитие логического мышления у младших школьников. Темы и задания программы учитывают возрастные особенности, углубляют и поддерживают уровень развития логического мышления, формируют способность анализировать и синтезировать полученные знания.  Логическое мышление является основой для успешного освоения курса математики, информатики, физики; закладывает основы для понимания естественно-научной картины мира. Умения составить план действий,  рассуждать, делать обоснованные выводы, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и сопоставлять, анализировать данные являются основой успешного освоения школьной программы.

Самое благоприятное время для развития логического мышления ребенка – в начальных классах (т.е. в возрасте 6-10 лет). Однако формирование приемов мышления не происходит само собой. В этом может помочь учитель на уроках, на занятиях внеурочной деятельности; родители дома.  

Программа учитывает то, что главную роль в мышлении у младшего школьника играет память, при этом умозаключения встречаются пока еще редко, чаще суждения формируются по аналогии. Мышление ребенка изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые учебные материалы, которые основаны на использовании наглядностей, школьники будут легче воспринимать, понимать, а соответственно выполнять задания и решать задачи.

Таким образом в любой предметной области может быть выделен информационный аспект, выявлены виды информационной деятельности и адекватные им виды учебной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий, осуществляемые инвариантными приемами, которые опираются на закономерности информатики как фундаментальной науки и представляются ее практическими методами и средствами, в том числе – поиска, моделирования, визуализации информации об изучаемых или исследуемых объектах.

Данная рабочая программа  составлена на основе следующих нормативных  правовых документов:

  • Федеральный Закон от  29.12.2012  №  273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования" от 29.12.2014 № 1643, от31.12.2015 г. № 1576;
  • ООП НОО, ООП ООО одобренные Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1/15;
  • Письмо  Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
  • Письмо  Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
  • СанПиН   2.4.2.   2821–10   «Санитарно-эпидемиологические   требования   к  условиям     и   организации    обучения     в  общеобразовательных       учреждениях»  (утверждены     постановлением     Главного    государственного     санитарного     врача  Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте  России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993) с изменениями от 24.11.2015 г.;
  • Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 г. № 01-14/2013 «Об организации внеурочной деятельности»;
  • Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.06.2016 г. № 01-14/2040 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год»;
  • Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 24.06.2016 г. № 01-14/2239 «О внедрении комплексной программы по изучению правил дорожного движения»;
  • Положение «Об организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях ФГОС НОО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённого приказом № 375 от 01.09.2014 (протокол Педагогического совета от 23.06.2014  № 11).

Нормативные  правовые документов регионального уровня:

  • Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 г. № 555 «Об утверждении методических рекомендациях по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год;
  • Письмо Крымского республиканского института последипломного педагогического образования от 23.06.2014 г. № 364/01-08 «О распределении часов регионального компонента и компонента общеобразовательной организации»;
  • Устава   МБОУ СРШ №28 г. Симферополя;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №28 г. Симферополя;
  • Годового календарного учебного графика    МБОУ СОШ №28 г. Симферополя на  2016/2017 учебный год;
  • Положения о рабочей программе педагога МБОУ СОШ №28 г. Симферополя.


Цели и задачи курса

Цель: формирование у младших школьников логической интуиции и элементов логической грамотности в единстве с формированием умений  обучающихся для использования широкого спектра возможностей персонального компьютера в учебной и внеурочной деятельности, способного адаптироваться к постоянно изменяющимся потребностям и запросам жизни и общества.

Образовательными задачами являются следующие:

  • учить логически мыслить, рассуждать, формулировать, делать выводы
  • правильно оперировать терминами и применять  введенные понятия
  • искать и анализировать информацию во всемирной сети Internet
  • совершенствовать навыки работы за компьютером
  • пропедевтика базового курса Информатика

Воспитательными задачами являются следующие:

  • воспитывать ответственное и избирательное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения
  • деловые и личностные качества
  • национальное самосознание

Развивающими задачами являются следующие:

  • развивать образное и логическое мышление, произвольное внимание
  • формировать общеучебные умения и способы интеллектуальной деятельности на основе методов информатики
  • развивать подвижность и гибкость мышления
  • развивать зрительное восприятие, умение выделять главное 
  • развивать интерес к точным наукам
  • развивать познавательный интерес, творческие способности средствами информационных технологий

Место предмета в учебном плане школы

Учебный план 2016-2017 учебного года предусматривает 34 рабочие недели. Данная программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год) как внеурочная деятельность в 4 классе (обучающиеся не изучали информатику ранее).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Предметные образовательные результаты

В результате освоения курса информатики школьники

получат представление: 

  • о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;
  • о компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные сети;
  • о мировых сетях распространения и обмена информацией,
  • о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.);

будут сформированы:

  • основы алгоритмической культуры;
  • навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией и дистанционное общение (с опорой на предшествующее использование в различных предметах),
  • представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о нормах информационной этики.

Ученик научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе,  технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать программы из меню Пуск;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

Ученик получит возможность:

  • применять мультимедийные технологии используя Impress;
  • строить алгоритмы на примере исполнителя KTurtele;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  • уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Личностные образовательные результаты

В результате освоения программы «Информатика: первые шаги» учащиеся получат:

  • широкие познавательные интересы, инициатива  и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;  
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Содержание курса «Информатика: первые шаги»

1. «Знакомство с компьютером» - 2 часа

Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. История развития вычислительной техники.

Человек и компьютер. Основные устройства компьютера. Организация рабочего места дома.

Практические работы: Работа с клавиатурным тренажером «Klavaro».

2. «Человек и информация» - 2 часа

Понятия «информация», «информационный объект», «информационный процесс», «источник информации», «приёмник информации», «естественный источник информации», «искусственный источник информации».

Виды информации. Виды информации по способам восприятия и представления. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер

Практические работы: Работа с клавиатурным тренажером «Klavaro»; Сборник обучающих игр «GCompris» (Изучение компьютера – работа с компьютерными устройствами)

3. «Кодирование информации» - 6 часов

Понятия  «код», «кодирование», «декодирование»,  «анаграмма»,  «граф», способы разгадывания анаграмм. Правила кодирования и декодирования слов и текста. Кодирование информации с помощью букв русского и английского алфавитов. Индейская азбука, азбука Морзе, флажковая (семафорная) азбука, Код Цезаря,  азбука пляшущих человечков. Практические работы: Работа с клавиатурным тренажером «Klavaro»;

Сборник обучающих игр «GCompris» (Исследования – тренировка памяти; Стратегические игры)

4. «Основы логики» - 12 часов

Алгоритм. Исполнитель. СКИ. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Линейные и циклические алгоритмы. Учебный исполнитель KTurtel.

Практические работы:  Сборник обучающих игр «GCompris»  (Математика; Головоломки); разработка простейших алгоритмов в среде KTurtel.

5.  «Создаем презентацию» - 12 часов

Знакомство с мультимедиа.

Интерфейс Impress. Меню программы. Запуск готовых презентаций. Создание и дизайн слайда. Работа с текстом в презентации. Знакомство с объектами Word Art. Вставка готовых фигур и  рисунков. Знакомство с понятием «анимация». Настройка анимации.

Практические работы: Разработка презентации «Сказка». Защита проекта

Тематическое планирование курса «Информатика: первые шаги»

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Знакомство с компьютером

2

2.

Человек и информация

2

3.

Кодирование информации

6

4.

Основы логики

12

5.

Создаем презентацию

12

ВСЕГО:

34



Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Основное содержание

Характеристика деятельности

Результаты обучения

План

Факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знакомство с компьютером – 2 часа

Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.

Пожарная безопасность, охрана труда, санитарные правила, правила поведения в кабинете.

Соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютером.

Расширение кругозора учащихся.

Формирование  чувства ответственности, навыков защиты.

Человек и компьютер.

Человек и компьютер. Основные устройства компьютера. Организация рабочего места дома

Анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Работа с тренажером Klavaro

Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.

Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта.

Организация компьютерного рабочего стола.

Примеры применения ПК в различных отраслях.

Положительное  отношение к процессу познания.

Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека; актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;

формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ

Человек и информация – 2 часа

Человек и информация

Понятие «информация», «информационный объект», «информационный процесс».

Изучение и закрепление новых понятий.

Работа с обучающими играми GCompris (работа с компьютерными устройствами)

Работа с тренажером Klavaro

Понимание и правильное применение понятий «информация», «информационный объект»;

Формирование представления о приемах обработки информации, информационных процессах.

Знание основных действий оперирования с информацией.

Формирование способности выполнять разные виды чтения, умения выделять информационный аспект задачи, умения выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: ключевых слов или понятий, текста, схемы, рисунка и т.п.)

Формирование критического мышления.

Положительное  отношение к процессу познания,

применение правил сотрудничества;

развитие творческих способностей.

Формирование умений:

- осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий,

- использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения,  толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.

Виды информации

Классификация видов информации по способам восприятия и представления.

Деление информации на виды (решение информационных задач).

Работа с основными элементами пользовательского интерфейса.

Работа с обучающими играми GCompris (работа с компьютерными устройствами)

Работа с тренажером Klavaro

Формирование представления о понятии информации, её свойствах и видах.

Формирование способности выполнять разные виды чтения, умения выделять информационный аспект задачи, умения выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: ключевых слов или понятий, текста, схемы, рисунка и т.п.)

Формирование критического мышления.

Положительное  отношение к процессу познания,

применение правил сотрудничества;

развитие творческих способностей.

Формирование умений:

- осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий,

- использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения,  толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.

Кодирование информации – 6 часов

Кодирование информации.

Знакомство с понятиями «код», «кодирование», «декодирование».

Использование текстового редактора для создания текста.

Грамотно управлять компьютерными программами.

Работа с обучающими играми GCompris (Исследования – тренировка памяти)

Работа с тренажером Klavaro

Умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках.

Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач.

Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта.

Формирование способности выполнять разные виды чтения и умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Анаграммы

Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм.

Правила ввода букв, удаления символов.

Закрепление умений набора букв в MS Office Word.

Решение задач на анаграммы.

Работа с обучающими играми GCompris (Исследования – тренировка памяти)

Работа с тренажером Klavaro

Выполнение заданий по отработке навыков работы на клавиатуре компьютера и тренировке памяти

Создают алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей,

формирование коммуникативной культуры. Развитие умений определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи, а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности.

Формирование умения использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения,  толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.

Кодирование информации с помощью букв русского и английского алфавитов.

Правила кодирования с помощью алфавита любого из языков.

Использование текстового редактора для осуществления кодирования.

Работа с шрифтами.

Работа с обучающими играми GCompris (Стратегические игры)

Формирование представления о понятии информации  и её свойствах.

Развитие умений осуществлять кодирование и декодирование информации с помощью символов русского и английского алфавитов.

Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач с помощью графического редактора.

Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта.

Формирование способности выполнять разные виды чтения и умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах.

Код Цезаря

Правила кодирования и декодирования слов и текста с помощью Кода Цезаря. Правила ввода букв и слов, удаления символов.

Применение правила кодирования для выполнения учебных заданий.

Использование текстового редактора для создания текста.

Работа с тренажером Klavaro

Развитие умений осуществлять кодирование и декодирование информации с помощью Кода Цезаря.

Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач с помощью текстового процессора.

Азбука Морзе. Флажковая азбука

Правила кодирования и декодирования слов и текста с помощью азбуки Морзе, флажковой азбуки.

Применение правил кодирования для выполнения учебных заданий.

Использование текстового процессора.

Грамотное управление компьютерными программами.

Работа с обучающими играми GCompris (Стратегические игры)

Развитие умений осуществлять кодирование и декодирование информации с помощью азбуки Морзе, флажковой азбуки.

Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач с помощью текстового процессора.

Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта.

Формирование способности выполнять разные виды чтения и умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах.

Умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредством сравнения с деятельностью других, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами.

Умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения,  толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.

Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность

Пляшущие человечки

Правила кодирования и декодирования слов и текста с помощью индейской азбуки и азбуки пляшущих человечков.

Развитие умений осуществлять кодирование и декодирование информации с помощью  азбуки пляшущих человечков.

Основы логики – 12 часов

Понятие. Деление и обобщение понятий

Понятие,

определение понятия.

Правила деления и обобщения понятий.

Формирование представления о понятии как одной из форм мышления.

Работа с обучающими играми GCompris (Математика)

Выполнение  операции с понятиями.

Модели и моделирование

Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта.

Формирование системного и объектно-ориентированного мышления,  критического  и логического мышления.

Умение создавать информационные модели объектов.

Актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.

Умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения,  толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.

Отношения между понятиями

Отношения тождества, пересечения и подчинения.

Формирование представления о понятии как одной из форм мышления.

Работа с обучающими играми GCompris (Головоломки)

Выполнение  операции с понятиями.

Модели и моделирование

Понятия «истина» и «ложь»

Решение информационных задач на определение истинности и ложности понятий.

Выполнение анализа информации.

Работа с обучающими играми GCompris (Головоломки)

Выполнение  операции с понятиями.

Формирование навыков работы с текстом.

 

Расширение кругозора учащихся, повышению их интеллекта.

Формирование системного и объектно-ориентированного мышления.

Формирование критического  и логического мышления.

Умение создавать информационные модели объектов.

 

Актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.

Формирование  готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения,  толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации.

Суждение

Суждение,

Виды суждений.

Выполнение анализа информации.

Работа с обучающими играми GCompris (Головоломки)

Выполнение операции над суждениями.

Формирование навыков работы с текстом.

Умозаключение

Умозаключение  как форме мышления

Выполнение анализа информации.

Работа с обучающими играми GCompris (Головоломки)

Построение умозаключений на основании имеющихся посылок.

Формирование навыков работы с текстом.

Алгоритм

Знакомство с понятиями «алгоритм», «исполнитель», «система команд исполнителя», «нумерованный список».

Составление алгоритмов действий, выполняемых в быту.

Изучение новых понятий темы.

Составление алгоритмов «Посади дерево»,

«Завари чай»,

«Купи хлеб».

Создание нумерованных списков.

Формирование представления о понятии алгоритма.

Развитие умений составить и записать алгоритм для решения бытовых задач.

Развитие умений создавать нумерованные списки в текстовом процессоре.

Исполнитель KTurtele

Понятие исполнителя.

Учебный исполнитель KTurtele как пример формального исполнителя.

Назначение, среда, режим работы, СКИ.

Изучение СКИ исполнителя KTurtele.

Проверка действий исполнителя по готовым алгоритмам.

Решение задач по управлению учебным исполнителем.

Иметь представление об учебном исполнителе Черепаха.

Уметь выделять операции в действии.

Осуществлять набор готового алгоритма и запускать его.

Формирование алгоритмического мышления.

Анализируют условия и требования задачи.  

Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Составляют алгоритм нужной конструкции.

Поиск  и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Линейный алгоритм

Управление исполнителем KTurtele с помощью команд и их последовательностей.

Составление линейных алгоритмов .

Формирование представления о понятии линейного алгоритма.

Выполнение линейных алгоритмов

Управление исполнителем Черепаха с помощью команд и их последовательностей.

Составление линейных алгоритмов по управлению учебным исполнителем KTurtele.

Формирование представления о понятии линейного алгоритма.

Формирование алгоритмического мышления.

Анализируют условия и требования задачи.  

Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Составляют алгоритм нужной конструкции.

Поиск  и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Циклический алгоритм

Составление алгоритмов с  циклами для решения информационных задач.

Составление циклических алгоритмов по управлению учебным исполнителем KTurtele.

Умеют составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем KTurtele.

Выполнение циклических алгоритмов

Составление алгоритмов с  циклами для решения информационных задач.

Составление циклических алгоритмов по управлению учебным исполнителем KTurtele.

Умеют составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем KTurtele.

Построение геометрических фигур.

Составление алгоритмов для решения информационных задач.

Составление алгоритмов по управлению учебным исполнителем KTurtele.

Умеют составлять алгоритмы по управлению учебным исполнителем KTurtele для решения информационных задач.

Создаем презентацию – 12 часов

Знакомство с Impress

Интерфейс Impress.

Изучение меню программы.

Изучение возможностей, применимых исключительно к данной программе.

Знакомство с мультимедиа технологиями. Изучение меню программы.

Запуск готовых презентаций.

Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.

Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

Умение создавать информационные модели.

Умение выделять информационный аспект задачи и структурировать знания.

Формирование алгоритмического и творческого мышления

Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия.

Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды

Создание и дизайн слайда.

Технология создания слайдов, дублирования выделенных слайдов. Знакомство с макетами слайдов.

Планировать последовательность событий по созданию и оформлению слайдов. Выбор нужных макетов и дизайна слайдов презентации.

Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.

Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.

Работа с текстом в презентации.

Форматирование текста. Знакомство с объектами Word Art.

Планировать последовательность событий по набору и редактированию текстов. Вставка декоративного текста в документ.

Развитие умений форматирования текста в Impress, работы с декоративным текстом.

Вставка готовых фигур и  рисунков.

Форматирование текста. Работа с графическими изображениями

Планировать последовательность событий по созданию и расположению графических объектов.

Формирование умений вставки готовых фигур и  рисунков.

Вставка готовых фигур и  рисунков.

Настройка анимации.

Знакомство с понятием «анимация». Применение анимационных эффектов к объектам, размещенным на слайдах

Планировать последовательность событий по настройке анимации необходимых объектов.

Формирование умений по настройке анимации.

Умение создавать информационные модели.

Умение выделять информационный аспект задачи и структурировать знания.

Формирование алгоритмического и творческого мышления

Формирование критического отношения к информации и избирательности её восприятия.

Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды

Работа над творческим проектом «Сказка»

Введение в проект.

постановка проблемных вопросов.

Составление плана проектной работы.

Обобщение результатов.

Создание проектных продуктов.

Планировать последовательность событий по созданию и оформлению слайдов, набору и редактированию текстов, созданию и расположению графических объектов, настройке анимации необходимых объектов.

Формирование умений:

самостоятельно генерировать идеи,

находить несколько вариантов решения проблемы,

устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие основных навыков использования компьютерных устройств.

Формирование информационной и алгоритмической культуры.

Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.

Формирование умения:

- планировать последовательность действий для достижения цели,

- использовать различные средства самоконтроля,

- выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности,

- создавать информационные модели.

Формирование умения инициировать учебное взаимодействие со взрослыми.

Защита творческих проектов.

Сообщение результатов.

Обсуждение проектных работ.

Проверка и устранение недочетов в проектном продукте.

Подготовка к выступлению.

Выступление с опорой на проектный продукт.

Обсуждение работы.

Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.

Умение  осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Формирование навыков делового партнерского общения.

Развитие умений

- находить и исправлять ошибки в работе других участников проекта,

- вести дискуссию,

- отстаивать свою точку зрения,

- находить компромисс,

- уверенно держать себя во время выступления,

- использовать средства наглядности при выступлении,

- отвечать на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу "Первые шаги в мир информатики"

Программа курса "Первые шаги в мир информатики" для учащихся 5 классов рассчитана на 35 часов ( 1 час внеделю).  Предложенный курс позволит учащимся не прерывать линию изучения информатики и ИКТ,...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги по тропинке открытий» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному экологическому направлению в 1-4 классах, н...

Программа внеурочной деятельности "Первые шаги в химию"

формирование фундамента для дальнейшего изучения химии в системном курсе 8-11 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги к ГТО" (спортивно-оздоровительное направление)

Программа внеурочной деятельности «Первые шаги к ГТО» по физической культуре для учащихся 3 класса. Программа предусматривает ориентацию реализующих ее педагогов на следующие цели:- в...

Рабочая программа дополнительного образования «Первые шаги в науку»

Данная программа  позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний по биологии, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углублений знаний учащихся в области б...

Рабочая программа дополнительного образования "Первые шаги в робототехнику"

Данная программа реализует обще интеллектуальное направление во внеурочной деятельности, рассчитана на 3 года в 5 – 7 классе, по 2 часа в неделю (70 часов в год, 210 часов за 3 года). Одно занят...