Дополнительная общеобразовательная программа "Сохраним традиции"
рабочая программа по теме

В современном обществе ценностями стали пренебрегать, а традициям уделяют всё меньше и меньше внимания. А ведь традиция придаёт культуре определённую устойчивость. Именно в традиции культура отчётливо проявляется как способ жизнедеятельности социального человека. Одной из ведущих функций традиции является передача социального опыта. Каждый предмет вокруг нас содержит в себе что-то привнесённое человеком, и хранит в себе определённую культурную традицию.

Инновационная программа «Сохраним традиции» представляет собой разработанную систему и структуру, в основе которой лежит идея комплексного формирования духовного – нравственных ценностей, эмоционально насыщенного общения  в отношениях родителей и детей через развитие творческих  способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sohranim_traditsii.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 кружок «Сохраним  традиции»

Руководитель: Острецова Вероника Викторовна

г. Когалым

2016


Пояснительная записка

Мы окажем нашим предкам достаточное почтение, не суеверно следуя тому, что они делали при других обстоятельствах, но делая то, что они делали бы при нынешних условиях.

Томас Маколей

Россия вступила в третье тысячелетие и мы не можем не задавать вопроса: какой будет она через десятилетия? Каким будет русский человек?  Какой будет российская семья?

Одним из бесценных наследий для общества является опыт наших предков. Живая нить преемственности поколений это основа и вековой фундамент нашего прошлого, настоящего и, наконец, будущего.

Сегодня особенно остро стоит вопрос об эмоциональном отдалении людей. Причем эта отдаленность наблюдается не только у людей разных национальностей и социальных статусов, но и близких, а уж тем более, дальних  родственников. Вместе с потерянной связью утрачиваются традиции, обычаи, становится забытой история.

В современном обществе ценностями стали пренебрегать, а традициям уделяют всё меньше и меньше внимания. А ведь традиция придаёт культуре определённую устойчивость. Именно в традиции культура отчётливо проявляется как способ жизнедеятельности социального человека. Одной из ведущих функций традиции является передача социального опыта. Каждый предмет вокруг нас содержит в себе что-то привнесённое человеком, и хранит в себе определённую культурную традицию.

Инновационная программа «Сохраним традиции» представляет собой разработанную систему и структуру, в основе которой лежит идея комплексного формирования духовного – нравственных ценностей, эмоционально насыщенного общения  в отношениях родителей и детей через развитие творческих  способностей учащихся.

В программе определена проблема и степень ее разработанности, обоснована актуальность, сформулированы цель, задачи, предмет, этапы. Отмечается новизна, как в теоретическом, так и прикладном плане, раскрываются механизмы реализации программы, представлены результаты внеурочной деятельности обучающихся, приведены результаты и перспективы его дальнейшего развития.

Ключевая идея программы – приобщение учащихся к духовно – нравственным ценностям через хореографию и театр. Данная программа способствует развитию индивидуальности учащихся, позволяет проявлять себя и реализовывать замыслы, а также  формирует эмоционально насыщенное общение, более близкое взаимодействие между членами семьи, повышая их культурный уровень.

Программа призвана:

  1. Формировать у детей творческие способности, укрепление семейных ценностей через приобщение к культуре, через хореографическое и театральное искусство
  2. Способствовать социализации ребенка в современном мире и развивать творческий потенциал учащихся.
  3. Направлять учащихся на приобретение знаний истории народов, проживающих на территории Югры.

Целевая аудитория: учащиеся 1-10 классов, родители.

Нормативно – правовая база:

 1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

 2.Федеральный государственный стандарт общего образования (основное общее образование).    

 3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

 4. Авторская программа " Праздники, традиции и ремёсла народов России " (автор Л.Н.Михеева).

5. Методическое письмо"Об основных направлениях развития воспитания и в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС ".

6. Учебного плана МАОУ «СОШ №10»

Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 –май 2017г.

По разработанному плану занятий в рамках данной программы  в стадии реализации четыре основных мероприятия: фестиваль «Семейных традиций», фестиваль «Семейный альбом»,  фестиваль народного танца «Сударушка», фестиваль народных  сказок «Чудо», фестиваль «Дружбы Народов»

В период реализации программы проведены ряд мероприятий: «День русской березки», «Россия! Родина! Югра!», «Вглядись в глаза своей  России», «Национальный костюм, как неотъемлемая часть  народа», «Синеокая белая Русь», «Святая Русь», «Что бы помнили», «Горькие слезы Белоруссии», « Мать-Земля».

Данный проект направлен на учащихся, классных руководителей, педагогов предметников, родителей обучающихся.

Практическая значимость программы

Одной из приоритетных задач воспитания подрастающего поколения в современных условиях является воспитание гармонично развитой личности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов  (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на обеспечение равных возможностей получение качественного  образования, в том числе на духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

В соответствии со Стандартом образования осуществляется:

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;
  • выражение собственных ощущений, используя язык литературы и хореографии.

Стоит отметить, что с  введением стандарта не только педагогический коллектив, но и родители становятся активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание внеурочной деятельности, помогать в ее организации и принимать в ней участие.  В рамках реализации данной программы родители могут  присутствовать на занятиях, участвовать в разработке сценариев и в постановочной деятельности,  в создании концертных костюмов, сбора информации    для создания газеты.  Разностороннее развитие личности требует единства, согласованности семьи и школы в процессе его воспитания.

Одной из проблем   современного общества является проблема  разобщенности, и не случайно сегодня особенно остро стоит вопрос об эмоциональном и культурном отдалении   людей друг от друга.  Причем эта отдаленность наблюдается не только у людей разных национальностей и социальных статусов, но и близких, родных. Вместе с потерянной связью, в семье утрачиваются  семейные традиции. Школа, на наш взгляд,  может помочь решать эту проблему, если грамотно и системно выстраивать воспитательную работу. Однако, как показывает практика, противоречие состоит в том, что сегодня в воспитательной системе школы,  не достаточно реализуются  программы и проекты, предусматривающие  совместное взаимодействие семьи и школы.

Это определило создание  дополнительной образовательной программы   «Сохраним традиции».

«Только лелея старое, можно создавать новое» -это мудрая мысль древнего китайского философа Конфуция призывает нас относиться бережно ко всему, что веками создавал народ: культуре, ремеслам и промыслам, традициям и обычаям, языку и слову, что бы достойно развиваться дальше. «Не уничтожив традиции, нельзя уничтожить народ, его душу, мудрость, разум». 

Таким образом, актуальность  программы состоит в расширении возможностей образовательного учреждения в сфере воспитания гармоничной  личности и организации  совместной деятельности учащихся и их родителей.

Актуальная задача деятельности учреждения образования в современных условиях обеспечить взаимополезный союз семьи и школы, в центре внимания которого должны находиться интересы личности ребенка.

Программа «Сохраним традиции» – это первый семейный  проект, в котором разработана увлекательная деятельность  для детей и их родителей, основанная на  технологии индивидуально-личностного развития школьника.

Идея данной программы возникла в процессе реализации социально-значимого проекта «Семейный альбом», который успешно  реализуется в нашей школе,  с привлечением родителей к организации и участию в совместных мероприятиях.  Проект стал победителем в окружном конкурсе социально-значимых проектов  ООО «ЛУКОЙЛ» Западная –Сибирь «Стратегия успеха». Программа «Сохраним традиции» является логическим продолжением предыдущего. Их объединяет общая  идея: семья и школа в спектре духовно-нравственного воспитания (в условиях реализации в ФГОС)

Региональные особенности программы.

Региональный компонент данного программы представлен одним из его направлений «Сияние Севера»

Живя на Югорской земле, не каждый имеет представление о быте и культуре народов, проживающих на территории нашего округа, поэтому реализация  проекта предусматривает знакомство  с семейными традициями и культурой малочисленных народов Севера.

                                             Направления программы

Таким образом,  программа   «Сохраним традиции»  представлен 4 направлениями:

Художественно -эстетическое

Духовно - нравственное

Краеведческое

Информационно- издательское

-выступление  и участие в различных  мероприятиях городского , школьного уровня;

-фестиваль народного танца «Сударушка»

-Литературно-музыкальные композиции: «Мать-земля», «Святая Русь», «Синеокая белая Русь», «Слезы Белоруссии»,  «Гугуканье весны»

-создание родословных;

-организация выставок «Чемодан памяти» и «Национальных кукол»;

-фестиваль сказок «Чудо»

-фестиваль «Семейных традиций»

«Сияние Севера»

-литературно –хореографические композиции: «Голос бубна», «Времена года»;

-конкурс презентаций «Поговори со мной Югра»

-Исследовательские и  проектные работы «Чтобы не погас очаг. Анализ произведений Е. Айпина»

-«Семейные праздники», «Здоровье нашей семьи», «Семейные династии  учителей», « Семья начинается с детей»

Новизна программа

Новизна программы заключается в следующем:

  • выявлено место предмета «Хореография» и «Театр» в системе воспитания и обучения детей в условиях введения федеральных образовательных стандартов.
  • Выявлено развивающее влияние хореографии и театра на формирование физических и личностных качеств, эмоциональной сферы учащихся и духовно - нравственного воспитания.
  • Выявлен оздоровительный эффект занятий хореографией и театром , способствующий укреплению физического и духовного здоровья обучающихся.
  • Изучение быта и культуры народов ханты и манси, применение знаний в  литературно-хореографических постановках.
  • Вовлечение и участие  родителей в совместную творческую деятельность

Цель программы

Цель - формирование у учащихся и родителей высокого патриотического сознания; создание условий для обмена информацией в сфере культуры народов, обычаев и традиций .

Задачи:

Обучающие

Воспитывающие

Развивающие

  • Учить детей и родителей решать творческие задачи в процессе работы над индивидуальными, коллективными, семейными проектами ;
  • Учить знаниям в области танцевального и театрального искусства;
  • Учить творческой деятельности , выражению собственных ощущений, используя язык хореографии и театра
  • Знакомить с народным творчеством малых народов севера

  • Содействовать гармоничному воздействию творческой  личности  не только ребенка, но и семьи в целом;
  • Формировать общечеловеческие нормы морали, коммуникативные качества;
  •  Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим личности ребенка;

 толерантность;

  • Воспитывать чувства любви к своей Родине, ее истории, традициям, культуре.
  • Воспитывать чувство ответственности  в достижении конечного результата.
  • Развивать творческие и актерские способности не только у детей , но и у их родителей;
  • Развивать образность восприятия музыки, чувство ритма;
  •  Развивать у обучающихся способность чувствовать, эстетически переживать музыку в движении;
  • Развивать образное и аналитическое мышление и фантазию.

Содержание программы

Содержание данной программы  включает в себя  модули, в рамках, которых  предусмотрены занятия по композиции танца, теории актерского мастерства, макетированию народного костюма, основам сценического мастерства, изучению быта и традиций народов России, включая народы крайнего севера. 

Старинный русский быт

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка). Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака).

Головные уборы девушек и женщин, украшения. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда). Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки —

у бояр. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь

и боярышень.

Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня). Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы. Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки.

Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Традиционная народная  кухня.

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво. Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

Семейные праздники. Игры и забавы детей.

 Семейные обряды. Именины

Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

Школа

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага.

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.

Народные праздники

Славянские, мусульманские народные праздники. Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Навруз. Пасха. Вороний день. Медвежий праздник. Гугуканье весны.

Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.

Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.

Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги. Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха

Масленица — весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года — зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица — особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры.

Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба — Ѓртоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красна горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала.

Петров день. Ильин день

Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ. День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами.

Отмечается на 49-й день после Пасхи. Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

         Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).

Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки — окончание жатвы.

Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.

Русские народные промыслы

Керамика Гжели

Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.

Хохлома и Жостово

Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок.

Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках. Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел —расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.

Павловопосадские шали

Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым.

Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи цветов. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.

Вятская и богородская игрушка

Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант»,«Медведь-лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.

Русские народные игры

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)

Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.

Народные танцы

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат

темы труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица». Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во

часов

Вводное занятие. Что такое традиции и обычаи народов

Старинный русский быт

Одежда крестьян, бояр

2 ч.

Традиционный костюм разных сословий

Обувь крестьян и бояр

Жилище народов

2 ч.

Русская изба и боярские хоромы.

Палаты. Терем

Осень золотая. Осень в работах художников и писателей

 Спасы. Успение. Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

Покров. Разучивание сценки с куклами «Петрушка на ярмарке».

Традиционная русская кухня. Каша, блины, компот

Традиционная мусульманская кухня.

Традиционная хантыйская кухня.

Семейные праздники.

Игры и забавы детей (горелки, жмурки, прятки, лапта).

Семейные обряды. Именины

Учеба. Школа. Азбука

Учеба. Школа. Азбука. Букварь

Учеба. Школа. Азбука «Азбуковник» и современные учебные книги.

Новый русский быт  (со времён Петра I)

Одежда, быт.

Простой народ и дворяне.

Обычаи, привычки

Усадьба. Москва, Петербург; провинция

Дворянские особняки Москва, Петербург; провинция

Избы. Различие изб: Вологодчина, Корелия

Быт дворянской семьи.

Балы и праздники. менуэт, поло-

нез

Литературно-музыкальные салоны изучение стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Обучение детей.

Пансионы.  Институт благородных девиц

Лицеи. Кадетские корпуса. Пушкинский лицей

Русские народные праздники

Зимушка-зима

маски и костюмы для новогоднего карнавала.

Новый год. Рождество.

Обряды

 Святки. Крещение. Обряды

Колядки, рождественские и новогодние стихи

Русские народные промыслы

Керамика Гжели

Хохлома и Жостово

Узоры хохломских ложек и жостовских подносов.

Павловопосадские шали

Орнаменты шалей.

Вятская и богородская игрушка.

Изготовление из глины и пластилина

Весна-веснянка.

Масленица. История скоморохов

Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха

Хантыйские праздники: Вороний день, Медвежий день

Навруз – весенний праздник мусульман

Русские народные игры

Наиболее популярные детские игры: прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре

Народные игры

Наиболее популярные детские игры

Народные песни, загадки, пословицы

Детские песенки, потешки, загадки, пословицы

Народные танцы

Парные пляски. Плетение венков

Парные пляски. Плетение венков

Переплясы. Изучение танца «Сударыня»

Переплясы «Сударыня»

Игры-танцы, песни о завивании берёзки,

Игры-танцы

Хороводы в славянской культуре

Хороводы  в мусульманской культуре

Фестиваль народного танца

Проект–праздник «Когалым – калейдоскоп культур в России единой»

(30-летие города Когалыма)

 «Когалым – калейдоскоп культур в России единой»

Знакомство с национальной культурой жителей Когалыма

«Когалым – калейдоскоп культур в России единой»

Мастер – классы «Ремесла народов родного города: вышивка бисером, крестиком»

Мастер – классы «Ремесла народов родного города: куклы – обереги»

Мастер – классы «Ремесла народов родного города: валяние шерсти»

Мастер – классы «Ремесла народов родного города»

Изготовление хантыйского туеска

«Кухни народов России»

«Кухни народов России»

Армейский слет «Под небом единой  России»

Армейский слет «Под небом единой  России»

Армейский слет  «Под небом единой  России»

Подготовка к фестивалю «Дружба народов»

Подготовка к фестивалю «Дружба народов»

Подготовка к фестивалю «Дружба народов»

Подготовка к фестивалю «В семье единой»

Подготовка к фестивалю «В семье единой»

Подготовка к фестивалю «В семье единой»

Фестиваль «В семье единой»

Подготовка к проекту «Незабытый полк». Оформление стендов и «Книги памяти»

Подготовка к проекту «Незабытый полк». Поиск информации для «Книги  памяти»

Подготовка к проекту «Незабытый полк» Поиск информации для «Книги  памяти»

Подготовка к проекту «Незабытый полк».

Подготовка. Литературно-музыкальная композиция «Крестьянские дети….Война…»

Литературно-музыкальная композиция «Крестьянские дети…Война…»

Подготовка к празднику «Детское движение: от пионеров до комсомольцев»

Подготовка к празднику «Детское движение: от пионеров до комсомольцев»

Подготовка к проекту «Детское движение: от пионеров до комсомольцев»

Школьный слет «Детское движение: от пионеров до комсомольцев»

Народные танцы

Парные пляски. Полька

Парные пляски. Танец «Вася  - Василек»

Переплясы. Русские частушки

Переплясы. Кадриль

Игры-танцы. «Гуси – лебеди»

Игры-танцы «Русская березка»

Хороводы.

Подготовка к школьному Фестивалю семейных традиций.

Подготовка к школьному Фестивалю семейных традиций.

Фестиваль семейных традиций

Изучение школьного вальса. История школьного вальса

Изучение школьного вальса

Изучение школьного вальса

Вальс. Последний звонок

Вальс. Последний звонок

Экскурсия в музей

Итоговые выставки «Возродим традиции»

Итого

210 часов

Технологичность и перспективность  программы

Перспективность программы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы классными руководителями при организации классных часов, проведения классных собраний, педагогами дополнительного образования образовательных учреждений при организации школьных и городских мероприятий. Созданные в процессе творческие проекты учащихся могут быть представлены на  городских, окружных, школьных творческих конкурсах и мероприятиях.

В перспективе  данной программы рассматривается создание школьного клуба  «Семья и традиции - детям» с привлечением родительской общественности

Механизм реализации программы

Реализация программы, а именно апробация его как модели, рассчитана на 2 года  в три этапа.

1 этап – организационный/ сентябрь 2015 года/

Основные мероприятия:

  • анкетирование по теме проекта;
  •  разработка положений, плана работы, графиков реализации и условий поэтапного внедрения проекта, набор групп.

2 этап - основной( разработка и проведение комплексных мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта) /октябрь 2015- апрель 2016 года/

Основные мероприятия:

  • фестиваль «Семейных традиций»;
  • фестиваль «Семейный альбом»;
  • фестиваль народного танца «Сударушка»;
  • фестиваль семейных сказок «Чудо»;
  • новогодние спектакли;
  • практико – ориентированная деятельность по проекту;
  • выпуск школьной газеты «Сородичи»
  • презентация проекта «Семейная шкатулка»
  • Литературно-музыкальная композиция «Мать-земля»
  • Литературно-музыкальная композиция «Святая Русь»
  • Литературно-музыкальная композиция «Синеокая белая Русь»
  • Литературно-музыкальная композиция «Гугуканье весны»
  • Литературно-музыкальная композиция «Сказки Киргизии»
  • Литературно-музыкальная композиция «Слезы Белоруссии»
  • Представление работ на научно – исследовательской конференции   «Шаг в будущее» на 2016-2017 г.

3 этап – заключительный - апрель,май 2017 года

  • подведение итогов реализации программы

Условия реализации программы

Для условия реализации проекта необходимо и имеется

  1. Материально–техническое обеспечение
  • кабинет хореографии;
  • актовый зал;
  • компьютер;
  • музыкальный центр;
  • мультимедийное оборудование;
  • демонстрационные диски;
  • презентационные программы.

2. Кадровое обеспечение:

  • администрация;
  • педагог дополнительного образования;
  • психолог;
  • педагог - библиотекарь;
  • классные руководители.

3. Партнерское взаимодействие с другими учреждениями:

  • городская детская библиотека ;
  • городской краеведческий музей
  • Дом детского творчества

Принципы программы

Принципы культурного и гуманистического образования, заложенные в проекте:

Демократизм – признание равных прав и обязанностей, предоставление учащимся и их семьям максимальной свободы и создание эмоционального – комфортного климата.

Персонификация – учет задатков и возможностей каждого ребенка   в процессе обучения и воспитания. Ориентация на самоопределение и самовоспитание личности.

Толерантность – учет мнений других людей, интересов, традиций, культур.

Сотрудничество – объединение участников проекта и их семей, общая деятельность и согласованность действий , общение и взаимопонимание, общая целеустремленность в будущее и взаимная поддержка и высокая нравственность в воспитании человека.

Формы, методы и технологии  по реализации программы:

Формы деятельности:

  • Изучение актуальности выбранной темы проекта посредствам  социологического опроса, анкетирование родителей, учащихся младшего и среднего звена;
  • Работа над техническим оснащением  кабинета хореографии;
  • Работа над созданием комфортных условий для работы с детьми и их семьями.
  • Организация и проведение фестивалей, познавательных  и исследовательских мероприятий, отслеживание результатов программы «Сохраним традиции».

Все мероприятия по программе  определяются руководителем. В рамках поставленных задач по программе психолог, педагог-библиотекарь, классные руководители являются помощниками руководителя в плане собственного участия в реализации программы, так и взаимодействия между родителями

Методы:

  • эвристический;
  • объяснительно – иллюстративный;
  • интеграции;
  • игровой;
  • словесные.
  • методы диагностики (наблюдение, анкетирование, тестирование, концерты, спектакли с родителями, анализ).

Одним из главным методов реализации программы «Сохраним традиции» является метод интеграции, позволяющий объединить в единое целое хореографическое, театральное искусство, музыку и художественное слово.

Используемые технологии:

  • Информационно-коммуникационные
  • Игровые технологии
  • Личностно-ориентированного обучения
  • Здоровьесберегающие
  • Исследовательская

Ожидаемые результаты

Планируемые результаты:

  • приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;
  • о правилах конструктивной групповой работы;
  • об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;
  • о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
  • формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

  • этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;
  • умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
  • умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
  • умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научиться:

  • проводить сравнение и классификацию объектов;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

  • умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;
  • умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;
  • овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

Решаемая проблема по проекту направлена на формирование  у детей творческих способностей, выявления интереса к семейным ценностям, к самобытности малочисленных народов севера, развитие эстетического вкуса, поэтому ожидаемые результаты:

  • Повышение творческой инициативы;
  • Сформированность понятий  о семейных традициях, о быте и обрядах народов Севера;
  • Развитие самостоятельности способности учащихся и их родителей решать творческие задачи, эстетической и эмоциональной культуры, активного творческого отношения  к действительности;
  • Воспитание ответственности, трудолюбия, бесконфликтности  общения, культуры поведения;
  • Повышение интереса хореографическому и театральному искусству;
  • Оформление кабинета хореографии;
  • Развитие материально-технической базы.

В ходе реализации программы:

Участники  должны знать: основы актерского мастерства, терминологию народного  сценического танца, семейные традиции, обряды народов севера, основные тенденции народного костюма, композиционное построение номера.

Участники должны уметь: использовать знания и умения на практике, свободно оперировать полученными знаниями в реальной жизни, создать образ в танце, и театральных постановках, выстроить сюжетную линию в танце.

Компоненты программы реализуются через участие  в  творческих фестивалях и конкурсах на уровне школы, города, округа.

Практический выход: проведение фестивалей и творческих мероприятий, постановка семейных спектаклей, выпуск семейной газеты «Сородичи».

План реализации программы

Организационный этап

Этапы мероприятия

Начало

Окончание

Ответственный

Разработка анкет для учащихся  и родителей на предмет выявления заинтересованности  участия в реализации проекта

Сентябрь

2015

Сентябрь

2015

Острецова В.В-ПДО.,

Федорова Ю.Ю.-психолог

Диагностика уровня эстетической культуры учащихся

Сентябрь 2015

Один раз в полугодие

 Острецова В.В.-ПДО

День открытых дверей для родителей с целью формирования эмоциональной практичности к проблеме

Сентябрь 2015

Острецова В.В-ПДО.,

Федорова Ю.Ю.-психолог,

Классные руководители

Планирование деятельности

Сентябрь

2015

Острецова В.В.-ПДО

Набор участников проекта

Сентябрь

2015

Острецова В.В.-ПДО

Разработка мероприятий

В ходе реализации проекта

Острецова В.В.-ПДО

Основной этап

Этапы мероприятия

Начало

Окончание

Ответственный

Организация и проведение творческих фестивалей

  • фестиваль «Семейных традиций»;
  • фестиваль «Семейный альбом»;

фестиваль народного танца «Сударушка»;

  • фестиваль семейных сказок «Чудо»;

Октябрь

2015

Март

2017

Острецова В.В.-ПДО,

Миникеева Н.И.-ПДО,

Классные руководители,

Туровская О.Ф.- педагог-библиотекарь

Организация и постановка новогодних спектаклей

«12 месяцев»,

«Царевна лягушка»

Декабрь

2015

Декабрь

2017

Острецова В.В.-ПДО,

Миникеева Н.И.-ПДО.

Создание и накопление «банка идей»

Октябрь

2015

Март

2017

Острецова В.В.-ПДО.

Презентационная деятельность

Музей «Чемодан памяти»

Выставки:

          «Семья начинается с детей.

«Семья моего учителя»

«Национальные куклы»

Апрель

2016

Март

2017

Острецова В.В.-ПДО,

Классные руководители,

Люфт Е.В.-руководитель эколого-краеведческого объединения

Оформление кабинета хореографии

В течение срока

Острецова В.В.-ПДО

Организация и проведение литературно-хореографических композиций:

«Голос бубена»,

«Времена года»

-Экскурсии в п.Русскинские.

По отдельному графику

Острецова В.В._ПДО

Люфт Е.В.- руководитель

эколого –краеведческого

объединения.

Просветительская деятельность:

1.Написание сценариев.

2. Создание национальных костюмов.

3.Оформление и создание выставочного материала национального быта народов ханты и манси.

4. Создание школьного музея национальных кукол.

5. Проектирование  афиш

По отдельному графику

Острецова В.В.

Люфт Е.В.- руководитель

эколого –краеведческого

объединения,

Бабанина Н.В.- учитель русского языка и литературы.

Заключительный этап

Этапы мероприятия

Начало

Окончание

Ответственный

Анализ деятельности проекта

Апрель

2017

Май

2017

Острецова В.В..

Итоговая диагностика эстетической культуры учащихся

Апрель

2017

Острецова В.В.

Знакомство социокультурного окружения с результатами деятельности по программе

Май

2017

Май

2017

Острецова В.В.

Оценка подведения итогов реализации программы

Форма подведения итогов:

  • анкетирование и тестирование;
  • создание макета национального костюма;
  • создание  базы сценариев «Сохраним традиции»,
  • участие в творческих мероприятиях;
  • подготовка презентаций и слайд шоу,
  • отчетные концерты танцевальных коллективов,
  • оформление школьных выставок «Ремесла и традиции России»,
  • новогодние спектакли,
  • творческие фестивали.

Оценку достижения результатов реализации программы будет проводить непосредственно руководитель –  Острецова В.В.

Наличие  системы оценки результатов

 образовательной деятельности:

Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в творческую деятельность.

Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного.

Изучение народных традиций и обрядов - творчество коллективное и, если коллектив с удовольствием работает и отдыхает, то его деловое и неформальное общение «здоровое». Если зритель стремиться посмотреть выступления творческих групп,  в коллектив стремятся новые люди, чтобы стать его учениками, значит, творческий организм живет и развивается успешно.

Формирование оценочной деятельности у детей в творческом  коллективе происходит по двум направлениям. Во-первых, благодаря изучению творчества Мастеров, во-вторых, в сопоставлении с тем, как изменились результаты, прежние и настоящие. Не принято сравнивать и сопоставлять «талантливость» работы ровесников. Это может вызвать негативное явление - потерю стремления ребенка подняться в своих знаниях и умениях на более высокую ступень.

Диагностика результатов ведётся педагогом с помощью «Индивидуальной карты учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе» и заносится в сводную таблицу  «Диагностика оценки воспитанности обучающихся»

Показатели

Первый год обучения

Второй год обучения

Начало учебного года

Конец  I полугодия

Конец

учебного года

Начало учебного года

Конец  I полугодия

Конец

учебного года

1

2

3

4

5

6

7

I. Теоретическая подготовка обучающегося:

1.Теоретические знания

3,5

4

4

-

-

-

2. Владение специальной терминологией

3,3

3,6

3,8

-

-

-

II. Практическая подготовка обучающегося:

1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой

3,1

4,3

4,6

-

-

-

2.Творческие навыки

3,4

4,3

4,8

-

-

-

III. Общеучебные умения
и навыки обучающегося:

1.Учебно-коммуникативные умения:

а) Умение слушать  и слышать педагога

3,5

3,7

3,7

-

-

-

б) Умение выступать перед аудиторией

4

4,4

4,8

-

-

-

3. Учебно-организационные умения и навыки: умение анализировать свои действия при выполнении сценического образа

3,3

3,6

3,8

-

-

-

Одной из «экспертных оценок» являются выступления на концертах, участие в районных и областных конкурсах. Беседуя с детьми об увиденном, будь то конкурс, фестиваль или концерт, у детей вырабатывается способность улавливать красоту, полученные впечатления учат их сравнивать, сопоставлять, вызывают желание поделиться своими соображениями с взрослыми и ровесниками.

Отслеживание результатов осуществляется методами наблюдения, опроса, контрольных заданий:

  • диагностика умений и навыков;
  • педагогические наблюдения;
  • использование методов специальной диагностики, умений и навыков, уровня взаимоотношений в коллективе;
  • участие в фестивалях, концертах;
  • внутри коллективные зачеты;
  • заполнение творческих дневников;
  • домашние творческие задания
  • работа с родителями (оформление кабинета, разработка эскизов костюмов, участие в коллективных мероприятиях и др.)

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Показатели

(оцениваемые

параметры)

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Методы

диагностики

1

2

3

5

  1. Теоретическая подготовка обучающегося:

1.Теоретические знания

 (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям;

средний уровень -74%

максимальный уровень -26%

Наблюдение,

тестирование,

контрольный опрос и др.

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

минимальный уровень – 16% (обучающиеся, как правило, избегают употреблять специальные термины);

средний уровень (обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой);  63%

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) – 21%

Собеседование

II. Практическая подготовка обучающегося:

1. Владение культурой речи

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

 Минимальный уровень -0%

Средний уровень – 39%

Максимальный уровень – 61%

Контрольное

задание

2. Владение  приёмами риторики

Отсутствие затруднений в использовании приёмов риторики

 минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в применении приёмов риторики) – 0%;

 средний уровень (работает с помощью педагога)- 44%

 максимальный уровень (не испытывает особых трудностей в применении приёмов риторики)- 56 %

Контрольное

задание

3. Творческие

навыки

Креативность в выполнении практических заданий

 начальный (элементарный) уровень развития креативности (обучающийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога)- 0%

 репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца)- 52%

 творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) -48%

Контрольное

задание

Работа по предложенной технологии позволяет содействовать личностному росту ребенка, выявлять то, каким он пришел, чему научился, каким стал через некоторое время.

Позитивная динамика  достижений детей и подростков в выбранном ими виде деятельности за последние три года:

2013-2014гг.

2014-2015гг.

2015-2016гг.

Городской уровень:

Городской фестиваль детского творчества среди школьников в номинации хореография (10-12 лет) «Ромашковая Русь» III место

Городской фестиваль «Это моя сказка»

Всероссийский уровень:

Всероссийский Фестиваль – Конкурс детского –юношеского и Молодежного Творчества «Искра» в номинации хореография - III место

Городской уровень:

Городская читательская конференция «Великая литература – о великой войне»  литературно – музыкальная композиция «Чтобы помнили». Диплом III степени

Благодарность хореографическому коллективу «Капельки солнца» за активное участие в  городском фестивале «Сделай шаг».

Городской фестиваль детского творчества среди школьников, номинации хореография (7-9 лет) «Вася - Василек» I место

Участие в фестивале детского –юношеского Творчества «Юнтагор»

Городской  фестиваль «Дружбы народов» литературно – музыкальная композиция «Горькие слезы Белоруссии». Номинация за лучшую сюжетную постановку.

Участие в проекте «Не забытый полк» литературно – музыкальная композиция «Что бы помнили».

Городской уровень:

Диплом за подготовку участников городского фестиваля  творчества «Сделай шаг» в номинации художественное слово.

Городской фестиваль творчества среди школьников «В семье Единой», литературно – музыкальная композиция «Синеокая белая Русь»

Городской фестиваль «Дружбы Народов», «Святая Русь». Номинация «За сохранение народных традиций»

Международный уровень:

Благодарственное письмо фонда развития  культурных инициатив.

Международный конкурс фестиваль «Здесь зажигаются звезды» в рамках проекта «Планета звезд»  в номинации художественное слово. Диплом лауреата I степени «Возродим традиции»

Международный конкурс фестиваль «Здесь зажигаются звезды» в рамках проекта «Планета звезд»  в номинации художественное слово Диплом лауреата II степени Ахполова Дарья.

 

Международный конкурс фестиваль «Здесь зажигаются звезды» в рамках проекта «Планета звезд»  в номинации художественное слово Диплом лауреата III степени Анопочкина Вероника.

Международный конкурс фестиваль «Здесь зажигаются звезды» в рамках проекта «Планета звезд»  в номинации художественное слово.

 Диплом лауреата III степени Попей Владислав  

                                                                     

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Роспись по дереву. Традиции и современность»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Роспись по дереву. Традиции и современность»Направленность: художественнаяВозраст: 10 - 17 летСрок реализации: 9 месяцев (144 ч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура и традиции англоговорящих стран»

Программа внеурочной деятельности «Культура и традиции англоговорящих стран» направлена на углубление и расширение тем базовой программы предмета «Иностранный язык» и имеет цел...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...