Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования
методическая разработка по теме

Худякова Ирина Юрьевна

о работе с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования Центре детского творчества р.п. Красные Баки Нижегородской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rabota_s_odarennymi_detmi.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования

        Педагог дополнительного образования 

                 МОАУ ДДО ЦДТ

р.п.Красные Баки Нижегородской области      

          Худякова Ирина Юрьевна

                               2014 г.

«Человечество движется вперед благодаря избранным»

Альфред Бине (французский психолог)

Статистика: Около 30% отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одаренные дети.

Около 30%отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одаренные и сверходаренные дети.

В школах Великобритании при идентификации одаренных детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одаренных оказывается наиболее высоким…

     Развитие и поддержка одаренности в настоящее время является актуальной как для учителей общеобразовательных школ, так и для педагогов дополнительного образования. В системе дополнительного образования решение проблемы одаренности имеет свою специфику и должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и творческого роста детей, выявление у них признаков и развития присущих им видов одаренности. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в формировании среды для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни.

       Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

       Сегодня одаренными называют детей:

  • с высоким уровнем творческих способностей;
  • с интеллектом выше среднего;
  • достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, танцоры);
  • хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

       Психологи выделяют несколько видов одаренности:

  • академическую (способность к обучению в широком смысле слова),
  • интеллектуальную, творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое),
  • психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства),
  • художественную и лидерскую.

     Неверно мнение, что одаренные люди способны ко всему… Обычно их талант проявляется больше, чем в одной области, но и не во всех сразу.

 

   Степень одаренности:

Первая – сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.

Вторая – высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %.

Третья – собственно одаренные (15-25 %).

     Остальные дети входят в пределы нормы (70 %).

Типы характеров одаренных детей:

1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, лидер, фантазер;

2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый, пугливый.

      Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающиеся от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Уже в раннем возрасте они способны прослеживать причинно-следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

      Но, наряду с положительными моментами, существуют и проблемы одаренных детей:

  • неприязнь к школе
  • игровые интересы
  • погружение в философские проблемы
  • несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

      Каковы же причины уязвимости одаренных детей:

  • стремление к совершенству
  • ощущение неуязвимости
  • нереалистические цели
  • сверхчувствительность
  • потребность во внимании взрослых
  • нетерпимость.

       Поэтому нами выбраны такие направления работы с одаренными детьми

-- развитие личности одаренных обучающихся,

-- развитие их творческой самостоятельности,

-- развитие их коммуникативных умений.

Исходя из этого, определены следующие цели работы с одаренными детьми:

-- расширение возможностей развития индивидуальных и творческих способностей каждого обучающегося;

-- создание условий для развития обучающихся, одаренных в творческом отношении;

-- улучшение условий социальной адаптации детей;

-- гармонизация отношений в системах «педагог - одаренный обучающийся», «одаренный обучающийся – обучающийся», «одаренный обучающийся – родители».

Эти цели можно достичь через решение педагогических задач:

  • выявлять и развивать возможности одаренных детей в различных областях знаний;
  • выбирать рациональные формы управления деятельностью обучающихся;
  • осуществлять индивидуализацию обучения;
  • реализовывать личностно-ориентированные технологии в практику обучения;
  • формировать системность в знаниях обучающихся в различных областях творчества;
  • повышать квалификацию педагогических работников, осуществляющих работу с одаренными детьми;
  • создавать благоприятную интеллектуальную атмосферу для достижения максимальной самореализации творческих обучающихся.

В нашем учреждении приняты такие критерии одаренности ребенка:

-- решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;

-- в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;

-- речь ребенка отличается повышенной выразительностью;

-- показывает стабильные результаты.

       Таким образом, одаренным мы считаем ребенка, опережающего своих сверстников в развитии, либо выделяющегося среди других детей специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными и т.д.)

        Педагогический коллектив Центра детского творчества для себя определил для использования основные принципы обучения одаренных детей. К ним относятся:

-- принцип развивающего и воспитывающего обучения – в соответствии с ним цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств обучающихся;

-- принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Цели, содержание и процесс должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности обучающихся. Особенно важно при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой уникальной форме;

-- принцип учета возрастных возможностей. Предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных обучающихся на разных возрастных этапах.

         Для каждой ступени основного образования дополнительное образование способно предложить свой содержательный модуль, исходя из особенностей целеполагания развития личности в условиях определенного возрастного периода.

Рассмотрим на примере нашего учреждения:

-- на этапе дошкольного образования – осуществлять программы раннего развития;

-- на этапе начального школьного образования – оказывать помощь в освоении склонностей и способностей ребенка через включение в творческие объединения;

-- на этапе основного общего образования – осуществлять поддержку процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретения опыта их решения через вовлечение в проектную деятельность, обучение по специальным образовательным программам с углубленным уровнем (программы для одаренных обучающихся);

--на этапе среднего полного общего образования – сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение и помощь в получении углубленных знаний в выбранном профиле деятельности. В этот период характер образовательной деятельности предполагает выдвижение на первый план творческих и продуктивных знаний, «погружение» в деятельность и моделирование творческих ситуаций.

        Благоприятная окружающая среда и правильное педагогическое руководство способны превратить «природный дар» в выдающийся талант.

         Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что с одаренностью детей может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки. Поэтому в учреждении большое внимание уделяется повышению квалификации педагогов – ежегодно планируются и проводятся различные теоретические и практические семинары. Все педагоги проходят курсы повышения квалификации, посещают мастер-классы и творческие мастерские.

        Выявление и поддержка наиболее одаренных и талантливых детей стала системной и неотъемлемой частью педагогического сопровождения обучающихся нашего учреждения. Каждому ребенку в Центре предоставляется возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их усвоения, включение в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Образовательная деятельность каждого детского творческого объединения рассматривается как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей – общих и специальных, личностных качеств и т.д. Это формирует определенные требования к содержанию и методике образовательной и воспитательной работы с детьми.

        В обучении одаренных детей приоритетной формой работы является общение ребенка с педагогом, поэтому занятия строятся не в традиционной форме, а в виде работы творческих групп, что дает хорошую возможность каждому ребенку реализовать себя, имея максимум внимания со стороны педагога.

     Среди форм и методов работы широкими возможностями выявления и развития одаренных обучающихся обладают различные выставки, конкурсы и т.д. Результативность работы с одаренными обучающимися нашего учреждения:

-- 3 место в районном конкурсе флористов,

-- 1 место в районном конкурсе исследовательских и проектных работ «мы Земля»,

-- 3 место в районном конкурсе «Творчество: традиции и современность»

-- 1 место в районном конкурсе «Новогодний серпантин»,

-- 1 и 2 место в районном фотоконкурсе «Дети. Творчество. Родина»

-- 2 место в районном конкурсе юных техников «Модель своими руками»,

-- 1 место в областном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность»,

--Дипломант 3 степени в Международном конкурсе-фестивале «Волга в сердце впадает мое!» и т.д.

        И в заключение рекомендации для педагогов, работающим с одаренными детьми:

  • не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
  • не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
  • научите обучающихся прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные в других областях и при изучении других предметов;
  • приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;
  • используйте трудные ситуации, возникшие в учреждении или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач;
  • помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Важную роль в работе с одаренными детьми играет поддержка и помощь родителей, которые должны помочь ребенку ценить в себе творческую личность, быть терпимее к странным идеям, уважать любопытство. Стараться отвечать на все его вопросы, даже если они за гранью или кажутся дикими. Создать устную безопасную психологическую базу ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями. И поддерживать необходимую для творчества атмосферу.

    В заключении скажу словами В.А. Сухомлинского: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Сотрудничество - эффективная пед. технология в работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования....

Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

В статье рассматриваются приемы работы с одаренными детьми в творческом объединении юных журналистов....

Особенности работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования

Уникальный, инновационный педагогический проект туристско-краеведческого направления «Программа поддержки одаренных детей МОУ ДОД СДЮТ «Борус» МО г. Саяногорск»....

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)

Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...

Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования

Данный материал сожержит информацию о системе работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования...

Организация работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

Содержание дополнительного образования детей определяется в свободном пространстве жизнедеятельности человека. Оно формируется на основе достижений культуры, науки, литературы, техники, экономики, пра...

Выступление на семинаре «Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования» Бадмаев Эдуард Борисович, педагог дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ» с.Приютное

спортивная одаренность – это развивающееся свойство психики ребенка, обусловленное взаимодействием природных задатков и социокультурной среды, которое стимулируется, спортивно-тренировочной деят...