Декорирование бисером. Брошь "Стильная штучка"
методическая разработка (5 класс) по теме

Пашкина Ольга Александровна

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл иструкционная карта247.32 КБ
Microsoft Office document icon конспект занятия293 КБ

Предварительный просмотр:

Декорирование  броши «Стильная штучка»

бусинами, бисером, и пайетками.

Инструкционная карта.

D:\Users7\User\Desktop\Безымянный.png

Разделить  меньшую деталь броши на 3 части с помощью линий с изнаночной стороны   (рис 1)

Каждую часть  последовательно заполнять вышивкой  разными материалами.

D:\Users7\User\Desktop\Безымянный.png

Рис. 1

Первый фрагмент заполняем бусинами и крупным бисером следующим способом:

Закрепление одиночной бусины

  • Вывести иглу с изнаночной на лицевую сторону
  •  Нанизать бусину, опустить её на ткань
  • Нанизать бисерину
  •  Через отверстие в бусине вывести иглу на изнаночную сторону ткани

(рис 2)

Разместить остальные бусины

на выбранном фрагменте на расстоянии или близко друг к другу

(рис 3)

Закрепление бисерины

 Иглу вывести на лицевую сторону, нанизать бисеринку и вывести иглу на изнаночную сторону. Длина стежка равна размеру бисерины

(рис 4)

Бисер  пришить хаотичной россыпью рядом и между бусинами  

 (рис 5)

Рис. 2D:\Users7\User\Desktop\i_012.pngD:\Users7\User\Desktop\Безымянный.pngD:\Users7\User\Desktop\Безымянный.pngD:\Users7\User\Desktop\i_011.pngD:\Users7\User\Desktop\Безымянный.png

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Второй фрагмент заполняем пайетками в виде цветочковD:\Users7\User\Desktop\Безымянный.png

Пайетки крепятся так же , как бусины  при помощи бисерины.  (рис. 6)

Для объемного шитья можно сделать столбик из двух и более бисерин.  (рис. 7)

Пришить пайетки близко друг к другу, чередуя цвета.

(рис. 8)

Рис. 6 D:\Users7\User\Desktop\Безымянный.pngD:\Users7\User\Desktop\Безымянный.png

Рис. 7

Рис. 8

Третий фрагмент заполним стеклярусом

 и бусинами овальной формы «рис»

Закрепление стекляруса и бусин овальной формы:D:\Users7\User\Desktop\Безымянный.png

  • Вывести иглу на лицевую сторону,
  • Нанизать на нее бусину, пустить её на ткань
  • Пройти иглой сквозь ткань на изнаночную сторону вплотную к бусине  (рис. 9)

Пришить стеклярус и бусины овальной формы «рис» в разных направлениях, заполняя свободное пространство. (рис. 10)

Рис.9D:\Users7\User\Desktop\Безымянный.pngD:\Users7\User\Desktop\Безымянный.png

Рис.10

Соединение деталей броши при помощи  двустороннего скотча

  • Отделить верхний защитный слой скотча, расположенного  на нижней детали броши
  • Наложить детали друг на друга,
  • Крепко прижать детали друг  к другу  в  месте  их соединения.

(рис. 11)

Рис. 11



Предварительный просмотр:

 

Тема: «Декорирование бисером и пайетками.

«Стильная штучка»»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

творческого объединения  «Чудесные мгновения»

(для детей с 11 лет, срок реализации 6 лет)

Автор составитель:

Пашкина Ольга Александровна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МБУ ДО «Центр детского творчества Канавинского района»

г. Нижний Новгород

2016г.

Пояснительная записка

С древних времен человек, украшая одежду и предметы быта вышивкой, росписью, резьбой, инкрустацией, вкладывал в них свои чувства, талант, дарил людям радость.  

Заключенные в «народных технологиях» знания уже сами по себе являются реликтовыми в современной культуре. Научно-технический прогресс, все далее заходящее «онаучивание» общества отводит этим видам знания все более узкие ниши в нашей культуре. Интерес к рукоделию со временем  стал падать, утрачивались, забывались традиции народного искусства.                        

Современное состояние общественных отношений, экономики, уровня развития производства и технологий привело к необходимости переосмысления основных целей и задач педагогики, основных требований  к подготовке подрастающего поколения.

 В связи с этим все более актуальной проблемой образования становится - не только передача знаний для дальнейшего обучения (подготовки специалиста), но и становление личности, осваивающей культурный опыт человечества, осознающей свое место в обществе, способной к творческой профессиональной деятельности, саморазвитию в условиях непрерывности и преемственности образования.        

          Учить видеть прекрасное в мире и человеке, воссоздавать мир  по законам красоты – это вечная задача, подвластная, пожалуй, только искусству.         Искусство  дарит радость индивидуального и коллективного труда, раскрывает уникальность и талант ребенка, делает детей успешными. И сейчас как никогда остро стоит вопрос о возрождении духовного наследия нашего отечества.

      Занятие по теме: «Декорирование бисером и пайетками. «Стильная штучка»» входит в реализацию комплексной программы творческого объединения «Чудесные мгновения». Выбор темы обусловлен доступностью и простотой исполнения для детей без специальной подготовки в данном виде деятельности. В отличие от других видов декоративно-прикладного искусства дети, используя начальные навыки, без затрат большого времени и дорогостоящих материалов имеют возможность добиваться разнообразных декоративных эффектов  с помощью вышивки бусинами, бисером и пайетками.

На протяжении всего занятия прослеживаются два принципа работы педагога: системность и организация обучения, что говорит о высоком мастерстве педагога.

Методическое обоснование темы

Вышивание – увлекательный творческий труд, который может принести много радости, развивает эстетический вкус, трудолюбие, усидчивость. Обучение предполагает реализацию принципа от простого к сложному. Выполнять простейшие швы необходимые для выполнения первоначальных работ дети уже умеют, а вот творчески применить умения к изготавливаемому изделию, грамотно подобрать материал, цвет и другие необходимые дизайнерские элементы они обучаются в течение первого года.

На занятии  используются все виды деятельности, развивающие личность:  труд, познание, учение, общение, творчество.

Используются следующие методы обучения:

  • Наглядный
  • Словесные (объяснение, рассказ, беседа);
  • репродуктивный;
  • практической работы

Педагогические приемы:

  • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, требование);
  • стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, оценка, взаимооценка и т. д.);        
  • сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
  • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение,)

Технологическая карта

ФИО педагога:   Пашкина Ольга Александровна

Название и направление деятельности коллектива:  творческое объединение «Чудесные мгновения», художественной  направленности направление: декоративно-прикладное творчество

Название программы:  Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесные мгновения»

 Место учебного занятия в программе:   введение в дополнительную обще образовательную (общеразвивающую) программу

Тема занятия  «Декор бисером и пайетками. «Стильная штучка»»

Место проведения:  городской конкурс «Новые вершины»

Дата и время проведения:

Краткая характеристика группы:  возраст  11-12 лет, 10 человек

Цель:  изготовление оригинального изделия с применением техники вышивки бисером

Задачи: 

Образовательные

  • Научить основным приемам  выполнения вышивки бисером и пайетками
  • Учить добиваться разнообразных декоративных эффектов, используя начальные         навыки
  • Учить пользоваться инструкционно - технологическими картами.

Воспитательные

  • Воспитывать  аккуратность и внимательность, самоконтроль, самостоятельность 
  • Развивающие

способствовать развитию эстетического вкуса, глазомера, творческого мышления

Материалы и оборудование:

  • Бусины
  • Мелкий бисер
  • Крупный бисер
  • Стеклярус
  • Пайетки
  • Фетр  2-х цветов (3 мм)
  • Иголки для бисероплетения
  • Нитки  ПЛ № 45
  • Ножницы
  • Замок для броши
  • Клей текстильный
  • Инструкционно- технологическая карта
  • Иллюстративный материал: готовые изделия , слайды
  • Проектор, экран

Регламент занятия:     45 минут

План занятия

  1. Организационный этап  (приветствие, вступительное слово)
  2. Подготовительный  этап
  3. Этап актуализации имеющихся у детей знаний
  4. Основной этап. Работа по новому материалу
  • Усвоение новых знаний и способов действий.
  • Закрепление знаний  и способов действий
  1.  Анализ занятия. Подведение итогов.

Этап занятия

Содержание и методы обучения

Формы организации работы

Формируемые умения, знания, компетенции

Время

Организационный этап

 Приветствие, вступительное слово педагога

Словесный  метод.

Знакомство с детьми

Беседа

-

2

Подготовительный  этап

Рассказ педагога об особенностях и применении вышивки бисером и пайетками,  демонстрация готовых изделий  и иллюстраций.

Используется наглядный, словесный методы обучения

Рассказ

Работа с иллюстрациями

Знакомство с  необходимой терминологией и ассортиментом изделий творческого объединения «Чудесные мгновения»

3

Этап актуализации имеющихся у детей знаний

Беседа о классификации и свойствах инструментов и материалов для вышивки бисером и пайетками.  Демонстрация используемых материалов, проверка имеющихся у детей знаний.

Подготовка к работе.

Опрос , диалог с детьми

Знакомство с необходимыми для работы инструментами и материалами, их свойствами и разновидностями Знание техники безопасности.

5

Основной этап. Работа по новому материалу

Усвоение новых знаний и способов действий.

Обучение основным  приемам  закрепления бус, бисера и пайеткок на ткани; практическое знакомство с различными вариантами декорирования изделия. Практический, словесный методы введения нового материала

Объяснение рассказ Практическая работа с раздаточным материалом

Освоение основных  приемов  закрепления бус, бисера и пайеткок на ткани. Умение пользоваться инструкционно - технологическими картами.

15

Закрепление знаний  и способов действий

Практический, метод, метод индивидуального контроля

Самостоятельная практическая работа  над изделием.

Начальные навыки работы в технике вышивки бисером.

  • Формирование эстетического вкуса,  аккуратности,  самоконтроля.

15

Подведение итогов занятия.

Обобщение изученного материала,  демонстрация готовых работ рефлексия.

Подведение итогов занятия, фронтальный опрос

-

5

План – конспект занятия

ФИО педагога:   Пашкина Ольга Александровна

Название и направление деятельности коллектива:  творческое объединение «Чудесные мгновения», художественной  направленности направление: декоративно-прикладное творчество

Название программы:  Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесные мгновения»

 Место учебного занятия в программе:   введение в дополнительную обще образовательную (общеразвивающую) программу

Тема занятия  «Декор бисером и пайетками. «Стильная штучка»»

Место проведения:  городской конкурс «Новые вершины»

Дата и время проведения:

Краткая характеристика группы:  возраст  11-12 лет, 10 человек

Цель:  изготовление оригинального изделия с применением техники декорирования  бисером, пайетками

Задачи: 

Образовательные

  • Научить основным приемам  выполнения вышивки бисером и пайетками
  • Учить добиваться разнообразных декоративных эффектов, используя начальные         навыки
  • Учить пользоваться инструкционно - технологическими картами.

Воспитательные

  • Воспитывать  аккуратность и внимательность, самоконтроль, самостоятельность 
  • Развивающие

способствовать развитию эстетического вкуса, глазомера, творческого мышления

Материалы и оборудование:

  • Бусины
  • Мелкий бисер
  • Крупный бисер
  • Стеклярус
  • Пайетки
  • Фетр  2-х цветов (3 мм)
  • Иголки для бисероплетения
  • Нитки  ПЛ № 45
  • Ножницы
  • Замок для броши
  • Клей текстильный
  • Инструкционно- технологическая карта
  • Иллюстративный материал: готовые изделия , слайды
  • Проектор, экран

Регламент занятия:     45 минут

План занятия

  1. Организационный этап  (приветствие, вступительное слово)
  2. Подготовительный  этап
  3. Этап актуализации имеющихся у детей знаний
  4. Основной этап. Работа по новому материалу
  • Усвоение новых знаний и способов действий.
  • Закрепление знаний  и способов действий
  1. Анализ занятия. Подведение итогов.

Список   литературы:

Горянова О.В. Стразы, пайетки, стеклярус: модный декор одежды/ О.В. Горянова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Кааянович Л.Л. Декорируем ткань шаг за шагом. Книжный Клуб “Клуб Семейного Досуга”, издание на русском языке, Харьков, 2006.

Леви С. Вышивка бисером и блестками. Новые техники и узоры/ Пер. с англ. В.Ф. Дюбиной. – М.: ООО “ТД “Издательство Мир книги”, 2005.

Нина Гуль. Вышивка бисером. Самоучитель. – Ростов н\Д.: Издательский дом “Проф-Пресс”, 2005.


Ход занятия.

Этап занятия

Задача этапа

Основная деятельность педагога.

Прогнозируемая деятельность обучающихся.

  1. Организационный этап

(приветствие, вступительное слово)

Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

Здравствуйте, ребята!      Давайте познакомимся.

Меня зовут Ольга Александровна, и вы  назовите свои имена.

Чтобы мне быстрее запомнить ваше имя, напишите его, пожалуйста на листочке и прикрепите к кофточке.

Ещё раз назову себя. Меня зовут Ольга Александровна, я работаю в Центре детского творчества Канавинского района и являюсь руководителем творческого объединения  «Чудесные мгновения», где занимаюсь с девочками прикладным творчеством.

Вы знаете, великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский писал:              «Потребность красоты и творчества, воплощающего  ее - неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете»

Я думаю, что это, на самом деле, так. Эти слова подтверждают и те дети, которые занимаются  в нашем  творческом объединении «Чудесные мгновения»

Дети сидят за партами и слушают педагога

Дети по очереди называю свои имена

  1. Подготовитель -ный  этап

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Посмотрите, какие интересные вещи они изготавливают своими руками

Слайд -  Творчество воспитанников ТО «Чудесные мгновения» )

в разных жанрах декоративно-прикладного искусства: бисероплетение, вышивка, кружевоплетение на коклюшках.

Это  предметы  на тему «Праздник в доме», или «Свой дом украшу я сама», есть изделия, которые можно назвать просто «Стильная штучка».

Вот  одно из таких изделий сегодня мне хотелось бы  с вами сегодня  изготовить. А именно - брошь «Стильная штучка».

А выполнена она будет  в технике декорирования бусами, бисером и пайетками.

Декорирование -  это  (если посмотреть в Толковый словарь)- процесс художественного оформления изделий различными способами. Приемов декора изделий очень много — пуговицами, пайетками, стразами, вышивкой, рисунком, сегодня мы поговорим только об украшении бисером, бусинами и пайетками.

 (Слайд – фото изделий с  вышивкой бисером )

Посмотрите как ярко, изящно, интересно выглядят вещи, вышитые бисером и пайетками, с использованием разнообразных бусин.

Но изготовление этих сложных вещей требует много времени, усидчивости, а самое главное, навыков и опыта.

Опыта у нас, на сегодняшний день, нет, но, тем не менее, я научу вас, как, используя начальные навыки, без затрат большого времени и дорогостоящих материалов добиваться разнообразных декоративных эффектов  с помощью вышивки бусинами, бисером и пайетками.

Дети рассматривают поделки и слайды

  1. Этап актуализации имеющихся у детей знаний

Итак:  скажите мне, ребята, какие материалы и инструменты нужны для любой вышивки? (нитки, иголки, ножницы, ткань, пяльцы)

(Слайд – «Инструменты  и материалы»)

А для вышивки бисером? (бисер, бусины, пайетки, стеклярус)

Давайте разберёмся, всё ли так просто в подборе этих материалов и инструментов в вышивке бисером?

Рассмотрим внимательно всё необходимое для  сегодняшней работы

  1. Иголка. Иглы для бисера должны быть очень тонкими: № 10, 11, 12, … 23. Чем больше цифра, обозначающая размер, тем тоньше игла.
  2. Нитки - предпочтительнее хлопчатобумажные мерсеризованные нить. Готовим нить не длиннее 40 - 45 см, длинная нить легко путается. Подбираем нитки в тон бисера, или ткани.
  3. Ткань – мы используем фетр - это сорт войлока, который получают из пуха кролика. Структура фетра совершенно иная, чем структура тканых материалов. Фетр, очень мягкий, плотный хорошо держит форму, для вышивки не требуются пяльцы.
  4. Ножницы - должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью смыкаться.
  5. Бусины  бывают разных форм и размеров. В данном случае мы используем  небольшие бусины круглой формы и удлиненной формы – «рис».

(Слайд «Разновидности бисера)

  1. Бисер – мелкие бусины. Кроме круглого бисера бывает также граненный и рубленный “рубка” -маленькие короткие цилиндрики. Бисер различают по способу окраски  (блестящий и матовый, перламутровый), а так же по размеру.  Следует иметь в виду: чем меньше цифра, обозначающая размер, тем крупнее бисер.
  2. Стеклярус – разновидность  бисера, маленькие стеклянные трубочки. Стеклярус излучает особый блеск, говорят, что напоминает свет звёзд.
  3. Пайетки - мелкие плоские чешуйки из блестящего материала, имеющая отверстие для продевания. Встречаются пайетки в виде листьев, цветочков, бабочек, кружочков, капелек, снежинок и т. д.

Материалы для изготовления нашей броши я подбирала очень тщательно, чтобы гармонировали по цвету, были яркими и качественными. Старалась подобрать приёмы удобные в исполнении. Но  ваш художественный вкус и аккуратность не менее важны для результата, чем качество материалов.

Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы педагога.

Дети достают и рассматривают подготовленный материал и инструменты, которые лежат у них на столах, на тканевых ковриках;

участвуют в беседе, отвечают на вопросы педагога.

  1. Основной этап

Работа по новому материалу

А) Усвоение новых знаний и способов действий.

Б) Закрепление знаний  и способов действий

Обеспечение  восприятия, осмысления новых знаний и способов действий.

Обеспечение правильности  и осознанности  усвоения нового учебного материала

Приступим к творчеству.

Ребята, у каждого из вас на столе  есть инструкционная карта – она  может вами использоваться как подсказка в процессе работы. В ней поэтапно описано,  какие действия мы  с вами будем совершать, так же имеются рисунки-схемы. Смотрим на схему, кому удобнее, – на экран.

Практическая работа  сопровождается слайдами  со схемами поэтапного изготовления изделия)

Итак, фигурку из фетра меньшего размера  на изнаночной стороне разделим ручкой на три части. Каждую часть мы будем заполнять вышивкой  в разных техниках и разными материалами.

Первый фрагмент заполняем бусинами и крупным бисером следующим способом:

А) Пришьем бусины.

Бусинку можно просто пришить стежком к ткани, а можно использовать бисеринку, чтобы получилась «макушка» .

(по схеме объясняет приёмы выполнение задания, сопровождает показом)

Разместим остальные бусины на выбранном фрагменте на расстоянии или близко друг к другу

Б) Крупным бисером «россыпью» заполним  пространство между бусинами.

(по схеме объясняет приёмы выполнение задания, сопровождает показом)

Второй фрагмент заполняем пайетками в виде цветочков

Вместо бусины набираем пайетку. Для придания объёма вышивки можно сделать столбик (ножку) из одной, двух и более бисерин.  

(по схеме объясняет приёмы выполнение задания, сопровождает показом)

Пришьём пайетки  близко друг к другу, чередуя цвета.

Третий фрагмент заполним стеклярусом и бусинами вытянутой формы «рис» в разных направлениях, заполняя свободное пространство.

(по схеме объясняет приёмы выполнение задания, сопровождает показом)

 Педагог предлагает детям самостоятельно продолжить работу, соблюдая основные условия: аккуратность выполнения, соблюдение правил техники безопасности.

- Заканчиваем работу. Делаем закрепительный узелок.

Следующий этап – оформление изделия.

Соединим детали броши.

Эти детали можно прикрепить несколькими способами: пришить, приклеить с помощью текстильного клея, клея «Момент Кристалл», термоклея,  двустороннего скотча.

Мы используем двусторонний скотч. Я  его предварительно уже наклеила на фрагмент с прикреплённым замком.

 Выполняем, руководствуясь инструкционной  картой. 

Наша брошь готова.

Рассматривают технологическую карту

Выполняют практическую работу под руководством педагога

Самостоятельно под наблюдением педагога выполняют работу.

Самостоятельно под наблюдением педагога выполняют работу.

Самостоятельно под наблюдением педагога выполняют работу.

Самостоятельно под наблюдением педагога выполняют работу.

  1. Анализ занятия. Подведение итогов.

  Дать анализ и оценку успешности достижения цели

Сегодня у вас получились красивые маленькие брошечки, которые стали вашим первым изделием  в технике декорирования бисером.

 Посмотрите, какие разные они получились, каждый вложил в свою работу частичку души .

 Как вы думаете, справились Вы с поставленной задачей?

Были какие-то трудности ?

Вы своей работой довольны?

Главное преимущество декорирования бисером перед другими техниками украшения – это эксклюзивность: каждая созданная при помощи этой техники вещь действительно абсолютно неповторима. И помните: заниматься творчеством нужно с хорошим настроением, тогда и изделия получаются красивыми и добрыми.

А как, и где эта вещь может нам послужить, скажите ребята?

А теперь  - блиц викторина.

Выберите правильный ответ

  • Как называется специальное приспособление для натягивания ткани, необходимое для вышивания?  (рама, пяльцы, каретка)
  • Как называется разновидность бисера в виде стеклянных трубочек?  (Стеклярус, гарус, рис)
  • Средняя длина нити для вышивания должна быть?  20-30 см., 40-50 см., 60-70 см.,
  • Как называется ткань, которую мы использовали сегодня –(сорт войлока, который получают из пуха кролика)?  (вельвет, велюр фетр,)
  • Чем крупнее бисер , тем (больше, меньше ) номер его размера.
  • Номер размера иглы, используемой при вышивке мелким бисером (40 - 45, 10 – 12)

Молодцы, на все вопросы дали правильные ответы.

 На этом наше занятие закончено, я была очень рада с вами познакомиться. Надеюсь, что вам понравилось творить чудеса своими руками.

 Ребята! Быть может в недалёком будущем  из вас получится  знаменитый дизайнер, художник, модельер. Может быть! Но чтобы это узнать, нужно обязательно попробовать. Приходите к нам в Центр и пробуйте себя в разных видах творчества вместе с нами!

Дети отвечают

Дети фантазируют: брошка -  украшение на одежду, ободок  или сумку; как сувенир в подарок и т. п.

Дети отвечают на вопросы.

       

 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Стильные штучки"

Представляю вашему вниманию уникальную идею (которую подсмотрела в интернете) необычного и запоминающегося подарка для детей и подростков (который вы можете сделать и для себя) – куклы “в п...

авторская программа "Пирография или стильные штучки из дерева" для 7-8 классов

Выжиганием по дереву (пирографией) может заниматься любой человек, даже не имеющий художественного образования! Пирографическое оборудование недорогое и просто в применении. Если есть терпение и немно...

Разработка урока "Чудеса из бисера" и презентация "Вышивка бисером"

Разработка урока и презентация, которая подробно рассказывает о видах бисера, программах, помогающих преобразовывать любой рисунок в схему для работы бисером....

Описание педагогического опыта по теме: Изучение техники «Шерстяная акварель» в объединении декоративно – прикладного направления: дизайн-студия «Стильные штучки».

В данной работе представлено описание педагогического опыта, с целью выступления на районном конкурсе "Воспитать человека". Структура работы: данная работа  имеет введение, проблемный анализ ситу...

Рабочая программа "Стильная штучка"

рабочая программа разработана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений....

Применение новых технологий декоративно-прикладного направления в творческом объединении "Стильные штучки" (проект)

Проект "Применение новых технологий декоративно-прикладного направления в творческом объединении "Стильные штучки" является методическим обеспечением к программе "Художественная обработка ткани и мате...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....