Исторический вечер "Господа офицеры"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Исотрический вечер "Господа офицеры". Данное внеклассное мероприятие по истории можно использовать при проведении различных мероприятий гражданско-патриотической напрвленности. Ранее данный материал был опубликован на сайте Педсовет.орг . Расчитано на аудиторию 5-9 класс. Можно использовать в рамках проведения предметных недель в школе. Костюмы можно использовать стилизованные, атрибутика и оформление сцены минимальные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gospoda-ofitsery.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Новосёлковская средняя школа Арзамасского района Нижегородской области

Исторический вечер

                       (ко Дню защитника Отечества)

Разработала:   Зубкова Ирина

Викторовна, учитель истории

                                                                                   

С. Новосёлки

Цели и задачи.

  • Обобщить и пополнить знания по истории становления российского офицерского корпуса.
  • Дать представление и понятия об офицерской чести, традициях русской армии.
  • Воспитывать чувство уважения и доверия к людям в военной форме, чувство гордости за офицерский корпус России.

Музыкальное оформление.

  1. «Офицеры» ( О. Газманов)
  2. «Славься» ( из оперы Глинки «Жизнь за царя»)
  3. «Не надо грустить, господа офицеры» (Ж. Бичевская)
  4. «Офицерский вальс»
  5. «Вставай, страна огромная»  (муз. Александрова)
  6. «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…» (исп. Окуджава)
  7. «Реквием» Моцарта
  8. «Марш Преображенского полка»

                                             Оформление сцены.

  1. Плакаты с надписями:

«Господам офицерам посвящается…»

«Чем ближе стоит офицер к солдату, тем выше будут его авторитет в момент опасности»

  1. Портреты полководцев и флотоводцев.
  2. Иллюстрации картин по теме.
  3. Стол, покрытый скатертью, три стула.

Дополнительный реквизит.

Телефонный аппарат середины 40-х годов;

Сюртук;

Два стилизованных мундира конца 18 века;

Два стилизованных мундира начала 19 века4

Две военные формы 50-х годов ХХ века с плащ-палатками.

                                           Действующие лица:

8 ведущих, Пётр I, граф А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Барклай де Толли, «господин штатский», Лористон, за Г. К. Жукова, за ген. Потапова.

На праздник приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, офицеры российской армии и офицеры запаса.

Сцена I.

Звучит   припев из песни «Офицеры».

Вед.1.  Есть в русском офицере обаянье.

            Увидишься – и ты готов за ним

            На самое большое испытанье

            Идти сквозь бурю, сквозь огонь и дым.

            Он как отец – и нет для нас дороже

            Людей на этом боевом пути.

            Он потому нам дорог, что он может,

            Ведя на смерть, от смерти увести.

Вед.2. Господам Российским офицерам посвящается…

Звучит музыка («Офицеры»)

Вед.3. Наличие сильного офицерского корпуса  в армии и на флоте -  это признак здоровой атмосферы в них. Михаил Илларионович Кутузов в своё время заметил: «Каковы офицеры, такова и армия… Всякий офицер должен чувствовать в полной мере важность звания своего, и что от него зависят поступки и поведение его подчинённых».

Вед.4. Создание российского офицерского корпуса неразрывно связано с именем и деятельностью Петра I. Первым офицером российской регулярной армии можно считать Ивана Бутурлина. В самом раннем списке Преображенского полка 1687 года  он числился майором. До этого в петровских воинских формированиях чинопроизводство не было упорядочено, и Бутурлин сразу получил высокое офицерское звание как человек «более ретивый и более принимавший к сердцу занятия Петра».

Вед.3. Пётр I ввёл систему, при которой будущий офицер начинал свою службу рядовым.  Такой порядок стал правилом для российского офицерского  корпуса. В этот же период формируются взгляды на офицеров как командиров и воспитателей, понятие офицерской чести, легшие в основу кодекса российского офицера.

Вед.4. Общественное положение офицеров было определено указом Сената от 16 января 1721 года и Табелем о рангах 1722 года, закрепившим получение потомственного дворянства лицами любого происхождения, достигшими первого офицерского чина – ХIV класса (прапорщика), которое передавалось их детям и жёнам. При этом офицеры получали большое преимущество перед лицами, имевшими гражданские чины.

Вед.3. Пётр I отдавал предпочтение людям, получившим общее и в особенности военное образование. В воинском Уставе было записано: «Ежели таковые люди не токмо в экзерции при кавалерии или инфантерии, но и в прочих военных науках, особливо в артиллерии или фортификации, обучены, но толь лучше ещё могут при некоторых акциях себя показать и от других, которые в таковых науках неискусны, отличаются и скорее чин могут получить». Пётр умел наградить по заслугам, а более прочего ценил ум и преданность.

Звучит   «Славься». 

Вед.5. Во время Северной войны, в 1708 году, одна из дивизий русской армии под командованием генерала Репнина потерпела поражение у Головачина. Эта «конфузия» послужила поводом для создания «Правил сражения» и выработки новой тактики войны со шведами.

«Правила сражения» отвели немало места дисциплине боя - без команды вышестоящего начальника не разрешалось ни начинать сражение, ни выходить из него. О действиях генералов говорилось:

Пётр.  «Подчинённым генералам заказать надобно без нужды самим отваживаться или шквардоны, или батальоны против неприятеля приводить, разве необходимая нужда того требовать будет». 

Вед.5. «Правила сражения» Пётр закончил рассуждениями о значении долга:

Пётр. «Также кто место своё оставит, или друг друга выдаст и бесчесной бег учинит, то оной будет лишён живота и чести».

Вед.5. Новая тактика ведения войны с Карлом заключалась в следующем: куда бы ни повёл шведский король свои войска, перемещались бы по опусташённой местности. В Указе генерал-майору Николаю Инфлянту от 9 августа 1708 года Пётр повелевал:

Пётр. «Ежели же неприятель пойдёт на Украйну, тогда идти у оного передом и везде провиант и фураж, також хлеб стоячий на поле и в гумнах или в житницах по деревням (кроме только городов) … и строения перед оным и по бокам,  так же мосты портить, леса зарубить и на больших переправах держать по возможности».

Вед.5. Нарушителей ждала суровая кара:

Пётр. «… сказать везде, ежели кто повезёт к неприятелю что ни есть, хотя за деньги, тот будет повешен, також равно и тот, который ведает, а не скажет».

Вед.5. Конечно, эта тактика не нова и её не раз ещё будут применять наши талантливые полководцы, однако, Петру она принесла удачу …

Звучит  «Марш Преображенского полка».

Вед.6. В 2006 году мы будем праздновать 310-ю годовщину российского флота.

Вед.7. Основание российского флота неразрывно связано с именем Петра I.

Чтец. Эти строки посвятил ему Михаил Васильевич Ломоносов:

            Пою премудрого Российского Героя,

            Что грады новые, полки и флоты строя,

             От самых нежных лет со злобой вёл войну,

            Сквозь страхи проходя, вознёс свою страну,

            Смирил злодеев внутрь и вне попрал противных,

            Рукой и разумом сверг дерзостных и льстивых,

            Среди военных бурь науки нам открыл

            И мир делами весь на зависть удивил.

Вед.7. Особую роль в становлении офицерского корпуса сыграла в середине XVIII века деятельность генерал-фельдцехмейстера графа Петра Шувалова. Он считал необходимым серьёзное обучение офицеров, прежде всего в артиллерии и инженерном корпусе.

В своей записке в Сенат «О военной науке» граф Шувалов указывал на необходимость специального военного образования в русской армии. Он подчёркивал огромную важность развития военного искусства как условия могущества любой страны. Свой экскурс в историю Шувалов заканчивает словами Петра I:

Пётр.  «Надеясь на мир, не надлежит ослабевать в военном деле, дабы с нами не сталось, как с монархией греческой».

Звучит   «Славься».

Сцена II.

Вед.8. Особое место в развитии военного дела России занимает великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Им была создана современная система воинского обучения и воспитания – «Наука побеждать», послужившая основой боевой деятельности войск, разработаны принципы ведения боя.

Александр Васильевич Суворов сформулировал основы взаимоотношений в офицерской среде; он требовал уважения к солдату и заботы о нём и считал это необходимым условием нравственного здоровья в армии, дорогой ко всем победам.

Вед.6. Ценил Суворов и необходимую в бою смекалку и находчивость … Как-то Николай Васильевич Репнин отправил к Суворову с поздравлением своего любимца майора, очень ему преданного и бойкого. Суворов принял его чрезвычайно вежливо, но всячески старался уловить в немогузнайстве, и никак не мог …

(за столом сидит Суворов, входит майор)

Майор. Здравие желаю, ваше сиятельство.

Суворов. Здравия желаю.

Майор. Ваше превосходительство, граф Николай Васильевич желает вам здравия и шлёт свои поздравления.

Суворов. Да, ты присаживайся. А правда ли, любезный, что знаешь ты ответы на все вопросы?

Майор. Так точно, ваше превосходительство.

Суворов. А скажи, любезный, сколько звёзд на небе?

Майор. 27845321

Суворов. А рыб в реке?

Майор. 7426001

Суворов. Ну, а чем я отличаюсь от графа Николая Васильевича?

Майор.  (после паузы) Тем, что граф Репнин хочет дать мне звание полковника, а не может, а вам стоит только захотеть.

Суворов.  Ну, что ж поздравляю вас, полковник с очередным званием.

Майор. Рад стараться, ваше превосходительство.

(майор уходит, Суворов выходит в центр)

Вед.6. Вот как мыслил Александр Васильевич Суворов о людях:

Суворов. «Вывеска дураков – гордость; людей посредственного ума – подлость; а человека истинных достоинств – возвышенность чувств, прикрытая скромностию».

Вед.2. «Чем ближе стоит офицер к солдату, тем выше будет его авторитет в момент опасности. Во всех армиях во все времена победа давала любовь и доверие солдат к своим начальникам и обратно.

Внедрите в солдат убеждение, что вне боя относитесь к ним отечески, что во время боя вы сила, и для них ничего не будет невозможного» - говорил Скобелев.

Звучит   «Славься».

Сцена III.

Вед.8. Герои Отечественной войны 1812 года …

Кутузов, Багратион, Ермолов, Раевский, Милорадович, Кульнев, Давыдов и многие-многие другие …

Вед.1. Были люди в наше время,

           Не то, что нынешнее племя,

           Богатыри – не вы!

            Плохая им досталась доля,

            Немногие вернулись с поля,

            Не будь на то господня воля,

            Не отдали б Москвы.

Кутузов. Господа! Думаю, что придётся сдать Москву, дабы сохранить армию.

Барклай. Потеряв этот город, мы сохраним армию.

Штатский. И вы говорите – этот город – да, этот город – сердце России, её священная столица. Умереть каждому, но отстоять Москву!

Кутузов. Волею, данной мне государем и Отечеством, приказываю отступать! Потеря Москвы ещё не есть потеря России. Сохраним армию, спасём Россию. Приказываю отступать!

(Барклай и штатский уходят со сцены)

Вед.1.Напрасно ждал Наполеон,

          Последним счастьем упоенный

          Москвы коленопреклоненной

          С ключами старого Кремля.

           Нет, не пошла Москва моя

           К нему с повинной головою.

           Не праздник, не священный дар,

           Она готовила пожар

           Нетерпеливому герою.

Вед.8. Наполеон направил к Кутузову графа Лоринстона с предложением о перемирии.

(Кутузов стоит, входит Лоринстон)

Лоринстон. Ваше превосходительство. Я уполномочен моим императором предложить вам перемирие. Пора прекратить это ужасное кровопролитие, пора кончать войну.

Кутузов. (чуть помедля) Пора кончать, говорите. А мы, граф, ведь только начали. Да, только начали.

Лоринстон. Но война ведётся варварскими методами со стороны русских.

Кутузов. Варварскими! Не Россия, граф, начала войну сию. Бонапарт, не объявляя войны, вторгся в Россию. Увидим, как он теперь выберется из Москвы. Не имеет ли граф ещё что предложить?

(граф Лоринстон уходит)

Вед.8. А дальше была Березина, гибель наполеоновской армии. Война закончилась за полным истреблением неприятеля.

Звучит   «Славься».

Сцена IV.

Вед.6. Российские офицеры всегда были верными сыновьями своей Родины. Они с честью выполняли свой долг и в дни побед, и в тяжёлую годину поражений. Мы знаем имена Корнилова, Нахимова, Истомина и Тотлебена, взваливших на себя всю ответственность в Крымской войне и положивших жизнь за Россию.

Мы не должны умалять героизма русских офицеров Макарова, Руднева и других, вступивших в непосильную схватку с японцами в ходе войны 1904-1905 годов.

Вед.7. Мало мы знаем о подвигах русского офицерства в годы первой мировой войны, войны забытой, но от этого не менее героической и трагичной. История вернёт забытые имена и всё расставит по своим местам.

Вед.6. Гражданская война … Судьбы офицеров, судьба страны. Здесь нельзя делить на чужих и своих, белых и красных. У каждого были свои идеалы, все они защищали своё Отечество. Были среди них герои, но все они были – жертвы …

Звучит  «Не надо грустить, господа офицеры».

Вед.7. И вот долгожданная передышка от ужасов войны. Люди стали строить жизнь заново.

Звучит   припев из песни «Офицерский вальс».

Сцена V.

Вед.2. Господа офицеры! Много ли вас, переживших вторую мировую? Все вы – живые легенды и мы преклоняем колено перед вами.

Вед.1. Такою всё дышало тишиной,

            Что вся земля ещё спала казалось.

            Кто знал, что между миром и войной

            Всего каких-то пять минут осталось …

Звучат первые аккорды песни «Вставай, страна огромная».

Вед.2. Уходили мальчики – на плечах шинели,

            Уходили мальчики – храбро песни пели.

            Отступали мальчики – пыльными степями,

            Умирали мальчики, где – не знали сами.

            Попадали мальчики в страшные бараки,

            Догоняли мальчиков лютые собаки.

            Убивали мальчиков за побег на месте.

            Не продали мальчики совести и чести.

Девочки поют «Ах, война, что ж ты сделала, подлая»

Вед.8. Мы хотим предоставить слово нашему гостю, ветерану Великой Отечественной войны, офицеру советской армии, майору ВВС в отставке Павлу Ивановичу Егорову.

Выступление ветерана.

Вед.1. Поклонимся великим тем годам, поклонимся и мёртвым и живым, и маршалам, и рядовым … Минута молчания, прошу всех встать.

Звучит  «Реквием» Моцарта.

Сцена VI.

Вед.3.  1 декабря 2006 года наше Отечество будет отмечать 110 лет со дня рождения Георгия Константиновича Жукова.

Вед.2. К правому делу Жуков десницы

           Больше уже не приложит в бою.

           Спи! У истории русской страницы

           Хватит для тех, кто в пехотном строю

           Смело входили в чужие столицы,

           Но возвращались в страхе в свою.

           Маршал! Поглотит алчная Лета

           Эти слова и твои прахаря.

           Всё же, прими их – жалкая лепта

           Родину спасшему, вслух говоря.

           Бей, барабан, и военная флейта

           Громко свисти на манер снегиря.

Вед.3. Георгий Константинович Жуков родился в 1896 году в деревне Стрелковка. С 1915 года – в армии, участник первой мировой  и гражданской войн. Летом 1939 года провёл успешную операцию по окружению и разгрому крупной группировки японских войск в районе реки Халхин-Гол. Особенно ярко раскрылся полководческий талант Жукова в Великой Отечественной войне. В должностях начальника Генерального штаба, члена Ставки Верховного Главнокомандования, Первого заместителя Наркома обороны СССР, командующего войсками ряда фронтов. Жуков принимал активное участие в разработке и осуществлении стратегических планов войны и крупнейших операций.

Вед.4. Мы кратко приведём разговор, довольно типичный для первых дней войны.

Потапов. У аппарата Потапов.

Жуков. Доложите обстановку.

Потапов. На фронте Влодава – Устилуг действует до пяти пехотных дивизий и до двух тысяч танков. Главная группировка танков противника - на фронте Дубенка – Городло. От Устилуга до Сокаля – до 6 пехотных дивизий с 14-й бронетанковой дивизией. Главное направление этой бронетанковой дивизии – Владимир – Волынский – Луцк. В стыке между 5-й 6-й армиями – мех. части неустановленной силы. Главный удар противник наносит в напра- влении Владимир – Волынский – Луцк, вспомогательный – из Бреста на Ковель. Луцк имеет круговую оборону, но очень жидкую. Главное чего я опасаюсь, это удара танковых частей противника с юга в направлении Луцка, Что создает угрозу борьбы на два фронта. Парировать ударом в южном направлении  у  меня  нет абсолютно никаких сил. Прошу указаний о дальнейших действиях.

Жуков. Первое. Сосед справа ведет бой в районе , Пружаны – Городец.                              

Выход из Бреста на Ковель части сил противника является следствием недостаточно организованных действий коробкова. Вам надлежит завернуть флат в бретском направлении закрыть подходы к Ковылю.        

Второй. Карпезо и Рябышев наносят контрудары в таких направлениях: Карпезо через Броды на северо- запад, основные бои к настоящему времени проходят, видимо, километрах в пятнадцати северо-западнее Броды; Рябышев левее – в северном направлении. Этим маневром вам будет оказана помощь.

Третье. В отношении авиации меры будут приняты.

Повторяю: прочно закройте с севера подходы на Ковель, не бросайтесь со стрелковыми дивизиями в контратаки без танков,ибо это ничего не даёт.

Как действуют ваши КВ и другие?

Потапов. Мне подчинена 14-я авиадивизия, которая к утру сегодняшнего дня имела 41 самолёт. Но связи с ними у меня нет.

Танков КВ имеется 30 штук. Все они без снарядов к 152-миллиметровым орудиям.

Ваш приказ мне ясен. Немедленно приступаю к исполнению.

Жуков. 152-миллиметровые орудия КВ стреляют снарядами 09-30-х годов, поэтому прикажите выдать немедленно бетонобойные снаряды и пустить их в ход. Будете лупить танки противника вовсю. В остальном, помощь организуем. Я на вас и Никишева крепко надеюсь. Ночью или завтрв буду у вас. До свидания.

Вед.4. И так, было всегда. Если была очень тяжёлая обстановка, то Жуков выезжал на место и там принимал решение, решение, приводившее к победе.

Вед.3. Слава офицерам, слава солдатам, выстоявшим и победившим.

Вед.4. И сегодня стоят офицеры России на страже Родины, и мы бы хотели видеть в них надёжную защиту себе, и чтобы не были они «пушечным мясом» в политических играх.

Вед.1. Есть в русском офицере обаянье … (читает до конца)

Вед.2. Господам российским офицерам посвящается …

Звучит   «Славься».

Гостям вручаются  цветы.

Затем проходит свободное общение офицеров и учащихся.

Литература.

  1. Календарь памятных дат. 1993 год.
  2. Г.К. Жуков. Воспоминания и размышления. В 3-х т. М.,1988.
  3. Н.Павленко. Пётр Первый.

 

           

 

             

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Господа офицеры (Учебное пособие)

Предназначенов в помощь офицерам-воспитателям, преподавателям ОВС при проведении занятий по истории, этике и при проведении воспитательной работы с кадетами....

Открытый урок "Офицер Российской Армии" урок ОБЖ в 11 классе.

Урок по основам безопасности жизнедеятельности "Офицер Российской Армии" в 11 классе....

Интегрированный элективный курс «Физика. Математика. Решение прикладных задач для будущего офицера». 10-11 класс.

В условиях трансформационной экономики России экономическая, правовая и социально-психологическая адаптация выпускников к условиям взрослой жизни становится объективной необходимостью....

Адмиралы и офицеры флота 1812года

Цель: изучить роль адмиралов  и офицеров флота в Отечественной войне 1812года....

Офицер Российской армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службой.

Презентация к уроку ОБЖ в 11 классеТема: "Офицер Российской армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службой."...