Методическая разработка «Один из методов диагностики, позволяющий выявить особенности личности ребенка и учесть их в практической деятельности педагога»
методическая разработка по физкультуре

Горбачев Денис Станиславович

В данной методической раработке представлен один из способов диагностики тестов и опросников обучающихся на основе методики Рене Жиля. Такой метод анализа позволяет пеагогу лучше узнать способности обучающегося, выявить его интересы и пихологические потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_gorachev_103.docx527.91 КБ

Предварительный просмотр:

Горбачев Денис Станиславович

Учитель физкультуры

ГБОУ СОШ №103

Методическая разработка

«Один из методов диагностики, позволяющий выявить особенности личности ребенка и учесть их в практической деятельности педагога»

Залог успешной работы коллектива непременно зависит от работы руководителя. Я, как руководитель ансамбля современного танца, считаю необходимым учитывать потребности, интересы, характер и психологический уровень каждого обучающегося.

Мной была разработана система диагностики потребностей, психологического состояния и интересов обучающихся на основе методики Рене Жиля. Главной целью методики является изучением социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Тест состоит из картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий, которые направлены на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Данные тесты помогают выявлять зоны конфликта в системе межличностных отношений.

Методика (тесты) очень просты и легко воспринимаются обучающимися.

Цель моего теста, как Я уже упоминал, в первую очередь интересы детей, а заодно узнать, как будет вести себя обучающийся в той или иной ситуации.

Сотворив анкету на четырёх листах, Я незамедлительно отдал его обучающимся  для заполнения. С огромным интересом и желанием они отвечали на вопросы, ставили галочки и крестики.

Далее в своей работе я приведу примеры анкет и результаты анкетирования.

CIMG3928CIMG3927CIMG3926

CIMG3924

CIMG3925CIMG3922

Детям было интересно заполнять анкету. Вот перечень вопросов в анкетах:

Что любишь делать в свободное время

Петь

Читать

Рисовать

Ходить в кино

Коллекционировать

Встречаться с друзьями

Находиться в сети интернет

Подчеркни ответ

Ещё что любишь делать в свободное время

Напиши ниже

Какой герой или героиня из фильмов и сказок больше всего нравится и как его зовут

Напиши ниже

Почему нравится

Какой он или какая она

Напиши ниже

С кем ты любишь играть?

с товарищами твоего возраста
младше тебя
старше тебя

Подчеркни один ответ

Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение?

Напиши ниже

Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

диагностика личности ребенка

Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где идешь ты.

диагностика личности ребенка

Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

диагностика личности ребенка

Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

диагностика личности ребенка

Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

Напиши ниже.

Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать?

Будешь плакать?
Пожалуешься учителю?
Ударишь его?
Сделаешь ему замечание?
Не скажешь ничего?

Подчеркни один из ответов.

Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

диагностика личности ребенка

Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

диагностика личности ребенка

Решено преподнести одному человеку сюрприз.

Ты хочешь, чтобы это сделали?
Кому?
А может, тебе все равно?

Напиши ниже

Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой?

Напиши ниже.

Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

диагностика личности ребенка

Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

диагностика личности ребенка

Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать?

Будешь плакать?
Пожмешь плечами?
Сам будешь смеяться над ним?
Будешь обзывать его, бить?

Подчеркни один из ответов.

Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь?

Будешь плакать?
Пожмешь плечами?
Сам будешь смеяться над ним?
Будешь обзывать его, бить?

          Подчеркни один из ответов.        

Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

диагностика личности ребенка

Ты пошел в кино вместе со всеми. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

диагностика личности ребенка

Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего?

Напиши ниже.

Ты приходишь сюда потому что

Интересно

Хочу выиграть

Хочу научиться красиво двигаться

Подчеркни ответ

Сколько Тебе лет

Напиши ниже

Твои Имя и Фамилия

Напиши ниже

Участвовало 20 человек, из них 7 мальчиков, 13 девочек,  возраст от 7 до 12 лет.

После всех действий  Я сделал вывод:

Итак, первый вопрос: Что любишь делать в свободное время

Здесь Я понял, что встречаться с друзьями любят 14 человек, а коллекционировать – никто!

Узнал, кто любит петь, а кто делать стенгазету.

Вопрос №2  Ещё что любишь делать в свободное время

8 человек любят танцевать, остальные:

лошадь,танцы

играть в копм.

магазины, см. ТВ

гулять

собирать лего

танцевать,ролики

играть с сестрой, готовить

играть с собакой

спать

Всё это Мне очень пригодилось, когда Я довожу новый материал до обучающегося. Провожу аналогию или пример из того, что мы любим делать, и с интересом и  пониманием быстро информация доходит до головного мозга девочки или мальчика.

Следующий вопрос: Какой герой или героиня из фильмов и сказок больше всего нравится и как его зовут, Почему нравится?

Фамилия , имя

пол

возраст

Какой герой нравится?

Почему нравится?

Галактионова Лиза

ж

11

принцесса

красивая

Светличная Маша

ж

10

Анжелика из ф. Пираты Карибского Моря

смелая

Шульгина Алина

ж

8

Хана Монтана

прикольная

Бусарев Вадим

м

12

Робинзон Крузо

смелый

Кильганов Кирилл

м

9

Буратино

весёлый

Александрова Катя

ж

9

Симба

добрый

Матвеев Глеб

м

9

Финн Макмисл тачки 2

разведка

Литвинова Юля

ж

8

Белоснежка

красивая

Травкин Миша

м

8

Человек паук

 

Усикова Настя

ж

8

Стелла

решительная

Беликова Полина

ж

8

Хана Монтана

модная

Заятдинов Кирилл

м

8

Человек паук

 

Родионова Олеся

ж

7

Учитель танцев

 

Чижикова Аня

ж

11

Русалочка

красивая

Коротков Егор

м

8

Карлсон и Малыш

смешные

Червякова Арина

ж

11

Мари Лоран

справедливая

Исаченко Марина

ж

11

К.Уинслет Л. Ди Каприо

загадочные

Барбина Настя

ж

7

Блум

хорошая

Крюк Юля

ж

11

Остер

смешной

Горбачев Паша

м

11

Кхан

хороший

Здесь, очень полезная для Меня информация.

Плюс последняя колонка - это характерная черта  ребёнка. Я подтверждаю, в жизни они такие!

Ещё вопрос: С кем ты любишь играть?

Здесь, половина коллектива любит играть со сверстниками.

Следующий вопрос: Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение?

13 из 20 способны!

Дальше. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты. 

диагностика личности ребенка

Фамилия , имя

пол

возраст

Стол. К кому ближе

Мама

между

Папа

Галактионова Лиза

ж

11

 

1

 

Светличная Маша

ж

10

1

 

 

Шульгина Алина

ж

8

5

 

 

Бусарев Вадим

м

12

 

1

 

Кильганов Кирилл

м

9

3

 

 

Александрова Катя

ж

9

 

1

 

Матвеев Глеб

м

9

5

 

 

Литвинова Юля

ж

8

 

1

 

Травкин Миша

м

8

 

 

4

Усикова Настя

ж

8

1

 

 

Беликова Полина

ж

8

4

 

 

Заятдинов Кирилл

м

8

4

 

 

Родионова Олеся

ж

7

2

 

 

Чижикова Аня

ж

11

 

 

6

Коротков Егор

м

8

2

 

 

Червякова Арина

ж

11

 

1

 

Исаченко Марина

ж

11

2

 

 

Барбина Настя

ж

7

 

1

 

Крюк Юля

ж

11

 

1

 

Горбачев Паша

м

11

2

 

 

Здесь Я отметил кол-во препятствий до мамы или до папы.

Выделил красным цветом, к кому присмотрюсь повнимательнее.

Далее: Вот твои товарищи идут на прогулку. Где идешь ты.

Вот такой строй получился. Трое любознательных-впередиидущих, остальные за ними.

Двое замыкающих. Их Я запомнил.

Ещё вопрос: Решено преподнести одному человеку сюрприз.

Сюрпризы любят делать все, кроме двух равнодушных. Будем знать.

Далее: Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой?

Ответы были такие:

8 друга или подругу

2 бабушку

2 маму

1 сестру

1 себя

1 племянницу

1 никого

2 учителя танцев

Интересно, что маму взяли с собой только 2 человека.

Следующий вопрос: Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

6 в первом ряду, 7 во втором, 4 в третьем, 2 в четвёртом, 1 в шестом

Какие внимательные!

Далее: Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

14 чел. заинтересовались, остальные увлечены собой.

Группа вопросов: Если товарищ …

Смеётся над тобой

Смеётся над твоим другом

Нарочно свалил с ног

будешь плакать

пожмёшь плечами

сам будешь смеяться над ним

будешь обзывать его, бить

будешь плакать

пожмёшь плечами

сам будешь смеяться над ним

будешь обзывать его, бить

будешь плакать

пожалуешься учителю

ударишь его

сделаешь замечание

не скажешь ничего

0

4

16

2

0

3

9

8

0

2

6

12

2

На вопрос «если смеются над тобой» коллектив однозначно ответил: «Сам буду смеяться» (активно отреагировали).

Над другом смеяться  - 17 неравнодушных детей!  Похвально.

И 12 человек сделают замечание (нейтрально отреагировали), если свалили с ног.

Группа вопросов на игровой площадке:

площадка для игр

драка на площадке

спор на площадке

резвящиеся

тройки

парочки

один

куча -мала

разнимающие

наблюдатели

убегающий

внутри спора

не интересно

один

5

6

7

2

4

4

10

2

14

4

2

Здесь Мне интересно было узнать где какой обучающийся, возможно будет находиться, насколько общителен.

Также на прогулке:

  • Группа 3 ребёнка + взрослый - отметило 10 человек.
  • Группа 3 ребёнка - отметило 4 человека.
  • Группа 2 ребёнка - отметило 5 человек.
  • Совсем один -  отметило  2 человека.

Те, кто по одному - будем приобщать к коллективу.

Следующий вопрос: Как близко сядешь к человеку во главе стола?

10 человек рядом с авторитетом.

 Трое в конце стола.

Фамилия , имя

пол

возраст

кому расскажешь

о неприятности

скучаешь по

Галактионова Лиза

ж

11

маме

маме

Светличная Маша

ж

10

друзьям

маме

Шульгина Алина

ж

8

подруге

родителям

Бусарев Вадим

м

12

другу

маме

Кильганов Кирилл

м

9

маме

маме

Александрова Катя

ж

9

маме

маме

Матвеев Глеб

м

9

родителям

родителям

Литвинова Юля

ж

8

папе

бабушке

Травкин Миша

м

8

родств.

деду маме

Усикова Настя

ж

8

другу

всем

Беликова Полина

ж

8

никому

маме

Заятдинов Кирилл

м

8

родителям

маме

Родионова Олеся

ж

7

никому

маме

Чижикова Аня

ж

11

сестре

родным

Коротков Егор

м

8

другу

маме

Червякова Арина

ж

11

подруге

маме

Исаченко Марина

ж

11

подруге

маме

Барбина Настя

ж

7

маме

бабушке

Крюк Юля

ж

11

маме

маме

Горбачев Паша

м

11

маме

родным

Почти все скучают по маме.

А про неприятность рассказывают большинство друзьям и родителям

.

Вопрос с кинозалом: Ты пошел в кино вместе со всеми. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь?

14 человек комфортно себя чувствуют посередине ряда

6 человек с краю

10  человек на первом ряду, остальные чуть подальше.

И, наконец, Мне интересно было знать: Зачем Ты приходишь на танцы?

Есть целеустремленные дети, и есть, кому просто интересно.

Проанализировав все ответы на Мои вопросы, Я сделал смелый вывод: Анкетирование проведено с пользой для дела. Интересно было ребятам отвечать, а Мне узнавать ответы.

Итак, Я узнал:

  • Любимых героев каждого ребёнка
  • Способности и наклонности каждого ребёнка, кроме танцев
  • Где, возможно, будет находиться каждый ребёнок в разной обстановке
  • Насколько каждый ребёнок внимателен к взрослым и сверстникам
  • Возможные действия каждого ребёнка в различных ситуациях
  • Кто ближе всего к ребёнку (кто для него авторитет и кого он больше всего любит).

Всё это очень важно для Меня и, конечно, поможет в оздоровительном лагере, в который Я жду, не дождусь поехать в августе с моим коллективом.

Список литературы

  1. http://www.dp5.su/index.php/2011-08-27-21-13-41/91428-metodika-rene-zhilya

  1. "Применение теста Рене Жиля", или в публикации "Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью “Фильм-теста” Рене Жиля" (Вопросы психологии. М., 1997. №1. С.55-62.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка « Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей в творческой деятельности»

Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу . В докладе расскрываются  формы и ...

Методическая разработка «Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений деформаций личности педагога»

Работники сферы образования являются наиболее уязвимой категорией, подверженной профессиональной деформации. Возникновение и развитие профессиональной деформации снижает продуктивность выполнения...

Методическая разработка "Формы и методы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию"

Описываемый педагогический опыт естественно вписывается в деятельность Тверского суворовского военного училища. Он отражает педагогическую деятельность автора по гражданско-патриотическому воспит...

Методическая разработка «Формы и методы работы над развитием личности в классе фортепиано»

Музыкальное обучение обусловлено потребностями общества во всесторонне и гармонически развитой личности. Поэтому в последние годы особое внимание уделяется усилению не только воспитывающего, но и разв...

"Реализация положений Конвенции ООН о правах ребенка в практической деятельности педагога.»

        Цель: рассмотреть Конвенцию ООН о правах ребенка в системе воспитательной работы в МсСВУ, формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни обще...

Методическая разработка: Один из видов речевой деятельности – обучение лексике.

Данная разработка освещает опыт работы с лексикой на уроках английского языка....

Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие р...