Методическая разработка "Формы и методы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию"
методическая разработка на тему

Ульяненко Вадим Александрович

Описываемый педагогический опыт естественно вписывается в деятельность Тверского суворовского военного училища. Он отражает педагогическую деятельность автора по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в качестве классного руководителя.

Для изучения исходного состояния сформированности патриотизма была использована специальная диагностика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ»

Выполнил Ульяненко В.А., воспитатель 7 курса

Методическая разработка

обсуждена на заседании

педагогического совещания 7 курса

6 декабря 2011 года

Протокол № 12

и рекомендована к использованию в училище

27 апреля 2012 года

Протокол № 7

Старший воспитатель (начальник курса)

  Пыжов А.В.

Тверь

2012

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка…………………………………………………………..3

II. Введение………………………………………………………………………….5

III. Основная часть………………………………………………………………….7

IV. Заключение……………………………………………………………………..11

V. Список литературы……………………………………………………………..13

VI. Рецензия………………………………………………………………………..14

 

  

  1. Пояснительная записка

Противоречия

  1. 1. Между сложностью тематики по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся        

Дефицитом  времени для проведения внеклассных мероприятий.

2. Между необходимостью осознания сущности патриотического воспитания

  Снижением уровня сформированности у обучающихся гражданско-патриотических качеств.

Цель

Отбор и систематизация материалов   по совершенствованию гражданско-патриотических качеств учащихся путем интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Задачи

  1. Осознание сущности патриотического воспитания как эффективного механизма образовательной политики государства.
  2. Формирование в молодом человеке гражданских, социально-значимых качеств.
  3. Формирование гражданско - патриотической позиции обучающихся.
  4. Стимулирование познавательной и творческой активности обучающихся.

Образовательная среда

                             Описываемый педагогический опыт естественно вписывается

в деятельность Тверского суворовского военного училища. Он отражает педагогическую деятельность автора в качестве классного руководителя.

            В училище созданы все условия для формирования нравственных качеств личности, таких, как чувство истинного патриотизма, формирование в молодом человеке гражданских,  социально-значимых качеств.

В процессе обучения в училище суворовцы имеют возможность участвовать в поисковой, проектной, культурно-массовой работе, историко- краеведческой деятельности.

Регулярно проводятся тематические экскурсии в воинские части, Музей Калининского фронта, по местам боевой славы.

В числе важнейших ресурсов совершенствования образовательного процесса является осознанное стремление суворовцев к обучению.

 

Принципы

- научность; 

- связь с современностью;

- личностно  ориентированный подход;

- систематичность и последовательность;

- доступность;

- наглядность;

- практическая направленность.

Технология

  1. Изучение материалов по теме методической разработки.
  2. Изучение и использование накопленного педагогического опыта по вопросам  гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
  3. Подбор материала для написания методической разработки.        
  4. Организация различных форм работы суворовцев.
  5. Практическое применение  методической разработки при гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
  6. Анализ деятельности.
  7. Определение перспективы на дальнейшую деятельность.

Результативность

Описываемый педагогический опыт естественно вписывается в деятельность Тверского суворовского военного училища. Он отражает педагогическую деятельность автора по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в качестве классного руководителя.

Для изучения исходного состояния сформированности патриотизма была использована специальная диагностика.

  1. Введение

                                        Историческое значение каждого русского человека

                                       измеряется его заслугами Родине, его человеческое

                                      достоинство – силой его патриотизма.

                                                                                       Н.Г.Чернышевский

    «Иду к детям!» Из года в год  миллионы педагогов произносят эту фразу.  С чем? Для чего и, главное, для кого? Чего педагог ожидает от них? Как сделать общение источником радостного и вдохновенного труда обучающихся, школой по формированию идей гражданственности, патриотизма, гуманизма?

Поиск ответа на эти вопросы заставил меня обратиться к изучению теории по формированию патриотического воспитания как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии                        с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип обучающегося.  

     Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания как эффективного механизма образовательной политики государства                          в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип обучающегося.

       Условия возникновения, становления опыта.

          В училище созданы все условия для формирования нравственных качеств личности, таких как чувство истинного патриотизма, формирование в молодом человеке гражданских, социально-значимых качеств.

Меня заинтересовала проблема повышения гражданской активности  и тесно связанная с ней категория патриотизма. Основными показателями патриотизма является любовь к Отечеству, к людям; преданность Отечеству, людям, готовность служить Отечеству.

 Для изучения исходного состояния сформированности патриотизма была использована методика доктора педагогических наук Н.Е. Щуровой «Размышление о жизненном опыте».

Результат диагностики показал, что независимо от предметных приоритетов, обучающиеся показывали следующее распределение по уровням сформированности у них гражданско-патриотических качеств.

  1. Любовь к Отечеству, к людям: высокий – 14%, средний -60%, низкий -26% .
  2. Преданность Отечеству, людям: высокий -13% , средний -57%, низкий -30% .
  3. Готовность служить Отечеству: высокий -15% , средний -61%, низкий -24% .

         В ходе анализа результатов изучения исходного состояния сформированности гражданско - патриотической позиции обучающихся определялась необходимость активизации их патриотического воспитания.

         Идея патриотизма во все времена занимает особое место  в духовной жизни обществ. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является отправной точкой для его становления и формирования. В настоящее время все больше начинают говорить                   о патриотизме, о патриотических чувствах россиян. Любовь к Родине становится мощным эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании, значимом для различных социальных групп. Не случайно сегодня       в искусстве, в театре, кино вновь растет интерес к отечественной истории,             к нашим корням.

       Однако, вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

Ведущая педагогическая идея опыта - создание оптимальных условий           по совершенствованию гражданско-патриотических качеств обучающихся путем интеграции учебной и внеучебной деятельности, что позволяет сформировать в подростках  патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу в рамках уроков  истории и  внеклассных занятий. 

         Работа по разрешению противоречий между необходимостью повышения уровня гражданско-патриотического воспитания личности и недостаточными возможностями традиционного подхода к воспитанию была разделена              на несколько этапов:

1 этап – констатирующий – сентябрь 2011г.- ноябрь 2011г.

2 этап – формулирующий – декабрь 2011г. - февраль 2012г.

3 этап – контрольный – март 2012г. - май 2012г.

Работа по данной теме охватывает период с сентября 2011 года по май 2012 года.

         Начальный период предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности гражданско-патриотических качеств у обучающихся.

На формулирующем этапе была проведена апробация в условиях  общеобразовательного учреждения.

         Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы воспитателя по формированию гражданско-патриотических качеств личности во внеурочной деятельности.

         Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь                к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте. Для формирования патриотизма        в системе воспитательной работы в общеобразовательном учреждении нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению         И.Ф. Харламова, являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты [19]. Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А. Пашкович [14],       Т.А. Касимова [9],  Н.К. Беспятова [3],  Буторина Т.С. [4], Т.А.Орешкина [6] и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного            и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль.

     Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания обучающихся заключается в том, что  именно в общеобразовательном заведении воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

        Новизна моего опыта состоит в отборе  методов и приемов, нацеленных на формирование гражданско-патриотических качеств обучающихся.                 В комбинировании элементов следующих технологий: технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, технология развития критического мышления.

  1.  Основная часть

         В настоящее время в Тверском СВУ сложилась система патриотического воспитания обучающихся. Личность гражданина-патриота характеризуется самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, веротерпимостью, проявление любви к Родине, к родному краю,     к родным и близким, гордости за свое Отечество, за историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов, уважением конституции страны.

         Цели гражданско-патрииотического воспитания:             

             • повышение эффективности существующей в училище системы патриотического воспитании обучающихся;              

             • формирование личности гражданина - патриота  на героической тематике, на боевых традициях русской и Советской Армии,
на традициях славного военно-исторического прошлого России;
             • воспитание на примерах мужества и героизма защитников Отечества.
           Достижение целей гражданско-патрииотического воспитания становятся возможным через решение следующих задач:

  • отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;
  • организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;
  • создать условия для реализации каждым обучающимся собственной гражданской позиции через деятельность органов училищного самоуправления;
  • демонстрировать подросткам значимость их деятельности, признание       и востребованность обществом проявления их гражданских                       и патриотических качеств;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
  • углублять знания об историческом наследии своей семьи.

Направления работы воспитателя  по формированию устойчивой гражданско-патриотической позиции обучающихся:

  • связь поколений;
  • растим патриота и гражданина России;
  • мой край родной;
  • я и семья.

                         Направления работы с обучающимися.
• Поисковая работа. Формирование и пополнение фондов подлинных документов по истории училища. Подготовка художественно-документальных программ на основе документов истории училища.
• Исследовательская деятельность.
• Экскурсионная, лекционная и просветительская работа с обучающимися училища.
• Культурно-массовые воспитательные мероприятия.
• Празднование Дней воинской славы России.
• Создание мультимедийных презентаций и проведение виртуальных экскурсий по Городам-Героям, местам воинской славы России.
• Проектная  деятельность.

Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности.

      Организация гражданско-патриотического воспитания в училище – сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимно переплетены, дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его. Важной стороной   организации гражданско-патриотического воспитания в училище является его включенность в основные виды  деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

        В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П.П. Блонский, А.С. Макаренко, И.Н. Руссу,                 В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий. Проанализировав существующие                    в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, я выделил для себя группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:

п/п

Группа методов

Методы

Свойства методов

I.

Методы

формирования

сознания

личности

Убеждение, внушение, беседы, лекции,

дискуссии,

метод примера     

Постановка подростка              в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие   в их использовании.

II.

Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения

Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуа-ций, коллективное творческое дело,  метод проектов

Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы        в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности   по отношению к коллективу, обществу, ответственность     за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества.       С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

III.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка,  создание ситуации успеха

Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование     в различных его формах должно быть дозированным      и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

 

     

  Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности, активности воспитанников;

- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

- принцип опоры на положительное в человеке;

- принцип включения в деятельность.        

         В процессе работы в данном направлении было установлено,                   что реализация модели гражданско-патриотического воспитания более результативна при соблюдении следующих педагогических требований:

  • ориентация всей педагогической деятельности на создание условий       для самореализации личности обучающихся и воспитателей;
  • обеспечение взаимосвязи воспитания обучающихся, совершенствование сотрудничества родителей, обучающихся, педагогов и администрации, развитие их творческих способностей;
  • формирование готовности, стремления и умения обучающихся реализовать свои намерения в разных видах деятельности и социально-ролевых позициях;
  • обеспечение единства управленческого формирующего                               и диагностического подходов, учитывающих индивидуальность процесса гражданского воспитания обучающихся, что требует осуществлять диагностику обучающихся, результаты которой служат основанием для разработки вариантов гражданско-патриотического воспитания каждого обучающегося.

Формирование  гражданско-патриотических качеств воспитанников на основе историко-краеведческой деятельности

    Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма обучающегося. Меня как воспитателя волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование          у обучающихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви             к Родине и формирование достойного гражданина  и патриота должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе училища. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах,         а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель  краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы обучающиеся, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

          Оно позволяет обучающимся изучать историю края, социально–экономическое развитие, жизнь «малой родины» в разные периоды истории, знакомит с  выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. Цель краеведения - показать связь     и значение истории края в истории страны, подвести обучающихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса, формирует навыки исследования, воспитывает уважение к его прошлому и настоящему.

         Основные направления  краеведческой деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, презентаций, связанных с историей города, области, училища,  в сборе информации об истории города,                      в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для обучающихся  во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы  краеведческого музея, собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа, краеведческая литература.

         Формы творческих работ обучающихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы, проекты.          В краеведческой работе  могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.

  1. Заключение

       В данной работе сделана попытка описать педагогическую деятельность автора в качестве классного руководителя   по теме «Формы и методы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся».    

       Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско-патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность.

         Одним из критериев результативности опыта является диагностика оценки мотивации к творческой деятельности, творческой активности обучающихся, основанная на методике Т.И. Шамовой и Е. Торренса. Результативность опыта отслеживалась на всех этапах работы посредствам констатирующей, текущей    и итоговой диагностики.

      Описан опыт по формированию  гражданско-патриотических качеств воспитанников с помощью краеведческой деятельности, а именно: содержание и подходы к организации  внеклассных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность.

             Результаты работы определяются факторами и условиями. При осуществлении планирования гражданско-патриотического воспитания              в Тверском СВУ должны учитываться следующие факторы, определяющие его результативность:

  • наличие четких целей и нормативных требований;
  • аргументированность гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
  • планирование воспитательно-образовательной деятельности по проблеме гражданско-патриотического воспитания обучающихся с учётом результатов диагностики;
  • учет личностных особенностей педагогических работников                         и обучающихся.

               Результаты работы подтвердили, что среди многообразия внешних        и внутренних факторов  наиболее важное значение для повышения эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания имеют:

  • методически выверенное использование регионального компонента           в содержании воспитания обучающихся;
  • соблюдение педагогического такта, меры в установлении взаимодействия личности и коллектива;
  • применение достаточного разнообразия видов и организационных форм, позволяющих обучающихся занять положение субъекта социальной деятельности;
  • разработка технологии формирования опыта, направленного на достижение жизненного успеха;
  • применение новых подходов к подготовке воспитателя.

  1. Список литературы

 

1.     Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов-на-Дону/                 «Феникс», 1999. – 416 с.

2.   Бачевский В.И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.

3.     Беспятова Н.К.  Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

4.    Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования  /              Т. С. Буторина,  Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

5.     Воронцов В.Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380

6.     Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

7.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».

8.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

9.     Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

10. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

11. Мизиковский Г.В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. – М.: Просвещение, 1990. – 237 с.

12. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ин-та, 2004.–134 с.

13. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г.А. Колодницкий,

     В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М.И. Хабнер. – М.:      Дрофа, 2001. – 192 с.

14. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

15. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А.Н. Кузибецкий, Е.В. Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с.

VI. Рецензия

         на методическую разработку «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ» воспитателя (классного руководителя) учебного курса  Ульяненко Вадима Александровича.

         Методическая разработка обсуждена на заседании  педагогического совещания   7 курса 6 декабря 2011 года (протокол № 12)  и рекомендована        к использованию в училище 27 апреля 2012 года (протокол № 7).

        В методической разработке подобраны и обобщены материалы для проведения гражданско – патриотического воспитания. Идея создания методической разработки продиктована необходимостью:

  • осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства;
  • формирования в молодом человеке гражданских, социально-значимых качеств;
  • воспитания высоконравственного человека, гражданина, будущего защитника Родины;
  • создания оптимальных условий по совершенствованию патриотических качеств обучающихся;
  • диагностики изучения исходного состояния сформированности патриотизма обучающихся.

Методическая разработка содержит материалы и рекомендации                      по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

              Данная методическая разработка может быть использована воспитателями для проведения внеклассных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.

Рецензент                                                            старший воспитатель курса

                                                                                                 А. Пыжов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии»

Методические рекомендации по использованию  нетрадиционных форм и методов внеурочной деятельности для повышения познавательной активности учащихся на уроках биологии....

Презентация "Социально-педагогическая деятельность по гражданско-патриотическом воспитании обучающихся"

Презентация посвящена формам работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся....

Методический материал с презентацией по теме "Краеведение на уроках литературы и во внеурочной деятельности как средство патриотического воспитания школьников"

Обобщён опыт работы по использованию краеведческого материала на уроках литературы, во внеурочной деятельности. Названы основные формы, методы работы....

Методическая разработка по теме: «Внеурочная деятельность учащихся по спортивно патриотическому воспитанию в условиях образовательного учреждения»

Вариант проведения внеурочной деятельности по внедрению комплекса ГТО в систему гражданско-патриотического воспитания...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Использование метода проектирования в процессе гражданско - патриотического воспитания. (Из опыта работы)

Развитие патриотизма и гражданственности молодого поколения в современной России является важным фактором обеспечения  стабильного  и  безопасного  развития  нашего ...